Архив рубрики: Обучение, развитие детей

Забытые игры из нашего детства, которые отвлекут детей от гаджетов

В ситуации, когда многие дети не ходят на учебу, смартфоны и планшеты забирают все их внимание. Чтобы отвлечь ребенка от гаджетов, родителям нужно предложить более интересные офлайновые развлечения. Такой целью задался отец пятерых детей Василий Малашенков и вспомнил бумажные игры своего детства.

Правила «морского боя», наверное, помнят все. После того, как вы покажете детям эту легендарную игру, предлагаем вспомнить о менее популярной ее разновидности.

Игра в слова

Вырываем из середины тетради в клеточку двойной листок и аккуратно, по линии сгиба, разрываем его на две части. Это индивидуальные игровые поля, как в морском бое. На вашем листе должно быть и свое поле, и «зеркало» поля оппонента. Обычно делают прямоугольники со сторонами в 4 и 6 клеток. Поля размечаются буквами и цифрами, как показано на фото. Это необходимо для игровой навигации.
 

Затем каждый в своем поле (так, чтобы не видел оппонент) в произвольном порядке располагает несколько букв. Надо изначально договориться, сколько их. В самом простом варианте число фиксированное: например, пять. В более сложных уровнях делают «разбежку» — от пяти до десяти.

Итак, договорившись о числе букв, загадываете слово. Оно складывается из тех самых букв, которые вы расположили на поле. Например, загадаем слово «вирус». 
 

Игроки должны как и в морском бое называть координаты клетки: а1, б2, г4 и т.д. Второй игрок говорит, есть ли там буква и какая. Если ее нет, то нужно сказать: «Промах». Затем ходит второй игрок. Если первый не промахнулся, он называет еще одну клетку.

По ходу игры на правом поле, «зеркале» противника, отмечаете свои «промахи» и буквы оппонента, которые удалось узнать. На своем поле тоже полезно рисовать ходы оппонента. В какой-то момент вы начнете (или не начнете) понимать, что за слово загадал другой человек. Если угадали, то выигрываете. Если нет… Ну что же. Игра ва-банк — это риск.

Для усложнения можно не только делать «разбежку» по числу букв, но и увеличивать размеры полей. Можно также шифровать на этих полях не одно слово, а целые предложения. Неплохо, если это будет один из законов Ньютона или Архимеда, ведь повторение — мать учения, а игровая форма этого самого учения — наилучшая для детей. 

Можно нарисовать на листе четыре игровых поля, введя двух дополнительных игроков. Но тогда нужно играть парами, разделяя между партнерами одно слово или предложение. Представители команды ходят в таком случае по очереди, но против любого из участников другой команды.

Конечно, морской бой или игра в слова — это далеко не все, что можно выжать из тетрадных листов.

Игра в «танчики»

Здесь нужны два игрока, а листа бумаги хватит одного, который нужно разделить поровну прямой линией. Это линия фронта.

Желательно иметь две ручки разных цветов. Каждый игрок своим цветом на своей половине рисует заранее оговоренное число «танчиков» одинакового размера. Лично у меня получилось такое поле боя.
 

Когда армии готовы, начинаем стрельбу. По прямой линии от ствола танка в сторону противника рисуем «выстрел» — жирную точку. На фото ниже —первый выстрел делают красные.
 

Затем сгибаем листок по линии фронта. Прикладываем к окну, чтобы просвечивал лист, либо держим его перед яркой лампой. Прокалываем бумажку в месте выстрела. Разгибаем лист и смотрим, попадает ли дырочка на вражеский танк. В моем случае получился промах. Для наглядности у дырочки на вражеской стороне я нарисовал «взрыв».
 

Если дырочка была бы на танке, можно его зачеркнуть или тоже как-то эпично обрисовать языками пламени, либо «взрывом». В общем, вы уже поняли, что надо стрелять по очереди до тех пор, пока у кого-то не истребятся все боевые машины.

Игра «ромб»

Когда вы угадаете все слова и взорвете тетрадные «танчики» всех моделей, можно поиграть в ромб. Есть разные варианты правил. Расскажу о вариации игры, которая была популярна в моем детстве. Рисуется подобие ромба, как на фото. Можно варьировать его размеры.
 

Затем каждый игрок внутри ромба проводит линию по одной стороне какой-нибудь клетки. Смысл в том, чтобы последним «закрыть» определенную клетку линией. Тогда эта клетка ваша, и вы в ней можете нарисовать крестик (оппонент — нолик). В самом конце игры победит тот, у кого больше ноликов или крестиков. Примерный ход игры —  на фото внизу. В нашем случае получилась ничья: по 20 ноликов и крестиков.
 

Ступеньки из слов

Теперь давайте снова поиграем в слова, но по-другому. Мы с друзьями в детстве называли это ступеньками. Могут быть другие названия и разновидности. Рисуем на листке в клетку три квадрата, как на фото. Выбираем любую букву и записываем ее в каждом квадрате по диагонали. Пусть это будет «к».
 

Нужно заполнять все квадраты словами, чтобы в них была «к» в соответствующем месте, как на фото.
 

В семье можно играть одной командой: чем больше слов удалось вписать, тем лучше. Можно каждому по отдельности заполнять одинаковые «ступеньки» с одинаковой буквой, но тогда нет должной динамики и коллективного азарта.

Игра «виселица»

Много динамики есть в «виселице». Правила простые. Загадываешь слово, говоришь, сколько в нем букв (должно быть не более восьми). Оппонент говорит по очереди буквы. Если угадал, может написать на листике. Если не угадал, то вы рисуете элемент «виселицы». Таких элементов девять. Когда оппонент не успел угадать слово, а «виселица» уже полностью нарисована, он проиграл. Элементы виселицы последовательно нарисованы на фото ниже.
 

Некоторые еще рисуют «висельнику» другие атрибуты: «табуретку», «палача». Тогда игра получается дольше, а слова можно загадывать подлиннее. В любом случае такие игры бюджетные и развивающие: заставляют работать и пальчиками, и головой. А это для детей самое главное.

Не тратьте деньги. 10 рецептов для творческих и экономных родителей

Кинетический песок, качественный пластилин, пальчиковые краски и прочие субстанции можно сделать своими руками и не потратить почти ничего. А дети с удовольствием вам помогут, ведь им нравится все смешивать и размазывать. Вот 10 классных рецептов для творчества в домашних условиях.
 

Тесто для лепки (аналог Play doh)

Этот пластилин подойдет для самых маленьких, так как его можно пробовать на зуб, он не липнет к рукам и легко разминается.

½ стакана муки, ½ стакана воды, 1 ст. л. растительного масла, 3 ст. л. соли и 1 ч.л. лимонной кислоты в порошке перемешайте и вылейте на сковороду. Помешивайте на маленьком огне примерно минуту, пока масса не затвердеет. Получившийся комок хорошенько разомните, разделите на части и добавьте по щепотке красителя нужного цвета. Можно добавить по капле эфирных масел с запахом фруктов. Хранить его нужно в закрытых баночках.

