Архив рубрики: Готовимся к школе

Сборы в школу: А может доверить покупки детям?

Авторская колонка молодой мамы и участницы проекта «9 месяцев»Марии Калацкой.
 

Сборы в школу: А может доверить покупки детям?
 

«Коляска… слинг… или все-таки коляска…», — тоскливо рассуждала я. И дело было вовсе не в том, как удобнее перемещать трехмесячную малышку. Сентябрь неумолимо приближался, времени оставалось все меньше, а с привычкой закупаться к школе в последний момент я решила расстаться раз и навсегда.

Выбор «коляска или слинг» зависел от того, где совершать покупки. Вариантов было два. Или пешком в небольшой промтоварный магазинчик недалеко от дома (тогда с коляской), или на метро в ГУМ (тогда  слинг). Глобальную сеть я не рассматривала – люблю потрогать, посмотреть, да и на просторах интернет-шопинга чувствую себя пока не очень уверенно.

По такой жаре тянуться с малышкой никуда не хотелось. В нашем куцем и не знающем, что такое уборка (какой уж есть) парке в Кунцевщине уже образовался «клуб по интересам».

Каждое утро там собираются мамочки с детишками до года, чтобы среди «собратьев по разуму» обсудить последние новости из сферы кормлений, коликов, прививок, анализов и умелок.

Менять очередное «заседание» клуба на закупку канцтоваров желания не было никакого. Я печально раздумывала над неизбежностью похода по магазинам, пока не набрела на гениальную мысль. А что если поручить закупку детям?

Старшему сыну на днях исполнилось двенадцать лет, дочка — всего на год меньше. Пусть пробуют. А как иначе научить их выбирать, принимать собственные решения и нести за них ответственность.

Дети к очередному этапу самостоятельности отнеслись с восторгом. Даже не стали возражать против поручения предварительно разобрать и проверить все имеющиеся дома канцтовары. «Это необходимо, — серьезно констатировала дочка, —  чтобы не купить то, что уже есть, и не забыть про то,что нужно и отсутствует».

«Терпение, мамочка, терпение», — мысленно утешала сама себя, глядя, как на полу расползается внушительная горка из альбомов, цветной бумаги, красок, карандашей и пластилина. Оказалось, что многое уже есть. Впрок еще в течение учебного года были закуплены ручки, карандаши и стирки.

Вообще, ручки и стирки это наша головная боль — расходятся как горячие пирожки. Помню, что в начале нашей школьной жизни я всерьез подумывала о том, чтобы заказать в рекламном агентстве 50 ручек с надписью «Владимир, 1 «Г». Глядишь, какое-то количество возвращалась бы к законному владельцу. А так…

Ну… да ладно. Мы уже подросли, а запас ручек, карандашей и стирок приятно радует глаз. Из того, что следует докупить: дневники с обложками, тетрадки в линейку, полуобщие тетради, обложки для книг и для тетрадей.


Сборы в школу: А может доверить покупки детям?
 

Вместе составляем перечень, оговариваем количество. Предлагаю написать список, чтобы ничего не перепутать. «Мама, ты что, нам не доверяешь?» — возмущение в голосе дочки вынуждает не настаивать. Уточняю, есть ли телефон для связи, выдаю деньги и с посылом: «главное, не поссорьтесь» отправляю в ГУМ.

Первый (и как ни удивительно, единственный) звонок раздается минут эдак через пятьдесят.

«Мама, мы тут не можем договориться по полуобщим тетрадкам, — сообщает сын. — Ксюше нравятся одни, а мне другие».

«Кто бы сомневался, — думаю я. — У сына явно в приоритете спортивная тематика, а дочке, как сороке, нравится все яркое и блестящее». Принимаю решение, с учетом разницы в возрасте: 6 тетрадей из десяти выбирает Вова, остальные — Ксюша.

Еще через час дети возвращаются домой. «Не поссорились», — хитро прищурив глаз, докладывает сын. Раскладываем добычу на ковре и начинаем разбираться.

Тетрадок в линейку нужно было 10 шт. Купили двадцать (10 выбрала дочка и 10 сын). Перебор, но терпимо. Идем дальше. Полуобщих тетрадок ровненько как и требовалось – 10 шт (6 с футбольным мячом, 4 с цветочками и феей). Обложек для тетрадей – 30 шт. Отлично. Плотные, как и просила.

Закладки для книг. Ого? Пахнет то ли самодеятельностью детей, то ли амнезией у мамы. «Мама, ну нам они нужны», — оправдывается дочка за самовольное расширение обязательной программы. Улыбаюсь, погрешность в 2,5 тысячи нашему бюджету не критична, а разумную инициативу я приветствую.


Сборы в школу: А может доверить покупки детям?
 

Обложки для книг. Дети пошли разным путем. Сын купил для себя набор обложек для седьмого класса. Я не очень люблю такие наборы (ярко желтые, зеленые, синие обложки симпатии у меня не вызывают), но это его выбор. Из плюсов, то, что внимательно прочитал надпись на этикетке (для учебников и дневника) и поэтому не купил обложку для дневника дополнительно.

Дочка купила прозрачные обложки (я бы тоже такие выбрала).  Но тут все получилось не так гладко. Обложки оказались на 2 см выше, чем стандартные. Сомневаюсь, что подойдут, но попробуем. И самое печальное, это то, что вместо 15 шт. получилось только 12.

«Как? — Удивилась дочка. — Мама, я отсчитала 15 шт, а продавец посмотрела и сказала, что их 18 шт. Я тогда сказала 3 шт. отнять. От обиды дочка чуть не заплакала. Была надежда, что, может быть, их и пробили 12 шт. Но нет, в чеке черным по желтому — 15 шт. Пересчитала обложки дважды – чуда не произошло.»

Мне совсем не было жалко этих трех обложек, я скорее расстроилась за дочку, которая очень переживала. Не знаю из-за чего больше: то ли из-за своей ошибки и доверия ко взрослому человеку, то ли из-за некомпетентности-оплошности (в сознательный обман верить не хочется) продавца.

Я постаралась успокоить дочку и объяснить, что она приобрела ценный опыт, заплатив за него весьма небольшую цену. Но, честно говоря, мои симпатии к ГУМу с этого момента существенно поубавились.

Если же в целом оценивать результат похода моих деток в магазин, то смело могу поставить им семерку по 10-балльной шкале. Во-первых, самостоятельно добрались до ГУМа и обратно. Во-вторых, не потеряли деньги и не потерялись сами. В-третьих, смогли договориться и сообща сделать выбор.

И главное, я получила немного свободного времени, дети почувствовали себя более  самостоятельными и приобрели полезный, пусть и немного негативный опыт.

Кстати, скоро 1 сентября и нам выдадут длиннющий список контурных карт, тетрадей для лабораторных работ, рабочих тетрадей и дополнительных учебников по английскому языку. Кажется, я уже знаю, кто займется их приобретением.
 

Уважаемые читатели! А кто закупает все необходимое для школы в вашей семье? Ваши дети могут самостоятельно совершать покупки? Ждем ваших комментариев!

