Неприятный случай, который произошел 6 декабря с Ольгой Давидович и её семьей, произвел резонанс в обществе и, надеемся, не обошел стороной владельцев магазинов.
Напомним, Ольга с мужем и ребенком, который спал в коляске, прогуливались в одном из крупных торговых центров. Молодая мама с маленьким ребенком зашла в один из магазинчиков, ассортимент которого состоял на 50% из детской одежды. Но продавец стала на повышенных тонах требовать, чтобы девушка вышла из магазина, вернее вывезла коляску, так как с колясками в магазин входить нельзя. Супруг девушки отреагировал возмущением и потребовал книгу жалоб. Книгу им не дали, сказали, что привезут позже. Подойдя к назначенному времени, Ольга с мужем увидели, что магазин был уже закрыт (намного раньше графика), а на двери появилось объявление, написанное от руки, что с колясками вход запрещен.
Так Ольга пишет об этом на своей страничке в facebook.

опрос среди наших форумчанок, чтобы узнать, не являлись ли они жертвами нарушения закона, и на данный момент большинство ответивших без каких-либо проблем осуществляют покупки в магазинах вместе с детьми в колясках.
Даже не будучи юристами, понятно, что магазин нарушил права потребителя. Журналисты mamochki.by ознакомились с Правилами осуществления розничной торговли и Законом о защите прав потребителей, и определили самые явные, по нашему мнению, факты нарушения.
1. Продавец не имеет права препятствовать входу покупателей с коляской.
При продаже товаров методом самообслуживания отбор товаров покупателями в сумки, пакеты, портфели и иные подобные принадлежащие покупателям вещи не производится. Покупатели вправе производить отбор товаров в корзины для покупок, тележки для покупок и другие подобные средства, предоставляемые покупателям продавцом, предназначенные для транспортирования товаров покупателями при продаже товаров в магазинах самообслуживания.
Для обеспечения сохранности вещей покупателя (хозяйственных сумок, пакетов, портфелей и иных крупногабаритных вещей) продавец должен создать соответствующие условия.
Продавец не вправе препятствовать входу покупателей в торговый зал с вещами покупателя.
(Постановление Совмина №703 от 22 июля 2014 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания», глава 1, пункт 20).
Также, согласно статье 10 Закона о защите прав потребителей, потребитель имеет право на свободный выбор товара:
— Потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги) надлежащего качества в удобное для него время с учетом режима работы продавца (изготовителя, исполнителя).
— Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан оказывать содействие потребителю в свободном выборе товара (работы, услуги).
— Установление каких-либо иных преимуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе товара (работы, услуги) не допускается, за исключением преимуществ или ограничений, предусмотренных законодательством.
И также, согласно части второй пункта 1 статьи 10 Закона Республики Беларусь “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь” физически ослабленным лицам должны создаваться условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного передвижения (в том числе пешком, на колясках, личном и общественном транспорте), доступа в здания и сооружения, включая жилые дома и квартиры, беспрепятственного передвижения и деятельности внутри этих объектов, а также в местах отдыха и туризма.
При этом в соответствии с частью первой пункта 1 данной статьи закона к физически ослабленным лицам относятся инвалиды, а также лица с ограниченными возможностями передвижения (престарелые, лица с повреждением опорно-двигательного аппарата, беременные, дети дошкольного возраста, взрослые с детьми на руках или в колясках).
Фото с сайта www.tagabikes.com
2. Книга жалоб должна предоставляться незамедлительно.
В торговом объекте, объекте общественного питания, в доступном для покупателя месте должна быть размещена информация о месте нахождения книги замечаний и предложений. Книга замечаний и предложений предъявляется по первому требованию покупателя. При этом запрещается требовать от покупателя предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения в книгу замечания и (или) предложения.
(Постановление Совмина №703 от 22 июля 2014 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания», глава 1, пункт 11).
3. Покупатель не должен беспокоиться о том, что испачкает товар.
Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с установленными требованиями сохранение качества и безопасности товаров, продукции общественного питания, обеспечить надлежащие условия продажи, осуществления общественного питания, в том числе размещение товаров в торговом зале на торговом оборудовании, обеспечивающее покупателю возможность свободного выбора товаров, продукции общественного питания.
(Постановление Совмина №703 от 22 июля 2014 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания», глава 1, пункт 8).
4. Магазин должен работать соответственно графику.
Режим работы торговых объектов, объектов общественного питания, продавцов, осуществляющих розничную торговлю без (вне) торговых объектов, должен соответствовать режиму работы, указанному в документе об установлении режима работы, форма которого утверждается Министерством торговли.
Покупатели обслуживаются в установленное время работы продавца.
Запрещается прекращать доступ покупателей в торговый зал в связи с приближением времени окончания работы продавца. За 10 минут до окончания времени работы продавец может предупредить покупателей о том, что время работы заканчивается, и обслуживание покупателей прекращается в соответствии с режимом работы.
Все покупатели, находящиеся в торговом объекте в момент окончания его работы, должны быть обслужены.
(Постановление Совмина №703 от 22 июля 2014 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания», глава 1, пункты 4,5).
Фото с сайта mygazeta.com
Конечно, разбираться компетентно в этой ситуации предстоит юристам и специалистам общества потребителей. Остается надеяться, что такое поведение в сфере продаж и обслуживания будет искореняться, культура общения и соблюдения прав в нашей стране будет повышаться и походить на европейский уровень.