Здравствуйте. Моему сыну 8 лет, ходит во 2 класс. Второй год занимается у дефектолога. Но написание букв Ж и Ш, а иногда Ч и Ц, В и Ф у него вызывают трудности. Произношение этих звуков в порядке, как помочь при письме???
Здравствуйте, какого рода проблемы возникают с написанием букв: ребенок заменяет данные буквы (акустическая форма дисграфии), либо страдает написание указанных вами букв (оптическая дисграфия).
Если это акустическая дисграфия необходимо работать над четкой суховой дифференциацией звуков, которые ребенок плохо различает на слух. И до тех пор, пока этот навык не будет отлично развит, ребенок будет продолжать угадывать буквы, обозначающих те или иные звуки. Упражнения на различение звуков: • Предложить придумать слова со звуком Ж и Ш.
• Поднять букву Ж или Ш в зависимости от наличия ее в услышанном слове
. • Выкладывание под буквами Ж и Ш картинок, в которых содержатся эти звуки.
• Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (Са_а – Саша, са-а-сажа)
При оптической дисграфии можно применять прием «Пальчиковой азбуки» Пальчиковая азбука развивает также и пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику и конструктивный праксис. Последовательность усвоения графемы включает следующие виды заданий:
- построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом педагогом;
- сравнение пальчиковой буквы с образцом;
- предложение ребенку построить букву по словесному указанию без образца;
- предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца;
- рассмотрение предложенного варианта буквы (ребенок строит свой вариант буквы по возможностям и уровню развития воображения);
- отгадывание буквы, построенной другим ребенком.
Данные упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии:
• складывание букв из составляющих их элементов;
• «переделка» одной буквы в другую;
• вылепливание смешиваемых букв из пластилина;
• письмо смешиваемых букв в воздухе (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);
• вырезывание букв из бумаги или картона;
• обводка контуров букв;
• узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.);
• узнавание букв, наложенных друг на друга;
• узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);
• письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку