Архив рубрики: Обучение, развитие детей

Продвинутые методики развития для дошкольников. Гид для родителей, чтобы не растеряться

Если раньше с дошкольниками занимались по одной-двум образовательным программам, то сейчас вариантов больше, особенно, если речь идет о частных детских садах и группах раннего развития. К каким дошкольным технологиям стоит присмотреться родителям, разбираемся с педагогом-психологом Мариной Болотовой, экспертом большой ежегодной онлайн-конференции «Вызовы образования 2020: традиции и цифра» (18-22 августа).

Реджио-педагогика

Итальянская технология, автор которой Лорис Малагуцци. Педагог считал, что ребенок обладает как минимум 100 языками, но 99 из них «украли». Многое в жизни ребенка происходит по указке взрослых, даже праздники. Основной постулат — среда должна отвечать потребностям и возможностям ребенка.

Источник фото: unsplash.com

По каким принципам работает?

— Отдельная программа подразумевает пространство для ребенка. Он может даже уединиться и заниматься только тем, чем хочет.

— Родитель полностью погружен в работу детского сада. Он иногда ходит с ребенком в детский сад, помогает, становится партнером.

— Отсутствует оценка и контроль — нет итоговых тестирований. Реджио-педагог использует наблюдение, фиксирует результаты работы ребенка, но не дает оценки.

Каких целей достигает ребенок?

— Учится партнерству. Детей учат работать в группах, чтобы они могли договариваться, сотрудничать, привыкали к тому, что они «не одни».

— Изучает культуру. Занятия не ограничиваются средой детского сада: детей водят на экскурсии, помогают понять отношения между людьми, правила общества, традиции.

— Учится свободному выбору. Ребенок сам выбирает темп занятий, материалы, с которыми будет играть.

Монтессори-педагогика

Технология, изобретенная педагогом Марией Монтессори. Изначально она задумывала подход для работы с «особыми» детьми, но затем перенесла его на всех остальных. Главная идея — в каждом ребенке присутствует мощный потенциал для развития, нужно лишь создать условия с помощью специальной среды.

Источник фото: pixabay.com

По каким принципам работает?

— Создается специальная среда, поделенная на пять зон. Практическая — для формирования бытовых навыков, сенсорная — с игрушками разных форм, размеров, цветов, математическая — для развития навыков счета и знакомства с геометрическими фигурами и символами, языковая — для изучения букв и слогов, космическая — для знакомства с окружающим миром и загадками природы.

— Занятия проходят в разновозрастной группе. Старшие дети взаимодействуют с младшими: они транслируют умения младшим и не только учат их, но и лучше развивают свои умения.

— Педагоги ничего не навязывают и не запрещают ребенку — он сам делает выбор: играть в куклы, рисовать или прыгать-бегать. Педагог только презентует материал, максимально раскрывает его.

Каких целей достигает ребенок?

— Учится самостоятельности. Свободный выбор занятий также развивает уверенность в себе и своих силах.

— Учится уважать других. Дети работают и играют тихо, чтобы уважать время и пространство других. Выпустить пар можно в особой «двигательной» зоне. Также дети убирают за собой игрушки и соблюдают принцип «кто взял первым, тот и играет».

— Учится математике, узнает природу и культуру. Этому помогает работа в разных зонах. 

Игры Воскобовича

Развивающие игры, созданные физиком-инженером Вячеславом Воскобовичем. Они представляют собой развивающую среду из разных зон и элементов, объединенных одним сказочным сюжетом.

По каким принципам работает?

— В основу заложены три принципа: интерес, познание и творчество. Это формирует навыки познавательной и исследовательской деятельности.

— Игры разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Каждая может использоваться ребятами от 2 до 7 лет, для ребят младше задания проще.

— Для игр разработана развивающая среда «Фиолетовый лес» с несколькими зонами, в которых ребенок реализует определенные потребности.

Каких целей достигает ребенок?

Основные цели технологии — познание нового, развитие умения наблюдать, формирование уверенности, гармоничный подход к развитию эмоциональности, образного мышления и логики.

Технология Дьюи

Джон Дьюи разработал практико-ориентированный подход. Дьюи считал, что дошкольник должен заниматься игровой и трудовой деятельностью, что дает ему необходимый жизненный опыт.
 

Источник фото: Unsplash.com

По каким принципам работает?

— Все, что происходит с ребенком, должно быть ориентировано на практику. Не надо перегружать мозг лишними знаниями, нужно научить работать своими руками, применять приобретенные знания и умения в других ситуациях.

— Обучение должно быть направлено на получение опыта, который может накапливаться только самим ребенком. Мышление — это только инструмент для решения проблем. Ребенок изучает окружающий мир, в итоге хочет научиться нужным навыкам и испытать их.

— Кроме трудовых навыков важны география и история. География помогает узнать окружающий мир, история — мир и культуру людей.

Каких целей достигает ребенок?

— Получает жизненный опыт. Ребенок учится решать проблемы и нарабатывает умения.

— Разбирается в географии и истории. Это помогает познавать окружающий мир и людей с их отношениями.

— Учится предприимчивости. Этому способствуют проекты, которые запускает с ребятами педагог.

Вальдорфская педагогика

Педагогическая технология, основанная Рудольфом Штайнером, основателем мистического движения антропософии.

Источник фото: Unsplash.com

По каким принципам работает?

— Каждый ребенок индивидуален. Здесь нет понятий нормы, опережения и отставания в развитии. Нет единой программы — у каждого своей образовательный маршрут. Основной педагогический метод — метод душевной экономии, при котором развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить без сопротивления организма.

— В создании среды используют природные материалы.

— В вальдорфской школе нет шума, царит атмосфера творчества и общения друг с другом. Нет тестов и отчетных мероприятий, звонков, тетрадей, оценок.

— Учебный материал изучается эпохами за 3-4 недели, это позволяет ребенку вжиться в него.

— При подаче учебного материала учитывают возраст детей: например, в период полового созревания разбирают рыцарство. Учитывается гендерный подход: мальчиков учат мужским качествам, девочек — женским.

Каких целей достигает ребенок?

— Учится быть творческим и свободным. На это работает вся атмосфера школы.

— Учится углубленным методам изучения материала. На это работает обучение по эпохам.

— Учится уважению к себе и другим.

«Не знаю, что из него вырастет». Мама переживает из-за того, что ребенок все лето сидит в телефоне

Мама 13-летнего подростка обратилась в редакцию с просьбой помочь ей «вытащить» ребенка из телефона. Марина уверяет, что перепробовала все: от строгих запретов до уговоров. Маму беспокоит то, что каникулы проходят, а ничего полезного ребенок не сделал, ничему новому не научился.
 

Источник фото: Unsplash.com

По словам Марины, во время учебного года таких острых конфликтов у нее с ребенком не возникало. Телефон и планшет были в доступе, ребенок уделял играм и переписке много времени, но все же учеба была главным делом.  

Летом проблема обострилась. Занятий нет, у ребенка очень много свободного времени. Мама предлагала возобновить занятия на кружках, куда ребенок не ходит с апреля. Но сын сказал, что ему пока не хочется никуда ходить. Лагерь в этом году в связи с эпидемией семья не планировала. 

— Я пытаюсь вытолкнуть его на улицу, чтобы он пообщался с ребятами, возможно, даже с девчонками (ведь должен уже проснуться интерес?), но он почти никуда не ходит. Встает ближе к 11-12, а потом сидит ночью в телефоне допоздна. Играет или переписывается с друзьями, смотрит видео. Мне кажется это все это бесполезным, ребенок тратит время впустую, без свежего воздуха абсолютно. Я просто не представляю, чтобы мы так раньше проводили детство.

Мама говорит, что предпринимала попытки отобрать у сына гаджеты, но он угрожает, что в таком случае уйдет жить к отцу, который не видит в этом проблемы. Родители несколько лет уже в разводе, живут отдельно.

— Я понимаю, что сын уже не в том возрасте, чтобы на него можно было надавить или заставить что-то делать. Но как объяснить ему, что от такого времяпровождения толку не будет? Ни одной книги не прочитано за лето из списка, ему это неинтересно. Не знаю, что из него в итоге вырастет.

Источник фото: Unsplash.com

Мнение эксперта: «Мы видим проблему родителей, а не ребенка»

Это уже не первое письмо от родителей, которые называют своих детей лентяями и спрашивают, как справиться с «бесконечным сидением в телефоне». Мы обсудили ситуацию с психологом Евгенией Худинской.

— Конечно, это насущная проблема, и касается она не только родителей подростков, но и малышей. Но давайте для начала подумаем: кто тот человек, который дал ребенку в руки телефон/планшет/приставку и прочее? Кто разрешил бесконтрольно проводить время в гаджетах? Вероятно, до какого-то момента вам было это удобно. Сложно признавать, но мы сами прививаем привычки детям, а потом получаем проблему.

Второй момент, который мне хотелось бы подчеркнуть, что эта проблема в большинстве своем именно родителей, не ребенка. Он-то занят, он интересуется тем, что актуально для него, просто мы не разделяем его увлечений, не понимаем, что там такого интересного и увлекательного. Боимся за его здоровье, как физическое, так и психологическое. 

Поэтому я бы порекомендовала родителям в первую очередь побольше интересоваться ребенком. Вникать в том, чем «дышит» ваш подросток, что его так интересует в интернете, чего нет в настоящей жизни? Может, он просто общается с друзьями, по которым скучает, находясь с вами на даче? Может, у него непройденная «миссия» в игре, которая дает заряд адреналина и положительных эмоций, которых ему не хватает?
 

Источник фото: Unsplash.com

Понаблюдайте, поговорите с ребенком и попытайтесь понять его интересы. Может, вам со стороны кажется, что ребенок занимается «ничегониделанием», а для него это что-то очень важное и нужное.

А еще вспомните себя после трудового дня или на выходных, когда вы отдыхаете? Тот же телефон, компьютер или планшет зачастую помогают многим из нас расслабиться. Ребенок зачастую берет ваше поведение за основу своей активности. Это происходит из-за того, что он не критичен по отношению к значимым взрослым. И воспитание происходит не через слова родителя, а через его поведение, его действия.

Как оторвать ребенка от телефона: несколько советов

1. Постарайтесь установить с подростком контакт и наладить взаимоотношения. Перестаньте использовать дежурные фразы, искренне интересуйтесь состоянием и настроением ребенка, а не только тем, что он «сделал» или «не сделал». Важен диалог.

2. Не пытайтесь запретить полностью видеоигры, телефон и прочие развлечения, потому что чаще всего это противостояние приведет к еще более серьезному конфликту. Вообще мой совет такой: если ребенок уже достиг подросткового возраста, то заставлять его что-то делать или не делать, особенно повышая голос и апеллируя к авторитету старшего поколения, это не самая эффективная затея. Это возраст, в котором у ребенка уже сформированы собственные вкусы и предпочтения. Он знает, что ему интересно, а что нет.

3. Начните использовать в общении с подростком «Я-высказывания», а не «Ты -высказывания». Форма «Я-высказывания» позволяет сообщать о своих намерениях, не ущемляя своего собеседника, не доводя ситуацию до конфликта. Такое общение с подростком позволяет ему сделать выбор: принимать вашу точку зрения или нет, без вашего давления.

Алгоритм техники таков: сначала описываем факт, после — свои чувства, которые возникают из-за случившегося, потом рассказываем, как этот факт влияет на ситуацию и завершаем сообщение своим пожеланием.

Вместо «Ты постоянно поступаешь по-своему» скажите: «Когда ты делаешь все по-своему, я расстраиваюсь, потому что думаю, что для тебя не имеет значение мое мнение. Я была бы рада, если бы мы вместе решали, как поступить».

Вместо «Ты никогда меня не слушаешь!», попробуйте сформулировать мысль так: «Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю».

Источник фото: Unsplash.com

Научитесь говорить о своих чувствах. Ребенку так понятнее, что происходит с родителем и почему он так реагирует на него.

4. Не ждите быстрых результатов. У ребенка уже сложился определенный стереотип в общении с вами, и чтобы его изменить, нужно время и терпение. Часто в семье борьба за отказ от гаджетов доходит до абсурда. Родители и дети просто прекращают общаться на какие-либо другие темы, кроме вопросов о том, сколько ты сегодня часов играл и сколько это может продолжаться. Поговорить становится больше не о чем! Родители вступают с ребенком в зависимые отношения и начинают таким образом поддерживать его зависимость. Важно все-таки сохранять здравый смысл: меньше паники и больше конструктивных предложений.

5. Что касается полезных дел летом, тут важно придумать систему поощрений, которая будет мотивировать ребенка тратить время на интеллектуальный труд. Это могут быть деньги на карманные расходы, ожидание предстоящего события (поход в аквапарк) или ваш собственный пример. 

Если ребенок утверждает, что в списке литературы на лето нет ни одной интересной книги, попробуйте обсудить с ним список, возможно, вы сумеете заинтересовать ребенка. Если по-прежнему ничего не интересно, посоветуйте альтернативные книги, которые ему могут понравиться.

6. Старайтесь сами подавать хороший пример ребенку. Сложно требовать от ребенка не залипать в телефоне и читать книги, если он видит, что вы сами ни одной книги в руках не держали и постоянно сидите в социальных сетях. Начните читать сами. Можете читать ту же книгу, что и ваш ребенок, тогда у вас появится дополнительный повод для разговора и возможность обсудить прочитанное, что может вас сблизить. Попробуйте вечером не погружаться в телевизор или соцсети, а устроить вечер чтения. Всего часик-два в день перед сном выделить можно без проблем.

7. Расстаньтесь с идеей, что ребенок должен постоянно заниматься чем-то полезным. Если он пришел из школы, сделал уроки и больше ничего не делает, многие родители считают, что он тратит время впустую. Точно так же относятся почему-то и к летним каникулам. Безусловно, дополнительное образование важно для ребенка, и ваше желание вырастить многостороннюю личность похвально, но не переусердствуйте в своих стремлениях. Дополнительные занятия, а особенно во время каникул, не должны превращаться в пытку.

7. При этом постарайтесь летний отдых организовать. Если вы просто позволите детям сидеть и ничего не делать, то уже через неделю они начнут уставать. Однообразное ничегонеделание очень утомляет и отупляет.  Дети любят узнавать что-то новое. Поход в музей или просмотр документальных и научно-популярных передач —  это тоже форма образования, и многие дети с удовольствием впитывают так знания. Спортивные игры, походы на природу, купание в реке, посещение музеев, выставок и концертов сделают лето по-настоящему интересным. Но тут от родителей, конечно же, потребуются усилия.

Помогая ребенку выбрать профессию, не бойтесь говорить о деньгах. Мнение

Решение, куда поступать, раньше за детей чаще всего принимали родители. Сегодня многие рассуждают иначе: пусть ребенок сам выбирает свое призвание. Хочет быть художником — пусть им будет. Но материальный вопрос нельзя списывать со счетов, убежден социальный педагог, преподаватель философии и отец троих сыновей Алекси Кватания.

— Я работаю в школе, потому что чувствую свою миссию, и она в том числе заключается в том, чтобы учить детей эффективно взаимодействовать с другими и делать правильный выбор в жизни. Меня самому никто этим вещам не учил в свое время, мой путь был слишком извилист. И я бы не хотел, чтобы мои дети проходили то же самое.

К сожалению, подавляющее большинство подростков представления не имеют о том, чем зарабатывают на жизнь их родители, не говоря уже о том, чем они сами могли бы заниматься в будущем. Родители слабо просвещают своих детей в этом плане. В итоге дети выбирают дело жизни, опираясь на чужое некомпетентное мнение и руководствуясь случайными обстоятельствами.  

Многие почему-то забывают, что финансовая независимость — это залог более-менее сносной жизни (даже если вдруг профессия окажется не по душе). И чем раньше молодые люди достигнут финансового успеха, тем больше у них появится шансов жить по своему усмотрению в будущем. 

Вот почему не стоит стесняться говорить с подростками про деньги, карьеру, материальный успех. Я знаю нескольких молодых людей, у которых уже сейчас есть четкая стратегия карьерного роста, так называемая дорожная карта. И, конечно шанс, что они добьются своего, весьма высок.

Шаг 1. Выбирайте изначально высокооплачиваемую сферу

Всем нужны ресурсы для жизни, в том числе и творческим натурам. И, на мой взгляд, небольшая аналитическая работа в начале пути способна сделать выбор профессии более осознанным. Для начала следует собрать данные относительно того, в какой сфере платят хорошо. Как правило, это финансы, страхование, недвижимость, IT. Ведь если вы намереваетесь ловить рыбу, разумнее это делать там, где ее больше.
 

Источник фото: Umsplash.com

Если вы по-настоящему творческий человек, вы найдете себе применение в любой сфере, стоит только захотеть. А захотеть молодые люди должны, ибо сидеть на шее у кого-то — не самая приятная вещь (если, конечно, такой подход не поощряют родители). 

Шаг 2. Помогите ребенку найти свою нишу 

Однако для успеха недостаточно всего лишь выбрать стремительно развивающиеся направления экономики. Нужно еще найти в них свою нишу. Для этого придется вооружиться эффективными инструментами, что собственно и происходит при получении высшего образования.

Выбирая вуз, не лишним будет поинтересоваться: как сложилась судьба выпускников и можно ли после окончания этого учебного заведения получить то, чего вы хотите? Разумно прийти в вуз несколько раз, пообщаться со студентами и преподавателями. Пять лет жизни — немалый срок, и важно, чтобы атмосфера заведения вам нравилась.

Шаг 3. Ищите возможность получить опыт в профессии еще во время учебы

Когда выбран вуз и учебный процесс запущен, следует иметь в виду, что одно лишь успешное усвоение учебной программы автоматически не сделает вас уникальным специалистом. Нужно постоянно держать в голове, что мир изменчив и интересующая вас сфера тоже будет меняться, причем, иногда очень стремительно.
 

Источник фото: Umsplash.com

Важно следить за этой динамикой и быть в курсе всех новшеств. Полезно подумать о стажировках в разных компаниях, обычно работодатели всегда рады людям, готовым работать бесплатно. Молодые люди получают бесценный опыт, а компания — сделанную работу. Так можно полученные в вузе знания применить на практике и самостоятельно убедиться в их эффективности. Родителям я советую всячески поощрять желание детей найти работу по специальности уже во время учебы. 

Шаг 4. Нацельте ребенка на решение сложных задач

Вы можете спросить: а как же удовлетворение, которую должна приносить работа? Безусловно, работа должна нравиться, потому что около 40% нашего времени мы проводим, зарабатывая деньги. Но я убежден, что удовлетворение неизбежно приходит, когда вы что-то делаете лучше всех.

Уникальность заключается в способности решать сложные задачи. Ум и изобретательность могут проявиться именно в ситуации, когда вы заняты поиском нестандартных ходов. Чем более сложные задачи вы решаете, тем более незаменимым становитесь на рынке труда. Таким людям предоставляют широкие полномочия. Они пользуются большими привилегиями.

Шаг 5. Научите детей быть последовательными

Еще один момент, который важен для построения успешной карьеры — это последовательность. Меняя профессию, люди теряют преимущество перед конкурентами. 

Уже со школьной скамьи нужно думать о том, что большой кусок пирога хотят получить многие, и достается он тем, кто изобретательнее и находчивее. Наша биография во многих своих аспектах связана с нашей карьерой. Всем хочется жить яркой и интересной жизнью, поэтому в начале пути правильнее хорошо все взвесить, чтобы в дальнейшем не приходилось по много раз менять профессию «в поисках себя».

Уделите побольше времени выбору профессии в самом начале — и ребенка ждет по-настоящему достойное будущее.

Надо ли детям учиться летом или пусть бездельничают? Мнение учителя

Лето, как обычно, пролетает очень быстро, и все чаще родители вздыхают: на пороге август, а значит, скоро в школу. Встает извечный вопрос: позволить ребенку отдыхать дальше или вспоминать школьную программу? Елена Михаленко, учитель средней школы №131 Минска, писатель, автор сказок и стихов, считает, что вопрос ребром ставить не нужно. Дети могут отдыхать и потихоньку готовиться к учебе.

— Психологи говорят, что за три месяца школьники могут забыть 40-50% информации, полученной на уроках. А ведь некоторые не ходили в школу с марта. Хорошо, если занимались в режиме онлайн с учителями или в реале с родителями. Но немало было и тех, кто расслабился. Для них процент забытых знаний может быть 70-75. Что же делать?

Попробую поделиться некоторыми советами и наблюдениями. Накопила их, работая долгие годы в школе, многое помню из своего детства и в роли мамы школьницы была еще не так давно. Конечно, универсальных советов быть не может: дети очень разные по способностям, по темпераменту, по характеру, по возрасту. 

Сразу стоит предупредить. Я скорее на стороне детей с их желанием не заниматься ничем скучным. Когда я была маленькая, маме очень хотелось сделать из меня вундеркинда. У меня отбирали любимые книги сказок и подсовывали биографии великих людей. В итоге к этому жанру я вернулась только через десятилетия.

В пятом классе летом усаживали за сборник задач для поступающих в ВУЗы, не без пользы, конечно, но… Я хорошо знаю, что такое для ребенка быть заложником родительских амбиций. А потому, став мамой, одну за другой уступала позиции, что не мешало дочке отлично учиться. Но это мне скорее повезло.
 

Источник фото: Unsplash.com

Итак, каникулы — это, прежде всего, время для отдыха и оздоровления. Максимум свежего воздуха, витаминов, подвижных игр. Занятия нужны для того, чтобы сентябрь не навалился на ребенка непосильной тяжестью.

Прежде всего, встает вопрос режима дня

Если мы так расслабились, что дети засыпают в полночь (у меня и позже звенят голоса на детской площадке под окном), а встают в 11, неизбежно им будет тяжело перейти на ранние подъемы. Так что надо потихоньку возвращаться в нормальную колею. Конечно, могут быть исключения — день рождения, приезд гостей, песни у костра. Но именно как исключение, а не норма.

Мотивируйте ребенка, планируйте рыбалку, поход в зоопарк или поездку за желанной покупкой на утро, тогда он легче отправится в постель вечером.
 

Источник фото: Unsplash.com

Что касается повторения школьной программы: никаких жестких расписаний, учебники — только по необходимости, если ребенок сам хочет наверстать какие-то пробелы. Если вы наметили позаниматься, а ребенок занят интересной игрой со сверстниками — отложите, не прерывайте игру.

Оцените возможности сына или дочери

Если они учатся хорошо, учеба дается легко, то 15 минут в день в виде игры вполне достаточно. Если ребенок учится на 6-7 и вполне счастлив — тоже нет особых проблем, те же 15 минут и никаких комплексов по поводу отсутствия десяток! А вот если он и сам хотел бы учиться лучше — придется объяснить, что можно немного потрудиться летом. Занимайтесь больше, но не так, чтоб ребенок уставал и ненавидел учебу.

Ну, а если троечник? Будьте объективны. Тройки могут быть итогом психофизического состояния ребенка, мягко старайтесь помочь, никакого насилия. Если же просто лентяй, стоит загружать побольше, но опять же — не вызвать негативных ассоциаций с учебой. Учишься, чтоб стать умнее, круче!

Источник фото: Unsplash.com

В тех случаях, когда ребенок психологически боится своих школьных неудач, можно обратиться к репетитору, но при этом помните: нельзя научить того, кто не хочет, сначала замотивируйте ребенка.

Повторять ли все по программе предыдущего класса?

Дело вообще не в программе. Надо «прокачивать» логику, память. Но не в формате скучных уроков. Придумывайте математические задачи так, чтобы это не выглядело как урок: идя магазин, попросите точно посчитать, сколько денег нужно для покупки трех (четырех, шести) порций мороженого, скажите, что не уверены — хватит ли денег.

Посчитайте, на сколько бутылок кваса хватит 10 рублей, и т.д. Предложите рассчитать, сколько продуктов необходимо для приготовления праздничного ужина с известным числом гостей. Задачки могут быть и гораздо сложнее, включайте фантазию! А счет в уме — очень хорошее упражнение.

Писать тоже необходимо. Но не сидеть же за тетрадкой в линейку летом? Покупайте тетради с развивающими заданиями, многие дети их очень любят и воспринимают как игру. Заведите красивый блокнот и просите записывать самое интересное за день, можно оставлять место для фотографий — потом будет замечательный семейный альбом на память о лете. Просите написать, что нужно купить в магазине. В общем, есть масса вариантов, чем заменить скучные диктанты.

Источник фото: Unsplash.com

И, конечно, чтение — вот она, основа основ детского развития. Хорошо, если ребенок любит читать, эта привычка у многих формируется еще до школы. Находите интересные занимательные книги. А лучший мотиватор — родители, которые любят читать, которых малыш видит смеющимися или переживающими над книгой.

Есть также список книг, которые учитель рекомендовал прочитать летом. «Книжному» ребенку это не нагрузка, он прочитает их вперемешку с остальными. Ну, а если не хочет? Да еще и нам самим кажется, что книги из списка скучные? Скажем так: откровенно неудачных там не может быть много, что-то можно и пропустить. А дальше — включайте дипломатию.

Расскажите, сколько времени в учебном году будет сэкономлено для походов в спортзал, изостудию, на каток или на прогулки с друзьями, если прочитать это сейчас. Обязательно расспрашивайте о прочитанном: о чем книга, понравилась ли, почему, какие герои симпатичны, а какие — нет. Развить устную речь, умение выстроить рассказ, сделать вывод — очень важный навык.

Что еще? Играйте в развивающие игры

Устные: «города», «ассоциации», настольные, компьютерные — но ограничивайте их по времени. Заходите на развивающие детские сайты. Их очень много: «Карманный ученый», «Меморадо», «Квантик», «Универсариум» — перечислять можно долго. Включайте несложные мультики на английском, чтобы повторить слова и выражения.

Гуляйте и наблюдайте за растениями, муравьями, бабочками, птицами. Увидели, что тема цепляет? Углубляйте, интернет в помощь. Посещайте музеи, можно онлайн — сейчас лучшие галереи мира доступны бесплатно. И обязательно обсуждайте увиденное.

Источник фото: Unsplash.com

Не забывайте про мелкую моторику

Это очень важно для развития. Пусть ребенок лепит из глины, собирает машины из «Лего», плетет фенечки или украшения из биссера, вышивает. Все это тренирует еще и усидчивость. А, например, оригами, потребует еще и пространственного воображения.

В общем, вариантов «умного» времяпрепровождения множество. Но все это требует нашего участия и не имеет ничего общего с «вот тебе учебник, повторяй» или «не мешай, смотри мультики». Что же, быть родителями умного ребенка — тоже труд, но в итоге он приносит радость.

Чего точно не стоит делать?

Давать глупых обещаний вроде: «Мы будем заниматься, и ты станешь самым умным в классе». Скорее всего, найдется какой-то Петя, который сильнее в математике, или Маша, которая быстрее и лучше читает. Вообще не надо сравнивать ребенка с другими, лучше просто говорить: «Ты будешь умным, тебе будет легче в учебном году».

Ну, а если ваш ребенок и вправду настолько сильнее одноклассников, что конкуренция ему не грозит, не стоит тешить его тщеславие, лучше подумайте: не теряет ли он время, не перейти ли в более сильный класс?

Верьте в себя и в своих детей, в то, что любые усилия, направленные на развитие, будут ненапрасными, даже если не отразятся в школьных отметках. Солнечного вам остатка лета!

Мама решила не водить детей в школу, потому что «желает им счастья». Что из этого вышло?

Мама двоих детей Наста Базар никогда не водила детей в школу — в привычном для большинства из нас понимании. Ее дети учатся, но не сидят при этом каждый день за партами, не стоят у доски, не запоминают, сколько клеточек по правилам нужно отступать в тетради. Родители сознательно выбрали вариант альтернативного обучения, но подчеркивают, что подходит он далеко не всем. Мы попросили маму подробнее рассказать о своем опыте, перечислить плюсы и минусы хоумскулинга. 

Источник фото: Алена Лис

Дочерям Насты сейчас 9 и 11 лет — они перешли в 3 и 5 классы соответственно. У девочек не было какого-то неудачного опыта обучения в госшколе — родители просто изначально их туда не повели.

— У нас с детьми очень тесная связь, я кормила их грудью, мы вместе спали. Тогда же приняли решение, что дети не будут ходить в детский сад. В итоге они ходили в «белмоўную группу» одного садика пару раз в неделю, потому что там была тусовка наших знакомых детей.

Я стала задумываться про школу. Увлеклась различными подходами в образовании, поняла, что обучение через опыт гораздо эффективнее, поняла ценность внутренней мотивации, личного темпа и возможностей. Конечно же, активно искала информацию, знакомилась с людьми, которые обучают детей вне школы. Безусловно, поддержка и опыт были очень важны для принятия решения.

Источник фото: Личный архивНаста с дочками

Наста говорит, что папа детей поддержал это решение. Родители считают, что многие знания, которые дают в школе, действительно нужны для жизни, но преподают их так, что большинство ничего не помнит из пройденного. Мама приводит простой пример:

— Помните ли вы, что написано в учебниках? Я до сих пор звоню сестре, например, если у меня что-то болит, потому что она преподает биологию, а я не очень хорошо знаю свое тело (хотя по этому предмету получала хорошие отметки когда-то в гимназии). Как так получается, что много нужной, полезной информации мы упускаем, а главной целью для школьников становится получение хороших отметок? Вопрос риторический.

Кроме того, по словам Насты, школьная система требует реформ. Преподаются предметы для всех одинаково, а детей одинаковых нет — у всех разные способности и возможности.

— На самом деле причин, почему мы выбрали обучение детей вне школы, так много, что можно говорить часами. Пожалуй, главное, это то, что я желаю своим детям счастья, а для меня счастье — это знать, кто я и чего хочу. Тогда есть возможность раскрыться по максимуму, а не бежать за призрачными картинками себя успешной.

А так вообще можно? Не водить детей в школу?

С юридической стороны в Беларуси есть очное образование (в школе), надомное образование (по медицинским показаниям) и индивидуальный план (ребенок учится вне школы, но проходит аттестацию по предметам каждую четверть), объясняет Наста. Не во всех школах соглашаются перевести ребенка на индивидуальный план. Но учреждений образования много, выбор есть, поэтому тут дело в настойчивости родителей.

Чтобы обучение по индивидуальному плану было эффективным, важно правильно организовать процесс. Тут у родителей есть выбор: можно самим преподавать своим детям, можно кооперироваться с другими сторонниками альтернативного образования.

— Во втором случае родители распределяют между собой, кто что преподает, — говорит Наста, но отмечает, что еще не слышала о том, чтобы такая практика была успешно реализована в Беларуси. — Можно нанять учительницу или учителя, которые будут преподавать группе детей, или пригласить частных репетиторов для своего ребенка. Кроме того, всегда можно попробовать онлайн-образование на разных платформах, что стало актуальным во время пандемии.

Источник фото: Личный архивНа одном из мероприятий по альтернативному образованию. Наста рядом с единомышленницами

Организационных нюансов довольно много, говорит Наста, поэтому она вместе со своими единомышленниками периодически проводит мероприятия, на которых консультирует тех, кто хочет обучать детей вне школы. 1-2 августа в Минске, например, пройдет уже 3-я конференция по альтернативному образованию, где мама также будет делиться своим опытом.

— Для себя и своих детей сначала я выбрала вариант семейной кооперации. У меня было пространство тайм-клуб «Семейный дворик», и на его базе я создала проект «Школка на падворку». Пригласила учительницу, добавила различных кружков, собрала кооперацию родителей. Дети учились три раза в неделю (этого на самом деле достаточно). С закрытием пространства пару лет назад я поняла, что у меня нет ресурсов самой преподавать детям, поэтому отдала их в другую кооперацию. Занятия там тоже три раза в неделю. А в последний год старшая уже перешла на индивидуальные занятия с учителем два раза в неделю. Остальные занятия проводим по желанию детей — это керамика, рисование, плавание, анимация и т.д.

Источник фото: Личный архивВот так выглядит процесс обучения в семейной кооперации

Летних каникул в традиционном понимании нет

Поскольку занятия проходят не каждый день, чаще всего семейные кооперации занимаются без перерыва. То есть традиционных летних каникул, когда дети отдыхают целых три месяца, у ребят нет.

— Но каникулы есть в разных кружках, на которые мы ходим, поэтому периодически занятий становится меньше. Иногда, когда я вижу, что детям нужен перерыв, мы можем неделю-две никуда не ходить. Летом обычно один  месяц у нас совсем нет никаких занятий, остальное время дети учатся по желанию. Старшая дочь, например, в августе хочет вернуться на рисование и английский, а младшая достала тетради по математике.

Занятия и кружки структурируют день, есть расписание, которому следуют дети. При этом свободного времени у них остается больше, чем если бы они учились в школе, убеждена Наста.

— У моих детей есть возможность часами рисовать, или лепить, или делать что-то еще,  то, что действительно нравится.
 

Источник фото: Личный архив

Семья живет за городом, с учетом этого Наста сделала максимально плотными три будних дня, когда мама отвозит детей на занятия в Минск, остальные два дня — семья находится дома. Это время для творчества и игр, а также для уборки и готовки, на что тоже уходит немало сил, не скрывает Наста.

— Чем дальше, тем больше я вижу смысла в систематике и периодичности. Человеку спокойнее знать, когда и что будет происходить. Поэтому в этом году хочу еще больше уделить внимания структурированности времени, которое мы проводим дома. При этом, конечно, оставляя время, на которое мы ничего не будем планировать.

Источник фото: Личный архив

От родителей требуется много участия

А вообще в каждой семье хоумскулинг проходит по-своему, говорит Наста. У кого-то есть постоянная няня, которая готовит и помогает с уборкой, кто-то составляет плотное расписание, чтобы весь день у детей был заполнен занятиями, тогда родители могут работать. В любом случае от взрослых требуется довольно много участия.

— Выбрав обучение детей вне школы, я закрыла себе путь на работу в офисе, так как оставлять детей на весь день дома нам еще рано по возрасту, плюс их надо возить на занятия. Поэтому для меня остается вариант дистанционной или проектной работы. И это, конечно, ограничения. Хотя могу сказать, что главное в любой истории это принятие решения. Если его принять взвешенно, обоснованно и ответственно, найдутся возможности и силы для реализации.

По мнению Насты, родителям важно помнить о таких «минусах» хоумскулинга:

  • Обучение вне школы чаще всего требует бОльшей включенности и временных затрат от взрослых.
  • Чаще всего, это дороже обучения в госшколе, но дешевле частных школ.
  • Могут быть ограничения в выборе работы по графику и месту.
  • Нет школы, на которую можно позлиться, нет учителей, которых можно в чем-то обвинить. Разделить ответственность не с кем, она целиком на родителях.
  • Есть необходимость постоянно искать поддержку у единомышленников. Взаимоподдержка, опыт других, делегирование — основа спокойствия.
  • Иногда возникает страх, что недостаточно знаний можешь дать ребенку, что-то упустишь. Страшно бывает доверять себе, понимая, что это твой ребенок, ты видишь, что у него свой темп, но есть некие нормы и «вокруг все кричат, что надо читать быстрее, правильнее…» 

Наста приводит в пример свою старшую дочь, которая не читала до 10 лет, сложно было не переживать по этому поводу:

— Теперь я знаю, что это нормально, вижу, что она сильна в другом, а до чтения надо созреть (что и произошло). Но это, конечно, вызывало волнение: «А вдруг она так и не научится читать?»

Источник фото: Личный архив

Плюсов в  хоумскулинге для Насты гораздо больше:

  • У ребенка есть возможность учиться в своем темпе, есть возможность выбора методик прохождения программы, времени для обучения.
  • Как правило, вне школы на изучение предметов уходит меньше времени, так как это либо частные занятия, либо в небольшой группе семейной кооперации, где каждому ребенку можно уделить больше времени, соответственно, быстрее пройти материал.
  • Благодаря этому остается время для занятий тем, что нравится. Для свободной игры, для увлечений, для семьи.
  • Меньшая вероятность буллинга. И нет, это не история про тепличные условия. Хоумскульные дети точно так же сталкиваются с ссорами, обидами, построениями отношений. Но объективно возможности стать мишенью для буллинга у них меньше. Дети вырастают в более спокойных условиях, где время тратится на развитие и преодоление посильных задач.
  • И самый главный плюс — хоумскулинг помогает раскрыть человека по его или ее максимуму. Нет, далеко не все дети вне школы владеют какими-то особенными лидерскими качествами, активны и суперуспешны. Но у них есть шанс вырасти с пониманием того, в чем они сильны и как могут использовать это в жизни.

Наста подчеркивает, что обучение детей вне школы — это вовсе не панацея для счастливого будущего ребенка. Каждая семья выбирает свой путь.

— Я считаю, что с хоумскулингом можно накосячить похлеще какой-нибудь плохой школы. Поэтому я за то, чтобы родители проявляли осознанность в этом вопросе, понимая, что есть разные варианты. Альтернативное обучение подходит не всем, но для нашей семье это отличное решение.

«Денег уходит много, но это вложение в будущее». Где учатся дети айтишников

Часто можно услышать, что частное образование в Беларуси настолько дорогое, что позволяют его себе (и больше всего ценят) именно айтишники. Правда ли это? В какие школы и сады водят детей родители, занятые в ИТ-сфере? Тратятся ли на кружки и репетиторов? Мы поговорили с несколькими сотрудниками крупной компании ISsoft. Узнали, как родители-айтишники относятся к образовательной системе в Беларуси, что думают о частных и государственных школах и планируют ли отправить детей учиться в вуз за границу.

«Готов платить за те знания, которые получают дети»

У Михаила Сагаловича, руководителя отделов DevOps, QA Automation, трое детей: Майя, Натан и Яков. Дочери всего четыре года, и она ходит в государственный садик санаторного типа.

— Все наши дети ходили в один и тот же сад. Мы сразу решили, что хотим попасть именно в санаторный сад, потому как на здоровье детей там обращают больше внимания, чем в обычных. Про частные сады тоже думали, но до реальных поисков не дошло — санаторный сад вполне устраивает. 

Источник фото: Архив героевМихаил с супругой и тремя детьми

Старшие сыновья второй год получают частное образование. Изначально учились в обычной государственной школе недалеко от дома. Если с обучением старшего сына Яши критических вопросов не возникало, то младшему Натану не повезло с учителем, говорит папа.

— Для меня было странно водить ребенка в школу к учительнице, которая абсолютно неграмотно общается в чате с родителями. Потом знакомые рассказали нам, что открывается набор в новую частную школу. Мы с женой сходили на ознакомительную встречу, где рассказали, что в школе будут обучать метапредметно, обязательной школьной формы не будет, как и родительских собраний. Домашними занятиями детей обещали не перегружать, сказали, что будут делать с ними уроки после занятий, чтобы дома оставалось свободное время.

Родителям понравилось, что у учителей горели глаза, пришлась по душе философия школы, и они решили перевести туда детей. На деле практически все, что обещали, в школе исполнили, говорит Михаил.

— Конечно, все домашние задания дети там делать не успевают, но в школе все равно с ними занимаются уроками. А собрания родители потребовали сами. Здорово, что они проходят в комфортном формате с печеньками и чаем, учитель не критикует на них детей, там же присутствует руководство школы, которое общается с родителями. 

Как только началась пандемия, детей перевели на удаленное домашнее обучение, что тоже большой плюс, считает Михаил. Есть в школе предметы, которые необязательны для государственной системы образования. Например, дети учатся программировать уже в начальной школе. Можно выбирать дополнительные занятия, сыновья ходили на единоборства, программирование и журналистику. Помимо школы старший сын Яков ходит на шахматы. 

Источник фото: Личный архивСыновья Михаила
Конечно, частное образование стоит больших денег, отмечает Михаил. За обучение двоих сыновей в год они с женой платят 22 тысячи рублей. Но родители убеждены, что эти деньги стоят тех знаний, которые получают дети.

— К сожалению, государственная система образования в плачевном состоянии. Профессия учителя не престижна, низкооплачиваемая, а в педагогический университет берут почти всех желающих. Из-за этого в школы приходят педагоги, которые сами не умеют многого, чему хотят научить детей. Конечно, есть талантливые учителя, но их очень мало.

«Долго сомневались, нужна ли ребенку спортивная школа» 

В семье продакт-менеджера Валерия Хващевского трое детей: 4-летняя Ксения, 10-летний Владислав и уже почти взрослая 18-летняя Валерия. Все дети ходили в обычные сады и школы, средний сын сейчас учится в школе со спортивным уклоном.

— Младшая дочка сейчас ходит в обычный садик около дома. Мы живем в Лошице, и тут несколько новых садов с бассейнами, адекватной инфраструктурой и хорошими условиями для детей. Сын также ходил в садик около дома, только в соседний. Вообще для нас с женой самое важное — правильные люди рядом с детьми: добрые и терпеливые воспитатели и адекватная заведующая. В обоих случая нам повезло, дети были в надежных руках.
 

Источник фото: Личный архивВалерий с младшей дочерью

10-летний Влад сейчас учится в государственной спортивной школе. Год назад начал заниматься плаванием, его успехи заметили тренеры и позвали в другую школу. С первого по четвертый класс он посещал обычную среднюю школу возле дома. 

— Было сложно принять решение о переводе. Месяц тренер уговаривал нас, ну разве что не угрожал (смеется). Безусловно, спорт это важно, но карьера профессионального спортсмена — это не совсем то, на чем хотелось бы строить будущее сына. Были опасения, что в новой школе акцент будет смещен в сторону спортивных дисциплин. Но убедительность тренера и тот факт, что в новую школу переходила девочка, которая нравится сыну (улыбается), склонили нас к положительному решению. 

Прошел год, и родители ни разу не пожалели. Говорят, что им очень повезло с педагогами: классным руководителем и тренерами — молодыми и увлеченными ребятами, которые по-настоящему вкладываются в детей, говорит папа.

— Нам нравится, что день сына в школьное время занят правильными активностями: в первой половине дня занятия, в 13:00 у них тренировка, которая продолжается до 15:00. Опасения относительно «проседания» по общим предметам, к счастью, не оправдались, требования учителей высокие, по моим ощущениям, даже жестче, чем в предыдущей школе. Влад однозначно окреп физически, стал взрослее, самостоятельнее и чуть более собранным.

Источник фото: Архив героевСупруга с сыном и младшей дочерью

Как и другие современные дети, школьник очень любит смотреть YouTube-блогеров и играть в игры, но с нагрузкой в спортивной школе на это остается не так много времени. При этом перегруженности нет — такой баланс очень важен, подчеркивает папа. Летом он старается привлекать Влада к работам на даче, учит орудовать болгаркой и бензопилой. Также Владу очень нравится брейк-данс, правда, пока эти занятия на «паузе». 

Старшая дочь Лера тоже училась в обычной государственной школе, а после 9 класса поступила в Минский государственный колледж электроники на специальность «Техник-программист». В этом году она уже выпустилась и планирует поступать в БГУИР. 

— Да, программирование увлекло Леру, мне кажется это ее, — делится Валерий. — Какое-то время Лера ходила на курсы ИТ-компании по скретчу (язык программирования), училась в ИТ-академии, а также несколько лет посещала курсы английского. Помимо этого Лера занимается танцами, много катается на велосипеде.
 

Источник фото: Архив героевСупруга со старшей дочерью Лерой

Мыслей о частном образовании у родителей не возникало. Как рассказывает Валерий, на данном этапе их устраивает система образования в Беларуси, если добавить к ней другие активности.

— Проблемы в образовании определенно есть: система не успевает за переменами в мире, программа обучения устарела в колледже, и есть такое же ощущение в отношении университетов. К сожалению, уровень преподавания также не идет в ногу со временем. Тем не менее, государственные учебные заведения в сочетании с подготовительными курсами ИТ компаний позволяют по крайней мере в этой сфере продвигаться и достигать мирового уровня. 

«Дети ходят в гимназию, учиться хотят за границей» 

NET-инженер Анатолий Андров —  отец шестерых детей: самому младшему исполнилось пять лет, а старшая дочь отметила свое 18-летие. Никто из детей в семье не ходил в сад. Второй ребенок Ваня родился через два года после первого, через три года появился Паша, еще через два — Маша. В общем, получалось так, что жена всегда была в декрете и полностью занималась воспитанием и развитием детей.

— Садики нужны больше для социализации, а у нас дома всегда было несколько детей, поэтому они отлично играли и играют вместе, учатся друг у друга и очень быстро развиваются. 

