В День Воли, 25-го марта, детям в школах рассказывали о Союзном государстве. Некоторые родители восприняли лекцию в эту дату как пропаганду объединения двух стран. На самом деле урок проходил в рамках проекта «Школа Активного Гражданина» — такие занятия проводятся каждый четвертый четверг месяца. В этот разы уроки были посвящены Дню единения Беларуси и России (2-го апреля). Мы полистали презентацию и узнали, как школьникам должны были преподносить материал.
Школа Активного Гражданина — это информационный проект Национального института образования, рассчитанный на учеников 5−11 классов. Один раз в месяц детям рассказывают о разных событиях из жизни государства. Цель проекта понятна из названия: уроки должны способствовать тому, чтобы подростки росли патриотами.
Программы для 5−7-х и 8−11-х классов отличаются. Тема последнего занятия звучала так: «Беларусь и Россия: история и становление Союзного государства». Рассматривать ее учителя должны были вместе со старшеклассниками. Предполагается, что во время урока дети узнают об основных исторических датах и важных проектах Союзного государства. Насколько все это интересно для подростков, сказать сложно: материал, который учителям предложили брать за основу, изобилует датами и сложными формулировками. Начинается «информационная шпаргалка» такими словами:
— Белорусско-российское братство прошло испытание временем. Оно возродилось в нелегкие годы, когда новые государства, возникшие на постсоветском пространстве, изменили свои геополитические и стратегические приоритеты. 2 апреля Республика Беларусь и Российская Федерация отмечают День единения народов Беларуси и России. Этот выбор обоснован исторически и социокультурно. Наши народы сформировались в лоне единой восточнославянской цивилизации.
Затем говорится о том, что белорусские и российские народы не один раз доказывали стремление быть вместе:
— Неслучайно в числе четырех учредителей Советского Союза в 1922 году были и Россия, и Беларусь. Еще больше объединила и сплотила наши народы совместная борьба с фашизмом во время Второй мировой войны.
Далее идет отсылка к послевоенному времени, когда наши народы также всегда поддерживали друг друга:
— После Великой Отечественной войны помощь братского российского народа позволила в очень короткие сроки не только восстановить довоенный экономический потенциал Беларуси, но и заложить основу ее качественно новой экономики. В советские годы Белорусская ССР по праву считалась одной из наиболее индустриально развитых республик. <…> Не было, пожалуй, ни одной крупной стройки на территории Российской Федерации, в которой бы ни принимали самое активное участие белорусы. Это и обустройство Калининградской области, и строительство БАМа, и освоение нефтяных и газовых месторождений Западной и Восточной Сибири, богатств Дальнего Востока.
На уроке ученикам предлагают запомнить несколько дат. Первая — 2 апреля 1996 года, когда Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали Договор о Сообществе Беларуси и России. Вторая дата — 2 апреля 1997 года, когда был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. Если у школьников возникнет вопрос «зачем», учитель может ответить примерно следующее:
— Основными целями создания Союза было стремление повысить уровень жизни народов, укрепить отношения братства, дружбы и сотрудничества между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов.
Подробно перечисляются и другие документы, которые были подписаны в рамках Союзного государства, а также цели нашего союза. Их много, но главное — это мирное и демократическое развитие государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни братских народов. С отсылкой к словам Александра Лукашенко сообщается, что Беларусь и Россия многого достигли: «они координируют действия на международной арене, укрепляют обороноспособность, взаимно дополняют друг друга в экономике. Создано общее гуманитарное, социальное, культурное и образовательное пространство. Граждан двух стран не разделяют границы, визы и таможни».
Какие еще темы школьники изучают на таких уроках?
Если родители хотят узнать, о чем детям рассказывают на уроках «ШАГ» в другие дни, они могут найти информацию на сайте Национального института образования.
Например, в феврале урок назывался так: «В единстве народа — сила независимого государства». На нем рассказывалось о том, что 2021-й год объявлен годом единства, а также о проектах, которые к этому событию приурочены. Прошел подробный разбор Всебелорусского народного собрания — начиная от идеологической патетики и заканчивая «социальным портретом» делегатов.
В «Школе юного гражданина» говорят не только о политике. В январе детям представили материал о белорусской науке, а в декабре 2020-го — о значении малой родины: «Я родным краем ганаруся і ведаю — я не адзін».
В Национальном институте образования нам пояснили: так как занятия «ШАГ» проводятся в рамках информационных часов и включены в расписание уроков, их посещение обязательно.








Римма Шидловская


Главный герой этой истории читает все подряд дни напролет: и про страшных серых волков, и про отважных львов, и про заботливых мишек и про многое другое. А еще он мечтает о том, чтобы про него когда-нибудь написали книгу. И надо же такому случиться, что его приглашают на «Книгопробы»! Что такое книгопробы, как они проходят, напишут ли про Бакстера книжку, я очень рекомендую вам об этом прочесть самостоятельно, история прекрасна.
Главный герой Горацио мечтает стать библиотечной крысой. И хоть его родители считают, что уж лучше быть канализационной или лабораторной крысой, Горацио настаивает на своем, ведь он уверен, что лучше книг нет ничего на свете.
Главная героиня книги — девочка пяти лет — похожа на Горацио. Она так же сильно, как и он, любит читать, ее тоже не очень понимают и поддерживают в этом родители, и она вынуждена часто читать не дома, а в библиотеке. На этом сходства героев заканчиваются.
Если вы или ваш ребенок являетесь поклонниками Гарри Поттера, обратите внимание на эту книгу. Ее главный герой — мальчик, для которого лучшим подарком являются книги. Собственно поэтому никого не удивляет, что в день своего 12-летия Арчи получает книгу, присланную по почте.
Мне эта книга кажется идеальной для читателей, которые обожают истории про читающих героев. Главный герой тетралогии — мистер Бенедикт — гениальный ученый, большой любитель книг и чтения.
Это, пожалуй, самая актуальная книга для современных девочек в возрасте 4−10 лет. Она хороша во всем. В первую очередь, разумеется, текстом, написанным одной из самых лучших писательниц современности, филигранно владеющей русским языком.
Эта книга про очень важные вещи (те, которые вовсе не вещи) — про любовь и тепло, про семью, поддержу и настоящую дружбу. Написана она как очень захватывающая история и этим прекрасна. Но книга не только про приключения и интригу, она еще про семью и про то, как важно, когда она является точкой опоры и местом силы.
Из всех книг для девочек очень выделяются эти сказки, представляющие собой сборник кратких биографий самых ярких женщин в истории.
Из книг о взрослении для девочек ее можно считать, пожалуй, самой универсальной и подходящей на все случаи жизни. Это исчерпывающий путеводитель по переходному возрасту и взрослению для девочек, написанный на русском языке.
Эта книга очень отличается от всех описанных. Она представляет собой рассказ о жизни одной очень сильной девушки, причем форма рассказа, как и его содержание, здесь также выбрана, на мой взгляд, очень нестандартная.


Самым ярким доказательством этому, на мой взгляд, являются истории Валери Томас. Главная героиня — девочка-ведьмочка, которая живет в большом замке с черным котом. У нее есть все атрибуты, необходимые настоящей волшебнице: и метла, и волшебная палочка, и книги заклинаний и т.п. Вот только заниматься Винни любит совсем не девочковыми делами.
Прекрасным новым приемом, немного хулиганским и провокационным, является ирония — она очень нравится мальчикам.
Но все же классические мальчиковые темы в современной детской литературе превалируют. Одной из самых любимых тем маленьких читателей является техника, машины и механизмы.
Это классическая мальчиковая книга, открывающая одноименную серию книг о взрослении мальчиков.
Вышеописанные книги так или иначе, пусть в разных и новых формах, отражают типичные мальчиковые темы и переживания. Но в современной подростковой литературе для мальчиков начинают появляться книги, акцентирующие внимание на темах, которые обычно замалчиваются. Например, может ли мальчик быть слабым и неуверенным в себе, может ли он испытывать страх и поддаваться ему, может ли он, в принципе, не стремиться к тому, чтобы стать «настоящим мужчиной». На мой взгляд, именно об этом книга Мэг Розофф «Джастин Кейс».