Обычный, здоровый ребенок встает на четвереньки, когда ему исполняется 6 месяцев. Или около того. Этот период для родителей знаменует новую веху в жизни. Их власть уже становится не такой абсолютной, ребенок получил средство передвижения для познания мира. Но он двигается не только потому, что любопытен, он утоляет жажду физического движения. 
Трудно отказать?
Как только ребенок начинает ползать, нам приходится неотступно следовать за ним. Мы переживаем за него, он еще неловок, часто ударяется о препятствия на своем домашнем пути. Заметив яркую книжку на журнальном столике, он спешит туда, пытается дотянуться до нее и … мамины руки предупреждают его желание. В следующий раз он сделает еще хитрей. Ребенок укажет на, интересующий его предмет ручкой и будет настойчиво озвучивать свое требование подать ему эту вещь. Сами того не желая, своими чрезмерными заботами мы можем ему помешать встать на ножки и начать ходить. Мало того, что ребенок становится избалованным и капризным, мы отбиваем у него врожденную привычку познания, малыш становится не таким любознательным и не получает наслаждения от самостоятельных открытий.
Запреты?
Попробуйте такой способ, если считаете своего ребенка еще не таким большим для самостоятельных исследований: положите нужные ему вещи поближе, пониже, но не помогайте ему в преодолении препятствий. Если ребенок «обессилит» по дороге или будет переключать внимание на другую вещь, вот тогда пусть вступает в дело ваша находчивость. Обязательно пройдите дистанцию, научите малыша добиваться цели. Большое начинается с малого! Не игнорируйте этот возраст для того, чтобы воспитывать хорошие черты характера — настойчивость или целеустремленность, кому как больше нравится. Еще одна трудность этого периода, перехода от сидячего положения к положению ползанья, заключается в опасности «заползания» ребенка в такие места, которые ему небезопасны. Небезопасна кухня в момент ее напряженной работы, ванная комната, с ее заманчивыми проводками и шлангами, а как манят к себе розетки и кнопки телевизора… об этом уже можно писать диссертацию! Речь, однако, не сводится к запретам все это увидеть и за всем этим наблюдать. Это ненормально, когда ребенок вырастает и не знает в своем доме ни одной больше комнаты, кроме своей. Его детскую комнату заваливают мягкими игрушками, устилают коврами, звучит сказочка из динамика под потолком и …все. И так лет до двух. А вы видели глаза ребенка, когда он, сидя на полу на кухне, с силой бьет ложкой по крышке от кастрюли! А наблюдали, как высовывает язычок, когда пытается выкинуть все луковицы из овощного ящичка. А тут одна комната и однообразные в своей пестроте игрушки.
Как избежать неприятностей?
Но как же уберечь малыша от травм и прочих неприятностей вольной домашней прогулки на четвереньках? Учитывая возраст (примерно 6 месяцев), говорить много не придется, придется только действовать. Пока ребенок не в состоянии понять, почему горячо и почему нельзя надевать на голову ведро и тому подобное, даже и не пытайтесь объяснять. Незаметно отвлекая ребенка от этих вещей, вы достигните лучшего результата. Если вы «застукали» его возле розетки, с явным намерением запустить пальцы в дырочки — немедленно остановите его, переводя внимание на что-то не менее интересное. Короче, нужно отвлечь от опасного предмета ребенка и тут же сунуть ему под нос другой, да так быстро, чтобы не пришлось говорить ему «нет». Слишком частое «нет» не создает хорошего фона для взаимоотношений и вызывает протест. А его интерес к миру и желание познакомиться со своим домом не должен омрачаться страхами, что где-то за стулом или в углу его ждет «бо-бо» и «ай-я-яй». Малыши обожают лазать, карабкаться и забираться. Понятно, что нужно поощрять их двигаться и развивать свое тельце. Лучше всего предоставить для этих целей какие-то приспособления, чтобы не замирало сердце при виде карабкающегося на высокий стул ребенка. Подойдут коробки, поставленные набок, чтобы удобней было в них заползать, и стол, накрытый длинной, до пола, скатертью. Есть дети, пытающиеся преодолеть препятствие, которое им явно не по силам. Не мешайте им! Пусть сами пробуют столько раз, сколько сочтут нужным, и пусть сами поймут, где им остановиться. Если вы в ужасе от попыток малыша, не старайтесь его удержать, но будьте рядом, чтобы предотвратить опасность. Если вы удержите ребенка от таких сложных задач и проявите тревогу, то страх малыша только возрастет. Другими словами, будьте рядом и помогайте, но не ограничивайте его свободу, не побуждайте делать что-либо, что ему еще не под силу. Пройдет совсем немного времени, и вы без опаски и тревоги будете наблюдать, как ваш малыш качается на качелях, лазает по деревьям и несется с ледяной горки на любимых санках!
	Ольга Кутепова
	Журнал «Счастливые родители»
Читайте также:
Так непросто сделать первый шаг
Упражнения с ребенком для ленивого папы
Обсуждаем на форуме: