Архив рубрики: Обучение, развитие детей

Так можно? Репортаж из школы, где дети с инвалидностью учатся наравне с остальными

По данным исследования Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в Беларуси каждый третий ребенок с инвалидностью 10−17 лет испытывает чувство одиночества. И каждый девятый — не посещает никакие учреждения образования. Но есть школы, которые хорошо знакомы с инклюзивными подходами, одна из них находится в Борисове. Мы решили своими глазами увидеть, как проходят школьные будни у ребят со сложными диагнозами.

Источник фото: Предоставлены ЮНИСЕФ в Беларуси

7.45 утра. К зданию школы шумно стекаются ребята. Школьников помладше провожают родители, кто-то бежит вприпрыжку, кто-то сонно и неспеша рискует опоздать к первому уроку. Некоторых детей мамы везут на инвалидных колясках по длинному пандусу. Двери в здание всегда помогает придержать кто-то из ребят.

Уже более 20 лет в средней школе № 18 г. Борисова рядом с другими школьниками учатся дети с особенностями психофизического развития. Дети с аутизмом, нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями сидят за партами, отвечают у доски, выступают на концертах.

Знакомимся с Владом Гвоздовичем из 7 «А». У мальчика ДЦП, но этот диагноз не помешал ему с первого класса учиться в обычной школе. Мама отвозит сына на коляске до центральной школьной лестницы, и здесь они прощаются. С этого момента Владик попадает в заботливые руки сопровождающего.

Источник фото: Предоставлены ЮНИСЕФ в Беларуси

Эту роль выполняют помощники воспитателя, должности которых специально ввели в штат школы. Сопровождающие ловко управляются со специальным гусеничным подъемником, на который устанавливается коляска. Потихоньку, ступенька за ступенькой, Владик попадает на второй этаж и добирается до класса. Здесь его встречают одноклассники, среди которых Влад Бобылев, у которого тоже диагноз ДЦП. Для этих ребят в школе предусмотрены дополнительные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и адаптивная физкультура.

«Их не надо сравнивать»

На перемене в классе шумно. Ребята что-то весело обсуждают и готовятся к уроку английского языка, который ведет классный руководитель. В этой школе Елена Вагура работает всего месяц, и это ее первый опыт обучения детей с особенностями психофизического развития.

— Со сложностями я пока не столкнулась. Для себя, как для учителя, я поставила задачу относиться к ним так же, как и к остальным детям, давать им знания и ждать от них такого же отклика.

Влад Гвоздович говорит, что с интересом участвует во всех мероприятиях, которые проходят в школе.

— Я люблю свою школу за то, что у меня здесь много друзей, хорошие учителя, и я получаю знания, — улыбается мальчик.
 

Школа № 18 по меркам Борисова большая. До тех пор, пока рядом не открылась еще одна, здесь училось больше 1200 человек. Сейчас здесь с улыбкой вспоминают те времена, как при большом потоке детей приходилось буквально регулировать движение в коридоре, освобождая место для проезда колясок. И если в одну смену училось много детей на колясках, старшеклассники-волонтеры и взрослые на руках поднимали ребят на третий этаж, чтобы те не ждали, пока освободится подъемник.
 

Источник фото: Предоставлены ЮНИСЕФ в Беларуси

— Они помогали с удовольствием! — вспоминают педагоги и говорят, что в школе, благодаря инклюзивной системе, все учатся помогать друг другу с детства.

— Я считаю его обычным человеком. Не понимаю, почему о них говорят, что они другие люди. Их не надо сравнивать, — рассказывает о дружбе с ребятами их одноклассник Максим.

— Для меня и для сына появление в классе двух ребят на колясках не было неожиданностью, — рассказывает Татьяна Кромкина, мама Максима. — Сын всегда по-доброму рассказывает об этих ребятах, как поздравляют их с днем рождения, как помогают им в классе, как с ними общаются, дружат. Для него они такие же дети, как и остальные, только что бегать не могут.

Дети с инвалидностью берут пример с других ребят

Кому-то из ребят требуется больше времени, чтобы дойти от калитки школы до класса. Например, Никите Богдановскому из 3 «Б». У мальчика ДЦП, по школе он передвигается с помощью специальных ходунков. Без них на каждый шаг требуется время и упорство. Папа мальчика терпеливо поддерживает его под руку на подходе к школе, мама помогает раздеться и переобуться в сменную обувь.

— Доброе утро! Хорошего дня! — Никита приветлив со всеми, кого встречает на пути.

— Это наше солнышко! Мы никогда не видели, чтобы он был хмурым или чем-то недовольным, — говорят педагоги.

Источник фото: Предоставлены ЮНИСЕФ в Беларуси

Парта, за которой сидит Никита, всегда окружена одноклассниками. Мальчика назначают главным по проверке домашнего задания. Ребята его уважают, где-то даже побаиваются показывать свои тетради. Авторитет! На любой вопрос на уроке Никита тут же тянет руку, чтобы ответить.

— Я дружу со всеми, кто учится со мной в классе. Мой любимый предмет в школе — изобразительное искусство. Люблю рисовать красками! А в будущем мечтаю стать спасателем, — рассказывает о своих планах Никита.

Его мама всегда хотела, чтобы сын находился в социуме и учился в обычной школе. Ведь Никита активный и позитивный парень, дома ему не хватало общения.

— Я знаю много детей с инвалидностью, которые могут на равных учиться в школе, — говорит Анна. — И нужно создавать для этого условия. Такие дети, как мой сын, берут пример с одноклассников. У Никиты, например, появилось желание ходить. Раньше его не было, говорил: не буду, мне тяжело.
 

Источник фото: Предоставлены ЮНИСЕФ в Беларуси

Мама признается, что волновалась по поводу адаптации, не знала, как сына воспримут дети и их родители.

— Но все сложилось отлично. Ребенок всегда с большим желанием и позитивными эмоциями идет в школу. Я ни разу не слышала от него, что он не хочет идти на занятия. Когда он видит, как одноклассники играют, говорит: «Мама, я тоже буду бегать со своими друзьями».

Почти половина классов в школе — интегрированные

Директор Анжела Мазуркевич рассказывает, что первые ученики с особенностями психофизического развития начали учиться в школе еще в 1996 году. А полноценные инклюзивные классы стали открываться в 2014 году, когда в Кодексе об образовании появилось такое понятие, как инклюзивное обучение.

— Сейчас у нас из 39 классов — 17 интегрированные. В четырех из них полная интеграция, когда большую часть занятий по расписанию проводит учитель-дефектолог. Остальные — неполной интеграции, где дети с особенностями психофизического развития включены в состав классов, но обучаются по программам специальной общеобразовательной школы. Так учатся дети и с ДЦП, и с нарушениями аутистического спектра, и с другими различными нарушениями.

Источник фото: Предоставлены ЮНИСЕФ в Беларуси

— Легко ли адаптируются такие ребята? — интересуемся мы.

— Адаптация ребенка во многом зависит от взрослых, их готовности воспринимать такого ребенка как равного среди равных, — убеждена директор. — Сначала мы встречаемся с родителями, потом знакомимся с самим ребенком организуем общение родителей с учителем и сопровождающими. В среднем адаптация проходит в течение 3−4 недель. Чуть больше, чем у школьника без инвалидности.

Сегодня между учащимися нет различий, говорит Анжела Мазуркевич. Неважно, идет ли ребенок сам, или перемещается при помощи ходунков, или же его сопровождает помощник.

— Мы не проявляем и не демонстрируем гиперопеку. При этом коллектив педагогов и учащиеся школы адаптированы к потребностям таких детей и всегда готовы оказать помощь.

«Не хочу, чтобы она видела инвалидов»

Директор признается, что не всегда в школе все шло так гладко. Было и некоторое сопротивление со стороны родителей.

— Лет 9−10 назад ко мне пришел папа нашей ученицы и сказал: я не хочу, чтобы дочка училась в интегрированном классе. Не хочу, чтобы она видела инвалидов. Мы с ним откровенно побеседовали, я рассказала ему личную историю, как в моей семье наступил момент принятия инвалидности и как это было тяжело для меня. Попыталась объяснить, что в жизни наступают такие моменты, когда нужно проходить этот путь. Это адаптация к другим обстоятельствам жизни, которые могут коснуться каждого. И пусть лучше эта адаптация пройдет в школьном возрасте, чем во взрослом, когда нужно себя ломать. Детям этот процесс дается легче.

В тот год в школу пришли учиться сразу шесть детей в инвалидных колясках, рассказывает Анжела Мазуркевич. Она сообщила об этом на родительском собрании и попросила отнестись к этому «как к естественному моменту».

— Тогда ко мне подошел этот папа и поблагодарил за разговор. Сказал, что у дочки не возникло тех проблем, о которых он говорил. Это был переломный момент в нашей школе и в сознании наших родителей.

Источник фото: Предоставлены ЮНИСЕФ в Беларуси

После этого случая в  школе повесили вывеску с девизом «Мы разные и равные». Если раньше администрация брала родительское согласие на то, чтобы ребенок учился в интегрированном классе, то теперь в этом нет необходимости. Сейчас в школе все первые классы интегрированные. И ни один родитель не подошел к директору с вопросом по этому поводу.

— Вы знаете, наша школа побеждает на республиканских олимпиадах, нам есть чем гордиться. Но для меня награда в другом. Я вспоминаю историю о том, как у нас учился мальчик, который передвигался на инвалидной коляске и перенес пять операций. Как-то утром встречаю его в коридоре, привычно здороваюсь: «Доброе утро!». А он мне в ответ: «Анжела Евгеньевна, стойте там». И я вижу, как он встает с коляски и делает навстречу ко мне несколько шагов. Потом он стал ходить с ходунками, потом за руку, это долгий путь. И для меня такие моменты ценнее всех дипломов и наград.

Материал подготовлен Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в рамках информационной кампании «Просто дети» в поддержку детей с инвалидностью и их семей. Одна из ключевых целей кампании — содействие вовлечению детей с инвалидностью в образовательный процесс. Кампания «Просто дети» реализуется совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь при финансовой поддержке правительства Российской Федерации. Кампания стартовала 3 декабря и осуществляется в рамках проекта международной технической помощи «Профилактика инвалидности и социальная интеграция детей с инвалидностью и особенностями психофизического развития в Республике Беларусь».

Чем занять детей на осенних каникулах? Подборка интересных вариантов

Вот и наступили осенние каникулы. Если вы еще не успели придумать, чем занять ребенка, мы подготовили для вас обзор  интересных предложений. Скучать без школы дети точно не будут. 

Компьютерные мастер-классы на осенних каникулах

Осенние мастер-классы по айти ждут школьников 1-11 классов в ITeen Academy. Со 2 по 5 ноября специалисты по IT-образованию познакомят ребят с трендовыми и востребованными профессиями: разработчик игр, робототехник, инженер, программист, пилот квадрокоптера, UX-дизайнер. Специальная подготовка не требуется.

Во время занятий детей ждет:

  • Понятная и интересная физика для младших школьников в сочетании с Lego-конструированием, созданием необычных роботов и сказочных историй;
  • Знакомство с телескопическим механизмом и безопасное изучение электричества;
  • Создание невероятного виртуального мира в Minecraft и программирование на Scratch, Arduino;
  • Полная сборка и программирование квадрокоптера;
  • Интересные и нужные инструменты Photoshop;
  • Знакомство с профессией UX-дизайнера.

Что в итоге?

После мастер-класса школьник сможет определиться с направлением дальнейшего айти-обучения и получит Сертификат Образовательного центра.

Запись на сайте.


Где: Минск, ул. Скрыганова, 14, 5-й этаж, каб. 60/1.

Контакты: +375 29 193 30 30

Подробнее 


Европейский центр гимнастики

В Европейском центре гимнастики позаботились о том, чтобы каждый ребенок смог  найти себе спортивное занятие по душе, а родители были спокойны и уверены в правильном физическом развитии своего чада. Здесь работают мастера своего дела. 

Центр предлагает следующие программы: 

  • Оздоровительная гимнастика;
  • Эстетическая гимнастика;
  • Спортивная гимнастика; 
  • Паркур и акробатика.

Разнообразие программ и направлений Европейского центра гимнастики дает возможность подобрать оптимальный курс спортивного воспитания для конкретного ребенка, с учетом его возрастных, физических и эмоциональных особенностей. Воспитанники центра регулярно участвуют в спортивных конкурсах и соревнованиях, где демонстрируют как высокие результаты, так и огромную радость от занятий. Спортивные занятия проходят в просторных светлых залах, расположенных по всему городу. 


Контакты: +375 29 754 39 14 (МТС), +375 29 316 91 02 (А1), +375 29 861 64 54 (МТС)

Подробнее


Каникулы в «Фестивальном»

#MEDIASTAR 2.0

Для харизматичных, активных, смелых ребят, готовых удивлять современный мир, загородный клуб «Фестивальный» подготовил интересную программу. 

Темы осеннего выпуска:

  • погружение в яркий мир медиа технологий, практическая работа в различных медиа жанрах;
  • использование талантов в повседневной жизни; актерское мастерство, самопрезентация, сценическая речь и творческие проекты; работа в командах, teambuilding; 
  • съемка эксклюзивных видеороликов Halloween-party 2020!

Традиционно:

  • активный отдых, игры и развлечения;
  • покорение трасс адреналин-парка «Малпалэнд»;
  • квесты, соревнования и фестбол-чемпионаты;
  • посиделки у камина;
  • дискотеки.

Адрес: Загородный клуб «Фестивальный»

Контакты: +375 29 672 72 13, +375 29 303 33 36, +375 29 303 33 34 


Языковой лагерь  «Академия блогеров»

Ваш ребенок влюблен в Youtube, Instagram и Tiktok? Хочет создать свой канал и стать блогером? Совместите приятное с полезным: отличное времяпрепровождение в лагере, коммуникативный английский и полноценный курс — практикум «Академия блогеров», который поможет ребенку реализовать мечту и создать свой собственный проект. 

В программе курса «Академия блогеров» 7 блоков по 4 часа в день уроков-практикумов:

  • все о дизайне и монетизации блога, сценарии промо-роликов, все о «вирусном контенте», создание промо-ролика, имиджевых роликов, фишки контента, работа на камеру в кадре и за кадром, 100 идей для крутых постов, фишки крутого скетча, 50 идей для сьемок, трэвел скетчинг, секреты профессионального интервью, все о фото и видеоблогинге, блоги разных форматов и особенности тематических каналов.

В результате ребенок сможет создать канал, выбрать тематику канала, начать создавать видеоролики и интересные посты. 

Также в программе: 7 дней по 2 часа в день коммуникативно-игрового английского (интеллектуальные и командные батлы, конкурсы, языковая практика), посещение бассейна (ежедневно), пикники, активные игры на природе,  танцевальная зарядка по утрам и дискотеки и отрядные конкурсы по вечерам.


Адрес: Санаторий «Зеленый бор» (Ждановичи, 17 км от Минска)

Контакты: + 375 44 77 50 350,  +375 29 259 60 00


Музей человека

«Музей человека» — это интерактивный музей для всей семьи.

В музее посетители узнают все о внутреннем строении человека. С помощью экспонатов можно увидеть, как бьется сердце, измерить объем своих легких, раскопать динозавров, а также проверить способности собственного тела.

Музей разделен на 7 тематических зон «Возможности тела», «Технологии и VR», «Органы чувств», «Развитие организма», «Анатомия человека», «Животные и микроорганизмы», «Мастер-классы».

Каждый нечетный час проходит экскурсия по сложным экспонатам музея, сразу после экскурсии проходит научный мастер-класс.


Адрес: Октябрьская площадь, 1, Дворец Республики

Контакты: +375 29 633 15 50


Музей экспериментальных наук «Экспириментус»

Музей экспериментальных наук «Экспириментус» — это интерактивный музей, где около 200 экспонатов, посвященных науке, истории науки и изобретениям.

В музее можно найти приборы и устройства, демонстрирующие разнообразные и удивительные по красоте явления природы. Каждый желающий сможет почувствовать себя здесь исследователем многогранного мира науки. Все экспонаты выставки не только можно, но и нужно трогать руками.

Здесь можно увидеть, как работают законы физики и механики и стать свидетелями оптических иллюзий. 


Адрес: ул. Тимирязева, 74А, 3 этаж

Контакты: +375 44 478 08 88


Музей кота

В Музее Кота можно пообщаться с дружелюбными котами и кошками, а также познакомиться с произведениями искусства на кошачью тематику.

Котики, обитающие в музее, в прошлом бездомные. После передержки и ветеринарного осмотра они попадают в музей, а затем пристраиваются в добрые руки.

Каждый посетитель может нарисовать своего кота, а затем выставить свой рисунок в музее.

В небольшом котокафе, расположенном в «Музее Кота», можно насладиться чашечкой кото-кофе и кото-чая.


Адрес: ул. Интернациональная, 23

Контакты: +375 29 642 31 83

Как отучить ребенка «зависать в гаджетах». Проверенный способ от отца троих детей

Игромания у ребенка — это не лично его вина, а семейный симптом. К такому выводу пришел психолог и отец троих детей Геннадий Лаврентьев. Как родители могут снизить зависимость ребенка от гаджета? Психолог поделился любопытным способом, который помог ему и его клиентам. 
 

Источник фото: unsplash.com

Почему возникает зависимость от игр

Нездоровый интерес к играм — это именно зависимость, то есть состояние некоторой психологической несвободы ребенка. Он словно в плену этой квадратной штуковины. Взяв телефон в руки, у ребенка в голове в большом количестве выделяются гормоны радости. Это физиологический уровень зависимости. И именно из-за него у ребенка наступает «ломка», когда гаджет у него изымают.

Эта ломка проявляется в истериках, протестах, нытье, капризах, депрессии, обидах и т.д. Обратите внимание, сколько энергии в этом списке детских проявлений. Каждый ребенок — это сгусток энергии, которая пытается найти себе применение. Но где ребенок может, а главное хочет расходовать свою энергию? Не в самоотверженных ли трудах за правое дело на радость мамы и папы? Почему между гаджетом и «сделать домашнее задание» (то есть порадовать маму) ребенок выбирает гаджет? Да просто потому, что у мамы с ребенком не настроена схема взаимодействия: ты делаешь — я радуюсь — ты радуешься — я делаю. На этой системе подкреплений (положительных и отрицательных) строятся отношения родителя с ребенком.

Если они работают, если они понятны ребенку и приняты им, то у него будет внутреннее чувство правильности своих действий, ведь так хорошо делать маме приятно, а потом получать взамен что-то хорошее, например, любовь и принятие. Это и сложная и крайне простая схема. Сложность ее реализации в том, что родителю нужно быть нормальным, психически здоровым человеком без закидонов, так сказать, и серьезно относиться к развитию своего ребенка и себя, как родителя.

Если этой связи между мамой и ребенком нет, то ребенок идет по пути наименьшего сопротивления, получая удовольствие в наиболее легкодоступном и ярком месте. Чтобы поменьше работать и побольше радоваться. Зачем прикладывать усилия, если мне это не интересно, а маме и папе тоже? Так уж устроена человеческая (незрелая) психика. Все просто: почти ничего не делать и получать впечатления. 

Если родитель не смог создать с ребенком совместное поле счастья, совместную площадку радости, если родитель пропустил этот период, отдав ребенка в руки ютуба и телефонных игр, то для начала нужно признать, что в схватке с гаджетом за сердце ребенка вы проиграли, потерпели поражение. Он отнял у вас сердце ребенка! Искусственный интеллект победил! И это сложно принять. Как вам, кстати, сейчас с этим чувством? Некомфортно? Отлично! Значит, в вас есть та самая внутренняя энергия и мотивация для неравной борьбы с гаджетом.

Итак, объявляется операция «Троянский конь»

Помните эту историю? В ней греки хитростью попали в стан троянцев, в большой деревянной статуе коня. А ночью, выбравшись из этого коня, захватили Трою. Что-то подобное придется сделать и вам.

Вы, конечно, можете отобрать у ребенка гаджет в надежде, что он станет делать уроки, но раз вы читаете эту статью, значит, пробовали что-то подобное и, видимо, безуспешно. 

Нулевой этап. Перестаньте ребенка критиковать

Для установления подлинного контакта с ребенком агрессия — не лучший способ. Перестаньте критиковать за игры, кричать, наказывать. Лучше потратить энергию на установку приложения для родительского контроля. Я рекомендую Family Link от Гугл. С его помощью вы сможете отслеживать динамику сокращения времени пользования гаджетом и вообще управлять многими функциями в телефоне ребенка.

Первый этап. Разведка

Так как ваша с ребенком эмоциональная связь и мотивационная система скорее всего искажена, разрушена или не была адекватно сформирована, то сегодня школьник не впускает вас в свой реальный внутренний мир. Ребенок «в домике», а вы на улице. Следовательно, задача номер один — познать источник радости ребенка. Что он любит, от чего «кайфует».

В вашем случае это компьютерные игры. На этом этапе просто поинтересуйтесь, во что он играет, какие его любимые игры. Скорее всего их будет немного — обычно это 2−3 игры. Иногда дети охотно рассказывают об игре, но бывает так, что ребенок на подобные расспросы реагирует закрытием, агрессией и т.д

.

Источник фото: unsplash.com

Второй этапСтроим коня

Вы узнали, во что играет ваш ребенок. Теперь изучите этот мир. Возьмите его любимую игру и станьте в ней экспертом. Это несложно. Поиграйте в нее. Узнайте правила, имена героев, секреты, фишки. Попробуйте пройти несколько уровней. Узнайте терминологию, основные затруднения. Погрузитесь в нее. Помните: вы погружаетесь не в игру, а погружаетесь во внутренний мир вашего ребенка. 

Третий этапДарим коня

Теперь, вооружившись знанием, подарите вашего Троянского коня. Начните при ребенке говорить об игре, начните демонстрировать свою экспертность в ней. Так вы привлечете к себе его внимание. Вы увидите, как удивительно быстро начнет меняться отношение к вам. Вы создаете общее эмоциональное поле. В нем вы делитесь впечатлениями, эмоциями, информацией.

Если вам удастся достичь большого успеха в игре, вы станете авторитетом в глазах ребенка, гуру! Он станет вас уважать и восхищаться вами, поначалу — как игроком. Далее можно помочь ему достичь большего в игре, например, подсказать, как пройти тот или иной уровень или купить в игре недостающих участников, оружие и т.д. Постоянно держите в уме задачу третьего этапа — установление контакта, создание общего эмоционального поля.

Все, теперь вы, может быть, впервые в жизни находитесь в одном мире со своим ребенком. Насладитесь этим моментом, потому что дальше придется работать. В процессе игры вы можете много нового узнать от ребенка, выведать (в хорошем смысле) все, что вас интересовало.

Четвертый этапВыход из коня

Вспомним, что по наступлению ночи греки выбрались из деревянного коня и захватили уже отпраздновавших победу троянцев. Что-то подобное нужно сделать и вам, только оговорюсь, что на этом этапе нужно действовать предельно филигранно, с ювелирной точностью. Если на предыдущих этапах вы все сделали правильно и добились успеха, то теперь ни в коем случае нельзя разрушить этот новый совместный мирок.
 

Источник фото: pexels.com

Верными признаками того, что вы стали значимым игроком в игре ребенка — это просьбы ребенка поиграть с вами, пообщаться об игре, что-то сделать в игре, купить, объяснить и т.д. То есть вы ассоциируетесь с чем-то желаемым. Теперь самое время начать создавать новые дополнительные правила игры.

Игра — это нереальность. И там свои законы и правила. Ваша задача связать правила в игре с правилами в реальности. Заставить онлайн и офлайн взаимодействовать. Тут уже формула такая: вы делаете, если он делает.

На практике это может выглядеть так. Вы аккуратно говорите ребенку, что, например, не можете продолжить с ним играть, так как вам нужно убраться в квартире. Но в то же время вы можете быстрее вернуться в его игру и начать с ним играть, если он вам поможет. Это самый простой вариант. То есть в игре появляется дополнительное (офлайн) правило. Да, оно может сработать не сразу, и не отчаивайтесь, если поначалу вы будете в игноре. Со временем это начнет меняться. Тут важно все: интонация вашего голоса, правильные слова, ситуация, контекст, состояние ребенка, все нюансы нужно учитывать перед тем, как естественно и непринужденно произнести это условие. Хорошая новость в том, что, правильно пройдя предыдущие этапы, вы уже находитесь в контакте с ребенком и привлекли его внимание.

Важно также понимать, что если ребенок отреагировал положительно на офлайн правило и выполнил условие, то это архиважное событие! Это должно вызывать у вас неподдельную радость, поощрение, благодарность и любовь. Важно поощрять ребенка за любую его инициативу, когда он без просьб сделал что-то хорошее сам.

На этом этапе действуем до устойчивого контакта, пока ребенок не станет нормально и с пониманием относиться к вашим наградам за его помощь. В качестве помощи может быть и выполненное домашнее задание и еще много чего. Сколько времени может потребоваться, сказать сложно, думаю, несколько месяцев точно. Вы почувствуете это сами. Только не форсируйте события, бережно взращивайте новое семя.

Пятый этап. Закрепление и развитие успеха

К этому этапу приступаем, если вы уже научились встраивать реальную жизнь в детскую игру. Теперь логично закрепить и наращивать успех. До этого момента гормоны радости ребенок получал от игры, но в то же время вы научились связывать игру и реальную жизнь. И это значит, что уроки, уборка, чтение, прогулки, еда и все, что вы выбирали в качестве его помощи вам в офлайн жизни, все это в голове ребенка уже может ассоциироваться с чем-то хорошим и приятным, а не только с обязаловкой, принудиловкой, скандалами и т.п.

На пятом этапе основной акцент делаем на двух моментах: во-первых, на плавном, но уверенном сокращении времени зависания ребенка в гаджете, во-вторых, на увеличении доли офлайн активности. Подключайте всевозможные спортивные секции, совместные походы, увлечения, хобби, иностранные языки, группы по интересам. Все, что будет способствовать переключению внимания ребенка, его развитию, в чем он будет добиваться успеха, получать трудное, но ценное удовольствие.

Пятый этап — это финишная прямая. Задайтесь вопросом, нужно ли полностью отучать ребенка от игр или для вас будет достаточным, когда ребенок будет тратить на игру, к примеру, полчаса в день. Решать вам! Помните, что дети очень пластичные существа и, если старательно соблюдать технологию, планомерно и последовательно выполнять простые действия, то ваш ребенок увидит, что его реальная жизнь, как и он сам, кому-то нужна, что ни к чему утопать в виртуальном мире игр, от которых болит голова и садится зрение.

И так постепенно ваши отношения нормализуются, и вы станете счастливым родителем любящего вас ребенка, способного противостоять опасному и манящему океану как компьютерных игр, так и всего интернета.

Источник: b17.ru

Три типа восприятия нового у детей: почему об этом важно знать родителям

Разные люди по-разному воспринимают и запоминают полученную информацию. Выделяют три типа восприятия: визуалы лучше усваивают новое при помощи зрения, аудиалы — при помощи слуха, а кинестетики — при помощи ощущений и движения. Преподаватель частной школы Юлия Сныткина советует присмотреть к своему ребенку. 
 

Источник фото: Unsplash.com

Нередко родители жалуются на своих детей за то, что те не хотят читать книги, плохо запоминают информацию или не проявляют интереса, к примеру, к познавательным документальным фильмам. При этом многие не осознают, что тип восприятия информации у ребенка может отличаться от вашего, и навязывать способы обучения, которыми пользовались вы сами, может быть попросту бесполезно.

Пытаться заставить аудиала запоминать информацию при помощи чтения или читать вслух книгу ребенку-визуалу — занятия неблагодарные. Это напоминает попытку разговаривать с детьми на иностранном языке, которого они не знают. Только понимание того, является ваш ребенок аудиалом, визуалом или кинестетиком, позволит наладить по-настоящему эффективный процесс обучения.

Как определить, какой тип восприятия является доминирующим у ребенка?

На самом деле это очень просто, нужно проявить лишь немного внимания к своему ребенку, убеждена Юлия Сныткина. 

Дети-визуалы легко запоминают форму и цвета объектов. Они обожают настольные игры, а особенно пазлы и кубики. Таким детям очень нравится рисовать, заниматься лепкой из пластилина и мастерить различные поделки.

Источник фото: Unsplash.com

Визуалы всегда очень наблюдательны и обращают внимание на каждую мелочь, будь то пятнышко на одежде или какая-нибудь любопытная вещица, которая затерялась на улице. Обычно визуалов можно назвать спокойными и усидчивыми детьми, которые получают удовольствие от наблюдения за интересными вещами.

Дети-аудиалы больше обращают внимание на окружающие их звуки и особенно — голоса. Обычно они начинают разговаривать раньше, чем их сверстники, и рано демонстрируют достаточно большой словарный запас.

Аудиалы очень любят слушать музыку и много поют, а также занимаются звукоподражанием, которое обычно им отлично дается. Это именно те дети, которые вечно задают вопрос «Почему?» Они любят, когда родители читают им книги вслух, и им необязательно при этом рассматривать картинки.

Источник фото: Unsplash.com

Дети-кинестетики в большей степени изучают окружающую реальность при помощи тактильных ощущений. Они стремятся все потрогать, подержать в руках и попробовать на вкус.

Такие дети нередко развиваются физически быстрее, нежели их сверстники. Они рано начинают самостоятельно переворачиваться в кроватке, сидеть, ползать, ходить и бегать. Они часто увлекаются спортом и очень любят разные подвижные игры вроде догонялок. 

Часто такие дети слегка неряшливы в отношении одежды, внешний вид их не беспокоит. Главное для них, чтобы одежда была удобной и комфортной. А вот пятно на кофте или разные по цвету носки их обычно не смущают.
 

Источник фото: Unsplash.com

Как заниматься с ребенком, учитывая доминирующий тип восприятия?

Обучение визуалов

Новый материал им проще воспринимать и запоминать в письменном виде, а также в формате таблиц, схем и графиков.

Обязательно подчеркивайте или выделяйте маркером места, на которые ребенку нужно обратить внимание. Пусть школьник самостоятельно переписывает важную информацию с доски или из учебника. Чем больше наглядного материала задействуется в процессе обучения, тем проще ребенку.

Вешайте на стены стикеры, таблицы и схемы с изучаемым материалом, чтобы ребенок постоянно встречался с ними глазами.

Источник фото: Unsplash.com

Обучение аудиалов

Новый материал им намного проще воспринимать на слух. Стихи проще учить, проговаривая их, нежели читая про себя. Можно даже использовать в процессе обучения диктофон — записывать на него необходимую информацию, а потом переслушивать.

Аудиалы хорошо различают разные тонкости произношения, благодаря чему им проще избавиться от акцента при изучении иностранного языка.

Нередко аудиалы предпочитают слушать, закрыв глаза, что позволяет им лучше сосредоточиться на важной информации.

Приучите ребенка при изучении нового материала всегда проговаривать его вслух, желательно повторяя по нескольку раз.

Обучение кинестетиков

Новый материал им проще усваивать, совершая активные манипуляции. В процессе обучения таким детям стоит постоянно что-нибудь записывать, переписывать, обводить и выделять.

Полезно будет, если кинестетики самостоятельно составят схему, проиллюстрируют пример. При изучении иностранного языка можно заготовить карточки, которые впоследствии нужно будет подставлять в нужные места или же переворачивать.

При необходимости разыгрывайте с кинестетиками минисценки и спектакли. Чем больше и разнообразнее будут техники по механическому взаимодействию с новым материалом, тем легче ребенок его усвоит.

Правило «зеленой ручки»: почему родителям важно о нем знать

Психолог и мама школьника Леля Тарасевич рассказывает о правиле «зеленой ручки», которое волшебным образом работает в воспитании детей. Взрослым этот метод тоже может помочь, особенно если вы слишком самокритичны. 

Давным-давно я у кого-то вычитала про правило зеленой ручки. Кратко: смысл его в том, чтобы не зачеркивать красным там, где криво, грязно или орфографическая ошибка, как делали нам всю жизнь в прописях и тетрадях, а отмечать зеленым то, что получилось особенно хорошо. Мол, ребенок концентрируется на позитивном и стремится повторить это.

Я взяла на вооружение и из рядочка кособоких куличиков выбирала наименее кособокий, показывала на него и говорила:

— Вот этот здорово получился.

Сын демонстрировал полное соблюдение правила — тут же пытался повторить тот самый, подчеркнутый зеленым куличик.

А я захватывала все новые и новые территории:

— Вот эту полку ты убрал вообще отлично.
— Спасибо, что сегодня помыл посуду.
— Было приятно видеть, что ты помог маленькой девочке перетащить велосипед.

Матвей выдвигал грудь щуплым колесом и бежал рьяно наводить порядок на полках, мыть посуду каждый вечер и выискивать по городу беспомощных юных катальщиц с бантами.

К счастью, в нашем саду и школе этого метода тоже придерживаются, закрепляют достигнутый мною эффект, отчего результаты становятся особо заметны. Ребенок не боится ошибиться и, соответственно, не боится начинать новое. Ищет пути решения проблем, а не просто падает духом и сникает. Любит читать, считать и даже почти не ненавидит прописи.

А я до сих пор мечтаю найти того человека, у которого прочитала про правило зеленой ручки, и от души поблагодарить за этот бесценный совет.
 

Источник фото: Detivi.ru

Инновационный педагогический подход «зеленой ручки» использовала в воспитании дочери известный блогер Татьяна Иванко. Она взяла не красную, а зеленую ручку и стала обводить не плохо прорисованные крючочки, а самые удачные и «идеальные». Ее дочка быстро научилась писать и делала это с большим удовольствием

Правило работает не только с детьми, но и со взрослыми

Недавно я жестко накосячила на работе. Перепутала, не разобралась, брякнула, не подумав, и подписала, не вчитавшись. Попала на деньги, расплакалась от злости на собственную бестолковость.

Домой пришла серая, тихая, неулыбчивая, отказалась ужинать — сразу видно, депрессия во всей ее неистовости.

— Ма-ам, — осторожно подполз сбоку ребенок, на всякий случай прикрыв голову игрушечной каской. — Случилось чего?
— Случилось, — говорю. И рассказываю как на духу, что натворила. Только детским лексиконом, без сочных русских эпитетов.

Это тоже часть воспитательного процесса — сходить с нафантазированного ребенком Олимпа, демонстрируя, что и родители порой ошибаются, что в целом это нормально. Не конец света. Хоть и не то чтоб прям танцы розовых единорогов среди сиреневых звездочек.

Матвей помолчал и вдруг выдал:

— А сколько ты тут работаешь?
— Двенадцать лет, — поворошив извилинами, подсчитываю я.
— И первый раз за все это время ошиблась?

На том и ретировался в свою комнату от греха подальше — кто его знает, на что эта женщина в глубокой депрессии способна?

А я осталась осознавать.

Конечно, это не первый раз. Но и не то чтоб уж часто я косячу на самом деле. Обычно я прям вполне себе эффективный сотрудник. В конце концов все исправила. Спасибо, что взял деньгами, как говорится.

Посмотри, как много зеленых чернил в твоей толстой, потрепанной годами тетрадке, Леля! 

Мы все иногда срываемся и кричим на детей. Разрешаем залезть в лужу и расхлебываем ночные температуры. Забываем про пироги и достаем из задымленной духовки тлеющие угли. Царапаем машины. Опаздываем на встречи. И циклимся именно на этом. Плохая мать. Отвратительная хозяйка. Нерадивый сотрудник. Кто тебе права выдал, курица?!

Мы почему-то не умеем вести честный счет в игре под названием жизнь.

Не вносим в наши балансы те сотни раз, когда сдержались и объяснили трехлетке в его истерике, что так не надо.

Десятки пирогов с идеальной корочкой.

Тысячи безаварийных километров.

Даже научившись пользоваться правилом зеленой ручки по отношению к детям, мы упорно забываем применять его к себе. А зря.

Я сижу на кухне, смотрю на догорающий закат, низко режущих воздух горластых ласточек и понимаю, что хочу есть. Слышу, как в комнате тихо ковыряется с конструктором сын.

И только в самом конце, опаздывая, оскальзываясь на поворотах, с одышкой от бешеного бега, нагоняет мысль — сначала мы их учим жить бережно к себе, а потом они, надев свои игрушечные каски, осторожно высовываются из-за угла: эй, а сама-то когда начнешь это делать? Прав, милый. Пойду. Начну.

Источник: family3.ru

Школьников предупредили об отметке за поведение, которая влияет на аттестат. Но директор это опровергает

В минской гимназии №37 перед одиннадцатиклассниками выступила социальный педагог и удивила новостью: с этого года в школе появится отметка за поведение, на которую могут повлиять дисциплинарные взыскания, в том числе за участие в массовых мероприятиях. Директор гимназии эту информацию не подтверждает.
 

Источник фото: Unsplash.comСнимок используется в качестве иллюстрации

О некой «новой отметке» нам написали в редакцию сразу несколько взволнованных родителей. Они просят разобраться, действительно ли средний балл в аттестате будет зависеть от поведения детей.

— На обычном уроке к детям пришла социальный педагог и минут 10-15 рассказывала про то, что поведение должно быть соответствующим, — говорит мама одиннадцатиклассницы. — Им сказали, что отметки за поведение пойдут в аттестат. И потом дали расписаться под какой-то бумагой, что они с ней ознакомлены.

— Опоздали — отметка снижается, участвовали в массовых мероприятиях — тоже снижается, — передает слова дочери еще одна родительница. В подтверждение своих слов она переслала нам аудиозапись с воспитательного мероприятия.

На записи с ребятами общается предположительно социальный педагог (имя-фамилию ребята не уточнили). Детям объясняют, что учеба для них должна быть в приоритете. А «участие во всевозможных санкционированных или несанкционированных массовых мероприятиях не допускается, особенно несовершеннолетним».

— Вы понимаете, что могут быть привлечены к ответственности родители, которые не занимаются должным образом воспитанием своих несовершеннолетних детей, — говорит педагог на записи. — А за это штрафные санкции, так сказать, полагаются. Могут и несовершеннолетних привлечь к административной ответственности, если там какие-то мелкие нарушения по административной статье — мелкое хулиганство. А если кто-то оскверняет какое-то сооружение, то это вплоть до уголовной статьи.

Ребят предупреждают, что «это не очень приятно в таком возрасте — попасть на учет в милицию». Учетное дело в милиции заводится на год, и эта информация будет прописана в характеристике из школы.

— Поэтому не надо провоцировать и вмешиваться. Вы сейчас учитесь. Учитесь, пожалуйста. Получайте знания, ходите к репетиторам на дополнительные занятия, но если что-то такое видите, лучше отойдите, потому что вы не знаете, что на уме у взрослых людей и чем это может закончиться. Не портите себе биографию и не портите себе характеристику.

Также педагог делает акцент на том, что с этого года у ребят появится отметка за поведение. Отдельно подчеркивается, что это нововведение, раньше такого не было.

— Раньше писали просто «уд-неуд», а теперь это именно отметка, и эта отметка в том числе будет суммироваться к среднему баллу вашему. Естественно, чтобы получить идеальную отметку, не должно быть никаких дисциплинарных взысканий. Вы уже достаточно взрослые люди, понимаете, что такое дисциплинарная ответственность. Отсутствие всевозможных противоправных деяний, опозданий (это что касается вашей непосредственной деятельности учебной), все это суммируется и будет влиять на итоговую отметку, которая будет четвертная и годовая. Услышали основное?— спрашивает педагог.

Ребятам также напомнили, что за неоднократные нарушения их могут отчислить из гимназии, поскольку третья ступень обучения (10-11 классы) не является обязательной. Детям дали расписаться в документе о том, что они ознакомлены с протоколом профилактической беседы. В шапке документа указаны выдержки из законов, которые касаются нарушения порядка проведения массовых мероприятий, действий, нарушающий общественный порядок и осквернения зданий и сооружений.

Такой документ дали детям на подпись. Полный вариант есть в редакции

«Поведение на аттестат никак не влияет»

Мы связались с директором гимназии Ириной Даненковой. Она заявила, что ничего не знает об «отметке за поведение». Таких нормативных актов в школу из вышестоящих органов не поступало. 

— На сегодняшний день за поведение есть такая отметка — «удовлетворительное», «неудовлетворительное» и «примерное».

— Эта отметка как-то влияет на аттестат?

— Если нет отметки по поведению по 10-балльной шкале, то как она может влиять? Поэтому нет, не влияет. Если будут какие-то изменения, значит, будут. На сегодняшний день у меня такой информации нет.

Мы спросили также про документ, под которым расписывались дети. Директор предположила, что это лист ознакомления после проведения профилактической беседы.

— Они могут его и не подписывать, просто плюсики некоторые ставят, что ознакомлены. Сама беседа проводится в рамках месячника правовых знаний — такая процедура у нас ежегодно есть. Эти занятия проводит социальный педагог, завуч по воспитательной работе, классный руководитель — в рамках программы по воспитательной работе.

Директор пообещала выяснить подробности о проведении профилактических бесед и «отметок за поведение», но связаться с ней позже нам не удалось. Руководитель отсутствует в кабинете. Заместитель директора по воспитательной работе также не отвечает по номеру, указанному на сайте школы.

Был один учитель — стало много. Как помочь ребенку, который перешел в среднюю школу

С началом учебного года помощь в адаптации нужна не только первоклассникам. Пятиклассники тоже испытывают стресс, ведь в младшей школе с ними работал один учитель, а теперь — много. Школьный педагог-психолог Анастасия Петровская дала советы родителям.

Источник фото: Личный архивАнастасия Петровская

Для младшего школьника учитель — это его «вторая мама», отмечает психолог. В их отношениях много заботы, доверия, наставлений. При переходе в среднюю школу педагогов становится больше, и каждый приносит с собой не только новые знания, но и свой характер, стиль изложения учебного материала, требования.

— Привыкать приходится даже к определенному темпу и тембру речи. Например, первый урок вел учитель-флегматик: спокойно, медленно объяснял материал. А следующий урок  уже ведет учитель-холерик, у которого быстрый темп речи, он ведет себя эмоционально. Детям нужно время, чтобы привыкнуть к такому разнообразию в характерах.

Вторая возможная трудность  — это кабинетная система. В средней школе ребята не сидят в одном кабинете, а переходят из одного в другой, в зависимости от урока. В этом году пятиклашки, как и всем другие ученики, будут находиться только в своем кабинете из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки, но обычно им приходится привыкать к «кочевому образу жизни». Это может вызвать волнение.

Источник фото: Unsplash.com

Еще одна возможная сложность — смена коллектива, говорит психолог. Очень часто состав меняется по сравнению с начальной школой.  

— Новый коллектив — это всегда испытание, как для детей, так и для родителей, педагогов. Из своего опыта могу сказать, что именно здоровый микроклимат в классе составляет 70% успешной адаптации. Случается так, что в одном классе может оказаться слишком много «звезд», которые могут начать соперничать между собой или «подбивать» других ребят искать ребенка, с которым дружить не нужно. В таких случаях нужна слаженная работа родителей и педагогов для того, чтобы помочь детям преодолеть возникшие трудности во взаимоотношениях между одноклассниками. 

А еще в пятом классе меняются школьные задания: теперь они направлены не просто на воспроизведение материала, а на его анализ, высказывание личного мнения, что может быть сложным для некоторых детей.

— Ребенку нужно не просто прочитать и воспроизвести текст без ошибок, но и порассуждать, сделать альтернативные задания, опираясь на уже полученные знания. Также добавляется больше самостоятельности и форм заданий. Например, сочинить предложение с нужным количеством частей речи, найти ошибки в работе соседа по парте. 

«Если школа вызывает у вас отторжение». Мама рассказала, как обучает ребенка вне системы за 100 долларов в месяц

Частные школы отмечают небывалый интерес со стороны родителей, которые разочаровались в государственной системе образования. Но такое обучение остается «элитным» — 500-600 долларов в месяц может потратить далеко не каждая семья. Есть более дешевый вариант, о котором нам рассказала мама троих детей Светлана Монастырская. Ее старшая дочка окончила первый класс, обучаясь у учителя, которого наняли сами родители.
 

Источник фото: Личный архивСветлана Монастырская вместе с мужем и детьми

Светлана с мужем воспитывают троих детей — 7 лет, 4 года и 1 год. В прошлом году родители решили не отдавать старшую дочь в обычную государственную школу и присоединились к так называемой «родительской кооперации». Это что-то среднее между частной школой и обучением дома, отмечает мама. 

— Когда я сама училась в школе, то часто скучала (быстро усваивала темы, а потом ждала, пока все разжуют), раздражалась на дурацкие требования и конфликтовала с частью одноклассников (как «шибко умная»), — говорит Светлана. — Я хотела, чтобы у моей дочери были лучшие условия для развития, чем у меня: когда атмосфера в коллективе дружеская, когда время не тратится на ерунду, когда за количество клеточек, на которые нужно отступить, не снижают оценки.

Шаг 1. Найти таких же заинтересованных родителей

Для начала нужно найти людей, с которыми можно «скооперироваться». Это должны быть активные родители, которые готовы заниматься организационной работой. 

— Экономия денег (относительно частной школы) потребует от вас приложения времени и усилий — найти и договориться с нужными людьми. К сожалению, единых общепризнанных ресурсов, посвященных кооперациям, на просторах байнета нет. Родители ищут друг друга в сообществе Facebook «Содружество родителей», через разные чаты и знакомых.

Шаг 2. Перевести ребенка на индивидуальный план обучения 

Кооперации существуют вне юридического поля, «их как бы нет», рассказывает белоруска. Родители должны оформить своего ребенка на индивидуальный план обучения (ИП), и это второй по сложности пункт. 

— В школах по месту жительства вам будут вставлять палки в колеса: «Зачем вам ИП, учитесь, как все». В остальных школах скажут: «Мы не можем вас взять на ИП, так как мы берем учеников только по месту жительства». Есть три пути — продавить ИП через свою государственную школу, заплатить значительную сумму частной школе, где вы начнете числиться на ИП, зачислиться на дистанционное обучение в России. Лично я заплатила 400 долларов за ИП в частной школе, а недавно появились предложения о том, что оформить ИП можно за 50-100 долларов. Спрос постепенно начал рождать предложение.

Шаг 3. Найти хорошего учителя

Кооперация, в которой учится ребенок Светланы, платит педагогу за работу около 10 долларов в час. Оптимальное число учеников в импровизированном классе — 8-10 человек. С таким количеством детей учитель может каждому уделить достаточно внимания на уроке.

— Дети обожают нашу учительницу, — с восторгом отзывается мама. — И на каникулах, и на самокарантине дружно ныли: «Ну, когда уже школа?» Дурацких предметов у нас нет. Для понимания: мы прошли программу первого класса, обучаясь два дня в неделю (!) по четыре урока. Во втором классе у нас будет три дня по четыре урока.

Шаг 4. Найти помещение 

Тут все зависит от финансов семей, которые участвуют в кооперации, и конкретного места, где родители хотят организовать обучение.

— Если частные офисы в Минске стоят от 9$ за м2, то помещения в государственных организациях можно снять в два раза дешевле. Но найти их не так-то просто. Можно прогуляться пешком по своему району, на многих помещениях висят объявления «Аренда». Мы нашли свое на сайте bc.by.

Шаг 5. Обсудить все организационные вопросы

Далее нужно договориться о закупке и доставке мебели для помещения, о том, кто и когда моет полы, про дни недели, когда будут учиться дети и т.д. На самом деле мелочей много: проговорить нужно все, вплоть до того, как будет организован перекус. Если родителей объединяет общая цель, это несложно, убеждена Светлана.

— Мы смогли договориться даже о дополнительных занятиях, добавили в программу обучения английский язык, продленку, бассейн. Организовали внекласные дни — с музеями, экскурсиями, мастер-классами. С середины марта вместе решили, что безопаснее будет выбрать самоизоляцию и организовали «дистанционку». Наша учительница записывала нам видеоуроки, проводила уроки в Zoom, давала задания по яндекс-учебнику. В мае все дети сдали экзамены на усвоение программы первого класса в тех школах, в которых были прикреплены на индивидуальном плане обучения.

Какие затраты: по деньгам и по времени? 

Мама посчитала затраты семьи на первый год обучения: в среднем получилось около 70 долларов в месяц. В этом году уроков будет больше и, соответственно, затрат. Но в семье планируют уложиться в 100 долларов в месяц.

— Я могу еще долго рассказывать, про то, как хорошо нам — мы любим и гордимся своей учительницей, про то, как подружились дети, про то, сколько нового они узнали и увидели за свой первый класс. Это отличный вариант для тех родителей, у кого сегодняшняя школа вызывает у вас отторжение и кто может выкроить эти 100$ или меньше (все зависит от сочетания трех факторов: количество учеников — зарплата учителю — аренда помещения).

Что касается временных затрат, то основные «инвестиции» нужны в самом начале, говорит мама. Когда процесс запущен и отлажен, это уже не требует дополнительных усилий.

— Формально я сейчас в декретном отпуске, но помогаю мужу в семейном бизнесе. Работаю за компьютером, из дома. По большому счету кооперация не мешает и не помогает мне в работе. Утром я или муж отвозили ребенка в школу, а после продленки — забирали. Продленка нам была не слишком нужна, но дочь всегда просила ее там оставить — потому что «компания», а она очень общительный человек. 

Светлана говорит, что в кооперации она планирует обучать дочь в начальных классах, ближе к средней школе родители будут обсуждать варианты. Когда предметов и учителей много — процесс обучения организовать сложнее. Кооперация больше подходит для младшей школы, где с детьми работает один учитель.

«У нас запрещено обсуждать политику с учениками». Белоруска о том, как живут учителя во Франции

Белоруска Ольга Ковальчук уже 20 лет преподает математику в государственной школе во Франции. В отличие от Беларуси там учителям строго-настрого запрещено разделять какую-либо идеологию и вообще говорить с детьми о политике. И это не единственная особенность французской школы в сравнении с белорусской. Педагог рассказала нам, сколько зарабатывает и сложно ли ей работать учителем в европейской стране. 
 

Источник фото: facebook.com/marseilleville/

«Стать учителем во Франции непросто»

До переезда в Европу Ольга работала ассистентом на кафедре в Институте механизации сельского хозяйства. В 1993 году она уехала во Францию, чтобы защитить диссертацию, и осталась там.  Переучиваться не пришлось, но во Франции, чтобы стать учителем, не достаточно окончить вуз: нужно пройти конкурс, говорит героиня.

—  Конкурс по математике состоит из двух частей: письменного и устного. В письменную часть входят два экзамена по алгебре и геометрии, каждый из них длится 5 часов. Если результат достаточно хороший, допускают к устному, который тоже проходит в 2 этапа. И если вы с успехом прошли все это, вас назначают стажером в школу. Зарплата — 1500 евро на руки. Если не прошли, можно попробовать снова через год.

После года стажировки на урок приходит инспектор, который определяет, готов ли стажер стать учителем.

— Если все хорошо проходит, инспектор присваивает человеку статус учителя и госслужащего (даже если вы будете работать в частной школе). В противном случае стажировка продолжается. А при получении статуса госслужащего вам гарантирована работа. Уволить вас не могут, разве что вы выбросите ученика в окно.

Молодых учителей, как правило, отправляют не в Париж, а в парижский регион из-за нехватки кадров, говорит героиня.

—  Для работы нужно французское гражданство и безупречное знание французского языка. Есть предметы, по которым учителей не хватает катастрофически, например, это французский язык, математика, физика.

«Зарплата хорошая, но уважение уже не такое, как было раньше»

Зарплата у учителей во Франции достойная, говорит белоруска. 

— На сегодняшний день я получаю 2237 евро. Ставка — 18 часов в неделю. За классное руководство доплачивают в конце года примерно 1000 евро. Минимальная зарплата в Париже 1227 евро на руки, а в Парижском регионе больше. Для сравнения: моя дочь работает заместителем директора гостиницы (это ее первая работа) и получает 1800 евро на руки. Ее парень работает в области компьютерной логистики с зарплатой в 2500 евро.

Правда, отношение к учителю изменилось в последние годы, жалуется педагог.

— Раньше к учителям здесь относились с огромным уважением. Сейчас уже не так. При этом все понимают, что учителем может стать не каждый. Нужны годы учебы и призвание. Есть люди, которые считают, что учитель самый большой лентяй на земле, ведь он вечно на каникулах.  А есть те, кто говорят, что ни за какие деньги бы не делали эту работу, зная нынешних детей и подростков.

«Обсуждать политику нельзя ни при каких условиях»

Услышав заявление белорусских властей о том, что в школах не должны работать те, кто не разделяет принципы государственной идеологии, Ольга была возмущена. Ее удивило подобное требование, поскольку во Франции учителям нельзя рассказывать ученикам о своих политических или религиозных взглядах.

— Учителям во Франции вообще запрещено высказывать свои политические взгляды при учениках, обсуждать политику с ними. Это наказуемо: могут вызвать к директору или написать рапорт в министерство. Даже религиозные символы (крестик, звезда Давида и пр.) нельзя носить в школе. Ни один государственный служащий не имеет на это право. А вот вне школы можно говорить все, что захотите.

Интересы учителей и родителей во Франции активно отстаивают профсоюзы.

— В государственных школах довольно сильные профсоюзы. Они могут вступить в конфликт с администрацией и принять решение о забастовке. Существуют также профсоюзы для родителей. Например, в связи эпидемиологической ситуацией они высказывают свое несогласие против того, что маски должны покупать семьи, обсуждают вопросы, связанные с организацией экзаменов или условиями дистанционного обучения.

«В частных школах могут учиться даже бедные»

Во Франции есть два вида школ: государственные и частные. В какую школу идти, выбирают родители. Государственные школы полностью бесплатные, а за частные нужно платить. Но суммы небольшие, потому что эти школы имеют дотации от государства. Например, за начальную школу придется отдать —  350 евро в год, а за среднюю — 650. Малообеспеченным семьям государство помогает оплатить обучение в частной школе.

Платить также нужно за питание в столовой, за общежитие и школьный автобус. Школьные принадлежности тоже покупают родители. В старших классах многие ученики живут в общежитии при лицее, потому что лицеев в маленьких городах нет.

— Те, кто живет дома, питаются в школе только в обед. А у тех, кто живет в общежитии, трехразовое питание. По ценам страны это выходит недорого, а блюда можно выбирать, например, из двух салатов или из двух вторых.

В какой школе учиться, большой разницы нет, считает Ольга.

—  Я бы сказала, что эти школы ничем не отличаются: количество учеников в классах (около 30 человек) и программы обучения одинаковые. Но в частных школах может быть меньше «сложных» учеников, и они обычно заявляют, что у них лучше дисциплина, больше контроля и пр. На самом деле дисциплина зависит от класса. А это напрямую связано с регионом, где находится школа. В Парижском регионе и в северных кварталах Марселя обычно тяжело работать.

Зато в «тяжелых регионах» классы меньше, и учителям доплачивают, чтобы привлечь сотрудников на работу, говорит педагог.

Занятия в школе идут с 8 утра до 16.30 или 17.30 с перерывом на обед с 12 до 13.30. В среду уроки только до 12 часов, а суббота и воскресенье — выходные. Каникулы 4 раза в году по 2 недели и 2 месяца летом.

— Ученикам задают домашние задания, и знания школьников оценивают по 20-тибалльной системе. Кроме плохих оценок школьника можно наказать, например, оставив в школе в среду после обеда или дав задание сделать доклад. В крайних случаях ребенка могут даже исключить из школы на 3 дня или на неделю вплоть до полного исключения, но такие наказания применяются редко. 

«Никаких субботников и ремонтов за счет родителей»

Также Ольга рассказывает, что никакой помощи от родителей школы не просят, а участие в школьных мероприятиях всегда только по желанию учеников.

— Никаких сборов денег с родителей, субботников, уборки классов или школьной территории нет. Никто не помогает школе ни в чем и никогда. Спортивные мероприятия есть, но они только по желанию, а желающих, как правило, много. Но кто хочет, может лежать на диване. Наказаний за неучастие нет. Не любишь спорт — есть конкурсы поэзии, например. Если в школе есть спортивные секции по регби или футболу, дети состязаются с другими школами. Но школьников никто не заставляет принимать в этом участие, если они не хотят.

Учителя не украшают классы, как белорусские коллеги, и не заменяют друг друга. 

— В прошлом году я была два месяца на больничном. Меня никто не заменял, у детей просто не было уроков математики в это время. Учителя искали, но математиков во Франции не хватает, а других учителей не могут заставить выйти вместо меня без их согласия.

Еще одно отличие школы во Франции в том, что собрания проводятся со старостой класса, а не с родителями.

—  Три раза в год проходят классные собрания, где присутствуют учителя и староста класса. Обсуждают класс в целом, а потом индивидуально каждого ученика. Староста доносит эти сведения до своих одноклассников. Собрания с родителями тоже есть, но только раз в год. Обычно родители индивидуально общаются с каждым учителем.

Чем занять ребенка с пользой в новом учебном году: обзор актуальных предложений

Большинство современных детей помимо школы посещают различные кружки и секции. Если вы еще не определились с выбором, поможет наш свежий обзор: здесь есть интересные спортивные и музыкальные секции, центры по изучению английского языка и программированию. Каждый сможет найти себе что-то по вкусу.

Академия Мюзикла РЕВЮ Натальи Романовой (г. Минск)

Академия Мюзикла РЕВЮ Натальи Романовой открывает 24-ый театральный сезон для детей и подростков от 3 до 15 лет.

РЕВЮ работает в жанре мюзикла.

Почему мюзикл?

  • Популярный жанр во все времена, сочетающий сюжет, шоу и целую бурю эмоций;
  • Синтетический жанр — вокал и хореография, театр и живопись переплетаются теснейшим образом;
  • Спортивный жанр — постоянное движение, драйв, энергия, отличная альтернатива спортивным секциям;
  • Харизматичный жанр — власть впечатления, умение ярко проявлять себя в публичных выступлениях и отношениях;
  • Креативный жанр — идеальный жизненный старт для гармонично развитой личности!

Почему РЕВЮ?

1.     Европейский и американский опыт в развитии и воспитании детей и подростков.

2.     Креативный подход к учебному процессу и особая атмосфера, благодаря которым Академики раскрепощаются и открывают в себе новые возможности.

3.     Поддержка в творчестве ощущается на организованных Академией концертах, фотосессиях, записях хитов и клипов.

РЕВЮ — это сообщество дерзких, талантливых детей и педагогов!

Программы обучения:

вокал + хореография + актерское мастерство + английский язык + ИЗО

вокал + хореография + актерское мастерство

постановка голоса + основы ритма + индивидуальные занятия

  • Концертный состав «РЕВЮ» для детей и подростков от 5 до 15 лет — победитель международных проектов. Участник шоу-программ. В репертуаре состава более 7 авторских спектаклей.

Где: г. Минск, ст. м. Октябрьская, пр-т Независимости 25, офис 230 (Дворец культуры профсоюзов)

Контакты: +375 29 623 70 23, +375 29 387 47 23

Подробнее


Учебный центр Intensiv.by

Intensiv.by — это учебный центр для школьников 5-11 классов, а также подготовку к ЦТ. Обучение проходит по:

  • математике;  
  • физике; 
  • химии; 
  • биологии;
  • русскому языку;
  • белорусскому  языку;
  • английскому языку. 

Главная фишка учебного центра — ускоренное обучение. Всего за три месяца ученик проходит весь школьный учебник.

Учатся ребята  не по книжкам, а по разработкам самого центра. Занятия проходят 2 раза в неделю в группах по 3-9 человек. А родитель регулярно получает обратную связь об успехах ученика прямо на телефон.  К ЦТ ребята готовятся на протяжении всего года.

Intensiv.by работает с 2015 года. Имеет сеть филиалов в Минске, а также работает онлайн по всей Беларуси.  

Учебный центр постоянно выкладывает обучающие видео в youtube и Instagram и ведет бесплатные прямые эфиры в социальных сетях, помогая всем школьникам и абитуриентам.


Где: сеть филиалов в Минске, онлайн занятия по всей Беларуси

Контакты: 375 29 101 72 52, +375 29 459 72 52 (тел., viber)

Подробнее


Английский язык для детей и подростков с Foxik.by

Foxik.by — детское подразделение большой языковой школы 2English. В команде Фоксика самые результативные детские преподаватели, которые увлекают детей английским с первого занятия.

В 2English используются новейшие британские методики для детей и подростков. Дети учат английский через лучшие игровые методики и активное использование языка, веселые упражнения и игры с очаровательным лисенком Фоксиком. Подростки работают по кембриджской программе, которую активно используют для изучения английского в школах ЕС. Школа английского языка дает полноценное многоуровневое обучение: 7-11 лет (группы 6-8 человек), 12-16 лет (группы 6-9 человек).

Все группы формируются по уровню и возрасту, ребенок получает максимальный результат от занятий.

Ученики 2English получают:

  • Результативные занятия по новейшим европейским методикам изучения английского для детей и подростков;
  • Современные классы со всем необходимым;
  • Семейные скидки для обучения;
  • Отличное настроение и желание учиться;
  • Удобное расписание: занятия один или два раза в неделю.

Идет набор! Записывайтесь в группы лучших преподавателей и пробные занятия на сайте или по телефону.


Где:  ул. Карла Маркса, 32 (IT Академия ШАГ).
Филиалы: м. Восток (Маяк Минска), Малиновка , м. Каменная Горка, Лошица и Новая Боровая

Контакты: +375 29 637 00 16

Подробнее


Европейский центр гимнастики

В Европейском центре гимнастики позаботились о том, чтобы создать такое место, где всегда будет и здОрово, и здорОво, где каждый ребенок сможет найти себе спортивное занятие по душе, а родители будут спокойны и уверены в правильном физическом развитии своего чада. Здесь работают мастера своего дела. 

Центр предлагает следующие программы: 

  • Оздоровительная гимнастика;
  • Эстетическая гимнастика;
  • Спортивная гимнастика; 
  • Паркур и акробатика.

Разнообразие программ и направлений Европейского центра гимнастики дает возможность подобрать оптимальный курс спортивного воспитания для конкретного ребенка, с учетом его возрастных, физических и эмоциональных особенностей. Воспитанники центра регулярно участвуют в спортивных конкурсах и соревнованиях, где демонстрируют как высокие результаты, так и огромную радость от занятий. Спортивные занятия проходят в просторных светлых залах, расположенных по всему городу. 


Контакты: +375 29 754 39 14 (МТС), +375 29 316 91 02 (А1), +375 29 861 64 54 (МТС)

Подробнее


«Маугли» — Клуб оздоровительной и спортивной гимнастики

Все начинается с гимнастики.

«Маугли» — Клуб оздоровительной и спортивной гимнастики для детей от 1 года до 10 лет приглашает в новый 16-ый сезон.

Профессиональные тренеры, имеющие международные награды и опыт работы с детьми разного возраста.

