Архив рубрики: Готовимся к школе

«Купили квартиру, чтобы попасть в гимназию». Как выбрать школу для ребенка: обсуждаем с родителями и учителями

В июне начнется подача документов в школы, но уже сейчас родители активно обсуждают в чатах, куда вести детей в первый класс. Одни исследуют рейтинги и ищут варианты, как попасть в топовую гимназию. Другие — расспрашивают соседей об учителях из ближайшей школы возле дома. А как правильно? На что действительно нужно обращать внимание? Советы учителей и истории родителей — в нашем материале.

Источник фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Три года назад экзамены в пятый класс гимназий отменили, программу учебных заведений уравняли, а самым важным документом стала прописка. Как отмечают педагоги, разница между гимназиями и школами сократилась, но многие родители по-прежнему хотят отправить ребенка именно в гимназию и готовы для этого «решать вопросы» с пропиской.

«Купили квартиру в нужном районе»

Семья из Лошицы поделилась с нами любопытной историей: чтобы отправить дочь в гимназию, родители купили квартиру. Конечно, покупка недвижимости не была спонтанной, но при выборе минчане рассматривали лишь те дома, которые были закреплены за престижной школой.

— Школа по прописке нам не понравилась, и мы стали изучать рейтинги и собирать отзывы друзей, — вспоминает мама первоклассницы. — Подруги нахваливали гимназию в центре Минска: одна моя знакомая в ней училась сама, а у другой — учился муж. Я начала узнавать больше и выяснила, что педсостав с годами там не испортился, с этим все идеально. Когда пришла подавать заявление не по прописке, то оказалось, что мы сотые в списке. Шансов почти не было. Тогда мы решили купить прописку, но ребенка одного не так просто прописать, много нюансов, поэтому решили сделать прописку постоянной и купили квартиру в том районе.

Родители не пожалели о своем выборе. Дочка ходит в школу, к которой практически нет никаких претензий. Очень повезло с первым учителем (в том числе по этому критерию гимназию родители и искали). Кроме того, в школе оказалось много хороших кружков: хореография, актерское мастерство, гимнастика. После уроков ребенка не приходится возить на дополнительные занятия.

 — А еще для нас был очень важен английский язык с самого начала учебы (обычно иностранный начинается с третьего класса). Плюс дети занимаются в отдельном от старшеклассников здании. Малышам проще адаптироваться, они не слышат ругани. Да и в целом родителям так спокойнее, — отмечает мама.

«Водили ребенка на подготовительные курсы при гимназии»

Алена также очень тщательно подошла к выбору школы для сына. В семье трое детей, родители начали заниматься школьным вопросом за полтора года до начала учебы у первенца.

 — Я проверила рейтинг нашей школы по прописке, и он меня не порадовал. Сын — очень способный мальчик, я это видела. С такими задатками ему было бы скучно в классе, где уровень подготовки низкий, — говорит мама третьеклассника.

Источник фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

С выбором семье помогло «сарафанное радио». Мама обсудила школы со знакомыми, поговорила с другими родителями на детских площадках, изучила отзывы в интернете и решила, что документы надо нести в 1-ю гимназию Минска. Чтобы попасть туда, мальчик занимался на подготовительных курсах при школе, там же в течение года проходил тестирования.

— Он был одним из лучших учеников, но все равно нас предупредили, что в гимназию могут ребенка не взять. Зачисляются в первую очередь ученики по прописке. Но курсы тоже учитываются. На каждого ребенка составляется характеристика, плюс рассматриваются результаты тестирования. Даже если у ребенка высокие баллы, но, допустим, есть вопросы с поведением — его не возьмут.

Алена вспоминает, что то лето было очень напряженным. До последнего родители не знали, возьмут ребенка в гимназию или нет, поэтому нашли также варианты частных школ — на всякий случай. В конце августа стало известно, что сын станет гимназистом.

Семья была очень довольна гимназией, но на планы повлияло здоровье сына. Пришлось искать специализированную школу, чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник. Сейчас в расписании мальчика много лечебной физкультуры и занятий в бассейне. По словам мамы, как только сын укрепит здоровье, родители будут снова искать школу по его способностям.

«Искали для ребенка учителя и нашли его в школе по прописке»

Не все родители стремятся отдать ребенка в гимназию. Папа второклассницы Олег Сиротко считает, что главное в начальных классах — это учитель. Для своей дочки Златы он нашел хорошего педагога в ближайшей к дому школе в Лошице.

Источник фото: Личный архив

— Мы живем в новостройке, соседи у нас в основном молодые семьи, и многие интересовались, куда вести ребенка учиться. Мы переписывались друг с другом, и так получилось, что учителя нашли через чат по отзывам, — делится опытом Олег. —  С учителем нам действительно повезло, и очень удобно, что школа находится прямо во дворе. Помимо учебы дети ездят на экскурсии, в музеи, и это уже во втором классе! Нас, например, возили куда-то, когда мы были старшеклассниками.

Олег говорит, что на подготовительные занятия в школу дочку не водил. Родители в июне пришли в школу, оставили заявление, в котором указали фамилию выбранного учителя — и попали к нему.

«Относились к гимназии по прописке, но сомневались, надо ли туда идти»

Сын Светланы Дорошенко изначально по прописке попадал в гимназию № 38 в Уручье. Но у родителей были сомнения: считается, что в гимназиях работают более требовательные учителя, которые задают больше домашних заданий. Маме же хотелось, чтобы сын находил время на игры и занятия спортом.

Со временем Светлана убедилась, что волновалась зря: программа оказалась ребенку по силам, остается достаточно времени на развлечения и спорт.

— В основном в нашем классе дети, которые ходили с сыном в одну группу в детском саду. Это очень помогло им привыкнуть к школьному процессу. Все вокруг друзья — в этом плюс школы по прописке, — говорит мама.

Источник фото: Личный архив

Светлана не собирала отзывы о будущем учителе у ребенка: дело в том, что в гимназии много новых педагогов, информации про них не было. Но в итоге ребенку повезло: учитель доброжелательно относится к детям и дает отличную подготовку. «Минусов» учебы в гимназии семья для себя не нашла.

Гимназия VS школа. А есть ли разница?

Стоит ли тратить усилия для того, чтобы попасть в популярное учебное заведение, если нововведения сделали гимназии и школы почти одинаковыми? Мы пообщались с педагогами и встретили разные мнения на этот счет. Ирина Бобровская, заместитель директора по учебной работе гимназии № 2, отчасти понимает родителей, которые любыми путями пытаются попасть к ним.

— Гимназии имеют свои традиции, конечно, я за то, чтобы стремиться попасть к нам. И у нас очень много желающих учиться, но мы рассматриваем в первую очередь заявления от тех детей, которые относятся к нам по микрорайону. Я знаю, что есть люди, которые специально снимают квартиры в нашем микрорайоне. Они получают временную регистрацию, и мы обязаны брать их по документам. Мы не спрашиваем, «купили» они прописку или нет. Мы обязаны их взять.

Если прописки нет, все равно можно попытаться стать гимназистом, говорит Ирина Владимировна. Нужно написать заявление и ожидать конца лета, когда будет известно, остались ли места для тех, кто не относится к гимназии по микрорайону. Бывает и так, что ребенку, не попавшему изначально в гимназию, предлагают прийти через год во второй класс, если места освобождаются.

В чем по-прежнему существенный плюс гимназий — это количество детей в классе, отмечают учителя. Обычно набирают до 25 человек. В редких случаях, по просьбам родителей и согласию учителя, число учеников увеличивают. В обычной же школе, особенно в районах с новостройками, в классе может быть 30 учеников и до 10 классов в параллели. Насколько это существенный недостаток, чтобы возить ребенка в школу в другую часть города, сказать сложно.

По мнению известного учителя и писательницы Анна Северинец, главное при выборе школы — ее близость, безопасное и удобное расположение, а вот статус и позиция в рейтинге — второстепенные вещи.

— Абіраючы школу ці гімназію для першакласніка, трэба мець на ўвазе аксіёму: шукаюць не школу, а настаўніка. Дзеля добрай адукацыі бацькі гатовыя на штодзённы гераізм кшталту вазіць малога за дзясяткі кіламетраў, але, як па мне, ніводная школа не вартая такой напругі. Нармальны, спакойны, чалавечны настаўнік, магчымасць выспацца з раніцы і хутка дабегчы са школы дадому без дапамогі дарослых — як на мяне гэта адзінае, што трэба ў малодшай школе.

