Архив рубрики: Готовимся к школе

Что нужно, а что не стоит покупать в гардероб школьнику: разбор от стилиста

Прямо сейчас многие родители делают покупки к школе. Прежде чем идти в магазин, рекомендуем вам составить список необходимых вещей, а также прислушаться к советам практикующего стилиста Марины Стебленко, которая уверена, что в красивой одежде детям будет учиться в разы приятнее.

1. Определяемся со стилем

Для школьной формы лучше всего использовать деловой стиль или преппи. Деловой стиль больше подойдет для важных мероприятий, когда выглядеть нужно безупречно. Это гладкие темные костюмы с белой рубашкой и галстуком для мальчиков и белый верх и темный низ, а также удлиненные платья для девочек.

Выбирая такую одежду, отдавайте предпочтение лаконичным моделям с небольшим количеством декора, иначе ваши озорные школьники будут выглядеть старомодно. Узкие длинные юбки карандаши замените на юбки трапециевидной формы, вместо пышных юбок со встречными складками возьмите плиссировку. Откажитесь от обилия рюш и кружев на блузках. Лучше используйте интересные аксессуары.

Цвета могут быть разными: черный, темно-синий, серый, коричневый.

Обратите внимание на модель брюк для мальчиков. Защипы на талии утяжеляют образ и на детях выглядят несовременно. Лучше отдайте предпочтение прямым брюкам со стрелками. Когда ребенок будет надевать пиджак, помните, что нижняя пуговица не застегивается. Никогда.

Для повседневных образов больше подойдет стиль преппи. Это стиль учащихся престижных колледжей. Для него характерны озорные юбки-плиссировки в клетку, платья-трапеции, кардиганы с контрастной отделкой вместо пиджака, футболки поло, свитера и жилеты с ромбами.

2. Составляем гардероб

Как рассчитать, сколько комплектов понадобится вашему ребенку?

Количество одежды зависит только от того, как часто ваш ребенок готов ходить в одном и том же. Особенно это касается девочек-подростков, которые любят разнообразие. Чтобы повысить вариативность комплектов, лучше выбирать не платья, а юбки, брюки и сарафаны, дополнять их разнообразным верхом (блузки, водолазки, поло, футболки) и вторым слоем (кардиганы, пиджаки, жилеты).

Итак, считаем. Например, ваша школьница готова надеть один наряд 2 раза в месяц. Получается, что нам нужно 10-11 образов. Это количество образов можно получить, имея в гардеробе 2 низа (юбку и брюки), 3 разнообразных верха и 2 вторых слоя, как на картинке.

Костюм в гардеробе мальчика любого возраста настоящий must have. Он выглядит торжественно на линейке, а если его разбить и носить пиджак и брюки отдельно, появляется много вариантов для сочетаний. 

Для мальчика необязательно выбирать однотонный темно-синий, серый или черный костюм. Присмотритесь к моделям с клетчатым пиджаком из фактурной ткани. Такие пиджаки, в отличие от просто гладких (костюмных), можно сочетать с джинсами. И это тоже будет деловой стиль, вполне уместный в школе.

Костюм можно носить не только с рубашкой. Водолазки, тонкие свитера, футболки с круглым воротом и футболки поло отлично смотрятся с пиджаком в стиле casual.

3.  Заботимся о комфорте

Младшим школьникам лучше выбирать вещи с минимумом пуговиц и застежек — такие, чтобы ребенок мог сам спокойно без посторонней помощи переодеться после физкультуры. Вряд ли у педагогов будет возможность застегнуть кучу пуговичек и проследить, что все блузки заправлены в юбочки. Поэтому отдавайте предпочтение не блузкам и рубашкам на пуговицах, а трикотажным лонгсливам (они тоже бывают с тканевыми воротничками и смотрятся вполне презентабельно), водолазкам и поло.

Вместо юбки, которая, возможно, будет сползать с талии, выбирайте сарафан или юбку на лямках. Идеально для маленьких девочек — платье без застежек. Натянула и побежала по своим первоклассным делам.

Когда ребенок без проблем сам одевается и способен следить за своей опрятностью, тогда все ограничения можно снять и  позволить выбирать те предметы одежды, которые ваш школьник больше любит.

4. Не забываем про мелочи

Чем меньше декоративных элементов будет на одежде, чем интереснее аксессуары можно использовать.

Аксессуары для мальчиков: галстуки, бабочки, подтяжки или ремни. Обратите внимание, что вместе подтяжки и ремень не надевают.

Для девочек: галстуки, бабочки, жабо, броши, заколки, ободки. Главное — помнить про уместность. Добавляйте в образ однотонные, в мелкий горошек, тонкую полоску, клеточку аксессуары, и никто не скажет, что вы вышли за рамки дресс-кода.

В школу вполне можно носить цветные колготки: бордовые, темно-синие, темно-зеленые, серые. А вот от веселой полосочки, котиков и звездочек лучше отказаться.

Для мальчика носки могут стать стильной фишкой! Этот прием использует даже канадский премьер-министр Джастин Трюдо, и здесь мальчикам можно проявить даже бОльшую смелость и фантазию, чем девочкам с колготками.

5. И самое главное правило

Ребенку должна нравиться его форма. Обязательно учитывайте предпочтения детей в одежде. Пусть они чувствуют себя красивыми и уверенными, и ходят в школу с удовольствием.

Готовимся к школе: вот что советуют покупать опытные родители

1 сентября уже совсем скоро, и каким бы ни было сейчас ваше настроение, ребенка нужно готовить к школе. Вместе с опытными родителями мы прошлись по списку покупок, чтобы выбрать действительно нужные вещи. А также изучили рекомендации специалистов. 
 

Источник фото: Лиза Павлова

Школьная форма

В большинстве белорусских школ требуют от учеников делового стиля одежды, рекомендованы брюки, юбки, пиджаки и жакеты темных цветов без рисунка, а также светлый «верх». Прежде чем покупать одежду, советуем уточнить правила конкретно в вашей школе: иногда от родителей требуют полноценную школьную форму, не разрешают носить жилеты, брюки с карманами и т.д. Но чаще всего подход скорее демократичный.

Учтите, что в школах у нас очень жарко, поэтому стоит иметь в гардеробе вещи с короткими рукавами. К ним докупите кардиганы, жилеты, кофточки, которые ребенок снимет в классе. Только нужно, чтоб родители обратили на это его внимание. 

«Верх» и «низ» выбирайте так, чтобы они максимально сочетались между собой. Это позволит сделать школьный гардероб разнообразнее с минимальным количеством вещей в шкафу. Для девочки набор одежды может быть таким: несколько блузок с разной длиной рукава, брюки, юбка и платье. Мальчику можно купить несколько рубашек, жилет, джемпер с «рубашкой-подманкой», кардиган — родители отмечают, что в этой одежде детям удобно. А вот пиджаки хвалят не все — тут многое зависит от ваших предпочтений. 

В магазине обязательно изучите состав ткани, из которой сделана одежда. Оптимальным считается соотношение 70% натуральных волокон к 30% синтетических. Если синтетики будет больше, ребенку будет слишком жарко, а ведь в этой одежде ему ходить каждый день. Выбирайте немаркие комплекты, которые мнутся по минимуму, иначе школьные будни вас вряд ли будут радовать.

Для мальчиков в младших классах на холодную пору могут пригодиться также легинсы (1-2 пары). Мамам девочек советуем запастить колготками, а также гольфами с носочками — для случаев, когда в помещении жарко. 

Спортивная форма и обувь

Для физкультуры нужно выбирать максимально удобную одежду и обувь с учетом того, что ребенку придется между уроками быстро переодеваться самому. Да, школьники должны уметь сами завязывать шнурки, но нужно ли? Сегодня в магазинах много кроссовок и кед на липучках. 

Родители отмечают, что не всем детям нужен полноценный спортивный костюм — мальчикам часто достаточно спортивных брюк и футболки, девочкам иногда удобнее заниматься в легинсах. Учтите, что очень часто дети теряют одежду и обувь для физкультуры, поэтому покупать что-то дорогое нет смысла.

Для спортивной формы можно купить отдельную тряпичную сумку — это намного удобнее обычных пакетов. К тому же, такую сумку будет сложно перепутать с чужими вещами, особенно если украсить дополнительно.

Что касается сменной обуви для класса, то здесь лучше остановить выбор на обуви из натуральной кожи. Во-первых, она более прочная, во-вторых, ноги в ней не потеют, а, в-третьих, в такой обуви тепло зимой, а весной — не жарко. Для «продленки» родители советуют покупать босоножки, чтобы ребенку было комфортно. 

Рюкзак

Медики отмечают, что для младших школьников ранец должен весить не более 700 граммов, для средней школы — не более 1 килограмма (при полной загрузке — не более 10-15% от веса ребенка). Важно, чтобы рюкзак был ребенку впору или регулировался под нужные параметры: он должен быть не шире плеч, а нижняя часть по правилам должна заканчиваться на уровне поясницы, не ниже.

Источник фото: Лиза Павлова

Хорошо, если спинка рюкзака повторяет естественный изгиб позвоночника, при этом достаточно твердая, чтобы держать форму. Такой рюкзак, кстати, невозможно повесить на одно плечо, и это правильно. Мягкие тканевые рюкзаки категорически не подходят для школы.

Желательно, чтобы на спинке рюкзака присутствовали мягкие накладки. Если на уровне поясницы есть мягкий валик, он помогает правильно распределить груз по спине. Лямки должны регулироваться и быть достаточно широкими — 4-5 сантиметров.

Плюсом будут светоотражающие элементы, которые производители обычно размещают на ремнях, сбоку и на наружной стороне рюкзака.

Канцелярские товары

Обычно учителя дают родителям примерные списки того, что нужно купить к учебному году.

Отдельное внимание родителям младших школьников стоит уделить выбору ручек: пусть они будут максимально простыми, без украшений. Ручка должна оставлять четкий след без сильного нажима, хорошо, если на ней есть нескользящая вставка. Наиболее эргономичной считается трехгранная форма ручки. Кроме того, в продаже есть специальные насадки для письма, как для левшей, так и для правшей — с их помощью ребенок учится правильно держать ручку.
 

Источник фото: Лиза Павлова

Многие родители рекомендуют купить небольшой пластиковый портфель для тетрадей, который поможет держать вещи в порядке. В первом классе такую папку можно использовать вместо рюкзака, потому что дети еще  не носят учебники домой.

Также рекомендуем купить контейнер, в котором можно хранить в школе краски, цветную бумагу, пластилин и пр. Ребенку будет намного удобнее найти нужный предмет, если все принадлежности будут сложены в контейнер, а не в рюкзак или сумку. Настоящей находкой для уроков ИЗО родители называют нарукавники для рисования. Одежда после таких уроков остается чистой.

Обложки для тетрадей должны быть достаточно плотными, иначе они быстро потеряют свой вид. Для учебников обложки пусть будут прозрачными — с ними сразу видно, какую книгу брать с полки. 

В продаже сейчас есть много интересных канцелярских принадлежностей, например, электрические точилки, гнущиеся линейки. Родители говорят, что смысл в таких покупках однозначно есть — с ними адаптация к школе проходит проще, потому что это элемент игры.

Вот примерный список канцелярки для первоклассника: 

Тетради в косую линейку; 

Тетради в крупную клетку; 

Цифровой веер (от 0 до 20); 

Счетные палочки; 

Линейка (20 см); 

Карандаши цветные (18-24 цвета); 

Карандаши простые; 

Ручки шариковые;

Пластилин, стеки, доска для лепки; 

Набор цветной бумаги (формат А4); 

Набор цветного картона (формат А4); 

Набор белого картона (формат А4); 

Ножницы; 

Клей ПВА, клей-карандаш; 

Бейдж; 

Альбом для рисования (формат А4)

Кисти для рисования; 

Акварельные краски (12-18 цветов); 

Гуашь (12-18 цветов).

Что еще может понадобиться?

Контейнер для еды

Чтобы у ребенка была возможность в любой момент перекусить, есть смысл купить контейнер для еды и бутылку для воды. Подойдут модели из нержавеющей стали или качественного пластика, при этом важно, чтобы контейнер хорошо закрывался, иначе содержимое рюкзака может быть под угрозой.

GPS-часы

Многие родители считают удачной покупкой перед школой смарт-часы с GPS. Их фишка в том, что ребенок может позвонить при необходимости, при этом в отличие от смартфона в таких часах нет игр, а это значит, что школьник не будет отвлекаться от занятий.

Готовы дополнить наш список? Ждем ваших советов в комментариях

«Достань правой рукой левое ухо». 8 вещей, которые должен уметь первоклассник (это не чтение и письмо)

Учеба для первоклассника — это физическая нагрузка, и немалая. Как определить, готов ли к этому ребенок? У каждого педагога тут свой подход. Но мы нашли довольно четкие критерии от специалиста психолого-физиологической лаборатории, которая занимается тестированием будущих первоклассников, кандидата биологических наук Екатерины Плышевской. Чтения и письма в списке нет, а что же тогда должен уметь ребенок?

Источник фото: Pexels.com

1. Отрастить 6-8 постоянных зубов

Количество постоянных зубов — признак физиологической зрелости ребенка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока. 

2. Достать правой рукой левое ухо

Это «филиппинский тест» — ребенок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше — закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову.

Этот тест вместе с предыдущим показывает биологический возраст ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту и даже опережает, но по биологическому отстает. Физически ребенку только шесть, он еще не созрел.

И школьные нагрузки, особенно при программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью — он начнет болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В этих случаях, может быть, лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой.

3. Стоять на одной ноге

Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8-10 секунд, если меньше — это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе. 
 

