Сегодня у родителей есть выбор: отдать ребенка в школу в 6 лет или 7. И даже пятилетку возьмут в первый класс, если ребенку исполнится 6 лет до 30 сентября. Но готов ли ребенок в 5-6 лет к усвоению учебного материала, к позе «спинка ровная, ручки сложить на парте»? И что ребенок должен знать и уметь, отправляясь в первый класс? Истории мам, мнение педагога и комментарий психолога читайте в статье.
Мария пошла сразу во второй класс
— В 6 лет я пошла в 1 класс, но там провела всего две недели, к маме пришла учительница и сказала:
Заберите ее от меня, она же зевает на уроках!
У моей мамы педагогическое образование, и в 6 лет я уже умела и читать, и считать, и писать. В первом классе мне было делать абсолютно нечего. После небольшого собеседования меня перевели во второй класс. Я училась без проблем, и в отношениях со сверстниками все было гладко, никакой разницы я не ощущала. До 8 класса была отличницей, потом уже немного расслабилась, но все равно трудно мне не было, и я не отставала от одноклассников.
Единственный минус — это то, что рано окончила школу … в 16 лет. Хотелось еще немного побыть ребенком, но пришлось поступать в институт, уезжать в другой город. Все-таки я бы хотела на год дольше в школе учиться.
Дочку отдала в школу в 6 лет в первый класс. Она читала хорошо, считала, писала, но только печатными буквами. Я с дочкой занималась с детства. В три года она уже решала простые примеры, 1+1 или 1+2. В 5 лет читала, поэтому в школу довольно легко пошла. Когда мы пришли в подготовительный класс, за год до школы, нам сказали, что ей нет смысла туда ходить.Дочка учится хорошо, но я считаю, что вопрос со школой нужно решать индивидуально. Некоторые в 8 лет не готовы в школу идти. А некоторые — вундеркинды — и в 5 справятся. Первый класс больше психологически настраивает ребенка на учебу. Учатся, что есть урок и перемена, режим и расписание. Приучаются к самостоятельности и школьным правилам.
Ольга отдала сына в школу в 7 лет, но ему было скучно
— Я занималась с сыном до школы только по желанию, не учила специально читать, писать, считать. Был интерес — занимались. Читать сын научился еще в 4 года, простые слова вроде муха, лужа, вода. Писал печатными буквами, считал хорошо. Но интерес к чтению у него появился летом перед самой школой: он начал читать вывески, заголовки в книгах и пр.
Отправила я его в школу в 7 лет, об этом не жалею, но есть один минус — до 4 класса ему откровенно было скучно в школе, я постоянно задумывалась о том, чтобы «перепрыгнуть» класс, но у нас была хорошая учительница, в общем, я побоялась что-то менять. Возможно, зря.
Валерия пошла в 1-й класс в 5 лет
— Меня не планировали отдавать в школу так рано, так получилось. На тот момент я лишь немного умела читать, тогда всему учили в школе. В школе даже не знали, что мне 5 лет, потом уже спохватились. Сначала хотели приостановить обучение, но я сдала экзамены, и меня оставили учиться.
Не могу сказать, что мне было сложно по успеваемости. Но проблемы были: все одноклассники старше, а в 5 лет дети еще подвижные, хочется крутиться и вертеться.
Я думаю, что лучше идти в школу хотя бы с 6 лет. Я была самой младшей в классе, а в переходном возрасте это сильнее ощущалось. Кто-то быстрее взрослеет, по итогу дети, подростки — все в одном классе. Разный гормональный уровень, разный уровень агрессии.
Если родители планируют отдать ребенка в школу в 5 лет, они должны учитывать эту психологическую разницу.
Совет учителя: не торопитесь!
Как мама и бывший педагог Наталья Колесникович советует не торопиться. Когда ее спрашивают, во сколько лет лучше отдавать ребенка в школу, она всем советует «тянуть время». Дети могут многое уметь, но не готова в первую очередь их нервная система.
— Приведу простой пример. Мой сын шел в школу, умея читать, считать в пределах первого десятка и писать печатными буквами. С адаптацией в коллективе проблем не возникало, на уроках был активным, продленки у нас не было и, казалось бы, все в норме, ребенок не переживает, все у него получается, сложностей никаких нет, если бы не одно «но»… Приходя из школы, он порой засыпал, едва успев переодеться.
С режимом дня все у нас было нормально, вставать приходилось не очень рано, так как школа была в 5 минутах ходьбы от дома. От дневного сна ребенок несколько лет как отказался. И? Вот он — явный показатель перегрузки нервной системы. Новая обстановка, новый коллектив, новые правила, новое все. Нужно время, чтобы ко всему этому привыкнуть. Как правило, новоиспеченные школьники входят в колею только после Нового года — и это нормально.
Еще сложнее тем, кто не посещал детский сад. Что бы ни говорили, но социализация и коммуникативные навыки имеют немаловажное значение. Умел ли ребенок читать и считать до школы, знал ли английский, владел ли скрипкой – не этим, на мой взгляд, должна измеряться готовность к обучению в школе.
Стоит учесть мотивацию ребенка
Ребенок должен понимать, что в школе нужно будет делать не только то, что тебе хочется, но и то, что просит учитель. Нужно соблюдать определенные правила. Например, сидеть за партой и не вставать до звонка. Хочешь ответить — подними руку и подожди, когда учитель тебя спросит, а не выкрикивай с места. Кажется, мелочи, но многим это дается с трудом. Ребенок должен понимать, когда в приоритете учебная деятельность, а когда можно и поиграть.
Обратите внимание на развитие мелкой моторики
Несколько лет я сама работала с первоклашками. Скажу по опыту, что разницу между шести- и семилетками можно увидеть, стоит дать детям в руки ножницы: моторика быстро расставит все точки над «i» и покажет, кто готов к школе, а кто не очень. И второй житейский тест — завяжи шнурки. Смех смехом, но в 6-7 лет не все с этим справляются. А все почему? Слабо развита мелкая моторика.
Если мелкая мускулатура слабая, в первом классе будут сложности с освоением письма. Поэтому нужно перед школой максимально делать упор на те виды творчества, где нужна усидчивость и работа с мелкими деталями: пластилин, бисер, отрывная аппликация и др.
Не заставляйте ребенка читать
Если хотите помочь ребенку в овладении навыком чтения, не гонитесь за бессмысленной зубрежкой алфавита, а уделите максимальное внимание развитию фонематического слуха. Научиться читать ребенок сможет быстро, если поймет сам принцип чтения. Родителям лучше не торопить события, чтобы не навредить. А вот играть со словами и учить выделять звуки в словах — нужно как можно чаще.
Я не вижу смысла заставлять ребенка страдать над книгой только ради того, чтобы в первый класс он пошел читающим. Так можно навсегда отбить охоту дружить с книгой. Многих детей заставляют по пять раз повторять прочитанное, пересказывать — этого не стоит делать ни в коем случае. Всему свое время.
Лучше родителям вообще не вмешиваться, не владея методикой обучения чтению. Учителю сложнее переучить, чем научить. В конце первого класса зачитают все — это факт. Конечно, легче и быстрее осваивают программу те, кто пришел в первый класс, уже умея читать, но положительная мотивация и жажда новых знаний сделают свое дело гораздо быстрее и качественнее, чем вырванные мамины нервы и крокодильи слезы маленького страдальца.
Когда точно не стоит спешить
Школа — это в любом случае стресс, для ребенка с любым уровнем подготовки. Поэтому важно отнестись к этому в первую очередь не со стороны своих родительских амбиций, а с позиции максимально комфортного для здоровья ребенка окружения. Если есть малейшие сомнения — лучше не торопиться, пусть ребенок окрепнет физически, остальное — наверстается.
Если у ребенка есть сложности с общением (со взрослыми, со сверстниками, с самим собой и пр.) — это тоже может осложнить адаптацию к школе.
Если есть логопедические проблемы — однозначно не стоит спешить отдавать ребенка в 1 класс, неправильное произношение влечет за собой ошибки и в письменной речи.
6 критериев готовности к школе
Врач-психотерапевт Виктория Валуева выделяет несколько показателей, по которым можно оценить уровень готовности ребенка к школе.

Физиологические критерии. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, хорошо развиты двигательные качества (ловкость, быстрота, сила, скорость, гибкость). Сюда же относим координацию системы «рука–глаз» и ловкость пальцев и рук. Если внимания к физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни будет недостаточно, то ребенку будет сложно адаптироваться к более жесткому школьному режиму. А это значит сниженный иммунитет и постоянные простуды.
Личностная готовность. Если почти каждый ваш день начинается со слов ребенка: «Мама, отведи меня в школу» или «Я хочу быстрее в школу», то это свидетельствует о базовой готовности ребенка к школе, учебной деятельности и учителям. У него появилось желание играть новую роль — роль ученика. Тут родителям важно не уменьшить, а поддержать мотивацию к обучению и желательно обращать внимание ребенка не на внешние атрибуты (красивый портфель или новые фломастеры), а на возможность получать новые знания (узнавать что-то новое и интересное).
Социальная готовность к школе. Если при наличии мотивации ребенок умеет слушать других, чувствует себя членом группы и умеет соблюдать общие правила, это еще один плюс в пользу готовности посещать школу.
Внимание. К 6-7 годам внимание ребенка переходит из непроизвольного в произвольное. Это значит, что он сам может управлять своим вниманием и удерживать его какое-то время. К моменту начала учебного процесса необходимо научить ребенка концентрировать внимание хотя бы на протяжении 15 минут. В большом классе больше раздражителей, чем дома: шорохи, звуки, поэтому способность к концентрации является важнейшей предпосылкой успешного обучения.
Зрелость эмоционально-волевой сферы. К началу школы важно научить ребенка управлять своими эмоциями. Родители должны донести до ребенка мысль, что даже если ему очень хочется разговаривать и смеяться на уроке, все же правильнее будет посидеть и послушать учителя. Если мама видит, что во время игры ребенок спокойно и успешно справляется со своими эмоциями, можно говорить о его готовности к школе.
Интеллект. О развитом интеллекте ребенка скажет его пытливый ум, а не просто умение читать, считать, писать буквы, как считает большинство родителей. Интеллектуальный «багаж» — это и дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), и аналитическое мышление, и способность устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Если почти каждый ваш день начинается со слов ребенка: «Мама, отведи меня в школу» или «Я хочу быстрее в школу», то это свидетельствует о базовой готовности ребенка к школе, учебной деятельности и учителям.
***
Ой, да ни о чем эти слова не свидетельствуют. Ребенок еще не понимает, что такое школа. Для него это пока еще интересное неизвестное, которое, возможно, понравится. Вот ради того, чтоб узнать, он и хочет в школу, но это абсолютно не свидетельствует о его готовности учиться.
——————
А во сколько лет вы отдали своих детей в школу? Почему?
***
В 6 лет. Обоих. Готовы были, сидеть еще год в саду не было необходимости.
Дочку отдала в 6,5,потом жалела,т к она хоть и хорошо училась,но была очень непоседливой и неусидчивой,первый год в школе дался ей сложно.
Средний сын пошел в 7 лет (помня опыт с дочкой,решила перестраховаться),но потом поняла,что его нужно было отдавать раньше,т к два года школы раннего развития даром не прошли,он все знал,умел и в школе ему было откровенно скучно.
У младшего день рождения в конце августа.Не думаю,что отдам его в школу в только исполнившиеся 6 лет,т к и ветер в голове и физически он у меня совсем крошка.
«Мама, отведи меня в школу» или «Я хочу быстрее в школу» как маркер… ну-ну.
Когда меня перед школой спрашивали, хочу ли я туда, я отвечала «нет», именно потому, что понимала, что там надо будет работать. Оказалось, что не все так плохо,училась легко и хорошо. А те, кто прямо хотел-хотел были порой разочарованы.
У меня оба ребенка осенние, отдавала в «почти 7». С сыном не раз пожалела, не готов он был, как раз года не хватило, но сидеть 3-й год в старшей группе не хотелось. Дочка пошла, вроде, нормально, первые пол года были постоянные истерики на ровном месте, после зимних каникул почти сошли на нет, ей интересно.
Прочитаешь так, прям одни вундеркинды, всем скучно, все все умеют и знают, читают, пишут, решают, только потом почему-то все обычные дети, человек 5 на класс отличников, столько же двоешников, остальные середнячки. И где все эти «вундеркинды» деваются? ?
Сколько можно перетирать одно и то же))) Те, кто отдал уже детей в школу, уже это сделал и толку им обсуждать, если ничего не изменишь, а о том, что они жалеют, к примеру, не каждый признается. Те, кому это ещё предстоит, всё равно решают сами и особенно ни к кому не прислушиваются, ни к родителям, имеющим опыт, ни к учителям и психологам. В садах нет мест, поэтому тенденции выпереть пораньше побольше детей понятна.