Расцвет детства или «сюрпризы» дошкольного возраста

 

Переступив рубеж 3 лет, ребенок вступает в дошкольное детство, которое заканчивается 6 годами. Этот период можно назвать расцветом детства, когда маленький человечек открывает для себя большой мир, делает в нем первые самостоятельные шаги, и ему нравится это. Огромный, неудержимый потенциал развития не дает малышу покоя, стремительными темпами идет развитие воображения, наглядно-действенного (мыслю, когда взаимодействую с предметом) и наглядно – образного (мыслю, когда вижу предмет) мышления, речи (появляется словотворчество, т.к. малыш очень чуток к грамматике и строению слова), внимания, памяти, эмоций. Ребенок стремится удержать освоенные действия через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребенок часто отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и др.), он с упоением воспроизводит из¬вестное. Весь период дошкольного детства с трех до шести лет просматривается эта тенденция: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками.

 

Какие нововведения может заметить родитель у ребенка – дошкольника?

 

Это появление интереса к сверстникам и, соответственно, совместная игра; накопившийся жизненный опыт влияет и на бурное эмоциональное развитие, которое идет в этом возрасте, на появление множества возрастных страхов. Начинается период сближения и взаимодействия с родителем противоположного пола, поэтому не зря многие папы открывают в себе «папский» талант именно в этом возрасте. Активнейшим образом развивается воображение. Отсюда  — время творчества, когда многие дети пробуют рисовать, лепить, писать, идет развитие мелкой моторики. 

 

Самое яркое нововведение в дошкольном возрасте – это игра с сюжетом. Именно в ней ребенок проигрывает, репетирует взрослые формы жизни, свои переживания, свои представления о мире. Сегодня сюжетная игра выхолащивается примитивными однообразными действиями с предметами. А жаль – она является уникальным диагностическим и терапевтическим инструментом для специалиста или родителя. В игре ребенок подражает своим родителям и проигрывает все семейные проблемы, которые отложились в его сознании. Играть ребенок в этом возрасте любит уже не со взрослым (с которым играл с рождения до трех), а со сверстником. Игра младенцев 1,2 года жизни называется «игра спиной к спине», потому что малыши еще не заинтересованы друг в друге. Тот, кто может для них открыть мир неизвестного и интересного, это взрослый. Своего опыта еще слишком мало. А вот после 3, 4, 5 лет дети имеют и в своем жизненном багаже какие-то «богатства», и сверстник начинает интересовать.

 

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, — когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

 

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи — слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.

 

Комическое чувство возникает у ребенка, когда он сталкивается с чем-либо несуразным, неожиданным, нарушающим привычный ход вещей. У младших дошкольников чувство комического проявляется в веселом смехе, оно возникает, когда дети видят смешные жесты Петрушки. Пятилетние детки могут уже почувствовать юмор в игре слов. 

 

Развивается эстетическое чувство. Для трех — четырехлетнего дошкольника красивое — это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюмчик и т.п. К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старшего дошкольника красота природы.

 

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств.

 

Вначале ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Постепенно дети переходят к контролю за положением своего тела на основании мышечных ощущений.

 

Дошкольный возраст – возраст почемучек, пора нескончаемого познания мира и своего места в нем. В эту пору рождаются вопросы неудобные (про интимные отношения, деторождение) и страшные (про смерть) для родителей. Как на них отвечать? Они застают врасплох. И часто родители пытаются вопрос «замять», отвлечь ребенка, тем самым заостряя его интерес на теме, которая, оказывается «какая-то особая», раз мама «смешалась». Так вот, говорить с детьми надо обо всем, что их интересует (важна их инициатива), но в каждом возрасте говорить по-разному. Для дошкольника любая «взрослая» информация должна подаваться кратко, просто, метафорично, всегда тянуть вверх, к красоте. Ни в коем случае не стоит вдаваться в физиологические или натуралистические подробности, чтобы не напугать и не развратить чистую душу. К примеру, на вопрос о том, откуда я взялся, мама может рассказать об их любви с папой, о том, как они захотели подарить свою любовь еще кому-то, и появился он, их малыш. Если ребенок потребует конкретного «места обитания», сказать, что Бог дал ему душу и тело, и вложил их маме в животик, где малыш рос до того дня, как ему стало мало места, и он вышел на свет. Когда мой старший сынуля в 6-летнем возрасте увидел в магазине на витрине презервативы и прочел название, он тут же спросил, что это такое. Я на секунду растерялась, а потом нашлась: «Это такая медицинская вещь для гигиены взрослого человека». Интерес тут же угас – ах, медицинская.. а…гигиена..

 

Про смерть ребенок начинает задумываться около 4-5 лет, поднакопив жизненный опыт. Зачатки страха смерти гнездятся в страхах стихий наводнения, пожара, урагана, перед которыми ты беспомощен. Дальше ребенок начинает осознавать свою хрупкость и конечность в этом мире. И появляются переживания, вопросы – «а все ли мы умрем?», «а я не хочу умирать» и т.д. В общем-то, этот страх присущ каждому человеку, и в той или иной мере окрашивает наш жизненный путь до конца. 

 

Смерти в каком-то случае даже нужно бояться, чтобы не причинить себе или другому человеку вреда для здоровья; чтобы ценить свою жизнь и людей, которые сейчас с тобой. Смерти правильно бояться, чтобы не грешить, чтобы сделать свою жизнь насыщенной, деятельной, чтобы все успеть. Вот эти все положительные стороны — то, про что можно и нужно говорить с ребенком. Т.е. смещать акценты с «просто» ужасного страха на его конструктивную сторону: для чего нам этот страх дан. 

 

Так родителю стоит обращаться со всеми детскими страхами: проговорить, прожить, объяснить, поддержать, найти позитивное зерно.

 

Екатерина Шевелёва. — детский психолог, сертифицированный инструктор голландской программы «Роды без страха». Автор и ведущая курса по подготовке к родам и материнству «Я — мама», психолог-консультант по вопросам беременности и родов, консультант кризисной беременности, научный сотрудник центра проблем развития образования БГУ.