Кинетический песок

Это мягкий и приятный на ощупь песок, который держит форму.

Вам понадобится кукурузный крахмал и просеянный песок. Такой песок можно купить в зоомагазине или в отделе товаров для дачи, а кукурузный крахмал можно заменить картофельным, но тогда песок будет подсыхать и его нужно будет разводить водой. На 5 стаканов песка понадобится 2,5 стакана кукурузного крахмала и стакан воды. Все хорошенько перемешайте, поместите в пластиковый контейнер с формочками и наслаждайтесь игрой.

Холодный фарфор

Эта масса для лепки очень приятна на ощупь. Такие поделки высыхают на воздухе, становятся прочными и белыми.

1 стакан пищевой соды перемешиваем с половиной стакана кукурузного крахмала и высыпаем в кастрюлю. Добавляем ¾ холодной воды, тщательно мешаем и варим на медленном огне, все время помешивая, пока масса не станет похожа на картофельное пюре. Не переварите! Остужаем получившуюся массу, хорошенько разминаем и кладем в баночку. Умельцы делают из нее медальоны, детскую игрушечную посуду и даже мини-конструктор. А еще можно добавить в массу блестки.

Мелки

Чтобы самим сделать мелки вам понадобятся гипс, вода и акриловые краски. Сперва выбираем форму для мелков. Можно сделать гигантские мелки в цилиндрах от туалетной бумаги или использовать старые маркеры. Формочки лучше проложить полиэтиленом, чтобы было легче вынуть мелок. 3 стакана гипса перемешиваем с 1,5 стаканами воды, добавляем краситель и выливаем в форму. Перемешиваем, чтобы из гипса вышли пузырьки воздуха. Когда мелки застынут, вынимайте их из формочек и отправляйтесь гулять.

Хэндгам

Жвачку для рук (или нанопластилин) можно приготовить в вашей домашней лаборатории. Она становится твердой и тягучей в руках, растекается по столу, ее очень приятно мять.

Вам понадобятся: свежий клей ПВА, бура в глицерине (тетраборат натрия, продается в аптеке) и краситель, который можно заменить капелькой зеленки. В половине стакана теплой воды размешайте столовую ложку буры и краситель, добавьте два стакана клея ПВА. Совет: не перелейте буры, чем ее меньше, тем эластичнее масса. Получившуюся внеземную субстанцию поместите в пакет и хорошенько промните. Вуаля! Можно играть. Хранить в холодильнике, если подсохнет, смочить водой и размять.

Пальчиковые краски

В составе этих красок все компоненты съедобные, а значит, они подойдут даже для совсем маленьких художников.

Воду (льем до тех пор, пока масса не станет жидкой), 1 стакан муки, 4 ст. ложки соли и ½ ст. ложки растительного масла перемешиваем, взбиваем миксером, добавляем пищевые красители. Некоторые нагревают краски в микроволновке, но можно рисовать и без нагревания.

Восковые мелки необычной формы

Восковые мелки часто крошатся и ломаются. Соберите обломки одного цвета, положите в силиконовые формы для запекания и поставьте в духовку. Ребенок поможет раскладывать мелки по цветам, а затем с удовольствием порисует мелками в виде рыбок и сердечек.

 

Витражные краски

2 столовые ложки клея ПВА смешиваем с красителем и рисуем будущий витраж на файле или гладком пластике. Когда картинка высохнет, можно украсить ей зеркало или окно. Красками можно также расписать вазочку или баночку для фонарика.
 

Масса для папье-маше

Соберите бумажные лотки из-под яиц или кусочки бумаги, добавьте кипяток, перемешайте миксером. Добавьте 2-3 столовые ложки ПВА и разомните массу руками, поместив в пакет. Из этой массы можно лепить бусины и фигурки, они получаются легкими и прочными.

 

Сладкая мастика для лепки

Из этой сладкой массы для лепки получится отличный материал для волшебного кафе.

10 граммов желатина развести водой, растопить на водяной бане, добавить лимонную кислоту на кончике ножа и тщательно перемешать с 500 граммами сахарной пудры. Можно лепить сладкую страну, соединяя детали каплей воды.

 

Источник: chips-journal.ru

8 документалок, которые заменят уроки географии в школе

Дети почти поголовно любят животных, космос и красивые картинки. Все это можно найти не только в мультфильмах, но и в документальном кино с не менее красочными реальными кадрами. А еще оттуда можно почерпнуть массу полезного о живой природе и, возможно, вдохновить ребенка.
 

1. «Ребятам о зверятах», 0+

В каждом эпизоде сериала рассказывают об одном животном. Здесь есть масса подробностей, которые точно заинтересуют ребенка: чем на самом деле питается лиса? Как общаются между собой детеныши обезьяны? Как живут королевские пингвины? Серии длятся всего 20 минут, так что ребенок не успеет перенасытиться информацией и превысить разрешенное экранное время.
 

2. «Планета Земля», 0+

Первый (и очень популярный) документальный фильм, снятый в HD-качестве. Он показывает, как на одном земном шаре уживаются пустыни, ледники, огромные коралловые рифы и сказочные заснеженные леса одновременно. Операторы BBC отправились в каждую природную зону Земли и с помощью фантастически красивых кадров рассказали о жизни там. Этот сериал наверняка понравится не только ребенку, но и взрослому.

3. «Океаны», 0+

Обо всем, что находится на суше, человек уже имеет более или менее полное представление. Но морское дно по-прежнему остается для нас «космосом наоборот». Даже заведующий лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН утверждает, что мировой океан изучен всего лишь на 2%. Возможно, этот документальный сериал вдохновит новое поколение океанологов, которые узнают все о морских глубинах. Ну или просто можно посмотреть на касаток.

4. «Птицы», 0+

Улететь во время холодов в тепло могут только два вида живых существ: люди и птицы. Про человеческую миграцию снято много других фильмов, а вот про птичью самый лучший именно этот. Главное здесь, конечно, работа оператора. За всю историю кино в этом фильме впервые сняли птиц прямо во время полета. Эти удивительные кадры не оставят равнодушными ни взрослого, ни даже самого маленького ребенка.

5. «Рожденные на воле», 0+

В дикой природе тоже бывают сироты, и выжить суждено далеко не всем. Но чудеса случаются, и находятся люди, которые подбирают детенышей. Очень трогательный документальный фильм о том, как ученые и их помощники воспитывают и выпускают обратно в дикую природу маленьких слонят и орангутангов. Наглядный пример того, как наука помогает творить добрые дела.

6. «Космическая станция», 0+

Как живут космонавты во время полета? Что они едят, как следят за приборами, как выходят в открытый космос? О том, с какими бытовыми (и не очень) проблемами сталкиваются космонавты и что на самом деле видно из иллюминатора, рассказывают в этом фильме. А еще это первый 3D-фильм, снятый в открытом космосе. В идеале его нужно смотреть в соответствующих очках и на большом экране, но даже без них это интересное, познавательное и красочное кино.