5-6-7 лет — когда отдавать ребенка в школу? Мнения мам и простой «житейский» тест от учителя

Сегодня у родителей есть выбор: отдать ребенка в школу в 6 лет или 7. И даже пятилетку возьмут в первый класс, если ребенку исполнится 6 лет до 30 сентября. Но готов ли ребенок в 5-6 лет к усвоению учебного материала, к позе «спинка ровная, ручки сложить на парте»? И что ребенок должен знать и уметь, отправляясь в первый класс? Истории мам, мнение педагога и комментарий психолога читайте в статье.

Источник фото: pixabay.com

Мария пошла сразу во второй класс

— В 6 лет я пошла в 1 класс, но там провела всего две недели, к маме пришла учительница и сказала:

Заберите ее от меня, она же зевает на уроках!

У моей мамы педагогическое образование, и в 6 лет я уже умела и читать, и считать, и писать. В первом классе мне было делать абсолютно нечего. После небольшого собеседования меня перевели во второй класс. Я училась без проблем, и в отношениях со сверстниками все было гладко, никакой разницы я не ощущала. До 8 класса была отличницей, потом уже немного расслабилась, но все равно трудно мне не было, и я не отставала от одноклассников.

Единственный минус — это то, что рано окончила школу … в 16 лет. Хотелось еще немного побыть ребенком, но пришлось поступать в институт, уезжать в другой город. Все-таки я бы хотела на год дольше в школе учиться.

Дочку отдала в школу в 6 лет в первый класс. Она читала хорошо, считала, писала, но только печатными буквами. Я с дочкой занималась с детства. В три года она уже решала простые примеры, 1+1 или 1+2. В 5 лет читала, поэтому в школу довольно легко пошла. Когда мы пришли в подготовительный класс, за год до школы, нам сказали, что ей нет смысла туда ходить.Дочка учится хорошо, но я считаю, что вопрос со школой нужно решать индивидуально. Некоторые в 8 лет не готовы в школу идти. А некоторые — вундеркинды — и в 5 справятся. Первый класс больше психологически настраивает ребенка на учебу. Учатся, что есть урок и перемена, режим и расписание. Приучаются к самостоятельности и школьным правилам. 

Ольга отдала сына в школу в 7 лет, но ему было скучно

— Я занималась с сыном до школы только по желанию, не учила специально читать, писать, считать. Был интерес — занимались. Читать сын научился еще в 4 года, простые слова вроде муха, лужа, вода. Писал печатными буквами, считал хорошо. Но интерес к чтению у него появился летом перед самой школой: он начал читать вывески, заголовки в книгах и пр.

Отправила я его в школу в 7 лет, об этом не жалею, но есть один минус — до 4 класса ему откровенно было скучно в школе, я постоянно задумывалась о том, чтобы «перепрыгнуть» класс, но у нас была хорошая учительница, в общем, я побоялась что-то менять. Возможно, зря.

Валерия пошла в 1-й класс в 5 лет

— Меня не планировали отдавать в школу так рано, так получилось. На тот момент я лишь немного умела читать, тогда всему учили в школе. В школе даже не знали, что мне 5 лет, потом уже спохватились. Сначала хотели приостановить обучение, но я сдала экзамены, и меня оставили учиться.

Не могу сказать, что мне было сложно по успеваемости. Но проблемы были: все одноклассники старше, а в 5 лет дети еще подвижные, хочется крутиться и вертеться.

Я думаю, что лучше идти в школу хотя бы с 6 лет. Я была самой младшей в классе, а в переходном возрасте это сильнее ощущалось. Кто-то быстрее взрослеет, по итогу дети, подростки — все в одном классе. Разный гормональный уровень, разный уровень агрессии.

Если родители планируют отдать ребенка в школу в 5 лет, они должны учитывать эту психологическую разницу. 

Совет учителя: не торопитесь!

Как мама и бывший педагог Наталья Колесникович советует не торопиться. Когда ее спрашивают, во сколько лет лучше отдавать ребенка в школу, она всем советует «тянуть время». Дети могут многое уметь, но не готова в первую очередь их нервная система.

— Приведу простой пример. Мой сын шел в школу, умея читать, считать в пределах первого десятка и писать печатными буквами. С адаптацией в коллективе проблем не возникало, на уроках был активным, продленки у нас не было и, казалось бы, все в норме, ребенок не переживает, все у него получается, сложностей никаких нет, если бы не одно «но»… Приходя из школы, он порой засыпал, едва успев переодеться.

С режимом дня все у нас было нормально, вставать приходилось не очень рано, так как школа была в 5 минутах ходьбы от дома. От дневного сна ребенок несколько лет как отказался. И? Вот он — явный показатель перегрузки нервной системы. Новая обстановка, новый коллектив, новые правила, новое все. Нужно время, чтобы ко всему этому привыкнуть. Как правило, новоиспеченные школьники входят в колею только после Нового года — и это нормально.

Еще сложнее тем, кто не посещал детский сад. Что бы ни говорили, но социализация и коммуникативные навыки имеют немаловажное значение. Умел ли ребенок читать и считать до школы, знал ли английский, владел ли скрипкой – не этим, на мой взгляд, должна измеряться готовность к обучению в школе.

Стоит учесть мотивацию ребенка

Ребенок должен понимать, что в школе нужно будет делать не только то, что тебе хочется, но и то, что просит учитель. Нужно соблюдать определенные правила. Например, сидеть за партой и не вставать до звонка. Хочешь ответить — подними руку и подожди, когда учитель тебя спросит, а не выкрикивай с места. Кажется, мелочи, но многим это дается с трудом. Ребенок должен понимать, когда в приоритете учебная деятельность, а когда можно и поиграть.

Обратите внимание на развитие мелкой моторики

Несколько лет я сама работала с первоклашками. Скажу по опыту, что разницу между шести- и семилетками можно увидеть, стоит дать детям в руки ножницы: моторика быстро расставит все точки над «i» и покажет, кто готов к школе, а кто не очень. И второй житейский тест — завяжи шнурки. Смех смехом, но в 6-7 лет не все с этим справляются. А все почему? Слабо развита мелкая моторика.

Если мелкая мускулатура слабая, в первом классе будут сложности с освоением письма. Поэтому нужно перед школой максимально делать упор на те виды творчества, где нужна усидчивость и работа с мелкими деталями: пластилин, бисер, отрывная аппликация и др.

Не заставляйте ребенка читать

Если хотите помочь ребенку в овладении навыком чтения, не гонитесь за бессмысленной зубрежкой алфавита, а уделите максимальное внимание развитию фонематического слуха. Научиться читать ребенок сможет быстро, если поймет сам принцип чтения. Родителям лучше не торопить события, чтобы не навредить. А вот играть со словами и учить выделять звуки в словах — нужно как можно чаще.

Я не вижу смысла заставлять ребенка страдать над книгой только ради того, чтобы в первый класс он пошел читающим. Так можно навсегда отбить охоту дружить с книгой. Многих детей заставляют по пять раз повторять прочитанное, пересказывать — этого не стоит делать ни в коем случае. Всему свое время.

