Чтение до школы – так ли оно нужно?

 

Совсем недавно наша страна считалось одной из самых читающих в мире, и вот теперь мы этого статуса лишены. Увы, мы сейчас не можем похвастаться таким культурным уровнем, и в этом не виноват развал Советского Союза, как бы нам того ни хотелось. Компьютеры, телешоу, видеоигры и самые разнообразные развлечения для детей – все это привлекает молодежь больше, чем обыкновенная книга. Но причина не только в этом: психологи уверяют, что одной из причин нежелания читать книги является раннее обучение детей чтению. Что же делать? С одной стороны, школа требует, чтобы ребенок шел в первый класс с умением читать, с другой стороны – психологи советуют повременить с обучением малыша. Как поступать родителям?

 

Должен ли дошкольник уметь читать?

 

Думаю, что все представители поколения 90-ых в большинстве своем шли в школу именно для того, чтобы научиться читать, считать и писать. И никто не страдал от незнания этих навыков в первом классе. Все мы учились, и, слава богу, научились. Однако тенденция поменялась. Теперь для поступления в первый класс ребенку нужно пройти тестирование по чтению. Получается, что родители сами ДОЛЖНЫ учить ребенка читать?

 

Давайте на пару абзацев вернемся к раннему развитию. Так как школа заставляет родителей обучать ребенка к чтению, им приходится обращаться за помощью к раннему развитию. Здесь помогают центры развития детей и всевозможные пособия для родителей. Главной опорой сторонников раннего развития является утверждение, что наиболее важный период для интеллектуального развития детей – это возраст от 3 месяцев до 3 лет. Как говорится в одноименной книге главного сторонника раннего развития Масару Ибуки, «после трех уже поздно». Так вот, согласно этой книге, в самом раннем возрасте необходимо вложить в голову ребенка наиболее важные знания, которые послужат основой для дальнейшего развития. Вот и получается, что малыш еще не научился ходить, а мама уже достала кубики Зайцева и пытается объяснить ему, что такое А и для чего нужно Б. Такие детки к 2,5 годам радуют родителей первыми слогами, а потом и прочитанными словами. Родители умиляются, а мамы сверстников кусают локти и насильно усаживают своих чад за пособия. Меня, как маму двухлетнего ребенка, тоже порой посещают такие завистливые мысли, но я успеваю себя вовремя остановить. Почему? Сейчас расскажу.

 

Простая физиология

 

С начала беременности и до трех лет у ребенка формируется первый функциональный блок мозга, который отвечает за его телесное, эмоциональное и познавательное состояние. В это время для ребенка куда важнее общение с мамой и близкими людьми, игра в песочнице со сверстниками и вообще ИГРА. Сторонники же раннего развития предлагают детям выполнить задания для мозга 7-8-летнего ребенка. Именно в этом возрасте развивается сознательная психическая деятельность. Скажем так, чем больше времени в раннем возрасте ребенок проводит за учебой и меньше за игрой, тем больше шансов, что мы, родители, сломаем ребенка. Да, именно так. Когда ребенку вместо игр, потешек, детских стишков и песенок дают изучать цифры и буквы, его эмоциональные сферы затормаживаются. И в итоге мы можем получить робота, который хорошо читает, но не умеет сопереживать, сочувствовать, любить и просто строить отношения с людьми.

 

И еще один момент. Процесс обучения чтению малышей очень нелегкий. Двухлетний-трехлетний карапуз просто не понимает еще, для чего ему нужны сложные символы. Сам урок для малыша нудный, кропотливый и неинтересный. Да, мы можем натаскать ребенка, и он будет бегло читать, но само чтение не будет ему в радость. В этом возрасте дети читают чисто технически: они складывают буквы в слога, и, как правило, пока малыш дочитает до конца предложения, он уже забывает, что было вначале. У него просто не остается сил на понимание и запоминание прочитанного. Статистика гласит, что 70% детей до 5 лет самостоятельно не понимают прочитанного. Зато, заметьте, в этом возрасте они отлично впитывают информацию извне, когда читает взрослый.

 

Когда приступать к обучению?

 

Секрет крайне прост – когда ребенок проявит интерес к книгам. Чаще всего это происходит к 6-7 годам, реже – в 5 лет. К этому времени вы уже наверняка прочитали ребенку уйму книг, и тем самым привили ему вкус к чтению, заинтересовали процессом. Малыш ненавязчиво и скромно может попросить вас рассказать что это за буква, а эта… А может случиться и так, что он станет подражать умеющим читать старшим сестрам и братьям или же своему ровеснику. Любовь и интерес к чтению могут проявиться и в экстремальной ситуации, к примеру, если ребенок попадет в больницу, и ему там будет не хватать ночных сказок. В таких случаях процесс обучения приносит удовольствие ученику и учителю. И то, к чему стремилась мама трехлетнего карапуза изо дня в день на протяжении года, шестилетний ребенок усвоит за пару недель. В 6 лет ребенок уже может сам концентрироваться одновременно на словосложении и смысле рассказа. Если вовремя поддержать его стремление, то совсем скоро он с упоением будет погружаться в таинственный мир книг. 

 

Замечательно, если любовь к чтению проявилась до школы, вы смело можете браться за гранит науки, если же нет – то не рвите на себе волосы. Педагоги и психологи пришли к единому мнению, что дети не обязаны идти в школу с умением читать. Почему, я уже рассказала выше. И практика показывает, что те дети, которые усвоили чтение раннее, в первом классе могут потерять к нему интерес, так как в любом случае в первый год обучения в классе их снова будут учить читать, писать и считать. Поэтому, дорогие родители, не лишайте ребенка детства. Всему свое время. Посмотрите на нас, мы же читаем, и нет никому дела, во сколько лет вы овладели этим навыком.

 

Анна Копач

Чтение до школы – так ли оно нужно?: 0 комментариев

  1. mickevicholya

    сама читаю с 3 лет- попросила маму научить. малой сейчас 2,5 и очень любит буквы, но я ее не напрягаю- захочет, тогда и будем учить. но если ребенок в школе будет учиться читать, то не будет успевать за всем классом. нельзя сравнивать программу в школе сейчас и в нашем детстве. а вообще в интересе к чтению в любом возрасте главное- как принято в семье. если родители читают, то и ребенку интересно

  2. frenzy

    я в 3 года знала буквы, в 5 — читала, в 7 — пошла в школу и целый год мне было невыносимо скучно, пока основная масса училась читать. За тот год у меня сформировалось представление, что школа-это скучное и унылое место, а не кладезь знаний, как я ожидала. Убили что-то во мне. Ах, да,до сих пор не люблю читать.

  3. Малина

    frenzy: я в 3 года знала буквы, в 5 — читала, в 7 — пошла в школу и целый год мне было невыносимо скучно, пока основная масса училась читать. За тот год у меня сформировалось представление, что школа-это скуч…

    вас заставляли учить ?…и почему вы не в 6 пошли в школу ?….

  4. Elka_Palka

    frenzy: я в 3 года знала буквы, в 5 — читала, в 7 — пошла в школу и целый год мне было невыносимо скучно, пока основная масса училась читать. За тот год у меня сформировалось представление, что школа-это скуч…

    И я пошла в школу в 7 лет. Тоже хорошо читала, считала и прочее.

    С первого дня меня всем ставили в пример. И я очень гордилась. И продолжала стараться.

    Так 11 лет в отличницах и проходила. Потому что в первом классе меня так приободрили, что уже не хотелось снимать корону.

  5. Малина

    Elka_Palka: И я пошла в школу в 7 лет. Тоже хорошо читала, считала и прочее.

    С первого дня меня всем ставили в пример. И я очень гордилась. И продолжала стараться.

    Так 11 лет в отличницах и пр…

    всё равно я считаю лучше уметь что-то …чем догонять остальных…..пусть даже для кого то и покажется это унылым местом ,если ребёнок успевает ,его можно занять другими кружками или секциями на его усмотрение …

  6. marikiv

    нужно учитывать, что времена изменились и в классах не читающих детей единицы (у меня из 25-ти не читали только 2 ребенка).

    frenzy: я в 3 года знала буквы, в 5 — читала, в 7 — пошла в школу и целый год мне было невыносимо скучно, пока основная масса училась читать. За тот год у меня сформировалось представление, что школа-это скуч…

  7. Ludmila_

    Elka_Palka: И я пошла в школу в 7 лет. Тоже хорошо читала, считала и прочее.

    С первого дня меня всем ставили в пример. И я очень гордилась. И продолжала стараться.

    Так 11 лет в отличницах и пр…

    Я тоже в школу пошла почти 7 лет, но, наоборот, ничего не умела: ни читать, ни считать. Зато в школе мне все было интересно, все схватывала на лету, тогда как многим детям это было скучно… По скорости чтения была первая в классе)

    Кстати сказать, школу тоже закончила с медалью.

    Мне кажется, многое зависит от самого ребенка. И ориентироваться нужно только на него, а не соседских мальчиков и девочек)

  8. rozeto4ka

    Думаю, что многие детки читают уже и до школы. Во всяком случае не вижу ничего страшного, чтобы познакомить ребенка с буквами и цифрами до школы. Если понравится, можно и дальше продолжать заниматься.

  9. rassomaha

    Не стоит заморачиваться, надо смотреть на желание своего малыша:-) Если один у меня в четыри года читал по слогами писал письма деду морозу, с ошибками и буквами в разные стороны, НО писал и читал п собственному желанию, (я просто ради интереса поводила полгодика на методу зайцева), то второй — отлично считает в четыри до ста, буквы знает , но читать даже слоги не может, не понимает принципа, ну не идет, так не идет, и это не страшно( посещаем обычную гос школу раннего разв) Я считаю лучше обратить внимание на другие особенности и желания ребенка — мой обожает спорт. Туда и направили. А остальное — приложится. А вот подруга водит малышу свою с нами, так той не интересно, она повторяет все на занятиях, а дома начинает путаться и такое ощущение, что на развивашку вообще не ходит:-) .Зато ей танцы нравятся и она такие представления и па выдает, что ах! Так что каждому по способностям, помните, как в Азазеле. 🙂

  10. gesha

    Если у ребенка появилось желание чему-нибудь научиться (читать, писать, мыть посуду, помогать в уборке по дому, готовить и т. д.) нельзя этого самого ребенка отговаривать, мол рано, не сможешь — надолго пропадет желание, а то и не вернется да еще заставлять потом придется. Желание читать появляется очень рано. Можно дома повесить полоски бумаги с названием предметов мебели (буквы большие , красным фломастером написаны).

    Желание читать своей дочурки я поддержала, в отличие от остальных (о чем потом пожалела). Она сама просила, мол давай почитаем. Очень влияет на дальнейшее развитие.