Mamochki.by

Факультативы для первоклассников: стоит ли загружать ребенка?

«Нагружать все больше нас стали почему-то…
Нынче в школе первый класс, вроде института».
(Из песни Аллы Пугачевой)

Факультатив


Ваш первоклассник совсем недавно переступил порог огромной школы – совершенно незнакомого мира, где ему предстоит многое узнать, увидеть и прочувствовать.

Еще вчера он смотрел мультики, мог понежиться в кровати или пропустить занятия в детском саду, потому что в гости приехала любимая бабушка, а сегодня… Все!

Сплошные «надо» и «нельзя»… Суровое расписание уроков и звонков не дает расслабиться: проснулся, позавтракал, оделся, как в армии, и – вперед!

А кроме уроков еще масса новых кружков, студий, факультативов…

Как найти ту самую «золотую середину», чтобы не переборщить с нагрузкой и не отбить у чада желание учиться? Остановимся подробнее на школьных факультативах.


Что говорит по этому поводу закон?

Кодекс Республики Беларусь гласит:

Статья 158

Пункт 8. Факультативные занятия – занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Типовой учебный план ему вторит:

Часы факультативных занятий распределяются на основании заявлений родителей и приказа руководителя учреждения образования с учетом максимальной допустимой нагрузки на одного учащегося.

Факультатив


Что мы имеем по факту?

Так-так-так… Оказывается, должны быть какие-то ЗАЯВЛЕНИЯ. Да-да, те самые, которые мы заполняли на первом родительском собрании, особо не понимая, чего от нас хотят.

Мамочки шумели: перешептывались, переспрашивали, советуясь друг с другом. «Да, я своего старшего на все записывала. Решила, чего он будет без толку в продленке сидеть. Пусть ходит! Может чему научат…».

«А я планирую свою после уроков забирать… Бабушка вызвалась помочь… Может не стоит на все записываться?»

«Ой, а не много ли – пять дополнительных занятий сверху? Может пусть пока привыкнет, адаптируется, так сказать… Мы и так в город на кружки ездим, все дни забиты. Я даже с работы уволилась, чтоб иметь возможность ребенка обеспечить всем необходимым по-максимуму…»

Но разговоры, разговорами, а молодая учитальница объяснила, что в первом классе предлагается четыре факультатива по выбору и пятый в обязательном порядке, где пиши – не пиши заявление, а ходить все равно будут ВСЕ.

Есть, говорит, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ФАКУЛЬТАТИВЫ, а есть те, которые ваш ребенок МОЖЕТ ПОСЕЩАТЬ, либо НЕ ПОСЕЩАТЬ.


Обязательно принудительно, или есть ли выбор?

Как оказалось, в число «обязательных» попал факультатив по физкультуре «Час здоровья и спорта». На вопрос сердобольной мамочки: «А что, если ребенку и помимо школы хватает физической нагрузки? Мы на тренировки ходим 3 раза в неделю…», последовал ответ: «Нужно отказаться от тренировок, если вы считаете, что ребенок устает».

Ладно, лишнюю физкультуру мы переживем, а что с «необязательными» факультативами? Интересно, как же их НЕ посещать, если они стоят в сетке уроков далеко не самыми последними? Что это? Случайность или закономерность?

Если учесть тот факт, что с недавних пор учителю необходимо отработать 20 часов на ставку вместо прежних 18-и, вопрос об излишней навязчивости факультативов отпадает сам собой. Факультативы ставят не для детей, а для учителей. А переутомление первоклашек – это уже «после школы», а значит, головная боль родителей.
 

Факультатив


Как понять, что у вашего ребенка переутомление? Мнение специалистов

Специалисты советуют обращать внимание на такие признаки переутомления у детей:

  1. Нарушился сон.
  2. Ребенок плохо ест.
  3. Появились вредные привычки.
  4. Ребенок не хочет рассказывать о школе.
  5. Ребенок просто сидит, смотрит в одну точку, ничего не хочет делать.
  6. Перепады настроения, «потухший» взгляд, раздражительность.
  7. Ребенок жалуется на головную боль.
  8. Резко упал иммунитет.