Лучше родителям вообще не вмешиваться, не владея методикой обучения чтению. Учителю сложнее переучить, чем научить. В конце первого класса зачитают все — это факт. Конечно, легче и быстрее осваивают программу те, кто пришел в первый класс, уже умея читать, но положительная мотивация и жажда новых знаний сделают свое дело гораздо быстрее и качественнее, чем вырванные мамины нервы и крокодильи слезы маленького страдальца.

Когда точно не стоит спешить

Школа — это в любом случае стресс, для ребенка с любым уровнем подготовки. Поэтому важно отнестись к этому в первую очередь не со стороны своих родительских амбиций, а с позиции максимально комфортного для здоровья ребенка окружения. Если есть малейшие сомнения — лучше не торопиться, пусть ребенок окрепнет физически, остальное — наверстается.

Если у ребенка есть сложности с общением (со взрослыми, со сверстниками, с самим собой и пр.) — это тоже может осложнить адаптацию к школе. 

Если есть логопедические проблемы — однозначно не стоит спешить отдавать ребенка в 1 класс, неправильное произношение влечет за собой ошибки и в письменной речи.

6 критериев готовности к школе

Врач-психотерапевт Виктория Валуева выделяет несколько показателей, по которым можно оценить уровень готовности ребенка к школе. 

Физиологические критерии. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, хорошо развиты двигательные качества (ловкость, быстрота, сила, скорость, гибкость).  Сюда же относим координацию системы «рука–глаз» и ловкость пальцев и рук. Если внимания к физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни будет недостаточно, то ребенку будет сложно адаптироваться к более жесткому школьному режиму. А это значит сниженный иммунитет и постоянные простуды.

Личностная  готовность. Если почти каждый ваш день начинается со слов ребенка: «Мама, отведи меня в школу» или «Я хочу быстрее в школу», то это свидетельствует о базовой готовности ребенка к школе, учебной деятельности и учителям. У него появилось желание играть новую роль — роль ученика. Тут родителям важно не уменьшить, а поддержать мотивацию к обучению и желательно обращать внимание ребенка не на внешние атрибуты (красивый портфель или новые фломастеры), а на возможность получать новые знания (узнавать что-то новое и интересное).

Социальная готовность к школе. Если при наличии мотивации ребенок умеет слушать других, чувствует себя членом группы и умеет  соблюдать общие правила, это еще один плюс в пользу готовности посещать школу.

Внимание. К 6-7 годам внимание ребенка переходит из непроизвольного в произвольное. Это значит, что он сам может управлять своим вниманием и удерживать его какое-то время.  К моменту начала учебного процесса необходимо научить ребенка концентрировать внимание хотя бы на протяжении 15 минут.  В большом классе больше раздражителей, чем дома: шорохи, звуки, поэтому способность к концентрации является важнейшей предпосылкой успешного обучения.

Зрелость эмоционально-волевой сферы. К началу школы важно научить ребенка управлять своими эмоциями. Родители должны донести до ребенка мысль, что даже если ему очень хочется разговаривать и смеяться на уроке, все же правильнее будет посидеть и послушать учителя. Если мама видит, что во время игры ребенок спокойно и успешно справляется со своими эмоциями, можно говорить о его готовности к школе.

Интеллект. О развитом интеллекте ребенка скажет его пытливый ум, а не просто умение читать, считать, писать буквы, как считает большинство родителей. Интеллектуальный «багаж» —  это и  дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), и аналитическое мышление, и способность устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Обучаем детей чтению

Для детей 4-5 лет

1. Общие рекомендации
1. Обучение должно быть включено в общий режим дня. Ребёнок должен точно знать, когда он будет заниматься. (Моя дочь твёрдо знает, что после ужина мы будем учиться и начинает настраиваться.)
2. Обучение не должно занимать более одного часа в день. Причём длина одного урока не должна превышать 30 минут. Хотя для некоторых детей и этого иногда бывает чересчур много.
3. У ребёнка обязательно должно быть место для занятий. О письменном столе стоит задуматься ещё до школы.
4. У ребёнка как в школе должны быть специальные учебники и наглядные пособия. И храниться они должны в специальном «серьёзном» ящике.
5. Никогда не нужно пытаться дать ребёнку более одной буквы в день. Иначе в голове начнётся путаница.
6. Не надейтесь, что ваш ребёнок освоит грамоту при помощи компьютерной программы. Компьютер может быть использован как дополнение к уроку и использоваться для закрепления знаний, но для получения – не уверена. Не знаю ещё ни одного ребёнка, который бы научился читать только при помощи компьютерной игры.
7. Вы должны составить для себя план урока и всегда следовать ему. Это не отнимет у вас более 30 минут, а польза будет огромна. Достаточно написать только один план урока на одну букву, а остальные буквы учить таким же образом.
8. Обязательно начинайте новый урок с повторения старых букв. Если малыш путается в старых буквах, лучше не начинайте изучение новых. Лучше потратьте время обучения на повторение.
9. Учим с детьми не буквы, а звуки. Не нужно объяснять, что сегодня мы проходим букву «ЭМ», но произносить её нужно как «М». У ребёнка в голове это может не отложиться, и он окончательно запутается. Для того, чтобы научиться читать нужны звуки, буквы не обязательны, их малыш усвоит и в школе.
10. Оценивайте ребёнка. Оценки нужны как стимул к дальнейшему обучению. Причём как положительные, так и отрицательные. Можно поощрять кроху любимым лакомством. Естественно если цифр ребёнок ещё не знает, лучше использовать школьную практику, принятую в первых и во вторых классах.
Тучка с грозой – неудовлетворительно
Просто тучка – удовлетворительно
Солнце за облаком – хорошо
Яркое солнце – отлично
11. Постарайтесь не срываться на ребёнка, если он не оправдал ваши надежд. Не кричите ты дура(к), ты ни на что не годишься и т.д. этими фразами у ребёнка можно выработать комплекс неполноценности. Лучше посмотреть ему в глаза и сказать: «Сегодня я не довольна твоими успехами, и надеюсь, что в следующий раз ты будешь стараться больше.
12. Старайтесь заниматься каждый день, отменяйте занятия только в экстренных случаях, но можно ввести один выходной. Например, если ребёнок идёт в бассейн, или уезжает к бабушке и не может выкроить время на занятия.
2. Учебные пособия