7. «Горы», 6+

Древние греки считали, что на горах живут боги, а современные люди сами взбираются на них, называя это спортом. В горных реках — самая чистая вода, а вот воздухом на определенной высоте дышать уже сложно. В горах живут копытные, которые умеют карабкаться вверх, а еще ирбис — одна из самых красивых кошек на планете. В общем, горы определенно захватывают дух и точно заинтересуют вашего ребенка. И, может быть, даже вдохновят его стать геологом или альпинистом.

8. «Город кошек», 6+

Каждый, кто хотя бы раз был в Стамбуле, знает, что главная его достопримечательность — это не собор Святой Софии или Голубая мечеть, а местные коты. Неудивительно, что настоящие хозяева города тоже они. У зверей, чьи предки видели взлет и падение Османской империи, тоже есть своя удивительная история и культура. О них и рассказывается в этом фильме.

Источник: mel.fm

«Какие еще семейно-бытовые причины?». Отвечаем на вопросы родителей о заявлениях для школы

По данным Минобразования, 30-40% детей пошли в школу с началом новой четверти.  Еще 60-70% детей остаются дома по заявлению. И тут у родителей снова возникают вопросы: можно ли написать заявление сразу до конца четверти? Обязательно ли бумажку носить в школу или можно прислать через мессенджеры? Какой причиной объяснять отсутствие ребенка?

Пишет жительница Лиды:

— У нас в школе просят, чтобы мы писали заявление об отсутствии ребенка по семейно-бытовым обстоятельствам. Сказали, что это приказ Министерства образования. Учителя просят писать именно так, иначе будет выговор. Для чего это делается? Какие семейно-бытовые обстоятельства? Вот какую формулировку требуют от нас: «Прошу разрешить ребенку по семейно-бытовым причинам не посещать учреждение образования, ответственность за жизнь и здоровье беру на себя».

В Министерстве образования отвечают, что заявление пишется в произвольной форме, никто не обязывает родителей оформлять документ по какому-то строго определенному образцу. Но причину отсутствия ребенка указывать необходимо. Получается, что «семейно-бытовые обстоятельства» можно заменить «неблагоприятной эпидемиологической обстановкой».

Родителей сегодня также волнует вопрос сроков, которые могут быть указаны в заявлении. Можно ли написать о том, что ребенка не будет до конца четверти? В некоторых школах учителя говорят, что отсутствовать ребенок может максимум полтора месяца.

В Министерстве образования отметили, что сроки отсутствия детей в нормативных актах нигде не прописаны. Ребенок может отсутствовать в школе столько, сколько требует ситуация. Соответственно, в заявлении вы можете написать любые даты, которые считаете оправданными в нынешней обстановке. 

Что касается необходимости лично относить распечатанные заявления в школы (есть и такие требования), в Министерстве образования это не приветствуют. Заявления можно высылать через мессенджеры классному руководителю или по почте — специалисты рекомендуют именно такой вариант, учитывая эпидемиологическую обстановку.

Образец заявления об отсутствии в школе

Вот какой образец заявления мы составили на основе предложенных вариантов в разных школах.

Директору (ваше учреждение образования)
ФИО

 

Прошу разрешить моему (моей) сыну (дочери) ФИО, учащемуся (учащейся)______ «__» класса, отсутствовать на занятиях с ____ по ____ в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой. Ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его отсутствия беру на себя.

______Подпись                                                                                                                                                                                                                                                                                    ___________ФИО

Как говорить с ребенком про войну и какие книги дать почитать

Война — та тяжелая тема, которая может травмировать, а может оказаться мощным воспитательным средством. Все зависит от того, как вы подойдете к делу. Деликатными советами помогает психолог и педагог Ирина Беляева.
 

Многие считают, что тему войны не стоит поднимать в разговоре с ребенком. Вроде бы и так все понятно: по телевизору парад, а у памятника вечный огонь. Однако обсудить ее все же нужно, во-первых, потому что проблема, которая касается жизни и смерти, добра и зла, требует проживания и поддержки значимого взрослого.

Во-вторых, война до сих пор актуальна для нас, а современный патриотический курс больше похож на угар нетрезвого десантника, чем на осмысление, память и скорбь. Ну и конечно, тоска берет, когда подросток не в курсе, в каком году закончилась Великая Отечественная, но уверенно рассуждает, что «мы — сила и всем задали перцу».

Как беседовать с ребенком о войне?

Важно детям показать именно две стороны: есть и слава, но и другая — грязная, тяжелая, грустная тоже есть. Воевать — это работа, и мы чествуем тех, кто ее делает, а еще мы сочувствуем им. Но нужно ли романтизировать ее? Вряд ли. Вот несколько рекомендаций тем, кто собрался побеседовать с ребенком о войне:

1. Сначала неплохо разобраться с общими ценностями

Хотя бы поговорить, что превыше всего жизнь. Не честь, не слава, не память, не богатство, не религия, не страна, не идея, а жизнь. Человечество осознало этот факт как раз благодаря двум мировым войнам. И иногда отдать свою жизнь — самый простой и самый глупый поступок, который часто к тому же оказывается самым бесполезным, мрачным, скучным. Но пока ты жив, все может измениться. В противоположность этому смерть — то единственное, что невозможно ни отменить, ни изменить (в момент объяснения важно не увлечься, чтобы не запугать младшего самой идеей смерти).

2. Родитель, который недавно перечитал Ремарка, имеет большое преимущество перед тем родителем, который сам себе пел песни Лещенко.

Поговорите с человеком о подвигах. Выяснится, что подвиг — это спасать, а не убивать. Пусть даже и злодеев.

3. Если вы не знаете, что конкретно говорить, расскажите о детстве своей бабушки, вспомните историю своей семьи.

Прочитайте книги. Живые рассказы всегда лучше патриотических официальных речей. А книга всегда лучше фильма, но если с книгами не пошло, посмотрите кино. Психологи считают, что старые советские фильмы вполне экологичны.

4. Кстати, ребенок имеет полное право не знать кровавых подробностей, и задача родителя предоставить такую возможность.

Особенно это злободневно для чувствительных и тревожных детей, которые боятся Буку из-под кровати.

5. Да, слезы над книгой или фильмом воспитывают душу и способствуют развитию.

Однако важно помнить, что для усвоения материала необходима надежная жилетка рядом и некоторый запас сил. Оцените, насколько хорошо обстоят дела со спасательным жилетом и со всем остальным.

6. Замечательное упражнение — подумать над идеей врага.

Все ли немцы априори плохи во время войны? Все ли «наши» — хороши?
 

7. Пока ребенок маленький, никогда и ни за что нельзя говорить, что какие-то человеческие жертвы напрасны или глупы.

Не говорите «закидали пушечным мясом», не говорите про берлинскую операцию, нужную лишь для победы системы, ни о том, сколько за один день «уложили просто так». Этого не стоит делать, пока младший участник дискуссии недостаточно овладел фактами и не вполне поднаторел в решении моральных дилемм. Все рассуждения типа «А оправдана ли была блокада Ленинграда?» пусть проводятся только дома, интимно и не с первоклассником. А пока товарищ не созрел, подобный разговор может вестись в ключе: «Мы ценим жизнь. Жизнь — неразменная монета».

Список хороших книг о войне

А вот несколько книг, которые помогут поговорить о войне с детьми разных возрастов и показать, как жили взрослые и дети в военное время.

1. Нисон Ходза «Дорога жизни»
 

«Дорога жизни» — одна из тех редких книг о войне, которую можно смело читать с детьми старшего дошкольного возраста. Несмотря на документальный стиль повествования, здесь нет ужасающих подробностей того времени, зато есть карты, зарисовки и фотографии. Простым доступным языком Ходза объясняет, что такое блокада и как в ней оказался целый город. Из «Дороги жизни» можно узнать, как выглядели продовольственные карточки, как прокладывался путь через Ладожское озеро, чем занимались дети блокадного Ленинграда и какая техника использовалась для борьбы с фашистами. Книга оформлена иллюстрациями Владимира Бескаравайного.
 

2. Ури Шулевиц «Как я учил географию»
 

Война застает семью польского мальчика в Варшаве, и отец принимает решение бежать оттуда в Среднюю Азию. Там, среди однотипных глиняных домов и людей, которые говорят на незнакомом языке, маленький Ури мечтает вдоволь поесть хлеба. Но отец приносит с базара не заветную корочку, а…географическую карту! «Я был очень разозлён и, думая, что никогда не прощу папу, отправился спать голодным», — вспоминает писатель. Но уже на следующее утро мальчик тонет в озерах и океанах карты, путешествует по горам и долинам, ест воображаемые манго и папайю, а главное — забывает, что был обижен на отца. Фантазийный мир, мир чудесных открытий и незнакомых слов заменил маленькому Ури серую и голодную реальность. «И я простил отца. Он был, конечно, прав». В 2009 году книга «Как я учил географию» получила премию Кальдекотта и стала лучшей детской книгой года.
 

3. Виктор Драгунский «Он упал на траву»
 

Переизданная повесть Виктора Драгунского «Он упал на траву» — первая из серии «Вот как это было» издательства «Самокат». А было так: 19-летний театральный работник Митя Королёв изо всех сил стремился попасть на фронт, но по состоянию здоровья его признали негодным. Так молодой московский художник, обуреваемый жаждой подвига и раздёрганный безответной любовью, оказался в ополчении. Повесть во многом автобиографична: Драгунского, который до войны работал актером Театра транспорта, тоже не взяли на фронт и он тоже служил в ополчении, только он был старше, чем главный герой. Повесть переиздаётся уже не первый раз, но работу «Самоката» хочется отметить отдельно: впервые произведение выходит почти без цензуры, которая сохранялась с советских времен, а сама книга примерно на треть состоит из комментариев историка Станислава Дудкина.
 

4. Анника Тор «Остров в море»
 

Эта книга расскажет, как выглядели события с «той» стороны. Чтобы спасти своих дочерей Нелли и Штеффи, родители, зажиточные евреи из Австрии, отправляют их в Швецию — страну, которая помогала пострадавшим в конфликте детям. «Это не дольше, чем на полгода», — обещает папа старшей дочери. И та начинает зачёркивать палочки на последней странице своего дневника, ощущая себя в заточении в чужой семье на пустынном шведском острове. «Остров в море» — первая часть шведской тетралогии, которая заслужила множество литературных премий. По книге был снят одноименный сериал.
 

5. Элла Фонякова «Хлеб той зимы»
 

Ещё одна автобиографическая повесть о блокадном Ленинграде, которую можно читать лет с десяти. Главная героиня Лена пошла в первый класс ровно в тот год, когда город оказался в кольце блокады. Учёба уходит на второй план, а на первый выходят простые вопросы: что делать, чтобы не чувствовать голода (папа предлагает сочинять стихи и записывать их в чудом раздобытую тетрадку), как наесться горькой кашей из сечки, заправленной олифой, где раздобыть луковой шелухи, чтобы получить из неё хоть немного заветных витаминов? «Как это — война? Что это — война?» — спрашивает себя Лена в самом начале и очень скоро находит ответы на свои вопросы.
 

6. Нина Шнирман «Счастливая девочка»
 

Как верно заметила Линор Горалик в рецензии к этой книге: «Мы редко видим книги, которые рассказывают нам не столько о том, что война разрушительна, сколько о том, что позволяет человеку всё-таки не разрушиться посреди войны…». Удивительным семейным теплом и любовью пронизаны воспоминания москвички Нины Шнирман. Благодаря родителям, бабушке и сёстрам маленькая Нина прожила счастливое детство, пусть даже оно и пришлось на военные годы и разгар сталинских репрессий. Книга вошла в лонг-лист литературной премии «НОС».

Источник: mel.fm

Как изменить мир к лучшему? 10 смелых идей от белорусских школьников

В начале учебного года компания А1 при поддержке Министерства образования объявила среди старшеклассников конкурс идей «Першыя». На вопрос, что вокруг нас можно было бы изменить к лучшему, белорусские школьники прислали больше сотни конкретных ответов. Жюри выбрало десятку самых интересных предложений в сфере технологий, культуры, экологии и инклюзии, каждое из которых авторы публично представят на масштабной молодежной конференции TEDxYouth@Minsk 23 мая. Мы узнали, что хотят изменить белорусские подростки.

Добавить в школьную программу курсы по робототехнике

Одиннадцатиклассник из Минска Самуил Алексин учится дома и интересуется историей, изучает белорусский, английский, польский и немецкий языки, но больше всего парня увлекает робототехника. Ей он занимается около девяти лет и уже не раз за это время становился победителем международных турниров.

Поскольку сейчас жизнь многих людей неразрывно связана с технологиями и «умными устройствами», Самуил предлагает ввести в школьную программу курс робототехнической грамотности – занятия, на которых педагоги давали бы не только теорию, но и вместе с учениками пробовали собирать собственные конструкции. Это необходимо для того, чтобы мы с детства понимали, как работают современные машины.

Восстановить памятники архитектуры в дополненной реальности

Павел Ананич учится в 11 классе могилевской средней школы №21 и интересуется историей Беларуси. Одно из его любимых занятий — гулять по улицам своего города, представляя себе, как они выглядели раньше. Так у школьника и появилась мысль разработать AR-приложение для смартфона, чтобы любой человек мог использовать его на прогулках и видеть, каким было то или иное место много лет назад.

Старшеклассник считает, что если восстановить важные памятники архитектуры хотя бы в дополненной реальности, можно сделать любой урок истории интереснее и в целом изменить отношение белорусов к своей стране. Чтобы эта идея стала реальностью, нужно многое: подобрать архивный материал, фотографии, разработать приложение, сделать 3D-модели зданий. Если есть желание этим заняться, Павел будет рад принять вас в команду.

Расписывать стены стихами белорусских поэтов

Денис Рабчук — десятиклассник из брестской гимназии №1, которого уже хорошо знают в родном городе. Во время поездки во Львов парень обратил внимание на то, как часто на стенах самых разных зданий встречаются стихи украинских поэтов. И решил, что можно попробовать так же непринужденно знакомить с белорусской поэзией и брестчан.

Желание совпало с возможностями, когда школьник выиграл конкурс мини-грантов и получил средства для начала проекта. В итоге в центре Бреста уже есть три мурала со стихами Максима Богдановича («Санет»), Нины Матяш («Без цябе») и Геннадия Буравкина («Атруці мяне вясновым хмелем»).
 

Теперь средства на продолжение проекта школьник вместе со своими единомышленниками собирает через краудфандинг. Команда Дениса уже согласовала с городскими властями месторасположение еще трех работ — со стихами Владимира Дубовко («О Беларусь, мая шыпшына»), Евгении Янищиц («Ты пакліч мяне, пазаві») и Алеся Рязанова («Іх далячыні развялі»).

Разработать платформу для беспроводной зарядки

Десятиклассница Елизавета Гринюк учится в средней школе №11 города Слуцка и занимается исследовательской деятельностью в сфере физики.

В этом году школьница взялась за разработку платформы для беспроводной зарядки. Конструкцию платформы собрала сама. Если говорить просто — электричество передается благодаря двум катушкам: одна находится в гаджете, которое нужно зарядить, второе расположено в картонной платформе-основании зарядки.

По словам Елизаветы, такое устройство как минимум поможет не путаться в проводах и упростит жизнь любому современному человеку, которому приходится заряжать много гаджетов.

Предложить посетителям белорусских музеев персональные маршруты

Анастасия Кундир учится в девятом классе витебской средней школы №12. Занимается танцами, участвует в научных конференциях, организовывает школьные концерты и видит свое будущее в разработке новых идей.

На данном этапе 14-летнюю активистку захватила мысль создать единую online-базу белорусских музеев в виде отдельного сайта и специального мобильного приложения. Идея школьницы состоит в том, чтобы каждый человек в любом городе нашей страны мог найти именно тот музей, который ему точно понравится. То есть зайти на сайт, выбрать местоположение и пройти небольшой экспресс-тест. Это нужно для того, чтобы четко определить сферу интересов конкретного посетителя и с их учетом предложить ему персональный маршрут, который можно сохранить на свой телефон. 

Создать социальную сеть с экологическим уклоном

Десятиклассник Константин Мулица из гимназии №1 в городе Ивье с 11 лет увлекается веб-дизайном и разработкой сайтов. Сейчас все его внимание сосредоточено на новом проекте, который он назвал Grassy. Школьник хочет создать собственную социальную сеть, причем с уклоном в конкретную тему — экологию.

По мнению школьника, один человек вряд ли способен изменить что-то глобально. Гораздо эффективнее будет объединить всех неравнодушных людей, которые уже сейчас задумываются о будущем планеты. Для этого старшеклассник и создает облачную платформу для общения и обмена информацией между опытными и начинающими эко-активистами. Константин планирует сделать свою Grassy центром экологического движения в интернете.

Делать одноразовую посуду из тростника и камыша

Виктория Сидоренко учится в десятом классе средней школы №44 г. Гомеля. В свободное время увлекается изучением английского языка и фотографией, готовится получить экономическое образование и занимается важным школьным проектом — изготовлением одноразовой посуды из природных материалов.

В то время, когда весь мир отказывается от пластика, группа гомельских подростков своим примером показывает, что его несложно заменить чем-то полезным даже в домашних условиях. Например, тростником, камышом и луковой шелухой. Если проварить это все с нужными наполнителями, уже через неделю можно пить и есть из одноразовой посуды, которую потом легко переработать.

Учиться белорусскому языку у блогеров

Ангелина Себик — ученица гомельской гимназии №10. Школьница интересуется белорусской культурой, активно популяризирует родной язык и изучает иностранные — английский и китайский.

Десятиклассница задумалась, как убедить сверстников больше говорить по-белорусски в повседневной жизни? И решила пригласить известных белорусскоязычных блогеров в Гомель, чтобы они провели там в прямом эфире несколько мастер-классов для подростков: как раскрутить свой Instagram или Tik-Tok, сколько времени нужно уделять блогу, почему его интересно вести по-белорусски и так далее.

«Самы час паказаць, што на беларускай мове можна размаўляць пра ўсё. Гэта сучасна, практычна і прыгожа», – считает Ангелина.

Оборудовать конторками школьные классы

София Федченко учится в девятом классе столичной гимназии №4, но по индивидуальному плану дома. В прошлом году ходить на занятия в школу она перестала из-за болезни позвоночника, которая не позволяет ей проводить сидя 45 минут урока.

Собственный опыт и опыт многих знакомых показал ей, что многим ученикам непросто высиживать по 6-8 часов каждый день, а для кого-то это невозможно в принципе. Но Софья уверена, что у этой проблемы есть простое решение — нужно установить в классах обычные конторки (высокие письменные столы с наклонной доской), чтобы ученики могли обучаться стоя. Это поможет заниматься в школе тем, у кого есть проблемы с опорно-двигательной системой, и послужит профилактикой для всех здоровых детей.

Школьница планирует разработать дизайн таких конторок, подготовила макеты информационных брошюр для своего проекта и планирует нарисовать 10-15 гифок-стикеров для соцсетей на эту тему.

Очистить Балтийское море с помощью танцев на берегу белорусской реки

Екатерина Янголь — одиннадцатиклассница из школы в Крево. На Гродненщину ее семья переехала жить пять лет назад из Донецкой области Украины.

В Беларуси школьница увлеклась краеведением и досконально изучила историю места, которое стало ее новым домом. Так, например, она узнала, что пятьдесят лет назад мосты через реку Кревлянку по вечерам превращались в танцплощадку. И старшеклассница предлагает возобновить эту традицию, но уже на берегу и с конкретной целью — привлечь внимание к вопросам экологии.

Местные жители рассказали школьнице, как когда-то ловили руками в реке огромных карасей, а сегодня там плавает только бытовой мусор. Его и несет Кревлянка в воды Балтийского моря. Так что в ближайших планах Екатерины и ее единомышленников — очистить берег от мусора и положить там деревянный настил, чтобы проводить там танцевальные мастер-классы под живую музыку. Так это место превратится в место для культуры, а не для мусора.

«Это гонка из родительского тщеславия». Мнение о том, нужно ли детям раннее развитие

Многие родители сейчас по максимуму ограничили социальные контакты детей, в том числе перестали водить их на кружки и секции. И в этом есть большой плюс, считает мама двоих детей Ольга Восканян. Белоруска уверена, что развивающие детские центры зачастую нужны родителям «для галочки». А детям гораздо важнее проводить время с папой и мамой.
 

Я мама двоих замечательных и очень шустрых мальчиков (9 и 5 лет). С первым ребенком я ходила в развивающие центры, читала про социализацию и очень много об этом беспокоилась, как и любая молодая неопытная мама.

Конечно, я занималась с ним дома и читала много статей о детском развитии, волновалась о том, что если сейчас не научить ребенка этому и этому (и здесь длинный список), то потом будет поздно. И мы ходили в различные центры.

Мой мальчик был одним из самых сообразительных во всех «развивашках». И так получалось, что мы ходили туда не для того, чтобы узнавать что-то новое или развиваться, а чтобы как будто хвастаться и констатировать тот факт, что ребенок это все уже умеет. То есть я просто убеждалась, что он не хуже других и с нами все нормально.

Когда мы решили стать родителями во второй раз, я точно знала, что мой второй ребенок в развивающие центры не пойдет. «У нас уже есть один ребенок, и второму точно будет с кем общаться», — подумали мы с мужем. Школу жизни он пройдет, ведь с нашим старшим не забалуешь. И ни разу я не пожалела о своем решении.

Поняла, что могу многому научить детей сама

Наш старший сын начал читать в 4,5 года. В этом возрасте он уже читал осознанно и понимал то, что он читает. Это был и мой успех тоже. Я поняла, что могу этому научить сама, без помощи педагогов из развивающих центров.

Наш младший сын начал читать чуть позже, но тоже до пяти лет. В пять он уже спокойно читает рекламные растяжки, меню в кафе, названия фильмов и все, что попадется ему на глаза.

Я не хвастаюсь, а просто хочу обратить внимание молодых мам на то, что походы в развивающие центры детям не особенно нужны. Они больше нужны мамам, чтобы сменить обстановку, отдохнуть от ребенка и просто пообщаться (давайте будем честны сами с собой). А еще так классно рассказать подруге и всему своему окружению о том, как вы заботитесь о будущем своего ребенка и о том, что в свои неполные три года (хорошо, если не в два) он ходит в бассейн, на балет, учит английский, играет в шахматы, рисует, поет и чуть ли не вышивает крестиком.

Все эти кружки — для галочки

Вы, правда, думаете, что девочка в 2-3 года очень хочет заниматься именно балетом, а мальчик видит себя в спорте? Мы так горды собой и уверены в том, что сделали все что могли. Но возьму на себя смелость заметить, что это все просто ради галочки в списке великих дел на день и на жизнь.

Ребенку в нежном дошкольном возрасте нужны мама и папа. И все, что ему необходимо, мы можем дать ему сами в рамках собственной семьи. Ему не нужны дорогие кружки или модные хобби — он хочет быть рядом с вами и играть с вами, а не с чужой тетей, несмотря на то, что она умеет широко улыбаться и любит детей.
 

Ребенок не заметит того, что вы плохо рисуете или не умеете петь. Ваших знаний по искусству вполне хватит, чтобы рассказать ему про картину Шишкина «Утро в сосновом бору», а умения передвигать фигуры достаточно, чтобы восхитить ребенка своей игрой в шахматы или шашки.

Не умеете в шахматы — играйте в домино, заодно и считать научитесь (мой младший так и научился — считал точечки на костяшках домино).

Ребенок ведь любит вас безгранично и целиком. Вы для него божество, которое можно потрогать. Это такой великолепный этап  в вашей жизни, когда вы можете делать все искренне и непринужденно. Косячить вместе с ребенком, вместе учиться рисовать корову и лепить дерево, вместе учиться бегать и кататься на велосипеде или скейтборде.

Не надо строить из себя всезнайку и вечно во всем правого взрослого — он все равно вас любит, любит любого (и умного, и не очень, с грязной головой и с прической).

Вот почему наших детей многому учим мы сами — родители. Я с ними собираю плазлы и лего, рисую и леплю, а папа играет в шахматы, занимается спортом и учит быстро считать. Конечно, уже сейчас дети посещают кружки, но без фанатизма. И, конечно, каждый день они видят, что и мама, и папа имеют какие-то интересы, что-то делают для себя, кроме уборки, еды, хождения на работу и сидения в телефоне.

Вы хотите лишить себя всего этого? Действительно хотите, чтобы все великие открытия своей пока еще маленькой жизни ваш ребенок совершил с пусть очень хорошей, но совершенно чужой тетей?

Подумайте о качестве времени, которое проводите с ребенком

Я не призываю всех сидеть дома и заниматься исключительно ребенком, ни в коем случае. Сейчас очень много пишут и говорят о том, как качественно проводить время. И вот это именно тот случай. Вовсе не обязательно целый день ребенку что-то объяснять с умным видом — это скучно и неинтересно. Но всегда можно учить цифры по номерам автомобилей во дворе, название цветов в парке или ботаническом саду, а не по картинкам, считать ступеньки в подъезде и камни в луже. Можно читать буквы на вывесках, а можно буквы лепить, можно печь печенье-алфавит и записаться в ближайшую библиотеку.

Дети учатся всегда, они это делают круглосуточно. Просто находясь с вами на кухне, рассыпая горох или фасоль, перебирая ложки и крышки. Уберите все потенциально опасные предметы повыше — и вот у вас уже почти школа раннего развития на дому, где все можно потрогать (почти по Монтессори).

Представьте, сколько времени вы тратите на дорогу во все кружки? В каждом из них вам будут говорить об успехах вашего ребенка, ведь они хотят, чтобы вы пришли к ним еще и еще. Это бесконечная гонка родительского тщеславия и самоуспокоения. А все это время вы можете просто быть рядом с ним.

Многие из родителей говорят, что им нужно зарабатывать деньги, чтобы дать ребенку лучшее будущее. Бесспорно, деньги далеко не самая ненужная вещь в мире. Но самое дорогое и доступное, что у нас есть и что мы можем подарить нашим любимым детям, — это наше время.

Родителям мальчиков на заметку: простая идея, как надолго увлечь ребенка

Мы уже рассказывали, как надолго увлечь девочек домашним салоном красоты. Не оставим без внимания и мальчишек: посмотрите, как с помощью скотча и картона можно занять любителей транспорта. 
 

Дорога из скотча или малярной ленты

Когда парковки, купленные в магазине, уже не вызывают интереса, некоторые родители прибегают к такой хитрости. Прямо на полу с помощью малярного или цветного скотча можно сделать импровизированную дорогу. Дети с удовольствием достают свои машинки, чтобы «погонять» по новой трассе.
 

Можно использовать такую трассу не только для игр с машинками. Это может быть полоса препятствий или тропинка, по которой дети с удовольствием будут бегать. 
 

Можно дать в руки детям цветной скотч. Полчаса-час вы точно сможете провести в тишине. 
 

Те, у кого нет дома малярного или цветного скотча, могут сделать трассу из обычной бумаги и красок.

И, кстати, необязательно делать трассу для машин, это может быть железная дорога.

Как пишет одна из мам: «Это самый недорогой способ сделать автомобильную трассу. И что удобно, после игры мы просто скрутили трассу и убрали ее до следующего раза».
 

А вот какие полноценные города создают вместе с детьми те родители, которым не лень заниматься творчеством. К трассе можно добавить ферму с огородом, прудом и животными. 
 

Подборка толковых мультиков, за которые не стыдно посадить ребенка

Многие семьи сегодня переходят на домашний режим. И пока сильные духом родители развлекают детей совместными играми, другие — просто показывают мультики. Мы никого не осуждаем, но рекомендуем фильтровать мультфильмы из Youtube, чтобы ребенок у экрана все же учился чему-то новому. 

Общеразвивающие мультики малышей:

— «Малышарики». Ну, куда же без них! Пять героев-шариков и приятные голоса за кадром помогут ребенку выучить фигуры, цвета и формы, расскажут об отношениях с другими детьми и окружающем мире. Этот мультсериал можно найти как в виде стандартных серий с сюжетом, так и в виде песенок и раскрасок. 

— «Даша-следопыт». Этот мультфильм посвящен девочке Даше, которая путешествует по миру. Его основная фишка — интерактивность. Ребенок вовлечен в сюжет: помогает героине решать задачи и находить подсказки. Для мальчишек придумали, кстати, похожий мультсериал — «Вперед, Диего, вперед!».

— «Доктор Машинкова». В мультиках рассказывается, как устроены автомобили, для чего нужны правила дорожного движения и дорожные знаки. Для маленьких любителей транспорта можно еще посоветовать такие мультики, как «Синий трактор», «Грузовичок Лева», «Машины-помощники».

— «Смарта и Чудо-Сумка». Девочка Смарта вместе со своей собачкой Скотти в каждой серии учится полезным навыкам и делится ими с детьми. Цифры, слова, фигуры, правила поведения в обществе и общения со сверстниками — это и многое другое дети узнают из мультика про Смарту.
 

— «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Этот сериал представляет собой короткие познавательные истории о Маше и Саше, любая затея которых оборачивается неприятными последствиями. Но их вовремя спасает Аркадий Паровозов и рассказывает им, как стоит себя вести в той или иной жизненной ситуации. В игровой форме этот мультфильм расскажет детям о правилах безопасного поведения.

— «Фиксики». Многие мамы знают о существовании этих мультяшных героев, но кто они такие на самом деле — «большой-большой секрет». Из сериала ребенок может узнать много полезных вещей о строении самой разной техники и принципах ее использования. Кроме того, в мультфильмах часто обсуждаются вопросы дружбы, взаимопомощи, сострадания.

— «Смешарики». Сериал из 210 серий, среди которых есть как чисто развлекательные, так и познавательные. Смешарики живут дружным коллективом, занимаются различными повседневными делами, попадают в необычные, а иногда и опасные ситуации и рассказывают много нового о том, как устроен мир. 

Для младших школьников:

— «Профессор Почемушкин». Маленький профессор коротко и по делу отвечает на вопросы, часто задаваемые детьми, которые порой ставят родителей в тупик. С этим мультиком вам больше не придется ломать голову над очередным «Почему?» от ребенка.

— «Машина автошкола». Девочка Маша обучает пожарные машины их важной работе и в игровой форме увлекательно рассказывает детям о безопасности. 
 


 

— «Микрополис». Атуальный сериал в настоящих реалиях! В нем рассказывается о жизни крошечного города, расположенного на обычной кухне. Там идет постоянная борьба добрых и вредных микробов. Наблюдая за ней вместе с профессором Бактериусом, ребенок узнает, зачем нужно мыть руки и вообще соблюдать гигиену.

Если же вы хотите, чтобы ребенок выучил с помощью мультсериалов что-то определенное, например, буквы, цифры, английский, то следующий список точно для вас.

Учим буквы и цифры

— «Грузовичок Лева учит буквы». В каждой серии главный герой мультфильма вместе с помощницей Машей рассказывает детям про буквы алфавита и учит запоминать их с помощью цветов и простых ассоциаций.

— «Умная луковка». Главная героиня сериала — Луковка — поможет ребенку выучить цвета, геометрические фигуры, времена года и другие важные понятия.

— «Би-Би Знайки». Главные герои машинки в забавной форме обучат ребенка буквам и цифрам до 10. Есть серии про каждую отдельную букву и цифру и общая серия «Мультазбука». Идеальный вариант для малышей.
 

— «Уроки тетушки Совы». Мудрая Сова в очках и с указкой поможет ребенку изучить алфавит и цифры, а также другие азы русского языка и математики. Есть серии про отдельные буквы, а также сборные серии типа «Азбука-малышка», «Арифметика-малышка», «Зообукварик».

Изучаем естественные науки

— «Уроки тетушки Совы». У этого сериала есть целый ряд познавательных серий о мире вокруг: «Чудеса света», «Уроки живой природы», «Времена года», «Мои домашние питомцы» и др. Из них ребенок узнает о самых разных вещах: от явлений природы и времен года до животного и растительного мира.

— «В мире дикой природы». Забавный мультфильм о приключениях зверят, которые рассказывают детям о животном мире: как на нашей планете живут птицы и звери, чем они питаются и где обитают.

— «Октонавты». Этот мультфильм раскроет ребенку все тайны глубин океанов и их обитателей. Есть серии про медузу, рака-отшельника, морского слона, акул и других морских обитателей.

— «Поезд динозавров». Этот познавательный мультик  расскажет, какие динозавры жили на Земле много лет назад, как они выглядели, чем питались. Все эти знания ребенок получит в игровой форме с помощью проигрывания различных сюжетов с главными героями — динозавриком Бадди и его друзьями.
 

— «Спроси у Альберта». Главный герой Альберт рассказывает детям об окружающем мире: круговороте воды в природе, источниках энергии, природных явлениях, загрязнении планеты, а также животном и растительном мире.

Учим английский язык

Если вы хотите, чтобы ребенок изучал азы английского языка с раннего возраста, можно время от времени включать ему мультики из списка ниже: 

— «Английский для детей и начинающих». В 12 сериях забавные зайчики обучают детей азам английского произношения и учат запоминать первые слова и выражения на иностранном языке.

— «Английский с тетушкой Совой». На каждую букву английского алфавита есть отдельная серия, в которой Сова рассказывает детям о букве и разучивает с ними новые слова. Кроме того, у тетушки Совы есть еще такие тематические серии, как «Мультипедия животных на английском языке». И, кстати, не только на английском, но и на немецком.

