Нам уже год и 1,5 недели(родились недоношенными в 35,4 недели),как и положено ауканье,агуканье до года было,в 9 месяцев обернулась к нарисованному мишке на стульчике для кормления,сказала тя-тя и много -много всего на своем неразборчивом языке....с тех пор все тя-тя,показывает и называет тя-тя....в год начала говорить баба,и папа(когда тот приходит с работы),но вскоре как и тя-тя па-па стало обозначать и другие предметы,требует,чтобы носили и показывали все,что она показывает пальчикои и называет тятей...Стихи читать не хочет и сказки тоже,любит слушать детские песенки и рассматривать картинки,некоторые указывает пальчиком при просьбе показать,но ничего не называет...Раньше звала собачку ав-ав,теперь просто молчит.Когда хочет есть не говорит ам-ам или ням-ням,а просто причмокивает ртом.Это нормально?
Ребенок может вплоть до двух лет, хорошо понимая все, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова — либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепетного говорения. И при этом, если ребенок живет в нормальных условиях, его речь развивается.
Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно. Еще неделю назад ничего не говорил, а сегодня уже говорит развернутыми предложениями. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. Бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто начал говорить в 10-месячном возрасте. Поэтому не стоит беспокоиться, если до двух лет в активном словаре ребенка всего два-три слова. Если он понимает обращенную к нему речь, если вы создаете все необходимые условия для его нормального развития, значит, рано или поздно ребенок заговорит.
А вот как рано или насколько поздно, во многом зависит от вас.
Основных причин «застревания» на стадии автономной детской речи две. Во-первых, окружающие близкие взрослые охотно используют в своем общении с ребенком «детский язык», повторяя его звуки и предлагая свои словечки типа «ням-ням», «пи-пи» и пр. Во-вторых, родители и бабушки угадывают желания малыша с полуслова и полувзгляда. В таких условиях потребности в настоящих словах у ребенка не возникает.
для преодоления подобных проблем необходимо неукоснительно соблюдать два правила:
• «не понимать» автономных слов и невнятных вокализаций ребенка, побуждать его к правильному произношению и называнию нужных ему вещей и таким образом создавать речевую задачу.
• не заменять разговор с ребенком языком «мам и нянь», то есть не говорить с ребенком с помощью различных «бу-бу» или «пи-пи»;