В школу не хочу!
Большинство деток с нетерпением ждут 1 сентября, чтобы гордо назвать себя школьниками. Однако случается так, что школа совсем не интересует ребенка. Чадо откровенно заявляет о том, что в школу не пойдет. Почему так происходит, и как разобраться в этой ситуации?
Причин, по которым дети не хотят идти учиться, много. В каждой семье будет своя. Работать с этой проблемой лучше совместно с психологом, так как родители могут не найти источник проблемы или неверно воздействовать на ребенка. Причина есть всегда – не сомневайтесь. Рассмотрим основные из них.
Итак, причина первая: ребенок маленький и психологически до школы не дорос. Не бывает в мире ничего одинакового, тем более детей. Кто-то уже в пятилетнем возрасте проявляет незаурядные способности к знаниям и тяготеет к школе, а кто-то и в 7 лет готов только играть и никаким занятием, даже в течение 15 минут, его не заинтересуешь.
Дорогие родители, не равняйтесь никогда на деток соседей и ваших друзей. Не страшно, если ваш отпрыск пойдет в школу на год-два позже, чем они, но готовый к ней. Поймите, ребенок будет находиться в школе следующие 9 или 11 лет и важно, чтобы она не вызвала отрицательных эмоций, страхов и не стала для него кошмаром. А это возможно только тогда, когда малыш «дозреет» до школы.

Фото с сайта www.econet.ru
Частенько у родителей возникает еще один вопрос: а можно ли передержать ребенка в детском саду? А что, если ребенок перегорит и потом в школе ему будет неинтересно? Такой вариант возможен, но не обязателен. В каждом конкретном случае, исходите, прежде всего, из интересов ребенка: если ваш сын или дочь умеет складывать небольшие цифры, неплохо читает по буквам, тяготеет к детям постарше – несомненно, лучше не задерживаться в детском саду. Не тормозите развитие своего ребенка. Затрудняетесь с выбором – обратитесь к специалисту, который в игровой форме протестирует вашего отпрыска и подскажет вам уровень готовности как психологической, так и теоретической.
Причиной №2 являются биологические факторы: здесь проблема серьезнее и связана с отклонениями в развитии ребенка: неспособностью к запоминанию, усвоению недостаточного объема информации, проблемами со слухом или зрением и другое. Здесь уже стоит задуматься о специальном учреждении, так как ребенку будет очень тяжело учиться в классе наравне с другими детьми, если, например, у него очень плохое зрение или серьезное нарушение слуха. Дополнительная коррекционная работа со специалистами, например, по улучшению памяти, тоже может улучшить ситуацию.
Третьей причиной нежелания ребенка идти в школу может быть завышенная планка со стороны близких ему людей. Когда в ребенке видят только победителя, требуют от него, чтобы он всегда и везде был лучшим, не дают право на ошибки, а в случае неудач ругают и наказывают, да еще приговаривают: «Это сейчас ты в садике, а через год в школу пойдешь – я тебе спуску не дам!» или: «Школа – это тебе не детский сад, там с тобой церемониться не будут!» Не стоит даже сомневаться, что при таком раскладе ребенок еще задолго до школы начнет ее бояться и воспринимать, как нечто ужасное и неизбежное.

Фото с сайта www.alimero.ru
Есть и обратная сторона медали: иногда родители, желая привить чаду интерес к школе, рассказывают ему как там хорошо, весело и интересно, что в принципе является не совсем правдой, ведь в школе бывает и скучно, и нужно делать домашние задания, и на уроках высиживать целых 35 минут. Поэтому, когда ребенок с воодушевлением ожидает похода в первый класс, а потом его представления о школе разлетаются вдребезги, исходя и реальности – он не хочет больше туда ходить.
Вывод: говорите правду о том, что школа – это место, где можно многому научиться и получить различные знания, завести много новых знакомств и хороший друзей. А еще попробуйте объяснить ребенку, что он уже взрослый и самостоятельный, раз пошел в школу, и что как мама и папа ходят на работу, ребенок должен ходить в школу и зарабатывать там оценки. Все дети хотят быстрее вырасти и быть как родители. Этим вы обозначите школьнику его новое привилегированное положение: раньше он был маленький, а теперь большой (как мама и папа), но тем самым покажете, что и спрос с него теперь, как со взрослого.
Четвертая причина относится к неспособности ребенка взаимодействовать и общаться. Здесь большую роль играет детский садик. В каких бы замечательных условиях не воспитывался ребенок дома, если он не ходил в детский сад, ему крайне тяжело дается адаптация среди сверстников и могут быть серьезные проблемы с общением. Это не правило, но исключения – редкость. Находясь в детском саду, малыши быстро осваиваются в коллективе, у них вырабатывается понятие распорядка дня, совместных занятий с воспитателем, отсутствие капризов (в садике бабушки нет, заступаться некому). Детки учатся общению: делиться игрушками, конфетками, заводят первых друзей. Сад – важный этап в жизни ребенка и лучше его не пропускать.

Фото с сайта www.shool1reut.ucoz.ru
Пятая причина – это нежелание родителей развивать ребенка. Часто ввиду занятости или позиции: в школу пойдет – научится, родители не занимаются с ребенком, ничему его не учат. Придя в первый класс такие дети, как правило, вообще не умеют ни читать, ни писать. Школа действительно должна всему научить, но имея в голове какие-то основы и понятия, малышу проще справиться с массой заданий, которые он с первых дней получает в школе, и не выглядеть хуже своих сверстников. Важно не переусердствовать: вы можете полностью подготовить ребенка к школе, и окажется так, что он умеет и читать отлично, и писать, и многое другое. Но, имейте в виду, что в школе ему быстро станет скучно, и он потеряет к ней всякий интерес. Поэтому если вы переусердствовали – отдавайте ребенка во второй класс. При определенных условиях это возможно.
В конце хочется добавить, что в любой ситуации, колеблясь или не зная, какое решение принять, исходите, прежде всего, из интересов вашего ребенка, и решение будет принято верно.
а так же о том, как можно понять готов ли ваш ребенок к школе.