Значение игры в психическом развитии ребенка, часть первая

 

 

 

 

Первая часть

 

Исследования показывают, что малыш уже в 6 месяцев предпочитает изучать человеческое лицо. Оно ему интересно. Со временем идет разделение: девочкам интереснее выражение лица, мальчикам – его геометрические формы. Наверное, уже отсюда закладывается начало детской игры, когда девочки выбирают кукол и зверюшек, а мальчики – кубики и конструкторы. Понятно, что в разное время они могут играть с другими игрушками, но теории вырастают исходя из предпочтения большинства. 

 

Младенец первого года жизни не играет с игрушками, он ими манипулирует: перехватывает погремушку, стучит ею по кроватке, бросает кубики и т.д. Пока он не знает назначение предметов и знакомится с миром вещей хаотично. В год жизни видно, что ребенок уже хорошо научился захватывать игрушки, может надевать кольца на пирамидку, строить башню из кубиков, но еще часто он использует предметы не по назначению, не знает их функций: ложкой может гладить себя по голове, карандаш бросать в ванну. Только на рубеже второго-третьего года жизни малыш овладевает функциями предметов и начинает самостоятельно делать с ними то же, что и взрослые: есть ложкой и рисовать карандашом. Так идет становление первой игровой деятельности.

 

В первые годы жизни главным участником игр малыша является, конечно, мама. Она генерирует идеи, у родительницы есть воображение, чтобы из простейших бытовых предметов придумать увлекательное занятие. Именно поэтому малыш на ранних этапах предпочитает общение и игру со взрослым – у него пока нет опыта, чтобы придумать что-то самому. Малыши первых лет жизни не играют друг с другом по вышеописанной причине, им пока нечего предложить, нечем обменяться. Дети могут быть интересны друг другу по причине внутренней схожести, если они и взаимодействуют на данном этапе, то это просто совместное манипулирование предметами: вместе возят коляски, вместе носятся, вместе катают машинки. Психологи называют этот этап «игра спиной к спине», когда у каждого свое занятие, а общих игровых цели и отношений, сюжета пока нет.

 

Когда ребенок подходит к рубежу 3-4 лет, у него появляются зачатки ролевой, сюжетной игры. Малыш не просто катает машинку, а строит гараж, играет в стоянку или заправку, чинит транспорт, едет на нем куда-то по делам, придумывает небольшую историю. Когда ребенок немного овладел представлениями о человеческой жизни и ее разнообразии, у него появился свой маленький, но все же опыт, малыш становится способным придумывать. Если ребенок приходит в сад около 4-5 лет, уже видно, что его действительно туда тянет, уже становятся интересны сверстники.

 

Детская ролевая игра (в доктора, школу, дочки-матери, войнушка и прочие сюжетные игры) может сделать то, что не в силах исполнить самый профессиональный учитель. С ее помощью ребенок учится с легкостью и радостью, развивает все психические процессы (память, внимание, речь, мышление, воображение) незаметно и эффективно. Дошкольникам надо обучаться только так, они пока не в состоянии сесть за парты и сосредоточиться волевым усилием. В одной игре надо сидеть как мышка и не пошелохнуться, чтобы тебя не обнаружили. Так развивается волевая концентрация. В другой игре надо запомнить волшебные слова, чтобы найти клад. Так развивается память. В третьей игре надо быть начеку и не пропустить своей карточки в лото, потому что выиграет тот, кто первым закроет свою большую карту. Так развивается внимание. И так далее.

 

В ролевой игре ребенок часто подсознательно проигрывает разные ситуации, которые вызвали у него сильные эмоции: страх, злость, обиду, радость. Такое развлечение лечит повторением травмирующего опыта, только понарошку, когда обидчик не может навредить, а малыш сильный и может с ним справиться. 

Продолжение статьи читайте здесь
Фото с сайта kindergarten.com.

12.01.2015

 

© mamochki.by

 

Перепечатка и копирование текста без разрешения редакции запрещены

Обратите внимание: комментарии читателей сайта mamochki.by отражают только их личную позицию. Она может отличаться от мнения администрации сайта. В соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за содержание комментария несет лицо, его опубликовавшее. Если вы заметили комментарии, нарушающие белорусское законодательство, сообщите об этом администрации сайта.