Форум для родителей

Уведомления
Очистить все

Разновозрастные группы в Методе Монтессори

1 Записи
1 Пользователи
0 Reactions
203 Просмотры
25margaret
(@25margaret)
Записи: 0
New Member
Создатель темы
 

В традиционной системе образования дети искусственно объединены в группы одного возраста. В начале жизненного пути всех нас, особенно в садах-школах-институтах окружают, по большей части сверстники. Но так было не всегда. Раньше дети вырастали в больших семьях, с традиционно большим набором детей, рядом были и старшие, и младшие сёстры-братья. Дети не только посильно помогали в повседневной деятельности родителям, но и каждодневно оказывали помощь-поддержку малышам. Затем младшие подрастали, и также брали на себя заботу о новых малышах. Получается, что наши современники, имеют возможность разнообразить свои социальные взаимоотношения только устроившись на работу, ведь тогда они и получат возможность регулярного обмена опытом с людьми другого возраста.
В коллективе, где все его члены близки по возрасту и опыт у всех приблизительно одинаковый. Соответственно у детей нет возможности взаимообучения, ведь уровень их развития приблизительно одинаковый. А вот в специально подготовленной среде Монтессори всё совершенно иначе. Детское сообщество включает себя несколько возрастов, чаще всего трёх, отличающихся на год. В ней всё время происходит циркуляция навыков, опыта, идей, которыми более младшие регулярно подпитываются от старших.
В разновозрастной среде ребёнок видит свою ближайшую перспективу, в лице уверенных в себе, умных и умелых, но только чуть более старших детей, которые при случае всегда могут оказать поддержку в сложных ситуациях, им очень нравится помогать. Малышам же нужны эти помощь и поддержка и они тянутся к старшим. Любой ребёнок может примерить на себя обе роли, и старшего, "тянущего за собой паровоза", и младшего-ведомого. Таким образом, проявляется связь времён, и ребёнок может гораздо глубже вникнуть в суть происходящих, вокруг него, постоянных перемен. Это даёт ему возможность стать гордым и уверенным членом человеческого сообщества.
В Монтессори-группе ребёнок тянется к старшим, жадно перенимая у них правила и модели поведения. Вспомните хотя бы детский фольклор (анекдоты, считалки, игры), которые чаще всего передаются от ребёнка к ребёнку, без вмешательства взрослых. Младшему так хочется повторить то, чем они занимаются и, как результат, интересуется материалами и занятиями другого, более серьёзного для него уровня. Задолго до того, как он сам будет работать с довольно сложными, но привлекательными сенсорными, математическими и языковыми материалами у него есть возможность многократно наблюдать, как с ними работают опытные руки старших товарищей, он видит разные способы решений, сложных для него ещё пока, проблем. И как же часто бывает, что когда ребёнок решается и просит показать ему сложную и волнительную для него презентацию, то она просто превращается в обыкновенную формальность. Он, посмотрев её много раз в исполнении более старших коллег, уже знает, ЧТО и КАК делать с вожделенным материалом. Ребёнок просто понимает... Всё, что делают старшие дети, он может сделать САМ или прямо сейчас, или, когда совсем чуть-чуть подрастёт.
Есть свои бонусы и для старшего. Он имеет благодарную аудиторию и возможности для занятия позиции взрослого, когда можно ввести в курс дела младшего коллегу. Кроме того, в процессе формулирования объяснений, всегда есть дополнительные возможности для понимания сути вопроса, ну а параллельно это возможность ещё лучше научиться доносить свои мысли до собеседника, развивая попутно речь, терпение, получая навыки наставничества.
В такой среде гораздо легче проходят и адаптационные процессы. Ребёнок приходит в особое детское сообщество, где постоянно кипит деятельность, все знают, что хотят делать. Дети САМИ, не только ставят перед собой задачи, но и ищут пути реализации своих планов. Да, в первые моменты новички выглядят немного потерянными, но это гораздо лучше, чем попасть в среду одногодок, которые плачут и хотят в привычную домашнюю среду. Увидев спокойных, занятых делами детей, ребёнок быстро успокаивается и встраивается в среду.
Разновозрастная группа имеет и другие положительные моменты влияния. Тихий, робкий, покладистый ребёнок имеет возможности для проявления своих лидерских качеств, пусть и пока среди малышей. Он растёт в своих собственных глазах, когда оказывает им помощь. Порывистый, неспокойный и излишне подвижный ребёнок, учится самоконтролю и сдержанности, ведь нахождение в среде малышей обязывает, он ведь может их задеть.
В группе разновозрастных детей складываются гораздо более близкие взаимоотношения, они больше походят на отношения внутри семьи. Нет смысла конкурировать ведь все понимают, что если чего-то не получается, то нужно просто немного подрасти. Ведь становится очевидным, что более взрослый ребёнок и более умел.
Получается, что разновозрастная группа даёт детям гораздо больше возможностей для интеллектуального, духовного, физического роста, а также для развития адаптационных возможностей и встраивания в человеческую общность. Но очень важно, чтобы компетентные взрослые (Монтессори-гид и ассистенты) поддерживали среду в работоспособном состоянии, предоставляя потенциальные обстоятельства для развития детей всех возрастов. Родителям и специалистам нужно научиться вовремя уходить в тень, отодвинуться на второй план и дать детям возможности для самоорганизации и самостоятельного решения своих проблем.

Юрий Филёв, Монтессори-гид (AMI 3-6)

Специально для проекта Монтессори.Дети


 
Размещено : 15/10/2015 12:12 дп
Поделиться: