Архив рубрики: Обучение, развитие детей

Что почитать летом? Список книг, которые не оставят равнодушными старшеклассников

Есть немало интересных книг, которые способны увлечь детей не меньше, чем смартфоны с планшетами (по крайней мере мы на это надеемся). Подборка ниже пригодится родителям подростков, которые учатся в 9-11 классах. Если у вас дети младше, напоминаем, что здесь мы писали про крутые книги для школьников 5-8 классов, а здесь — для ребят из начальной школы.

C рекомендациями нам помогала руководитель проектов «Сундучок детских книг» и Mainbooks Татьяне Славинской. По словам эксперта, представленные ниже книги пользуются большой популярностью у детей и их родителей. 

Первая любовь

Книги о первой любви. Честные, жизненные, написанные для современных подростков. В жизни зачастую именно так и бывает, как написано в этих историях.

Давид Гроссман. С кем бы побегать

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. 52-е февраля

Салли Руни. Нормальные люди

Клементина Бове. Ужель та самая Татьяна?

Взросление

Книги о проживании подросткового возраста, о проблемах, с которыми человек сталкивается в этот период, как справиться с трудностями и преодолеть этот этап без потерь.
 

Кристина Гудоните. Дневник плохой девчонки

Соковенина, Шипулина. Зефирный Жора. Крупная кость

Дженнифер Доннелли. Революция

Мария Грипе. Серия «Тени»

Лариса Романовская. Удалить эту запись?

Наталья Евдокимова. Лето пахнет солью

Анна Гавальда. 35 кило надежды

Клас Эвервин. Футбол или жизнь

Сьюзан Хинтон. Изгои, Бойцовые рыбки

Сергей Кузнецов. Живые и взрослые

Роби Харрис. Давай поговорим про отношения. Взросление, новые желания и изменения в теле

Гэри Шмидт. Битвы по средам, Пока нормально

Трудности и их преодоление

Книги, в которых главные герои сталкиваются с очень непростыми жизненными ситуациями, но всегда находят в себе силы справиться с ними, как бы сложно им ни было.
 

Луис Сашар. Мальчик, который потерял лицо

Гэри Шмидт. Беда

Кэти Остлер. Карма

Селия Рис. Ведьмина кровь

Элс Бейртен. Беги и живи

Когда ты не такой, как все

Книги, главные герои которых очень сильно отличаются от окружающих, причем не всегда внешне, зачастую речь идет о различии характеров, точек зрения, систем ценностей и приоритетов. Эти истории помогут, когда ты чувствуешь себя особенным и не понимаешь, как с этим жить. Литература даст ориентиры.
 

Нина Дашевская. День числа Пи

Нина Дашевская. Я не тормоз

Мари-Од Мюрай. Oh, boy!

Мари-Од Мюрай. Умник

Кирстен Фукс. Свора девчонок

Мег Вулицер. Исключительные

Мариам Петросян. Дом, в котором…

Очень взрослые проблемы

Эти книги на очень непростые темы: травля, конфликты с родителями, очень сложные заболевания, смерть, вера, одиночество и непонимание окружающих. Но все истории были написаны именно для подростков, а значит, как бы ни развивался сюжет, в каждой из них будет финал, дающий надежду на то, что с героями все будет хорошо.
 

Дарья Доцук. Голос

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. Пока я на краю, Сиамцы, Я бы на твоем месте, Минус один, Охота на Василиска, Грабли сансары

Дина Сабитова. Где нет зимы

Кристине Нестлингер. Ильза Янда, лет — четырнадцать

Али Бенджамен. Доклад о медузах

Эрик-Эммануэль Шмитт. Оскар и Розовая Дама

А. Беттс. Зак и Мия

Владимир Железников. Чучело

Мег Розофф. Боба нет

Фарли Моуэт. Не кричи. «Волки!»

Репрессии, нарушение свободы воли человека, войны

Основная тема этих книг —  жизнь человека в очень непростые периоды войн и репрессий, когда меняется привычная система ценностей, размываются внешние правила поведения, и единственным критерием правильности принимаемых решений становишься ты сам. Что важно, акцент в каждой из этих книг сделан именно на том, как чувствуют себя подростки и взрослые в складывающихся обстоятельствах, а не на самих обстоятельствах.
 

Тод Штрассер. Волна

Ирена Доускова. Будь Жегорт

Роберт Шареноу. Берлинский боксерский клуб

Евгения Мальчуженко. Куклоиды

Дорит Линке. По ту сторону синей границы

Эжен. Долина юности

Евгения Басова. Уезжающие и остающиеся

Алки Зеи. Леопард за стеклом

Ольга Громова. Сахарный ребёнок.

Юрий Никитинский. Вовка, который оседлал бомбу

Уильям Стайрон. Выбор Софи

Алесь Адамович, Даниил Гранин. Блокадная книга

Светлана Алексиевич. Цикл «Голоса утопии»

Почти учебники

Очень интересные книги о мозге, иммунитете, псевдонауке, а также альтернативные учебники, которые будут интересны прежде всего подросткам.
 

Фрэнсис Э. Дженсен, Эми Эллис Натт. Мозг подростка

Изабел Миньош Мартинш, Мария Мануэль Педроза. Что там внутри?

Дэвид Иглмен. Мозг. Ваша личная история

Дэниэл Дэвис. Невероятный иммунитет. Как работает естественная защита вашего организма

Александр Панчин. Защита от темных искусств

Лидия Канг, Нэйт Педерсен. История шарлатанства

Серия «О чем умолчали учебники» от издательства «ЭНАС- книга»

Классика

Классика, которая легко читается сегодня. Все эти книги динамичны, с непредсказуемым сюжетом, местами интригующим и завораживающим, и финалом, который долго не отпускает. 
 

Оноре де Бальзак. Шагреневая кожа

Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери

Стефан Цвейг. Двадцать четыре часа из жизни женщины, Письмо незнакомки

Андре Моруа. Открытое письмо молодому человеку о науке жить. 

Вудхаус Пелам Гренвилл. Серия «Дживс и Вустер»

Генрик Сенкевич. Камо грядеши

Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея

Кен Кизи. Над кукушкиным гнездом

Дэниел Киз. Цветы для Элджернона

Джером Сэлинджер. Над пропастью во ржи

Эрих Ремарк. Ночь в Лиссабоне

Пауло Коэльо. Алхимик

Алексей Толстой. Аэлита

Сартр Жан-Поль. Стена

Бенджамен Хофф. Дао Винни Пуха. Дэ Пятачка

Фантастика, антиутопии

Книги, с которых фактически начинались эти жанры. Тренды, заданные в этих книгах, до сих пор определяют стилистику авторов, работающих в этом направлении.
 

Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту, Вино из одуванчиков

Джон Уиндем. Во всем виноват лишайник

Курт Воннегут. Колыбель для кошки

Станислав Лем. Сумма технологии

Роберт Шекли. Паломничество на Землю

Артур Кларк. Конец детства

Дуглас Адамс. Автостопом по Галактике

Стивен Кинг. Сияние

Нил Гейман. Никогде

Артур Кларк. Конец детства

Герберт Уэллс. Война миров

Олдос Хаксли. О дивный новый мир

Джордж Оруэлл. 1984, Скотный двор

Сверре Кнудсен. Фабрика без сердца

Беатриче Мазини. Дети в лесу

Роберт Зоннтаг. Сканеры

Биографии, публицистика

Биографии известных бизнесменов, финансистов, ученых, а также публицистические книги, которые приоткроют занавес разных профессий.
 

Ричард Фейнман. Не все ли равно, что думают другие?

Питер Медавар. Советы молодому ученому

Фрэнсис Крик. Что за безумное стремленье!

Марк Блок. Апология истории

Генри Киссинджер. Мировой порядок

Джаред Даймод. Ружья, микробы и сталь. история человеческих сообществ

Бенджамин Франклин. Время — деньги. Автобиография

Антон Долин. Как смотреть кино

Дмитрий Быков. Один

Леонардо да Винчи. О науке и искусстве

Джеймс Уотсон. Двойная спираль

Генри Форд. Генри Форд. Моя жизнь, мои достижения

Астрид Линдгрен. Этот день и есть жизнь

Урсула ле Гуин. Время, занятое жизнью. Размышления волшебницы Земноморья

Эрвин Шредингер. Что такое жизнь?

Алан Тьюринг. Вычислительные машины и разум

Збигнев Бжезинский. Великая шахматная доска

Поль Крюи. Охотники за микробами

Ева Склодовская-Кюри. Мария Кюри

Паола Волкова. Мост через бездну

Вырастить ребенка-билингва реально. Как это сделать: опыт мамы-переводчика

Недавно мы писали о том, с какого возраста нужно начинать изучение иностранного языка. Нейропсихолог и преподаватель школы иностранных языков посоветовали стартовать не ранее 3-4 лет, поскольку осваивать мир и параллельно изучать два языка (родной и иностранный) может быть сложно для ребенка. Но как же тогда вырастают дети-билингвы? Публикуем отзыв к материалу от Светланы — мамы уже взрослого сына, который с рождения говорит на двух языках.
 

Источник фото: Unsplash.com

— Уже не в первый раз я читаю рассуждения о двуязычном воспитании детей и, наконец, решила высказать свое мнение, основанное не только на обширной литературе по теме двуязычия, но и на личном опыте. Такой же методикой успешно пользовались многие преподаватели «иняза» (сегодняшний МЛГУ), которые разговаривали на иностранном языке со своими детьми с момента их рождения.

С детства говорила на немецком и с сыном повторила этот опыт

В возрасте 8-14 лет я жила в ГДР, где служил мой отец. Когда вернулась в Союз, даже думала на немецком. В школьные годы занимала первые места на республиканских олимпиадах по немецкому языку. На четвертом курсе заняла третье место на всесоюзной олимпиаде для студентов институтов иностранных языков, уступив детям московских дипломатов, которые выросли в Германии.

Получила диплом «иняза» с отличием. Работаю по специальности переводчиком. С сыном начала говорить на немецком языке с его рождения и продолжаю до сих пор (ему 28 лет).

В старших классах гимназии он занимал первые места на республиканских олимпиадах. Немецким владеет на уровне родного, по работе консультирует немецких клиентов.

«Наши мамы не развлекали нас часами». Как научить детей играть самостоятельно

Многие родители жалуются на то, что дети не умеют сами себя развлекать. Они постоянно дергают взрослых, просят с ними поиграть и мешают заниматься домашними делами. Особенно остро эта проблема проявилась во время вынужденной изоляции из-за вируса, когда многие дети перестали ходить в детский сад и школу. Мы узнали у психолога Ирины Щербо, как исправить ситуацию. 

Мы пытаемся компенсировать то, что не получили в детстве

Психолог считает, что современные мамы стараются дать детям буквально все и сразу, порой даже сверх меры. И причина тому — детство в 90-х, когда родителям приходилось искать любые возможности заработать, времени на детей просто физически не хватало. 

— Мы как будто хотим компенсировать своим детям то, что сами недополучили в детстве. Стремимся окружить их лаской и заботой, спасти от любых жизненных невзгод, помочь в случае любой, даже самой крохотной проблемы. И если мы в детстве ходили в ясли без памперсов, сами ели, одевались и развлекали себя, то современные дети гораздо менее самостоятельные. Причина кроется в материнской любви и гиперопеке.

Задариваем детей игрушками

Еще одна причина, которая следует из первой. Родители сейчас буквально «заваливают» детей игрушками, утверждает психолог. И это не дает детям развить навыки самостоятельной игры:

— В детстве мы сами придумывали себе игры, представляли, что палка — это конь, а мяч — это горячая картошка. Игрушек было не так много, дарили их нам дарили только на праздники. Современным детям не нужно обыгрывать в разных ситуациях одну и ту же игрушку, как это было в нашем детстве. Сегодня дети играют с новой вещью день-два. А потом забрасывают ее на дальнюю полку в ожидании новой покупки.

Кроме того, по мнению психолога, современные игрушки зачастую не самые многофункциональные, с ними сложно придумывать новые игры. Это плохо влияет на развитие воображения и навыков самостоятельной игры у детей.

Постоянно участвуем в играх ребенка

Современные мамы постоянно контролируют, в какую игру играет ребенок и «правильно» ли он это делает. Стараются всему детей научить и не дают возможность самим проявить фантазию. И ребенок быстро привыкает к тому, что мама всегда участвует в игре. Он не понимает, как можно играть отдельно от мамы, по своим правилам. Всегда ждет ее участия, толчка, совета», рассказывает психолог.

Кроме того, ошибка многих родителей в том, что они создают идеальные условия для игр.

— Мама всегда играет с удовольствием и подыгрывает. С ней не надо договариваться и идти на уступки, как в случае со сверстниками. Для ребенка это удобно. Он привыкает к такому сценарию. Но это может привести к тому, что ребенок так и не научится играть со сверстниками на равных. И он будет снова и снова приходить к маме, ведь с ней ему играть интереснее всего.

Как развить самостоятельность у ребенка?

Если вы заметили, что ребенок не может без вас играть, учиться, обслуживать себя в быту, психолог советует задуматься. 

— Возможно, вас слишком много в жизни ребенка. Если вас это устраивает, то будьте готовы и дальше решать все его проблемы до самой старости. Но если вы посмотрели на эту ситуацию другими глазами и увидели явную проблему, то приступайте к ее решению.
 

Источник фото: unsplash.com

Вот несколько простых рекомендаций для родителей, которые хотят научить детей большей самостоятельности.

Если ребенку от 2 до 5 лет:

— уберите из детской комнаты лишние игрушки, а также слишком яркие детали интерьера;

— оставьте ребенку 7 актуальных игрушек, которые будут лежать на видном месте в свободном доступе;

— если ребенок играет только с вами, старайтесь создавать такие условия, чтобы постепенно расстояние между вами увеличивалось. Ребенок играет за столом, а вы можете сидеть на диване. Не вкладываете ему в руку детали от пазла, а просто наблюдайте за процессом. Это не значит, что теперь вы вообще не должны играть с ребенком и уделять ему внимание. Просто делайте это дозированно;

— покупайте ребенку игрушки, с которыми можно придумать разные игры. Например, не машину на пульте управления, а машинку, с которой можно играть по-разному: катать руками, загружать в кузов груз, сажать в кабину водителей;

— почаще оставляйте ребенка одного в комнате с игрушками и не спешите предлагать ему поиграть вместе. Даже если вы видите, что он сам не может придумать себе занятие;

— не вмешивайтесь в самостоятельную игру, даже если это, на ваш взгляд, игра не по правилам. Наоборот, хвалите за самостоятельность и проявление фантазии;

— если играете с ребенком, выигрывайте и спорьте, имитируя реальные условия жизни. Как правило, в семье с несколькими детьми этот вопрос решается автоматически. Главное, не говорите: «Уступи маленькому!»;

— не перебарщивайте с «развивающими игрушками». Обычная сюжетная игра в дошкольном возрасте позволяет ребенку познать мир, развивать фантазию и нестандартность мышления, учит проявлять самостоятельность. А развивашка — это просто «натаскивание» по какому-то из направлений. Ребенок играет с развивающими игрушками по строгим правилам, действуя чаще всего шаблонно;

— постарайтесь, чтобы у ребенка были домашние обязанности. Это научит его планировать и поэтапно выполнять определенные действия, что поможет ребенку в будущем учиться самостоятельно.

Если ребенку 5 лет и старше:

— создавайте ситуации, в которых ребенку надо что-то придумать, посмотреть на ситуацию под другим углом, порассуждать.

— отложите в сторону гаджеты, которые плохо сказываются на познавательной активности ребенка;

— создавайте условия для взаимодействия со сверстниками (родители в таком возрасте уже должны уйти на второй план в игре);
 

Источник фото: pixabay.com

— придумайте для ребенка ежедневные обязанности, например, застилание кровати и поливание цветов. Следите за выполнением домашних дел, а за нарушения — «штрафуйте»;

— научите ребенка учиться без вас. Если он умеет играть самостоятельно, то скорее всего поймет, какую книжку открыть, где и что прочитать. Если ему это дается с трудом, то можно составить с ребенком алгоритм выполнения домашних заданий. Для наглядности можно использовать мнемотаблицы или визуальное расписание. По сути это план в картинках, с помощью которого детям проще понять, какие действия и в какой последовательности надо выполнять;

— давайте ребенку возможность проявить свою фантазию и творчество. Это могут быть занятия рисованием, кружок актерского мастерства или просто возможность разрисовать стены в детской комнате;

— учите детей принимать решения и рассуждать о последствиях выбора. Пусть ребенок сам решает, нужно ему сейчас заниматься тем или иным делом или нет. И важно, чтобы он учился оценивать последствия своего решения;

— создавайте условия для разнообразных занятий и игр с учетом предпочтений ребенка. Пусть он сам выбирает для себя игрушки, спортивное снаряжение. Если будет стоять выбор между скейтом, который хочет ребенок, и книгой, которая приглянулась маме, то стоит задуматься. Когда скейт подходит ребенку по возрасту, маме лучше уступить. С теми вещами, которые дети выбрали себе сами, они играют с гораздо большим удовольствием. 

Что почитать летом? Альтернативный список книг для младших школьников

Обычно на летние каникулы учителя дают детям список обязательной к прочтению литературы. Мы предлагаем дополнить школьную подборку книгами, которые дети будут читать взахлеб. Альтернативный список разделим на три части по возрасту — для младших школьников, детей средних классов, а также для старшеклассников. Сегодня порадуем родителей самых юных читателей. 

За рекомендациями мы обратились к руководителю проектов «Сундучок детских книг» и Mainbooks Татьяне Славинской. По словам эксперта, представленные ниже книги пользуются большой популярностью у детей и их родителей, это настоящие бриллианты в мире книг. 

Книги, которые легко читать самому

Книги с картинками, крупным шрифтом, больших межстрочным интервалом, увлекательным динамичным сюжетом. Их легко читать, при этом в каждой книге более 60 страниц, то есть их хватит не на один день. Я особенно рекомендую этот список тем, кто окончил 1 класс.
 

Ник Шарратт. Кот и Король, Отличная работа для Кота и Короля

Ульрике Кауп. Куда пропала Бабуля Плюш, Тайна похитителя пирожных

Сильвия Ванден Хейде. Серия «Лис и Зайка»

Валери Томас. Истории про ведьмочку Винни из серии «Абракадабра»

Алекс Т. Смит. Клод гуляет по городу, Клод на каникулах

Крис Ридделл. Оттолина и Пурпурный Лис

Джеронимо Стилтон. Фургон цвета сыра, Таинственная рукопись Нострадамыша 

Мифы Древней Греции для детей в пересказе Рассела Пантера

Детективы

Все эти детективы написаны для детей, а потому они яркие, интригующие, с увлекательным запутанным сюжетом и обязательным happy end.

Ульф Нильсон. Серия «Комиссар Гордон»

Холли Вебб. Серия «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива»

Алекс Смит. Мистер Пингвин и утраченное сокровище

Эби Лонгстафф. Серия «Загадки старинного поместья»

Анна Старобинец. Зверский детектив

Бертман Чемблисс. Книжный сыщик

Приключения

В этих книгах ребенок найдет самые разные приключения: путешествия в разные эпохи от динозавров до средневековой Японии, интригующие истории, которые разворачиваются в музее и на островах, где живут пираты, а также книги, в которых главными героями являются животные.
 

Э. Конигсбург. Из архива миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире

Мэри Поуп Осборн. Серия «Волшебный дом на дереве»

Эдвард Игер. Половина волшебства

Джуди Блум. Шейла Великолепная

Джуди Блум. Суперфадж

Джинни Бердселл. Серия «Пендервики»

Джеймс Паттерсон, Крис Грабенстейн. Серия «Охотники за сокровищами»

Клаус Хагерюк. Девочка, которая любила читать книги 

Диппер и Мэйбл. Сокровища Пиратов Времени

Крис Колфер. За гранью сказки

Холли Слоун. Опоссум по имени Апельсинка

Ян-Олаф Экхольм. Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие.

Нина Дашевская. Тео — театральный капитан

Жильбер Делаэ. Приключения Маруси

Джеральд Даррел. Летающий дом

Роальд Даль. Матильда. БДВ, или Большой Добрый Великан. Данни- чемпион мира.

Джоан Кэтлин Роулинг. Гарри Поттер

Трентон Стюарт. Серия «Тайное общество мистера Бенедикта»

Приключения в школе

Название говорит само за себя. В этой рубрике собраны книги, события которых разворачиваются в школе между одноклассниками и, что особенно интересно, между учителем и учениками. Многие из этих историй довольно ироничные и вызывают улыбку.
 

Тимо Парвела. Серия книг про Эллу и ее друзей

Юрий Никитинский. Призрак соседнего дома

Линда Хант: Невероятный мир глазами загадочной Элли

Эндрю Клементс. Фриндла

Михаил Раскатов. Пропавшая буква

Виктория Ледерман. К доске пойдет… Василькин! Уроков не будет! 

Андрей Жалевский, Евгения Пастернак. Гимназия №13, Хочу в школу, Время всегда хорошее

Волшебные истории

В каждой из этих историй есть волшебство. В разный вариациях: либо главные герои фантастические (феи, драконы, вампиры и т.п.), либо истории написаны на основе известных мифов, либо имеют отсылку к алхимии и превращениям.
 

Штефани Дале. Земляничная фея. Большая книга приключений

Холли Вебб. Серии «Лотии и волшебный магазин», «Хранитель Пенхэллоу», «Школа моей мечты!»

Софи Кинселла. Серия «Моя мама-феечка»

Гарриет Манкастер . Серия «Очень необычная фея»

Серия «Любимые мифы для детей» от издательства АСТ: «Вилли Винки»

Грейс Лин. Где гора говорит с луной

Вивиан Френч. Лучшие истории о рыцарях и драконах

Селвин Фиппс. Общество Исследователей Единорогов

Шарлотта Хаберзак. Серия «Таинственная посылка. Фантастические приключения»

Анна Руэ. Серия «Аптека ароматов»

Озорные книжки

Это книжки, читая которые, ребенок будет улыбаться и смеяться. Их главные герои — озорные фантазеры, с которыми постоянно случается что-то забавное: то они устраивают пикник на автобусной остановке, то первоапрельский розыгрыш, а иногда раздают вредные советы о том, как лучше себя вести.
 

Григорий Остер. Дети и Эти. Вредные советы.

Анни Шмидт. Грязнулька

Гудрун Мебс: Бабушка! — кричит Фридер. Сборник

Барнет, Джон. Майлз и Найлз. Кошмарный дуэт

Энн Файн. Дневник кота-убийцы. Все истории

Наринэ Абгарян. Манюня. Все приключения Манюни, смешные и невероятные

Познавательные книжки

Книжки для тех, кто даже летом хочет продолжать учиться. Они про то, как все устроено (даже мы с вами), про то, как это все исследуется. В книгах можно найти эксперименты, которые легко поставить дома. 
 

Томислав Сенчански. Введение в науку! Что такое химия, физика, биология

Мартин Содомка. Серия «Технические сказки» про то как собрать автомобиль, самолет, мотоцик, построить дом и железную дорогу

Люси и Стивен Хокинг. Серия «Джордж»

Джон Фарндон. Большое путешествие по телу человека

Марис Уикс. Театр человеческого тела

ЛеБом, ЛеБом. Как это работает. Исследуем 250 объектов и устройств

Хайди Трпак. Вилли вирус. Знакомство с миром простуды и насморка

Ланда, Боэрле. Путешествие в мир клетки. Нескучная наука

Кен Дженнингс. Серия «Руководство юного гения»

Николай Ганайлюк. Эксперименты профессора Николя для детей и родителей

Классика, которая легко воспринимается сегодня

Классика — это книги, которые родители в первую очередь рекомендуют прочесть своим детям. Но, увы, не вся классическая литература нравится современным юным читателям в силу тематики, особенностей динамики текста и развития сюжета. В подборке — книги, которые относительно легко воспринимаются сегодня. Особенно летом. Особенно на даче, когда ты без телевизора и гаджетов сидишь в укрытии, а на улице гром и ливень.

Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера

Ян Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали

Марк Твен. Приключения Тома Сойера

Жюль Верн. Вокруг света в восемьдесят дней

Жюль Верн: Таинственный остров

Артур Конан Дойл. Затерянный мир

Даниель Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо

Роберт Стивенсон. Остров сокровищ

Кнігі на беларускай мове

Кнігі на роднай мове, якія вельмі цікава і лёгка чытаць.
 

Ціма Парвела. Эла і сябры

Эрін Мозер. Неверагодныя гісторыі на дабранач.

Ганна Янкута “Кот Шпрот і зніклы мышамабіль”

Василь Дранько-Майсюк. Таямніцы нашага садка

Галіна Удавічэнка. 36 і 6 катоў

Катажына Рырых. Лапуховае поле

Сара Лундберг. Птушка ўва мне ляціць, куды захоча

Юя Висландер, Лота Гефенблад. Ёрдзіс

Роўз Лагеркранц, Эва Эрыксан. Маё шчаслівае жыццё

Серыя “Дванаццаць месяцаў”

Серыя «Поры года».

Как увлечь ребенка рисованием: несколько свежих идей

Многие дети любят рисовать, и у нас есть несколько идей, как разнообразить это занятие. Необязательно рисовать кисточкой на листе бумаге, попробуйте и другие техники. 

Рисуем пальцами и ладошками

Если фантазия у родителей ушла в самоизоляцию, вот вам готовые идеи для рисунков с отпечатками ладоней. Для малышей лучше купить безопасные пальчиковые краски, для детей постарше подойдет обычная акварель или гуашь. 

Источник фото: instagram.com@montessoriaktiviteleri

Чтобы ребенку было интереснее творить, можно заранее нарисовать на листах бумаги шаблоны. Например, это могут быть стебли, к которым ребенок пальцами дорисует лепестки и листья. И у малыша легко получатся цветы. Магия!
 

Источник фото: instagram.com@hotcoffee_creativekids

Рисуем ватными палочками

Обычными ватными палочками можно создавать самые разные образы. С их помощью легко изобразить капли дождя, листья деревьев или любимые детьми одуванчики.
 

Источник фото: instagram.com@toddleratplay

Подключаем к процессу рисования игрушки

Чем еще можно заменить кисти? Например, машинками или игрушечными насекомыми. Они будут оставлять на бумаге интересные отпечатки.

 Источник фото: instagram.com@play.and.learn.activities

Источник фото: instagram.com@happytoddlerplaytime

Делаем отпечатки цветов

Летом вместо кисточек можно использовать соцветия. Например, одуванчики или ромашки, которые станут отличными штампами для рисования.

Источник фото: instagram.com@rachelmoffatt13

Источник фото: instagram.com@toddleratplay

Используем пипетки

Такая необычная техника рисования носит называется каплетерапией. Ее часто используют для улучшения координации рук и подготовки к письму.

Задумка проста: на лист бумаги нужно положить или приклеить ватные диски и налить в стаканчики разноцветные растворы гуаши. Ребенок будет набирать пипеткой растворы и капать на ватные диски.

Чтобы ему было интереснее, можно дорисовать к ватным дискам ножки, лапки и усики. Так у вас получатся гусеницы, ежики, божьи коровки, которые и будет раскрашивать ребенок.

  Источник фото: instagram.com@mommy84blog

Источник фото: instagram.com@fiddling_to_two

Штампы из втулок от туалетной бумаги

Многие дети любят рисовать штампами. Сделать их можно из подручных средств, например, из втулок от туалетной бумаги. Ими можно оставлять самые разные отпечатки: от кругов до сердечек. Важно лишь заранее придать втулке нужную форму.

Источник фото: instagram.com@toddleratplay

Источник фото: instagram.com@easy_childhood_fun

Рисуем на молоке или соли

Рисовать можно не только на обычной бумаге, но и на молоке. Для этого понадобится плоская емкость, молоко, жидкость для мытья посуды, ватные палочки и растворы красителей.

Налейте в емкость немного молока, капните немного жидкости для мытья посуды, а наверх — пару капель разных красителей. Пусть ребенок водит ватной палочкой по поверхности молока. У него получатся красивые разводы.

Источник фото: instagram.com@inspired_little_learners

Источник фото: instagram.com@inspired_little_learners

Альтернативный вариант — поднос с солью. На нем с помощью цветных растворов гуаши и пипеток ребенок сможет нарисовать разные узоры. Цветные разводы будут красиво расплываться на соли и смешиваться друг с другом, образуя новые оттенки. Вместо подноса можно использовать обычный лист бумаги. Только надо заранее нанести на него клей ПВА, насыпать соли и дать высохнуть.
.

Источник фото: instagram.com@artkivebox

Источник фото: instagram.com@toddleratplay

Проявляющиеся рисунки

Рисование акварельными красками можно сделать интереснее с помощью одной хитрости. Заранее нарисуйте  на бумаге белым восковым карандашом буквы или рисунки (именно белым, чтобы ребенок не заметил его на листе бумаги). А потом предложите ребенку зарисовать лист акварельной краской. Когда малыш увидит, как через краску проявляются рисунки, его восторгу не будет предела. 
 

Источник фото: instagram.com@toddleratplay

Таким образом, кстати, можно выучить с ребенком алфавит. Учить буквы в процессе рисования намного интереснее, чем просто заниматься по букварю.
 

Источник фото: instagram.com@mommy84blog

 

За сто лет девочки стали созревать на 6 лет раньше. Куда уходит детство?

Еще в XIX веке история Гумберта и двенадцатилетней Лолиты просто не имела бы смысла: девочки в то время еще не созревали так рано. Но возраст вступления в пубертат у людей снижается уже вторую сотню лет и не думает останавливаться, рассказывает научно-популярное издание N+1. Значит ли это, что мы теряем годы детства? И стоит ли вернуть их обратно?

Источник фото: pixabay.com

Движение вниз

В 1860 году девичья зрелость наступала в 17 лет. В 1910-м — уже в 14. Полвека спустя, в 1960-м году — в 11 лет. За сто лет девочки начали созревать на 6 лет раньше. Куда, казалось бы, дальше? С тех пор тенденция замедлилась, но понемногу берет свое: в 2019 году пубертат начинался в среднем в 10,1 года.

Мальчики, как водится, немного отстают от девочек — как в скорости развития, так и в темпах его ускорения — но закономерность справедлива и для них: начало полового созревания сдвинулось за последние 15 лет по меньшей мере на несколько месяцев.

Найти достоверные данные по мальчикам непросто: большинство исследователей работают с девочками. В этом есть свой резон. Половое созревание не совершается в одночасье, это долгий многостадийный процесс. Чтобы как-то документировать прогресс, процесс созревания разбивают на условные точки — например, так устроена шкала Таннера: пять этапов развития в зависимости от размера, формы и оволосения наружных половых органов. Сейчас чаще всего под словами «начало пубертата» подразумевают стадию 2 по Таннеру — появление первых характерных волосков (кроме того, на этой стадии начинают расти половые железы, но это не всегда легко заметить и можно перепутать, например, с ожирением).

Источник фото: nplus1.ruВремя первой менструации у девочек в Нидерландах, Болгарии, Хорватии, Германии, Венгрии и Италии (S. M. P. F. de Muinck Keizer-Schrama et al. / Human Reproduction Update, 2001)

Но до того, как Таннер придумал свою классификацию (то есть до 1962 года), унифицировать измерения было куда сложнее. Чаще всего скорость развития оценивали по возрасту начала первой менструации (менархе). Это удобный параметр, который можно легко измерить, просто спросив девочку или ее родителей. Память, конечно, может их подвести, и тогда погрешность измерения окажется порядка года, зато можно обойтись без физического осмотра и пальпации (то есть ощупывания) половых органов. Поэтому большинство данных, которые дошли до нас с начала ХХ века и раньше, основаны именно на времени менархе.

Мальчиков же природа не снабдила таким удобным и однозначным признаком, и хотя иногда исследователи отсчитывают их пубертат с возраста первой эякуляции (спермархе), про созревание юношей мы знаем куда меньше.

С девочками, конечно, тоже все неоднозначно. Набухание половых желез обычно начинается за несколько лет до менструаций (которые соответствуют примерно пятой стадии по Таннеру). От этого возникают нестыковки: созревание в 14 лет на начало ХХ века намерили еще по менархе, а в 10 лет на начало XXI века — уже по Таннеру (поэтому честнее было бы сказать, что за полторы сотни лет возраст созревания упал не на 6 лет, а на 4). Кроме того, каждое из этих событий молодеет по собственной траектории. И если тенденцию к снижению возраста менархе отмечают немногие, то в отношении второй стадии по Таннеру (с которой как раз и начинается развитие «женственной» фигуры) разногласий не возникает: она все глубже уходит в детство.

Логика лолит

В этом есть своя логика. Согласно распространенной точке зрения, в истории становления человека не обошлось без неотении — эволюционного процесса, в ходе которого особи внутри вида достигают половозрелости, сохраняя многие детские черты. Классическим примером неотении обычно называют аксолотля — личинку американской хвостатой амфибии амбистомы, которая способна размножаться, оставаясь личинкой, и превращается во взрослое существо лишь при определенных условиях (например, если ее переселить в холод или вколоть дозу гормона тироксина). Люди же в этом смысле больше похожи на протея (еще одну амфибию) или голого землекопа — мы никогда не становимся взрослыми до конца.