Анна Северинец советует опираться на отзывы друзей и знакомых и предлагает самим следить за качеством образовательного процесса, спокойно контактировать со школьной администрацией и учителями.

— Выбудоўваць бацькоўскі калектыў, дабівацца змены дрэнных настаўнікаў на добрых (бацькі маюць такое права) і быць сваім дзецям падтрымкай, надзейным тылам і безумоўнай любоўю. У рэшце рэшт, любоў да ведаў і інструментарый поспеху бярэцца найперш з сям’і. Абсалютна не мае значэння для малодшага школьніка ані статус школы, ані рэйтынгі, болей за тое: часцяком чым вышэйшы рэйтынг, тым больш у школе ціску.

С коллегой соглашается учитель физики и писательница Елена Михаленко. Она не видит смысла в том, чтобы гнаться за высоким рейтингом у школы. Более того, по мнению педагога, рейтинг искусственно создает картину успешности школы или гимназии, а на качество обучения не влияет.

— Обычно учитывается количество дипломов и результаты олимпиад. И резко рейтинг обрушивается, если школьник попадает в милицию, совершает правонарушение. А еще рейтинг — причина натягивания отметок. Бывает, что ребенок в чем-то неблагополучный, с ним хорошо бы индивидуально позаниматься, но если ты поставишь его на учет, в школе вырастет количество «трудных детей». Поэтому лучше об этом промолчать, чтобы не испортить школе статистику.

Педагог приводит еще один пример: допустим, к учителю пришел гениальный ребенок, который побеждает на всех олимпиадах. У этого учителя и школы высокий рейтинг вне зависимости от того, как педагог работает с другими детьми. А рядом в соседней школе подобрались более слабые по уровню подготовки дети, но учитель методично и внимательно к ним относится.

— Какая школа лучше? Учитель может работать со школьниками великолепно, а рейтинг будет выше у учебного заведения, которое работает с одаренным учеником. Такие моменты очень важно учитывать.

 — Если не на рейтинги, на что тогда ориентироваться? Важен ли сам статус гимназии?

— На мой взгляд, для маленького ребенка неважно, в гимназии он будет учиться или в школе, какой рейтинг и статус учебного заведения. Важен учитель. Я всегда советую узнать, кто набирает первые классы, какие там работают учителя. Есть такие, которые нацелены на работу с сильными детьми, и они дают хороший результат. Есть те, кто готов вытягивать слабеньких — это мягкие педагоги, терпеливые. Даже среди хороших учителей нельзя быть хорошими по всем параметрам.

А как же блестящие результаты ЦТ у выпускников? Могут ли они быть критерием для выбора школы? Педагоги, с которыми мы пообщались, считают, что это лишняя информация для родителей первоклассников.

— В один год в школе есть стобалльник, в другой — его нет. И сравнивать по этому показателю школы бессмысленно, — убеждена учитель русского языка Корина Косатая. — Выбор школы, первого учителя — это и расчет семьи, и фортуна. Все должно сойтись: и характер ребенка, и атмосфера класса и семьи. Но самое главное — это семья. Какой бы ни была крутой школа, если нет поддержки семьи, результата не будет.

Учитель русского языка и литературы Татьяна Викшнелис соглашается с тем, что программа в гимназиях и средних школах сейчас практически одинаковая, поэтому не так важно, где учиться, имеет значение — у кого. Татьяна говорит, что к ней не раз обращались за консультацией родители, которые искали для ребенка первого учителя, и это правильный путь.

— Главное, что ищут родители, — это профессионализм и человечность, умение быть «второй мамой». Это важно для ребенка в начальных классах. Хорошо работают опросы родителей — все из одного района, хорошо знают друг друга. Расспросите про учителей, которые выпускают четвертые классы и набирают первые, узнайте больше о человеке.

В некоторых совершенно обычных школах есть учителя начальных классов, к которым родители выстраиваются в очередь и даже привозят детей из других районов. Мы поговорили с одним из таких педагогов (не указываем имя по ее просьбе).

— Люди ехали ко мне отовсюду. Даже если ребенку было пять с половиной лет, и родители узнавали, что я набираю первый класс, они старались отдать ко мне ребенка или, наоборот, специально ждали год, чтобы привести детей ко мне, — рассказывает учитель. — Видимо, дело в том, что я люблю работать с родителями (а это в обоюдных интересах — выстраивать близкие отношения между родителями и учителями). Сейчас ко мне приходят не только как к педагогу, а еще и как к заместителю директора по учебной работе. Родители спрашивают про учителей и рассказывают про ребенка: какой он по темпераменту, какие у него способности — исходя из этого, я могу посоветовать учителя.

По словам педагога, в докоронавирусные годы в школах организовывали собрания для родителей будущих первоклассников. Чтобы не распространять инфекцию, сейчас дни открытых дверей отменили. Теперь об учителях можно узнать по телефонам администрации или на сайтах школы, где есть база педагогов, и, конечно, с помощью «сарафанного радио».

— А где именно учиться — в школе или гимназии — принципиальной разницы нет. Программа одинаковая. Я советую обратить внимание именно на личность педагога, изучить его биографию и методики преподавания.

Юлия Чергинец

Как понять, готов ли ребенок к школе? Почитайте про опыт Германии

Споры о том, что именно должен уметь ребенок перед школой, не утихают. Читать? Считать? Или просто быть достаточно усидчивым, чтобы проводить полдня на уроках? Давайте посмотрим на опыт Германии, где дошкольники перед началом нового этапа в жизни проходят обязательное медицинское обследование. 

School vector created by upklyak — www.freepik.com

Посещение школы в Германии — обязательно. Каждый ребенок должен пойти в школу. А еще каждый ребенок проходит обследование в дошкольном возрасте, который проводит городская администрация. На практике это выглядит так: родители получают приглашение прийти с ребенком на дошкольное обследование в отдел здравоохранения.

Образование в Германии регулируется на земельном уровне, поэтому в каждой федеральной земле своя образовательная программа, свои нормативы, свои экзамены. Но вот дошкольный тест в 8 из 16 земель — единый.

Так что же должен уметь ребенок, идущий в немецкую школу?

«Читать? Нет, этому его научат в школе», — улыбается Имке Майвальд, руководитель службы врачей, наблюдающих за состоянием здоровья детей и подростков в боннском отделе здравоохранения. Может быть, считать? И этого от ребенка не потребуют.

«Многие родители боятся, что если ребенок не сможет выполнить какие-то задания, то его не допустят к школе, — делится своим опытом Майвальд в интервью изданию Deutsche Welle. — Это не так. Мы проводим скрининг, чтобы посмотреть, как ребенок развит для своего возраста».

Как проходит дошкольное обследование

Медицинское обследование позволяет также выявить заболевания, которые в дальнейшем могут повлиять на учебу и работу. Например, проверка зрения. Ребенок даже при наличии определенных проблем со зрением быстро учится их компенсировать. Родителям сложно вовремя это заметить. А ведь при определенных проблемах со зрительным восприятием в будущем может оказаться недоступен целый ряд профессий.

Но вернемся в настоящее: накануне учебного года, в период с января по июль, малыш должен пройти обследование. В назначенный день ребенок приходит в сопровождении одного из родителей в городской отдел здравоохранения.

School photo created by freepik — www.freepik.com

Само обследование состоит из двух частей. Первую ребенок проходит самостоятельно, в отсутствии родителей.

— Наши сотрудники хотят увидеть, как ребенок поведет себя в ситуации, приближенной к школьной. Он остается наедине со специалистом и выполняет определенные задания, — говорит Имке Майвальд. Ребенок хорошо взаимодействует? Дерзит? Отказывается что-либо делать? Допустим, малыш был несговорчив и не стал отвечать на вопросы специалиста. Эта информация будет потом передана в школу. Или, например, специалист заметит, что ребенку сложно держать равновесие или у него есть какие-то другие проблемы. Врач здравотдела может рекомендовать эрготерапию и другие эффективные методы. Рецепт надо будет уже получать у своего педиатра. Во время медосмотра врач проверит и паспорт прививок. Если потребуется, будет проведена консультация с родителями.

