Архив рубрики: Готовимся к школе

Имеют ли право родители не платить за учебники в школе

С началом учебного года появляется много вопросов. Например, не все родители хотят, чтобы их дети пользовались бумажными книгами, аргументируя это тем, что ребенку тяжело носить по 5-7 учебников в школу. Можно ли за них не платить? 
 

Источник фото: pixabay.com

— Сегодня отправила старшую дочку в школу с учебниками в электронном виде, —  говорит мама восьмиклассницы Наталья. —  От бумажных отказалась. Классного руководителя предупредила, она не против. Признаюсь, с настороженностью ждала реакции педагогов-предметников. Первые два дня прошли гладко. Учителя пока не против использования электронного варианта. Надеюсь, так будет и дальше. Но на урок географии нужны атласы, которые в планшете смотреть неудобно. Их придется купить. В остальном надеюсь на прогрессивность учителей.

Екатерина Сельвестрович, адвокат и координатор юридической помощи в проекте для родителей «Родительский совет», отмечает: 

— Из Кодекса Республики Беларусь об образовании (ст. 31, 36, 38) следует, что пользование учебниками и учебными пособиями является правом ученика, а не его обязанностью. Государство обязано обеспечить реализацию этого права. Ученик может не пользоваться этим правом при условии, что родители (законные представители) обеспечат условия для получения образования (в нашем случае обеспечат ребенка учебниками и учебными пособиями другим способом).

Юрист подчеркивает, что нарушение прав учеников не допускается, поэтому родителям придется взять на себя эти обязанности.

— На практике учреждению образования необходимо подтвердить отказ родителя (законного представителя) от права на пользование учебниками и учебными пособиями на платной основе, поэтому родителям нужно написать заявление. Для школы важно, чтобы в нем было указано, что родители обязуются обеспечить ребенка необходимыми учебниками и учебными пособиями. 

Специалист обращает внимание на то, что в отдельных учебных заведениях в Уставе школы и других документах могут быть прописаны иные правила, по которым пользоваться гаджетами в учебном заведении запрещено. А также родителям следует учесть такие нюансы, как нормы времени, которые ребенок может проводить за гаджетами по возрасту, определенный размер шрифта, рекомендованный для школьников. Поэтому прежде чем принимать окончательное решение, родителям стоит рассмотреть этот вопрос со всех сторон.

Кому положены льготы на оплату учебников?

Для учеников из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50 процентов (ч. 3 п. 2 ст. 39 Кодекса).

Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для следующих лиц (ч. 2 п. 2 ст. 39 Кодекса):

  • учащихся санаторных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений;
  • лиц с особенностями психофизического развития;
  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства;
  • лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом;
  • обучающихся из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет;
  • обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы;
  • обучающихся, являющихся членами семей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Содержание сахара и соли в школьном питании могут сократить на 20−35%

Намечен курс по снижению закладки сахара и соли в школьном питании, проект изменений находится на согласовании в Минздраве. Об этом рассказали специалисты во время тематической пресс-конференции 3 сентября. 
 

Источник фото: pixabay.com

Заместитель генерального директора РУП Научно практический центр НАН Беларуси по продовольствию Елена Моргунова перечислила предложения по корректировке школьного питания, которые рассматриваются чиновниками в настоящий момент.

— Наш центр за последние 3 года разработал для системы дошкольного и школьного питания более 50 различных наименований функциональных продуктов питания. Функциональные — это те продукты, которые воздействуют на определенные органы человека, повышая жизненные силы и защитные функции организма, защищая от различных неинфекционных заболеваний.

В качестве примера специалист назвала сухие завтраки с льняной клетчаткой, кисель, кукурузные палочки, какаосодержащие напитки, соки и нектары, обогащенные инулином, молочный шоколад, обогащенный кальцием и витамином Д, шоколад молочный с добавлением инулина, мармелад жевательный с добавлением витаминов, зефир на пектине, батончики-мюсли с пищевыми волокнами и многое другое. Это продукты, которые могут найти достойное место в школьных буфетах и рационах для детских садов и учреждений образования, считают специалисты.

Кроме того, комбинатом предложено откорректировать нормы питания в учреждениях образования и наметить курс по снижению закладки сахара на 20-25% и соли на 35%. Этот проект сейчас находится на согласовании в Министерстве здравоохранения. 

Алла Малахова, заведующая отделением гигиены детей и подростков ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», рассказала о преимуществах школьного питания. Уже сейчас его можно назвать диетическим, убеждена специалист. 

Исключены комбижир и маргарин: для приготовления блюд используется только растительное и сливочное масло. Запрещены изделия, приготовленные во фритюре, костные бульоны и острые приправы. Используются только щадящие методы приготовления блюд: тушение, варение и приготовление на пару. А в 26% школ используются пароконвекционные печи — считается, что они по максимуму сохраняют полезные свойства продуктов. 

В школьных буфетах запрещены такие продукты, как чипсы, сладкие газированные напитки, овощные и рыбные консервы и ряд других продуктов, отметила специалист. 

— Хотелось бы, чтобы эти принципы питания использовались и родителями при приготовлении пищи детям. Если родители не соблюдают нормы здорового питания, то они должны готовить детям отдельно, использовать свежие и полезные продукты. Правильное питание — это основа здоровья, а забота о питании и здоровье ребенка, прежде всего, должна лежать на родителях.