Несмотря на то, что идея о неотении в эволюции человека пока остается гипотезой, фактов в ее поддержку собрано уже немало: даже после полового созревания мы скорее похожи на детеныша обезьяны, чем на взрослую особь — подобно тому, как голые землекопы всю свою долгую подземную жизнь напоминают крысят. У нас непропорционально (для обезьяны) большая голова и светлая кожа, мало волос на теле и нет ярко выраженных надбровных дуг, кости черепа тонкие, а зубы маленькие.

Источник фото: nplus1.ruЧерепа взрослой особи и детеныша человека (слева) и капуцина (справа) (Vladimir P. Skulachev et al. / Physiological Reviews, 2017)

Можно было бы предположить, что неотения продолжается, и люди созревают все раньше, в остальном оставаясь детьми. В таком случае ранний пубертат не обязательно означает для нас конец детства — наоборот, оно должно растягиваться, захватывая все больший отрезок нашей жизни.

И действительно, в последнее время появляются свидетельства тому, что развитие человека не заканчивается после полового созревания: например, отростки нервных клеток продолжают ветвиться и покрываться миелиновыми оболочками и после 20 лет. А недавно австралийские медики и вовсе предложили растянуть понятие юности (adolescence), правда, за хвост: от принятых сегодня рамок 10-20 лет перейти к новой трактовке — 10-25 лет, от начала пубертата до окончания развития.

Источник фото: nplus1.ruМедицина делит человеческий возраст на разные категории. Австралийские ученые предложили удлинить пубертат на пять лет (в центре) (Susan M Sawyer et al. / The Lancet Child & Adolescent Health. 2018)

 

Однако если мы посмотрим на более старые данные, то окажется, что тенденция к снижению возраста полового созревания существовала не всегда. В XI веке, судя по медицинским трактатам, менструации у девочек начинались в 14-15 лет, а в XIII веке — в 12-13 лет, прямо как у наших современниц. Сведения о том, что было дальше, до нас доходят обрывками, и мы не знаем, что именно происходило с возрастом менархе, пока он не вырос до 17 лет к 1860-м годам. А дальше началось уже хорошо задокументированное снижение. Все это вместе уже не похоже не только на продолжение неотении, но и вообще на какую бы то ни было единую тенденцию — кажется, здесь поработали сразу несколько факторов.

Кто крадет детство

Почему детство в разные периоды нашей истории прощалось с нами то раньше, то позже? Возможно, дело не в эволюции, а в статистике — сейчас исследователи анализируют данные по тысячам детей, а средневековых скелетов у нас намного меньше. Возможно, дело также и в том, что современные ученые стараются подбирать максимально разношерстный состав участников, в том числе, включают в исследование много афроамериканцев, которые примерно на год обгоняют европейцев в половом развитии.

Но чаще всего в ускоренном или замедленном наступлении пубертата обвиняют то, что мы едим. Например, считается, что именно из-за дефицита пищи средневековые лондонцы созревали позже и дольше, чем их деревенские сверстники — пубертат мог затянуться аж до 21 года. «Первый мир» стал есть существенно больше или лучше за последние полтора века, и несложно представить себе, что от этого его дети стали лучше и быстрее расти. Эта гипотеза, правда, не позволяет объяснить сразу все многовековые приключения возраста менархе. Например, остается вопрос: почему в последние десятки лет европейцы и североамериканцы продолжают созревать все раньше и раньше? Потому ли, что кушают лучше и лучше?

Источник фото: nplus1.ruКак росло потребление мяса в мире с 1961 по 2013 год по данным FAO (OurWorldInData.org/meat-production / CC BY)

В этом есть определенная доля истины. Избыток пищи не проходит даром и превращается в организмах современных людей в жировые отложения. Но жировая ткань — это не просто кладовая с запасами, это полноценный орган, который включен в обмен веществ тела и управляет им с помощью своих гормонов.

Например, жировая ткань производит ферменты, которые превращают андрогены в эстрогены. А в больших количествах жир вызывает гиперинсулинемию, в ответ на которую падает концентрация гормон-связывающего белка ГСПГ в крови — и еще больше половых гормонов получают шанс добраться до клеток. Все это приводит к тому, что ожирение ускоряет половое созревание — причем как у девочек, так и у мальчиков.

Но даже если у ребенка нет лишней жировой прослойки, это не значит, что в работу его половых желез никто не вмешивается извне. Многие ученые обвиняют в преждевременном созревании детей целый спектр ароматических веществ — их называют endocrine disrupting chemicals, что иногда переводят как «эндокринные дерегуляторы» — они по структуре настолько напоминают половые гормоны, что их узнают соответствующие рецепторы на клетках. Такими ускорителями пубертата называют, например, ДДТ или фталаты, которые где только не используются, от оболочки таблеток и клея до контейнеров для еды и косметики.

Правда, влияние эндокринных дерегуляторов на пубертат не так очевидно, как в случае с ожирением. Исследования этой взаимосвязи проводят обычно на детях в развивающихся странах, у которых больше шансов столкнуться, например, с тем же ДДТ в быту, и неизвестно, насколько эти результаты применимы к развитым странам. К тому же, данные разных экспериментов не всегда стыкуются друг с другом. Кроме того, в большинстве случаев признаки ускоренного созревания (например, набухшие молочные железы) исчезают после того, как ребенок прекращает контактировать с источником вещества. Поэтому непонятно, можно ли всерьез обвинять эндокринные дерегуляторы в том, что они заставляют людей созревать раньше времени.

Наконец, пубертат может нагрянуть раньше или позже еще и под действием стресса. Логика здесь, видимо, такая: гормоны стресса (в первую очередь, кортизол) обычно подавляют производство половых гормонов у взрослых, но у детей все наоборот, и связь между этими гормонами положительная. Вероятно, этим можно объяснить необычную коллекцию стрессовых факторов, которые оказались связаны с ускоренным созреванием в разных исследованиях: среди них, например, физические угрозы, нестабильность в семье, сексуальное насилие, частые переезды и даже природные катастрофы (землетрясение в Китае 2008 года). Вероятно, таким образом могут влиять на подростков ситуации, которые не связаны с голоданием и дефицитом ресурсов (в таких случаях пубертат, наоборот, логично отложить на потом). Так или иначе, ученым еще предстоит составить (если это вообще возможно) детальный список ситуаций, которые сдвигают пубертат в ту или другую сторону, прежде чем делать выводы о том, помогает ли это объяснить сложившуюся тенденцию.

Детство, вернись

Мы до сих пор не знаем, какое время для полового созревания подходит современному человеку лучше всего. И непонятно, стоит ли нам в этом отношении равняться на идеал средневековья или иных времен.

Источник фото: pixabay.com

Единственное, что мы знаем наверняка, так это то, что в ускоренном пубертате нет ничего хорошего. Он не дает современным людям больше шансов выжить или оставить потомство, зато влечет за собой неприятные побочные эффекты, вроде депрессии или расстройства пищевого и социального поведения.

Поэтому сдвиг начала полового созревания, который мог бы порадовать Гумберта Гумберта, вызывает лишь тревогу в научном сообществе. Вероятно, нам не стоит ограничиваться позицией наблюдателя и мириться с новой нормой, а вместе этого продолжать искать причины «движения вниз» и попробовать вернуться в точку «золотого конца детства», которую мы, кажется, проскочили в какой-то момент за последние полтора столетия.

Источник: nplus1.ru

Как развлечь детей в плохую погоду. Держите несколько идей

Когда погода не очень радует, а дома дети «переиграли» во все игрушки, можно сделать для них сенсорную коробку из подручных материалов. Вот какие идеи мы нашли в родительских блогах. 
 

Источник фото: instagram.com@perfectpreschoolplans

Первый вариант альтернативной песочницы, которую можно организовать дома, — это емкость с манкой. Она очень похожа на песок по своей структуре.

Главный плюс такой песочницы в том, что она безопасна для малышей. Дайте ребенку лопатку и баночки — и пусть он пересыпает манку. Вы выиграете немного свободного времени для домашних дел.

Источник фото: instagram.com@yulya_strebkova

Можно использовать любые другие крупы — рис, перловку, манку.  Смешивать их и окрашивать в разные цвета.  Если перед началом эпидемии вы перестарались и сделали слишком большие запасы круп, сейчас самое время пустить их в дело. 
 

Источник фото: instagram.com@pozitiv_nat

Источник фото: instagram.com@oleshkashirokova

Мальчикам наверняка понравится играть в такой песочнице с бульдозером и экскаватором. 
 

Источник фото: instagram.com@junior_j_at_play

А девочкам можно сделать импровизированную кухню.
 

Источник фото: instagram.com@happytoddlerplaytime

Можно насыпать в коробку бобовые — фасоль, горох, бобы. Предполагаем, что экономным родителям этот вариант не понравится. С другой стороны, такую «песочницу» можно наполнить один раз и использовать многократно.

Мама делится впечатлениями: «Я дала детям несколько любимых пляжных игрушек, и эти двое были на небесах! Это был отличный способ занять их, пока я готовила ужин».
 

Источник фото: instagram.com@happytoddlerplaytime
 

Источник фото: instagram.com@playtime.messy.madness

Можно организовать игровой уголок из камней — получается дешево и сердито. Дети с удовольствием будут играть с экскаваторами, бульдозерами и самосвалами.
 

Источник фото: instagram.com@perfectpreschoolplans

Некоторые мамы используют буквально все, что есть под рукой. Например, корм для птиц. Тоже неплохой вариант!
 

Источник фото: instagram.com@anideaontuesday

А самая оригинальная альтернатива песочнице — это контейнер с пеной для бритья. В ней дети могут поиграть с машинками, преодолевая импровизированные снежные завалы. Чтобы игра получилась более красочной, можно покрасить пену с помощью акварельной краски.

Источник фото: instagram.com@anideaontuesday

Конечно, после таких игр придется потратить время на уборку. Советуем к этому занятию также по возможности подключать детей.

Как белорусские родители относятся к дистанционному образованию: исследование ЮНИСЕФ

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) при финансовой поддержке Всемирного банка завершил первую волну онлайн-исследования, посвященного влиянию пандемии COVID-19 на семьи с детьми в стране. Опрос проводился 27-29 апреля 2020 года и охватил более 1000 семей по всей Беларуси.
 

Источник фото: Unsplash.com

Большинство детей в опрошенных семьях перестали посещать учреждения образования. Это как обязательные занятия в детских садах и школах, так и дополнительные — спортивные и творческие секции по интересам, образовательные кружки и занятия с репетитором.

Выяснилось, что к концепции дистанционного обучения большинство семей относятся положительно. Среди преимуществ называется доступность знаний и свобода обучения в любое время и в любом месте. При этом в таком формате сложно контролировать качество усвоения материала (так считает 61% опрошенных) и отсутствие  живого общения с другими учениками (59%). 37% родителей из тех, чьи дети перешли на дистанционное обучение, считают, что его преимущества перевешивают недостатки.

Наибольшую сложность при переходе на дистанционное обучение родители связывают не с системой как таковой, а с недостаточной самостоятельностью и организованностью собственного ребенка.

Технические проблемы и плохое качество связи беспокоят лишь треть семей (в основном семей с подростками 15-17 лет). По мнению родителей, отсутствие специально выделенных мест для учебы, отдельных комнат и компьютеров — основные технические трудности при переходе на дистанционное обучение.

Специально выделенное место для занятий ребенка чаще встречается в семьях из больших белорусских городов, а также в семьях с большим доходом (более 1500 рублей). Такие семьи чаще могут позволить отдельную комнату для ребенка. Компьютер, принадлежащий ребенку, чаще встречается у семей с доходом более 2000 рублей.

Несмотря на то, что у большинства родителей позитивное отношение к дистанционному обучению, родители считают, что белорусская система образования (в ее текущем состоянии) не готова к полному переходу на дистанционное обучение. Более подробно с результатами можно ознакомиться здесь.

В среднем дети проводят в интернете 3 часа в день

Исследование также показало, сколько времени в день дети проводят в интернете. В среднем, на гаджеты школьники тратят 3 часа, в основном заняты просмотром видео. Родители склонны думать, что их дети проводят время в сети впустую, особенно когда играют в компьютерные игры. А вот общение со сверстниками в интернете, по мнению родителей, часто необходимо в академических целях.

80% родителей пытаются контролировать использование интернета детьми: и время, и контент. Наибольшую опасность, по мнению родителей, представляют игры и челенджи типа «Синий кит». Более детально с результатами, отражающими мнение родителей о безопасности детей в интернете, можно ознакомиться здесь.

Не только луковая шелуха. Идеи, как вместе с детьми покрасить яйца к Пасхе

Перед Пасхой многие семьи традиционно красят яйца. Раньше это делали с помощью луковой шелухи. Сегодня появилось множество других идей по украшению яиц. Предлагаем привлечь к этому занятию детей и отлично провести время. 

Источник фото: instagram.com@kyle_neil

Готовые пищевые красители

Самый простой вариант — сделать цветные яйца с помощью пищевых красителей, которые можно купить в жидком или порошкообразном виде. Причем в магазинах можно найти не только одиночные красители, но и наборы пищевых красителей для окраски яиц.

Идея проста в реализации: наполните несколько емкостей водой, добавьте в каждую из них разные пищевые красители. У вас получатся разноцветные растворы. Пусть ребенок опускает в них яйца с помощью щипцов или проволоки. Можно пользоваться простой ложкой. Такой способ окрашивания яиц можно полностью доверить детям. 

Натуральные красители 

Если вы не любите пищевые красители или их просто нет дома, можно воспользоваться природными красящими веществами. Да, это та же луковая шелуха, с помощью которой наши бабушки и мамы красили яйца в красный цвет. Яйца в других оттенках можно получить таким образом:

— Желтые яйца: 2 ст. л. куркумы заливаем 1 литром воды и доводим до кипения. Варим 5 минут. Даем раствору остыть и опускаем в него вареные яйца. Выдерживаем 3-8 часов.

— Розовые яйца: трем сырую свеклу (3 шт.) на мелкой терке и заливаем 1 литром воды. Для более насыщенного цвета можно добавить 1 ст. л. уксуса. Опускаем в раствор заранее отваренные  яйца и оставляем окрашиваться на 1,5-8 часов.

— Сине-фиолетовые яйца: мелко шинкуем краснокочанную капусту, варим 30 минут  и процеживаем. Делим жидкость на три части. В одну добавляем 1 ст. л. соды, в другую 1 ст. л. уксуса, а третью оставляем в оригинале. Опускаем в каждую емкость по 2-3 яйца. Держим от 4 до 8 часов. В итоге получаются яйца разных оттенков синего.

Источник фото: instagram.com@anastasiya_jam

Акварель и маркеры 

Тем детям, которые любят рисовать красками, понравится идея раскрашивания яиц акварелью. Суть проста: ребенок берет кисточку и акварельные краски и разрисовывает яйца так, как подскажет ему фантазия. Чтобы ребенку было удобнее рисовать, яйцо можно поставить на подставку.

Источник фото: instagram.com@3rdkindergarten

К акварели можно добавить роспись маркерами. Нарисовать на яйце мордочки животных, цветы, полоски или любые другие рисунки, которые придут в голову.
 

Источник фото: instagram.com@heartnpaint

Источник фото: instagram.com@nunuizote

Восковые мелки

На яйцах  также удобно рисовать восковыми мелками. Но рисовать нужно, пока яйцо теплое. Тогда воск будет хорошо ложиться на скорлупу.
 

Источник фото: instagram.com@natali.tsvetkova

Создаем любимых героев

Можно предложить детям создать из яиц любимых героев — пиратов, мультяшных героев или даже милых монстров. Для их создания пригодятся краски, маркеры, пластилин, цветная бумага и даже такие элементы, как крышки от пластиковых бутылок. Вот какие варианты мы нашли в блогах мам. 

Источник фото: instagram.com@camel_707

Источник фото: instagram.com@biggcat

Источник фото: instagram.com@rachelxeverafter

Источник фото: instagram.com@wundertuetchen

Тема коронавируса

Эпидемия коронавируса наложила свой отпечаток на празднование Пасхи, особенно в тех странах, где введен карантин. И многие люди решили раскрасить яйца в соответствующей тематике. Яйцам теперь дорисовывают маски! И смешно, и грустно одновременно.
 

Источник фото: instagram.com@suzyannayan

Пасхальные игры

На Пасху можно не только красить яйца, но и устраивать с ними веселые игры. Такая идея особенно актуальна для тех семей, которые стараются проводить время дома. 

Вот какую пасхальную игру  можно предложить ребенку-дошкольнику. Нужно разложить разноцветные яйца по шаблону. Такая игра поможет развить у ребенка навыки сравнения и выполнения действий по образцу.

Источник фото: facebook.com@Катерина Коврова

А вот еще список активных игр, в которые можно поиграть в день Пасхи:

— Бой яйцами

Эту пасхальную традицию знают многие. Два участника ударяют друг о друга яйца, проверяя их на крепость. Побеждает тот, чье яйцо осталось целым.

— Ловкие яйца

Несколько человек должны одновременно раскрутить яйца на ровной поверхности. Побеждает тот, чье яйцо дольше всех будет крутиться.

— Пасхальная эстафета

Для игры понадобятся не только пасхальные яйца, но и столовые ложки. Участвовать может несколько человек. Каждый игрок должен положить в ложку яйцо и пробежать с ним до финишной метки. Побеждает тот, у кого не упадет яйцо.

— Горячее яйцо

Участник должны стать в круг. Пока звучит музыка, они передают яйца по кругу. Когда музыка заканчивается, игрок, у которого в руках оказывается яйцо, покидает круг. 

— Поиск пасхальных яиц

Родители прячут яйца в разных уголках дома и просят детей их найти. Побеждает тот ребенок, кто найдет больше всего яиц.

Охота на пасхальные яйца достаточно популярна в Европе и США. Там прячут яйца не только дома, но и в саду или в парке. Правда, сейчас во многих странах карантин, поэтому такие игры пришлось отменить. Но мама из США придумала альтернативу. Она вместе с детьми украсила окна большими бумажными яйцами, чтобы соседские дети могли «найти» их, увидев издалека. Ее идея переросла в челлендж, который поддержали другие родители.
 

Источник фото: instagram.com@springegghunt

В таком челлендже приняли участие уже более 400 семей. Как отмечают участники, им удалось одновременно украсить дом к Пасхе и развлечь детей. 

А как вы красите яйца на Пасху? 

Как выжить в изоляции, если вы терпеть не можете играть с детьми

«Мне скучно играть с ребенком!» — часто жалуются осознанные родители, которые понимают важность игры для детей. Изоляция дома для таких мам и пап может превратиться в настоящее испытание. Игропрактик, сказкотерапевт и мама троих детей Наталия Талай рассказывает, как разбудить в себе желание играть с детьми. 
 

Источник фото: архив героини

«Порой меня раздражают настойчивые предложения сына поиграть, — признается молодая мама. — Это бесконечное проигрывание одних и  тех же действий, мне быстро надоедает. А как его увлечь другой игрой? У меня не хватает фантазии…»

Действительно игра, при ее кажущейся легкости, достаточно сложный вид деятельности, ведь она требует и интеллектуальных, и эмоциональных, и творческих усилий. Здесь мы сталкиваемся с довольно типичными родительскими трудностями и жалобами:

— нет желания, скучно, неинтересно;
— не хватает времени;
— не хватает воображения.

Когда взрослый слишком сосредоточен на своих проблемах

В первом случае мы имеем дело с тем, что взрослый стал слишком Взрослым. Слишком сосредоточенным на практических задачах и текущих проблемах, что мешает расслабиться, проявить спонтанность, живое любопытство и творчески отнестись к текущим делам.