Вторую часть обследования ребенок проходит в присутствии родителей. Врач обязательно проверит рост, вес, посмотрит зубы, предложит ребенку выполнить пару физических упражнений, нарисовать точно такую же картинку, которая будет изображена на листке, попросит описать рисунок. В общем, как подчеркивает немецкий специалист, речь идет о простых навыках и умениях, которые прививаются ребенку дома и в детском саду.

«Ничего сложного! Это не экзамен. Все проходит в игровой форме, — уверяет Имке Майвальд. — Учиться чему-то или специально готовиться, чтобы пройти тестирование, не надо. Ребенок все это умеет делать, если, конечно, его не лишили возможностей приобрести эти навыки — игрушек, книг, карандашей».

Как отмечает руководитель отдела, случаев, когда ребенка рекомендуют отдать в школу на следующий год, очень мало. «Не более одного-двух процентов от общего числа. Как правило, родители уже готовы к этому».

Кроме того, в ходе обследования специалисты могут понять, сможет ли ребенок учиться в обычной школе или ему нужна коррекционная школа. На этапе начальной школы в основном все дети попадают в обычную школу, в коррекционные — мало, так как в начальной школе есть интегративные классы. Понятие «интегративные», привычное для немецких детских садов и школ, означает, что в них вместе с обычными детьми учатся, играют дети с ограниченными возможностями здоровья.

Кто решает, пойдет ли ребенок в школу

Любопытно, что в Германии гораздо чаще сами родители хотят оставить ребенка «на второй год» в детском саду, полагая, что он еще не готов к школе. «Для этого должны быть основательные медицинские показания. Если родители просто хотят, чтобы ребенок поиграл еще год в саду, где ему очень комфортно, этого недостаточно», — говорит специалист из Бонна.

Источник фото: Unsplash.com

На практике встречаются и примеры, когда ребенок интеллектуально готов к школе, а психологической и социальной готовности у него нет. «Тогда мы рекомендуем не отдавать в школу», — поясняет Имке Майвальд.

Еще один важный аспект: заключение комиссии носит рекомендательный характер, школа и родители не обязаны следовать этим рекомендациям. Решение о допуске ребенка принимает школа. При этом директор руководствуется заключением комиссии и собственными наблюдениями. Как отмечает руководитель боннского отдела здравоохранения, скорее всего только в единичных случаях его решение будет идти вразрез с выводами врачей. Однако важно понимать, что в Германии ребенок, достигший школьного возраста, обязан идти в школу (Schulpflicht). И только в редких случаях этого не происходит: когда, например, невозможно компенсировать имеющийся дефицит навыков и умений у ребенка за счет коррекционных мер.

Решающим фактором заключение медкомиссии является и для детей, которые идут в школу раньше «обязательного» возраста (в Германии таких дошколят называют «Kann-Kind», что означает, что ребенок может, но не должен идти в школу). Руководство школы принимает во внимание не только тот факт, готов ли ребенок интеллектуально, но созрел ли в социальном плане и на эмоциональном уровне.

Руководитель отдела боннского ведомства отмечает отрицательное явление: современные дети вместо того, чтобы перелистывать страницы (при выполнении определенных заданий тестирования), автоматически делают движения, характерные для пользователей смартфонов и планшетов.

«Все-таки важно, чтобы детям были доступны традиционные вещи — книги, карандаши, краски, конструкторы. Понятно, что мы живем в век цифровых технологий, но ими они овладеют рано или поздно. Для нас важно, чтобы дети проводили время на свежем воздухе, играли, лазили, умели держать карандаш в руке. Если вы просто водите пальцем по экрану, мелкую моторику вы не разовьете», — предупреждает Имке Майвальд. Ее сотрудникам все чаще приходится констатировать отсутствие определенных навыков, которые дети сегодня просто не тренируют.

Источник: Deutsche Welle

От чего зависит, хорошо будет учиться ребенок или нет? Многие вещи мы переоцениваем

Новозеландский профессор Джон Хетти провел обширные исследования, изучил более двухсот  критериев, влияющих на образование, и сделал вывод: успех в учебе на 50% зависит от ученика. 25% приходится на долю учителя и еще столько же на все другие факторы (например, учебные программы, семью, методики). Можно сделать вывод, что от способностей и желания ребенка зависит гораздо больше, чем от внешних обстоятельств. 

Источник фото: Unsplash.com

Здесь возникает вопрос: а как сделать так, что ребенок захотел учиться? Публикации ученых проанализировала известный педагог Тамара Мацкевич. Онлайн-встречу с ее участием организовала общественная инициатива «Родительский совет Беларуси». Вот какие важные факторы для успешной учебы выделила эксперт.

Работа в группах, сотрудничество, совместные действия учеников

Работать в команде для ребенка даже важнее, чем участвовать в различных конкурсных активностях — олимпиадах, например. Сегодня этот тезис идет в разрез с мнением многих родителей, которые думают, что индивидуальное обучение лучше. Но ученые считают иначе. 

Самооценка

Когда у ученика высокая самооценка и ее поддерживают родители, то ребенок быстрее достигает целей. Что это значит для родителей? Все очень просто: поощряйте своих детей. Приходит ребенок с тройкой. Не восклицайте: «Ой, какой ужас! Кем же ты вырастешь! Будешь улицы мести». Спокойно скажите: «Теперь по крайней мере ты знаешь свои ошибки. Я верю, что ты справишься в следующий раз».  

Включенность родителей

Этот пункт продолжает предыдущий. Никогда не спрашивайте у детей: «Какую оценку ты принес?» Если похвастаться нечем, этот вопрос станет абсолютным демотиватором. Дети начнут просто выкручиваться. Неужели вам, родителям, нужны оценки сами по себе? Вам нужны знания. Поэтому встречайте своего ребенка со школы так: «Чему ты сегодня научился?», «Что интересного было?» Это не должны быть формальные вопросы. Спрашивайте заинтересованно. Более того, ответы ребенка продолжают процесс обучения, ведь он вспоминает, что сегодня узнал и закрепляет пройденное. 

Обратная связь с учителем 

Об этом мы уже говорили выше. Педагог должен подробно объяснять ребенку, в чем его сильные стороны, где он не дорабатывает и как это исправить. Детям при этом очень полезно научиться задавать вопросы, чтобы получить эту самую обратную связь, важно не стесняться быть непонятым. 

«Проблемное обучение» 

Это когда дети в команде решают какую-то образовательную задачу, связанную с реальной проблемой в жизни. Снова же, при надомном обучении, заниматься изучением проблемных вопросов сложнее.  

Спокойная обстановка в семье

Ребенку должно быть комфортно дома и он должен чувствовать, что родители заинтересованы его школьной жизнью. В то же время состав семьи не имеет особого значения. Если школьника воспитывает одна лишь мама, это совсем не значит, что он будет в чем-либо отставать. 

Социально-экономический статус семьи

Исследования показывают, что в семьях безработных или с низким доходом дети учатся хуже. 

Просмотр телевизора

Чем меньше ребенок погружен в экран, тем лучше.

В противовес важным факторам, которые действительно влияют на учебу, есть те, которые имеют совсем малое значение. Но мы их, наоборот, незаслуженно превозносим. К таким ученые относят: 

  • Большие домашние задания (ребенок просто утомляется);
  • Дистанционное обучение (индивидуальное образование не дает отрицательный результат, но в команде дети учатся эффективнее);
  • Количество детей в классе (если правильно распределить работу с учениками, наполняемость класса не имеет большого значения, особенно в старших классах)
  • Факультативы (нет особой эффективности)
  • Когда ребенок остается на второй год (хорошо, что в Беларуси такие меры воздействия уже давно не практикуются);
  • Школьная форма или деловой стиль одежды (совершенно не влияют на результаты учебы).

5 причин не cобирать деньги на новогодние подарки в школе

Приближаются праздники, и среди прочих радостных хлопот встал вопрос, поздравлять ли детей в школе. Родители сдают условные 5−10 рублей, родкомитет ищет на них что-то «поприличнее», детям вручают подарки. Мама двоих школьников Елена Сафронова считает, что поздравлять детей в школе вовсе не обязательно, потому что радуют эти подарки не всех.

Источник фото: Unsplash.com

Я считаю, что поздравления детей в том формате, который распространен сейчас, приносят больше вреда, чем пользы. И для этого есть несколько причин: 

1. Самые горячие споры и самые бурные эмоции в родительском чате — во время выбора подарков к праздникам. Петя не ест шоколад, Маша не любит Барби, а у Степана уже есть такая книга. Стопятьсот сообщений о том, на что потратить эти 5−10 рублей. И все равно всем не угодишь: будут те, кто вовсе не хотел такой подарок или согласился только потому, что не хотел спорить. Одни говорят, что это ерунда, другие включают знаменитое: «Ну, вы же понимаете, всем не угодишь».

