Архив рубрики: Обучение, развитие детей

Игры на развитие памяти

Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. В к началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений. В задачи обучения школьника должно входит формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания.

Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является «потеря» условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.

Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненных ситуациях.
Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.

ШКАФЧИКИ

Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.

ЧТО ИСЧЕЗЛО?

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

ХУДОЖНИК

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

ВСПОМНИ И ПОКАЖИ

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).

ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.

ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ

— Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.
То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.
Например, называете семь фраз.
Мальчику холодно.
Девочка плачет.
Папа сердится.
Бабушка отдыхает.
Мама читает.
Дети гуляют.
Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз — очень хорошо.

— Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.

Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.
Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

От кубиков — к куклам

 

Знакома картина: комната заполнена немыслимым количеством игрушек, из которых многие переломаны, заброшены, а малыш на кухне с большим удовольствием возится с мельницей для кофе? Воистину ребенок — самая большая загадка природы. Мы, родители, только можем догадываться, почему дорогостоящие игрушки малыша не интересуют, а психологи уже давно нашли ответ на этот волнующий всех мам и пап вопрос.

Оказывается, что в своих действиях малыш зависим от предпочтений, обусловленных его возрастом. И, к сожалению, чем меньше дитя, тем более оно непредсказуемо в своем выборе. Вот как предлагают решить эту проблему детские психологи.

На первом году жизни ребенок постигает «физические» особенности предметов. Его привлекают шарики, кубики, колечки – все, что можно трогать, пробовать на вкус , а может и сломать. Малыша увлекает сам процесс воздействия предмета на предмет. Вот именно поэтому у дорогостоящей машинки не хватает колес, а у кукол ручек. Итак, делаем вывод: в этот период детства ребенку не следует дарить игрушки, которые он не может ни разобрать, ни собрать, здесь работает принцип, чем проще, тем лучше.

После того, как мы «изучили» из чего состоит кукла, нам уже интересно с ней поиграть. Это значит, что на втором году жизни малыш куколку укачивает, кормит, поит. Можно сказать, что ребенок постиг для себя тайну игрушки: вот, оказывается, как можно с ней действовать, как следует поступать. Ребенок еще не полностью играет выбранную роль, скорее он  отображает кусочек собственной жизни и неоднократно проигрывает само действие. В этот период стоит обратить внимание не на внешний лоск игрушки, а на ее функциональные свойства. Игрушка, прежде всего, должна быть удобна для маленького ребенка, выразительна, разнообразна в употреблении. 

Ученые, проводившие исследовательскую работу с двухлетними детьми, отметили следующую закономерность: чем меньше ребенок, тем проще, декоративнее должна быть кукла. Как мы уже выяснили, после полутора лет кукла выступает для ребенка в функции человека, а не просто предмета. Уже стоит показывать ребенку, как играть с куклой: кормить, убаюкивать, катать. Лучше всего малыш будет это делать с куклой его образа сверстника — голыша, девочки, мальчика. Желательно подобрать куклу озвученную, шарнированную (с вращающимися ручками и ножками) и из мягких материалов (тканей, резины, пластизолей). Кукла с закрывающимися глазами позволит малышу обогатить игру новым содержанием. Ведь именно на третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что он изображает маму, доктора, шофера. Теперь для игры с куклой малышу необходимы кроватка, столик, стулья, посуда.

   


И вот только на третьем году жизни к ребенку приходит ролевая игра. Малыш демонстрирует развернутость ситуаций, игра более насыщенна и приближена к жизни. И что самое главное, ребенок отражает в игре действия близких людей. Это значит, что малыш, беря на себя роль мамы, изображает именно свою маму. Если он изображает доктора, то именно того, к которому он ходил в поликлинику. Подражание взрослым формирует ролевое поведение в игре. 

Многих родителей беспокоит вопрос: а как малыши относятся к игрушкам, отображающим наш быт (утюги, посуда, мебель и пр.)? На это ученные говорят, что в игре с бытовыми игрушками перед девочкой открываются большие возможности: приготовление еды, мытье посуды, уборка ее в шкафчик. Мы опять-таки можем в такой игре увидеть свой образ. Для мам это будет еще одним напоминанием, как стоит домовито, аккуратно и хозяйственно вести себя. «Ну, а что же сыновья?» — спросят нас мамы мальчиков. Вам, дорогие мамы, необходимо знать, что в возрасте 2,5—3 лет мальчики играют с бытовыми игрушками с таким же удовольствием, как и девочки: работают утюжком, стирают в корытце, «намыливая» кубиком кукольное белье. И не в коем случаем не думайте, что это деградация мужского начала в ребенке! Нет, это форма отражения счастливого быта семьи, где между мужем и женой существуют гармоничные отношения любви и взаимопомощи. Именно в таком микроклимате в мальчике закладываются качества, которые помогут ему в будущем стать хорошим семьянином. 

Также ученые провели эксперимент, где выяснилось, что дети в возрасте от 1,5 до 3,5 лет отдают предпочтение игрушкам в следующем порядке: на первом месте — игрушки-животные, на втором — игрушки-забавы, на третьем — игрушки на бытовые темы, на четвертом — машины, далее — куклы, а затем игрушки, развивающие движения, например мячи, каталки, обручи и пр.

 

Анна КОПАЧ

 

Читайте также:

Малыш в зазеркалье, или что делать, если ваш ребенок левша?

Раннее развитие: есть ли чем гордиться?

Обсуждаем на форуме:

Ребенок не играется со своими игрушками

Как привить ребенку любовь к чтению?

Как привить ребенку любовь к чтению?


Сегодня в мир компьютеров и интернета этот вопрос стоит очень остро. Дети проводят много времени у телевизора или компьютера, играют на телефоне или планшете… А книги? Книги у многих детей ассоциируются только со скучными и нудными учебниками.

А теперь вопрос на засыпку родителям. Как вы проводите свое свободное время? Смотрите телевизор или общаетесь в социальных сетях? То же самое делают и ваши дети. Разве не так? Давно ли вы отдыхали в кресле с любимой книгой в руках?

Да, темп жизни сегодня бешенный! Найти свободную минутку невероятно сложно. Но возможно! Особенно если совмещать два приятных и полезных занятия: чтение и общение с ребенком.
 

Как привить ребенку любовь к чтению?


Как привлечь ребенка к чтению?

На самом деле ответ крайне прост! Надо читать детям книги! Каждый вечер перед сном найдите полчаса на чтение. Сначала это будет получаться не каждый день. Возможно, не полчаса, а 15-20 минут. А потом вы увидите, что это будет происходить все чаще и дольше.

Конечно, читать детям, особенно на ночь, никогда не поздно. Но понятно, что чем раньше вы заведете такую полезную привычку – тем лучше. Можно даже еще до рождения ребенка.

Сначала вы читаете малышу всю книгу, потом когда чадо уже может осилить отдельные слова – позвольте ему читать заголовки. Позже ребенок читает первую строчку или первый абзац, а всю главу – вы. Со временем главы можно читать попеременно.

И главное, не подгонять и не ругать за медленность (что очень трудно, не спорю), а наоборот поддерживать и подбадривать. Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, ведь это его маленькие победы. Не заостряйте внимание на ошибках в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

Если ребенок жалуется на усталость, заставлять читать и даже упрашивать тоже не нужно. Чтение должно быть только в удовольствие! Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать. «Ой, устали глазки! Прочитай-ка, как называется глава, а я пока поморгаю» – отличная мотивация для ребенка.

Хорошо, если книги или журналы, которые вы читаете, с яркими картинками и комментариями персонажей. Тогда ребенок сам хочет узнать, что говорят герои, а потом незаметно втягивается в процесс самостоятельного чтения.

Как привить ребенку любовь к чтению?


Что делать, если ребенок не хочет читать?

Значит, вы читаете ему не те книги. Выбирайте книги или журналы с любимыми мультгероями, благо сегодня это не проблема. Особенно, что касается, диснеевских персонажей. Я начинала с «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Умная собачка Соня», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» и др. Но главный критерий выбора книги – это мнение вашего малыша! Если ему эта книга неинтересна, то и чтение станет для ребенка скучным и нелюбимым занятием.

Для самостоятельного чтения в качестве первой «книги» больше подходят журналы или небольшие раскраски с заданиями, где нужно прочитать условие и выполнить его.

Затем, переходя от простого к более сложному, от раскрасок к журналам, от журналов к книгам, ваш ребенок полюбит читать и полюбит книги! Ведь это так увлекательно!
 

Как привить ребенку любовь к чтению?


Полезно ли чтение?

Все, что вам нужно, всего полчаса в день! Читая своему ребенку, вы отдыхаете и, кстати, по мнению психологов, избавляетесь от стресса! Вы развиваете логику и фантазию малыша, тренируете его память! Вы увеличиваете словарный запас ребенка и свой, кстати, тоже! Читая каждый вечер перед сном, вы приучаете организм малыша настраиваться на сон, и ребенок быстрее засыпает.


Ольга Давлетбаева


Уважаемые читатели! Как Ваш ребенок относится к чтению? С какого возраста Вы стали знакомить карапуза с «бумажным другом»? Ждем ваших ответов в комментариях!

Читайте также:

Сколько игрушек нужно ребенку?

Мастерим с детьми. Пасхальные поделки из яичной скорлупы

Обсуждаем на форуме:

Что читают ваши дети?

Семейный навигатор:

Центры развития ребенка

Готовим с детьми. Пасхальный кулич

 

Готовим с детьми: пасхальный кулич

Признайтесь, часто ли вы подпускаете детей к участию в приготовлении пищи, а тем более праздничных блюд?

Большинство родителей осознает, как важно для детей участие в таких мероприятиях, но все равно старается как можно больше сделать в отсутствие детей. Ведь эта бескорыстная «помощь» может вызвать даже приступ паники у мамы, особенно если маленьких детей в семье несколько.

Тем не менее, хотя бы иногда стоит брать себя в руки и разрешать детям готовить вместе с вами. Приближается Пасха — светлый семейный праздник. По традиции, уже с чистого четверга хозяйки начинают печь пасхальные куличи. Предлагаю и вам испечь кулич вместе с вашими малышами — поверьте, гордость от участия и предвкушение праздника запомнятся надолго!

А чтобы не быть голословной, признаюсь, что со мной куличи пекли двое детей — сын почти двух лет и дочь четырех лет. И, как оказалось, четырехлетка может оказывать уже настоящую помощь на кухне, попутно слушая мамины рассказы о прекрасном празднике и получая азы необходимых жизненных знаний. За малышом, конечно, пришлось пристально следить, чтобы минимизировать возможный вред, наносимый кухне, хотя и он нам тоже усиленно «помогал».

Готовим с детьми: пасхальный кулич

Итак, на 1,5 кг муки нам понадобилось:

1 пачка свежих дрожжей (100 г)
200 г сливочного масла
600 мл молока
400 г сахара
4 яйца
1 чл соли
наполнители — мы использовали грецкие орехи, изюм, цукаты

Для начала мы развели дрожжи: для этого выложили их в большую миску, добавили столовую ложку сахара и стакан теплого молока.

Готовим с детьми: пасхальный кулич

Аккуратно размешали до практически полного растворения дрожжей. С этим заданием отлично справится ребенок — только надо напомнить, что размешивать следует не спеша, аккуратно, чтобы не расплескать молоко.

Готовим с детьми: пасхальный кулич


Далее миску отставили в сторону до тех пор, чтобы дрожжи могли дать характерную «шапочку».

В это время, чтобы не ждать, сложа руки, можно просеять муку, которая понадобится для приготовления кулича — и это занятие, подходящее как раз для детей. Практически всю муку просеяла дочь, но и малыш приложил свою руку к этому делу и был ужасно горд собой.

Готовим с детьми: пасхальный кулич

Если дрожжевая «шапочка» еще пока не очень ярко выражена, у вас есть время на то, чтобы помыть орехи, сухофрукты и прочие наполнители. У нас разделение обязанностей было таким: дочь мыла орехи, а я изюм (поскольку он требовал очень тщательной промывки). Покупные цукаты мы не любим, делаем сами, поэтому их мыть не пришлось.

Наконец, можно проверить и дрожжи. У нас были очень свежие, и «шапочка» получилась впечатляющей (а также вызывающей массу вопросов у детей о природе этого явления):

Готовим с детьми: пасхальный кулич

Далее мы добавили в получившуюся массу растопленное сливочное масло, яйца, оставшееся молоко, сахар, соль и муку — не всю, примерно 1300 граммов, остатки муки еще понадобятся позже.

Готовим с детьми: пасхальный кулич

Наступило время замеса. Лично я очень это люблю: у меня неизменно приятно покалывает кончики пальцев при смешивании ингредиентов. Полученное однородное тесто мы выложили в большую кастрюлю, закрыли крышкой и поставили в теплое место, чтобы подходило.

Готовим с детьми: пасхальный кулич

Как найти это теплое место? Мы ставим обычно возле батареи в самой теплой комнате. Можно совсем немного нагреть духовку, выключить ее и поставить туда кастрюлю с тестом. Можно взять таз, больший по величине, чем кастрюля с тестом, налить туда горячей воды из-под крана, и поставить в эту воду кастрюлю. Впрочем, секреты у каждого свои, и их немало.

Рекомендую периодически проверять тесто, и если оно подошло достаточно сильно, а для дальнейших действий пока нет времени, тесто следует слегка обмять, ведь не секрет, что в жизнь мамы с детьми постоянно вмешиваются разные неожиданные обстоятельства, сбивающие и отодвигающие планы. 

Наше тесто подошло отлично. Может быть, даже слишком. Зато дочь с огромным восторгом увидела, как крышка кастрюли приподнимается, и оттуда выползает тесто. Заодно нашлась и очередная тема для познавательной беседы.

Готовим с детьми: пасхальный кулич

Дальше мы на чистый стол насыпали оставшиеся 200 граммов муки, выложили тесто из кастрюли, обмяли его и начали добавлять наполнители. Процесс добавления наполнителей был полностью на дочери, я лишь после добавления каждого ингредиента складывала тесто в несколько раз и немного вымешивала.

Готовим с детьми: пасхальный кулич Готовим с детьми: пасхальный кулич

Когда все наполнители добавлены, наступает время хорошенько вымесить тесто. Вот это дело уж точно не для маленьких детских ручек, а для крепких маминых рук.

После получения ароматного кома теста подходит ответственный и интересный момент: пора выкладывать будущие куличи в формы.

Готовим с детьми: пасхальный кулич

Формами может послужить что угодно: от специальных бумажных формочек и металлических форм для куличей до небольших кастрюлей и банок от кофе. Из предложенного количества теста можно сделать два больших кулича, а можно и много небольших — все зависит исключительно от ваших предпочтений. Главное, запомнить важное правило: тесто в формы следует выкладывать немного больше, чем наполовину, поскольку ему предстоит еще разок подойти. Именно с этой целью мы их оставляем ненадолго в теплом месте. В нашем случае этим теплым местом служила сама кухня с уже нагретой духовкой. Существуют разные мнения, но я  дно и стенки формы обычно смазываю сливочным маслом, чтобы не было проблем с готовым изделием.

Готовим с детьми: пасхальный кулич

Когда куличи достаточно подошли, мы их смазали желтком (с этим отлично справится ребенок, во всяком случае, моя дочь считает это увлекательный процесс уже своей постоянной обязанностью) и поставили в духовку, предварительно нагретую примерно до 190 градусов. Чтобы дно куличей не пригорело и не стало черствым, под противень или решетку с куличами необходимо всегда ставить емкость с водой.

Готовим с детьми: пасхальный кулич

Теперь осталось ждать и наводить порядок на кухне. Важно: не забудьте предупредить детей, что дрожжевое тесто очень не любит, когда при его приготовлении люди ссорятся и дерутся. Возможно, это подарит вам немало приятных тихих минут.

Ожидание может длиться час и дольше — все зависит от величины куличей и особенностей духовки. Для лучшего результата примерно через час нужно начать периодически проверять куличи с помощью деревянной зубочистки или шпажки — из готового кулича она выйдет сухой и чистой. Только дверцу духовки стоит открывать и закрывать плавно и без стука.

Наконец, куличи готовы! Пришло время их украсить. Сейчас продается довольно много наборов для украшения, различных посыпок, а также глазури быстрого приготовления в пакетах. Мы в этот раз глазурь делали самостоятельно из взбитых с сахарной пудрой белков, а посыпали красивой посыпкой из специального набора. Этот этап позволяет развернуться фантазии на все 100%! И, конечно, дети с огромным удовольствием участвуют в украшении куличей. Правда, пытаются к тому же съесть немалую часть посыпки.

Готовим с детьми: пасхальный кулич

Вкусные и ароматные куличи готовы. Осталось их сложить в пасхальные корзинки, отнести в Храм на освящение, а потом угощать и одаривать ими всех близких.

Светлого праздника Пасхи!

Кстати, у нас в этом году получилось 9 разнокалиберных куличей и куличиков, а у вас?

Екатерина Таразевич
 

Читайте также:

Мастерим с детьми: пасхальный символ своими руками

Обсуждаем на форуме:

Вкусная Пасха

Мастерим с детьми. Пасхальные поделки из яичной скорлупы

Поделки из яичной скорлупы

Приближается Пасха. К этому празднику можно подготовиться заранее, и сделать вместе с детишками вот такие веселые поделки из яичной скорлупы!

Для «поделочных посиделок» нам понадобятся:
  • пустая яичная скорлупа;
  • красители для яиц;
  • клей;
  • цветная бумага;
  • войлок (из него делаются ушки, лапки …);
  • нитки для вязания;
  • различные трубочки;
  • бусины и другие мелкие детальки для декора;
Сначала нужно подготовить яичную скорлупу: сделайте 2 маленьких отверстия в яйце с обеих сторон. Чтобы яйцо вытекло можно использовать маленькую «грушу» для продувания или же шприц. В крайнем случае содержимое яйца можно выдуть и самостоятельно.
 
Затем пустое яйцо нужно тщательно промыть мыльным или содовым раствором и просушить. Проще всего это будет сделать опять же с помощью шприца, которым следует загонять раствор в яйцо.
 
Затем можно окрасить скорлупу с помощью специальной краски в нужный цвет.
 
Практически в любом супермаркете сегодня можно купить бумажные корзиночки — для выпечки тарталеток или кексов.  Остается только приклеить бумажные ушки к яйцу, сделать носик и нарисовать глазки, нарезать зеленой травки, и поделка в виде пасхального кролика готова.
 
Мастерим из скорлупы

А вот такого зайчика можно сделать, если использовать для ушек и лапок войлок.

Мастерим из скорлупы

В гнезде из тонких полосок бумаги поселились вот такие замечательные птенцы.
 
Мастерим из скорлупы

Для создания следующего семейства понадобятся яичные скорлупки и войлок или любая плотная ткань (для гребешков, лапок и клюва).

Мастерим из скорлупы

Вот такую вот мини ферму можно сделать из пустых скорлупок. Ножки для коров будет удобнее сделать из трубочек (соломки).

Мастерим из скорлупы

Розовые поросята: для их пятачков пригодятся розовые пуговки и тонкая проволока для хвостика.

Мастерим из скорлупы

Божьи коровки. Яркие и красочные поделки из яичной скорлупы в виде божьих коровок можно даже приклеить на стену, они ее будут «кушать».

Мастерим из скорлупы
 
Читайте также:

Устами младенца: дети говорят о любви и браке

Обсуждаем на форуме:

Чем занять ребенка дома?

Потенциальные возможности ребенка

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером.
 
Поэтому, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.
 
Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них еще не задействовано.
 
Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соединенные в единую систему, они функционируют как компьютер.
 
Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, — это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам — 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли».
 
Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.
 
Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.
 
Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период «все можно». Даже сегодня многие психологи и педагоги, особенно те, которые считаются «прогрессивными», полагают неправильным сознательное обучение маленького ребенка. Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребенка, и более естественно предоставить его самому себе и разрешить делать все, что он хочет. Некоторые даже убеждены, что в этом возрасте ребенок — эгоист и делает все только для своего удовольствия. Поэтому родители во всем мире под влиянием таких идей сознательно следуют принципу «оставить в покое».
 
И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу, моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей. Ни с того, ни с сего «ласковые» мамы превращаются в «грозных».
Между тем из изложенного выше ясно, что все должно быть наоборот. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я». Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.
 
ЧТО МОЖЕТ МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК
 
Взрослые понятия «трудно» и «легко» не годятся для детей. Мы, взрослые, берем на себя смелость утверждать, например, что ребенок не может оценить по достоинству классическую музыку. Но на каком основании мы делаем такие выводы?
 
Для ребенка, у которого нет четких, устоявшихся представлений о том, что «трудно» или «легко» — английский или японский языки, музыка Баха или детские песенки, однозвучная, однообразная музыка или гармония звуков, — все должно начинаться одновременно, для него одинаково ново все.
 
Вывод, сделанный на основании чувств, не зависит от знаний, напротив, знание может стать препятствием для чувств. Наверное, многие, глядя на знаменитую картину, говорили про себя: «Она прекрасна!», хотя на самом деле она вас совсем не тронула, ее ценность для вас — только в имени художника и в ее цене. А ребенок, напротив, всегда честен. Какой-нибудь предмет или занятие полностью поглощают его внимание, если это ему интересно.
 
Ребенок наделен замечательной способностью по образам узнавать предметы, что не имеет ничего общего с анализированием, этому ребенок научится значительно позже. Прекрасный пример, подтверждающий это высказывание, — способность младенца узнавать лицо своей мамы. Многие малыши начинают плакать, если их берут на руки незнакомые люди, и успокаиваются и улыбаются на руках у мамы.
 
Даже 5-месячный малыш может оценить Баха. На одном из предприятий фирмы «Сони» был организован детский сад. Там провели исследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! Популярные песни, которые передавали с утра до вечера по телевизору, заняли 2-е место, и на самом последнем месте оказались детские песенки.
 
Младенцы нашли самой интересной классическую музыку, которую мы, взрослые, часто держим от них на достаточном расстоянии. Разве дети наделены с рождения музыкальным вкусом, необходимым для того, чтобы оценить сложную симфонию? По наблюдениям доктора Шиничи Сузуки, уже 5-месячным младенцам нравится концерт Вивальди.
 
Младенец может даже плавать. Многие взрослые не умеют плавать, крошечного ребенка можно научить плавать. Ребенок, который еще не начал ходить, пробует держаться на воде так же, как пробует ползать по земле. И важно не то, что маленький ребенок может плавать, а то, что он плавает, потому что он ребенок.
 
Поскольку плавание — это только один из способов развить способности ребенка: оно улучшает сон, способствует аппетиту, обостряет рефлексы и укрепляет мышцы. Говорят: «Куй железо, пока горячо». Другими словами, слишком поздно ковать железо, если металл уже затвердел.
 
Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации.
Один папа, забросив карьеру учителя, взялся за обучение своего сына и дочери, которым было 2,5 года и 3 месяца соответственно, пяти иностранным языкам одновременно. Вот что он рассказал: «Меня часто спрашивали, не путались ли дети, изучая пять языков одновременно. Думаю, что нет: они же употребляли их правильно. Мы занимались иностранными языками только по радио. Эти радиопередачи ведут очень приветливые дикторы. Упражнения на произношение повторяются методично и долго. И когда дети начинают сами говорить, они произносят все правильно».
 
Итак, можно предположить, что способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка.
 
Ребенок запоминает только то, что ему интересно
Вы должны читать своим детям рассказы и сказки, даже если они еще мало что понимают в прочитанном. Ваш ребенок слушает их помногу раз и запоминает, и если вы читаете невнимательно, то он моментально замечает ошибки. Ребенок запоминает детские истории и сказки очень точно, но эта точность скорее основана на ассоциативной памяти, чем на понимании.
 
Затем ребенку становится интересна какая-нибудь одна история, и он хочет прочитать ее сам. И хотя он не знает алфавита, он сопоставляет услышанную историю с картинками в книжке и «читает» книжку, аккуратно следуя за буквами, которые он пока не может прочесть. Как раз в этот период ребенок начинает настойчиво спрашивать значение различных букв. И то, что он так настойчив, есть свидетельство его огромного интереса к познанию.
 
Ребенку в возрасте до 3 лет нетрудно выучить то, что его интересует, и вас не должно беспокоить количество энергии и сил, затраченных при этом.
 
Многие навыки невозможно приобрести, если ребенок не усвоил их в детстве
 
Наверное, вы слышали о том, что детям легче учить иностранные языки, чем взрослым.
 
Это сравнение говорит о том, что, когда в уме сформирован образец родного языка, уже трудно воспринимать образцы чужого. Однако, мозг ребенка до 3 лет способен усвоить систему мышления не только своего родного языка, но и любого другого, причем процесс этот может, как мы уже говорили, идти одновременно. Поэтому дети в таком возрасте без особого труда могут говорить на любом языке, как на родном. Если вы пропустите этот период, вам будет гораздо труднее обучить его тому, чему он так легко обучается в раннем детстве.
 
Иностранный язык — не единственный предмет, которым можно овладевать на ранней стадии развития ребенка.
 
Музыкальный слух, физические способности (координация движений и чувство равновесия) формируются как раз в этом возрасте. Примерно в это же время развивается и основа эстетического восприятия — сенсорная реакция.
 
Можно развить слух у ребенка с нарушениями слуха
До сих пор мы рассматривали скрытые возможности нормального ребенка и важность раннего обучения для развития этих возможностей. Однако, к сожалению, в мире есть немало детей с физическими отклонениями: больных полиомиелитом, умственно отсталых, глухих, немых. Раннее развитие не должно обходить их стороной, наоборот, именно в силу их тяжелого положения необходимо определить их недостаток как можно раньше, чтобы с помощью техники раннего развития компенсировать эти недостатки, насколько это возможно.
 
Только мать может быстро обнаружить что, у ее ребенка что-то не в порядке. Через неделю после рождения новорожденный реагирует на громкий звук или шум. Через несколько месяцев младенец узнает голос своей мамы, а через четыре месяца свое имя. Если ребенок не реагирует на громкий шум или не отвечает, когда его зовут по имени, можно предположить, что у него что-то не в порядке со слухом. Примерно к 3 годам ребенок узнает многие слова, которыми пользуются взрослые в повседневной жизни, поэтому эти ранние годы – самые подходящие, чтобы научить различным словам ребенка со слуховыми отклонениями. Больше всего надо избегать изоляции ребенка от звуков, потому что он, якобы, все равно их не слышит. Неправда, что даже совершенно глухой ребенок не способен ничего слышать. Если ребенок постоянно будет слушать звуки, у него разовьется способность слышать.
 
Таким образом, усилия родителей и обучение могут развить у ребенка способность слышать, даже если он родится с серьезными нарушениями слуха.
 
На вышеописанных примерах можно убедиться, сколь велик потенциал Вашего крохи. Вам нужно лишь помочь ему раскрыться. Усилия стоят результата!
 
Александр Громыко
 
 

Нужна ли няня вашему ребенку?

Няня и дети


Рассказывая практически обо всех аспектах жизни, связанных с детьми, я часто думаю – как же прекрасно, что у меня не было интернета, когда я планировала первого. Если бы я, будучи юной и неопытной, читала тематические форумы и сообщества со всеми их стереотипами и «страшилками», я не стала бы дважды мамой и не задумывалась бы о третьем, а уверенно пополнила бы ряды чайлд-фри.

Вне «коллективного разума» я была уверена, что есть понятия, практически неразрывно связанные со словом «ребенок», и одно из них – это «няня». С нянями во всех странах мира за тысячи лет существования человечества выросли многочисленные поколения и аристократов, и простолюдинов.

О том, что такую древнюю, нужную, сложную и уважаемую профессию можно практически демонизировать, я узнала сравнительно недавно. Естественно, благодаря форуму, поскольку в реальности все наши прошлые и настоящие няни дарили и дарят только позитив, вопреки народным предрассудкам.

1. Страшно доверить ребенка…

На этом месте уже «стоп». Доверять ребенка не надо вообще никому – ни няням, ни бабушкам, ни подругам, ни учителям, ни врачам. Ребенок «принадлежит» (выражаясь фигурально) только родителям, и только у родителей есть права и полная ответственность. А доверить кому-либо на время вы можете определенные манипуляции по уходу – например, приготовить еду, накормить, обуть, одеть, покатать в коляске во дворе и так далее. Все эти несложные бытовые мелочи легко выполнит человек, сделавший уход за детьми своей профессией. Он справится.

2. Страшно, что с ребенком будет чужая тетка

Если ребенок уже родился – вы поздно начали бояться чужих людей. Первая «чужая тетка» общалась с ним с первых недель вашей беременности. Более того, от советов и профессионализма «чужой тетки» гинеколога зависели здоровье и жизнь малыша.
 

Ребенок и доктор


Потом «чужие тетки» в роддоме помогли ребенку появиться на свет и несколько дней за ним ухаживали – хотели вы того или нет. Едва вас выписали из роддома, «чужие тетки» из районной поликлиники начали приходить и осматривать младенца. При каждом недомогании вы вызываете «чужую тетку» педиатра, а то и бригаду «чужих теток» из скорой помощи.

А когда отдадите ребенка в сад, то там его встретят «чужая тетка» воспитательница (и не одна), «чужая тетка» нянечка – и далее по списку штатных должностей. Про школу и заикаться не стану. Жизнь в 21 веке устроена так, что мы пребываем в окружении «чужих теток» (и даже, не побоюсь напомнить, «дядек»), вступаем с ними в контакты, доверяемся их профессионализму в отдельных сферах – и нормально.

3. Страшно, что по недосмотру няни ребенок получит травму/простудится/заболеет и т.д

Человечеству неизвестны методы 100% страхования детей от травм, простуд и болезней. Особенно от простуд. Как бы чудесно и правильно самая внимательная мама не заботилась о ребенке, он рано или поздно приобретет сопли или кашель – это естественная вещь, которой не удастся избежать.

В приемных отделениях больниц с ожогами и порезами, переломами и проглоченными пуговицами ежедневно проходят десятки детей, за которыми «недосмотрели» и мамы, и папы, и бабушки, и дедушки. Даже самый родной, любящий и т.д человек не способен 24 часа в сутки оберегать малыша от малейших синяков и царапин. Случиться может всякое.
 

Няня кормит малыша


У няни ровно те же возможности и невозможности, что у любого другого взрослого. И учтите, что няня, как любой работник, не склонна целенаправленно устраивать себе аврал и сложности за ту же зарплату. Как вы и сама знаете, ухаживать за здоровым ребенком проще, чем за больным, так что совершенно не в няниных интересах «простужать» и «вывихивать».

4. Страшно, что няня будет бить ребенка и издеваться над ним

Телевидение и «желтые газеты» в данном случае зло. Когда они перестают носить развлекательную функцию, и вы начинаете им верить – пора переключаться на что-нибудь другое. «Страшилки» о нянях, которые избивают двухлеток, дают годовашкам пить водку, а трехлеток привязывают к постели, рождаются в тех же головах, что и легенды о врачах-убийцах или визитах инопланетян.

Безусловно, в каждой профессиональной семье встречаются свои «уроды», но вы же не опасаетесь при аварии вызывать сантехника только потому, что имелись прецеденты воровства и насилия со стороны работников этой сферы услуг? Разумным будет проверить документы кандидатки в няни, контролировать ее на испытательном сроке, внимательно присматриваться и так далее, а не мучиться нерациональными страхами.

5. Страшно, что муж уйдет к няне

И сериалы тоже бывают злом. Когда в семье проблемы, муж может уйти к стюардессе, к медсестре, к секретарше (своей или чужой), к домохозяйке или просто уйти. А когда проблем нет, жена не переживает, что муж ходит за ребенком в сад и общается с воспитательницей, ходит с ребенком гулять и общается с кем-то из мам на площадке.
 

Муж ушел к няне


В конце концов, он же не сидит взаперти дома и встречает женщин, с чего бы он должен наброситься на няню, как уголовник после десяти лет колонии? Кстати, большинство женщин, ищущих работу няни на соответствующих сайтах, попадают в категорию «старше 45». Персонально вы, чтобы успокоить свои страхи, можете искать и в категории «старше 60» — уж точно безопасно, нет?

6. Страшно, что няня не будет любить ребенка

Строго говоря, няне ни к чему любить вашего ребенка. Вообще, в мире не так много людей, которые любят вашего ребенка, и это совершенно нормально. Отсутствие любви не мешает врачу хорошо лечить, учителю хорошо учить, а няне хорошо кормить и одевать. От няни достаточно симпатии и интереса, а любовь ребенку нужна от родителей. Впрочем, со временем большинство нянь привязываются к своим воспитанникам, это практически неизбежно в процессе общения. За годы рождается и любовь.

Стелла Чиркова

Уважаемые читатели! У вашего ребенка есть няня? Если бы вы нуждались в няне для ребенка, то где бы и как  искали в первую очередь? Ждем ваших ответов в комментариях!

Читайте также:

Адаптация ребенка к детскому саду

Выбираем будущее для вашего малыша

Обсуждаем на форуме:

Обучение и развитие детей

Семейный новигатор:

Агентства по подбору домашнего персонала

Диагностика развития внимания у детей.

«Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!» — шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели.

«Почему у тебя кофточка перекосилась? Да ты верхнюю пуговицу застегнула на нижнюю петельку! Что же ты такая рассеянная сегодня?» — недоумевает воспитательница, поправляя одежду на девочке.

«Давай пока уберем игрушку в сумку, а то она тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу», — предлагает мама сыну при переходе улицы. 

Сколько подобных высказываний ежедневно адресуется ребенку со стороны взрослых!

На первый взгляд это поучения-нравоучения. Взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого.

Ребенок заинтересован не ложкой с кашей, а тем, что происходит на экране телевизора. Пуговицы кофточки застегнулись по диагонали, потому что во время одевания ее хозяйка была увлечена разговором с соседкой о новых куклах. Любимая игрушка в руках ребенка намного для него привлекательней, чем ситуация на дороге, тем более что рядом мама, которая этой ситуацией может управлять.

Внимание — психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения — доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.

Выделяют внешнее внимание, обращенное на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Проявление этого вида направленности и сосредоточенности психики можно замечать уже у младенца. Поисковые движения глаз, поворот головки в сторону источника света, запаха или звука, замирание — подобные поведенческие реакции позволяют выделить объекты, заинтересовавшие малыша, а также фиксировать проявление его внимания.

У дошкольника можно наблюдать и проявление внутреннего внимания, которое направлено на его собственные мысли и переживания. Самым ярким примером этого является ситуация, когда ребенок, забросив все дела, замирает с отрешенным взглядом. Не стоит принимать подобную отрешенность за рассеянность. Наоборот, это кульминация внутреннего внимания. Что стало его объектом, об этом знает только сам ребенок, ушедший в мир своих мыслей, фантазий, переживаний.

Сосредоточенность и направленность психики может возникнуть в ответ на какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны человека. Такое внимание называют непроизвольным. Оно появляется вместе с вопросом: «Что это такое?», который возникает, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, необычным. Для ребенка пяти — семи лет такой вопрос очень актуален. «Обыкновенные чудеса» поджидают дошкольника в самых разных ситуациях и в самое разное время.

Представим, например, что во время занятия в детском саду из-за двери раздадутся громкие звуки, или на соседнем столике появится яркая игрушка, или начнет двигаться машинка на дистанционном управлении, которой исподтишка руководит увлеченный отнюдь не занятием сверстник. Можно быть почти стопроцентно уверенным в том, что детишки непроизвольно направят свою психическую активность на эти события и, конечно же, отвлекутся от темы занятия.

Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть.

Опытный воспитатель обязательно справится с ситуацией, вызвавшей непроизвольное внимание детей, используя его же механизм. Чтобы вернуть ребят на занятие, взрослый введет в его ход какой-то новый, необычный элемент. Например, в гости к детям в тот момент, когда они отвлеклись на постороннее событие, придет какой-то сказочный персонаж, инсценированный воспитателем, или «почтальон» принесет важное послание. Непроизвольное внимание детей вновь сработает. При этом его объектом станет занятие.

На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным. В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Вот почему важно благодарить ребенка за проявление произвольного внимания.

Например, в воскресный день младшая сестренка смотрит в гостиной мультфильмы, а ее старший шестилетний брат, плотно закрыв дверь детской комнаты, доделывает аппликацию, которую нужно завтра принести на занятия в детский сад. Ему тоже хочется посмотреть мультфильмы, но важно закончить поделку. Собрав в кулак эмоции и волю, мальчик мужественно направляет свою активность на аппликацию. Мудрые взрослые обязательно отметят его целеустремленность добрым словом.

Как развивается произвольное внимание? Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Например, взрослый сопровождает ребенка при постройке города из деталей конструктора, приговаривая: «Когда начинаешь строить домик, для фундамента выбирай самые большие детали. Так, правильно. А где теперь самая большая? Поищи!»

Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним из главных средств управления вниманием — умением словесно сформулировать то, на что он будет ориентироваться. На протяжении дошкольного возраста использование ребенком речи для организации собственного внимания резко возрастает. Выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. Произвольное внимание при этом переходит в послепроизвольное, в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным — отсутствием усилий для его сохранения.

Работая над аппликацией, мальчик незаметно для себя так увлекся, что перестал прислушиваться к звукам телевизора, доносившимся из гостиной. Его внимание целиком захватил сюжет возникающей в его руках картинки. «Вот это да! Здорово у тебя получается!» — восхищенная реплика сестренки застала его врасплох и очень удивила. Оказывается, мультфильмы закончились, а он и не заметил за интересным занятием, что прошло уже много времени.

Таким образом, хотя в дошкольном возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание, к пяти-шести годам можно наблюдать развитие произвольного и послепроизвольного внимания.

В старшем дошкольном возрасте развиваются и свойства внимания.

Объем внимания — это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, «схватить» с одинаковой ясностью.

Чтобы определить объем внимания ребенка, можно провести такую игру. Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребенок сможет назвать?

Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади. Например, если ребенку предъявляется две сходные картинки, то происходит «спутывание» воспринимаемых объектов.

К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание детей Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте — внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать иное. Его все больше интересует сам человек, его деятельность, а не столько внешне яркие, необычные предметы. В облике человека, его поведении, одежде ребенок замечает детали.

Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.

Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 — 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

В исследовании Т. В. Петуховой дошкольникам давалось малопривлекательное задание: им нужно было разложить обрывки цветной бумаги в коробочки разного цвета. Отмечалась длительность такой деятельности и продолжительность отвлечения от нее. Оказалось, что дети пяти с половиной — шести с половиной лет примерно в четыре раза дольше могут заниматься малоинтересным для них делом и почти в пять раз реже отвлекаются на посторонние объекты по сравнению с детьми двух с половиной — трех с половиной лет. Старшие дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа).

При организации обучения детей шести лет важно учитывать следующие особенности устойчивости внимания. Установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Оптимально, если урок у шестилетних детей длится 35 минут, а перемены — не менее 20 минут. В неделю у шестилетних детей может быть не более 20 уроков. Из них 8 уроков отводится на предметы эстетического и трудового цикла. Специалисты выявили, что в условиях шестидневной учебной недели наивысшая работоспособность у шестилеток во вторник и среду. В эти дни целесообразно проводить по четыре урока, а в остальные дни — по три. В середине недели или в ее конце рекомендуется «облегченный день»: один урок (занятие), требующий большого напряжения внимания, два других — полегче (музыка и пение, ознакомление с окружающим миром, физкультура, изобразительное искусство). Четверг можно сделать вообще свободным от занятий, посвятив его играм, спортивным развлечениям.

Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать.

Например, на развитие концентрации внимания направлено такое упражнение. Попробуйте вместе с ребенком разучить какое-нибудь стихотворение при включенном радио или телевизоре. Первое четверостишие учите при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие разучивайте при достаточно громком звуке.

Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.

Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.

Для тренировки переключения и распределения внимания можно использовать такое упражнение. Ребенку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку: круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т. п. Дается задание: одну фигуру (например, круг) зачеркивать вертикальной чертой, а другую фигуру (например, треугольник) подчеркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.

Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность. Чаще всего это бывает у очень впечатлительных, глубоко увлеченных, а иногда и творческих детей. Находясь под впечатлением от интересного занятия, сказки, фильма, ребенок может надолго оказаться «в плену» у этих воспоминаний. Возникшие в сознании яркие образы, пережитые им сильные эмоции, чувства властно захватывают доминантное положение и не могут сразу исчезнуть и уступить место другим. Дошкольник не может переключить свое внимание на другие занятия, становится невнимательным ко всему, кроме этих доминантных впечатлений. Рассеянность такого рода часто встречается у крупных ученых, которые постоянно забывают о малозначащих для них мелочах жизни, потому что поглощены своими мыслями.

Рассеянность в детском возрасте проявляется в неумении ребенка надолго сосредоточиться на чем-то одном, в частом отвлечении. Взрослым необходимо помнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у детей — явление естественное, обусловленное особенностями их нервной деятельности. Но существует ряд причин, которые усиливают возможность ребенка быть рассеянным.

Во-первых, появление в носоглотке ребенка аденоидов. Эти образования мешают носовому дыханию, что ведет к обеднению кислородом системы кровоснабжения мозга и к нарушению его нормальной работы. Такие дети дышат ртом, их глаза теряют свой живой блеск и выразительность, становятся тусклыми и какими-то стеклянными — весь облик ребенка меняется. В этом случае родителям следует обратиться к врачу, его советы помогут возвратить ребенку работоспособность.

Во-вторых, причиной рассеянности может стать легкое и быстро проявляющееся утомление детей. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно-мышечной системы и особенно зрительного и слухового аппаратов. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывают возникновение сильного и разлитого торможения деятельности мозга. Наступает сонливость, нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на падающие на них раздражители. Чтобы избежать этого, важно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня, особенно в выходные дни. Не стоит перегружать его в выходные занятиями в различных кружках, студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми и т. п. Такое изобилие впечатлений не дает ребенку возможности сосредоточиться на деятельности, предлагаемой ему в рабочие дни.

В-третьих, причиной рассеянности может быть неправильное воспитание ребенка в семье. Освобождение ребенка от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и отключение внимания у ребенка.

Свойства внимания, или аттенционные способности (так они обозначаются в психологической науке), можно и нужно развивать. Растущему ребенку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а для этого его необходимо научить быть внимательным.

По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование трех основных аттенционных умений.

1. Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.

Например, в ходе игры детям дается сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: «Сейчас мы будем это рисовать». У детей не получается сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый расчленяет задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.

2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.

Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.

3. Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля.

В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.

Для развития аттенционных способностей дошкольникам можно давать такие задания.

— Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.
— Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
— Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту — от самого маленького до самого высокого.
— Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.
— Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.
— Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал, а послезавтра — еще что-то новое для тебя. И так каждый день наблюдай и замечай детали пейзажа, которые ускользали от твоего внимания.
— Сколько ступенек на лестнице?
— Сколько окон в комнате?
— Когда взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок — поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка — поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка — поза коровы (встать на четвереньки
и произнести «му-у»).

Внимание — одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве
 

Золотые правила воспитания

Любовь

Многие родители считают, что им ни в коем случае нельзя показывать детям свою любовь: это, мол, приведет к избалованности, эгоизму. Это не так. Все неблагоприятные личностные черты как раз и происходят при недостатке любви, когда создается эмоциональный дефицит. Глубокий психологический контакт с ребенком — это универсальное требование воспитания. Основа для сохранения контакта — ваша искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Диалог

Обычная стихийно возникающая реакция взрослого — это позиция над ребенком. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства. Равенство позиций не означает, что родителям нужно снизойти до ребенка: им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства».

Принятие

Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник, а просто так, за то, что он есть. Психологами доказано, что потребность в любви, в нужности другому — одна из фундаментальных. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, важен. В словах это проявляется: «Как хорошо, что ты родился», «Я рада тебя видеть», «Мне хорошо, когда мы вместе».

Необходимо с особенным вниманием относиться к оценкам ребенка. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа «Вот бестолковый!» Всем родителям необходимо понять: каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, наносит глубокий вред отношениям с ребенком, нарушает его уверенность в родительской любви. Если вы назвали своего ребенка недотепой, трудно ожидать, что он согласится с вами, и уж вряд ли это заставит изменить его свое поведение. А вот если обсуждению подвергся поступок, ребенок сам его оценит и сделает правильные выводы. Он может ошибиться и в следующий раз, по слабости пойти по легкому пути, но рано или поздно высота будет взята.

Актуальный вопрос: Если мы принимаем ребенка, мы не должны никогда на него сердиться?

 

Нет. Скрывать и копить негативные чувства нельзя. Их надо уметь выражать. Вот основные правила:

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. Раз они у него возникли, на то есть основание.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.

Как правильно строить «воспитательную» фразу?

Важно научиться активно слушать, то есть возвращать ребенку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Попробуйте поменять привычные фразы.

— Не буду носить эту шапку! — говорит ребенок.

— Тебе она очень не нравится, — скажите в ответ, вместо традиционного: «Перестань капризничать, она вполне приличная».

Своим советом или критическим замечанием вы как бы сообщаете ребенку, что его переживание неважно. Напротив, ответы по принципу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка. И это приносит плоды.

Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Но как сказать, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас? Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Вместо: «Перестань тут ползать, ты мне мешаешь», скажите: «Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает».

Вместо: «Ты не мог бы потише сделать музыку», скажите: «Меня очень утомляет громкая музыка». Вместо «Мне не нравится, что ты неряха», лучше сказать: «Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками».

Высказывая свои чувства без приказа ли выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда — удивительно, они начинают учитывать наши желания.

В подростковом возрасте для детей важно расширение прав. Вот как одна мама, грамотно построив фразу, прекратила ночные вылазки сына. «Ты уже совсем взрослый, мне неудобно повторять каждый раз: не задерживайся! Скажи сам, какое время тебе кажется наиболее удобным и какое самым поздним для возращения?» Это развивает самоконтроль, личную ответственность

Как наказывать?

Не бить! Устойчивость побоев в качестве наказания связана с довольно сильной внешней эффективностью метода, но эта эффективность со знаком минус. Физические наказания ведут к срыву тормозных процессов коры мозга и буйству оборонительного рефлекса. Именно страхом объясняются крики ребенка: «Прости, я больше не буду!». Да, он подчиняется. Но неосознанно, из инстинкта самосохранения. Это не решает конфликта.

Присмотритесь к маленькому и безнадежно зависящему от вас. Этот несильный удар — тоже жестокое наказание, потому что мы бьем беззащитного, бьем, чтобы ребенок боялся. Систематическое применение побоев может надломить волю ребенка и превратить его в покорную личность, неспособную на независимые решения.

Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий. Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным. Естественное следствие непослушания — это наказание, исходящее из самой жизни и потому ценное, так как ребенок начинает усваивать одну из основных истин: винить кроме себя некого.

Наказывать ребенка, лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Например, не взять его на традиционную воскресную рыбалку. Важно, чтобы дети восприняли ограничение как справедливое (а они очень хорошо чувствуют справедливость). Тогда ограничение превратится в самоограничение.

Не лишать того, что необходимо для полноценного развития: еды, воздуха, игрушек.

Творческое наказание

Правильное наказание — наиболее творческий момент общения. Очень эффективно наказание в виде экспромта, неожиданного действия. Момент неожиданности иногда оказывает более сильное воздействие, чем самое строгое наказание. Вот как одна мама решила отучить своего сынишку врать. Во время очередного вранья она остановила его и попросила: «Открой рот! Ага, все ясно, язык распух! Когда же твой язык перестанет говорить неправду?». На ребенка это произвело впечатление, и он постепенно стал следить за своими словами.

Малышам нужно предоставить опыт подобного действия. Например, если он ножницами изрезал платье, то не надо лишать его ножниц, а надо дать бумагу, бесполезную ткань, научить, как лучше резать, вырезать.

Мотивы воспитания

Для правильного построения воспитания родителям необходимо время от времени определять для себя мотивы, которыми побуждается воспитательная деятельность. Попробуем проанализировать, какое влияние оказывает та или иная мотивировка.

Мотивом воспитания ребенка должна стать счастливая, полноценная, творческая и полезная людям жизнь его. В каждом из нас есть педагогическая жилка. В воспитании детей есть естественность протянутой на помощь руки. Ничего не надо в себе искать, не надо искать помощь в костылях, надо следовать самому себе. Жить естественно и естественно отдаваться воспитательной работе, без жертвенности, без мук.

В качестве экспертов выступили профессор МГУ, ученый, педагог Юлия Гиппенрейтер, психотерапевт, Алла Спиваковская,специалисты Академии последипломного образования Минобразования РБ

 

Читайте также:

Игры на развитие памяти

Как создать развивающую среду дома

Обсуждаем на форуме:

От трех до семи

 

Чем занять ребенка, когда мама хочет отдохнуть?

Я привожу некоторые «рецепты», как мы выходили из положения с маленькой Настей:
 
— У меня под рукой всегда расческа, ложка, маленькая чашка и медвежонок или кукла — устраиваем ролевые игры, когда ей приспичит посидеть на руках. У обеих настроение заканчивается быстро и одновременно и дочь удирает в поисках других занятий.
 
Карандаш или ручка и бумага. Hе поощряю, ибо держит она их в кулаке и упорно не хочет изображать более правильное положение. А чиркать кулаком — чиркаем, но мало.
 
Прищепки — это ПЕСHЯ! Их можно кидать в дырочку в крышке от ведерка (дырочка маленькая, ручка не пролезет, надо открыть ведерко), их можно прихватить на подоконник и кидать вниз (высоко/низко — ай, не достанет маленькая Hастя)
 
Мячик — хорошая штука, чтобы отмазаться от нытика — посылаешь в дальний угол квартиры и дите скачет за ним со счастливой мордочкой. Повторяешь раз в минуту
 
Юла, заводной слоник — тоже самое. Главное запустить на подольше.
 
Клизмочка и два кота. Зашвыриваешь клизмочку под ноги коту и на полчаса в квартире «привет соседям!» — мелочь носится по дому с визгами, писками, мявканьем, слоновьим топотом и лошадиным ржанием. Hичего педагогичного, зато можно почту почитать.
 
Куча деревянных тонких дощечек для счета с цифирью, деревянный конструктор и прищепки. Сгребаем к маме под ноги, ставим в метре детский горшок и устраиваем прицельную пальбу.
 
Учимся одевать носки, платья, рубашки, сапоги, шапки и пр.пр.пр. — что притащит, заодно учим части тела, право/лево, счет рук/ног/пальчиков — безрезультатно пока, ИМХО.
 
Наливаем в ванную 10 см воды, оставляем открытыми двери в ванную и в зал и оставляем там ребенка так, чтобы он постоянно находился в углу поля зрения. Косоглазие материнское останется на совести юной шилопопки.
 
Можно поставить дите на подоконник и оно само себя будет развлекать. Только надоедает рядом стоять.
 
Строим одну высокую башенку из кубиков и колес от паровозика и рушим ее с максимальным грохотом — ребенок заинтересовывается минут на 10 точно. В фоновом режиме можно гудеть типа «А где красный кубик? Нука положи его на синий».
 
Рассматриваем еще не догрызенный альбом «наш малыш» — картинки яркие и красивые. Делаем вид, что учим нарисованных животных, мальчиков/девочек и другую ерунду.
 
Делаем вид, что читаем книжки — она их вертит, я иногда тыкаю пальцем в ежиков и кошечек. Если успеваю.
 
Ребенок относится на кровать и закидывается с головой детскими подушками и одеялами. Счастья полные штаны, и главное долго из-под них выковыривается.
 
Ставим рядом с мамой табуретку и учимся слазить, залазить и сидеть. Вполне себе занятие. Типа ловкость развивает. И у мамы целая рука свободна — по клавишам стучать.
 
Изредка на одном квадратном метре пола собираются мама, дочка и детальки от логического куба. Для развития мозгов. А вот буквы мы не учим — мы их сожрали, еще на той квартире. Картонная азбука была.
 
— Когда у мамы есть силы — висим по-всякому за ноги и за руки. Типа гимнастика.
 
— Я уже знаю цену получаса своего спокойствия. 3 рубля 50 копеек. Это стоимость рулона туалетной бумаги, если дать дочери стянуть его из туалета и растерзать на мелкие кусочки, то я могу делать что угодно и как угодно — ей будет не до меня. Ну, вы понимаете, что вечером уборка будет обязательна? Зато мама к этой уборке дойдет не загнанным существом, а вполне довольной жизнью женщиной.
 
Ванночка рулит. Обычная детская с ведром теплой воды с пенкой. Уже 10 минут наслаждаемся счастьем рядом с мамой. Мама с компом, дочь в ванночке с игрушками. Только следить, чтобы она ковшиком воду на пол не переливала, поить водичкой, гавкать за ее собачек…
 
Отвинтить крышку от 5-литровой бутылки от воды и вручить ребенку. Сегодня эта мартышка упаковала в такую бутылку набор карандашей, набор мелков, расческу, кучку бумажек, пригоршню прищепок и деталек от конструктора. 40 минут ребенок таким образом «нагуливал» сон и не доставал нас с папой (мы эксперимент ставили, когда же она наиграется в одиночестве и придет в спальню).
 
Посуда в разной комплектации. Hесомненный хит, но готовить мне при этом, увы, все же нельзя. Я еще не показывала, как крышкой о кастрюлю стучать, а дочка все не догадывается шумно играть. Покажу – то-то радости соседям будет :))
 
Игры в Золушку — по сортировке крупы. У нас пока не проходят.
 
Можно держать рядом с собой кусочек хлеба и периодически ей подсовывать крошечки — ребенок носится за котами и кормит их…
 
Hамного раньше, чем заканчивается подсовывание занятий из вышеперечисленного, у меня просыпается совесть по поводу заброшенного ребенка и мы идем гулять, или обниматься на кровати, или просто играться.
  
Крестьянова Марина
 
Вопросы обучения детей. Игры, развивающие занятия. Полезные книги, презентации, идеи… ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ. ЖМИ СЮДА