Народная цена на занятия.

Вот уже много лет «Маугли» выпускает в жизнь детей идущих не только в разные виды спорта — гимнастика спортивная, художественная, плавание, футбол, хоккей, теннис, но и в профессиональную хореографию.

В клуб приходят дети самой разной подготовки и без нее. Насыщенная клубная жизнь делает занятия интересными и продуктивными. Малыши осваивают различные спортивные элементы, знакомятся, общаются, избавляются от комплексов и страхов, учатся работать в команде, брать на себя ответственность и привыкают трудиться с самого малого возраста. Готовят спортивные показательные номера, выступают в конкурсах и соревнованиях как внутри клубных так и международных. Воспитывают характер и растут на радость всем.

Направления Клуба:

  • Пупс Зарядка для малышей 1-2 лет, с родителями.
  • Оздоровительная и спортивная гимнастика для детей 3-7 лет.

Где: в г. Минске, Гомеле, Мозыре, Могилеве и Бресте.

Контакты: +375 44 754 94 54

Соцсети: Instagram, VK

Подробнее


Языковой центр «Мир без границ»

Языковой центр «Мир без границ» приглашает детей в веселую продленку в центре Минска с ежедневными занятиями английским языком, выполнением школьного домашнего задания, с доставкой из школы и вечером на кружки/или домой. Подходит для занятых родителей.

C 2007 года языковой центр «Мир без границ» — это не просто слова, это эффективное обучение «живому» общению в короткие сроки, это успешный опыт работы с детьми на протяжении 12 лет, это море драйва и хорошего настроения, это профессиональные преподаватели, увлекательные занятия и всегда блестящие результаты!

Награды, полученные компанией за детские проекты, заслуживают доверия: «Народная марка» в номинации «лучшие языковые курсы», премия ADMA  в номинации «лучший языковой лагерь». Профессионализм компании проявляется в организации грамотного сбалансированного детского досуга, в сочетании эффективного учебного процесса со спортивно-оздоровительной программой, творчеством и развлечением.  Вы будете спокойны за своих детей! 

Преимущество продленки в том, что большую часть времени ребята стараются общаться на английском языке, педагоги умело прививают любовь к языку — это дает блестящие результаты.

Педагоги: 2 педагога на группу.

Для кого: школьники 1-4 классы.

Расписание: 1-я смена — с 8.00 до  13.30 (12.30)
                         2-я смена — с 13.30 (14.30) до 18.30

Абонементы: на месяц (ежедневное посещение), на 12 занятий (3-4 раза в неделю), на 8 занятий (2 раза в неделю).


Где: пер. Музыкальный, 3 (м. Октябрьская, Верхний Город),  ул. Комсомольская, 5а (м. Немига), ул. Стариновская, 31 (Уручье)

Контакты: + 3754477 50 50, + 37529 571 40 00

Соцсети: Instagram

Подробнее


ITeen Academy (Образовательный центр программирования и высоких технологий)

Айти-школа ITeen Academy приглашает ребят 6-17 лет на компьютерные курсы по робототехнике, разработке сайтов и приложений, SMM и рекламе, созданию игр, моделированию 3D, пилотированию дронов, айти-английскому.

Новинка учебного сезона — Робототехника Spike. Специально для маленьких разработаны уникальные программы «Computer science» (компьютер «с нуля») и «Техномейкерство» (программирование, робототехника, конструирование). Обновлены программы по Мультипликации и Программированию на Python. Каждая программа рассчитана на знакомство с айти-профессией и создание своего проекта.

Что будет на занятиях?

В течение учебного года ребенок освоит:

  • конструирование управляемых роботов;
  • моделирование и пилотирование квадрокоптера;
  • верстку и язык программирования Java Script;
  • Digital-иллюстрацию;
  • моушен-дизайн;
  • основы веб-разработки на Java;
  • программирование игр (Scratch, Python, Minecraft, Unity);
  • основы smm и рекламы;
  • создание интерфейса сайта и приложения;
  • IT-английский.

После презентации своего проекта школьник получит Сертификат Образовательного центра программирования и высоких технологий. Занятия проводятся один раз в неделю.    


Где: Минск, ул. Скрыганова, 14, 5 этаж, каб. 60/1.

Контакты: +375 29 193 30 30

Подробнее


Айти-клуб для детей и подростков IT CLUB

IT- клуб для детей и подростков  IT_CLUB объявляет набор на 2020-2021 учебный год.

Цель клуба — развитие навыков в области управления и IT-технологий. Система обучения построена на нескольких этапах. Базовый этап позволяет определить направление в зависимости от образа мышления обучаемого, а также получить основы, которые являются отличным стартовым набором для перехода в более углубленный процесс получения знаний и опыта.

Большое внимание уделяется командной среде, что позволяет ребятам решать более сложные задачи и создавать передовой продукт в своей области.

Алгоритмическое направление —  языки программирования, разработка программного обеспечения, игр и мобильных приложений.

Творческое направление — графика, дизайн, web-дизайн.

Инженерное направление — программирование, робототехника, конструирование.

В Клубе для участников предлагается широкий спектр мероприятий выходного дня: настольные игры, бильярд, лазертаг и др. Уделяется внимание турнирной деятельности в рамках клуба и на выездных районных и республиканских соревнованиях. Это позволяет проявить ученику себя, как в индивидуальных, так и в командных категориях.


Где: в Чижовке, Серебрянке и ДК МТЗ, а также в г. Пинске.

Соцсети:  Instagram, VK

Подробнее


Учебный центр NEXT LEVEL

Забавный и непоседливый проказник с неуемным любопытством, отзывчивый, справедливый, великодушный, предприимчивый, смышленый, но совершенно неусидчивый и не очень желающий учиться мальчуган. Кто знает, каким этот озорной бунтарь по имени Том Сойер стал бы во взрослой жизни? Как сложилась бы его судьба?

А что, если бы он изменил свое отношение к учебе, научился бы быстро усваивать информацию в больших количествах, стал бы получать удовольствие от обучения, еще больше развивая свой интеллект и сообразительность?

Несмотря на другие времена среди современных детей найдется немало похожих на Тома мальчиков и девочек. Они живые и непосредственные, да и учиться им, как и Тому, не всегда хочется.

Но если у Тома Сойера не было возможности получить престижное дополнительное образование, целиком меняющее взгляд и отношение к учебе, то для детей из нашего времени созданы все условия.

Только и нужно-то, что прийти в Учебный центр NEXT LEVEL, распахнувший свои двери для мальчиков и девочек от 4 до 16 лет и предлагающий увлекательные развивающие курсы по конструированию, робототехнике, программированию, каллиграфии, ментальной арифметике, скорочтению, финансовой грамотности, 3D-дизайну.


Где: г. Минск, Логойский тракт, 22а, корп. 2, офис 101, 102, 105

Контакты: +375 17 370 11 98, +375 29 362 11 98

Подробнее


Семейно-образовательный центр CanGuru

Молодой и уже отлично зарекомендовавший себя семейно-образовательный центр CanGuru (микрорайон Лебяжий) уже почти закончил набор в группы на 2020 год. «Дети развиваются, мамы восстанавливаются, папы расслабляются» — таков девиз центра. 

Здесь еще готовы принять для обучения детей: 

5-6 лет

  • Подготовка к школе;
  • Английский язык;
  • Lego-математика;
  • Art-терапия.

1-3 лет:

  • развивающие занятия на русском Baby Guru и английском English Guru языке.

На занятии малыш познакомится с новой темой, выучит 5-10 новых слов и понятий, сделает поделку в новой технике, понаблюдает или непосредственно поучаствует в эксперименте, потанцует, побегает, попрыгает и повеселится.

А для мам в центре предусмотрен:

  • Фитнес с малышами 0+ и 1-3 лет с поддержкой аниматора;
  • Послеродовое восстановление, сброс веса, укрепление мышц.

Также в центре есть передовая опция: коворкинг и игровая (13.00 -17.00) по предварительной записи 11BYN/час. Родитель отправляет ребенка в игровую комнату под присмотр заботливого педагога, а сам устраивается с ноутбуком за стойкой, за столом или в кресле-мешке.

А по выходным в CanGuru проходят камерные детские спектакли и веселые дни рождения.


Контакты: +375 29 307 25 25

Соцсети:

Instagram

Подробнее


Образовательное пространство SmartLab

Образовательное пространство SmartLab объявляет новый сезон 2020-2021 открытым и приглашает школьников 1-11 классов на групповые и индивидуальные занятия (в том числе online) по следующим направлениям:

  • Курсы английского языка для школьников. В зависимости от целей и уровня знаний можно выбрать общий курс или продвинутый (только после успешного прохождения тестирования).
  • Репетиторы по школьным предметам. Групповые занятия для 3-11 классов. Математика, физика, химия, русский язык, белорусский язык.
  • Подготовка к экзаменам (9 и 11 класс) и ЦТ. Математика, русский и белорусский языки, английский язык, химия, физика. Ученики центра достигают поставленных целей на экзаменах.

Где: ул. Мстиславца, 22 (ст. м. Восток, Дана Молл)

Контакты: +375 29 160 86 20

Подробнее