
В то время как многие родители сетуют на белорусскую школу и учителей, аргументируя свое мнение плохой подготовкой преподавателей и нерациональной учебной программой, «Таварыства беларускай школы» обучает учителей со всей страны на дистанционном курсе методике «Активная оценка». Курс призван показать педагогам, что в их силе увеличить мотивацию к учению, улучшить успехи учеников и сформировать позитивное отношение к школе. Причем не надо ждать перемен «сверху». Учитель может сделать обучение увлекательным и высокоэффективным сам, как только начнет пользоваться методикой «Активной оценки» (АО). Самое интересное, что «АО» существует и реально работает в Беларуси с 2009 г.
С чего все началось:
«Активная оценка» — это методика с мировым именем. Впервые о ней заговорили в 1967 году, благодаря известному педагогу Бенджамину Блуму. В начале 2000-х «Активная оценка» нашла свое применение в США, Франции, Чехии, Польше. В Чехии она была признана настолько эффективной, что Министерство образования выбрала ее основной для применения в школах. С 2009 г. методика «АО» реализуется в белорусских школах и распространяется педагогами-новаторами с помощью семинаров, конференций и обучающих дистанционных курсов.
Суть методики:
Традиционно учителя выставляют ученикам баллы в конце занятия. В итоге в дневнике и журнале появляются, так называемые «подытоживающие оценки», т.е. результат работы на уроке. Именно согласно этим отметкам родители оценивают успехи своих детей. Однако согласитесь с тем, что баллы не показывают, над чем именно нужно работать ученику, что у него не получается и на что нужно обратить внимание. Все эти задачи призвана решить «активная оценка». «АО» — это новая стратегия обучения, которая предполагает получение регулярной обратной связи учеником и его родителями от учителя. Т.е. балл перестает быть главным индикатором успеха или неудач обучаемого.
Рассмотрим действие «АО» на реальных примерах из учебного процесса:
— Занятия в школе для многих детей – это процесс, который полностью зависит от учителя. Ученик не решает ничего. Его дело — прийти, изучить материал, подтвердить знания, получить отметку. «АО» меняет подход к обучению. Согласно методике любое занятие начинается с того, что учитель вместе с ребятами вырабатывают цели для занятия, причем делают они это на понятном для обучаемого языке (т.е. без всяких заумных педагогических формулировок). Это делается для того, чтобы каждый понимал, что сегодня будет на занятии, и к чему нужно стремиться на уроке. В конце занятия педагог вместе с учениками проверяет, удалось ли им добиться целей. Самое интересное, что каждый ученик сам себя оценивает и подводит итог своей работе на уроке.
— Обычно занятия в школе проходят в режиме «поднимаешь руку — вызывают». Тихие и пассивные ребята очень часто так и «просиживают уроки». «АО» меняет отношение к учебному процессу. Во-первых, методика предполагает увеличение времени на ожидание ответа от ученика. Кстати, поднимать руку при ответе с «АО» тоже теперь необязательно. Один из приемов методики – это наличие специальных карточек с именами и фамилиями детей, которые учитель достает в течение занятия. В итоге, отвечают все и по несколько раз. Во-вторых, педагог обучает учеников, как задавать вопросы, формируя желание интересоваться происходящим. В-третьих, ребята учатся ставить цели для себя и проверять свои достижения согласно им. В-четвертых, учитель больше не «ловит» учеников на том, чего они не знают, а делает все, чтобы обучаемые усвоили материал. Для этого педагог создает разные формы работы, в которых каждый ученик может высказаться. Одним словом, активность ученика превышает активность учителя в рамках методики.

— Учитель регулярно проводит проверочные работы, которые вызывают страх, дрожь и стресс у учеников. Для многих ребят – это как «русская рулетка»: даже не знаешь, что получишь за нее, но надеешься втайне, что все будет хорошо. «АО» меняет подход к проведению проверочных работ. Перед тестом учитель вместе с учеником обсуждают, какие пройденные темы должны быть в работе, разрабатывают критерии оценки проверочной (например, успешно выполненная работа – это дать развернутый ответ на все вопросы, написать все даты, написать все слова без ошибок и т.д.). Таким образом, ученики и их родители знают, чего ждать и проверочная работа перестает быть чем-то непонятно-пугающим. Кстати, согласно традиционной методике преподавания педагог обязан выставить отметки за работу в журнал и перейти к новой теме.
Согласно «АО» учитель предлагает каждому ученику решить самому, стоит ли выставить отметку в журнал и если он не согласен, то предлагает вариант индивидуальной работы, чтобы устранить пробелы в знаниях. Ученик получает комментарии от учителя в устном или письменном виде о том, над чем ему стоит поработать. Педагог и обучаемый работают над темой с помощью дополнительных заданий до того момента, пока ученик не повысит свои знания по теме и не получит новую отметку, с которой будет согласен. Важно, что ребенок сам осознает свои проблемы и сам принимает решение улучшить свои знания, став лучше.
— Традиционно ученики приносят оценки домой практически каждый день. Балл не отражает конкретных знаний, умений и навыков ребенка на определенном этапе, он просто может показать, как ученик сегодня работал на уроке. «АО» предусматривает сокращение количества отметок в журнале. Зато если они и появляются в журнале, то показывают реальный уровень ученика. Каждому обучаемому учитель предлагает в конце занятия оценить себя и своих «коллег», проанализировав достижение целей занятия. По итогам анализа педагог предлагает оценки выставить в журнал и раздает комментарии о работе на занятии. Каждый ребенок вправе согласиться на отметку или выбрать вариант «проработать» тему еще раз с учителем.
Заметим, что методика «АО» предполагает не только активную работу педагога, но и деятельность родителей. Без них стратегия «Активная оценка» не будет эффективной. О том, что должны делать родители в рамках «АО», рассказывает Михаил Викентьевич Кудейко, старший преподаватель кафедры педагогики высшей школы и СВТ БГПУ им. М. Танка.

Рекомендации родителям:
1) Перестаньте спрашивать у ребенка: «Что ты сегодня получил?». Вместо этого поинтересуйтесь: «Чему ты сегодня научился? Что было хорошо? Что плохо? Какие рекомендации тебе дал учитель?».
2) Давайте ребенку поручения, предварительно определив критерии для оценки (ребенок должен четко понимать, чего вы хотите от него и как ему этого добиться). Проверяя выполненное, предлагайте ему самому решить — хорошо он справился или нет.
3) Комментируйте действия ребенка, начиная с позитивных моментов.
4) Учите детей рассуждать. Поощряйте мыслительную деятельность.
5) Доверяйте ребенку и советуйтесь с ним.
6) Помните: у ребенка всегда есть шанс улучшить свои знания. Не забывайте давать ему этот шанс.
Таким образом, «Активная оценка» — это стратегия, которая учит детей видеть свои успехи и идти вперед, осознавать свои неудачи и устранять пробелы. Методика «АО» создает эффективное взаимодействие между учителем, учеником и его родителями. «АО» уже работает и применяется белорусскими педагогами. Для того чтобы начать использование «АО», нужно просто желание педагога, а теоретическую основу и практические рекомендации дадут педагоги-новаторы «Таварыства беларускай школы».
Подробнее об «Активной оценке» читайте на сайте aacenka.by
Я бы оставила в статье только часть предложения из первого абзаца: «учитель может сделать обучение увлекательным и высокоэффективным сам»
Не все могут-)) некоторые хотят, но одного желания мало.
Хорошо, что есть подробный материал, который раздевалки и пояслили для заинтересованных педагогов. Радостно, что не все и не всем безразлична система образования.
Для кардинальных мер по замене принципа преподавания всей системы ещё далеко и почти не реально.
А вот изменения в подходе оценки и её исправления, путём пояснения проблемного материала, это было бы хорошо.
Даже в мои школьные дни, наша классная ( учитель рус.яз и лит-ры) проявляла инициативу, придумывал бланки, в которых учитывались даже неполные ответы и даже не правильные, почти все уроки лит-ры проходили в группах по 7-8 человек, когда обсудив между собой материал не страшно было рассказать учителю. И оценки были у всех, просто дифференцированные согласно качеству и продолжительности ответа.
такое громкое название, а на деле—пшик

что им мешает? у нас нет требований к единой методике преподавания, например, есть только обязательная программа, но остальное не регламентировано.
вы не правы, все регламентировано, мы можем пользоваться только тем,что одобрено министерством образования!!!!!!!!и те же учебники Герасимова по математике мы покупали еще 2 года назад подпольно и вели уроки втихаря и так со всем остальным… а по отметкам у нас есть нормы оценки по учебным предметам http://www.edu.gov.by/main.aspx?guid=14421
Не поленилась открыть математику по вашей ссылке. Раздел:
2. Методологические посылки и принципы построения содержания учебного предмета «Математика»
2.1. При определении содержания учебного предмета «Математика» необходимо руководствоваться требованием разумной достаточности: понятия, факты, методы должны быть базовыми в математике как науке и востребованными в дальнейшем при продолжении образования и практической деятельности. В содержании учебного предмета для общеобразовательных учреждений базовыми являются понятия числа, фигуры, величины, переменной, соответствия, операции.
2.2. При отборе содержания математического образования предпочтение отдаётся его развивающей функции, а не информационной. Для обязательного усвоения выделяется минимальный объём информации, акцент делается на овладение обобщёнными универсальными способами деятельности, а также умениями применять их для анализа и исследования отдельных фактов.
2.3. Содержание математического образования должно быть личностно ориентированным, приобретаемые знания должны помогать учащимся успешно решать проблемы, возникающие в повседневной жизни, быть применимыми в различных ситуациях.
2.3. Дифференциация образования реализуется посредством проведения факультативных занятий. Содержание учебной программы составляет основу построения содержания факультативных занятий.
2.5. Содержание математического образования должно сформировать у учащихся понимание того, что математика является важнейшим элементом общечеловеческой культуры, значимым для устойчивого развития современного общества. Организация обучения математике должна способствовать освоению учащимся достижений математической культуры, которое позволит ему ориентироваться в информационных потоках, находить и использовать нужные знания.
2.6. При отборе и структурировании содержания математического образования учитываются следующие общие принципы: единство содержательной и процессуальной сторон обучения, структурного единства содержания обучения на разных этапах, научности, практической направленности, доступности, оптимизации, дифференциации и интеграции, гуманизации и преемственности обучения, наглядности, сознательности и активности учащегося, прочности знаний.
2.7. На каждом этапе изучения математики должна быть обеспечена относительная завершённость содержания математического образования, а также его преемственность на каждой из трёх ступеней общего среднего образования.
2.8. Гуманитаризация образования отражается в содержании учебного предмета посредством эколого-социальных, исторических, культурологических, экономических материалов, национальных традиций.
Здесь что-то мешает учителю «сделать обучение увлекательным и высокоэффективным»?
Кстати, хотела узнать ваше мнение относительно системы В.И. Жохова.
Рекомендуете или нет?
Но если б это было легко, самому придумать эффективную систему оценки, систему преподавания, это нужно очень много времени. Не будет же учитель (и мне бы не особо хотелось) ставить эксперименты, то так попробовать оценивать, то так попробовать донести материал… надо видеть и результат , что видно со временем. Это большая научная работа, КАК и к ЧЕМУ это приведет. А когда эта методика разработана, то при желании можно обучится этому и применять.
Учителя — это обычные люди, родители, бабушки,а не рабы у которых кроме школы и учеников нет больше интересов в жизни, и они может и хотят сделать занятие более интересным, но для этого нужно время, средства и большая аналитическая работа для подготовки таких занятий.
Если есть люди, которые собрали и проанализировали опыты, разработали планы, стратегии, то остальным ничего и не мешает воспользоваться готовым, кроме желания.
А вот тут только желание или его отсутствие может помешать.
Но я думаю, что может не все учителя знают о таком способе оценки, и может существуют другие методики преподавания/оценивания и т.п.
Я знаю преподавателя, который случайно узнал об этой активной оценке и привлек ещё своих коллег, которые специально хотят пройти, а может прошли этот курс.
Некоторые моменты без комментариев или пояснений меня немного вводят в шок. Типа такого
Обсуждение тем для проверки с учениками — это совсем не представляю, как обсуждать
и кто определяет критерий развернутости ответа? ученики должны быть очень честными и самокритичными, я понимаю, что есть точные науки, где надо написать число или дату или формулу, там все понятно, такое и раньше все проводили и это не ноу хау. Но вот по литературе проверочная работа — написать развернутый ответ? это типа творческой работы? так такое тоже раньше в программах было. Где новинки или я не понимаю ничего…
как работают некоторые моменты в режиме реального урока, где в классе сидит хотя бы 10 человек, мне тоже совсем не понятно
т.е. учитель работает с одним, объясняет, а остальные 9 в это время заняты самостоятельной работой? Урок 45 минут, значит, на одного человека в плотном режиме после приветствия не более 4 минут, как за такое время можно все пояснить, посоветовать и проверит? Мне кажется, что все как и раньше, на словах красиво, а на деле как-то никак
Здравствуйте, уважаемая Tamira. Вы немного далеки от педагогики,поэтому и не поняли суть.
Поясню, что значит обсуждение тем с педагогом перед проверочной работы. Это значит, что учитель и ребята по окончании определенного раздела обобщают, что было пройдено и вспоминают наиболее важные моменты. Учитель может задать вопрос: «Скажите, что мы узнали в данном разделе?» Ученики отвечают. Учитель сообщает: «В нашей проверочной работе будет , например, вот это… вот это. Вам нужно будет , например, вставить пропущенные слова .» Ученики могут сами предложить тему «А давайте , например, напишем даты по теме «.
Новизна заключается в том, что ученики знают точно, чего ждать (вплоть до типов заданий) и знают, к чему готовиться. Основная мысль в том, что учитель старается даже морально подготовить их тесту. Отныне тесты — это не пытка и попытка «подловить ученика», а настоящая проверка, что усвоили.
Что касается, того.. что вы не понимаете , как учитель дает комментарии.
Поясняю: учитель дает комментарий либо письменный , либо устный ( это не обязательно долго и все сидят и ждут. На практике — это увлекательно, т.к. учитель может попросить оценить ученика самостоятельно по специально созданным шаблонам и заранее выработанным критериям. Это совсем недолго. На самом деле, это то, чего не хватает большинству уроков в школе.
Сейчас все просто приходят и проводят уроки… и все…
А с Активной оценкой ребята знают, к чему идти и как к этому дойти — в этом новизна
Позвольте с вами не согласиться! Все педагоги и классы, которые пользуются Активной оценкой реально увидели изменения.
Это методика делает обучение целенаправленным. Уверена, что если ваши дети это попробуют, то вы заметите разницу. Поэтому не будьте стереотипным человеком! Это уже старомодно:)
Уважаемый админ, вы абсолютно верно выделили основную мысль статьи, однако, вы немножечко неправы.
Если оставить только один абзац в этой статье, то она теряет смысл. А цель была донести до родителей то, что есть альтернатива в обучении, что не все так, как вы думаете.
Чувствуется, конечно, ваш скепсис, однако, надеюсь, что вы человек прогрессивных взглядов и что материал был вам полезен:)
вы ничего не зная о людях, сразу делаете выводы)))) я не так далека от педагогики, как Вы думаете, потому как работала в школе 8 лет. я филолог. поэтому и примеряла эту систему к своему предмету.
про типы заданий все равно не понятно. до теста на уроке дети у меня работали с разными заданиями и не по учебнику тоже. так что на тесте нового ничего быть не может. имхо.
комментарии Ваши носят оттенок снисходительности к недоумкам, поэтому дальше вести здесь обсуждение у меня нет желания. Извините
речь шла об оценках, а не о преподавании конкретного предмета, сделать обучение увлекательным и высокоэффективным мы можем только на свой страх и риск….на бумаге все красиво, она все выдержит)))) у меня лежали учебники Чебатаревской в шкафу на случай проверки, а детей я учила по Герасимову, если я не могу использовать нужный мне учебник, то как же я могу использовать нужную мне методику? если я хочу использовать АО, то как же нормы оценки по учебным предметам. Я не могу игнорировать письменные работы контрольные и я не имею права переписывать эту работу дожидаясь той отметки, которую хотел бы ребенок иметь))))
вот как пример нормы оценки по русскому языку.
Нормы оценки результатов учебной деятельности по учебным предметам
на I ступени общего среднего образования
1. Оценка результатов учебной деятельности
по учебным предметам
”Русский язык“ в школах с русским языком обучения
и “Белорусский язык“ в школах с белорусским языком обучения
Оценка результатов учебной деятельности учащихся по русскому (белорусскому) языку проводится в соответствии с требованиями образовательного стандарта «Русский язык» («Белорусский язык»). Контролю и оценке подлежат:
уровень усвоения теоретического материала;
уровень сформированности учебно-языковых умений и навыков;
орфографическая и пунктуационная грамотность;
уровень коммуникативно-речевых знаний, умений, навыков учащихся.
Устный опрос
Устный опрос является одним из методов проверки знаний учащихся по русскому (белорусскому) языку. Единицами контроля при устном опросе являются: связное изложение учащимися языковой теории (правило); языковой разбор (фонетический, морфологический, синтаксический, орфографический); развёрнутый ответ на вопросы по изучаемому материалу; комментирование выполнения практических заданий.
Критериями устного ответа являются:
1) знание теоретического материала и умение подтверждать его примерами (собственными или из учебника);
2) умение применять знания теоретического материала при выполнении практических заданий;
3) правильность речи (соблюдение языковых норм – произносительных, грамматических); логичность, последовательность, точность.
Оценка устного ответа
Баллы Показатели оценки
1 1. Пытается ответить, но правило не формулирует даже фрагментарно; не может привести примеры.
2. Не может выполнить практические задания.
3. Речь несвязная, невыразительная, изобилует многочисленными недочётами
2 1. Воспроизводит учебный материал только с помощью вопросов учителя; не может привести примеры.
2. При выполнении практических заданий не обосновывает свои суждения.
3. Речь непоследовательная, невыразительная, допускаются многочисленные недочёты
3 1. Неполно излагает учебный материал, при формулировке правил, определении понятий допускает многочисленные ошибки, которые исправляет только с помощью учителя; затрудняется в приведении примеров.
2. При выполнении практических заданий не может обосновать свои суждения.
3. Речь не всегда последовательная, маловыразительная, допускаются многочисленные речевые недочёты
4 1. Знает и воспроизводит учебный материал, но при формулировке правил, определении понятий допускает 4 ошибки; затрудняется в приведении примеров.
2. При выполнении практических заданий не обосновывает свои суждения.
3. Речь не всегда последовательная и выразительная, допускаются многочисленные речевые недочёты
5 1. Знает, понимает и воспроизводит учебный материал, но допускает 3 ошибки при формулировке правил, определении понятий; приводит примеры только из учебника.
2. При выполнении практических заданий в основном обосновывает свои суждения.
3. Речь преимущественно последовательная, связная, выразительная, но допускаются речевые недочёты
6 1. Знает, понимает и воспроизводит учебный материал, но допускает 2 ошибки при формулировке правил, определении понятий; приводит примеры преимущественно из учебника.
2. При выполнении практических заданий в основном правильно применяет правило.
3. Речь последовательная, связная, выразительная, но допускаются отдельные речевые недочёты, которые не исправляются при указании на них
7 1. Полно и осознанно воспроизводит учебный материал, но допускает 1 ошибку при формулировке правил, определении понятий; приводит собственные примеры.
2. При выполнении практических заданий правильно обосновывает свои суждения.
3. Речь последовательная, связная, выразительная, но допускаются отдельные речевые недочёты, которые исправляются при указании на них
8 1. Полно и аргументированно воспроизводит учебный материал, но допускает 1 2 недочёта в изложении правила, определении понятий; приводит собственные примеры.
2. При выполнении практических заданий осознанно применяет правило.
3. Речь последовательная, связная, выразительная, но допускаются единичные речевые недочёты, которые исправляются при указании на них
9 1. Полно, правильно, аргументированно излагает учебный материал, приводит собственные примеры.
2. При выполнении практических заданий осознанно применяет правило.
3. Речь правильная, последовательная, выразительная, но допускаются единичные речевые недочёты, которые самостоятельно исправляются
10 1. Полно, правильно и аргументированно излагает учебный материал, приводит собственные примеры;
2. В применении правил демонстрирует высокую степень осознанности.
3. Речь правильная, последовательная, выразительная
Орфографическая и пунктуационная грамотность
Оценка орфографической и пунктуационной грамотности осуществляется с помощью письменных работ – обучающих и контрольных. При оценивании письменных работ следует различать грубые, негрубые, повторяющиеся, однотипные ошибки.
Грубые ошибки – это:
ошибки на изученные орфографические и пунктуационные правила (машина, овечка, лесник, сказка, лестница, читаешь, рожь, побелка, не читал, кататься и др.);
ошибки в изученных словарных словах (берёза, класс). Несколько ошибок в одном словарном слове, считаются за одну ошибку (молоко).
Грубые ошибки исправляются, выносятся на поля и обозначаются: ⁄ – орфографическая ошибка, √ – пунктуационная ошибка.
Грубые ошибки на неизученные правила исправляются, но на поля не выносятся и не учитываются.
Негрубые ошибки – это:
графические ошибки и описки (замена одной буквы другой – сполб вместо столб; перестановка букв – тертрадь вместо тетрадь; повторение одной и той же буквы в слове – доом вместо дом; повторение одного и того же слога – бежажать вместо бежать; пропуск буквы в слове – мшина вместо машина);
ошибки в переносе слова;
отражение на письме вместо букв е, ё, ю, я их звукового значения (йаблоня вместо яблоня, пойут вместо поют);
постановка одного знака препинания вместо другого в конце предложений; после обращения;
пропуск одного знака препинания при выделении обращения в середине предложения;
отсутствие красной строки;
ошибки (касается только IV класса) на правописание безударных падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, безударных личных окончаний глаголов, изучение которых в 4 классе вынесено на практический уровень. В остальных классах начальной школы ошибки на перечисленные правила исправляются, но не учитываются.
Негрубые ошибки исправляются, выносятся на поля и обозначаются: H – негрубая ошибка. Каждая негрубая ошибка считается за пол-ошибки. Пол-ошибки при нечётном количестве негрубых ошибок округляется в меньшую сторону, т.е. в пользу ученика (3 негрубые ошибки – 1 грубая ошибка).
Повторяющиеся ошибки – это ошибки в одном и том же слове или формах этого же слова (ученик – с учениками – ученики; река – за рекой – в реке; ходить – ходил – ходят). Повторяющиеся ошибки, независимо от их количества, считаются за одну ошибку. Повторяющиеся (грубые и негрубые) ошибки исправляются в каждом допущенном слове, но на поля выносятся только один раз – в первом слове с ошибкой.
Однотипные ошибки – это ошибки в разных словах на одно и тоже правило (земля, землянка, бежать, бегун – на правописание безударных гласных в корне слова; вьюга, крылья – на правописание слов с разделительным ь). Однотипные ошибки на изученные правила, допущенные в разных словах, считаются в каждом слове отдельной ошибкой.
Примечание.
Написание белорусской буквы і вместо русской и (или наоборот) исправляется, но за ошибку не считается.
Отметка за работу, которая написана неаккуратно, небрежно, с большим количеством исправлений, снижается на 1 балл.
Письменные классные и домашние работы
При оценивании письменных классных и домашних работ в количественный показатель ошибок включаются суммарно все орфографические и пунктуационные ошибки.
