Перейти к содержимому

Mamochki.by

беременность, роды, развитие ребенка

  • Форум
    • ТОП — 10
    • Конкурсы
    • Опросы
    • Онлайн консультации специалистов
    • Дневники
  • Узнавай
    • Пособия
    • Справочник
    • Новости
    • Энциклопедия
    • Журнал
  • Выбирай
    • Роддомы
    • Женские консультации
    • Больницы
    • Центры подготовки к родам
    • Детские поликлиники
    • Детские сады
    • Школы
  • Покупай
    • Каталог товаров
    • Объявления
    • Интернет магазины
    • Совместные покупки
    • Прокат
  • Афиша
  • Сервисы
    • 7 доказательств
    • Дата родов
    • Когда ехать в роддом (схваткосчиталка)
    • Вес при беременности
    • Определение пола ребенка
    • Линейки для форумов
    • Бюджет малыша
    • Бюджет планирования беременности
    • Таблица ВОЗ
  • Рецепты

Раннее развитие детей. Мнение психолога

></p>
<p> </p>
<p>В последнее время вокруг раннего развития детей ведутся бурные обсуждения, вплоть до споров. Нужно ли оно? Не вредят ли занятия детям? К чему может привести усиленная учеба в дошкольном возрасте? На все эти вопросы журналисту Mamochki.by ответила Анна Александровна Давидович, кандидат психологических наук, доцент. </p>
<p> </p>
<p><strong>— Анна, давайте сразу расскажем читателям, какое отношение вы имеете к детской психологии?</strong></p>
<p> </p>
<p>— Я клинический психолог, имею большой опыт консультативной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Тема моего диссертационного исследования была связана с нейропсихологическими аспектами обучения детей школьным навыкам, в частности математике.  </p>
<p> </p>
<p>— Сегодня большинство родителей водит детей в школы раннего развития. Скажите, нужно ли развивать дошкольника? </p>
<p> </p>
<p>— Учить и развивать детей надо! Вопрос только – чему учить и что развивать? В развитии психики человека есть определенные критические моменты — сензитивные периоды. Научным языком, сензитивный период – период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается готов к усвоению новых форм поведения и знаний как физиологически, так и психологически. Говоря проще, психика ребенка чувствительна к тем или иным воздействиям извне в конкретный момент жизни. К примеру, рассмотрим популярную сейчас идею «беспамперсного детства», когда мама с рождения начинает практиковать «высаживание» ребенка над тазиком. Хотя уже давно известно, что если приучать ребенка к горшку от года до полутора, то все пройдет безболезненно, быстро и комфортно для обоих участников процесса. И был ли смысл тратить собственные душевные и физические ресурсы? То же самое и с развитием. Можно и обезьяну научить распознавать буквы и цифры как графические символы. Тому же мы можем научить и годовалого ребенка. Вопрос в целесообразности.</p>
<p> </p>
<p><strong>— Как же тогда определить, что пришло время обучать ребенка?</strong></p>
<p> </p>
<p>— Когда у ребенка появляется мотив к этой деятельности. Нельзя реализовывать обучение по принципу: деятельность, а потом мотив. Мы учим, а только потом ребенок понимает, для чего нужны знания. Я сомневаюсь, что ребенок в год понимает, для чего он учит буквы или цифры. Согласитесь, что мотив к чтению – это прочитать. Это любознательность. Это интерес к книге и информации, которую можно получить через нее. </p>
<p> </p>
<p>Я знаю, что в России деятельность школ раннего развития очень жестко лицензируется. До пяти лет там не обучают ребенка школьным навыкам: чтению, письму и счету. Эстетическое развитие, двигательные навыки, пожалуйста. Это неспроста. Есть ряд исследований, которые доказывают вредоносность такого обучения. </p>
<p> </p>
<p><strong>— Расскажите про вредность поподробнее, пожалуйста.</strong></p>
<p> </p>
<p>Есть несколько аспектов. Сразу отмечу, что школьные программы не меняются. И получается, что малыш опять реализует деятельность в безмотивной среде: сначала он учился зачем-то писать и читать, когда он был маленький и у него не было мотива, а потом он приходит в школу, и там опять «Здравствуйте, это буква А». То есть мотив открытия нового — любознательность к новому у него отсутствует. Он уже все это очень хорошо знает. </p>
<p> </p>
<p>По большому счету, мы (психологи и педагоги) сами создали такую ситуацию. К сожалению, мы тестируем детей на готовность к школе, делая акцент именно на сформированности школьных навыков. Иногда это доходит до абсурда, когда проверяют скорость чтения. Кроме того, в первом классе нет оценок, и вся мотивация ребенка сводится к хорошему учителю, который грамотно может похвалить его. Если с учителем не повезло, то ребенок попадает в категорию детей, а сейчас это большинство, про которых говорят — может учиться, но не хочет. И, как правило, мотивационная слабость обнаруживается не в начальной школе, когда еще сильно давление родителей, авторитет взрослого, желание «быть хорошим», а в классе шестом, когда учебного мотива как не было, так и нет, а мотив похвалы со стороны взрослого уже теряет свою значимость. Внешняя мотивация не станет внутренней просто так, любознательность не появится на ровном месте.</p>
<p> </p>
<p><strong>— К чему еще может привести неправильный подход к раннему развитию детей?</strong></p>
<p> </p>
<p>— Есть определенные этапы становления центральной нервной системы у ребенка. К моменту появления ребенка на свет готовы только некоторые образования. Так называемый первый функциональный блок мозга – образования центральной нервной системы, которые ответственны за работу вегетативной нервной системы, ритм сна и бодрствования, рефлекторные функции и т.д. Все остальное будет развиваться очень долго, вплоть до 18 лет. Для того, чтобы все адекватно развивалось, должны быть соответствующие внешние запросы. К примеру, если поместить ребенка, родившегося зрячим в темное помещение, и он будет там находиться в течение первого года жизни, то он не будет обладать способностью к зрительному восприятию в дальнейшем. Потому что  нейроны, которые отвечают за работу зрительного анализатора, не получая соответствующих запросов извне, стимуляции, погибнут. Во всей этой сложной системе развития есть жесткая логика, ее не перепрыгнешь: все развивается в определенной последовательности. Когда мы не по возрасту начинаем обучать ребенка, мы создаем запрос к тем мозговым системам, которые еще не созрели. Да, ребенок что-то делает. Но при этом он реализует это с огромными энергетическими затратами для его центральной нервной системы (ЦНС). И потом многие мамы удивляются, что ребенок учится читать и считать, а одновременно с этим у него появляются хронические соматические заболевания (тонзиллит, ларингит, отит, атопический дерматит и т.д.). Российские коллеги выяснили, что все это напрямую связано. Если к ЦНС есть запросы, то она любой ценой пытается выполнить их, и один из таких ресурсов – первый функциональный блок мозга. У ребенка сбивается цикл сон-бодрствование, сбивается режим физиологических отправлений, режим кормления, сбивается работа эндокринной нервной системы, нарушается иммунный статус… Сегодня найти ребенка с первой группой здоровья практически невозможно. </p>
<p> </p>
<p><strong>— Когда же родителям приступать к подготовке к школе?</strong></p>
<p> </p>
<p>— Необходимо сначала создать у ребенка мотивационную готовность. Надо не просто учить его тому, как выглядят буковки и как складывать их в слова — ребенку должна быть привита культура книги. Когда ребенок скажет: «Мама, я хочу прочитать эту книгу сам», тогда и стоит приступать. Ваши усилия должны быть направлены не на обучение чтению, а на то, чтобы ребенок захотел сам прочитать книгу. В таком случае процесс обучения будет приятен обеим сторонам, и, что немаловажно, ребенок научится читать очень быстро. То же самое касается счета. Создайте мотивацию, и ребенок с удовольствием окунется в мир чисел. Но! Все это необходимо делать не раньше 4,5 лет. </p>
<p> </p>
<p>А еще я всем рекомендую прочитать книгу Венгера Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». Там написано, что совершенно не важно, умеет ли к школе ребенок считать, писать или читать, а важно, умеет ли он играть. Если ваш ребенок к школе не умеет играть, не владеет сюжетно-ролевой игрой достаточно высокого уровня, ему будет очень сложно учиться. Потому что в сюжетно-ролевой игре рождается действие с предметом-заместителем (с цифрой, числом), формируется способность к децентрации, когда можно стать на позицию другого (к примеру, учителя), формируются самые главные вещи для дошкольника – произвольность психической деятельности (способность к целеполаганию, программированию и контролю). А не тогда, когда мама собирает портфель ребенка, учит вместе с ним уроки, контролирует все этапы — такие семьи у нас сейчас в большинстве.  </p>
<div></div>
<div style=Беседовала Анна Копач

Продолжение читайте здесь
Запись опубликована 08.09.2022 автором admin в рубрике Статьи.

Навигация по записям

← Мнение психолога о раннем развитии детей. Продолжение. Топ-10 подарков ко Дню учителя →
Сайт работает на WordPress