— «Мяу-Мяу». Обучающий мультфильм для самых маленьких, благодаря которому дети сделают первые шаги в изучении английского. Герои обращаются к детям по-русски и предлагают в игровой форме повторять за ними слова и фразы на английском.
 

— «Том и Кери» («Tom and Keri»). Этот сериал подойдет тем детям, которые уже начали изучение английского и имеют какой-то словарный запас, поскольку все герои в нем говорят по-английски. У медвежонка Тома и девочки Кери во дворе есть волшебный желтый домик для игр. Каждый раз, входя в этот домик, они попадают в иной мир: дворец, парк, ферму, кукольный магазин и др. Там они знакомятся с интересными персонажами, разучивая по ходу с детьми новые слова на английском.

Автор: Ирина Ивлиева

«Отмените экзамены и выпускные». Мама 11-классника просит прекратить эксперименты над школой

В России ради здоровья детей переносят ЕГЭ, а у 9-классников отменяют экзамены. В Беларуси школьники продолжают учиться, нет решений об отмене экзаменов и переносе ЦТ, пока открыт вопрос с выпускными. Многие родители удивлены тому, что происходит. Публикуем мнение мамы 11-классника и бывшего учителя Анны Грановской. 

Что может чувствовать космонавт в открытом космосе, у которого не работают кнопки движения и кнопка SOS? Примерно так себя ощущаю я и родители детей школьного возраста на протяжении февраля-мая этого года. И думаю, аналогичные чувства испытывают учителя. 

Те люди, у которых в руках была возможность наладить связь и стабилизировать положение, к сожалению, то молчали, то принимали решения, которые потом же и отменяли.

Их очень много, околопосреднических звеньев чиновников: управления образования, отделы образования, методические объединения, Министерство образования, ответственные за образование в исполкомах и правительстве. Их так много, что порой сложно было понять, кто и что велел, кто и какие решения принимал.

Сначала нас до последнего держали в неведении по поводу окончания каникул. Решения о том, будут ли учиться дети на следующей неделе, принимались накануне в пятницу или субботу. И такие «качели» продолжились.

— К дистанционному обучению готовы 85% учителей, заявили чиновники в апреле. Срочно всем зарегистрироваться на платформе, одобренной Министерством Образования. Нет, у нас нет дистанционного образования, поэтому мы будем соблюдать букву закона.

— С 20 апреля дети должны идти в школу. Не важно, что прирост больных идет в геометрической прогрессии. Но можете и не идти.

— Вот вам 1 мая учебно-рабочий день в школах, провести открытые уроки, детей — в нарядные одежды. Но можете и не идти. День вроде как рабочий, но учителям его не оплатят по повышенному тарифу, так как официально день нерабочий, но так уж и быть, поставят поддерживающие занятия, что еще дешевле, чем оплата урока.

— Но с 4 мая чтобы всем быть как штык! Но можно и не идти, если не хотите.

— «Энки» в журналах не ставить, но надо все-таки поставить

— Оценки выставить по четырем четвертям, где суммируем три и делим на 4. Нет, все-таки делим на 3.

— Тех, кто остался дома по заявлению родителей, аттестовать за 4 четверть нельзя. Не важно, что в течение четверти ребята наладили связь с учителями и продолжали учиться. Точнее аттестовать все-таки можно, если дети будут приходить на консультации в субботу и на дополнительные уроки.

— И не забыть пожурить тех учителей, которые противозаконно продолжают дистанционное обучение.

Детям и учителям обрезали крылья

Мой сын оканчивает 11 класс, и я могу с уверенностью говорить, что дети — это дети, даже если они без пяти минут выпускники. Поэтому, конечно, все радовались, что каникулы продлеваются, что можно дома прямо с дивана получать знания. Можно самим осваивать новые платформы и почувствовать новые возможности технического прогресса, как в фильмах про будущее. Это очень окрыляло. Среди учителей также были те, кто принял вызов времени: искали учебные видео, создавали свои уроки. 

И мне ужасно обидно, что была упущена такая возможность поддержать инициативных учителей и учеников. Все ушли в подполье, потихоньку передавая задания, также втихаря их проверяя. Как будто если учишься не по одобренному плану, то становишься нарушителем закона.
 

Родительский ответ на эту ситуацию был отражен в  петиции за отставку министра Карпенко. Сейчас это требование набрало больше 5 000 голосов.

Учителя написали открытое интеллигентное письмо с конкретными предложениями, с просьбой, чтобы их услышали. Но пресс-служба, вместо того чтобы разделить беспокойство и озабоченность родителей и учителей, опубликовала ответ в стиле «у кого-то много времени? Кто-то слишком почувствовал себя уверенно?».

В общем, диалога у общества и министерства не получилось. Детей защищают сами родители.

Но некоторых решений нам все же не хватает

Если до сих пор неясно, что нужно делать со школами, то я предлагаю простую пошаговую инструкцию:

1. Объявить  школьникам об окончании учебного года. Выставить отметки за 3 четверти в пользу учащегося (за исключением выпускных классов). Порекомендовать список книг на лето. Ориентировать родителей на то, что посещать школу нужно в крайнем случае.

2. Учителей отправить домой на самоизоляцию с сохранением зарплаты. Нам важнее люди! Учителей и так не хватает. Право граждан на обеспечение здоровых и безопасных условий труда в Беларуси законодательно закреплено в Конституции и в Трудовом кодексе. В сложившейся ситуации куда более разумно было отпустить учителей в отпуск.

3. По просьбам родителей, которым не с кем оставить детей, организовать микрогруппы по примеру школьных лагерей. Занять освободившиеся кабинеты (по 5-6 детей).
 


 

4. В выпускных классах итоговые оценки выставить также за три четверти в пользу учащегося. Но при наличии желания и индивидуальных работ аттестовать детей за 4 четверти, чтобы они могли исправить отметки. 

5. Экзамены отменить. Аттестаты заполнить на основании решения комиссий из учителей, преподающих в этом классе.

6. Продумать безопасную систему поступления. Рассмотреть альтернативные решения, которые будут использовать страны-соседки. Привлечь общественное обсуждение через гугл-форму. Обработать предложения. Найти выход.

7. Организовать службу информационной поддержки для поступающих: по правилам, изменениям, статистике по случаям заболевания в учебных заведениях — все-все, что может волновать абитуриентов.

8. Отменить выпускные. Вручить аттестаты на улице при соблюдении безопасной дистанции. Сохранить жизнь и здоровье людей важнее торжества. Это приоритет.

Как мама и бывший учитель я очень прошу принять разумные решения, взвесить все доводы, спросить учителей и родителей, как поступить лучше. В противном случае к осени мы получим отток учителей из школы. Все последние решения были не про заботу о людях, не про поддержку и снятие стресса, не про победу здравого смысла. 

Но всегда есть шанс хотя бы напоследок услышать «спасибо». Давайте попробуем сберечь нервы и здоровье детям, учителям, родителям.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции