Mamochki.by

«Документы носят карательный характер». Профессор права изучила внутренние правила школ

В школах и гимназиях Беларуси действуют Правила внутреннего распорядка, которые самостоятельно разрабатываются учреждением образования и ежегодно принимаются обычно в начале сентября. Далеко не все эти правила соответствуют белорусскому законодательству — к таким выводам пришла доктор юридических наук, профессор БГУ, эксперт научно-консультативного совета при Верховном Суде и мама троих детей Юлия Гаврильченко.

Источник фото: Личный архив

После анализа нескольких таких документов эксперт обратила внимание на то, что созданы они по шаблону от Министерства образования. Есть незначительные отличия, но в целом нормы содержатся идентичные. И некоторые правила вызывают серьезное беспокойство как с точки зрения законности, так и в контексте защиты прав ребенка.

Юлия Гаврильченко предлагает рассмотреть ситуацию на примере типовых правил, которые опубликованы на сайтах некоторых белорусских школ и гимназий. 

— Не останавливаясь на противоречивости ряда положений самих Правил, стоит сразу сказать, что эти документы носят карательный характер. В них предусмотрены дополнительные обязанности и ответственность для учащихся — с одной стороны; и дополнительные права для педагогов и администрации — с другой. В соответствии с этими Правилами педагоги и администрация наделяются крайне широкими властными полномочиями по отношению к учащимся.

Учителя могут требовать от детей что угодно? 

Если верить Правилам, учащимся в гимназии и на ее территории «категорически запрещается не выполнять требования педагогических работников» (п. 5.4 Правил). 

В п. 21 повторяется: «Выполнение требований учителя на уроке является для учащихся обязательным и безоговорочным». В случае, если требования учителя нарушают права учащегося, «последний может проинформировать об этом дежурного администратора» (п. 21). 

Получается, что даже нарушение прав ребенка или незаконность предъявляемого требования не являются основанием для отказа от выполнения. При этом за неоднократное нарушение Правил устанавливается дисциплинарная ответственность учащегося (п. 55).
 

Источник фото: Pexels.com

Законодательство:

В Кодексе об образовании (в дальнейшем — Кодекс) четко установлено, что к дисциплинарной ответственности обучающийся может быть привлечен лишь за неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника (пп.1.4 ст. 126). Также нужно иметь в виду, что дисциплинарным проступком может быть признано лишь противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение учащимся своих обязанностей.

Вывод:

Кодекс как акт более высокой силы устанавливает два важных условия:

1. Требование педагога должно быть законным, то есть возможность его предъявления должна быть прямо предусмотрена в законе (возможно, в акте законодательства, но никак не в Правилах или другом акте школы или гимназии);

2. Требование может быть не исполнено по уважительной причине. Уважительными могут быть признаны: отсутствие физической возможности; вероятность причинения вреда учащемуся или третьим лицам в результате исполнения требования; несоответствие требования нравственным или религиозным убеждениям учащегося и др.

Comments

  • yuri-petrusha22624

    за два десятилетия беларусов как паук муху паутиной опутали нормами (от констиутции, скверных законов и до подзаконных актов и инструкций) обеспечивающих административный беспредел и юридический произвол представителям власти на всех уровнях управления и во всех сферах деятельности
    минобр впереди планеты всей что по отношению к детям что к учителям что к преподавателям вузов

    08.09.2020 09:09
  • terra-inkognito22748

    стране нужны кардинальные реформы, система образования калечит. но это процесс обычно долгий, может мы сможем удивить мир и созрело не только наше национальное самосознание )

    08.09.2020 10:09
  • bars100622651

    Только у нас так может быть, когда одно конкретно так противоречит другому.
    С одной стороны учитель может требовать всего, что угодно, а ученик по уставу школы обязан выполнять. А с другой стороны ученик, особенно в возрасте до 14 лет, может беспредельничать на уроке, и ему за это ничего не будет – только пальчиком погрозить могут.

    08.09.2020 10:09
  • klumba22841

    bars1006,
    а нужно что? мочь ударить дубинкой? в колонию?….?

    08.09.2020 10:09
  • zyza22842

    В стране, где Конституция утратила статус главного закона, где наблюдается дефолт права, где живут не по законам, а по понятиям, разговор о внутренних распорядках школы вызывает грустную улыбку. К кому апеллировать? К “самому справедливому и независимому суду в мире”?

    08.09.2020 10:09

Sorry, the comment form is closed at this time.

Comments

  • yuri-petrusha22624

    за два десятилетия беларусов как паук муху паутиной опутали нормами (от констиутции, скверных законов и до подзаконных актов и инструкций) обеспечивающих административный беспредел и юридический произвол представителям власти на всех уровнях управления и во всех сферах деятельности
    минобр впереди планеты всей что по отношению к детям что к учителям что к преподавателям вузов

    08.09.2020 09:09
  • terra-inkognito22748

    стране нужны кардинальные реформы, система образования калечит. но это процесс обычно долгий, может мы сможем удивить мир и созрело не только наше национальное самосознание )

    08.09.2020 10:09
  • bars100622651

    Только у нас так может быть, когда одно конкретно так противоречит другому.
    С одной стороны учитель может требовать всего, что угодно, а ученик по уставу школы обязан выполнять. А с другой стороны ученик, особенно в возрасте до 14 лет, может беспредельничать на уроке, и ему за это ничего не будет – только пальчиком погрозить могут.

    08.09.2020 10:09
  • klumba22841

    bars1006,
    а нужно что? мочь ударить дубинкой? в колонию?….?

    08.09.2020 10:09
  • zyza22842

    В стране, где Конституция утратила статус главного закона, где наблюдается дефолт права, где живут не по законам, а по понятиям, разговор о внутренних распорядках школы вызывает грустную улыбку. К кому апеллировать? К “самому справедливому и независимому суду в мире”?

    08.09.2020 10:09

Sorry, the comment form is closed at this time.