
Возраст от 1 до 3 лет – это самый уникальный период в жизни ребенка. Именно в это время закладываются основы личности, воля, активно развиваются творческие способности, фантазия, решительность, инициативность. Все эти качества формируются во время игры.
Представляю вашему вниманию игры, которые помогут тренировать детское внимание и память, развивать у малыша логическое мышление, воображение, слух, речь и мелкую моторику. Когда в запасе есть десяток-другой игр, то без труда можно придумать интересные упражнения самостоятельно. Например, для развития логического мышления и памяти отлично подойдут задания со спичками. Для развития мелкой моторики можно придумать множество игр с лепкой, конструированием, рисованием, аппликацией. Разрезав открытку, можно получить пазл, работая с которым, малыш легко усвоит собирание целого из частей. Посуда, песок, ракушки, клубки ниток, крупа – все это отлично подойдет для развивающих игр. Придумывая такие занятия, добавляйте в них скороговорки – они помогут развить беглость речи и правильное произношение, а прослушивание аудиокниг или живое чтение пополнит словарный запас.
Играйте с ребенком регулярно. Стремитесь, чтобы он как можно чаще проявлял самостоятельность, хвалите за удачные решения, творческий подход. НО! Ни в коем случае не критикуйте и не ругайте за провалы и неудачи – проявите терпение.
Не заставляйте малыша играть. Если он неважно себя чувствует или не имеет желания заниматься, отложите игру, подождите, когда ребенок будет в хорошем расположении духа, бодр и активен.
Следите за нагрузкой. Играть нужно до тех пор, пока малыш сохраняет интерес к игре.
Помните о физической активности. Маленькие дети не могут много времени проводить неподвижно – чередуйте интеллектуальные игры с физически активными.
Итак, представляю вашему вниманию игры для развития логики.
«Бывает – не бывает»
Ваш малыш уже достаточно хорошо ориентируется в окружающем мире. Он верит в волшебство и чудеса, но при этом довольно хорошо понимает, что может происходить на самом деле, а что – нет.
Вам понадобится маленький мячик.
Как играть:
– Сейчас мы вместе с тобой поиграем в одну очень интересную игру. Я буду говорить тебе предложения, а ты мне отвечать, может ли такое быть на самом деле или нет. Давай попробуем.
Кит плывет по морю. (Дайте ребенку подумать несколько секунд. Не торопите его.) Бывает такое или нет? Если ты точно знаешь, что такое может быть, говори: «Бывает!», – а если такого быть не может, говори: «Не бывает!»
Придумывайте разные ситуации, даже самые невозможные.
«Пушистое, круглое, большое»
Вам понадобится список вопросов.
Как играть: предложите ребенку вспомнить и назвать несколько предметов, которые обладают одним свойством. Например, что бывает длинным? Ребенок должен назвать несколько предметов: ленточка, огурец, веревка, поезд, рельсы, лестница и т. д.
– Что бывает пушистым?
– Что бывает маленьким?
– Что бывает тонким?
– Что бывает широким? И т. д.
«Противоположности»
Вам понадобятся варианты слов, к которым ребенок будет придумывать противоположности.
Как играть:
– Я буду говорить тебе слово, а ты придумывать противоположное ему по значению. Например, если я скажу «тихий», тебе нужно ответить… правильно, «громкий».
– Холодный, длинный, белый, высокий, большой, узкий, быстрый, сладкий, добрый, веселый, толстый и т. д.
«Чем похожи?»
Находить общие признаки в совершенно непохожих на первый взгляд предметах – очень полезное занятие. Кроме того, эта игра может оказаться настоящим развлечением для любой детской компании.
Вам понадобятся пары предметов.
Как играть: подберите пары абсолютно непохожих предметов. Предложите детям подумать и сказать, что общего у каждой пары.
– Что общего у лисы и апельсина? Чем они похожи?
Если ребенок будет говорить, что они совсем непохожи, расскажите ему, что, например, лиса и апельсин одинаковые по цвету.
– А чем похожи елка и ежик? Конечно же, они колючие.
Ольга Трубач
Не понялала, зачем в первой игре мячик?