Источник фото: Pravmir.ru

Тест «Поза Ромберга»

4. Рисовать «дорожки», не заступая за края

Тест на мелкую моторику. Нужно выбрать картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и попросить ребенка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре, не касается двух других — это признак готовности руки к обучению письму. 

Источник фото: Pexels.com

Любой ребенок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма — более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо.

5. Считать в обратную сторону

Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырех — до ста, до тысячи. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1. 

Если ребенок может свободно ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, то есть посчитать в обратном порядке, значит, он готов к изучению математики. А более сложный уровень — если ребенок может без подготовки посчитать через один: 10–8–6–4. Это позволяет надеяться, что ребенок без проблем будет осваивать программу повышенной сложности. 

Источник фото: Pexels.com

6. Самостоятельно одеваться

Пресловутые шнурки завязывать не обязательно — просто купите ребенку всю обувь на липучках, упростите всем жизнь. Но ребенок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф — пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и до» должна быть освоена.

7. Есть вилкой

Да, многие дети к 7 годам умеют пользоваться только ложкой. У меня был первый класс, где из 30 ребят 10 не умели есть вилкой. А мамы с сознанием своей правоты сообщали: «Дома я его кормлю».

Дома вы можете общаться с ребенком, как хотите, но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется голодным.

8. Следовать инструкциям учителя

Школа — это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.
 

Источник фото: Pravmir.ru

«Достали учебники. Взяли ручки», — как показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат посторонних взрослых.

К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно — только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.

Но и тут важно не переборщить: ребенок не должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Дети должны понимать границы. Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» — это надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем со мной» — ни в коем случае! Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить. 

Что делать, если ребенок еще не готов?

Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, смотрите только на него. Не на соседей, не на учителей. Когда ко мне приходит на консультацию мама и жалуется, что ребенок в 6 лет не читает, а «соседка говорит, что у нее с четырех лет на двух языках читает», я всегда отвечаю: «Ну так и вы говорите».

Что касается физического развития, надо смотреть на сочетание признаков. Если к 6,5 годам только начали выпадать молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребенок не достает до уха, не получается «поза Ромберга» — значит, ребенок просто еще не созрел физически. Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребенку «созреть», отложить поступление в школу на год.
 

Источник фото: Pexels.com

Если не соответствует школьной норме только один признак — например, зубы не начали меняться, сейчас это частый случай, но вы видите, что ребенок может долго и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут — в школу пора. А зубы вырастут в свой срок.

Если ребенок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год — лучше это сделать. Вы не поверите, как быстро меняются дети в этом возрасте, между 6 и 7 годами — целая эпоха. Семилеткам учеба всегда дается проще, чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде.

Если уже скоро семь с половиной, а проблемы не исчезли, — выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности: если у ребенка позже проявятся способности и интерес к серьезным предметам, переведете в другую школу.

В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребенка желание учиться.

Источник: pravmir.ru

Как будут учиться школьники с 1 сентября: узнали о планах чиновников из разных стран

Осталось меньше месяца до начала нового учебного года. Угроза COVID-19 при этом никуда не исчезла, медики предполагают «вторую волну» заражения. Родители волнуются: запланированы ли в Беларуси какие-либо изменения в учебном процессе? «Дети просто вернутся в школы и будут учиться, как раньше, по 30 человек в классе?» — спрашивают читатели. 

В Министерстве образования сообщили, что новых рекомендаций по организации школьного процесса пока нет, и предложили дождаться Республиканского педсовета, который обычно проходит в 20-х числах августа. Мы решили узнать, что известно о подготовке к учебному году в других странах.
 

Источник фото: Unsplash.com

Россия

1 сентября школьники сядут за парты, при этом общешкольной линейки не будет. По требованиям Роспотребнадзора, в школах отменяют любые массовые мероприятия до начала 2021 года. Возможно, в некоторых учебных заведениях торжественные мероприятия проведут в «урезанном формате» (без массового скопления людей).

Для каждого класса будет предусмотрено свое помещение, менять которое не рекомендуется. Для детей педагоги должны будут составлять индивидуальное расписание, чтобы классы по максимуму не пересекались, в том числе на общих переменах и прогулках. Общение между школьниками сведут к минимуму.

Число учеников в классах рекомендовано по возможности сократить, при необходимости — организовать обучение во вторую смену. Учителям и детям нужно будет регулярно по утрам измерять температуру, если у ребенка проявятся признаки ОРВИ, его предписано немедленно изолировать. Роспотребнадзор также требует регулярно проводить дезинфекцию и проветривать помещения.

Украина

Дети тоже вернутся в школу с 1 сентября, дистанционного обучения или учебы в две смены не будет. Возможны исключения, если в регионе зафиксируют высокий уровень заболеваемости (так называемая «красная зона). Эти учебные заведения будут временно закрывать на карантин.

Источник фото: Unsplash.com

На уроках школьники будут обязаны соблюдать меры социального дистанцирования и использовать средства индивидуальной защиты (при определенных условиях). Планируется отменить все массовые мероприятия и экскурсии, собрания будут проходить дистанционно. Потоки школьников рекомендовано разделить, некоторые виды занятий будут проводить на свежем воздухе.

Казахстан

Как минимум, всю первую четверть школьники будут учиться дистанционно, при этом за родителями детей начальных классов сохранят право на очное обучение в дежурных группах. Чиновники объясняют такое решение тем, что маленьким детям сложно организовать процесс обучения на расстоянии. Также в штатном режиме смогут учиться дети из отдаленных сел.

В дежурных классах предписано соблюдать строгие санитарные требования. Дети будут находиться в одном кабинете с одним учителем, перемещение из кабинета в кабинет запрещено.

Кружки и секции под запрет не попадают, но группы для занятий должны быть маленькими — до 5 человек.

Германия

В некоторых регионах новый учебный год уже стартовал (да, часть школьников этой страны начинают учиться в августе, а не в сентябре). Занятия будут проходить в очном формате, как и до пандемии, но опять же с соблюдением строгих мер безопасности.

В Северном Рейне-Вестфалии (СРВ), например, школьники будут обязаны носить маски — как на уроках, так и на школьной территории. Для младших ребят, правда, сделали исключение —  в своем классе средства защиты им разрешат снимать. Учителя должны будут соблюдать дистанцию минимум 1,5 метра и также прикрывать лицо.

Источник фото: Unsplash.com

В Гамбурге тоже в школах вводят обязательный масочный режим, но лишь за пределами классов, то есть в зависимости от региона правила будут действовать разные. 

В некоторых землях Германии школьников будут разбивать на маленькие группы, чтобы по максимуму сократить риск заражения. А педагогам разрешат бесплатно сдавать тесты на вирус каждые 14 дней.

6 навыков, которых не хватает первоклассникам

Сегодня на подготовительные курсы детей принимают чуть ли не с трех лет: усаживают за парты, вручают прописи и задают домашку. Но учителя все чаще говорят, что к первому классу дети все равно оказываются не готовы. Почему? Рассказывает блогер Mel.fm, учитель Ольга Катаева.
 

Источник фото: pixabay.com

Cегодня дети готовятся к первому классу, ходят на подготовишки. Но действительность такова, что нынешние первоклассники к школе зачастую не готовы, даже если посещали  развивающие центры или курсы. Факт: у семилетних детей нет учебной мотивации, не сформирована волевая сфера, они не готовы ни к письму, ни к чтению, ни к счету, ни к решению задач (большая часть).

Маленький словарный запас

Легко учить детей, которые знают даже устаревшие слова (потому что им читали русские народные сказки): изба, печь, прялка, кочерга, ушат, корыто, грелка, самовар и т.д. Если открыть азбуку или букварь (любого автора), мы увидим, что работа на уроке, в том числе и с текстами, построена на знании классических детских произведений и фольклоре. Список таких произведений достаточно большой. Вот только некоторые из него:

— «Царевна-Лягушка»;

— «Машенька и Медведь» (сказка, а не современный мультфильм);

— «По щучьему велению»;

— «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Петушок — золотой гребешок» и другие известные русские народные сказки;

— «Приключения Буратино»;

— «Золушка»;

— «Три поросенка»;

— «Чебурашка и Крокодил Гена», «Трое из Простоквашино» Успенского;

— «Приключения Незнайки» Носова;

— «Аленький цветочек» Аксакова;

— «Винни Пух и все-все-все» Милна;

— стихотворения Маршака, Михалкова, Чуковского, Бородицкой, Заходера.

Источник фото: pixabay.com

Прекрасно, если первоклассники знают героев детских передач («Для вас, малыши» и др) и мультфильмов «Ну, погоди!», «Кот Леопольд». Совсем уж замечательно, если дети будут знать и аналоги некоторых сказок.

Не сформированы представления о том, что такое страна, столица, родной город, семья

Успеха на уроках достигают те дети, которые знают названия стран, символику, названия некоторых городов. Знают свой адрес, ориентируются на улицах города. Могут показать на карте свой город. Владеют информацией о членах семьи, могут рассказать о ее традициях.

Не развита речь

Удобно работать с детьми, которые выговаривают все звуки, у которых не страдает смыслоразличительная функция речи, знают много скороговорок, понимают смысл некоторых пословиц, знают загадки и считалки, понимают юмор небылиц.

Узкий кругозор

На одном дыхании проходят уроки с ребятами, которые много читают (или им читали). У них и с мотивацией все в порядке. Им интересно отвечать на вопросы викторин, отгадывать загадки, рисовать сказочных героев.

Страдает игровая деятельность

Весело на переменах детям, которые умеют и поиграть, и организовать игру. Да и на уроках такие дети легко включаются в игровые ситуации.

Не сформированы математические представления

Легко спланировать и провести урок, если ученик умеет составлять математический рассказ по картинке, знает состав чисел, понимает смысл действий.

А что делать на уроках с детьми, которые не готовы к школе, которым не читали или они не смотрели мультфильмы по известным произведениям детских писателей? Как таких мотивировать? Как сделать урок интересным, не развлекая и не заигрывая? Как учителю подготовиться к работе с детьми, у которых не все навыки сформированы? Это те задачи, которые нужно решать перед тем, как брать первый класс. Это вопросы, на которые пока нет ответов, но их надо искать.

Источник: mel.fm

Родителям нужно об этом знать: нормы развития речи у ребенка по возрастам

В 2-2,5 года ребенок в норме строит предложения из нескольких слов, в 3-5 лет учится правильно произносить все звуки, а к школе становится полноценным собеседником, который может свободно рассказывать длинные истории и выговаривает многим ненавистный звук «р». Это стандарт развития речи, к которому нужно стремиться. О случаях, которые должны насторожить родителей, нам рассказала руководитель профессионального сообщества «ЛогоНастроение» Татьяна Кулеш.

Недавно в Минске прошла первая международная научно-практическая конференция для специалистов, которые работают с нарушением речи: логопедов, дефектологов, психологов, неврологов, педагогов. Организатором события выступила Татьяна Кулеш — руководитель детского речевого центра «Студия хорошего настроения». Мы поговорили с Татьяной о том, как в норме развивается речь у ребенка и как родителям нужно заниматься с дошкольниками.

Основные периоды формирования устной речи

С 1 до 3 лет происходит первоначальное овладение речью. Это возможно, если ребенок правильно понимает речь взрослых. Первые детские слова нередко обобщают, например, «ням» — это и процесс кормления, и столовые приборы, и желание кушать. В этом возрасте пропуск отдельных звуков в словах тоже может быть нормой.

Показателем нормального формирования речи в этом возрасте может служить тот факт, что ребенка понимают посторонние люди. Даже допуская ошибки, ребенок может объясниться с чужим человеком.

В 2-2,5 года ребенок должен уметь строить простые предложения из 2-3 слов и правильно согласовывать эти слова. Ребенок уже знаком с простыми разницами «один-много», «светло-темно», «холодный-горячий» и т.п. Достаточно легко ориентируется во множестве незнакомых слов, быстро их усваивает и употребляет в своей речи.

С 3 до 5-5,5 лет родителям нужно обращать внимание на грамматические формы детских слов, делать акцент на правильное сочетание, четко произносить окончания. В этот период можно показывать ребенку взаимосвязь между абстрактными для него знаками (буквами и цифрами) и словами, которыми он активно пользуется. Таким образом дети постепенно переходят к освоению чтения и письма. Активно развивайте у детей внимание, память, мышление, воображение, анализ. В этот же период ребенок учится правильно произносить все звуки.

До 5-6 лет ребенок должен полноценно овладеть связной речью. Это не просто набор звуков, а правильная последовательность их произнесения — сочетание в слова. При этом набор слов — это правильное сочетание слов, изменение их формы и правильное построение предложений, простых текстов, которые несут то значение, которое хочет передать ребенок.
 

Источник фото: Unsplash.com

К 6-7 годам речь ребенка полностью сформирована. Ребенок правильно произносит все звуки, умеет находить и вычленять звуки в словах (какой звук первый, какой последний), правильно использует грамматические формы слов, умеет строить рассказы, вопросительные и повествовательные предложения. И в обратном порядке: может выделить одно предложение, одно слово, разделить слово на слоги. То есть еще до школы ребенок учится полноценно пользоваться речью, осваивает ту базу, на которой потом всю жизнь он будет строить свои отношения в коллективе и социуме, познавать окружающий мир.

Большинство звуков ребенок умеет произносить уже к 3 годам. Позже остальных, с 4 до 5 лет, в речи появляются [Л], [Ц], [Ч], [Ш], [Щ], [Ж], [Р], [Р”]. Последние и самые сложные в произношении – звуки [Р], [Р”]. В среднем эти звуки у детей формируются в возрасте 4-5,5 лет.

Как понять, что нужна помощь специалиста?

