Когда женщина прекращает лактацию, ее грудь превращается из постоянно функционирующего «завода по производства молока» в обычную часть женского тела. Она сможет возобновить свою работу в качестве «молокозавода» только при очередной возможности стать матерью.
Фото с сайта www.magicmaman.com
В период беременности грудь заметно увеличивается в размерах и наполняется ценным веществом для наших малышей. После родов же, когда мать решает завершить вскармливание, грудь уменьшается в размере. Ученые из разных медицинских университетов задумались над тем, что происходит внутри груди во время набухания и возвращения в исходную форму после родов.
Оказывается…
Молочная железа имеет определенный «переключатель», который контролирует трансформацию молочных секретеров в клеточных «едоков», которые поглощают умирающих «собратьев» т.е. клеток. Это открытие сможет обеспечить новое понимание того, что идет не так при возникновении рака молочной железы. Объясним, что имеют в виду ученые более простым языком.
Женская грудь состоит из сети протоков, покрытых слоем жировой ткани. Во время беременности гормональный фон способствуют разрастанию рядов эпителиальных клеток и созданию протоков. Также формируются ячейки, шаровидные структуры, в которых производится молоко при рождении ребенка. Как только женщина прекращает кормить грудью, все созданные структуры и каналы саморазрушаются. Процесс выглядит как массивный клеточный суицид.

Фото с сайта www.science-techno.ru
Вот, в чем загадка: обычно удалением занимаются иммуноциты (иммунокомпетентные клетки) и этот процесс называется фагоцитоз. Причем это сопровождается воспалением, болью и повреждением тканей. Но этого абсолютно не наблюдается во время прекращения лактации.
Мэтью Нэйлор, онколог из Университета Сиднея в Австралии, заявляет: «Наименее понятный процесс в этом процессе – это то, как избыток молока и большое количество мертвых клеток удаляются из молочной железы без серьезной активации иммунной системы».
После лактации, кажется, что эпителиальные клетки «поедают» свои мертвых собратьев. Насрин Ахтар и его коллеги из Университета в Шеффилде пытаются понять, может ли быть вовлечен в трансформацию груди белок Rac1, который является неотъемлемой частью нормального производства молока, так же как фагоцитоз в иммуноцитах.
Исследования показали, что препятствует воспалению
Чтобы узнать все наверняка, вышеупомянутый Насрин Ахтар удалил ген для выработки Rac1 у женской особи мыши. Первый выводок ее детей выжил, но они были меньше, чем обычно. Возможно, это произошло потому, что молоко, которое они получали, содержало меньше жира и протеина. Последующие выводки не выжили. Дальнейшие эксперименты показали, что в отсутствии белка Rac1 мертвые клетки и молоко наводняют молочную железу и запускают опухолеообразование и процесс воспаления, который ухудшает способность организма мыши к восстановлению тканей и производству молока в последующей беременности.

Фото с сайта www.hheadinsider.net
Чарльз Стрэули, наблюдатель в исследованиях, констатирует: «Молочная железа накапливает огромное количество вещей, от которых нужно быстро избавиться после прекращения лактации, но если у вас есть только иммуноциты, то вы получите воспаление и повреждение тканей. Опыты Ахтара Насрин показывают, что белок Rac1 – это ключевой фактор для самоудаления мертвых клеток, прекращения выработки молока, восстановления формы груди без воспаления. Кроме того, белок Rac1 запускает процесс удаления мертвых клеток. Он привязывает их к шаровидным структурам, заставляя последних поглощать поврежденные клетки, а не оставлять их в протоках. Одним словом, эпителиальные клетки выполняют всю работу по очищению самостоятельно, не запуская воспалительный процесс».
Данные исследования могут быть весомы для понимания природы развития рака молочной железы. Известно, что грудное вскармливание уменьшает риск возникновения этой опасной болезни, но, согласно вышеописанным доводам, опухоль и воспаление могут развиться во время трансформации груди после лактации. Ученые констатировали и позитивный факт: теперь известно, что белок Rac1 играет весомую роль против развития воспаления.
По материалам журнала “New Scientist”