2. У большинства современных детей есть все: игрушки, книги, сладости, настолки. А у многих еще и смартфоны. Их не радует очередной киндер-сюрприз, десятая мини-машинка, набор конфет или брелок. Во времена меньшей материальной обеспеченности дети ждали новогодних праздников как чуда и весь год загадывали желание о том, чтобы получить куклу или лошадку, которых у них никогда не было. Сейчас реализовать детскую мечту за 5 рублей очень сложно.

Источник фото: Unsplash.com

3. Современная цивилизация погрязла в чрезмерном потреблении, и нет смысла покупать что-то только потому, что что «праздник». А потом очередная вещь складывается в коробку с игрушками, в которые никто не играет.

4. Новый год и Рождество — это время, когда особенно важно делать добро. И если уж нам так повезло, что все необходимое есть, почему бы не подарить радость кому-то, кто испытывает нужду? Помочь больному ребенку, приюту для животных, малоимущим людям.

5. Самое ценное в современном мире — вовсе не деньги, а наше время и эмоции. Отмахнуться и сдать несколько рублей на подарок так просто. Но гораздо ценнее потратить время на то, что принесет больше радости, чем покупной подарок: мастер-класс по изготовлению игрушек, совместная прогулка, украшение класса к Новому году.

Дети в школе — далеко не наивны. Да, часть из них еще верит в Деда Мороза, но большинство прекрасно понимает, что «подарок от Деда Мороза» в школе — это совсем не от Деда Мороза, и совсем не от школы. И довод о том, что так мы формируем положительное отношение к школе — несостоятелен. Положительное отношение к школе формируют учителя, своим отношением к ученикам, своими словами и поступками.

Какие могут быть альтернативы «школьному подарку»

История подарка в школе тянется из советского прошлого. Конфет было не достать, мандарины были редкостью, и заветный пакет с россыпью сладостей был праздником. Но времена меняются, и новогодние праздники — прекрасное время для формирования новых традиций, учитывающих современный контекст.

  • Игра в Тайного Санту: каждому ребенку дать вытянуть бумажку с именем одариваемого. Можно оговорить, что подарком от Санты должна быть новогодняя игрушка, сделанная своими руками, или самодельная открытка, или испеченная самостоятельно сладость. Ребенок сможет придумать, какой подарок подарить однокласснику и как его сделать.
  • Мастер-класс на новогоднюю тематику. Сделать украшения из соленого теста, расписать деревянные заготовки для игрушек, сделать фигурные гирлянды из бумаги. Сложность мастер-класса можно подобрать в зависимости от возраста детей.
  • Сладкий стол, но с условием: каждый приготовит что-то сам. Да, скорее всего это будет печенье, но смысл не в том, чтобы съесть покупной муссовый торт, а в том, чтобы дети поучаствовали в подготовке к празднику.
  • Благотворительность. Собрать сумму, которую потратили бы на подарки, и перечислить на хорошее дело: помочь хоспису, организациям по защите животных, больным детям. Сегодня некоторые классы делают так 1 сентября: вместо большого количества букетов покупают один, а остальную сумму перечисляют на благотворительность. Хорошая идея и для новогодних праздников.
  • Совместный поход классом на мероприятие или прогулку. Зоопарк, детский спектакль, каток, музей — выбор активностей огромный. Всегда можно выбрать что-то новое и необычное с учетом эпидемиологической обстановки. 

Я убеждена, что «5 рублей на подарок» никогда не принесут столько радости и впечатлений в сравнении с каким-то событием, которое помогут организовать родители. Но для этого придется потратить немного времени и усилий.

А вы собираете деньги на подарки детям в школе? 

5 неожиданных вещей, которым нужно научить ребенка до школы

Обычно родители считают, что дети к школе должны стать самостоятельными, научиться общаться, а также читать и писать. Но есть и альтернативные мнения. Психолог Сергей Галиуллин перечислил другие важные вещи, которым нужно научить будущего первоклассника.

Источник фото: Unsplash.com

Иногда говорить «нет» взрослым

Почему важно. Дети во многом зависят от взрослых, в первую очередь — от родителей. Но ребенок взрослеет, и ситуация меняется. Во-первых, он становится более самостоятельным и сильным и может не всегда слушать даже родителей. Во-вторых, взрослых вокруг ребенка становится все больше, и не всем им можно доверять.

Поэтому полезно отучить ребенка от автоматического послушания перед всеми взрослыми. Если учительница просит сделать что-то неправильное, с точки зрения ребенка и родителей, не всегда нужно ее слушать. Нужно учиться говорить «нет».

Как научить. Проще всего научить этому на собственном примере. Поощряйте ребенка, когда он отказывает вам, потому что искренне чего-то не хочет (и это ему не вредит). Ребенок отказался съесть «добавку» у бабушки — не осуждайте его за это, наоборот, поддержите. При этом важно научить отказывать вежливо: «Я сейчас не хочу, спасибо». Если ребенку сложно отказывать взрослым, разделите взрослых на своих и чужих, расскажите о том, что чужим нельзя доверять и выполнять их требования — тоже.

Играть

Почему важно. Потому что игра — ведущая деятельность для дошкольников, в ней развиваются многие навыки. Также в игре формируется любопытство, без которого невозможна дальнейшая учебная деятельность. Ребенка не нужно учить играть — он справится с этим сам. Нужно давать ему для этого место и время. Если ребенка все время водить на развивающие занятия, у него не останется время на игры. Если ребенок в момент скуки сразу хватает в руки телефон, он перестает играть и получать удовольствие от игры.

Источник фото: Unsplash.com

Как научить. Давайте ребенку играть. Вы можете играть вместе с ребенком, но если вам скучно и не нравится этого делать, находите того, кто поддержит — няня, воспитатель, родственники, сверстники на детской площадке. Очень важно иногда ребенка оставлять в покое и давать ему играть одному (даже если вам кажется, что это не игры, а ерунда какая-то).

Быть собственником

Почему важно. Ребенок должен уважать не только свое тело, но и свои вещи. Детей учат делиться, а нужно учить быть хозяином своим вещам. Ребенок становится жадным не в тот момент, когда не делится игрушками, а когда его заставляют делиться вещами вопреки его желанию. Лучше научить ребенка быть собственником и самому решать, когда делиться игрушками, а когда нет.

Как научить. Поощряйте аккуратное отношение ребенка к его вещам. Разделяйте «свои» и «общие» игрушки. Игрушками в детском саду и на площадке нужно делиться — они «общие». По поводу своих игрушек ребенок принимает решение сам. Просто говорите, что для контакта со сверстниками стоит делиться вещами, но если не хочется, можно придумать что-то другое — просто поиграть вместе без игрушек.

Источник фото: Unsplash.com

Принимать решения и видеть возможности

Почему важно. Взрослые часто ограничивают детей в выборе: читаем на ночь сказку или смотрим мультфильм? Некоторые дети предлагают другие варианты или соединяют вместе несколько возможностей, и если ребенок делает так, важно его поддерживать. Это помогает ребенку быть гибким сейчас и в будущем, учит видеть новые возможности там, где остальные могут сдаться и опустить руки.

Как научить. Не стоит ограничивать ребенка в выборе простых вещей: слушайте и уважайте его мнение. Если ребенок хочет есть кашу с супом и вареньем одновременно, то пусть попробует. А вот потом вы обсудите, понравилось ему это или нет, и сделаете выводы на будущее. Есть шанс, что ему может понравиться, просто будьте к этому морально готовы.

Источник фото: Unsplash.com

Слушать себя

Почему важно. Если ребенок умеет «слушать» свое тело, понимает его сигналы, то он быстро научится распознавать и свои эмоции, желания, сможет отстаивать свои границы. Именно из уважения к себе и своим границам постепенно вырастает уважение к другим.

Как научить. Во-первых, нужно быть примером. Если вы слушаете себя, уделяете время медитации, зарядке или танцам, то и ребенок будет учиться у вас. Учите ребенка говорить о том, где и что у него болит, что он чувствует в данный момент, уделяйте этому внимание, поддерживайте его в изучении собственного тела и эмоций, чувств, которые он испытывает. 