Родители в свою очередь не всегда довольны школьными питанием. Для тех, кто не хочет платить за обеды в школе, вот здесь мы даем подробные разъяснения. Если коротко: питание в школе — платная услуга, от которой вправе отказаться родители. При этом их обязанность — обеспечить школьника питанием каждые 3,5-4 часа, в противном случае ребенка могут признаться находящимся в СОП. 

Могут ли родители отказаться от питания в школе и не платить деньги за эту услугу

Многие родители жалуются на то, что школьное питание не нравится детям. При этом деньги за него все равно приходится платить. Мы узнали, можно ли официально отказаться от этой услуги. 

Источник фото: pixabay.com

В родительских чатах сейчас активно обсуждают тему отказа от школьного питания. Нередко администрация школы отклоняет подобные просьбы родителей, «мотивируя тем, что ребенок в школе должен получать горячую еду».

— На вопрос, каким образом я могу освободить ребенка от школьного питания, мне ответили: «Никаким», — делится опытом одна из мам.

Что говорит закон? 

В Постановлении Министерства здравоохранения РБ № 206 от 27.12.2012 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования»  действительно есть пункт, касающийся кратности питания школьников:

Учащиеся учреждений образования должны получать пищу каждые 3,5-4 часа.

Учащимся в учреждениях образования предоставляется горячий завтрак (обед), а учащимся, посещающим группы продленного дня, предоставляется двухразовое питание при пребывании в учреждении образования до 8 часов и трехразовое питание — при пребывании более 8 часов.

Если администрация школы ссылается на это Постановление, убеждая в обязательности приема пищи в школе, важно знать, что эти правила установлены для учебных заведений, а не для родителей:

Настоящие Санитарные нормы и правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования (далее — требования) к земельному участку и территории, планировке, санитарно-техническому благоустройству, оборудованию, освещению и содержанию помещений, организации образовательного процесса, гигиенического обучения и воспитания, питания учащихся в следующих видах учреждений общего среднего образования (далее, если иное не установлено настоящими Санитарными нормами и правилами, — учреждения образования): начальная школа; базовая школа; средняя школа; вечерняя школа; гимназия; гимназия-интернат; лицей; специализированный лицей; кадетское училище; суворовское училище; санаторная школа-интернат.

Мы задали вопрос, можно ли отказаться от школьной еды, на тематической пресс-конференции, которая прошла 3 сентября. Начальник отдела по организации питания научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Люция Михальчук подтвердила, что питание в школе не является обязательным для детей. Но если ребенку что-то не нравится, всегда можно попробовать найти компромисс. 

— Если есть определенные вопросы по меню, нужно решать их на местах. Если есть необходимость какого-то особого меню, можно обратиться в соответствующее подразделение комбината школьного питания, чтобы технологи разработали его с учетом ваших требований. В случае, когда родители в принципе решили отказаться от питания, то документально подтверждать это нет необходимости. При этом стоит помнить о том, что дети должны получать горячее питание каждые 3,5-4 часа, поэтому над этим решением нужно подумать, ведь оно касается здоровья ребенка.

Юрист Елена Шиманович рассказывает, как действовать родителям, которые хотят отказаться от школьного питания:

— Законодательство не содержит требований о том, чтобы ваш ребенок обязательно питался в школе. Соответственно, вы вправе от этой услуги отказаться. Для этого достаточно написать заявление на имя директора учреждения образования о том, что ваш ребенок отказывается от школьного питания и указать дату, с какого числа ребенок перестает питаться в школе. 

Если в учреждении образования начинают утверждать, что есть документ, устанавливающий обязанность родителей оплачивать питание, смело требуйте этот нормативный акт. Могут сослаться на Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. N 694 «Об организации питания обучающихся». Но данный документ устанавливает обязанности именно для учреждений образования (как и чем кормить детей, платно или бесплатно). Обязанность родителей оплачивать питание своему ребенку в нем не прописана. 

Отказываясь от обедов в школе, вы обязаны самостоятельно организовать питание ребенка, отмечает юрист. Можно давать детям деньги для покупки еды в буфете или обеспечивать «ссобойкой». Это важно делать для того, чтобы не нарушить правила (ч. 3 п. 175 Санитарных норм и правил N 206), которые устанавливают, что учащиеся учреждений образования должны получать пищу каждые 3,5-4 часа.

Если ребенок остается без еды на протяжении всего учебного дня, это является одним из показателей нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении (п. 1 критериев и показателей СОП). В случае признания нахождения ребенка в таком положении, органы соцзащиты будут осуществлять всесторонний контроль за семьей.

А вашим детям нравится питание в школе? Пробовали ли вы что-то изменить?

«Зараз жыццё намнога лепш, чым было раней». Фотофакт: необычный диктант в школе

Наш читатель прислал снимок необычного диктанта, который написал в школе ребенок. В ностальгическом тексте говорится о том, что раньше жить было тяжело, а современная молодежь этого не видит и не ценит.

Источник фото: Читатель TUT.BY

Папа шестиклассника рассказывает, что нашел лист с диктантом среди вещей сына сегодня утром. Решил посмотреть, чему учат современных школьников. Содержание диктанта папу очень повеселило.

— Как объяснил мне сын, в тексте были ошибки, поэтому листик пришлось из тетрадки вырвать. Больше он ничего не пояснил, сын сам по себе немногословен, так что подробностей никаких нет. Но содержание текста, конечно, удивляет.

