Испытание для шестилеток

РОДИТЕЛЬСКУЮ радость «Скоро в школу! Ребенку уже шесть лет!» обычно сменяет тревога — «Готов ли он к школьному обучению, ведь совсем еще малыш?!».
ИССЛЕДОВАНИЯ говорят, что в возрасте от 5 до 6 лет число незрелых детей — не готовых к школе — составляет до 60%. От 6 до 6,5 лет этот показатель снижается до 35%, к 7 годам – до 10-13%. В возрасте 7,5 лет 98% детей относятся к школьнозрелым. Число 6-летних детей, не готовых к систематическому обучению, за последние годы увеличилось в 5 раз и составляет около 80% среди детей этого возраста.
Если дошкольная зрелость не наступила, то развитие в условиях систематического обучения школы обязательно будет связано с потерями. Каковы последствия этих потерь для семьи?
Дискомфорт от правил
ШЕСТИЛЕТНИЕ дети в регламентированных условиях школы преуспевают в умении подчиняться предписанным правилам. Только испытывают не удовлетворение от соблюдения этих правил (как семилетние), а боязнь эти правила нарушить! Эта повышенная тревожность снижает уровень эмоционального комфорта детей.
Страдает здоровье
ЕСЛИ родителей в дошкольный период волновала единственная задача — поиск «развивалок», методик раннего развития, чтобы ребенок поскорее демонстрировал интеллектуальные навыки, значит, они лишили его подлинной развивающей заботы и в школе первоклассника ждут стрессы. Иммунологический: полторы тысячи детей в средней школе (и не на свежем воздухе!). Социальный: ребенку придется пробовать себя во всех социальных ролях, не имея опыта подлинной социализации. Психоэмоциональный: школа сразу потребует максимальной мобилизации всех ресурсных сил организма на усвоение нового опыта, не связанного непосредственно с предыдущим. Знания, полученные в детском саду, не переносятся автоматически в школьную действительность: они заново встраиваются в совершенно иную — учебную — деятельность, включаются в школьный контекст развития.
Исследования доказали, что у шестилеток в школе в 2 раза чаще, чем в детском саду, наблюдаются невротические реакции, нарушения зрения, психосоматические расстройства (бронхиальная астма, нейродермит, энурез, заболевания пищеварительной системы и т.п.).
Но самый сильный стресс — родительские ожидания скорых успехов. Стимулирование чувства долга копит в душе ученика болезнетворную неудовлетворенность: выпол-нять задания без собственного внутреннего побуждения, а только из незрелого чувства ответственности- означает для него трудности в достижении нужного результата. От болезней спасает защитная поведенческая реакция – избегание умственных нагрузок.
Утрата творческого начала
ШКОЛА для дошкольников 5-6 лет экстремальна не только в отношении здоровья, но и их будущности. Современные школьные программы отражают тенденцию: количество знаний каждые 5 лет удваивается. На психологическое самочувствие учеников влияют не только перегрузка и навязывание огромного количества знаний, которые не успевают «перевариться» ребенком и только отбивают всякий интерес к дальнейшему обучению. Но и фактор господства принципа определенности понятий «верно-неверно», жесткие алгоритмы и непререкаемая позиция учителя. И родителей всегда прежде интересует содержимое школьного дневника – та же определенность. Общими усилиями творческий потенциал детей падает за время обучения в школе на 90%! Хотя творческой потенцией обладает 80% первоклассников, к девятому классу он остается лишь у 2% ребят.
Рушатся надежды
«ОН же в три года читал, рифмовал, считал, а теперь?» — недоумевают родители «недоигравших» учеников. О них учитель отзовется так: дети, находясь на уроке, либо «отсутствуют», либо у них отмечается всплеск типично детской, «малышовой» игры. И это нормально в шестилетнем возрасте. Порой год в школе у этих детей проходит ом.
Если ваш малыш незрел, а его отдали в школу, вы деформируете его нормальное развитие, загоняете его в жесткое русло в тот момент, когда ребенку требуется еще достаточная свобода в выборе видов деятельности. Трагедия, заниженная самооценка и комплекс неполноценности обнаружат себя не сразу. Через месяц-два вместо блестяще (как иногда кажется родителям) подготовленного ребенка вы можете получить вполне «зашуганного середнячка».
Для родителей
В ГРАМОТНО организованной среде образование ребенка-дошкольника направлено на обогащение (максимальную реализацию его возможностей), а не на искусственное ускорение (акселерацию) развития. Когда хватает смелости сотрудничать, а не бороться, уважать, а не унижать, ценить уникальность каждого человека, быть честными с собой и своими детьми, тогда по силам проложить путь к новому образу жизни.
Светлана КУШЛЯНСКАЯ,
педагог, директор столичного детского сада

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗРАСТА

Возраст 7 лет: к этой возрастной категории относятся дети, которым больше 6 лет 5 месяцев 29 дней и меньше 7 лет 5 месяцев 29 дней.

Возраст 6 лет – это возраст от 5 лет 5 месяцев 29 дней до 6 лет 5 месяцев 29 дней

То есть, на момент 1 сентября ребенку должно исполниться не менее 6 лет 5 месяцев 29 дней.