1. Букварь или своеобразная азбука для малышей, которые в избытке продаются на наших базарах и в книжных магазинах. Не все знают чем отличается настоящий букварь от «азбук для малышей».
Букварь — представляет собой книжку, написанную специально для обучения ребёнка чтению. В нём есть рекомендации для родителей. Рассказывается о том, как научить ребёнка соединять буквы в слоги. Порядок изучения букв в букваре оптимальный для усвоения, приводятся слоги, даётся понятие о гласных и согласных буквах, звонких и глухих, парных и непарных. Но стоит такая книжка в два-три раза дороже, чем азбуки.
«Азбука для малышей» — не объясняет принципов деления букв на какие-нибудь группы, даёт буквы в алфавитном порядке, не рассматривает слогов. В ней обычно просто нарисованы буквы, а к каждой букве прилагается стишок и картинка(ки). Чаще всего в стихи в азбуке посвящены какой-нибудь одной тематике: звери и птицы, сказочные герои, растения и т.д.
Решать, что лучше купить вашей крохе предстоит вам. Конечно, букварь гораздо больше подходит для обучения, но, тем не менее, он не является обязательным. Вполне реально научить ребёнка буквам и при помощи «детской азбуки». Просто вам придётся самостоятельно рассказать ребёнку о делении букв на группы. В этом вам поможет «домик для букв». Лично я учила свою дочку по «Живой азбуке» В.Степанова, и добилась отличных результатов.
2. Развивалка. Я брала такую, где было по одному упражнению на каждую букву.
Например: старуха Шапокляк решила собраться в путешествие, но с собой она может взять только вещи, в названиях которых есть буква «Ш» и тут же нарисованы разные предметы, среди которых малышу нужно выбрать слова содержащие букву «Ш».
Причём моя дочь с трудом стала понимать, что нужная буква может находиться не только в начале слова, но и в середине, или даже в конце. Если то же происходит и с вашим ребёнком, не расстраивайтесь. Он может начать соображать это только к 15 уроку, но когда-нибудь обязательно поймёт.
Ещё не помешает, если в развивалке будет предложено написать нужную букву, обвести её по точкам и т.д.
3. Листы белой бумаги или тетрадь для рисования.
4. «Домик для букв» — делаем сами. Как, см. ниже.
5. Ручка, простой карандаш, стёрка.
6. Чёрный маркер или фломастер
7. Диск с какой-нибудь обучающей игрой. (Пункт желательный, но не обязательный)
8. Словарь русского языка. Любой который найдёте, от орфографического до толкового, можно даже использовать русско-белорусский словарь или русско-английский.
Мой план урока
(Вы можете придумать свой, главное, чтобы он был.)
Изучаем букву «О»
1. Повторение уже пройденных букв.
2. Открываете азбуку на нужной странице, объясняете ребёнку, какую букву вы сегодня будете учить. Читаете стишок прилагаемый к букве, при чтении выделяете букву «О»
3. Показываете малышу в книге букву «О», обсуждаете, на что она похожа.
4. На чистом листе бумаги просите ребёнка нарисовать букву. Если у него не получается, показываете, как это сделать правильно. К размерам и наклону буквы придираться не стоит, поскольку тут мы рассматриваем способ обучения ребёнка чтению, а не письму. Писать, мы у него просим, не прописную букву, а печатную.
5. Заселяем букву «О» в домик, пропойте её, показывая малышу этим, что эта буква гласная, а поэтому заселять её нужно на красное поле. Вписываете букву «О» маркером.
6. Ребёнок берёт в руки карандаш, вы просите его подчеркнуть в стишке все буквы «О» которые ему встретятся.
7. Время выполнить упражнение в развивалке.
8. Играете в игру: вы называете ребёнку 20 слов, среди них есть слова начинающиеся с буквы «О» и слова, начинающиеся с любых других букв алфавита. После каждого произнесённого слова ребёнок должен сказать, начинается оно с «О» или нет. Если не можете быстро придумать слова на нужную букву, используйте словарь. Каждый правильный ответ фиксируется на листике. По итогам игры ребёнку выставляется оценка.
Например:
Правильно /////////////// — 15
Не правильно ///// — 4
Общая оценка – солнышко за тучкой
9. Для закрепления материала, можно включить ребёнку развивающую игру на компьютере, именно на пройденную букву. Если у вас нет такой возможности, ничего страшного, этот пункт не является обязательным.
10. Просите ребёнка соединить букву со знакомой ему буквой, т.е. отрабатываете слоги. Но не делайте трагедию, если малыш не понимает, как связывать буквы. Он поймёт это с опытом. Возможно, вы пройдёте с ним пол алфавита, прежде чем он научится. А вы не бросайте объяснения, как минимум три слога за урок нужно отработать.
11. В качестве домашнего задания поручаете ребёнку помнить нужную букву. Потом, в течение вечера несколько раз неожиданно спросите у него: А какую букву ты учил сегодня?» — Если забыл – напоминайте.
Порядок изучения букв:
Если вы занимаетесь по букварю, то вам нужно учить буквы в том порядке, в котором они даны автором. Если по «Азбуке для малышей, то лучше используйте этот порядок:
А, О, У, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З,
Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ, Ь
Домик для букв
Домик для букв представляет собой стандартную таблицу, используемую учителями в начальной школе.
В нём размещаются все буквы алфавита
На красном поле все гласные.
На синем все согласные.
В верхней строке синего поля все буквы звонкие.
В нижней строке синего поля все буквы глухие.
Согласные буквы, находящиеся на одном уровне в верхней и нижней строке – парные.
Для мягкого и твёрдого знака всё поле белое.

А

О

У

Ы

Э

Н

М

Л

Р

Г

Д

Б

В

Ж

З

Й

Ц

Ь

Е

Ё

Ю

И

Я

К

Т

П

Ф

Щ

Ш

С

Х

Ч

Ъ

Выучили буквы, а что потом?
У некоторых мам после того как ребёнок выучил алфавит возникает ступор. Так, буквы знаем, а что дальше?
А дальше – постоянное повторение. Я, например, купила своей дочурке книгу со стишками, в которой все слова разбиты на слоги. И каждый день заставляю её прочитать хотя бы строчку из этой книжки. Со временем, думаю, увеличу эту дозу.
Потом, стоит переходить на тексты. Вот, пожалуй и всё.
Заключение
Мамочки, если вы это всё прочитаете и попробуете, пишите комментарии! Что получилось, что нет? С какими проблемами столкнулись?
Пишите о своём опыте обучения детей чему-нибудь. Раскрывайте свои маленькие секретики. Давайте поможем друг другу!
Елена Казимирская

Готовь сани летом. Как подготовить ребенка к школе?

Ребенок дошкольник


Возраст до школы (5-6 лет) – это уникальная возможность для ребенка накопить определенный багаж, который будет помогать ему не только в процессе обучения  в школе, но и в процессе всей жизни. Как родители могут помочь своему ребенку в этом? На этот вопрос ответит психолог Центра успешных отношений, ведущей детских развивающих программ Людмила Коровай.

С чего стоит начать родителям 5-6 летнего ребенка?

Достаточно важный момент в развитии старшего дошкольника – это общение со сверстниками. Ребенок обязательно должен посещать места, где он сможет общаться.

Если ребенок ходит в детский сад – это прекрасно. Если не ходит – желательно постараться организовать его время так, чтобы он хотя бы за год до школы все-таки походил в детский сад.

Если это совсем невозможно, то необходимо, чтобы ребенок общался со сверстниками в процессе посещения студий, секций, кружков. Это должны быть не только студии, формирующие специальные навыки (танцы, спорт), но и группы, где дети могут непосредственно общаться друг с другом и со взрослыми.
 

Ребенок дошкольник


Также важно уделить время организации неформального общения ребенка. Ребенок должен общаться как можно больше: во дворе, с друзьями, с братьями-сестрами, во время праздников и т.д.   

Ни в коем случае родители не должны игнорировать вопросы, которые в этот период задают маленькие почемучки. Если ребенок озадачил вас вопросом, на который вы не можете ответить, не выдумывайте и не фантазируйте. Лучше скажите: «Я не могу сейчас ответить на твой вопрос, я посмотрю/почитаю и позже отвечу тебе».

То есть общение – это самое важное для ребенка в этом периоде?

Направление зарубежной психологии утверждает, что личность человека формируется окончательно к шести годом. И после шести, несмотря на то, что ребенок еще будет развиваться физически, в личностном плане он уже приобрел необходимые умения и навыки взаимодействия, усвоил определенные модели поведения,  у него уже сформировались основные черты характера.

Советская психология дает родителям немного больше времени в плане воспитания и говорит о том, что личность формируется к двенадцати годам. Ориентируясь на свой практический опыт, я больше согласна с западными психологами.

Поэтому родителям важно понять, что у них не так-то много времени, и не откладывать на будущее воспитание ребенка. Важно это делать здесь и сейчас, иначе потом корректировать это будет достаточно сложно. Например, застенчивость, неуверенность, излишнее проявление агрессии.
 

Ребенок дошкольник

Насколько важно, чтобы ребенок к школе уже умел читать, писать и считать?

Учиться ребенок должен с желанием, и процесс обучения для него должен быть интересным. Ни в коем случае нельзя заставлять и настаивать на обучении ребенка. Если ваш ребенок в пять лет не умеет читать – это нормально! Он с легкостью и быстро научиться этому в школе, если до школы вы поможете ему не в конкретном обучении, а в развитии его индивидуальных способностей: памяти, внимания, мышлении, через правильно организованную игровую деятельность.

Большинству детей в этом возрасте процесс обучения чтению и счету не только не интересен, но и не нужен. Природа отвела это время – до семи лет – для игры. Поэтому родителям не стоит отнимать у ребенка время, дарованное природой, и спешить с обучением, которое подразумевает умение детей долго концентрировать свое внимание, умение быть усидчивым и сосредоточенным. Физиологически эти способности ребенок приобретет только к семи-восьми годам, когда у него сформируются лобные доли. 
 

Чтение у дошкольников

На что ориентироваться при выборе подходящей секции, кружка или студии?

В первую очередь, на содержание предлагаемой программы. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности у ребенка является игра, в которой он усваивает социальные нормы, принятые в обществе правила поведения, учиться общаться и решать конфликтные, непростые, сложные ситуации, а также учиться отстаивать свое мнение и защищать свои интересы, быть успешным в том, что он делает.

Поэтому при выборе студии, узнайте более подробно, чем конкретно будет заниматься ребенок. Будет ли он приобретать конкретные навыки – например, учиться считать, читать и писать, и этим весь процесс развития ограничивается, или помимо обучения программа подразумевает создание игровой ситуации, ситуации непосредственного общения и взаимодействия детей друг с другом – ситуации, в которой ребенок сможет проявить и развивать свои способности. 

На сегодняшний день очень большой выбор развивающих школ, студий, групп. Не  пожалейте времени, изучите предложения и выберите наиболее подходящие для своего ребенка программы.

Беседовала Майя Красковская

Читайте также:

Играем в школу

Готовность к школе: что это такое?

Обсуждаем на форуме:

А как сейчас с питанием в школах?

Первый класс. Миссия выполнима

Вот и заканчивается радостное лето пора отпусков и каникул. И ладно нам, взрослым, приходится возвращаться из отпусков, а вот каково нашим малышам?! Особенно тем, кто первый раз идет в школу.
 

Школьник спит


Подготовить малыша к школе

Из-за того что сейчас детям приходится много заниматься (а ведь обучать их начинают зачастую еще в садике), малыши не успевают полноценно отдохнуть.

Их можно было бы только пожалеть, но ведь материнское сердце рвется на части при виде уставшего ребенка, понуро плетущегося делать уроки. Или при взгляде на заспанную мордашку, на которой большими буквами написано: «Оставьте меня в покое!»

Каждому из этих маленьких «больших людей» так хочется вернуться назад в детство, во время беззаботных игр и свободного времени. Так почему нам не помочь им? Тем более что многие игры помогут ребенку адаптироваться к школьному графику и делать уроки с радостью. Итак, решаем проблемы играми.


Сложно вставать рано утром

Это важный вопрос не только для детей, но и для многих взрослых. В первую очередь не забывайте, что «рано встает тот, кто рано ложится», не позволяйте ребенку сидеть за компьютером или телевизором допоздна.

Для того чтобы вставать было легче, сделайте каждый новый день праздником. Включите фантазию,  и ребенок будет ждать каждый день с надеждой: а что же мамочка придумает сегодня нового? Если мало фантазии, купите отрывной календарь праздников. Какое отношение будет иметь день рыбака к серому утру? Самое прямое! Расскажите малышу, какой сегодня праздник, и пусть он попробует угадать, какую рыбку вы загадали.
 

Календарь


Помимо тренировки памяти, малыш будет рад «угадать»  — это даст ему заряд уверенности на весь день. Еще одним решением этой проблемы может быть выдача призов и подарков поутру. И неважно, что это конфета или баночка йогурта. Главное, правильно «подать» подарок в игровой форме.


Непоседе сложно усидеть в школе

Многие активные дети с трудом могут высидеть положенные 35 40 минут урока, начинают вертеться и мешать учителю. В итоге конфликты в школе, а затем и дома.

Предложите малышу поиграть в игру «хороший ученик». То есть ему не нужно им быть, нужно им казаться. При этом лучше всего, если вы договоритесь с  некоторыми родителями других активных детей, и у ребенка появится «соревновательный эффект» — кто лучше всех себя вел, кто больше всех отвечал у доски.

Эта игра прививает стремление к лидерству в будущем; если малыш втянется, то все время учебы будет стремиться учиться лучше всех.
 

Дети бегают


И очень важный факт: во время перемены ребенку необходимо активно двигаться. На это время лучше всего придумать подвижные игры. Это входит в обязанности учителя, но далеко не все педагоги проводят «активные переменки», которые очень важны для первоклассников. Так что  стоит об этом позаботиться, чтобы малыш не был уставшим и пассивным весь день.
 

Тяжело делать домашнее задание

Приходя домой после занятий в школе, ребенок уже не настроен на выполнение домашнего задания. Ему требуется смена рода деятельности. Дайте ему отдохнуть, не требуйте невозможного от маленького организма.

Если есть возможность совмещения домашнего задания с активной игрой, воспользуйся этим. Например, если необходимо разучить стихотворение или песенку, повторяйте во время игры в мяч каждую строчку. Бросаете мяч ребенку и  говорите фразу, он — строчку вместе с мячом в ответ.

Каждое задание можно превратить в игру: «почиталка», «рисовалка» (даже если нужно не изобразить что-то, а написать ровные крючочки или буковки). При написании цифр и букв хорошо предложить ребенку игру: пусть придумает, на какой предмет или на какое действие похож тот или иной знак.
 

Счет

Двойка — это мы гладим лебедя, восьмерка — рисуем неваляшку, а шестерка-  накручиваем прядку на бигуди. Главное, чтобы интерес ребенка закрепился с помощью игровых моментов, тогда в самой школе ему будет намного легче.

Старайтесь проецировать ситуации из учебников на жизнь. Например, при изучении основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в начальной школе детям нужно выучить правильный переход через дорогу. Предложите малышу изобразить котенка или щенка, а вы будете машиной.

Показывайте карточки-светофор или карточку со знаком перехода. Если «котенок» переходит дорогу в неположенном месте или на красный цвет, «машина» его «сбивает». Так пассивное обучение превращается в активную игру.

Не менее интересным для ребенка может быть процесс обучения «наоборот», когда он начинает учить сам. При этом необязательно родителей. Это может быть игрушка или даже целый «класс». Главное в этой игре учитывать конкретные ошибки ребенка, чтобы он же сам их и исправлял.
 

Дети пишут в тетради


Самое интересное, что при этом, в большинстве случаев вы сможете увидеть взаимоотношения своего малыша и педагога. Если ребенок пытается объяснять что-то игрушкам, то и в школе преподаватель пытается донести до своих учеников материал в доступной им форме, относится к ним с уважением. Если же ребенок высмеивает ошибки своих «учеников» или сильно ругает, то это должно, по крайней мере, заставить задуматься!

И не забывайте отмечать достижения ребенка, а не его ошибки. Ведь запоминается гораздо больше то, на что обращаешь внимание, при этом неважно какое, позитивное или негативное.

Болотова Лёля


Уважаемые читатели! А Ваш ребенок приходит уставшим со школы? Чем Вы завлекаете детей к подготовке домашнего задания? Как делаете учебу малыша более интересной? Ждем ваших ответов в комментариях!


Читайте также:

Играем в школу

Готовность к школе: что это такое?

Обсуждаем на форуме:

Первоклассники-2013- все сюда!

«Родителей в корпуса не допустят». Как дети будут отдыхать в лагерях этим летом

В этом году в летних лагерях не будет родительских дней, экскурсии и массовые мероприятия — пока под вопросом. Об этом сегодня журналистам рассказала заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова.

Источник фото: unsplash.com

По словам специалиста, в этом сезоне антиковидные меры сохраняются, с некоторыми изменениями. Они затронут и законных представителей воспитанников, и сотрудников лагерей.

Как и в прошлом году, посещения детей родственниками будут ограничены.

— Родители очень этим недовольны, но никаких родительских дней проводиться не будет; мам и пап в корпуса не допустят, — сказала Алла Малахова. —  Если родные приедут навестить ребенка, то встреча будет проходить вне корпусов, это сделано с целью предотвращения коронавирусной инфекции.

Что касается работников, для них, наоборот, предусмотрены послабления. Так, при отсутствии подозрений на заражение COVID-19, они смогут ездить домой ежедневно, а не только на выходные, как было принято в минувшем сезоне. Также для сотрудников исключена обязательная 5-дневная изоляция перед началом смены. Решение о карантине может быть принято в том случае, если возникнет подозрение на заболевание. Температуру работникам и детям будут измерять каждое утро: при симптомах простуды руководитель учреждения вправе предусмотреть 5-дневную изоляцию как сотрудника, так и воспитанника.

Алла Малахова отметила: при приеме на работу в лагере будет отдаваться предпочтение тем претендентам, которые получили прививку от COVID-19. Такие рекомендации (не требования) адресованы руководителям оздоровительных учреждений.

Антиковидные меры разработаны и для подвоза детей: водитель должен находиться в маске, а на каждой остановке — обрабатывать перила дезинфицирующими средствами.

Когда лагеря откроются?

Ожидается, что оздоровительные смены как при школах, так и в лагерях круглосуточного пребывания, начнут работать в первой декаде июня. Но окончательное решение об открытии — за местными органами власти.

— Сейчас идет третья волна коронавируса и по сравнению со второй подъем заболеваемости более плавный, мы регистрируем около 8 тысяч случаев заражения в неделю, — поясняет Алла Малахова. — Ожидается, что такая ситуация будет до конца июня. Поэтому местные распорядительные органы будут сами решать, когда начинать первые смены в лагерях с круглосуточным пребыванием с учетом эпидобстановки. В прошлом году лагеря начали работу с середины июня, когда был зафиксирован спад заболеваемости.

По словам специалиста, комплекс мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции в учебных заведениях, дает положительный эффект. Речь идет о социальном дистанцировании, дезинфекции перил и помещений, влажной уборке трижды в день.

— Лишь 10% заболевших COVID-19 — дети, из них 8% — школьники, — отметила Алла Малахова. — Если все это (противоковидные меры) будет соблюдаться в лагере, наша (оздоровительная) кампания пройдет благополучно.

Специалист также уточнила, что сотрудников лагерей просят отказаться от походов в кинотеатры, музеи или на выставки.

— В лагерях круглосуточного пребывания первые пять дней рекомендуется ограничить общие мероприятия, чтобы была возможность понаблюдать за состоянием детей.

Во сколько обойдется путевка?

Ожидается, что стоимость 18-дневной путевки в лагере с круглосуточным пребыванием составит в среднем в 520 рублей (215 рублей — размер удешевления за счет бюджета). В «дневных» лагерях — 127 рублей (89 рублей оплатит государство).

В текущем году на оздоровление детей выделено порядка 45 млн рублей. Около 600 тысяч направлено непосредственно на подготовку лагерей, сейчас там завершаются ремонтные работы.

Планируется, что в этом сезоне в лагерях всех типов отдохнет примерно 342 тысяч юных белорусов, из них в учреждениях с дневным пребыванием — 198 тысяч, а с круглосуточным — 144 тысячи.

В минской школе прорвало трубу — родители жалуются на последствия аварии. Узнали подробности

Месяц назад в СШ № 1 г. Минска в одном из помещений прорвало трубу и затопило учебный кабинет. Родители считают, что последствия аварии в школе устранили недостаточно хорошо: дети занимались в прежнем классе, в сырости, из-за чего у нескольких учеников появилась аллергия. На днях школьников все же «переселили», правда, теперь им придется учиться во вторую смену. Такое решение устроило не всех — родители написали в редакцию. Мы позвонили в школу, чтобы разобраться в ситуации. 

Источник фото: ЧитательВода повредила мебель в классе

Неприятность случилась с кабинетом, в котором занимаются четвероклассники. Их родители и обратились в редакцию. Вот что они рассказали:

— Потоп был в выходные 10−11 апреля. Над кабинетом, где учатся наши дети, прорвало трубу. Вода залила парты и компьютер, мебель была испорчена, вода стекала даже с люстр. Классный руководитель просила заменить кабинет, но, по словам директора школы, в здании свободных помещений не было.

По мнению родителей, школа предприняла недостаточные меры, чтобы как следует просушить помещение:

— В кабинете затхлый запах, а в спальной комнате наверху, где прорвало трубу, дети спали на сырых матрасах (речь идет о детях из младших классов и кабинете для группы продленного дня — прим. автора). Спустя неделю занятий у наших четвероклашек начали появляться неприятные симптомы: сыпь, головная боль, затруднение дыхания, слезоточивость.

Недавно у детей появилась возможность уйти из сырого класса, но с условием: учиться придется во вторую смену, так как свободных классов нет.

— В конце года это неудобно — менять режим ребенку, когда на носу так много контрольных и проверочных работ, — рассуждают родители. — Администрация школы проигнорировала проблему, и мы обратились в управление образования района. И получили ответ: детей перевели на учебу во вторую смену за две недели до конца учебного года!

Источник фото: ЧитательПокраснение на руках родители связывают с аллергической реакцией на сырость

Родители учеников считают, что после прорыва трубы уроки вполне можно было проводить в актовом зале или, в крайнем случае, в школах по соседству (рядом находится несколько образовательных учреждений).

— Вызывает недоумение то факт, что ни администрация школы, ни управление по образованию не расценивают ситуацию как чрезвычайную. При этом по-прежнему проводятся репетиции в актовом зале, в хоровом классе, хотя их можно было бы временно переоборудовать для 4Б класса и группы продленного дня, — пишут родители.

«Закрыть полшколы на ремонт мы не можем»

Мы связались с исполняющей обязанности директора СШ № 1 Ольгой Зюзенковой. Педагог подтвердила: ситуация, о которой написали родители, произошла месяц назад. В классе над помещением, где учатся дети 4-го класса, прорвало трубу. Все произошло после уроков — аварию заметил сторож.

— Мы просушили стены как могли, проветривали даже ночью, — поясняет Ольга Зюзенкова. — Поврежденную мебель заменили. Но некоторых родителей возмутило, что мы перевели детей учиться во вторую смену. Мы понимаем, что это не совсем удобно — изменилось расписание кружков, да и семьям пришлось перекраивать свое расписание. Это и правда вызывает массу проблем.

При этом собеседница отметила: делать ремонт сейчас, во время занятий, нецелесообразно. Представитель школы попросила родителей войти в положение:

— Класс, пострадавший от потопа, находится посередине здания. Закрыть полшколы на ремонт мы не можем: это пыль, побелка, грязь, которыми будут дышать наши ученики. Выполнить работы по-быстрому — это неразумное расходование средств, потому что никто не гарантирует качество. Если делать по уму, процесс занимает около 10 дней (мы уже консультировались у нескольких фирм). Закрыть школу на это время тоже нельзя, — ответили в администрации.

В школе считают, что предложенное решение проблемы — пока единственно возможное, и подчеркнули: родители с претензиями и предложениями напрямую в администрацию не обращались.

Родители прислали в редакцию видео, как учитель кричит на ребенка и толкает его. Что говорят в школе?

В конце апреля в одной из школ Минска произошел инцидент: пятиклассник взял без спроса свой телефон со стола учителя, после чего педагог начала кричать на ребенка и подняла на него руку. Эта сцена была заснята на видео — ролик попал в родительский чат и вызвал бурю негодования. Администрация школы утверждает, что «разбирательства идут на самом высоком уровне».

Источник фото: Unsplash.com

Видеозапись в редакцию прислали родители одноклассников мальчика, которого затронул конфликт. На записи видно, как учитель сначала громко кричит на ребенка, пытается что-то достать из его кармана, толкает и хватает за шиворот. Родители пояснили: на уроках детям запрещено пользоваться телефонами, они сдают их педагогу. На одной из перемен мальчик забрал со стола учителя свой мобильный, но сделал это без разрешения. Его поступок и вызвал столь бурную реакцию педагога.

— Может, ребенок и неправильно поступил, но и учитель ведет себя странно: так кричать на ребенка, бить, — недоумевает отец одного из учеников класса, где было сделано видео. — Насколько мы знаем, родители ходили на прием в администрацию, но результата не добились — учитель в школе. Где гарантия, что он не поступит так с другими? Дети и раньше жаловались на отношения с этим педагогом. Но словам никто особого значения не придавал, пока не появился ролик.

Как нам рассказали родители, после конфликта педагог продолжает вести занятия.

Ребенок.BY связался с администрацией школы. Директор от развернутого комментария отказалась, пояснив, что она встречалась с родителями мальчика и сейчас идет проверка:

— Ко мне приходила мама этого школьника. У нее нет вопросов к учителю. Но она возмущена, что кто-то без разрешения снял ее сына и опубликовал это.

О том, какие меры будут приняты в отношении учителя, директор говорить не стала:

 — Что касается поведения учителя, то я защищать никого не буду. Сейчас идет проверка на самом высшем уровне.

По словам руководителя школы, конфликтов с педагогом ранее не возникало.

Что говорит закон

Ст. 9.3 КоАП РБ гласит: оскорблять, бить, применять другие формы насилия граждане не имеют права. Нарушение этой статьи влечет наложение штрафа до 20 базовых величин. Если такие действия все же допущены и они повлекли за собой более серьезные последствия, то административная ответственность может смениться уголовной (ст. 153 УК РБ).

За ненадлежащее отношение к ученику учитель может быть наказан и дисциплинарно. Согласно ст. 53 Кодекса об образовании, педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса, воспитанников (п. 1.3). За недобросовестное исполнение данной обязанности к учителю могут применяться разные меры дисциплинарного взыскания.

Если родители узнали о физическом насилии в отношении их ребенка, они вправе написать заявление на имя директора школы, а также инициировать начало административного процесса. Для этого необходимо обратиться в органы внутренних дел (ст. 3.30 ПИКоАП РБ). Кроме того, возможно обращение в суд с исковым заявлением о защите чести и достоинства.

Если у вас есть дополнительная информация об инциденте в школе, напишите автору на почту tamara.reshko@tutby.com.

Родители говорят, что не во всех «заминированных» школах эвакуируют детей. Администрация это опровергает

За последние недели мы получили от родителей несколько сообщений о том, что школы «минируют», а детей якобы никто не эвакуирует, пока в здании идет проверка. Мы позвонили в администрации школ, откуда поступила такая информация, и узнали, какая действует инструкция на случай опасности.

Источник фото: TUT.BY

Сегодня утром стало известно о «минировании» четырех школ в Минске. В общей сложности были эвакуированы более 3 тысяч человек — учеников и учителей.

Родители школьников из СШ № 2 г. Минска сообщили, что не всех детей выводили на улицу на время поисковых работ. «Пока там якобы что-то искали, старшие классы согнали в спортзал», — пишет читатель. «Сын говорит, что до 4-го класса дети ждали на улице, а вот старшие 9−11 классы точно находились в школе», — рассказывает еще одна мама. «Саперная бригада и МЧС находятся во второй школе Фрунзенского района. Но детей не эвакуируют», — было и такое сообщение от взволнованных родителей.

В редакцию прислали видео того, как в помещении работали несколько человек в военной форме: один из них с собакой, второй — с досмотровым зеркалом. Можно заметить на видео и людей в гражданской одежде. Кто именно записывал ролик, непонятно.