Источник фото: Личный архивПочти вся семья в сборе, за исключением старшей дочери

Самая старшая в семье — Оля. Она училась в государственной гимназии с преподаванием на белорусском языке. В эту же гимназию родители постепенно приводили и остальных детей. 

— Мы считаем, что обучение языкам очень важно для развития мышления детей. У нас все, кроме самых маленьких, знают по четыре языка (русский, белорусский, английский, польский). У средних детей в школе дополнительно еще идет изучение пятого — китайского языка. 

Сейчас родители подумывают о том, чтобы перевести детей в школу около дома (недавно семья переехала в собственный дом в Колодищах). Школа пока в процессе строительства, планируется, что материальная база будет шикарная, отмечает Анатолий. Если преподаватели при этом подберутся не очень сильные, родители готовы нанимать детям репетиторов по тем предметам, которые нужно будет подтянуть. Сейчас на дополнительные занятия с учителями в среднем в семье уходит около 100 долларов в месяц, в год поступления старшей дочери тратили около 200 долларов. 
 

Источник фото: Личный архив героев

Также мама и папа материально готовы поддержать решение детей учиться за границей. Главное, чтобы выбор профессии был осознанным. 

— Старшая дочь выбрала для себя ИТ-сферу и самостоятельно составляла рейтинг вузов, куда хотела бы поступать. Помогла определиться с выбором профессии, кстати, летняя школа программирования у меня на работе — в ISsoft. Дочка до сих пор вспоминает преподавателей оттуда. 

У девушки есть карта поляка, и учиться она захотела в университете в Познани (Польша). Обучение бесплатное, но на английском языке.

— Сейчас Оля уже окончила первый курс, мы помогаем ей осваиваться за границей, оплачиваем общежитие, которое стоит столько же, сколько у нас в Минске съемные квартиры. Самое главное, что ребенок сам выбрал место, где учиться, и хочет развиваться в этой сфере. 

Ване сейчас 16 лет, он также мечтает переехать в Познань. И, как и старшая сестра, смотрит в сторону ИТ.

— Не все дети у нас хотят «уехать поскорее» из Беларуси, как можно подумать. Второй наш сын Павел, например, планирует пока поступать в белорусский вуз, но, возможно, все поменяется, ему пока еще 13 лет. Но вообще мы не ограничиваем детей в выборе вузов и профессий, наша задача — дать им достойное образование, которое им будет нравиться.   

Дополнительными активностями старших детей занимается отец, а с младшими ребятами больше времени проводит жена. Дочери Маше сейчас 11 лет, Артему-Антонию — 9, а Тимуру-Петру — 5, он пока единственный не ходит в школу.

— Двое сыновей у нас занимаются баскетболом в «Баскетбольной мечте», где их тренирует бывший тренер ЦМОК-ов. Ездят в спортивные лагеря, в том числе за границу. Мы даем детям возможность пробовать разное. Оля, например, ходила год в музыкальную школу по классу скрипки. Но через год сменился преподаватель, и она занятия бросила, мы не были против. Мария загорелась как-то игрой на фортепиано и думала пойти учиться. Мы купили ей синтезатор, она «поигралась» и перестала. Зато инструментом заинтересовался Ваня, он импровизирует. А еще по YouTube он научился играть на гитаре и за пару месяцев уже может сочинять соло и играть по аккордам. 

Источник фото: Личный архив героев

Анатолий с сожалением констатирует, что образование в Беларуси с каждым годом становится все хуже. В пример приводит свой опыт.

— Когда я учился на первых курсах университета, старшекурсники в  качестве курсовых делали программно-аппаратные комплексы. Я делал это же задание только в качестве диплома. А после окончания вуза приходил в общежитие и видел, как студенты не могут просто подключить винчестер к компьютеру, о чем может это говорить…

«На дополнительные занятия уходит много денег, но это вложение в будущее» 

Руководитель QA-департамента Марина Лепешко — мама двоих детей. Дочь Валерия уже окончила математическую государственную гимназию. Сыну Кириллу — 11 лет, осенью он пойдет в шестой класс государственной гимназии.

— Когда дочь пошла в школу, частное образование я не рассматривала. Читать про частные школы начала, когда пришло время выбирать место учебы для Кирилла. Но остановилась на государственной гимназии, важным фактором был хороший состав педагогов. Кирилл учится в физико-математической гимназии, при школе посещает дополнительные занятия по математике от БГУ. Также ходит на плавание и занятия робототехникой. На дополнительные активности детей всегда уходит достаточно много денег, но это хорошее вложение в будущее, — считает Марина.
 

Источник фото: Архив героевМарина с детьми
Старшая дочь сейчас рассматривает бесплатное обучение в Чехии. Ее дедушка в советское время много бывал в Чехии по работе, и для него поступление Леры в эту страну имеет особое значение.

— Сейчас Лера выбрала несколько технических государственных вузов в Праге и Брно, где есть специальность «Прикладная информатика/математика». Бесплатное обучение там предусмотрено чешском языке, поэтому дочка учила язык с репетитором на протяжении двух лет.

Источник фото: Архив героевДети Марины с бабушкой и дедушкой

К государственному образованию в Беларуси Марина относится неоднозначно. 

— Советская школа всегда считалась одной из самых сильных в мире, к сожалению, сейчас эта сила теряется с каждым годом. Конечно, у нас есть достойные вузы, замечательные преподаватели, но нет возможности, например, корректировать программу обучения, выбирая дополнительные предметы в университете, на которые хотелось бы сделать больший упор, что давно внедрено в систему высшего образования за границей. 

10 полезных бесплатных приложений, которые смело можно показывать детям

Мы знаем, что многие родители против гаджетов. Но иногда, например, в дороге или во время ожидания в очереди планшет может предотвратить нервотрепку. Вот готовая подборка полезных «залипательных» приложений, которые есть в бесплатном доступе. Сохраняйте в закладки. 
 

Источник фото: pixabay.com

Для самых маленьких

— «Рисовалка!»

В этом бесплатном приложении сначала вместе с ребенком нужно определиться, что вы будете рисовать: транспорт, зверушек, природу или жителей фермы. Дальше используйте бесплатные либо платные шаблоны. Главный герой выбран? Следующий этап — виртуальный лист бумаги и карандаши плюс контур, который нужно обводить пальцем. Можно не выбирать цвет кисти, тогда она будет рисовать радугой, а когда рисунок будет закончен, его герой оживет. Теперь нажмите на него — персонаж начнет танцевать и показывать веселые трюки.
 

Источник фото: mel.fm

— «Сказбука»

В этом приложении можно обучаться всему на свете — читать, считать и даже говорить по-английски. Программа подбирает задачи под каждого ребенка индивидуально, но рекомендованный возраст — от 2 до 7 лет. Вместе с главным героем — радужной зеброй — дети будут проходить интересные квесты, путешествовать и выполнять разные задания. А родители смогут следить за успехами ребенка — для этого есть отдельное меню.
 

Источник фото: mel.fm

— «Miga малыш»

Это музыкальное приложение поможет детям от года до четырех лет познакомиться с миром звуков. Все, что нужно сделать родителю, — выбрать нужную категорию, а дальше ребенок сам сможет тыкать на любые предметы, которые от прикосновения начнут издавать звуки. Например, можно оказаться на ферме, где есть куча животных: от жужжащих пчел и пищащих мышей до фыркающих лошадей и (внезапно!) рычащих львов. А можно перенестись на пляж и под звуки моря сочинять свои мелодии, играя на виртуальном пианино. Приложение бесплатное, но есть встроенные покупки.
 

Источник фото: mel.fm

Puzzle Shapes

Ну и куда же без кубиков? Тем более когда из них можно строить абсолютно любые фигуры! А еще тут есть всеми любимые пазлы. Но давайте по порядку: сначала приложение учит различать фигуры и взаимодействовать с ними, потом задачи усложняются, причем их точно хватит на всю поездку — в приложении более 200 уровней сложности для детей от 2 до 5 лет. Огромный плюс еще и в том, что тут нет всплывающих окон, рекламы — ребенок не будет отвлекать взрослых каждые 5 минут, потому что куда-то не туда нажал. Как пишут разработчики Puzzle Shapes, одной из их целей было создать максимально реалистичное ощущение игры. 
 

Источник фото: mel.fm

— «Первые Слова: Детские игры»

Приложение, которое открывает перед совсем маленькими детьми массу познавательных возможностей. Можно, например, просто просматривать яркие картинки и слушать веселую музыку. Или же изучать транспорт — как он называется, ездит и работает. Еще тут есть мальчик и девочка, которые весело и просто рассказывают о том, как устроено наше тело (без анатомии и физиологии, а на уровне «это глаза, а это уши»). Продвинутый уровень — изучение цифр.
 

Источник фото: mel.fm

Для детей от 6 лет и старше

— «Борьба умов»

С помощью этого приложения можно бросить интеллектуальный вызов друзьям или случайным противникам. Скачиваете, регистрируетесь, а дальше либо находите друга по никнейму, либо выбираете случайного игрока. В одной игре 6 раундов, в каждом из них по 3 вопроса. Сначала вы делаете ход, выбираете одну из трех предложенных категорий, отвечаете на три вопроса. Потом наступает ход противника. Он отвечает на те же вопросы, что и вы. И далее выбирает свою категорию. Вопросы бывают очень легкие, но случается и наоборот. Поэтому интересно поиграть будет не только детям.
 

Источник фото: mel.fm

— «2048»

Игра чем-то похожа на тетрис. Вам нужно соединять кубики так, чтобы в игровом поле оставалось свободное место. Но сделать это можно только при математическом сложении. То есть двойку можно соединить только с двойкой. Получится четверка. Ее нужно соединить с такой же цифрой, чтобы получилась восьмерка. Конечный номинал, которого нужно достичь, чтобы победить игру, — 2048. Если все клетки будут заполнены, то у вас не останется ходов и вы автоматически проиграете.
 

Источник фото: mel.fm

Prodigy

Математический квест на английском языке, в который, по статистике, играют более 50 миллионов человек по всему миру. В приложении размещены математические задачки из школьной программы с 1-го по 8-й класс. Ребенок будет играть за героя, которому нужно помогать выполнять задания — и зарабатывать для него награды.
 

Источник фото: mel.fm

— «Star Walk Kids — Атлас космоса»

Эта детская игра заворожит юных астрономов и увлечет космосом тех, кто был к нему равнодушен. Из приложения ребенок узнает, почему Солнце горячее, сможет ли он перебраться жить на Марс, а потом проверит свои знания в играх и квестах. Большой плюс — понятный интуитивный интерфейс, в котором невозможно запутаться.
 

Источник фото: mel.fm

Play Magnus

Знаете ли вы, что в 13 лет Магнус Карлсен стал гроссмейстером? А в 27 — абсолютным чемпионом мира по шахматам? У ваших детей есть шансы его обыграть. В приложении несколько уровней сложности, которые определяются возрастом Карлсена. Пользователь сам решает, играть ли ему с пятилетним чемпионом или с двадцатилетним. Во время игры приложение также будет рассказывать интересные факты из жизни гроссмейстера. Кстати, говорят, раз в год сам Магнус выбирает лучших игроков приложения и приглашает их сразиться за реальной шахматной доской.
 

Источник фото: mel.fm

Источник: mel.fm

Чем занять подвижного ребенка, когда на улице дождь? Несколько простых идей

Когда на улице плохая погода, а дети жаждут активностей, приходится придумывать для них игры в домашних условиях. Вот какие идеи предлагает мама Jana из Австралии. Она создает для своих сыновей полосы препятствий, а также придумывает другие активные игры.
 

Источник фото: instagram.com@playroomstories

Из клейкой ленты

С помощью цветного скотча можно сделать на полу разные варианты дорожек: змейку, «классики» и лесенку. По ним детям нужно пройти или допрыгать до финиша. Непоседам придется по душе такая идея, особенно, если есть с кем преодолевать полосу препятствий наперегонки.
 

Источник фото: instagram.com@playroomstories

А когда детям надоест бегать по цветным полоскам, они могут покатать по ним машины. Эта идея понравится мальчишкам.
 

Источник фото: instagram.com@playroomstories

Из картона

Можно сделать полосу препятствий из картона, вооружившись ножницами. В качестве элементов используем туннель, трамплины, мостик и кружочки, по которым надо прыгать. Вот какой интересной может получиться картонная трасса.
 

Источник фото: instagram.com@playroomstories

Дети любят лазить внутри туннелей. Такое развлечение для них можно устроить из ненужных картонных коробок. Для этого вырезаем из картонной коробки дуги разного размера и подставки к ним. А чтобы игра получилась более красочной, можно раскрасить дуги в цвета радуги. Суть такой игры достаточно проста: нужно ползком перенести предмет от одного конца туннеля к другому.
 

Источник фото: instagram.com@playroomstories

Из веревки и текстиля

А вот еще один вариант полосы препятствий, созданной из подручных материалов. Нужна веревка, платки или кусочки ткани и деревянный мостик. Ребенок должен пройти ровно по веревке, перепрыгнуть через «тканевые» кочки и пройти через мостик. Можно устроить соревнования на скорость или даже состязания между братьями и сестрами, кто пройдет трассу быстрее.
 

Источник фото: instagram.com@playroomstories

Из деревяшек и камней

Можно раскрасить камни и досточки (или пропустить этот пункт), разложить эти предметы по комнате в виде лесенки, мостика и кочек на болоте. Задача детей — пройтись по созданным дорожкам, удержав равновесие.
 

Источник фото: instagram.com@playroomstories

Из конструктора

Кажется, нет ничего проще, чем сделать дорожку из больших кубиков конструктора. И дети с удовольствием начнут бегать по ней, пытаясь «не упасть с мостика в море». Чтобы сделать прохождение такой дорожки более сложным, можно разложить блоки не ровно, а уложить их друг на друга и сделать несколько пустот.
 

Источник фото: instagram.com@playroomstories

Другие идеи для домашних игр

Кроме полос препятствий можно предложить детям потренироваться в точности. Для этого делаем шарики, например, из ткани или бумаги, просто скомкав ее, а также расставляем цели, в которые надо попасть. В качестве последних могут выступать самые обычные пластиковые контейнеры большого размера или коробки из-под обуви.
 

Источник фото: instagram.com@playroomstories

Отличный вариант игры, которая подойдет для семей с несколькими детьми — забрасывание мячей на территорию противника. Для этого нужно построить из кубиков стену посреди комнаты и разбросать по разные стороны от нее шарики. Вместо игрушечных шариков можно использовать просто скомканную бумагу.
 

Источник фото: instagram.com@playroomstories

10 проверенных книг для дошкольников: про дружбу, ложь и даже про выборы

Выбирать книги для дошкольников всегда непросто: у них еще не до конца сформировались интересы, и понять, что точно понравится, а что нет, получается не всегда. А еще эти истории должны нравиться взрослым, ведь если ребенок влюбится в книгу, то именно родители будут перечитывать ее десятки (если не сотни) раз. Вот десятка проверенных книг — с хорошими текстами и иллюстрациями. 

«Мама Му на качелях», Ю. Висландер, Т. Висландер, С. Нурдквист

Источник фото: mel.fmИздательство «Белая ворона», 2020 год

Летом детям часто бывает скучно. Вокруг все занимаются своими взрослыми делами, а ребенок уже и мультики посмотрел, и книжку почитал, и во дворе погулял — и все не то. Точно такие же чувства одолевают Маму Му — и она со свойственным ей энтузиазмом решает научиться кататься на качелях. Но, сами понимаете, не так-то это просто — соорудить качели, да еще и начать на них раскачиваться, если ты корова. Серию про самую популярную корову в Швеции Маму Му обычно либо любят, либо ненавидят. Кому-то не нравится юмор, кому-то — не такие богатые деталями иллюстрации (рисовал их создатель «Петсона и Финдуса» Свен Нурдквист), кому-то — отсутствие морали. Но все-таки лето на то и лето, чтобы отдыхать от уроков и нравоучений. 

«Муми-тролли и самый последний на свете дракон», А. Хариди, С. Хеккиля, С. Дэвидсон

Источник фото: mel.fmИздательство «Редакция Вилли Винки», 2020 год

Какое может быть лето без уютного мирка муми-троллей? Сразу предупреждаем — это не оригинальный текст Туве Янссон: он адаптирован (и очень хорошо) специально для малышей и прекрасно подойдет, чтобы начать знакомство с Муми-долом. Этот рассказ — о дружбе. Что делать, если тебе кто-то нравится, а ты ему совершенно безразличен? А если твой лучший друг больше понравился вашему новому знакомому, чем ты? И как при этом должен поступить лучший друг? Обо всех тонкостях дружбы успевает рассказать эта небольшая, но увлекательная история. А сопровождают ее прекрасные, очень теплые и летние иллюстрации, которые точно влюбят ребенка в мир муми-троллей.

«Жужа и Коровка спасают малютку», Л. Морони

Источник фото: mel.fmИздательство «Самокат», 2020 год

И еще одна история о дружбе и взрослении, по атмосфере напоминающая уютный Муми-дол. По-настоящему летняя книга, которая начинается с размеренного пикника у дома Жужи и Коровки, но прерывается спасением маленькой гусеницы. Теперь в домике появилось новое существо, которое требует заботы и постоянного внимания. А еще оно все время ест, какает и очень быстро растет (родителям эти явления точно знакомы). Вскоре малышка Дуду становится каким-то непонятным свертком и перестает разговаривать с «родителями», а потом и вовсе меняется и улетает к друзьям: с ними теперь интереснее. Вернется ли она? Читайте, и узнаете.

«Кенгуру Малу», Ж. Годбу

Источник фото: mel.fmИздательство «Поляндрия», 2020 год

Летом детям чаще, чем обычно, не дают переживать плохие эмоции: у ребенка каникулы, фрукты-овощи на столе, делай что хочешь, «что ты все ноешь, займись уже чем-нибудь». Но настроение может испортиться даже без повода. И в этот момент как никогда важна поддержка близких. Вот и к кенгуренку Малу, который прыгает выше всех, прицепилась какая-то серая тучка, и никак ее не получается прогнать. Текста в книге очень мало, но его с лихвой компенсируют иллюстрации, которые нарисовала сама автор — между прочим, бывший художник-иллюстратор студии «Дисней».

«Как починить воображение», Дж. Д. Восс

Источник фото: mel.fmИздательство «Поляндрия», 2020 год

Летом бывает не только плохое настроение, но и плохая погода. И что же делать, если на улице начинается дождь, а придумать, чем бы таким заняться, никак не получается? Конечно же, включать воображение (как часто мы советуем это детям). А вдруг оно сломалось? Тогда срочно надо чинить — в книге как раз дано пошаговое руководство, которое не только скучающим детям в дождь поможет развлечься, но и серьезным взрослым, занятым важными делами, даст возможность на секунду заподозрить в лёгком шуме пролетающую миму фею, а в горе белья заприметить великана.

«Комиссары Гордон и Жаби. Самый большой самый маленький полицейский», У. Нильсон

Источник фото: mel.fmИздательство «Самокат», 2020 год

Эта история — не продолжение про полюбившихся всем комиссаров Гордона и Жаби. Скорее это способ познакомить самых маленьких читателей с жанром детектива, чтобы потом перейти уже к «взрослым» историям Ульфа Нильсона. Главная героиня книги — мышка-соня Пип, которой не дают покоя ее рост и возраст: слишком уж она маленькая, чтобы быть полицейским. Но, как все мы знаем, иногда даже самые маленькие совершают большие поступки.

«Выборы зверей», А. Родригес, Л. Рибейру и др.

Источник фото: mel.fmИздательство «Самокат», 2020 год

Кстати, о больших поступках. У детей наверняка может возникать вопрос: а зачем нужны выборы? А как они проходят? А зачем мы идем в ту белую кабинку? И кто будет победителем? На все эти вопросы расскажут «Выборы зверей», в которой лесное общество оказалось недовольно правителем-львом, выкачавшим воду из реки и устроившим себе бассейн, и решило устроить выборы нового президента. В книге есть словарик, в котором рассказывают и о дебатах, и об агитации, и о тайном голосовании.

«Ложь. Огромная как слон», Т. Робберехт

Источник фото: mel.fmИздательство «Поляндрия», 2019 год

Все мы знаем (и говорим об этом детям), что врать — плохо. Но почему? И что случится, если все-таки соврать? Ну, скажем, сказать, что окно мячом разбил не ты, а младшая сестренка. Ты избежал наказания, и вроде бы все должно быть хорошо. Но что-то не так: какое-то неприятное чувство сначала в животе, а потом и во всем теле. Оно не дает есть, спать, играть с друзьями. Оно такое тяжелое — прямо как слон! Но что же это такое? И как от него избавиться?

«Тильда Яблочное Семечко. Куда пропал Руперт?», А. Х. Шмахтл

Источник фото: mel.fmИздательство «Манн, Иванов и Фербер», 2020 год

А эта книжка — для тех, кто этим летом осваивает навык чтения. Самая первая история про мышку Тильду вообще-то гораздо объемнее, но эту книгу авторы специально сделали небольшой, добавив иллюстраций и убрав сложные предложения, чтобы начинающему читать ребенку было легко и не скучно. В книге четыре детективные истории, после каждой — задание, которое поможет определить, понял ребёнок прочитанное или нет.

«Друзья навсегда», П. Вехтерович

Источник фото: mel.fmИздательство «Стрекоза», 2020 год

И, конечно, самые важные книги — те, которые родители читают в детстве перед сном. «Друзья навсегда» — идеальная история для совместного чтения. Это история о дружбе двух существ, которые не должны были подружиться: хоть кролик и совенок и живут по соседству, но спят-то они в разное время! Но им все-таки удается найти выход. Детям точно понравятся уютные и теплые иллюстрации (ночные — особенно располагают ко сну), а у родителей будет отличный повод поговорить с ребенком о том, что даже тот, у кого другие взгляды и интересы, может стать лучшим другом.

Источник: mel.fm

Вместо уроков биологии. 9 активностей, которые помогут детям изучить природу

Этим летом многие родители не подали заявки в школьные и загородные лагеря. Вопрос, чем занять детей, не теряет своей актуальности. Общественная организация “Ахова птушак Бацькаўшчыны” предлагает родителям 9 активностей, которые помогут заинтересовать детей дикой природой и экологией.
 

1. Пройти курс начинающего бердвотчера (наблюдателя за птицами)

С помощью онлайн-курса вместе с ребенком можно научиться определять 40 самых распространенных городских видов птиц и узнать больше о захватывающем хобби — наблюдениями за птицами (бердвотчинге).

Для удобства курс разделен на тематические модули: «У воды», «У дома», «В парке», «Зимой». В каждом модуле  в конце есть тест, а успешному курсанту выдаётся сертификат. Предлагаем такой формат работы: родитель с ребенком проходят курс вместе или каждый со своих девайсов. Можно обсуждать материалы и делиться открытиями после каждой пройденной темы.

2. «Сфотографировать» дикую природу через веб-камеру

В мире много веб-камер, расставленных по лесам, лугам и даже гнездам для слежения за дикой природой 24/7. Предложите своим детям попутешествовать по миру через эти камеры и понаблюдать за разными обитателями дикой природы.

Предложите им делать «фотоскрин» экрана каждый раз, когда они видят интересных животных и птиц, и присылать вам или в семейный чат для обсуждения.

Вот где, к примеру, можно понаблюдать за двумя гнездами сокола-пустельги из Бреста. А на сайте audubon можно последить за птицами Америки. Лучшие «фотографии» можно запостить в сторис Instagram, отмечая страницу АПБ @apb_birdlife_belarus.
 

3. Сделать свои Instagram-маски по теме дикой природы

Смешные маски захватили интернет. Предложите ребенку сделать свою маску для Instagram. Дети освоят забавную несложную технологию, а заодно покопаются в фотографиях и фактах о дикой природе. Например, можно сделать маску «Какая ты сегодня птица» со случайным смешным изображением пернатых. Вам помогут приложения ARLOOPA и Spark AR Studio. Простые уроки по созданию масок можно найти в интернете по запросу «Как создать маску для Instagram».

4. Учиться у блогеров в социальных сетях

Экоблогеры есть на Youtube, в Instagram, в Tiktok и в других социальных сетях. Предложите ребенку подписаться на трёх блогеров по природоохранной тематике, изучить их ленты и поделиться самыми интересными постами. Например, Lera aloe, ecoblogiya, kristinaplanet, habit_for_planet, greener.with.kristina в Instagram.

Подписаться в соцсетях можно и на экологические и природоохранные организации. На странице АПБ в Instagram дети узнают, что делать, если нашли на земле птенца, и факты о разных белорусских птицах, а Центр экологических решений (ecoidea.by) доступным языком рассказывает, как научиться сортировать мусор.

5. Посмотреть вместе документальное кино  

Можем порекомендовать фильмы «Жизнь птиц» Дэвида Аттенборо, «Большой год», «Расправь крылья», многосерийный фильм «Птицы», «Планета Земля», «Птицы — странствующий народ», «Дом».

6. Пройти курс о «зеленом» образе жизни «Теперь так»

Курс рассчитан на тех, кто понимает, что ресурсы планеты не резиновые. В курсе шесть модулей, обучение проходит через электронную почту. Каждую неделю вы будете получать письмо с практической информацией, как сделать жизнь более дружелюбной к окружающей среде. Затем отобранные вами знания и советы можно передавать ребенку.

Таким образом, у вас появятся общий интерес и совместная деятельность — развитие эко-дружественности. Курс бесплатный, начать можно в любой день. Первый модуль (5 писем) — про раздельный сбор мусора.  

7. Протестировать приложения, распознающие голоса птиц и названия растений

Предложите ребенку установить на телефон приложение BirdNerd (подходит для телефонов с хорошим микрофоном). Оно анализирует птичьи голоса и показывает, кто из пернатых поет. А приложение АПБ Ptushki помогает определить птицу по цвету оперения, форме клюва, месту и сезону встречи и другим характеристикам.

Существуют приложения и для распознавания растений, например, Plantsnap. Можно давать детям задания, например, распознать 5 разных птиц и 5 растений в местном парке или в лесу и поделиться информацией со всей семьёй.

8. Найти птиц в telegram

Недавно у птиц появились свои номера телефонов и Telegram-бот @ptushkabot. Предложите детям позвонить и послушать голоса дикой природы, а заодно пройти тест в Telegram. Номера телефонов птиц можно найти тут. 

9. Поиграть в онлайн-игры

Дети играли и будут играть в компьютерные игры. Это можно использовать для образовательного процесса. По ссылке вы найдете 7 игр разной сложности на природную тематику. Если игры не запускаются сразу, надо отменить в браузере запрет на флеш технологии (инструкцию можно найти в поисковике).