Обучаем детей чтению

Для детей 4-5 лет

1. Общие рекомендации
1. Обучение должно быть включено в общий режим дня. Ребёнок должен точно знать, когда он будет заниматься. (Моя дочь твёрдо знает, что после ужина мы будем учиться и начинает настраиваться.)
2. Обучение не должно занимать более одного часа в день. Причём длина одного урока не должна превышать 30 минут. Хотя для некоторых детей и этого иногда бывает чересчур много.
3. У ребёнка обязательно должно быть место для занятий. О письменном столе стоит задуматься ещё до школы.
4. У ребёнка как в школе должны быть специальные учебники и наглядные пособия. И храниться они должны в специальном «серьёзном» ящике.
5. Никогда не нужно пытаться дать ребёнку более одной буквы в день. Иначе в голове начнётся путаница.
6. Не надейтесь, что ваш ребёнок освоит грамоту при помощи компьютерной программы. Компьютер может быть использован как дополнение к уроку и использоваться для закрепления знаний, но для получения – не уверена. Не знаю ещё ни одного ребёнка, который бы научился читать только при помощи компьютерной игры.
7. Вы должны составить для себя план урока и всегда следовать ему. Это не отнимет у вас более 30 минут, а польза будет огромна. Достаточно написать только один план урока на одну букву, а остальные буквы учить таким же образом.
8. Обязательно начинайте новый урок с повторения старых букв. Если малыш путается в старых буквах, лучше не начинайте изучение новых. Лучше потратьте время обучения на повторение.
9. Учим с детьми не буквы, а звуки. Не нужно объяснять, что сегодня мы проходим букву «ЭМ», но произносить её нужно как «М». У ребёнка в голове это может не отложиться, и он окончательно запутается. Для того, чтобы научиться читать нужны звуки, буквы не обязательны, их малыш усвоит и в школе.
10. Оценивайте ребёнка. Оценки нужны как стимул к дальнейшему обучению. Причём как положительные, так и отрицательные. Можно поощрять кроху любимым лакомством. Естественно если цифр ребёнок ещё не знает, лучше использовать школьную практику, принятую в первых и во вторых классах.
Тучка с грозой – неудовлетворительно
Просто тучка – удовлетворительно
Солнце за облаком – хорошо
Яркое солнце – отлично
11. Постарайтесь не срываться на ребёнка, если он не оправдал ваши надежд. Не кричите ты дура(к), ты ни на что не годишься и т.д. этими фразами у ребёнка можно выработать комплекс неполноценности. Лучше посмотреть ему в глаза и сказать: «Сегодня я не довольна твоими успехами, и надеюсь, что в следующий раз ты будешь стараться больше.
12. Старайтесь заниматься каждый день, отменяйте занятия только в экстренных случаях, но можно ввести один выходной. Например, если ребёнок идёт в бассейн, или уезжает к бабушке и не может выкроить время на занятия.
2. Учебные пособия

1. Букварь или своеобразная азбука для малышей, которые в избытке продаются на наших базарах и в книжных магазинах. Не все знают чем отличается настоящий букварь от «азбук для малышей».
Букварь — представляет собой книжку, написанную специально для обучения ребёнка чтению. В нём есть рекомендации для родителей. Рассказывается о том, как научить ребёнка соединять буквы в слоги. Порядок изучения букв в букваре оптимальный для усвоения, приводятся слоги, даётся понятие о гласных и согласных буквах, звонких и глухих, парных и непарных. Но стоит такая книжка в два-три раза дороже, чем азбуки.
«Азбука для малышей» — не объясняет принципов деления букв на какие-нибудь группы, даёт буквы в алфавитном порядке, не рассматривает слогов. В ней обычно просто нарисованы буквы, а к каждой букве прилагается стишок и картинка(ки). Чаще всего в стихи в азбуке посвящены какой-нибудь одной тематике: звери и птицы, сказочные герои, растения и т.д.
Решать, что лучше купить вашей крохе предстоит вам. Конечно, букварь гораздо больше подходит для обучения, но, тем не менее, он не является обязательным. Вполне реально научить ребёнка буквам и при помощи «детской азбуки». Просто вам придётся самостоятельно рассказать ребёнку о делении букв на группы. В этом вам поможет «домик для букв». Лично я учила свою дочку по «Живой азбуке» В.Степанова, и добилась отличных результатов.
2. Развивалка. Я брала такую, где было по одному упражнению на каждую букву.
Например: старуха Шапокляк решила собраться в путешествие, но с собой она может взять только вещи, в названиях которых есть буква «Ш» и тут же нарисованы разные предметы, среди которых малышу нужно выбрать слова содержащие букву «Ш».
Причём моя дочь с трудом стала понимать, что нужная буква может находиться не только в начале слова, но и в середине, или даже в конце. Если то же происходит и с вашим ребёнком, не расстраивайтесь. Он может начать соображать это только к 15 уроку, но когда-нибудь обязательно поймёт.
Ещё не помешает, если в развивалке будет предложено написать нужную букву, обвести её по точкам и т.д.
3. Листы белой бумаги или тетрадь для рисования.
4. «Домик для букв» — делаем сами. Как, см. ниже.
5. Ручка, простой карандаш, стёрка.
6. Чёрный маркер или фломастер
7. Диск с какой-нибудь обучающей игрой. (Пункт желательный, но не обязательный)
8. Словарь русского языка. Любой который найдёте, от орфографического до толкового, можно даже использовать русско-белорусский словарь или русско-английский.
Мой план урока
(Вы можете придумать свой, главное, чтобы он был.)
Изучаем букву «О»
1. Повторение уже пройденных букв.
2. Открываете азбуку на нужной странице, объясняете ребёнку, какую букву вы сегодня будете учить. Читаете стишок прилагаемый к букве, при чтении выделяете букву «О»
3. Показываете малышу в книге букву «О», обсуждаете, на что она похожа.
4. На чистом листе бумаги просите ребёнка нарисовать букву. Если у него не получается, показываете, как это сделать правильно. К размерам и наклону буквы придираться не стоит, поскольку тут мы рассматриваем способ обучения ребёнка чтению, а не письму. Писать, мы у него просим, не прописную букву, а печатную.
5. Заселяем букву «О» в домик, пропойте её, показывая малышу этим, что эта буква гласная, а поэтому заселять её нужно на красное поле. Вписываете букву «О» маркером.
6. Ребёнок берёт в руки карандаш, вы просите его подчеркнуть в стишке все буквы «О» которые ему встретятся.
7. Время выполнить упражнение в развивалке.
8. Играете в игру: вы называете ребёнку 20 слов, среди них есть слова начинающиеся с буквы «О» и слова, начинающиеся с любых других букв алфавита. После каждого произнесённого слова ребёнок должен сказать, начинается оно с «О» или нет. Если не можете быстро придумать слова на нужную букву, используйте словарь. Каждый правильный ответ фиксируется на листике. По итогам игры ребёнку выставляется оценка.
Например:
Правильно /////////////// — 15
Не правильно ///// — 4
Общая оценка – солнышко за тучкой
9. Для закрепления материала, можно включить ребёнку развивающую игру на компьютере, именно на пройденную букву. Если у вас нет такой возможности, ничего страшного, этот пункт не является обязательным.
10. Просите ребёнка соединить букву со знакомой ему буквой, т.е. отрабатываете слоги. Но не делайте трагедию, если малыш не понимает, как связывать буквы. Он поймёт это с опытом. Возможно, вы пройдёте с ним пол алфавита, прежде чем он научится. А вы не бросайте объяснения, как минимум три слога за урок нужно отработать.
11. В качестве домашнего задания поручаете ребёнку помнить нужную букву. Потом, в течение вечера несколько раз неожиданно спросите у него: А какую букву ты учил сегодня?» — Если забыл – напоминайте.
Порядок изучения букв:
Если вы занимаетесь по букварю, то вам нужно учить буквы в том порядке, в котором они даны автором. Если по «Азбуке для малышей, то лучше используйте этот порядок:
А, О, У, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З,
Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ, Ь
Домик для букв
Домик для букв представляет собой стандартную таблицу, используемую учителями в начальной школе.
В нём размещаются все буквы алфавита
На красном поле все гласные.
На синем все согласные.
В верхней строке синего поля все буквы звонкие.
В нижней строке синего поля все буквы глухие.
Согласные буквы, находящиеся на одном уровне в верхней и нижней строке – парные.
Для мягкого и твёрдого знака всё поле белое.

А

О

У

Ы

Э

Н

М

Л

Р

Г

Д

Б

В

Ж

З

Й

Ц

Ь

Е

Ё

Ю

И

Я

К

Т

П

Ф

Щ

Ш

С

Х

Ч

Ъ

Выучили буквы, а что потом?
У некоторых мам после того как ребёнок выучил алфавит возникает ступор. Так, буквы знаем, а что дальше?
А дальше – постоянное повторение. Я, например, купила своей дочурке книгу со стишками, в которой все слова разбиты на слоги. И каждый день заставляю её прочитать хотя бы строчку из этой книжки. Со временем, думаю, увеличу эту дозу.
Потом, стоит переходить на тексты. Вот, пожалуй и всё.
Заключение
Мамочки, если вы это всё прочитаете и попробуете, пишите комментарии! Что получилось, что нет? С какими проблемами столкнулись?
Пишите о своём опыте обучения детей чему-нибудь. Раскрывайте свои маленькие секретики. Давайте поможем друг другу!
Елена Казимирская