Мы попросили прокомментировать ситуацию администрацию школы. Директора на месте не оказалось, с нами пообщалась заместитель по хозяйственной части Алина Романкив. Она объяснила, что в школе действовали строго по инструкции.

— Сообщение о минировании нам поступило в первой половине дня по электронной почте. Все завучи тут же включились в работу, оповестили детей и вывели их на улицу. Потом мы еще раз проверили все помещения: классы, бассейн, подсобки, сантехнические узлы, остановили работу в столовой и покинули здание. Я лично отвечала за сбор 1−4-х классов. Мы всех — и старших, и младших — вывели на улицу, — говорит заместитель директора. — Потом саперно-пиротехническая группа скомандовала, что дети могут заходить в здание. Мы всех завели и рассадили по классам. В это время кинологи обошли здание еще раз. Видимо, дети подумали, что это очередная проверка.

На прошлой неделе читатели рассказывали нам о «минировании» двух школ в Полоцке. В средней школе № 1, по словам родителей, была похожая ситуация: эвакуацию якобы не проводили.

«Ребенок позвонил, сказал, что военные какие-то заходили в класс с собакой. Типа проверяли. При этом дети оставались в классе. Элементарную эвакуацию не произвели. Позже в инстаграм школы появилось сообщение об уголовной ответственности за ложное минирование», — написали нам тогда читатели.

Директор Полоцкой СШ № 1 Павел Ястремский сообщение о минировании школы обнаружил рано утром 20 апреля по электронной почте. Информацию о том, что детей в тот день не эвакуировали, он опровергает.

— В тот день еще даже не все дети до занятий дошли. Мы поступили так, как предписывает инструкция: сообщили в милицию, а затем через завучей передали всем учителям об опасности. Чтобы не поднимать панику, сказали всем школьникам, что сегодня проводится «День экскурсий» и отправили в город на прогулку с учителями. В это время в школе работали милиция, прокуратура, МЧС, скорая и саперно-пиротехническая группа с кинологами. Все ведомства приехали одновременно, провели проверку, но ничего не нашли, — рассказывает директор.

Как администрация школ должна действовать в случаях, когда поступают сообщения о «минировании», мы спросили у главного специалиста по общественным связям управления идеологической работы ГУК ВВ подполковника Владимира Порхомцева. Специалист отметил, что детей должны выводить из здания при любой погоде, по возможности не допуская паники. Если позволяет время, учащиеся могут забрать личные вещи и верхнюю одежду. Однако, как правило, эвакуация не предполагает переодевания.

— К любой информации о минировании стоит отнестись серьезно. Если поступило сообщение о минировании, администрация тут же сообщает об этом в милицию, скорую и МЧС — всем звонить не нужно, обычно у ведомств хорошо налажена связь между собой и отработаны действия. Завучи сообщают учителям, те собирают детей и, стараясь избежать паники, покидают здание через запасные выходы. До того, как саперно-пиротехническая группа не даст отмашку о том, что здание проверено и находиться в нем безопасно, никто внутрь не заходит.

Саперно-пиротехническая группа проводит проверку классов и других помещений (подвальных, подсобных) вместе с кинологами. После этого специалисты проверяют периметр школы. На вопрос, почему в школе могли одновременно находиться кинологи с собакой и учащиеся, специалист ответить не берется.

— Не думаю, что кто-либо взял бы на себя такую ответственность и допустил детей в непроверенное здание. Обычно и саперы, и кинологи проводят проверку одновременно.

«А вы бы стали есть такое?» В соцсетях обсуждают фото неаппетитного школьного обеда

По соцсетям разлетелось фото обеда, которое было сделано в минувшую пятницу в одной из школ Минской области. Детям предложили плов и маринованный огурец в металлической посуде. Пользователи упрекнули школу за то, что обед выглядит неаппетитно, а каша больше напоминает «клейстер». Директор с претензиями не согласна и готова лично обсудить с недовольными родителями качество школьного питания.

Источник фото: Facebook.comТот самый обед, фото которого уже несколько дней гуляет в интернете

Фото опубликовал на своей странице отец одной из учениц Острошицко-Городокской средней школы. Снимок родитель сопроводил ироничной подписью:

«Развитие образования в одной тарелке! Острошицкий Мишлен, рисовая фуагра с нежными пикулями в изящной сервировке! Минобру приятного аппетита. Дети после такого обеда готовы с удвоенной силой НЕ грызть гранит науки», — написал отец. В комментариях под фото он спрашивает, что заставляет повара варить такой «клейстер» и почему нельзя сделать лучше. Например, сварить плов рассыпчатым и подать его красиво. 

— Родители мало платят за питание или вообще не платят? Ну так предложите свежую булочку, тертую морковку и сок. Вариантов сотни. Я люблю готовить и даже из этих продуктов могу приготовить хорошо: чтобы глазам было приятно и на вкус непротивно, — отметил возмущенный отец. Как рассказала ему дочь, неаппетитные обеды в столовой детям подают часто, и некоторые школьники отказываются от еды. 

— Школьный обед. А вы бы стали есть такое? Нет, с голодухи, конечно, но у нас ни военного времени, ни осадного положения, — так комментировали фото другие пользователи. 

Директор школы Наталья Бельмач в телефонном разговоре отметила, что снимок школьного обеда видела, но жалоб на качество питания от школьников и родителей она лично не получала. 

— Я видела фото и могу сказать, почему плов не рассыпчатый. Мы готовим его из не пропаренного риса, поэтому каша получается вязкая. А вообще наша школа, как и все учебные учреждения Беларуси, получает меню для школьников из райисполкома. Ни одной жалобы от родителей к нам не поступало: ни письменно, ни устно, ни на личном приеме. У нас бесплатное питание, так как мы сельская школа. И питание для всех детей одинаковое — и для первоклассников, и для учеников старшей школы. Кроме этого, если у детей есть желание получить дополнительную порцию, они ее получают на любой перемене. Многие дети приходят по несколько раз — у нас даже отходы уменьшились, — отметила директор и подчеркнула, что она готова лично обсудить с родителями качество школьного питания. С претензиями лучше обращаться к ней напрямую, а не выкладывать фото в интернет. 

Периодически родители жалуются на питание в садах и школах. В январе в соцсетях активно обсуждалось фото из детского сада № 32 г. Гомеля, где детям на полдник были предложены маринованные огурцы с кефиром. После этого случая в сад приезжали проверяющие, журналистам сообщили, что «к должностным лицам были применены меры». В ноябре прошлого года после школьного обеда с болью в животе и рвотой в больницу попали ученики средней школы № 61 Минска. Лабораторные исследования показали, что пищевое отравление учащихся было связано с употреблением блюда чикен-ролл «Маленький цезарь», а причиной проблем стал стафилококк. Весь пищеблок столичных школ прошел тщательную проверку. 

Напоминаем, что при желании родители могут отказаться от школьного питания и не платить за обеды деньги. Мы подробно писали о том, как это сделать. 

А вы довольны тем, как кормят ваших детей в школе и саду?