Оценка письменных классных и домашних работ
Баллы Количество ошибок
1 более 7 ошибок
2 7 ошибок
3 6 ошибок
4 5 ошибок
5 4 ошибки
6 3 ошибки
7 2 ошибки
8 1 ошибка
9 1 негрубая
10 без ошибок и исправлений
Письменные контрольные работы
Контрольными письменными работами являются: списывание, диктант, диктант с грамматическим заданием, словарный диктант, контрольная работа по теме, тематический разноуровневый тест.
Объёмы и количество всех видов контрольных работ по классам регламентируются Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь.
Контрольное списывание применяется в I II классах и оценивается не в баллах, а содержательно.
Контрольный диктант – способ проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся. В качестве диктанта используются связные тексты (авторские или специально составленные), близкие по тематике и понятные по лексике учащимся начальных классов. Каждый текст диктанта должен быть насыщен орфограммами и пунктограммами на изученные правила (примерно 50 % от общего количества всех слов диктанта). В диктант включаются простые по структуре предложения, состоящие из 2 8 слов. Слова с неизученными орфограммами выписываются на доске (допускается не более 3 таких слов).
Контрольный диктант с грамматическим заданием. При выполнении контрольного диктанта с грамматическим заданием объём текста диктанта сокращается на 10 слов.
Оценка контрольного диктанта
Баллы Количество ошибок
1 Ошибок более, чем на 2 балла
2 1/7, 2/6, 3/5, 4/4, 4/5, 5/3, 6/0, 6/1, 6/2
3 0/7, 1/6, 2/5, 3/4, 4/3, 5/1, 5/2
4 0/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2, 5/0
5 0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/0, 4/1
6 0/4, 1/3, 2/2, 3/0, 3/1
7 0/3, 1/2, 2/0, 2/1
8 1 2 негрубые, 0/2, 1/0, 1/1
9 0/0, 0/1, 1 негрубая
10 0/0
Примечание. В числителе указано количество орфографических ошибок, в знаменателе – пунктуационных.
Грамматическое задание. Для выполнения предлагаются 3 грамматических задания. В качестве грамматических заданий рекомендуется использовать различного вида разборы: фонетический, на морфемный состав слова, по частям речи, синтаксический, лексический (подбор синонимов, антонимов) и т.п.
Орфографические ошибки, допущенные в грамматическом задании, учитываются при выставлении отметки за диктант.
За контрольный диктант с грамматическим заданием выставляются две отметки – одна за диктант и одна за грамматическое задание. Обе отметки выставляются в одну графу журнала: 8/7.
Оценка грамматического задания
Баллы Объём
1 Выполнены все задания, допущены 8 ошибок, или
Выполнены 2 задания, допущены 5 ошибок, или
Выполнено 1 задание, допущены 2ошибки
2 Выполнены все задания, допущены 7 ошибок, или
Выполнены 2 задания, допущены 4 ошибки, или
Выполнено 1 задание, допущена 1 ошибка
3 Выполнены все задания, допущены 6 ошибок, или
Выполнены 2 задания, допущены 3 ошибки, или
Выполнено 1 задание без ошибок
4 Выполнены все задания, допущены 5 ошибок, или
Выполнены 2 задания, допущены 2 ошибки
5 Выполнены все задания, допущены 4 ошибки, или
Выполнены 2 задания, допущена 1 ошибка
6 Выполнены все задания, допущены 3 ошибки, или
Выполнены 2 задания без ошибок
7 Выполнены все задания, допущены 2 ошибки
8 Выполнены все задания, допущена 1 ошибка
9 Выполнены все задания без ошибок, допущены 1–2 исправления
10 Выполнены все задания без ошибок
Контрольный словарный диктант проводится с целью проверки усвоения правописания изученных слов с непроверяемыми орфограммами.
Оценка словарного диктанта
Баллы Количество ошибок
1 8 и более ошибок
2 7 ошибок
3 6 ошибок
4 5 ошибок
5 4 ошибки
6 3 ошибки
7 2 ошибки
8 1 ошибка
9 1 негрубая
10 Без ошибок и исправлений
Контрольная работа по теме (тематический контроль) – способ проверки знаний, умений и навыков учащихся по изученной грамматической теме. Она может проводиться в форме тематической контрольной работы или тематического теста.
Тематическая контрольная работа в зависимости от сложности и объёма грамматического материала может содержать различное количество заданий (но не более 6 заданий), которые должны в полной мере охватывать основное содержание конкретной изученной темы.
Тематический тест должен включать 5 или 10 заданий по изученной грамматической теме.
Оценка тематической контрольной работы
и тематического теста
Баллы Степень выполнения заданий
1 Правильно выполнено менее, чем на 2 балла
2 Правильно выполнено не менее 20 % заданий
3 Правильно выполнено не менее 30 % заданий
4 Правильно выполнено не менее 40 % заданий
5 Правильно выполнено не менее 50 % заданий
6 Правильно выполнено не менее 60 % заданий
7 Правильно выполнено не менее 70 % заданий
8 Правильно выполнено не менее 80 % заданий
9 Правильно выполнено не менее 90 % заданий
10 Правильно выполнены все задания
Оценка коммуникативно-речевых знаний, умений и навыков
Уровень владения коммуникативно-речевыми знаниями, умениями и навыками проявляется в учебной деятельности учащихся по воспроизведению авторских текстов и созданию собственных высказываний на определённую тему, по серии картинок. Результатом данного вида учебной деятельности являются различного вида изложения и сочинения.
Оценивание изложений и сочинений
Изложения и сочинения носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учётом двух параметров: содержания и грамотности.
Содержание изложений и сочинений оценивается с учётом следующих критериев:
соответствие теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
логичность и последовательность изложения фактического материала;
наличие или отсутствие речевых недочётов.
Содержательными (текстовыми) ошибками считаются:
несоответствие содержания текста обозначенной в заголовке теме;
нераскрытие основной мысли;
нарушение логичности, последовательности развития мысли в тексте;
наличие речевых недочётов.
Речевые недочёты – это ошибки, связанные с нарушением требований качества речи, её точности, чистоты, богатства, уместности.
К речевым недочётам относятся:
лексические ошибки: необоснованное повторение одного и того же слова (Котёнок сидел на дереве. Котёнок жалобно мяукал. Котёнок не мог спуститься вниз.); необоснованное употребление рядом однокоренных слов (В лесу лесник нашёл редкий цветок.); употребление слова в неточном значении (Длительная дорога утомила нас вместо длинная дорога; услышать обидчивые слова вместо обидные слова); употребление диалектных слов и просторечий (транвай вместо трамвай; лаболатория вместо лаборатория); нарушение общепринятой сочетаемости слов (покласть на стол вместо положить на стол);
грамматические (морфологические и синтаксические) ошибки: неправильное образование и употребление форм склонения, спряжения (нет чулков вместо нет чулок; к ей пришла подруга вместо к ней пришла; давай побегим на речку вместо побежим на речку; новое платье красивше старого вместо красивее старого; злой собака вместо злая собака); ошибки в словообразовании (куст розы вымерзнул вместо вымерз); нарушение границ предложений (Во дворе дети играли в снежки. И весело смеялись).
Ошибки содержательного характера и речевые недочёты подчёркиваются волнистой линией и обозначаются на полях условными знаками: С – ошибка содержательного характера; Р – речевой недочёт. Каждый речевой недочёт считается за пол-ошибки. Пол-ошибки при нечётном количество недочётов округляется в сторону уменьшения, т.е. в пользу ученика (3 недочёта 1 ошибка).
Количество содержательных ошибок и речевых недочётов учитывается суммарно при выставлении отметки за содержание изложения или сочинения.
Грамотность написания изложений и сочинений оценивается с учётом наличия или отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок. Все орфографические и пунктуационные ошибки исправляются. На поля выносятся только ошибки на изученные правила: ⁄ – орфографическая ошибка, √ – пунктуационная ошибка.
Количество орфографических и пунктуационных ошибок учитывается суммарно при выставлении отметки за грамотность.
За изложения и сочинения выставляются две отметки: 9/8 (9 – за содержание, 8 – за грамотность).
И это только по русскому, а они по всем предметам и на каждый возраст свои, если ко мне придет проверка из отдела образования я не могу сказать, что мы писали диктант, ребенок получил 2, мы поработали немного, написали снова и он уже получил 6…На уроках есть такая возможность, но не выполняя письменные работы.
Все, это сколько?
Хорошая система, правда я бы сказала, что не всем подходит.
Tamira, прошу прощения, если вам показался мой ответ снисходительным по отношению к вам. Очень приятно, что вы педагог и тем более рада, что вы пытались применить методику к своему предмету. Очень здорово, что вы ваши тесты всегда совпадали с программой и дети знали, что будет. Значит, и вопросов никаких у нет.
Возможно, вы найдете более подробные ответы на свои вопросы о новизне данной методике на сайте http://aacenka.by/
Здравствуйте, вы даете очень хорошие комментарии. Очень интересно читать. Соглашусь с тем, что реально есть проблема: нужно выставлять отметки в журнал, а не ждать пока ученик наберет знания, доработает и вы выставите отметку по знаниям. Но это все обсуждают педагоги в рамках курса «активная оценка» и находят выход. Предлагаю вам записаться на дистанционный курс, когда будет след. набор. Очень помогает «прокачать» свои пед.навыки.
Что касается количества, то судите сами: на данный момент на курсе обучается 90 преподавателей со всей страны. У каждого педагога несколько классов, где он применяет методику. Каждый год педагоги получают знания о методике. Эта система работает с 2009 года, Плюс регулярно проводятся семинары и тренинги. Вот вам и ответ по количеству. Мне кажется, достаточно много:)
Кстати, возможно вам будет более интересно почитать здесь http://aacenka.by/
Все нормально, без обид.
Но в статье говорится о том, что
про родителей в статье, наверно, опущено.
я читала материал, прежде всего, как родитель будущего школьника.Я уже давно не работаю в школе. И я не поняла, что нового или отличного от старого предполагает система в связи Учитель-родитель. Если бы мне, например, на родительском собрании ответили, что я далека от педагогики, поэтому мне не понятна будет новая система, то меня бы это возмутило и настроило против нее гораздо сильнее. Ведь по такой непонятной системе должен учиться мой ребенок.
Вот и я новизны не увидела. В том или ином виде ао есть у каждого учителя))
А кому подходит, кому не подходит? Может парочку критериев сможете выделить 🙂
Да, видимо слишком прогрессивных и вообще не вижу смысла в оценках))
Кому не подходит:
шестилетки, дети быстроутомляемые, флегматичные.
Подходит :
Активным, даже гиперактивным, неусидчивым, детям хорошо подготовленным к школе ( высока вероятность, что может в обычном классе пропасть интерес).
Своего ребёнка я бы не обучала по данной методике, у нас были проблемы с неврологии, мне кажется, что такие нагрузки ему точно противопоказаны. Плюс ко всему в старших классах не будет премственности, скорее всего, это тоже отрицательно может сказаться, ребенку тяжело будет перейти на стандартное обучение. Да и мало времени прошлого, чтобы судить о том как же повлияет в дальнейшем такое обучение.
Осталось только немножко повесить зарплаты учителям, ну так, для мотивации. Чтоб действительно хотелось научить чему-то ребенка даже во внеурочное дополнительное время для «залатывания» пробелов.
Согласна, что очень мало раскрыто про систему отношений «родитель -ученик — учитель». Вообще должно быть так: Учитель проводит с родителями собрание и обьясняет, что собирается вводить новую систему. На собрании он рассказывает, что отныне родители будут регулярно получать комментарии о прогрессе ребенка. Плюс родители должны поменять отношение (если таковое было) об учебном процессе. Т.е. перестать спрашивать: «Что ты получил сегодня», а начать интересоваться» Что ты узнал? Какой комментарий дал тебе учитель? А как ты считаешь»?
Учитель поясняет, что оценок в журнале у детей станет меньше, но зато появится больше комментариев об успехе. Родителям нужно постоянно держать руку на пульсе и интересоваться, как ребенок справляется с учебой и как двигается в сторону повышения знаний по тому или иному предмету, т.к. учитель будет давать доп. задания для устранения пробелов. Фактически теперь учитель и родители будут работать в одной связке: учитель дает задания для увеличения прогресса, родители поддерживают и приободряют ребенка.
Вот это один из самых важных аспектов изменения.
Надеюсь, доступно пояснила))))))
Вы очень правильно заметили, что это есть или должно быть у каждого учителя. Я бы подчеркнула, что должно быть!:)))
Методика «АО» собрала все лучшее, что было в методике и педагогике, добавила несколько новых деталей и сформировала новый подход. Но, действительно, многие вещи уже давно существовали. Только теперь они обобщены в одну грамотную систему.
Лично для меня, как преподавателя, новизна заключается в том, что я раньше знала обо всех этих приемах, но теперь я знаю, как их правильно совместить вместе, чтобы получить еще больше чем раньше от своих студентов.
Плюс для меня самый важный аспект и новизна в том, что эта методика реально учит учеников думать и совершенствовать себя. С ней дети наконец понимают, что ты сам творец своей судьбы, что это не учитель тебя пытается «засадить», а ты сам можешь все исправить и стать лучшими:)
кстати, я тоже))) Мне кажется, что нашей системой образования мы слишком приучили детей к тому, что оценка решает все. А ведь реально она не показатель )
Громкие фразы про «сам творец своей судьбы…» подходят тем, кто эти новые методики придумывает.
Знаете, вспоминаю свой учебный процесс, оценка у учителей была способом манипулировать. Безысходность, непрофессионализм, взгляды, способ самоутвердиться и многое другое заставляет учителя сказать «я тебе сейчас 2 поставлю…» и т.п. С тех пор я уверена, что не от методики оценивания зависит отношение детей к оценкам и своей роли в её получении.
Спасибо!
Это для меня совсем недавно стало открытием
Обычно я дочь отвожу на подготовительные занятия, а забирает супруг. Не так давно забирала я. И после уроков детки выходят из класса, бегут к родителям и что я слышу вокруг: «что тебе поставили за д/з? взял ли ты задание на следующие уроки?Стой спокойно! Ты хорошо себя вел? Что тебе сегодня учитель сказал?»
Вот прям самое важное что можно спросить у ребенка после нескольких часов занятий, ага…