Обратитесь за консультацией к логопеду, если в 2-2,5 года ребенок:

  • не произносит четко и правильно слова из 2-3 слогов и не строит предложения из 2-3 слов;
  • не откликается на свое имя;
  • не реагирует на простые слова и просьбы;
  • не реагирует на изменение интонации;
  • мало говорит, пытается передать информацию мимикой и жестами.

Либо если в 3-4 года ребенок:

  • продолжает пропускать звуки в словах, меняет порядок слогов в словах, неправильно использует грамматические формы (падежные окончания);
  • не может пересказать содержание рассказа, стишка, сказки;
  • не может объяснить, что он нарисовал, слепил, построил;
  • не может рассказать, что случилось в детском саду;
  • не задает вопросов; 
  • не умеет строить сложные предложения, больше двух-трех слов;
  • избегает общения с детьми и взрослыми;
  • посторонние люди не понимают речь ребенка;

А также если в 4,5-5 лет он неправильно произносит звуки, неправильно пользуется составляющими речи (слова, словосочетания, предложения, рассказы).

Во всех этих случаях только квалифицированный специалист сможет провести подробную диагностику развития ребенка для его возраста и подобрать необходимую коррекционную программу.

Если ваш ребенок дошкольник, что можно сделать этим летом?

Лето — отличное время для игр и развлечений. Пусть они будут не только веселыми, но и полезными.

Игры для укрепления мышц речевого аппарата и дыхания

Пускайте мыльные пузыри, надувайте воздушные шары, пускайте пузыри через коктейльную трубочку в воду.
 

Источник фото: Unsplash.com

Постройте на столе лабиринт из карандашей, коробочек, линеек; положите легкий шарик и предложите ребенку дуть на шарик через трубочку и вести струей воздуха по лабиринту.

На столе обозначьте ворота и играйте в футбол, забивая легкий мячик струей воздуха через трубочку.

Положите на кончик носа ватку и сдуйте ее.

Играйте в кривляк: достать языком нос/подбородок, губы вытянуть трубочкой и растянуть в улыбке, языком облизать губы, надуть обе щеки вместе и поочередно по одной.

Игры на развитие речи

Прочитав сказку или рассказ, задайте вопросы по сюжету: кто куда ходил, кто с кем встретился, что было до и после; спросите какие чувства у ребенка вызвал текст, за кого он переживал и почему, кто из героев понравился и почему.

Иногда сами превращайтесь в «почемучек» и на все детские действия спрашивайте: «почему?», «зачем?», «что будет потом?» И обязательно дожидайтесь полных, длинных, развернутых ответов.

Поощряйте фантазии ребенка, помогая придумывать рассказы и небылицы про все, что встречается вокруг вас (можно закрепить рисунком, лепкой героя, аппликацией). Можно попросить рассказать куда полетела бабочка, которую вы встретили на улице, и что с ней случилось, придумать историю со своей любимой игрушкой, представить, как живет червячок под землей или как работает строительный кран.

Развитие фонематического слуха, игры со словами

Попросите сказать, какой звук первый, какой последний в произносимом слове (бросаете мячик ребенку, говорите слово, ребенок бросает мячик вам, говорит звук). То же самое в написанном слове — нужно сказать, какая буква первая, какая последняя.

Напишите слово, пропустив одну букву и поставив на ее месте точку — какая буква спряталась? (пишите мелом на асфальте, палочкой на песке, маркерами на водной основе).

Придумайте слова, которые начинаются на определенную букву (играем с мячиком).

Придумайте слова, чтобы заданная буква была в середине слова.

Говорите детям простые предложения («Роза расцвела», «ярко светит солнце», «машина едет по дороге») и просите посчитать, сколько в предложениях отдельных слов. Обратите внимание, что для дошкольников предлоги считаются как отдельное слово.

Важно поощрять ребенка и при этом фиксировать результат: весело хлопать в ответ на каждое слово, топать ногами, выкладывать камешки, строить паровозики.

Обобщающие игры

Называйте овощи/фрукты/строительную технику/явления природы/ названия строительных инструментов/ украшения/ деревья/ цветы/ насекомые / животные (домашние, дикие, севера или жарких стран). В эту игру весело играть вдвоем или компанией и за каждое новое название давать фишку.
 

Источник фото: Unsplash.com

Придумывайте и называйте качества, признаки, действия животных, насекомых, предметов.

Зайчик какой? Серый, пушистый, маленький, пугливый, с зелеными глазами, быстрый.
Цветок какой? Нежный, душистый, красный, с круглыми лепестками, на тонкой ножке. 
Какие иглы ты знаешь? Швейные, сосновые, еловые, защита животных (еж, дикообраз), медицинские.
Что может светить? Солнце, лампочка, доброта, глаза.

Игра с формами слов

Сегодня прилетела зеленая фея и все вокруг позеленело: стол – зеленЫЙ, кружка – зеленАЯ, окно – зеленОЕ, книга – зеленАЯ, тарелки – зеленЫЕ. Играем с феями разных цветов (все окрасилось в красный, оранжевый, желтый, синий, черный, коричневый, фиолетовый…), признаков (все вокруг стало сладкое, красивое, блестящее, липкое, железное, пушистое и пр.)

Игра в противоположности

Вы бросаете мяч и говорите слово, а ребенок придумывает противоположное и возвращает мяч: верх-низ; право — лево; горячий — холодный, пушистый — колючий, твердый — мягкий, сладкий — горький, черный — белый, сильный — слабый.

Такие нехитрые игры не потребуют от вас много времени, но при этом благоприятно скажутся на развитии вашего ребенка.

«Мой ребенок читает с 3 лет!» Стоит ли родителям участвовать в гонке и как обучать чтению правильно

Несмотря на то, что чтению детей по программе обучают в первом классе, считается, что в школу ребенок должен прийти уже читающим. Но когда лучше начинать обучение: за год до школы или в 2-3-4 года, как делают некоторые родители? Белорусские мамы поделись личным опытом, а логопед дала полезные советы.
 

Источник фото: pixabay.com

Наталья, двое детей: «В первом классе у дочери не умел читать только один ребенок»

— Старшую дочь я плавно стала учить чтению с 4 лет. Начали с изучения букв, выучили гласные и согласные, потом стали соединять буквы и учились читать по слогам. В итоге к 6 годам она уже хорошо умела читать.

Учила дочку я осознанно, поскольку хотела отправить ее в гимназию. А мне сказали, что там в первом классе почти все умеют читать. Так и было: из 26 человек только один ребенок в нашем классе пришел не очень подготовленным. И с ним особо никто не занимался.

У нашей дочки не было проблем с чтением, но учительница сказала: «Хорошо, что она умеет читать. Но могла бы и лучше!».

С трехлетним сыном я тоже потихоньку занимаюсь. Он знает буквы. Теперь учим сочетания букв. Занимаемся только тогда, когда ему хочется самому. Не отказываю, если он сам приходит с книжкой, но не заставляю, потому что он слишком маленький еще для долгих занятий.

Оксана, двое детей: «Раньше пяти лет нет смысла учить ребенка читать»

— Старшего сына я начала учить чтению в пять лет. В этом возрасте это необходимо, потому что в школе уже многие умеют читать. А с теми детьми, которые не умеют, учителя особенно не «церемонятся».

Начинать занятия раньше я не вижу смысла, только если у ребенка есть прям очень сильный интерес. В противном случае — это просто бессмысленное занятие, как мне кажется.

Мой сын проявил интерес как раз около пяти лет. Мы с ним изучили букварь Жуковой и довольно быстро перешли к обычным книгам. С младшей дочерью я тоже спешить не буду. 

Елена, один ребенок: «Читала ребенку вывески и проговаривала их по слогам»

— Можно сказать, что сын научился читать сам. В 2,5 года я купила ему детский планшет с алфавитом, песнями и стихами. Играя с ним, он выучил буквы.

В возрасте 4-5 лет начал интересоваться, что написано на вывесках. Я читала, медленно проговаривала слова по слогам, обращая внимание на каждую букву. И рассказывала, как получаются слоги. Спустя время он прочитал свое первое слово, когда мы ехали на машине по городу. Сейчас сыну шесть лет, он любит иногда читать комиксы, в которых немного текста.

Конечно же, заставлять ребенка читать до 6 лет не стоит, если он сам этого не хочет. Важнее в этом возрасте — заинтересовать чтением. Дома должны быть интересные и красивые книги по возрасту. И родители должны постоянно читать их ребенку. Кроме того, важно учитывать интересы ребенка: если он любит самолеты — читать про самолеты, если животных — про животных. Тогда, думаю, любой ребенок полюбит книги и чтение.

Мнение логопеда: «С чтением родителям нужно быть осторожными»

Логопед Юлия Романовская считает, что сейчас многие родители участвуют в гонке. Соревнуются, чей ребенок раньше других начнет читать, научится писать, заговорит по-английски. Но с чтением нужно быть осторожными. Начинать процесс обучения лучше ближе к 5-5,5 годам, то есть примерно за год до школы. И вот почему.

— Для успешного обучения чтению у ребенка должны быть сформированы базовые познавательные функции. Это внимание, зрительное восприятие, рабочая память, звукобуквенный анализ. И все эти способности созревают к 5-6 годам. До этого возраста у ребенка ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра. Дайте ребенку наиграться, а потом уже учите читать! Конечно, если ребенок уже с трех лет проявляет интерес к буквам, то жажду знаний стоит утолить, но очень аккуратно, чтобы не отбить охоту к чтению в будущем.

Прежде чем начинать обучение, логопед советует обратить внимание на речь ребенка. Она является своеобразным индикатором готовности ребенка к чтению.

— Важно, чтобы у ребенка к этому моменту сформировалась понятная и правильная речь без дефектов. Он должен выговаривать все звуки, не проглатывать их и не путать местами в словах. Если ребенок к примеру, заменяет звук «л» на «в», то у него может сложиться образ «ложного» звука, который будет закрепляться при чтении. Сначала нужно исправить речевые дефекты, а потом уже приступать в чтению.

Есть еще один нюанс, о которым забывают многие мамы. 

— Ни в коем случае нельзя учить дошкольника называть буквы по алфавиту, то есть эм, эр, дэ. Пусть ребенок называет их так, как звучит звук — м, р, д. В противном случае ребенку будет сложнее научиться чтению. До школы детям вообще не надо знать, как называются буквы в алфавите. 

Заниматься логопед советует по букварю Жуковой:

— В этой книге просто и рационально распределена информация о буквах и слогах. Чтобы учиться читать по ней, не нужно знать весь алфавит. Сначала идут такие буквы, как «а» и «у», после этого ребенку предлагается сложить их в слоги («ау»). То есть вам не нужно отдельно учить с ребенком алфавит, а потом обучать чтению. В книге все это дается параллельно и постепенно. Такая методика подходит многим дошкольникам.

Еще одним хорошим вариантом для обучения чтению можно назвать кубики Зайцева. Но чтобы заниматься по ним с ребенком, родителям нужно основательно разобраться в методике.

Когда ребенок освоит азы чтения, логопед советует не «перебарщивать» с объемами прочитанных текстов.

— Не заставляйте дошкольника читать много и не требуйте от него высокой скорости чтения. Гораздо важнее, чтобы он понимал смысл прочитанного и мог его пересказать. Читать на время дети будут в школе. А до этой поры пусть ребенок читает немного, но с удовольствием. 

10 навыков, которые нужны детям в школе больше, чем чтение или счет

У одних детей учеба заканчивается, а у других только начинается тщательная подготовка к школе. Многие родители концентрируются на обучении будущих первоклассников счету и чтению. Но есть навыки, не самые очевидные, которые пригодятся ребенку не меньше. О них Mel.fm рассказала доктор психологии, создатель онлайн-академии современных родителей SKILLFOLIO kids Виктория Шиманская.
 

Источник фото: pixabay.com

Представиться, назвать свое имя

Конечно, ребенок знает, как его зовут, но может ли он спокойно, четко и ясно сказать, что он — Миша, ему шесть лет, он любит тракторы? Если темперамент ребенка не позволяет сразу включиться в самопрезентацию, он не склонен инициировать беседы — ничего страшного. Необязательно все время так делать, нужно просто уметь.

Предложите ребенку игру в театр. Пусть он представится воображаемой публике в пяти разных настроениях: как будто он очень серьезный человек и настроен на работу, как будто он ужасно рад всех видеть, как будто он сегодня не выспался, как будто ему страшно и так далее.

Следовать инструкции

Это вовсе не попытка сделать из детей «солдатиков»: просто новый стул собирается именно так, это удобно и правильно, иначе можно собрать его плохо и под кем-то он сломается. Чтобы получилась бабочка, надо делать так, как написано в книжке, и это не значит, что творческому полету не найдется места. Можно сделать сначала по инструкции, а потом как-то еще, или сделать базу, а потом украсить по своему настроению.

Умение действовать по инструкции можно отлично тренировать дома: поиграйте с ребенком в «личного помощника». Вы даете ему алгоритм из четырех-пяти задач, а ребенок выполняет. Например: «Пойди на кухню, там на столе найди мой органайзер, неси его сюда, по дороге нажми на кнопку чайника». Или: «Достань вилку, достань миску, разбей яйцо в миску, разведи вилкой желток, добавь столовую ложку сахара и вот этот кусочек сливочного масла. Будем печь пирог».

Принимать отказ

Нет, сейчас мы не будем играть на пианино, потому что уже десять часов вечера и наши соседи спят. Нет, прямо сейчас я не могу с тобой играть, когда закончу работу — поиграем, а ты пока все подготовь. Если ребенок не выходит из берегов в этих ситуациях, считайте, что миссия почти выполнена. Чтобы развить этот навык, предлагайте ребенку всякий раз, когда он слышит отказ, придумать два-три запасных варианта: что делать, если тот мальчик не согласился поиграть вместе его самосвалом? Чем я себя займу, если мама не готова сейчас мне читать?

Просить о помощи

На самом деле это сложный комплексный навык, который в полной мере недоступен и многим взрослым. От ребенка мы пока ждем некоторых аспектов: а) понимать, что помощь — это не стыдно и совершенно нормально, б) умения просить помощи вежливо и понятно: если человек трясет руками и кричит, кто-то может и не сообразить, что это у него клей разлился; в) быть благодарным тому, кто помог, г) просить о помощи по возможности вовремя, а не тогда, когда ты сам уже окончательно доломал и уронил то, что можно было спасти.

Говорить «спасибо»

Кому-то кажется, что это чисто механическое действие, но вообще для того, чтобы быть благодарным и признательным другому, нужен определенный уровень развития эмоционального интеллекта. Понаблюдайте за ребенком: у него получается быть в контакте с тем, кому он говорит спасибо? Поищите разные формы выражения: «благодарю», «я вам очень благодарен», «большое спасибо», «вот спасибище тебе, друг…».

Источник фото: pixabay.com

Не забудьте про контакт глазами, улыбку, кивок, короткий поклон: все это тоже формы выражения признательности. Чаще всего специально тренировать «спасибо-навык» не требуется, достаточно бывает показать личный пример. Говорите ребенку спасибо почаще, по-разному и неформально: он легко заразится от вас умением быть благодарным.

Просить прощения

Это тоже настройка эмоционального интеллекта: важно нащупать интонацию, которая показывает, что ты признаешь, что сделал что-то не так, но при этом сохраняет твое достоинство. Здесь тоже хорошо работает актерское упражнение: извинись с максимальным трагизмом (и давай поймем, что так извиняться смешно и неуместно), максимально небрежно и легко (слышишь, звучит неприятно?), а потом — спокойно и искренне, как ты делаешь это в обычной жизни, если вдруг случайно заденешь кого-то или чихнешь во время беседы.

Принимать последствия своих поступков

Это сложно. Еще сложнее, если мама или папа говорят: «А я тебе говорила, что так не получится! Я же предупреждал, что стакан разобьется…» Лучший способ научить ребенка принимать последствия — спокойно их проговаривать, отмечая дальнейшие действия. Если ты будешь убираться весь день, мы не сможем посмотреть кино, тогда мы будем смотреть свой фильм, а ты, видимо, займешься чем-то еще. По рукам? А дальше — самое главное испытание для родителей: во что бы то ни стало не нарушать договоренность.

Принимать критику

В школе ребенка будут ждать не только пятерки и не только похвальные грамоты. Будут и замечания, будут и неудачи, и он должен понимать, что критика — это на самом деле классная штука. Она не обидна, не говорит о тебе плохо, она показывает, куда направить свои силы, как действовать, чтобы получилось еще лучше, чем сейчас.

Тренируйтесь дома: просите ребенка покритиковать суп, пирог, выбранную книгу, нарисованного человечка и другие ваши творения. Учите критиковать конструктивно. После этого давайте уважительную и понятную критику тому, что делает ребенок. Превратите это в домашнюю игру: пусть тот, кто сейчас будет давать обратную связь, наденет специальную шапку или бутафорские очки. Этот аксессуар позволит подготовиться к тому, что сейчас прозвучит что-то не очень приятное, но полезное.

Выражать несогласие

Во-первых, нужно знать слова: «я не могу согласиться», «мне кажется иначе», «у меня другое мнение», «а мне показалось, что…» Во-вторых, понимать разницу между мнением и фактом: где-то несогласие законно и священно, где-то выглядит странновато. Ведь сложно быть несогласным с тем, что дважды пять — десять. В-третьих, понимать, что за вежливым и уважительным выражением несогласия стоит очень важная вещь — твоя личная воля, твой образ мысли.

Ты можешь отказаться делать что-то, что кажется некрасивым, нечестным, подлым. Ты можешь отказаться делать что-то, что тебе неприятно или не хочется. Даже учителю можно сказать: «Извините, я не согласен с тем, что эта работа хуже, чем у Пети, и переделывать ее целиком я не буду. Я могу поправить то, что у меня не получилось». Этот навык — великая сила, пусть даже не всегда удобная для педагога.

Управлять эмоциями

Это задание «на вырост»: в семь лет мало кто может полноценно рефлексировать и контролировать свои чувства. Но уже можно не подавлять в себе агрессию и не выплескивать ее на других, а остановиться и задуматься: почему это я в ярости? Что можно сделать, чтобы сейчас не натворить бед? Как я могу помочь себе? То же самое — с огромной печалью или жалостью, с безудержным весельем и страхом. Остановиться, послушать себя, придумать, как себе помочь.

Источник: mel.fm

«Это еще что за дурь?» Зачем родители покупают на экзамены одинаковые ручки и линейки

В редакцию обратилась мама из Каменца с вопросом: зачем для выпускных экзаменов родители должны собирать деньги на канцелярию. «Одинаковые ручки, карандаши, линейки, тетради и много еще всего. Для чего? Если у детей все это есть?» — недоумевает мама. На эти расходы родители сбрасываются по 10 рублей, это не считая помощи школе, о которой просят учителя.
 

Источник фото: Unsplash.com

Мама девятиклассника, которая написала в редакцию, убеждена, что одинаковые канцелярские принадлежности закупаются по требованию школы. По словам собеседницы, в школе было общее родительское собрание, на котором администрация этот момент озвучила.

— На вопрос, для чего это нужно, если у учеников уже есть канцелярские предметы, купленные родителями ранее, ответа не последовало. Так надо! Помимо этого, не секрет, что учителям к экзаменам покупают на столы воду, фрукты и сладости, заказывают цветы. И эта необходимость закупать канцтовары специально для экзаменов просто не укладывается в голове!

Мама обращает внимание на то, что родителей также попросили оказать содействие в подготовке школы к новому учебному угоду и перевести на расчетный счет установленную сумму — 15 рублей. Многодетные семьи и семьи с низким достатком могут перевести 10 рублей.

— Если сложить все эти  деньги, а если еще ребенок и не один, все выливается в круглую сумму. И это в обеих школах Каменца так, — уверяет мама.
 

Мы позвонили начальнику отдела по образования Каменецкого райисполкома Виктору Грицуку. Новость о том, что в школах родителям нужно закупить одинаковые канцелярские товары, его очень удивила.

Это еще что за дурь? Впервые о таком слышу!

Во время разговора с журналистами специалист связался с директором средней школы №1 Каменца, который также удивился вопросу: «Вы что? Такого не может быть!».

Мы созвонились с мамой, которая представляет интересы родителей девятиклассников в школе № 1 и собирает сейчас деньги на канцелярские товары. По ее словам, никто в администрации от родителей ничего не требует. Это их личная инициатива.

— У нас всегда так было принято, — объясняет Оксана Акимова. — У меня уже не первый ребенок выпускается, и мы всегда собирали деньги. Это традиция, понимаете? И это во всех школах так. По-любому нужно собирать деньги! Это же праздник для наших детей, мы приносим белые скатерти из дома, у кого есть, покупаем цветы, чтобы украсить класс. И я считаю, что это правильно.