«Лекарство» от переутомления:

  1. Больше двигаться. Пройдитесь с ребенком пешком от дома до школы, погуляйте немного. В перерывах между выполнением домашних заданий не просите вести себя потише, меньше бегать. Пусть кувыркается, прыгает, приседает и «стоит на ушах», в разумных пределах, конечно.
  2. Отказываться от лишнего. Подумайте, каким дополнительным занятием отдать предпочтение. Хорошо бы записаться на танцы или в бассейн, чтобы чередовать умственную нагрузку с физической.
  3. Стараться жить по режиму. Старайтесь делать все примерно в одно и то же время, чтобы организм успел подготовиться. Расслабиться и поспать подольше можно в выходные.
  4. Выходные – на природе. Запланируйте на выходные поход в парк, поездку за город. Покатайтесь на велосипедах, роликах, лыжах, поиграйте в подвижные игры.

Ребенок сам не способен контролировать свое эмоциональное состояние. Нужно ему помочь, поддержать, уменьшить нагрузку, постараться чередовать физический и умственный труд, в чем-то дать «слабинку», лишний раз напомнить о своей любви и заботе.

Помните, никто не знает вашего ребенка лучше вас самих. Прислушайтесь к мнению медиков и педагогов и создайте оптимальные условия для роста и гармоничного развития вашего первоклассника.

Наталья Колесникович


Уважаемые читатели! Ваш ребенок ходит на дополнительные занятия? У ваших детей есть обязательные факультативы? Ждем ваших ответов в комментариях!


Читайте также:

Готовность к школе: что это такое?

Сыр в мышеловке, или сколько стоит бесплатное образование?

Обсуждаем на форуме:

Обсуждение школ, гимназий, лицеев

Comments

  • july-7522782

    Гость, то, что ребенок должен уметь минимально читать, я поняла, когда дети моих подруг пошли неподготовленные в школу. тогда в 1 классе начались ночные бдения мам после работы над уроками. Т.к. ребенок в школе не успевал, а в классе 90-95% умеющих читать детей. и программа больше идет для таких. если ребенку нравится заниматься-пусть занимается. моему пока нравится. И у него прекрасное детство, друзья, улица, дача, прогулки в город. главное, не переусердствовать. если с 3 лет хотя бы полчаса в день уделять развитию, к школе ребенок будет хорошо читать и писать. ну, а если ребенок не хочет, то заставлять, конечно, бесполезно. можно всю охоту учиться отбить еще до школы.

    24.09.2013 09:09
  • gost

    Я ничего не понимаю, у нас никаких уроков не задают в первом классе, ок аких уроках речь, july_75

    24.09.2013 20:09

Sorry, the comment form is closed at this time.

Comments

  • july-7522782

    Гость, то, что ребенок должен уметь минимально читать, я поняла, когда дети моих подруг пошли неподготовленные в школу. тогда в 1 классе начались ночные бдения мам после работы над уроками. Т.к. ребенок в школе не успевал, а в классе 90-95% умеющих читать детей. и программа больше идет для таких. если ребенку нравится заниматься-пусть занимается. моему пока нравится. И у него прекрасное детство, друзья, улица, дача, прогулки в город. главное, не переусердствовать. если с 3 лет хотя бы полчаса в день уделять развитию, к школе ребенок будет хорошо читать и писать. ну, а если ребенок не хочет, то заставлять, конечно, бесполезно. можно всю охоту учиться отбить еще до школы.

    24.09.2013 09:09
  • gost

    Я ничего не понимаю, у нас никаких уроков не задают в первом классе, ок аких уроках речь, july_75

    24.09.2013 20:09

Sorry, the comment form is closed at this time.