Известно, что диктант дети писали на уроке белорусского языка в школе № 219 Минска. 

9 способов устроить праздник ребенку, даже если настроение совсем не то

В этом году 1 сентября для многих семей — совсем не праздник. Нет «линеек», и вообще — не те эмоции, не тот контекст. Но дети остаются детьми, и у них начинается школа, так почему бы не отпраздновать День знаний в кругу семьи? Наш автор Екатерина Вязевич предлагает сместить акцент со школьной повестки и отметить начало осени в стиле «хюгге по-белорусски».

Источник фото: Unsplash.com

Итак, 9 способов сказать «Осень, привет!» — эти идеи школьники должны поддержать с большим удовольствием.

Способ 1

Отправьтесь вечером (часиков в 8) в ближайший парк. С собой возьмите корзинку и какой-нибудь уютный плед. Внутри корзинки — термос, домашние кексы, пакетик шоколадных драже в глазури.  А еще захватите что-нибудь из разряда «и зрелищно, и романтично». Например, неоновые палочки. Или бенгальские огни. И в нужный час пусть они засветятся/зажгутся, а вы все по очереди скажете: «Осень, привет, я тебе рад». Ритуал соблюден, осень ну просто обязана подружиться с вашей семьей.

Способ 2

Придумайте место, где в вашем городе начинается осень.  Может, это маленький мостик у старой речки, или аллея возле школы, или даже уличное мини-кафе с самыми вкусными чизкейками. Расскажите ребенку, почему осень начинается именно там (дайте волю собственной фантазии), и придите туда всей семьей в назначенный день и час. Сделайте фото на память, загадайте желание и отметьте это дело какао или горячей пиццей.
 

Источник фото: Unsplash.com

Способ 3

Купите очень красивую толстую тетрадку. Можете декорировать ее сами (я однажды обложила обычную канцелярскую высокую тетрадь толстыми ажурными обоями — получилась красотень), наклейте ярлычок с названием. Пусть это будет «Книга осени».

Поручите ребенку записывать туда простые радости повседневности. Раз в неделю распечатывайте фото с телефона, сделанные за эти дни. Пусть у осени будет свой дневник. Помните, что за каждую заархивированную в красивой книге неделю ребенку полагается маленький сюрприз по воскресеньям — это может быть простая раскраска, пазл (то, что любит ваш ребенок). 

Способ 4

Сделайте вместе с детьми осеннее варенье. Конечно, ребят можно подключить уже на финальной стадии — они могут дегустировать, наклеивать фирменные хенд-мейд этикетки, оборачивать крышки в красивые салфетки и перевязывать их тесьмой. Варенье обязательно делается с учетом подарочных экземпляров. Эти ароматы (не забудьте про пряности) запомнятся ребенку больше, чем запах гладиолусов 1 сентября.

Способ 5

Устройте в комнате ребенка тайную перезагрузку. Никаких сумасшедших трат, перестановок и прочих радикальных мер. Просто используйте обычный осенний декор, который задаст нужное настроение. 

Пару милых тыкв на подоконнике, цветы в вазе, простая гирлянда из осенних открыток (их можно скачать в интернете и сшить гирлянду за полчаса), яблоки в  корзинке и т.д. На письменный стол ребенка можно положить нарядный конверт, в котором будет красивый  лист с предложением написать туда свои осенние пожелания.
 

Источник фото: Unsplash.com

Спросите ребенка, чего бы он хотел этой осенью: может, ему недостает семейных шахматных партий или вы сто лет не играли с ним в Мемо? Может, он соскучился по домашнему «Наполеону» или мечтает, чтобы вы сходили с ним в кинотеатр на мультики? Вот придет ребенок  из школы, а комната — преобразилась, на столе — лист пожеланий, а в душе — радость и вера в то, что желания точно исполнятся. 

Способ 6

Организуйте школу его игрушкам. Да вы и сами, наверное, в детстве вели школьный журнал (мне повезло, мама приносила из бухгалтерии всякие книги учета — лучше журнала не найти). Помните, как это было круто?

Представьте себе, приходит ваш первоклашка-второклашка домой, а у него на столе — такой же журнал, а на диване кровати/полу рассажены парами любимые игрушки, а где-то на стене маленькая доска с мелом. А если прибавить сюда таблички вроде «1А», появившиеся на двери в комнату и всякую тематическую атрибутику (на что фантазии и времени хватит), детское удивление гарантировано. Он, ребенок, и сам бы это придумал, но когда мама…  Для тех, кто очень ждал именно школы, не осени, такое ее начало будет действительно счастливым.  

Способ 7

Отправляйтесь в книжный магазин — там атмосферно и пахнет книжками. Если ребенок читайка (или скорее хочет научиться читать), можно прямо после школы торжественно отправиться с ним за покупками. Сегодня у него все права: по случаю начала осени он выбирает книги сам. Можно даже оговорить сумму, на которую он может разгуляться. Обязательно поход в магазин нужно закрепить чем-то вкусненьким (но не заменить!).
 

Источник фото: Unsplash.com

Способ 8

Осень в открытках — ретро-предложение для современных детей. Купите стопку красивых осенних открыток. Предложите ребенку подписать их и отправить всем, кому он пожелает. Бабушкам, друзьям, учительнице, звезде футбола или детям Принца Уильяма. 

Пусть подпишет открытки сам ребенок (если умеет писать, конечно). Повод для поздравления — начало осени, конечно же! Уставшего ребенка будет ожидать сюрприз. Пусть он найдет в каком-нибудь тайном месте дома письмо с открыткой, посвященной ему. В конверт можно подложить его детские осенние фото, билеты в кино или на выставку, небольшую денежку для пополнения копилки или другие мелкие приятности. Ну, осень же!

Способ 9

Устройте поздний ужин при свечах. У вас такой, наверное, был, и не один, а у ребенка? Красивая сервировка, любимые блюда, зажженные свечи, фоновая музыка. Главное, спрятать подальше смартфоны, не включать телевизор и не обсуждать то, что ребенку ну совсем не интересно. Поговорите с ним о нем. Вспомните школу. Наговорите друг другу невозможных нежностей. Пообнимайтесь. Может отказаться, что такого вечера в вашей семье не было сто лет.
 

Источник фото: Unsplash.com

И последний способ мой любимый. Возникает ощущение, будто вся семья в Муми-доме. За его стеной черт знает что: все летит, все разбивается, катится в бездну, а в доме — пироги, чаек и спокойная, теплая-претеплая мама. Все мы этой осенью муми-мамы. Хоть и многим из нас сейчас приходится на тонких ходулях идти по страшной лаве, вкусных котлет  и румяных шарлоток никто не отменял.

«Принести цветы в школу — это жест миротворческий». Почему родителям не стоит настраивать детей против учителя

Многие родители заявляют, что не понесут цветы в школу. Нужна ли такая «война» детям? Имеют ли родители право настраивать ребенка против учителя? Своим мнением на этот счет поделилась в Фейсбуке культуролог, профессор БГУ культуры и искусств Юлия Чернявская.

Скоро первое сентября, и родители, мягко говоря, обеспокоены. Нет, родители возмущены произволом и беззаконием, творившимся под сенью школ. Как с этим быть? Я говорю сейчас с позиций не симпатий и антипатий. Только с позиций здравого смысла. Пытаюсь найти выход из, безусловно, патовой ситуации. Выход получается не очень, но из такой ситуации «очень-выхода» быть не может.

Вариантов на самом деле три.

1. Отдать дитя в частную школу.

Тут есть несколько «но». Частных школ мало, и стоят они дорого. Мест в них тоже мало: аренда, то да се. До всех событий, еще в июне моя молодая подруга пыталась устроить сына в такую школу: там очередь на два года вперед. Сейчас будут пытаться их организовать, но это долгая и трудная история. И готовиться к этому надо не один год, чтоб учебный процесс не был сляпан на коленке.

2. Перевести ребенка на домашнее обучение, с репетиторами или без.

Это потребует от родителей заниматься с детьми вплотную. И репетиторы не будут зоной «передержки» (простите уж за выражение), пока вы, родители, будете на работе. Не все работают дистанционно, да и дистанционная — это тоже работа, от которой желательно не отвлекаться. Еще одна сложность: в школе дети общаются не только с педагогами, но и со сверстниками, и вне школы социализация ребенка все же хромает, особенно сейчас, когда социализации посредством двора не происходит.

3. Отвести ребенка в школу.

В этом случае я не вижу никакого оптимистического варианта, если родители будут говорить детям о том, что их учитель — «гад» и «предатель», и вообще все учителя такие. Это, во-первых, неправда, далеко не все. Во-вторых, ребенок тогда просто не станет учиться даже таблице умножения: он, как правило, не отделяет учителя от его предмета.

Поэтому если не можете удержаться, высказывайте свое недовольство и свои претензии педагогу на родительских собраниях и в попечительских советах, достигайте своих целей там, но не вкладывайте ребенку в уши:

Она дура, плохая и на стороне зла.

Вы можете даже потребовать «отставки» учителя из вашего класса — но не через ребенка и без его вовлечения в процесс (я бы, кстати, добивалась увольнения тех учителей, кто сдавал наблюдателей, их бывших учеников).

Уж тем более — не стоит озвучивать при ребенке своего мнения, что ВСЕ учителя запятнаны позором. В избиркомах заседали не только учителя, даже если это происходило в здании школы. И мы не знаем, как вел себя тот или иной учитель. Нельзя всех равнять под одну гребенку.

Поскольку набор выходов невелик, следует дать учителям шанс, проведя с ними предварительные переговоры. Мы же все наперебой говорим о диалоге. Давайте попробуем начать с этой сферы. Но чтобы это удалось, не науськивайте детей на педагогов, пожалуйста. Не раздергивайте дополнительно психику ребенка!
 

Источник фото: Unsplash.com

Принести цветы в школу — это жест миротворческий

Насчет цветов учителю — вы, конечно, вправе решать сами. Но с первого сентября создавать в школах нервозную и злобную обстановку, в которой будут учиться ваши дети весь год, мне кажется не очень верным решением. Принести цветы в школу — это жест миротворческий, и учитель это оценит. Вон, омоновцам дарили, хотя мне это уж кажется вовсе лишним.

Далее. Изменилось в августе только то, что мы узнали: часть (и немалая) учителей махинирует на выборах. Но давайте по совести. Вы об этом не знали раньше? Большинство знало — и ничего, водило детей в школы. Сейчас просто волна выплеснувшегося недовольства, которая дополнительно укрепляется и на своих более или менее публичных заявлениях: «я никогда… я всегда…» Давайте подумаем здраво: какой возможен выход здесь и сейчас?

Допускаю, что мои варианты могут показаться недостаточными. Что же, предложите лучший. А вот то, что точно понадобится, это чрезвычайное внимание к ребенку дома. Утроенное. К тому, как он учится. К тому, что он рассказывает о школе. К тому, как его пытается воспитывать учитель. И если учитель вкладывает ему в мозги тупую и злобную пропаганду — пожалуйста, родительские чаты, разговоры с учителем, внеплановые родительские собрания, походы к директору, письма в прессу и инстанции.

Но все это:
а) только когда вы уверены, что ребенок верно все понял и ничего не присочинил;
б) последовательно, каждый день, отдавая ребенку и его школьной жизни втрое или впятеро больше внимания, чем прежде.

Надеюсь, вы к этому готовы. Дорогу осилит идущий!

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

«В этом году настоящий ажиотаж». Узнали, как дела у частных школ, в которых не проводили выборы

Волна недовольства государственной школой началась еще во время эпидемии коронавируса, когда чиновники не смогли наладить дистанционное обучение. А после выборов многие родители окончательно разочаровались в системе и стали задумываться о частном образовании. Чем оно отличается от государственного? Кто может позволить себе такое обучение? Мы поговорили с представителями частных школ, чтобы узнать о ситуации на рынке.

Источник фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Валентина Чекан, директор ассоциации «Образование для будущего» и учредитель новой частной школы LuCh, рассказывает, что последние четыре года интерес к частному образованию уверенно растет. 

— Во-первых, произошло улучшение благосостояния среднего класса, в результате чего платежеспособность семей стала лучше. Если раньше в основном клиентами частных школ были семьи, где папа — крупный бизнесмен, а мама — домохозяйка, то сейчас среди клиентов появляются менеджеры белорусских компаний. Кроме того, произошли изменения в сознании людей. Многие белорусские семьи стали иначе распределять свой бюджет: вместо покупок материальных ценностей и многократного отдыха за границей они стали вкладывать деньги в образование. Люди стремятся к тому, чтобы их дети не просто узнавали что-то новое, а чтобы у ребенка в первую очередь была тяга к знаниям. Родители выбирают ориентацию на развитие ребенка, а не просто «вкидывание» в него набора знаний.

О повышенном интересе к частному образованию говорит и Вера Дипнер, основатель частной школы «Апельсин», организатор Ассоциации частного образования в Беларуси. Частные школы стали появляться в Беларуси в 90-х, с каждым годом они становятся все более востребованными. 

— Началось все в 1991 году, когда Кодекс об образовании открыл возможность для организации частных школ. В середине 90-х таких школ было 11. В нулевых было отменено лицензирование, произошел переход частных школ к форме частных учреждений образования, была введена их аккредитация. Популярность частного образования стала расти. В 2005 году в Беларуси было всего 12 таких школ, в которых училось 650 детей, к 2019 году их количество увеличилось до 17. А число учеников возросло в два раза: в прошлом году частное образование получали 1353 ученика.

По словам эксперта, в частные школы отдают детей родители, которые хотят оградить школьников от загруженности ненужными предметами, устаревшей программы и идеологического давления. Чаще всего это представители интеллигенции, айтишники, предприниматели, управленцы, участники бизнеса.

— Большое внимание такие родители уделяют атмосфере в школе. Они хотят, что она способствовала благоприятному развитию их детей: креативности, привитию навыков трудолюбия, уважению к мнению окружающих. Этого нет во многих государственных школах. Зачастую в госсистеме мы наблюдаем буллинг со стороны как одноклассников, так и учителей, неоправданную перегруженность детей, бесконечные «поборы» с родителей. 

В этом году интерес к частным школам буквально «зашкаливает»

Перед началом нового учебного года наблюдается настоящий ажиотаж в сфере частного образования, говорит Вера Дипнер. Она считает, что это связано с «кризисом государственной системы». 

— В то время как частное образование в связи с пандемией COVID-19 мгновенно перешло на дистанционное обучение, государственная система не сумела наладить полноценный образовательный процесс. Так называемое «обучение» при помощи Viber, смс и прочих односторонних мессенджеров — не в счет, ведь нужны интерактивные платформы, когда ребенок находится дома, но полноценно участвует в уроке и имеет обратную связь от педагога. Частные же школы с успехом использовали для обучения детей платформу Microsoft Teams и Zoom. Многие говорят сейчас о «второй волне пандемии». Поэтому не исключено, что в новом учебном году мы опять уйдем в онлайн.

Кроме того, отмечает эксперт, многие люди недовольны позицией директоров школ и учителей, участвовавших в фальсификации выборов.

— Белорусы не хотят вести детей в скомпрометировавшие себя школы. Переходят в частные школы и учителя — у частников они получают возможность свободно реализовывать свой профессиональный потенциал, получая за это адекватную заработную плату.

Валентина Чекан подчеркивает: если раньше больше всего обращений в частные школы приходилось на май (родители заранее строили свои планы), то в этом году пик пришелся на середину августа. 

— После выборов родители резко изменили свое отношение к обычной школе и стали искать другие варианты. В нашу частную школу, хоть она открылась только в этом году, родители идут большим потоком со словами: «Мы не можем переступить порог нашей школы». Таким же потоком идут учителя, которые хотят работать в свободных условиях.

Чем частные школы принципиально отличаются от государственных

Наталья Искорцева, соучредитель и директор частной школы Stembridge, рассказывает, что наряду с частными школами сейчас активно развиваются родительские кооперации. Заметно вырос интерес и к дистанционному обучению. Уже в этом учебном году многие из школ предлагают дистанционное обучение для школьников старших классов. И спрос на такие услуги есть. 

Гибкость и скорость реакции  — отличительные черты частных школ, убеждена эксперт. 

— Из-за постоянного диалога и небольшого аппарата управления решения в частных школах принимаются достаточно быстро, ведь их не нужно согласовывать у целой цепочки людей вплоть до Министерства образования. Это позволяет частным школам «идти в ногу со временем».
 

Источник фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Хотя частные школы обучают детей по той же национальной школьной учебной программе, что и государственные, методики преподавания в них отличаются. Большое внимание уделяется практическим занятиям и проектным работам по группам, уроки проводят с использованием учебных планшетов, ноутбуков, интерактивных досок. Многие частные школы перенимают опыт европейских стран по изучению предметов в интегрированной форме, в том числе, STEAM-подход — междисциплинарное обучение на стыке естественных наук, технологий, инженерии, творчества и математики.

В некоторых частных школах детям предлагают выбор: какие предметы они хотят изучать на базовом уровне, а какие — на углубленном. Это позволяет избежать трат на репетиторов, убеждены эксперты. Также почти во всех частных школах дети изучают английский язык на углубленном уровне. Есть в Минске школы и с билингвальной системой обучения, например, «Инновация», там дети осваивают иностранный язык с начальных классов. Другие уроки тоже частично преподаются на иностранном языке. Например, когда дети занимаются музыкой или физкультурой, им дают указания на английском.

Еще одним преимуществом частных школ можно назвать раннюю профилизацию. Некоторые учреждения создают своеобразные объединения с ведущими IT-компаниями и ВУЗами: EPAM, БГУИР и др. Это курсы для подростков, хакатоны, конкурсы стартапов, то есть ребенку в дальнейшем проще определиться  с профессией. 

Неоспоримым плюсом частных школ также являются небольшие классы по 12-16 человек, в то время как в государственных эта цифра доходит до 30.

Обучение в частной школе — недешевое удовольствие

Какие же минусы есть в системе частного образования? Конечно же, это цена. Частные школы остаются недоступными для большинства родителей. 

Сегодня стоимость обучения в частных школах варьируется от 550 рублей до 1500 рублей в месяц. Если в школе называют цену больше 1000 рублей, чаще всего сюда входит обучение предметам по государственной программе, а также дополнительные занятия, материалы и питание. Младшие школьники в таких школах обычно находятся с учителями до вечера, выполняют домашние задания и посещают дополнительные секции.
 

Источник фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

За 500-700 рублей в месяц частные школы предлагают сегодня белорусам онлайн-обучение по национальной учебной программе. Чаще всего речь идет о занятиях с помощью Zoom или подобных программ. С их помощью учителя проводят уроки и проверяют домашние задания.

Получается, что очное обучение в частной школе сегодня сопоставимо со средней зарплатой в стране. Для большинства родителей это неподъемные суммы. Почему же частное образование остается таким дорогим удовольствием? Вот как это объясняет Наталья Искорцева: 

— Открытие частной школы и осуществление образовательной деятельности требует вложения немалых средств. Это связано с многочисленными законодательными ограничениями. Если эти процессы будут упрощены, то и цена на обучение в частных школах уменьшиться. И они станут доступны всем слоям населения. Надеемся, что мы скоро придем к этому.

А пока стоимость обучения в частных школах складывается из затрат на:

1) Аренду по коммерческим ставкам и в евро. При выборе помещения нужно соблюдать все нормы СанПиНа, включая метраж, высоту потолков; территория обязательно должна быть огороженной. Сюда добавляется материально-техническое оснащение. Во многом это специальные средства, которые стоят немало.
2) Зарплаты учителей, административного и технического персонала, включая все налоги. Отпуск у учителей в частных школах также длится 56 дней в году (в летний период школа не зарабатывает, но аренду и зарплаты/отпускные платит).
3) Учебники, наглядные пособия, оборудование для проведения уроков. 
4) Питание — это тоже немалая часть затрат. Некоторые частные школы идут по пути сокращения затрат, чтобы снизить стоимость, и отказываются от питания. 

Стипендии на бесплатное обучение от частных школ

Сейчас появляются инициативы, благодаря которым частное образование может стать более доступным для одаренных детей. К пример, в школе LuCh есть стипендиальная система, которая позволяет одаренным ученикам из семей с низким доходом обучаться бесплатно. В этом году 4 ребенка получили такие стипендии. Детей отбирала специальная комиссия, созданная из экспертов в сфере образования. Главными критериями были одаренность ребенка с учетом баллов аттестата и низкий совокупный доход членов семьи.

А школа Stembridge решила поддержать тех, кто оказался в сложной ситуации и пострадал из-за честной гражданской позиции. Выделено несколько мест в 4 и 5 классе, а также в 5-9 классах для детей честных учителей, чиновников в образовании, госслужащих и рабочих, которые лишились работы из-за активной гражданской позиции. Заявки от желающих уже есть, говорят в школе. 

Как обустроить комнату, в которой ребенок будет с удовольствием делать уроки (без вреда для осанки и зрения)

Конец лета — горячее время для родителей школьников. Нужно получить справку о состоянии здоровья, купить форму и канцтовары, а еще организовать дома рабочий уголок для ребенка, если вы этого еще не сделали. И тут на самом деле всплывает много нюансов. О том, как правильно обустроить пространство для школьника, нам рассказали эксперты. 

«Ребенок должен сидеть в правильной позе»

Сергей Сердюченко, врач-травматолог-ортопед, доцент и кандидат медицинских наук, отмечает, что стол и стул для школьника нужно выбирать очень тщательно, чтобы избежать проблем с осанкой в будущем:

— Ноги ребенка должны свободно доставать до пола, колени и тазобедренные суставы — согнуты на 90 градусов. Локти должны находиться на уровне стола. Такое положение тела в пространстве позволит избежать деформаций позвоночника и тазобедренной области.

Дети растут быстро. И чтобы каждый год не подбирать для ребенка стол и стул в соответствии с его ростом, ортопед советует обратить внимание на «растущую» мебель. С помощью специальных механизмов в ней можно регулировать высоту стола и стула. 

— Если ребенок будет сидеть на стуле, который не подходит ему по росту, он может начать поджимать ноги или подкладывать одну из ног под бедро. Это неправильно, потому что в таких положениях позвоночник находится в искривленном виде. В будущем это может привести к сколиозу. Если вы видите, что ноги ребенка не достают до пола, нужно либо заменить стул, либо воспользоваться какой-нибудь подставкой для ног. Но я опять же рекомендую обратить внимание на «растущие» стулья с регулировкой по высоте и специальными подножками, за счет этого они подходят к столам любой высоты.
 

Источник фото: Лиза Павлова

Второстепенным фактором при покупке мебели является ее внешний вид, считает ортопед:

— Стол может быть любым в зависимости от финансов семьи и личных предпочтений. Если говорить о стуле, то для активного младшего школьника лучше купить обычную модель без колесиков, чтобы он не крутился на стуле во время выполнения домашних заданий. Для детей постарше можно выбирать крутящийся. Спинка и подлокотники — не самые важные элементы стула, ведь когда ребенок сидит ровно, поддержка для спины в принципе не нужна, а правильное положение тела достигается за счет работы мышечного каркаса. Спинка — это просто дополнительный элемент для комфорта.

«Идеальным вариантом станет самая простая настольная лампа с открытым плафоном»

Врач-офтальмолог Екатерина Зевалич также обращает внимание на правильный выбор высоты стола и стула для ребенка. Это важно не только для осанки, но и для зрения ребенка. 

— Глаза школьника должны находиться в 30-40 см от рабочей поверхности, например, от тетради, в которой он пишет. Такого оптимального расстояния можно достичь только в том случае, если стол будет иметь высоту ниже уровня груди сидячего ребенка.

Медик советует большинство домашних заданий за столом выполнять при естественном освещении, поэтому рабочее место для школьника нужно организовать как можно ближе к окну.

— Лучше всего расположить стол боком к окну, чтобы свет падал на рабочую поверхность со стороны, а не светил прямо в глаза. Если ребенок правша, то окно должно находиться у него слева, если же левша — то справа. Чтобы естественный свет проникал в комнату, не загромождайте окно горшками с цветами и не завешивайте объемными гардинами. Но если детская расположена на солнечной стороне, стоит подумать о роль-шторах, чтобы ребенку было комфортно.
 

Источник фото: ikea.com

Не обойтись в комнате школьника без дополнительного освещения.

— На столе обязательно должна стоять лампа, которую нужно использовать при недостатке естественного освещения. Нет четких рекомендаций, когда нужно включать дополнительный свет, стоит ориентироваться на субъективные ощущения. При этом важно избегать световых контрастов: нельзя использовать в темной комнате только одну настольную лампу. Верхнее освещение тоже должно быть включено. Световой контраст приводит к быстрой утомляемости глаз.

Для рабочего места школьника офтальмолог покупать простую настольную лампу с открытым плафоном.

— При этом важно, чтобы сама лампочка не «торчала» из плафона, иначе она своим ярким свечением будет раздражать глаза. Стоит учесть и такой момент: если сверху в комнате установлен светильник с «теплым» светом, то в настольную лампу тоже стоит вкрутить лампочку с «теплым» светом, а не «холодным». Световой диссонанс может негативно сказаться на зрении и самочувствии ребенка.

Медик также напоминает, что лампу нужно направлять на стол так, чтобы она равномерно рассеивала свет по всей поверхности. Она не должна светить в глаза ребенку или точечно на книгу или тетрадь. Вот почему удобно использовать настольные лампы с гибкими ножками — их можно легко подстроить под себя с учетом размера стола и освещенности комнаты.

«С рабочего уголка школьника нужно убрать все лишнее»

Чтобы школьнику было комфортно заниматься дома, организатор пространства Алена Лолуа советует продумать его рабочее место с учетом эргономичности и удобства. Первое, что стоит сделать — это убрать все лишнее с рабочего уголка и минимизировать количество вещей, которые будут находиться на столе и рядом с ним.

— Надо исключить из рабочей зоны весь визуальный шум — яркие картинки, пестрые элементы декора, игрушки и художественные книги. Такая пресыщенность будет отвлекать ребенка от учебы. 

Все необходимые для учебы вещи стоит разместить так, чтобы ребенок мог легко достать их, сидя на стуле или немного привстав. Тут работает правило «вытянутой руки».

— Например, книги и тетради можно расставить по темам (предметам) на столе с помощью холдеров — лотков для бумаги. Их даже можно подписать. Так ребенку будет проще быстро найти то, что ему надо в данный момент. Альтернативный вариант — настенные полки. Те предметы, которыми ребенок пользуется часто по учебе, можно разместить на низких полках прямо над столом. Редко используемые вещи можно поставить на полки, установленные повыше или сбоку от стола.
 

Источник фото: ikea.com

 

Для канцелярских принадлежностей (ручек, карандашей, точилок) можно использовать специальные подставки. 

— Лучше всего, если это будет не одна огромная подставка, в которую будет сброшено все и сразу. Идеальным вариантом станет набор стаканчиков, в каждом из которых будет находиться что-то свое: в одном — ручки, в другом — простые карандаши и т.д. Если на столе мало места, можно повесить такие стаканчики на рейлинг.

Все, что связано с творчеством (цветные карандаши, краски, кисточки), лучше сложить в полки стола, советует эксперт. Чтобы все это «добро» не лежало там в виде одной кучи, можно воспользоваться разделительными ящиками либо даже обычными кухонными лотками для столовых приборов. Они отлично подходят для организации пространства.

Сделать чтение за столом более комфортным поможет подставка для книг — лучше, если она будет с антискользящими ножками.

Полезные мелочи

В создании уголка для школьника можно использовать перфорированные, магнитные или пробковые доски для записей. Только лучше вешать их не прямо над столом перед глазами школьника, а немного сбоку, чтобы они не отвлекали его от занятий.

Источник фото: Unsplash.com

— Для младших школьников там можно разместить какие-то «напоминалки», связанные с организацией учебного процесса. Например, расписание или информацию, какие учебники нужно сложить в портфель, какие вещи взять на физкультуру. Кроме того, можно прикрепить к доске веселое семейное фото или напутствие от мамы, это поможет ребенку пережить стресс, связанный с началом учебы. 

Еще один совет: поставьте рядом со столом мусорное ведро с открывающейся крышкой, так будет проще поддерживать порядок в комнате у ребенка. 

1 сентября в школах Минска торжественные линейки пройдут только для первоклашек

1 сентября в школах Минска торжественные линейки проведут только для первоклашек. Об этом TUT.BY рассказала заместитель начальника отдела воспитательной работы комитета по образованию Мингорисполкома Надежда Великая. Причина данного решения — эпидемиологическая ситуация.

Снимок используется в качестве иллюстрации. Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

В пресс-службе Министерства образования TUT.BY рассказали: в связи с эпидемиологической ситуацией местные управления образования и администрации школ сами определяют, в каком формате проводить День знаний. Они же и решают — будут у них линейки или нет.

— 1 сентября для детей — это праздник, поэтому в сельской местности, где классы небольшие, линейки, конечно же, пройдут, — уточнила Людмила Высоцкая, пресс-секретарь Министерства образования. — В городских школах, где много детей, формат торжественных мероприятий, соблюдая все санитарно-эпидемиологические меры, будут определять администрации школ.

Так, на прошлой неделе стало известно, что торжественных линеек, которые традиционно проходят 1 сентября, не будет почти у всех школьников в Гродно. Исключение в этом списке составляют лишь первоклашки. Такая ситуация и в Минске. Здесь линейки также пройдут только для тех, кто первый раз идет в первый класс.

— Для первоклассников это все-таки первый приход в школу. Хочется сделать для них праздник, на котором бы смогли побывать и родители, — пояснила Надежда Великая. — Остальных школьников ждут тематические мероприятия.

Например, встречи с учителями, первый урок на тему «Я вырос здесь, и край мне этот дорог».

Источник: Екатерина Пантелеева / TUT.BY

«Не советую закупаться впрок, время дефицита прошло». Учителя о покупках к 1 сентября

Список принадлежностей, которые нужно купить к школе, может ввести в замешательство родителей, особенно если ребенок идет в первый класс. Учителя начальной школы поделились с нами советами, как подготовить ребенка к учебе без лишних затрат. 
 

Источник фото: Лиза Павлова

«Время дефицита давно прошло»

Наталья Урбанович, учитель начальных классов в гимназии № 56 г. Гомеля считает, что родителям нужно советоваться с педагогом прежде, чем идти за покупками.

— Я работаю в школе 30 лет и точно знаю, что мне нужно, а что не пригодится из того списка, который указан на сайте школы. Я считаю, что первому классу очень тяжело работать, например, с веером чисел. Разрезную азбуку чисел и букв тоже первоклассникам сложно разобрать и собрать. Это неудобно. Я сразу говорю родителям, чтобы они этого не покупали. 

И даже те вещи, которые согласованы с учителем, не стоит закупать в большом количестве — впрок. 

— Еще с советских времен у людей осталось желание закупиться. Уже нет дефицита, и тем не менее родители покупают тетрадки с расчетом на то, чтобы их хватило на целый год. А этого делать не нужно, всегда можно недостающее докупить. Например, тетради в крупную клетку и косую линейку нужны только первому классу. Не стоит набирать их десяток, достаточно купить две, и то вторая — это на случай, если тетрадь потеряется. На самом деле одной тетради обычно хватает на целый год.