Мама подтвердила, что канцелярские товары родители сейчас закупают организованно — тетради, карандаши, линейки, ручки, транспортиры. Почему все эти предметы должны быть одинаковыми, собеседница не смогла объяснить, ссылалась на традиции. По словам Оксаны, родители в большинстве своем не были против закупки канцтоваров. 

По словам классного руководителя Светланы Зиновьевой, на собрании родителей попросили проконтролировать, чтобы дети принесли в школу все необходимые канцелярские товары. Важно, чтобы дети не волновались перед испытанием и чтобы могли вовремя приступить к заданиям, объясняет учитель.

— Многие родители в моем классе уже опытные, у них старшие дети сдавали экзамены. Родители посчитали нужным закупить общие канцелярские товары на всех, чтобы дети ничего не забыли и не разволновались. После экзаменов все эти вещи дети заберут с собой, тут никаких вопросов быть не может. 

Обычно в школах просят принести одинаковые ручки

Мы решили узнать, есть ли традиция с одинаковыми канцелярскими товарами на экзаменах в других в школах. На условиях анонимности поговорили с опытным учителем, которая рассказала, что повсеместно в школах просят приносить одинаковые ручки. Цель — помочь детям лучше сдать экзамены, подправить ошибки при необходимости.

— Ручки просили приносить одинаковые везде, где я работала. Учителя потом работы правят, и не только отличникам. Если не править, то многие и на три балла не напишут, аттестат не получат нормальный. Приходится проверять и синей, и красной ручкой. Если ребенок напишет экзамен намного хуже годовой отметки, учителя обвинят в том, что он «завышал», и начнут выяснять, за какие заслуги. А это никому не надо, поэтому правим. А что родителям жалко ручки купить? Их детям же помогут!

С ручками все понятно, но зачем на экзамене одинаковые транспортиры и линейки? 

— Не знаю — зачем. Может, просто страхуются на случай, если кто-то забудет линейку, циркуль и пр. А тут классный руководитель им сразу на столы все, что нужно, разложит. И дети потом  себе это все заберут. Невелика проблема. А вообще эта традиция с ручками — только иллюстрация к тому, что школьные экзамены давно стали фикцией.

«Почему я должна с родителей выбивать долги?». Как учителя стали коллекторами

Несколько лет назад в школах появился неологизм: «учитель-коллектор». Так преподаватели иронизируют над своей обязанностью «выбивать долги» с родителей. Администрацию школы интересует сегодня не только своевременная оплата обедов во время учебы, но и отсутствие у семьи долгов за квартиру и коммунальные услуги.
 

Источник фото: pixabay.com

Ближе к концу каждого месяца в учительских появляются объявления, подписанные директорами школ. Тексты примерно следующего содержания:

«Классным руководителям 1-11 классов до 05.0_.2020 провести работу с законными представителями учащихся о задолженностях по питанию.

06.0_.2020  года директор школы должна в письменном виде отчитаться перед Управлением Образования об имеющихся задолженностях по питанию и о проведенной работе.

Каждый классный руководитель в указанный срок предоставляет директору школы в письменном виде информацию о задолженностях по оплате ЖКХ родителей, их причинах и сроках их ликвидации.

Директор школы».

Классный руководитель обязан встречаться с родителями учащихся вверенного ему класса и проводить с ними воспитательные беседы о необходимости своевременно оплачивать питание школьников и не допускать долгов по квартплате.

— Если у родителей возникает задолженность, учитель посылает сообщение в вайбер с просьбой рассчитаться по долгам, — рассказывает учитель минской школы. — Когда люди ответственные, то задолженности ликвидируются в самое ближайшее время. А если родители относятся к категории людей «без стыда и без совести», тогда классному руководителю приходится встречаться с ними индивидуально и не один раз.

По словам учителей, такое общение в эмоциональном плане дается им непросто. Приходится буквально уговаривать должников, чтобы они рассчитались со школой и ЖЭСами.

— Есть у меня один очень вредный папаша, — рассказывает учительница начальных классов минской школы. — Очень мелочный человек. Пока ему не напомнишь про задолженность, сам он ее никогда не погасит. Но обязательно 3 или 2 рубля не доплатит за текущий месяц. И вот так каждый раз приходится ему или в вайбере писать, или звонить и выслушивать, какие у них в семье финансовые проблемы.

Реакция родителей может быть агрессивной

Есть семьи, в которые классные руководители в одиночку ходить боятся, потому что реакция родителей может быть непредсказуемой. Вот о каком случае нам рассказали педагоги районного городка Гомельской области.

— Учительница пришла в семью, где несколько месяцев подряд не оплачивали коммунальные услуги. Хозяин дома был пьян и слишком агрессивно отреагировал на слова о том, что «за квартиру надо своевременно платить». Он начал женщину оскорблять, а потом схватился за кухонный нож. Педагог выбежала из квартиры и в страхе побежала к себе домой. Агрессивный родитель еще несколько сотен метров, правда, без ножа, гнался следом. В милицию женщина не пошла, так как свидетелей того инцидента не было.

Учителя, с которыми мы пообщались, едины в своей позиции. Они не понимают, почему именно педагоги должны требовать с родителей своевременную оплату за питание и коммунальные услуги.

— У нас возникает вопрос: чем тогда занимаются сотрудники исполкомов, ЖЭСов и милиция, которые должны  решать подобные вопросы? В последнее десятилетие мы занимаемся всем чем угодно, а на самое главное  — обучение и воспитание детей — у современного учителя времени остается очень мало.

— Wiso-o-o-! (Что-о-о)! — недоумевает Ута Шифердекер, учительница русского языка из гимназии Берлина. — Учителей в Беларуси заставляют контролировать, кто из родителей не заплатил за свое жилье!? Непостижимо! У нас этим занимаются сотрудники коммунальных служб и полиция, когда речь заходит о выселении неплательщиков. Но почему вы молчите и не протестуете? У нас учителя такого бы не позволили.

Откуда вообще взялась эта обязанность?

В школах и детских садах контролируют родителей уже более 10 лет. В ноябре 2006 года вышел Декрет № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». А в 2007 году Министерство образования выпустило приказ «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении и нуждающимися в государственной защите».

На основании этого приказа во все районные управления образования страны ЖЭСы присылают списки жильцов, которые в течение определенного времени не оплачивают коммунальные услуги. Управления образования перенаправляют списки директорам детских садов и школ. А воспитатели детсадовских групп и классные руководители должны проводить воспитательную работу с родителями-неплательщиками, узнавать причины возникновения таких долгов, просить о погашении задолженностей.

Если родители детей более шести месяцев не платят за свое жилье и коммунальные услуги, комиссия по делам несовершеннолетних может посчитать, что ребенок находится в опасном социальном положении. Это один из критериев неблагополучной семьи.

Сергей Ветров