Внутриутробное обучение

Была у меня коллега: успешная в карьере, созидательная в семье. Ее дочка уже в три года знала неправильные английские глаголы, а в пять зубрила таблицу умножения. Эта энергичная женщина считала святым долгом внедрить свою жизненную философию в мозг всех мам и регулярно рассказывала им об «особенно хороших» секциях и новых методиках развития. Я сочувствовала подругам, но втайне радовалась, что пока не разделила их участь. Однако как только мой округлившийся живот выдал интересное положение, я тут же оказалась в зоне повышенного внимания со стороны сердобольной коллеги. Ведь по ее версии «правильное обучение должно начинаться еще до рождения…» 

 

><br /><span style=Фото с сайта www.do3.ru

 

Учиться никогда не рано, или в университет до рождения!

 

Оказывается, в Европе и США уже давно пышным цветом цветет новая область педагогики – пренатальная. Есть целые учебные заведения для нерожденных детей – в частности Пренатальный университет в Калифорнии. Моя заботливая коллега, к счастью, не могла себе позволить отправить меня в столь престижный ВУЗ, однако его программу, как и программы многих европейских центров такого рода, я узнала во всех подробностях. В таких местах к образованию относятся серьезно: учат будущих детей ассоциировать чувства со словами, играть на своеобразном пианино и знакомят с азами арифметики. Услышав об этих чудесах, я только посмеялась: ведь ни счетными палочками, ни тем более музыкальными инструментами моя утроба не располагала. Но ученые справились с этими трудностями. Арифметике учат так: женщина помещает перед животом галогенную лампу и включает ее два раза, говоря через рупор: «Две вспышки». Затем следуют три, четыре, пять. Помимо числительного, нужно обязательно произносить слово «вспышка», иначе будущий младенец якобы не соотнесет числительное с количеством включений лампы.

 

В качестве пианино выступает одетый на мамин живот пояс, который позволяет малышу извлекать музыкальные звуки с помощью толчков. 

А научить ребенка словам довольно просто: «темно-светло» – включать и выключать свет; «холодно-тепло» – прикладывать к животу холодные и теплые предметы; а можно озвучивать свои действия («качаюсь») или действия малыша («пинаешь»).  

Связь с отцом в таких заведениях предлагают устанавливать через рупор, ведь из-за шумового фона в мамином животе ребенок слышит только громкие звуки. 

 

Но больше всего меня впечатлило предложение начинать учить малыша иностранному языку с помощью плейера и наушников, одетых на живот! Вопрос, как моему ребенку, пока находящемуся в замкнутом пространстве живота, может пригодиться знание английского, выветрил всю доброжелательность моей заботливой коллеги. Однако к этому времени мой интерес к теме пренатального воспитания был разбужен и требовал новой информации. 

 

><br /><span style=Фото с сайта ru.123rf.com

Немного теории

 

Столетие назад было обнаружено, что мозг еще не появившегося на свет плода содержит в 2-3 раза больше нейронов, чем у взрослого человека (около 200 млрд.), однако к концу беременности большинство из них погибает. Ученые предположили, что эти нервные клетки атрофируются, т.к. не работают в период внутриутробного развития. С другой стороны, стало известно, что, находясь в утробе матери, ребенок слышит звуки, различает свет, реагирует на музыкальный ритм. Из этих рассуждений и возникла идея о необходимости внутриутробного обучения. 

Его сторонники уверяют, что, стимулируя мозг ребенка еще до рождения, и тем самым укрепляя связи между нейронами, мы обеспечиваем ему высокие физические и умственные способности, и даже укрепляем иммунитет! Новорожденные, закончившие Пренатальный университет, активнее других детей, они опережают сверстников в развитии и демонстрируют наличие близкого эмоционального контакта с родителями – утверждают работники этого учебного заведения. 

 

Но не весь ученый мир единодушен в этом вопросе. Многие ученые считают, что природой не предусмотрено загружать плод огромным количеством информации. Достаточно долгий период беременности и предназначен для того, чтобы у ребенка успело сформироваться все необходимое для жизни. И если вместо того, чтобы плавно развиваться, малыш начинает усиленно учить математику, нарушается естественный ход развития, что может привести к печальным последствиям. Так, был проведен эксперимент над птенцами перепела. Ученые воздействовали на их зрительный нерв, освещая яйцо через дырку в скорлупе. Когда птенцы вылупились, они были совершенно растеряны и не реагировали на крики матери – что не позволило бы им выжить в естественных условиях. 

 

Узнав об этом, я окончательно закрыла вопрос пренатального обучения и решила вынашивать своего ребенка «по-старинке», минуя опасные эксперименты. 

Но, несмотря на мой скептицизм и все странности такого раннего обучения, я смогла разглядеть в нем один огромный и неоспоримый плюс: благодаря ежедневному общению с малышом (пусть и на тему математики) между ребенком и родными довольно рано устанавливается крепкая эмоциональная связь.

 

><br /><span style=Фото с сайта www.prenatal.it

Другие пути

 

Уже после родов я узнала, что существует масса менее революционных методик пренатального обучения. К примеру, в США очень распространена разработанная доктором Брентом Логаном система BabyPlus. Она представляет собой 16 аудиоуроков, состоящих из звуков, похожих на сердцебиение. Б. Логан утверждает, что звук сердцебиения – наиболее понятный для нерожденного ребенка язык, а речь и музыка – чужды и чересчур сложны. Прослушивая эти уроки, ребенок начинает различать звуки, развивается и устанавливает хороший эмоциональный контакт с мамой. Судя по отзывам, все дети, прошедшие эту программу, рождались спокойными, довольными, легко приспосабливались к изменениям в среде и развивались быстрее сверстников (например, осознанно улыбались к 10 дню жизни). Каким-то странным образом эти уроки отражаются на толщине пуповины: все комментаторы в один голос указывали на это. 

 

В России большей популярностью пользуется методика Михаил Лазарева «Сонатал», представляющая собой систему напевок. Тексты не имеют значения, главное – мелодика и интонации. Считается, что детки, знакомые с этой программой, реже страдают от гипоксии, чаще рождаются доношенными, а после рождения болеют меньше сверстников и демонстрируют ярко выраженные творческие способности. 

 

><br /><span style=Фото с сайта vk.com

Мой вариант

 

Последние месяцы перед родами я с головой ушла в переезд и ремонт, напрочь забыв обо всех новомодных тенденциях. Однако мой организм сам перестраивался, местами кардинально меняя пристрастия и привычки. К примеру, некогда любимые «Земфира» и «Ночные снайперы» резко надоели, а Моцарт, Бетховен и Шуберт зазвучали по-новому и приятно. Если до этого в Художественном музее я была один раз (на фотосессии в день своей свадьбы), то теперь ходила туда еженедельно, по дороге скупая книги по искусству. Я пошла на курсы для беременных, выбранные по одному критерию: удобное расписание. Однако оказалось, что меня занесло в очень правильном направлении: помимо техник дыхания там показывали картины Моне, учили петь и расслабляться под классику.

 

Но самое главное было в другом: контакт с крохой крепчал каждый день. Я вела с ним внутренние беседы, пела колыбельные и гладила живот. И делала это не потому, что так надо, а потому, что просто не могла иначе. Это было так же естественно, как разговаривать с мужем, или принимать душ. И к восьмому месяцу беременности все наши с крохой дни начинались с любопытного ритуала: ровно в шесть утра меня будили настойчивые пинки в живот, которые прекращались только после исполнения «Калыханкi». Кстати, эту самую «Калыханку» уже через год мой сыночек мурлыкал сам. 

Конечно, что-то есть в советах ученых. Но мне кажется, куда полезнее слушать себя – ведь природа, в отличие от науки, никогда не ошибается.