Родители будущих первоклассников могут проверить, насколько ребенок психологически и познавательно готов к школе. Вот здесь предлагается бесплатная онлайн-диагностика с опытным методистом.

Белоруска переехала с дочкой в Швецию и пришла в восторг от местной школы

Наталья Трепашко уехала в Швецию по работе вместе с 6-летней дочкой-первоклассницей. После минской гимназии девочка пошла в обычную школу в Стокгольме, и мама не скрывает своих восторгов. Она рассказала о главных отличиях шведского образования от белорусского.

Источник фото: архив героиниРазница дресс-кода в белорусской и шведской школе

Наталья работала в шведской фирме в Минске, а в прошлом году ей предложили должность в главном офисе в Стокгольме. Сначала она получила разрешение на работу в Швеции, а потом —  вид на жительство. Это позволило дочери учиться в школе бесплатно.

— Образование в Швеции абсолютно бесплатное, даже в университетах. Это касается граждан страны, а также тех, у кого есть вид на жительство, — говорит белоруска.

До переезда в Стокгольм дочь Натальи полгода успела проучиться в минской гимназии. Теперь мама очень четко ощущает разницу между шведской и белорусской системой образования. Во-первых, нет каких-то особых волнений, в какую школу отдать ребенка. При подаче документов в отдел образования можно указывать свои предпочтения, но Наталья выбрала ближайшую школу к дому, потому что отзывы и рейтинги у большинства школ одинаковые. 

Собрала ребенка в школу за 10 минут

В отделе образования для мамы с дочкой провели короткую ознакомительную беседу, рассказали, как устроена система образования в Швеции. О родительских обязанностях никто не говорил. И тем более не упоминался вопрос денег. Такой контраст с белорусской школой Наталью удивил. 

—  Когда я пришла на собрание в гимназию в Минске, родителям первоклассников дали огромный список покупок канцелярских товаров, квитанцию на оплату учебников, список разрешенной по дресс-коду в гимназии. В Швеции же все необходимое для школы покупают в отделе образования, это не родительская забота.
 

Источник фото: архив героини

В итоге подготовка к школе перед началом года в Стокгольме заняла у Натальи десять минут.

— Я просто купила шлепанцы в ближайшем магазине. Чуть позже мы приобрели поильник. В школе есть обычные кружки, но удобнее пользоваться поильником, чтобы брать воду с собой на улицу. Почти у всех детей он есть, поэтому и моя дочь его попросила. 

Мама вспоминает, что в белорусской школе у детей в классе стоял кулер, родители собирали деньги на воду и одноразовые стаканчики.

— В Швеции, во-первых, стараются избегать использования одноразовой посуды, потому что это неэкологично. Во-вторых, здесь дети набирают питьевую воду из-под крана, и за это платить не нужно.

Как таковой школьной формы здесь нет, поэтому делать какие-то глобальные закупки перед школой не пришлось, говорит Наталья. Главное требование — одежда должна быть удобной.

Что касается школьных принадлежностей, то здесь тоже все просто: полный комплект всего необходимого выдали Арине перед началом учебы. В нем были тетради, прописи, карандаши, стирка, набор учебников.

— Все это предоставляется школой. Шариковые ручки не используются: основные рабочие инструменты — это карандаш и стирка. Здесь считается, что каждый имеет право на ошибку и право ее самостоятельно исправить.

Никакой погони за достижениями

Учебный год начинается в середине августа. В первый класс детей принимают с 7 лет, а дочери Натальи на момент переезда было только 6, поэтому изначально ее определили в подготовительную школу.  

— Туда отдают детей с 5 до 7 лет. Ребята разных возрастов находятся в одном классе, смотрят обучающие ролики на YouTube, с помощью которых учат алфавит и цифры, ходят на улицу, изучают окружающий мир, занимаются физкультурой. Здесь не готовят к школе так, как в Беларуси, где дети приходят в первый класс, умея читать и считать. В Швеции нет погони за достижениями: подготовка к школе направлена на то, чтобы научить детей минимальной дисциплине и адаптировать к школе после детского сада.

Наталья рассказывает, что дети не спят днем ни в подготовительном, ни в первом классе. Но при желании ребенок может пойти отдохнуть: в школе есть комнаты с диванами.

— Здесь не заставляют детей спать, но если ребенок устал, никто не будет его трогать и будить. Дети сами распоряжаются своим свободным временем, занимаются тем, чем хотят: можно отдыхать, играть с друзьями, делать поделки.

Мягкая адаптация для приезжих детей

До переезда в Швецию дочка Натальи не учила шведский язык, потому что в школе много детей из разных стран, и за каждым закреплен учитель, говорящий на родном языке ученика.

— Арина не занималась шведским языком до переезда, хотя у меня была такая мысль, но мои коллеги, которые уже переехали в Швецию много лет назад, сказали, что в школе очень мягкая система адаптации для приезжих детей. В отделе образования нам тоже пообещали, что Арину будет курировать русскоговорящая учительница, и ей постараются найти класс с русскоговорящим ребенком. Так и получилось: в нашей школе 3-4 русскоговорящих ученика, и одна девочка — в классе Арины.

Обучение в школе на шведском языке, поэтому специально для Арины, как и для других детей-иностранцев, проводятся дополнительные занятия по шведскому, а также по желанию —  урок родного языка раз в неделю.
 

Источник фото: архив героини

Детей сравнивают только с самим собой

Учебный процесс в Швеции тоже отличается, говорит Наталья.

— Самое, наверное, большое отличие шведской школы в том, что оценки здесь начинают ставить только с шестого класса, и обсуждаются они только с родителями в личных беседах. А экзамены проводятся в индивидуальном порядке в удобное для ребенка время.

Наталье очень нравится то, что в шведской школе нет погони за достижениями, и ребенка никогда не сравнивают с другими детьми.

— Успехи ученика определяются по тому, какой прогресс он совершил по сравнению с прошлым месяцем, неделей или годом. Здесь все понимают и принимают тот факт, что все дети совершенно разные и способности у них разные. Ребенок, который очень хорош в языках, может немного отставать в математике и наоборот.

Если ребенок сильно отстает по предмету, с ним будут заниматься дополнительно.

— Здесь вопрос плохой успеваемости ученика не решается педсоветами или вызовом родителей в школу. Если ребенок действительно сильно отстает, учитель, конечно, обсуждает проблему с родителями, но главное то, что ему назначат дополнительные занятия по индивидуальной программе.

В первом классе учиться, по мнению Натальи, довольно просто даже приезжим детям. 

—  Дети учат шведский язык, повторяют алфавит, решают примеры до 10, читают, учат шведскую историю, много разговаривают и каждую неделю им рассказывают новости, которые происходят в мире. Дети часто выходят на улицу на экскурсии, где изучают природу. В целом учиться несложно и очень интересно.

Дети сами выбирают блюда на обед

За питание в школе родителям платить не нужно, продолжает удивлять Наталья. 

— Есть завтрак для детей, которые приходят очень рано в школу, а потом для всех ланч около 11 часов дня. Дети сами себе накладывают то, что хотят и сколько хотят. Но есть правило: нужно все съесть. Конечно, никто не  будет заставлять ребенка доедать через силу, но еду выбрасывать нежелательно.

По словам белоруски, блюда очень разнообразные, возможно, это связано с тем, что в школе учится много иностранцев.

— Это может быть итальянская паста с соусом или фрикадельками или шведское пюре с фрикадельками, русские блинчики, гороховый суп. Иногда Арина рассказывает про лепешки с кукурузой и мясом. Детей очень хорошо кормят и обязательно дают овощи и фрукты на перекусы.
 

Источник фото: архив героини

Продленка до 12 лет

В Швеции детей до 12 лет нельзя оставлять одних дома, поэтому группы продленного дня предназначены для учеников до этого возраста. За продленку уже нужно платить —  80 евро в месяц.

— Пособие на ребенка, которое выплачивается всем детям до 16 лет, зависит от дохода родителей. В моем случае это сумма около 100 евро каждый месяц, то есть пособие полностью покрывает оплату продленки. Это приятный бонус. В белорусской школе Арина ходила в бесплатную продленку, но там было условие — посещать обязательные платные факультативы, то есть так или иначе платить приходилось. Пусть деньги и не очень большие, но если сложить все платежи за воду, питание, факультативы, учебники и прочее, сумма выходила приличная.

В продленке детей тоже кормят, рассказывает Наталья. В 3 часа дня делают детям сэндвичи с разными наполнителями и дают фрукты. Интересных занятий в продленке очень много. 

— Дети часто делают поделки, бусы, плетут браслеты из бисера, играют в конструктор. На каждого ребенка в классе есть IPad, но поиграть в установленные на нем и разрешенные школой игры, можно, только если ты выполнишь какое-то задание. Я не знаю, насколько это контролируется по времени, но вряд ли дети играют много, так как большую часть времени дети проводят на улице. Арина иногда даже говорит, что уже не хочет прогулок после школы.
 

Источник фото: архив героини

Дети гуляют на улице в любую погоду

Вообще каждую перемену в любую погоду шведские школьники проводят на улице. И первое занятие у них всегда — физическая разминка, где они делают упражнения, стоят в планке, танцуют. 

— В школе нет одного звонка для всех, в каждом классе свое отдельное расписание, поэтому перемены у классов не совпадают и нет столпотворения на площадке. В каждом классе стоит сушильный шкаф специально для детской одежды. У ребенка должны быть резиновые сапожки и прорезиненные штанишки, которые после прогулки остаются в школе и сушатся в сушильном шкафу.

На площадке дети могут брать мячи, скакалки и другой спортивный инвентарь, рассказывает Наталья. 

— У них есть своя игровая площадка внутри школы, но чтобы детям не было скучно, иногда их водят на близлежащие площадки жилых домов. В Швеции очень хорошие площадки с батутами или даже маленькими бассейнами с водой по колено. Например, летом дети часто ходили в открытый бассейн.

Шведские родители не переживают из-за внешнего вида ребенка и тем более не ругают за то, что он испачкался.

— Здесь абсолютно нормально забрать из школы ребенка, который выглядит так, будто искупался в грязи. потому что детям не запрещается купаться в лужах, лежать на полу, качаться в листьях. И вообще здесь максимально приветствуется любое любознательное поведение. 

В случае непогоды дети могут заниматься поделками или играть в специальном помещении для продленки, но, по словам мамы, такое случалось всего несколько раз. Плохой погоды для прогулок у шведов как будто нет. 

«Сколько школ и садов власти могли построить за эти деньги?» Мама двоих детей поделилась своей болью

Снять с домов флаги, закрасить муралы, задержать и провести суд над теми, кому «не сидится дома на выходных», заплатить силовикам, подвезти на провластный митинг людей, организовать концерт для «патриотов», выдать гонорары артистам — представьте, сколько новых забот в последнее время появилось у наших чиновников. И сколько непонятных затрат, которые никогда не окупятся.

Источник фото: TUT.BYСпецоперация по снятию БЧБ-флага в микрорайоне Каскад

На днях в родительском чате активные мамы обсуждали, покупать ли в детский сад новый ковер. С одной стороны, образование у нас бесплатное — почему группу не обновляют за бюджетные деньги? С другой, «это же все для наших детей», — рассудили родители. И решили, что надо бы сброситься — по 10 рублей. Несколько человек сказали, что принесут деньги позже — после зарплаты. Еще одна мама участвовать в спецоперации по покупке ковра отказалась, но потратила кучу нервов и времени на аргументы.

Меня никогда не трогали эти сборы: уровень дохода позволяет не обращать на них внимания. Я просто платила — и занималась дальше своими делами. Но в этом году каждая новость на эту тему отзывается болью. Я не понимаю, почему родители должны спорить из-за копеечных сборов, когда тонны денег просто улетают в трубу? Почему кто-то решает потратить наши налоги на имитацию деятельности и не спрашивает нас о том, целесообразно ли это? Признаюсь, мысли об этом тревожат меня не меньше, чем репрессии против несогласных. Когда ты привык жить экономно внутри своей семьи, сложно наблюдать за ситуацией, в которой сорят деньгами в масштабах целой страны.

Кто-то скажет: считай свои деньги, а в чужой карман не лезь. Но это наш общий белорусский карман, который «подчищают», чтобы потратить деньги на сомнительные цели. А потом ты читаешь, что в городе приостанавливают строительство метро. И с трудом веришь в то, что деньги на самом деле есть, просто инвестпрограмма не готова.

«Нет финансирования»

Недавно была новость о том, что в Московском районе не выделили финансирование на ремонт и строительство двух школ. Работы приостановлены. Чиновники говорят, что деньги будут, но сейчас они идут на более приоритетные задачи. Но что может быть важнее школ и садов?

Понимаю, что те, кто принимает решения о распределении денег, вероятно, не испытывают неудобств в связи с закрытыми школами. Есть частная школа в Дроздах, которую построили за 12 миллионов долларов, там детям наверняка комфортно. Изначально строительство школы, как и соседнего детского сада, вроде бы давали бизнесу в соцнагрузку. Почему в итоге школа оказалась закрыта для «простых смертных», остается неясным. А ведь рядом — в микрорайоне Лебяжий — много молодых семей, которым еще одна школа в шаговой доступности точно бы не помешала.
 

Источник фото: TUT.BYЧастная школа в Дроздах

Хорошо, нам не нужны элитные школы за миллионы долларов. Давайте построим обычные! Жители какой-нибудь Грушевки были бы очень благодарны. Нового жилья здесь много, а школы нормальной нет. Здание 3-й школы, например, было построено в 1936 году и вряд ли было рассчитано на такое большое количество детей.

С садами аналогично — мест категорически не хватает. Когда мы с мужем пришли присмотреться к новому району, пообщались с родителями на площадке. Выяснилось, что многие возят детей в другие районы. Одной маме дали место в ближайшем саду, но «без кроватки», то есть забирать ребенка нужно до сна. Сад и школу обещали, но когда построят, неясно. Нехватка инфраструктуры для детей — это чудовищное неудобство, которое многие вынуждены терпеть, потому что «нет финансирования».

И если еще недавно ты пытался войти в положение (ведь новых районов много, школы и сады нужны везде), то теперь об этом читать невыносимо. Ведь параллельно в ряду новостей мы видим, что деньги есть на то, чтобы: 

  • Гонять туда-сюда людей и спецтехнику, снимая флаги и ленточки, которые появляются на тех же местах в тот же день.
  • Разбавлять зеленой краской бело-красно-белые рисунки, закрашивать муралы (и даже БЧБ-цветочки выкапывать на клумбах).  
  • Проводить соцрасследования из-за «участия детей в несанкционированных мероприятиях» и грозить пальчиком родителям, которые «не следят за своими детьми».
  • «Охранять» памятники погибшим в Великой отечественной войне от протестующих, которые снимают обувь, когда вынуждены встать на скамейку.
  • Задерживать людей, которые вышли в магазин или прошлись по улице с бело-красно-белым зонтиком.
  • Свозить каждое воскресенье в город колонну военной техники, как будто в стране военное положение.
  • Загружать автобусы и поезда людьми из других городов на митинги «За процветающую Беларусь».
  • Мотивировать силовиков таскать девчонок по автозакам (не думаю, что им этого реально хочется).

А сколько стоит организация митингов и других провластных мероприятий? Один лишь флаг в «Минск-Арене» на женском форуме мог обойтись в 5 тысяч рублей, а сам концерт — почти 150 тысяч. Как пишет TUT.BY, источник финансирования — бюджетные средства. Коврами детские сады за эти деньги точно можно обеспечить. А если сложить все траты вместе, возможно, и решить проблему с нехваткой садов и школ.

Источник фото: TUT.BYЖенский форум в Минск-Арене

А еще заменить покрытие на стадионах, проложить дорожки в неблагоустроенных зеленых зонах, оборудовать новые детские площадки, честно доплатить врачам за работу с COVID-19, поднять зарплату учителям и воспитателям, организовать нормальную дистанционку в школах — да мало ли на что можно было бы потратить деньги, которые сейчас безжалостно выбрасывают. 

Вспоминается анекдот:

— Папа, водка подорожала — это значит, что ты будешь теперь меньше пить?
— Нет, сынок, это значит, что ты теперь будешь меньше есть.

Это тот случай, когда у тебя и государства разные приоритеты. И с этим невозможно смириться.  

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

«Не надо цветов и сертификатов». Учителя рассказали о самых душевных подарках от детей

В первое воскресенье октября учителя празднуют свой профессиональный праздник. Традиционно родители дарят подарки, а до этого много спорят о том, что купить. Цветы, конфеты или сертификаты? Сами учителя на вопрос о знаках внимания отвечают коротко: «Если дарить, то только от души». И вспоминают подарки, которые не стоили практически ничего, но уж очень запали в душу (некоторые они хранят по 20 лет!).

Источник фото: pixabay.com

Дерево из бисера и пайеток, сделанное своими руками

Учитель белорусского языка и литературы Елена Польцына работает в школе уже 30 лет. И ей всегда приятно, когда подарок для нее подбирают с душой и дарят от всего сердца, а не потому, что «так надо». Один из таких подарков ей дорог больше всего. Это дерево из бисера и пайеток, которое ученица сделала для нее несколько лет назад, а учитель хранит его дома до сих пор.

— Это было в 2016 году. Я в этот учебный год выпустила свой 11 класс, поэтому администрация предложила мне отдохнуть от классного руководства. И вот наступил День учителя. Я прихожу на урок к пятиклассникам, а там учится девочка, у сестры которой я была классным руководителем накануне. И тут вижу на полочке в классе эту чудесную работу и замираю в восхищении. Спрашиваю, кто такую красоту принес. И девочка отвечает, что это она сделала вместе с мамой. И говорит, что много хорошего слышала обо мне от своей сестры, и очень рада, что именно я буду ее учить. Урок закончился, я ушла из класса. Но к концу рабочего дня меня эта ученица нашла меня и от души поздравила. У меня были слезы на глазах. Это дорогого стоит!
 

Источник фото: архив героя

Самодельные кухонные принадлежности из дерева

Еще один трогательный подарок, который хранит учитель, подарил ей мальчик из неблагополучной семьи:

— Руки у него просто золотые. Он заметил, что я люблю печь: я иногда баловала выпечкой своих детей в классе. И на День учителя он для меня сам сделал кухонные принадлежности из дерева. Я очень часто пользуюсь ими в быту и с теплотой вспоминаю о том мальчишке.
 

Источник фото: архив героя

Закладка для книг с вышитым именем

Учитель английского языка Алина уверена, что качество и стоимость подарков совершенно не влияет на работу преподавателя, поэтому покупать дорогие, но безликие вещи точно не стоит:

— Если хочется чем-то порадовать учителя, то это должен быть подарок от души. Не конфеты, не цветы или тем более не сертификаты. Не надо этого! Я сама себе могу купить, что хочу. Уж лучше тогда подарить небольшое растение в горшочке, книгу или полезную мелочь. Но самые лучшие подарки — это вещи, сделанные своими руками. Таких у меня скопилось множество. И я ничего не выброшу, ведь с каждой такой вещью связаны приятные воспоминания. 

Но самым ценным самодельным подарком стала фетровая закладка для книг, на которой вышито мое имя. Удивительно, но я до сих пор не знаю ее автора. Мне оставили такой сюрприз тайно на день рождения. Я пользуюсь этой оригинальной вещицей до сих пор.

3D-модель Биг Бена, сделанная своими руками

Еще один подарок учителю подарила выпускница: она сделала 3Д ручкой большой Биг Бен. Эта интересная модель до сих пор стоит в школе и даже используется на уроках.

— Важна не стоимость подарка, а желание ребенка сделать другому приятное!
 

Источник фото: архив героя

Букет из осенних листьев

Учитель английского языка Наталья Оспищева до сих пор помнит подарок, преподнесенный ей в  2011 году. Это букет из осенних листьев, который выделялся на фоне цветов и коробок конфет своей душевностью:

— Его сделала девочка из 3 класса. Если честно, то было неожиданно, потому что особого энтузиазма к английскому я у нее не наблюдала. Она была тихая и застенчивая, очень смущалась от внимания к себе, боялась сказать лишнее слово, хотя я на уроках всегда старалась создавать доброжелательную атмосферу.

Маленький букет позволил ей преодолеть свои защитные реакции, быть увиденной тем способом, который ей комфортен, и в итоге она стала увереннее на уроках, более вовлеченной, начала дома лучше готовиться. Этот осенний букет стал очень символичным и ценным для меня  как напоминание, что я все делаю правильно, сохраняя человечность в рабочем процессе.

Трехлитровая банка с пожеланиями

Преподаватель центра дополнительного образования для взрослых Андрей рассказал, что самым запоминающимся подарком на День учителя для него стала закатанная трехлитровая банка с конфетами, к фантикам которых были привязаны пожелания от выпускников.

— Это был подарок от молодых девчонок и ребят в возрасте 19-23-х лет, но ведь это вполне применимо и к школе. Банка с конфетами долгое время стояла нетронутой. Но когда мне с коллегами «взгрустнулось», я открыл ее и был просто ошарашен потоком тепла от простых и душевных пожеланий, написанных от руки.

Я немножко неформатный преподаватель, поэтому руководство не все мои инициативы понимает и принимает, порой слегка «ставит на место». И крылья поневоле опускаются. А вот такие душевные подарки дают понять, что ты не зря стараешься сделать чуточку больше положенного, чем требуется по трудовым обязанностям и инструкциям.
 

Источник фото: архив героя

Открытка с собственными стихами

А учитель испанского языка Татьяна помнит подарок, который подарил ей ученик 20 лет назад:

— Я проходила практику в школе № 139 города Минска, вела испанский язык в 7 классе. И на какой-то праздник ученик подарил мне открытку. А в ней — стихи на испанском языке, написанные хоть и с ошибками, но такие трогательные. Эта открытка уже двадцать лет хранится у моей мамы дома, и я до сих пор помню многие слова, написанные там золотым фломастером. Мне много что дарили потом во время работы, но по искренности и душевности ни один подарок не сравнится с наивным детским стихотворением.

В интернете можно встретить и другие истории преподавателей о подарках, которые их поразили. Например, портрет любимой учительницы, который ученик нарисовал сам, видео с пожеланиями от детей, декоративное ведерко с самодельными ромашками, в центре которых оказались фотографии детей из класса. Многие из таких душевных и необычных подарков учителя хранят дома годами. 

А что вы дарите в День учителя? 

«Градус абсурда зашкаливает». Родители рассказали о требованиях к одежде школьников

Некоторые родители сталкиваются с замечаниями от учителей и администрации по поводу внешнего вида детей. Иногда эти претензии кажутся надуманными. Мы узнали, может ли школа требовать от детей «исключительно белых футболок на физкультуру» или запрещать «простые черные джинсы»? 
 

Источник фото: pexels.com

«Сделали замечание из-за джинсов, которые по крою не отличаются от брюк»

— В прошлом году у нас ни разу не возникло вопросов по поводу одежды, — рассказывает мама шестиклассницы Татьяна. — В гимназии все знают про деловой стиль, но специальной формы нет. Поэтому перед учебным годом мы купили дочке простые черные джинсы. Даже строчки на них черные, нет никаких рисунков.

Но однажды дочь пришла из школы и рассказала, что классный руководитель сделал ей замечание, мол, в таких штанах в школу ходить нельзя, поскольку это джинсы. Сначала я подумала, что претензия из-за того, что джинсы облегающие. Я зашла на сайт нашей гимназии и нашла в правилах внутреннего распорядка учащихся такую информацию: «Совет гимназии имеет право выбора модели, цвета и качества тканей, из которых изготавливается одежда делового стиля». Но о самой ткани там ничего не сказано. В списке запрещенной одежды джинсов нет.

Там же я нашла ссылку на коллекцию школьной одежды от «Беллегпрома» (прим. ред. — такая информация есть и на сайте Министерства образования РБ). На картинках есть такие же облегающие брюки, сделанные, правда, из хлопковой ткани. По крою они ничем не отличаются от наших джинсов. В общем, я не понимаю, в чем принципиальная разница? Пока я не пыталась общаться с директором по этому поводу, надеюсь, все само уляжется. Не помню, чтобы в прошлом году так пристально обращали внимание на одежду, в этом году почему-то решили «навести» порядок.

«На физкультуру требуют белые майки без рисунков»

— В прошлом году дочка училась в гимназии, где были довольно странные требования на физкультуре: нужно было ходить именно в черных брюках или легинсах и красной майке, — делится своей историей Анастасия, мама пятиклассницы. — В этом году мы перешли в школу-интернат по медицинским показаниям, поскольку у дочки сколиоз. И тут еще больше заморочек по поводу спортивной формы.

Нам сказали принести черные шорты или легинсы и белую майку. Мы принесли две майки на выбор: на одной была небольшая нашивка блекло-серого цвета, на второй — два небольших цветных треугольничка. И та, и другая майка на бретелях. В итоге ни одну из них не одобрили. Сказали, что это должна быть обязательно фуфайка с рукавчиками, без каких-либо надписей. Но как вообще цвет одежды влияет на эффективность занятий?!
 

Источник фото: pexels.com

Более того, нам сказали, что и носки должны быть белыми. Представьте, сколько пар носков мне надо купить, ведь у дочери 5 раз в неделю занятия по лечебной физкультуре, а белые носки так или иначе со временем становятся серыми. Я же целыми днями будут стирать их и отбеливать после занятий в школе!

А еще на ЛФК нам нужно принести белую пеленку. С ней у нас тоже возникли проблемы, потому что на нашей пеленке обнаружили принт в виде мелких кружочков. Другой маме сказали, что нельзя с окантовкой. Издалека все эти мелкие детали даже не видны. И, кстати, нам сказали, что пеленка обязательно должна быть идеально выглаженной. Зачем?

Для примера: младшая дочь пошла в первый класс гимназии. И пока, слава богу, там нет строгих требований по поводу одежды. Зато у старшей дочери градус абсурда просто зашкаливает!

«Дочке сказали, что трикотажное платье — это не деловой стиль»

— Когда моя средняя дочь собралась в первый класс, нам сказали, что в школу допустимо носить только юбку, брюки или сарафан с блузкой. Но она всю жизнь носила спортивные вещи и терпеть не могла что-то более консервативное. Поэтому я купила трикотажные платья, которые пришлись ей по душе и выглядели по-деловому, — рассказывает многодетная мама Ирина. Она была уверена, что проблем не будет, но все оказалось не так просто. 

— В школе дочке сказали, что такие платья носить нельзя. На мой вопрос: «В каких документах указано, что платья в школу носить нельзя?» мне никто не дал вразумительного ответа. Поэтому моя дочка продолжала носить в школу ту одежду, в которой ей удобно, хотя ей не раз делали замечания. Я решила, что не буду насильно одевать ребенка в ту одежду, которая ей не нравится. Сейчас она учится уже в третьем классе, больше к нам не придираются.

Младшая дочь сейчас пошла в первый класс. Нам, как многим, сказали подготовить на физкультуру черные шорты и белую майку. Но какая разница, в одежде какого цвета занимаются дети? Как будто это как-то повлияет на их отношение к уроку физкультуры? У меня, например, дома есть такая одежда, а кому-то ведь приходится бегать по магазинам и искать белоснежную майку и шорты… Зачем это надо, мне непонятно. 

Читайте правила внутреннего распорядка и устав школы

Доктор юридических наук, профессор, эксперт научно-консультативного совета при Верховном Суде и мама троих детей Юлия Гаврильченко рассказывает, что нюансы, связанные с одеждой школьника, прописаны в Типовых правилах внутреннего распорядка для учащихся учреждений общего среднего образования. Принимаются они Министерством образования. На основе этих Типовых правил каждая отдельная школа принимает свои собственные Правила внутреннего распорядка учащихся (их можно найти на сайте школы). Нередко администрация просто переписывает Типовые правила, не внося существенных изменений.

Требования к внешнему виду учащихся прописаны в четвертом пункте правил (подпункт 6-10):

6. Учащиеся обязаны придерживаться делового стиля одежды, предназначенного для посещения ими учебных занятий в учреждениях образования.

7. Совет учреждения образования имеет право выбора модели, цвета и качества тканей, из которых изготавливается одежда делового стиля.

8. Одежда делового стиля, как правило, включает большой выбор элементов, которые можно комбинировать (пиджак, жилет, рубашка, юбка, брюки, сарафан, блуза, платье, галстук и др.), а также может включать галстук (значок, эмблему, шеврон) с логотипом учреждения образования.

В зимнее время в комплект одежды могут входить трикотажный свитер или жилет.

9. При посещении учащимися учебных занятий не допускаются:

— спортивная одежда и обувь, предназначенные для занятий физической культурой и спортом;

— вещи, имеющие яркие, вызывающие рисунки;

— грязная, мятая (неопрятная) и иная одежда, не предназначенная для посещения учреждения образования;

— верхняя одежда и головные уборы;

— обилие бижутерии, наличие пирсинга, яркого экстравагантного макияжа и цвета волос, аксессуаров, отражающих символику музыкальных групп и различных направлений молодежной субкультуры и спортивных клубов.

10. Спорные вопросы, связанные с внешним видом учащегося, решает администрация учреждения образования.

Таким образом, в Типовых правилах за администрацией закрепляется исключительное право решать, нарушил ученик что-то своим внешним видом или нет.

Что касается спортивной формы, то в Типовых правилах указано, что «Посещение занятий в спортивном зале допускается только в спортивной форме и сменной обуви» (пункт 37). Никакой конкретизации о цвете и модели этой формы нет. Соответственно, любые требования по данному поводу выходят за рамки полномочий педагога.

В случае спорных ситуаций родителям, в первую очередь, следует ознакомиться с Правилами внутреннего распорядка для учащихся и другими локальными актами, действующими в данном учреждении образования (например, с Уставом). Это позволит вести аргументированный диалог с учителем или администрацией.

Что делать, если Правила не устраивают?

Если родители решительно не согласны с нормами Правил, действующими в учреждении образования, есть несколько вариантов:

1. Поставить перед администрацией вопрос о необходимости принятия новых Правил либо же внесения изменений и дополнений в них. С соответствующим заявлением может обратиться любой законный представитель несовершеннолетнего обучающегося. Подробно этот вопрос регулируется Законом об обращениях граждан. Если ответ заявителя не устраивает, он имеет право обжаловать принятое решение в вышестоящей организации.

2. Принять участие в разработке изменений и дополнений в Правила или новых Правил. Это можно, например, сделать в рамках деятельности органов самоуправления учреждения образования (попечительского совета или родительского комитета). Согласно п. 1.2 ст. 34 Кодекса об образовании законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на участие в управлении учреждением образования. Для реализации этого права создаются разнообразные органы самоуправления учреждения образования. Но, увы, их решения носят чисто рекомендательный и консультативный характер.

3. Решить вопрос в судебном порядке. Такой вариант по понятным причинам подходит далеко не всем родителям. Чаще всего конфликт решается на уровне разговора с учителем или администрацией, которые предъявляют эти требования.

В некоторых школах Минска начало уроков смещают на 8 утра

Читатели сообщают о том, что в некоторых школах Минска занятия у детей теперь начинаются раньше обычного — в 8 утра. Таким до 2017 года был график работы во многих школах, пока раннее начало уроков не раскритиковал президент.
 

Источник фото: TUT.BYСнимок носит иллюстративный характер

В 168 школе (Октябрьский район) нам подтвердили, что занятия будут начинаться в 8 утра, за исключением первых классов. В прошлом году уроки стартовали в 8.30.

В 217 школе (Фрунзенский район) дети также будут приходить на занятия к 8 утра. Об этом рассказали в приемной директора. Сама директор Елена Подлубная не стала пояснять, почему начало уроков сместили: «Это наша внутренняя работа».

Директор гимназии №31 (Фрунзенский район) Елена Мазуркевич также отказалась комментировать график работы, но подтвердила, что уроки теперь начинаются в 8 утра.

В Комитете по образованию Мингорисполкома нам рассказали, что массово школы не переходят на режим работы с 8 утра, речь идет об отдельных учреждениях образования. 

— Для переноса времени работы в школах всегда есть объективные причины. Нужно смотреть, как прошло комплектование в каждой конкретной школе, сколько набрано классов, учитываются самые разные моменты по организации учебного процесса, питания и т. д. Учреждение образования всегда работает в соответствии с Уставом и имеет право по объективным причинам менять время начала уроков. Если у родителей возникают вопросы по этому поводу, причину всегда можно уточнить в администрации школы. 

Напомним, в 2017 году Лукашенко поручил пересмотреть график работы школ. «Раньше девяти часов уроки начинать не надо», — заявил тогда президент. После этого во многих школах задумались о новом графике работы — с в 8.30 или 9.00 утра. Родители по-прежнему могли приводить детей в школу в 8 утра, но на ранние часы детям ставили классные часы и другие дополнительные занятия.