Архив рубрики: Обучение, развитие детей

Ребенок хочет стать блогером? Не падайте в обморок, это может принести пользу

Ребенок мечтает стать не президентом и не космонавтом, а популярным блогером. Идея выглядит очень даже привлекательно — можно заниматься любимым делом (играть в компьютерные игры, например) и получать при этом деньги. Авторы проекта «Интернет-безопасность детей Беларуси» рассказывают, как на такое желание ребенка реагировать родителям. 

Источник фото: pexels.com

Чем блог может быть полезен для школьника

Не спешите падать в обморок, услышав о желании своего ребенка стать популярным блогером. И не торопитесь отмахиваться от этой идеи. Подумайте, как это увлечение может помочь вашему сыну или дочери. Многие родители считают, что блоггинг — это:

— пустая трата времени, которая отвлекает от учебы;

— опасность: как физическая, так и эмоциональная (ребенок может предоставить в общий доступ личные данные или столкнуться с оскорблениями);

— мимолетное увлечение, которое может привести к разочарованию в случае, если канал не станет популярным.

Зачастую родители не видят других перспектив. А они есть. Во-первых, блог может стать для ребенка средством самовыражения. Во-вторых, он может помочь в раскрытии талантов и поиске новых друзей. В-третьих, ведение блога занимает столько же времени, сколько и другое увлечение или хобби. И, наконец, в-четвертых, умение вести себя перед камерой и общаться с подписчиками — это ключевой навык, который позволит обрести уверенность в себе и развить эмоциональный интеллект.

По мнению психологов, детский блоггинг имеет очевидные плюсы:

— развитие таланта и личностных качеств;

— поднятие самооценки и развитие уверенности в себе;

— возможность научиться грамотно и связано излагать свои мысли;

— развитие полезных технических навыков;

— формирование ответственности и осознанности;

— возможность выразить свои чувства;

— возможность отвлечься от трудного периода в жизни.

Известно, что детская психика отличается неустойчивостью и восприимчивостью. Многие блогеры начинали вести личный видео-дневник, когда оказывались в сложной ситуации. Переезды, проблемы с родителями, плохие отношения со сверстниками и т.д. Ведение блога помогает избавиться от гнетущих мыслей, разгрузиться в эмоциональном плане, а также найти единомышленников и поддержку.

Источник фото: pexels.com

В стремлении ребенка стать блогером нет ничего предосудительного. Да, это не благородное желание стать кардиологом или летчиком, но это тоже работа и определенная ответственность. Ведение блога предусматривает ежедневный труд, поэтому родителям следует хотя бы по этой причине поддержать ребенка, — это увлечение поможет школьнику стать более ответственным и целеустремленным.

Не стоит забывать о том, что блог — это еще и возможность дополнительного заработка. Превращать ребенка в дойную корову, конечно же, не стоит, но категорически отказываться от этой возможности все-таки не стоит. Тем более что YouTube красноречиво демонстрирует достаточно много примеров, когда рядовое увлечение превратилось в источник фантастической прибыли. Родители могут оказать содействие — оно заключается в следующих моментах.

Как родители могут помочь юному блогеру?

  • Найдите онлайн-курс по блоггингу для детей

Да, такие школы уже есть. Приобретенные в них навыки будут полезны ребенку в любом случае, даже если он не станет известным блогером. Для успеха важны ораторские способности чада, его умение держать себя перед камерой, красиво и грамотно излагать свои мысли. На специализированных курсах детей учат привлекать и удерживать внимание собеседника, чувствовать себя уверенно перед зрителями и камерой, свободно изъясняться и не теряться в сложных ситуациях.

Курсы и школы блоггинга будут полезны в развитии эмоционального интеллекта — приобретенные навыки и в будущем помогут справляться со стрессом и внутренними барьерами.

  • Поддерживайте и контролируйте

Поговорите с ребенком о безопасности. Адреса, номера телефонов и банковских карт, маршруты, имена близких людей, локации и другая личная информация — это не должно разглашаться ни под каким предлогом. Проследите за тем, чтобы юный блогер не увлекался личными переписками. Встречи с незнакомцами из интернета должны быть под строжайшим запретом.

Обязательно обсудите «троллей». С большой долей вероятности ребенок столкнется с оскорблениями или нелицеприятными выражениями. Дети остро реагируют на критику — ваш ребенок должен быть готов к такому повороту событий.

Следите за временем, которое уходит на ведение блога. Увлечение ни в коем случае не должно отразиться на успеваемости в школе и выполнении домашних обязательств. На первых этапах блоггинг должен занимать столько же времени, что и обычное хобби, — не более 2-3 часов в день. В дальнейшем с помощью родителей творческому процессу можно уделять чуть больше времени.
 

Источник фото: pexels.com

  • Купите фото- и видеокамеру

На первых этапах ведения детского блога вполне достаточно обычного смартфона. Тем более что у современных моделей функциональность камеры достойна уважения, а специальные приложения позволяют легко обрабатывать фотографии и видео. Но в дальнейшем без профессиональной аппаратуры не обойтись. К тому же, ребенку придется освоить и некоторые компьютерные программы для обработки звука, картинки и видео.

  • Помогите в развитии

Искренне интересуйтесь увлечением своего ребенка. Помогайте ему писать сценарии для роликов, делать хорошие снимки и снимать видео под более выигрышным углом, составляйте вместе контент-план и поддерживайте. За ужином обсуждайте способы раскрутки канала и вместе изучайте своих конкурентов.

Задача родителей — поддерживать юное дарование. Обратите внимание на снимки и видео, которые делает ребенок. Не только опытные, но и начинающие блогеры интенсивно осваивают компьютерные программы, предназначенные для обработки картинки.

Детский блоггинг — это современная реальность и вполне обоснованное увлечение тинейджеров. Пугаться такого хобби точно не стоит — в этой деятельности нет ничего плохого, если разумно подойти к творческому процессу. Вполне возможно, что именно вашему ребенку блог поможет раскрыть внутренний потенциал и найти свое место под солнцем.

Источник: netka.by

Как объяснить детям, что такое любовь? Помогут книги — ловите нашу подборку

Тема любви — одна из вечных в литературе. Все взрослые книги так или иначе ее касаются: счастливой и не очень, заканчивающейся свадьбой или трагедией. Детские авторы не остаются в стороне. Подборкой хороших книг о любви поделилась с нами руководитель проектов «Сундучок детских книг» и Mainbooks Татьяна Славинская.

Источник фото: Unsplash.com

Детские авторы, рассуждая о любви, придумывают совершенно потрясающие ходы для того, чтобы рассказать о вечном максимально просто и понятно. И так это у них здорово получается, что книги о любви надолго становятся очень любимыми, причем не только у маленьких читателей, но и у их родителей.

«Знаешь, как я тебя люблю?» Сэма Макбратни

Эта книга, на первый взгляд, выглядит сказкой про большого и маленького зайца для самых маленьких читателей. По сути так оно и есть. Эту историю я рекомендую начинать читать годовалым малышам как сказку про пушистых зверюшек, большого зайца и его малыша.

Однако у этой простой истории может быть очень долгая жизнь. Она здорово поможет в ситуации, когда малыш пытается выразить, как же сильно он любит маму или папу, а слов для этого ему не очень хватает (как правило, это происходит в районе 3−4 лет).

Предложите ему эту книгу как подспорье в выражении своих эмоций и, мне кажется, «я люблю тебя до луны и обратно» станет для вашего крохи палочкой-выручалочкой. Но особенно здорово эта книга работает с подростками: ершистыми и колючими. Если вдруг в какой-то момент у вас возникает напряжение в общении с ними, положите, как будто случайно забыв, эту книгу на видное место и, мне кажется, ваш подросток получит мощный сигнал о том, что вы любите его очень-очень сильно!

«Большой волк и маленький волк» Брюн-Косм Надин, Таллек Оливье

Книга многогранна. Она про любовь — однозначно! А еще она про дружбу, взаимоотношения, взаимопонимание, близких и родных людей и, в целом, про все то, что связывает людей. Она про что-то такое настоящее и неуловимое в отношениях, о чем нельзя рассказать, что можно только прочувствовать.

Хотя по сюжету книга кажется простой: под деревом сидит большой волк. К нему издалека подходит маленький и садится рядом. Молча, ничего не говоря. Спустя время большой начинает есть апельсин и делится им с маленьким, ложится спать и предлагает маленькому краешек одеяла… А потом маленький волк уходит. Куда? Зачем? Вернется ли он и чем закончится эта история, об этом лучше прочесть. Тем более, что смыслы этой книги столь многогранны, а иллюстрации столь прекрасны, что ее, пожалуй, невозможно пересказать.

«Привет! Это я… Первый поцелуй» Нины Грентведт

Это очень «девочковая книжка». Она написана в форме дневника от имени двенадцатилетней девочки Оды. Сквозной темой этой истории является первая любовь (или все-таки не любовь? Разбираться с этим нужно по ходу повествования).

По своему оформлению эта книга также похожа на дневник: ее шрифты разные, то тут, то там попадаются рисунки, фотографии, сноски, пояснения и отступления. В лучших традициях девчачьих дневников в книге встречаются философские рассуждения на тему «10 причин не иметь лучших подруг», «10 причин не влюбляться», «Жизнь-боль» и «Счастье невозможно», хотя всегда после этих рассуждений оказывается, что свет в конце туннеля все-таки есть и отчаиваться рановато.

Кому может быть интересна эта книга? Во-первых, тем девочкам, которые ведут или планируют вести дневник. Эта книга — классический образец того, как он может быть оформлен. Во-вторых, тем, кто начинает чувствовать что-то странное, то, что обычно называют первой любовью. Ну и, разумеется, эта книга будет интересна мамам, бабушкам и всем взрослым тетям, которые когда-то, много лет назад, вели дневники в толстых тетрадках и прятали их в самых сокровенных местах подальше от любопытных глаз.

«Про Рим, слона и кошку и про любовь немножко» Антона Соя

Принято считать, что с переживанием глубокого чувства любви человек сталкивается во взрослом возрасте. Но это не так. Впервые с любовью человек может столкнуться, даже когда ему 4, 6 или 8 лет. Собственно, для читателей в столь юном возрасте также есть много книг о любви. Одной из самых ярких, на мой взгляд, является эта история.

Главный герой книги — слон Элефант, которому очень нравится играть с детьми. Он живет в зоопарке и показывает всем желающим разные трюки. Однажды веселый Элефант загрустил от того, что почувствовал себя одиноким. Это от недостатка любви — сделали вывод животные вокруг и стали рассуждать о том, что это за чувство такое. Кто-то из друзей Элефанта считал, что любовь — это главное в жизни, кто-то, что любовь — это когда рядом с тобой есть кто-то самый важный и «твой».

Однако, понять, что такое любовь, Элефант смог только тогда, когда познакомился с Визи — кошкой из Рима, которая не просто развеселила нашего героя, но и придала смысл его жизни. Дружба Элефанта и Визи казалась многим странной, многие ее осуждали вплоть до того, что для слона нашли подходящую невесту. Узнав об этом, Визи исчезла…

Как закончилась эта история? Неоднозначно. Возможно, у этой книги happy end? Ведь чудеса случаются?

«С кем бы побегать» Давида Гроссмана

На мой взгляд, эта книга — лучшая история о первой любви, о том, как зарождается это чувство, хотя поначалу кажется, что книга будет о другом. Шестнадцатилетний подросток Альф находит собаку, которую нужно вернуть владельцу. Но для того, чтобы это сделать, владельца сначала нужно найти.

Хозяйкой собаки оказывается Тамара — девочка с уникальным певческим даром, которая однажды уходит из дома в поисках брата, исчезнувшего некоторое время назад. Тамара идет по следу брата, Альф следует за ней. Правда, всегда с опозданием, всегда на шаг позади. Он расспрашивает ее знакомых, случайных попутчиков, и каждый из них рассказывает о Тамаре очень необычные вещи.

В какой-то момент Альф понимает, что он разыскивает девочку уже не столько для того, чтобы вернуть ей собаку, сколько для того, чтобы увидеть ее. Конечно, он ее находит, но вот тут-то и начинается самое интересное — опасные ситуации, неожиданные ловушки и практически детективные истории, с которыми даже взрослым справиться непросто.

Говорить о любви вообще сложно, а на фоне такого динамичного сюжета — тем более. Тем ценнее то, что сделал Давид Гроссман. Он смог уловить состояние, настроение и перенес это все на бумагу. На мой взгляд, это у него получилось превосходно! По книге снят фильм, но, пожалуйста, сначала прочтите книгу, мне кажется, она будет интересна и подросткам, и их родителям.

5 книг-антиутопий, которые очень нравятся подросткам. Предложите школьнику

Мы продолжаем публиковать тематические подборки книг, которые достойны того, чтобы оказаться в вашей библиотеке. Сегодня поговорим о жанре «антиутопия», который интересен обычно и взрослым, и подросткам. Такие книги в наше время особенно актуальны, ведь даже дети не могут не замечать, как в стране нарушаются права человека. Подборкой антиутопий для школьников поделилась руководитель проектов «Сундучок детских книг» и Mainbooks Татьяна Славинская.

— В антиутопиях описываются миры фантастические, нереальные, хотя вполне вероятные, если допустить мысль о том, что человечество будет развиваться в направлении, доводящем до абсурда существующие механизмы управления обществом и технологии производства.

Основной акцент в этом жанре литературы делается на описании общества будущего, в котором победил тоталитаризм. Разумеется, в этих книгах находятся личности, способные бросить вызов несправедливости, но их действия обычно лишь намечают пути выхода из проблемы тотального управления, нежели ее решают.

И хотя книги-антиутопии — явление в литературе не новое, в последнее время очень сильно изменился характер сюжетных линий. Если до 90-х в тренде были книги о доминировании физики и перспективах цивилизации в условиях победившего тоталитаризма, то сегодня антиутопии разворачиваются вокруг темы победившего искусственного интеллекта и вероятных сценариев будущего развития цивилизации.

Но объединяет все эти книги одно — идея появления ужасного места для жизни человека в результате его действий. Собственно, именно о таких книгах мой сегодняшний текст.

«Дающий» Лоиса Лоури

Это первая часть тетралогии «Миры дающего», описывающей события, происходящие в неком городе — не городе, стране — не стране, в общем, месте, очень своеобразно организованном. Здесь каждый человек с рождения четко понимает, что он должен делать и как себя вести. Эти правила поведения однажды были составлены старейшинами. В неизменном виде они передаются из поколения в поколение от правителей к правителям, которые пристально следят не только за сохранением этих правил, но и за тем, как они исполняются.

В этом месте регламентировано все: кто с кем создаст семью и дадут ли этой паре ребенка, кто будет рожать детей, кто за ними ухаживать (это разные люди), кто кем и где работать и т.д. Функции распределяются между членами этого общества в подростковом возрасте.

Еще одна важная, на мой взгляд, сюжетная линия этой книги касается воспоминаний и того, как они существуют в этом месте. Дело в том, что все обычные члены этого общества лишены воспоминаний. Они не знают историю, они не понимают, что такое любовь, ненависть, привязанность и т.п.

В этом обществе есть только один человек, которых хранит все воспоминания. Но он слишком стар. Он должен передать свои знания другому. При этом важно отметить, что воспоминания в этом месте — величина постоянная, то есть тот, кто передает часть воспоминаний, забывает о них.

О том, как происходит эта передача, кто становится Принимающим, как меняется ситуация в этом обществе после появления нового хранителя воспоминаний, я очень рекомендую вам прочесть в этой книге. А потом, возможно, вам захочется прочесть и продолжение этой истории в остальных частях тетралогии.

«Дети в лесу» Мазини Беатриче

Книга, описывающая мир, который наступил после ядерного взрыва. Точнее — не весь мир, а пространство, в котором на закрытой территории оказались дети, не очень понимающие, что происходит. Они в резервации. За ними вяло наблюдают взрослые, время от времени дают еду.

Иногда детей из резервации усыновляют, а значит, тот, кто оттуда выходит, назад уже не возвращается. Самих детей это пугает. Собственно поэтому, хотя не только поэтому, они однажды решают сбежать. Благо, у них есть два вожака и книга, которая им помогает выжить!

Вообще, я обожаю сюжеты, завернутые вокруг книг. А тут он очень необычен. Книга, которая учит детей выживать в лесу, — это сборник сказок народов мира! По «Мальчику с пальчику» дети учатся, как не потеряться в лесу, по «Красной шапочке» — как вести себя с дикими зверями, а по «Трем поросятам» — как строить дом.

В общем, вечная тема сказок здесь приобретает новое звучание. А от идеи о том, что в постапокалиптическом мире, помогают выживать древнейшие истории и все, абсолютно все в истории человечества, нужно начинать сначала, мурашки бегут по коже.

Эта история впечатляет тем, как развивается ее сюжет, а еще тем, как дети рассуждают о важном и главном. К слову, в 2004 году автора книги наградили престижной премией Андерсен в номинации «Лучший детский автор года».

«Сканеры» Мартина Шойбле

События книги развиваются в мегаполисе, разделенном на три сектора — А, В и С. Самый привилегированный — А. Для того, чтобы жить и работать в нем, нужно быть очень благонадежным членом общества: постоянно носить примочки (специальные приспособления, которые помогают отслеживать местонахождение, речь и действия человека), заниматься одобряемым делом, быть подключенным ко всем приложениям глобальной, всем управляющей и все контролирующей, информационной сети Ультранет и исправно за них платить.

Жить в А очень дорого, и позволить себе это могут лишь единицы — те, кто работает на Ультрасеть.

Главные герои книги — два молодых человека Роб и ЙоЙо. Они работают агентами Ультрасети — сканерами. Их задача — найти и выкупить у населения остатки печатных изданий (книг, газет, даже печатных страниц и листовок) и отсканировать их. За это они получают не очень большие деньги, но эта работа позволяет им оставаться в зоне А.

Казалось бы, ребята неплохо устроились, и впереди неплохие перспективы. Но однажды Роб встречает старика Арне Бергмана, у которого есть книга, которую он отказывается отдать. Спустя время старик предлагает встретиться. Роб идет на встречу и, как вы вероятно догадываетесь, эта встреча становится знаковой для героев. После нее судьбы молодых людей начинают складываются весьма причудливым образом. Каким? Прочтите. Уверена, вы не пожалеете!

«Фабрика без сердца» Кнудсена Сверре

Это своеобразное продолжение оруэлловских идей в современной подростковой литературе. В книге также описано утопичное общество, правда, не в глобальном, а локальном масштабе — в формате одной фабрики, выпекающей вафли.

На этой фабрике все нормировано и регламентировано: и форма вафель, и их состав, и упаковка, и кто за какой процесс производства и продаж отвечает. Здесь нет места вольности, любые инициативы руководством строго регламентируются.

И вот однажды, главная героиня, сотрудница фабрики Марит, получает на обед вафлю нестандартной формы: не квадратную, а в виде сердца. Причем получает она ее из рук молодого человека с небесно-голубыми глазами, который, как оказывается, стремится изменить уклад фабрики, сделать людей, работающих на ней, более свободными.

Это событие потрясает Марит, она выступает с идеей модернизации процесса производства по выпечка вафель, которое принимается ее руководством и возносит девушку вверх по социальной лестнице. Поднявшись туда, Марит решает изменить сложившийся на фабрике уклад для того, чтобы помочь тому самому молодому человеку с голубыми глазами, и поначалу кажется, что у нее все получается.

Однако иногда наше желание помочь и то, как мы это делаем, могут быть вовсе не нужны тем, кому мы помогаем. И взаимоотношения между людьми в условиях тоталитарного влияния системы складывают совсем непросто. Также эта книга о том, что делает тоталитарную систему тоталитарной на уровне отдельных людей, однажды решивших со всем соглашаться. Рекомендую подросткам!

«За пределом времен. Диего и рейнджеры Мегатлантики» Арманда Балтазара

Пожалуй, это самая красивая и самая добрая из всех антиутопий, которые я читала. В ней 600 страниц, из которых около половины занимают иллюстрации, нарисованные Армандом Бальтазаром — художником и дизайнером, работавшим над мировыми блокбастерами, такими как «Тачки», «Принц Египта», «Хороший динозавр» и другие.

Бальтазар выступает здесь и автором текста. Вообще история появления этой книги очень интересна. Бальтазар писал ее в первую очередь для своего сына-подростка, а потому включил в нее все, что может быть интересно современным мальчишкам: приключения, динамику, героизм, интригу и даже элемент расследования.

Главный герой книги — 13-летний подросток Диего, который живет в очень странном мире. Это мир, в котором в результате вселенской катастрофы произошло смешение трех времен: прошлого, настоящего и будущего. Одновременно по планете бродят гигантские динозавры и роботы, плавают паровые судна и сверхмощные подлодки. В одной школе учатся дети разных эпох. В одном городе живут люди викторианской эпохи, века 21-го и далекого будущего.

Изменилось все: от культуры до очертания материков и океанов. А вдобавок ко всему еще Земля потеряла магнитное поле, и потому не работают ни компьютеры, ни планшеты — на Земле просто нет электричества.

Начинается эта история с того, что в день своего 13-летия Диего узнает тайну, от которой зависит прошлое и будущее цивилизации. В этот день похищают отца Диего, главного инженера Нью-Чикаго, и Диего должен спасти его и остановить тех, кто стремится разрушить этот мир.

После всего этого Диего и его друзьям Люси, Пети, Пейдж — подросткам 13−17 лет — приходится очень непросто. От них зависит судьба отца Диего и мира в целом.

Я не расскажу вам, чем закончилась эта история, она стоит того, чтобы быть прочитанной. Стоит внимания она также потому, что является лишь первой частью задуманной трилогии, на экранизацию которой уже купила права компания Fox. Режиссером фильма будет Карлос Салдана (режиссер мультфильма «Рио»). Так что ждем продолжение книги и премьеру фильма.

А вот здесь вы можете прочесть авторскую подборку из 5 крутых детских книг об искусстве. Скучать дети точно не будут, ведь эти издания совсем не похожи на энциклопедии.

5 крутых книг, которые помогут рассказать ребенку об искусстве

«Где дети, а где искусство?» — скажут родители, которые не видели по-настоящему интересных книг на эту тематику. А они есть, некоторые новинки порадуют и детей, и взрослых. Публикуем подборку, которую составила руководитель проектов «Сундучок детских книг» и Mainbooks Татьяна Славинская. Каждую неделю эксперт будет подбирать для вас достойные детские книги по разным темам.

Источник фото: Pexels.com

Книги об искусстве для детей — тренд относительно новый. Первые такие книги на русском языке стали появляться лет 7 назад в издательствах, которые специализируются на художественных альбомах. В какой-то момент взрослые, издающие книги о самых известных художниках, скульпторах и архитекторах, подумали, что хорошо было бы создать книги и для юных читателей. 

Первые книги об искусстве для детей выглядели почти так же, как и для взрослых, отличаясь лишь объемом, форматом, подборкой произведений искусства и очень простым текстом. Благодаря простоте такие книги очень понравились родителям. А вот у юных читателей особого интереса не вызвали.

На смену этому формату пришли книги, рассказывающие об искусстве через увлекательную сюжетную историю. В них акцент в первую очередь делается на интересном сюжете, для изложения которого используются художественные приемы, позаимствованные из разных сфер искусства: живописи, архитектуры, музыки и т.п. И вот эти книги, как правило, очень нравятся детям. О них мы сегодня и поговорим.

«Искусство», Патрик Макдоннелл

Это книга, которая, с одной стороны, идеально подходит для того, чтобы познакомить малышей с тем, что означает слово «искусство», а с другой — прекрасно передает суть этого термина для людей любого возраста.

В ней практически нет слов. Ее главный герой — маленький художник, который решил нарисовать пестрый дождик, но оказалось, что на бумаге слишком мало места для полета его мысли, и он был вынужден выйти за пределы листа. Он начал рисовать на всех доступных поверхностях в разных техниках, наделяя всевозможные образы разными смыслами. О том, как это было, очень рекомендую вам посмотреть в книге, это того стоит. 

Сам подход к началу разговора об искусстве мне кажется прекрасным. После прочтения книги сразу же хочется взять в руки бумагу, кисточку и краски и повторить за маленьким художником его эксперименты, а потом, увлекшись, начать творить самому.

«Кати и импрессионисты», Джеймс Мейхью

Это одна книга из серии «Живописные приключения». Главная героиня — девочка Кати, которая очень любит ходить в музеи вместе со своей бабушкой.

У бабушки Кати день рождения, и она решает, что лучший способ его отметить — отправиться на выставку импрессионистов вместе со своей внучкой. Кати не очень понимает, что изображено на картинах, пытается присмотреться и… попадает внутрь одной из них. Девочка оказывается в волшебном мире и начинает путешествовать из картины в картину. Причем работы эти одна известнее другой: их писали Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар и Эдгар Дега.

Кати знакомится с новыми друзьями и заодно готовит бабушке подарок. Какой? Об этом лучше прочесть самому.

Эта книга прекрасна своими сюжетом и иллюстрациями. Особого внимания в ней заслуживает то, как транслируется идея восприятия искусства. Когда мы воспринимаем искусство, оно меняет нас. По такому же принципу мы, интерпретируя то или иное произведение, меняем его изначальный замысел. В этой книге, впрочем, как и во всей серии «Живописные приключения», эта идея получает своеобразную интерпретацию: попадая в картину, девочка оставляет в ней что-то на память, а что-то забирает с собой.

Таким образом, читая эту историю, ребенок не просто следит за сюжетом и знакомится с картинами импрессионистов, но и неявно считывает идею восприятия искусства как своеобразного обмена. На мой взгляд, именно поэтому книга прекрасно подойдет для первого знакомства с тем, что такое живопись.

«Карнавал животных»

Лучший способ понять музыку — слушать ее. Но этому тоже стоит учиться. Один из прекрасных способов, изобретенных для этого, — объединение визуального образа, текста и звука. А одно из лучших его воплощений — серия книг «Музыкальная классика для детей». Я рекомендую начинать знакомство с этой серией с комплекта «Карнавал животных», созданной по одноименной сюите Камиля Сен-Санса.

В состав этого комплекта входит диск с записанной сюитой (если у вас нет проигрывателя для дисков, в книге вы найдете QR код для скачивания музыки). Аранжировка и запись сюиты сделаны специально для малышей с учетом особенностей их восприятия музыки Венским оркестром Camerata Wien (дирижер Эрке Дуит). 

Суть сюиты в том, что в один прекрасный день должен состояться карнавал и все животные ждут его с нетерпением. Как, в каком настроении они собираются, как проходит сам карнавал, как ведут себя на нем животные — все это отражается в языке музыки. Эта запись позволяет услышать, как дудят дикие слоны, как кукушка подает сигналы в глубине леса, как ведут себя куры и петухи на птичьем дворе и т.п.

К слову, звучание сюиты дополнено интересными комментариями, озвученными артистами Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой.

Книга представляет собой либретто сюиты, адаптированное для юных читателей, кратко поясняющее, что именно звучит на диске, на что стоит обратить внимание. Особого внимания заслуживают тончайшие акварельные иллюстрации этой книги.

«Лета Гармана» и «Неба Ганны», Стиен Холе

Обе книги о важном и главном — о проживании сложных переломных моментов их героями. Гарману 6 лет, и он совсем скоро пойдет в школу. С окончанием лета закончится и определенный период в его жизни. Его это беспокоит, потому что он не знает, как и что будет происходить дальше.

Анна потеряла маму, и ей сложно примириться с этим. Еще сложнее от того, что ее папа с ситуацией справляется очень непросто, а потому на него не очень можно положиться, помощь ему нужна самому.

Для того, чтобы показать, что происходит с героями, как они проживают глобальные для них перемены, Стиен Холе использует коллаж, как мне кажется, всегда смягчающий остроту момента. Иллюстрации в этих книгах яркие, насыщенные, со множеством деталей. Их хочется рассматривать, копировать, а потом, вдохновившись ими, рисовать что-то в этой же стилистике, но уже придумывая свои собственные волшебные истории.

«Самозвери», Сергей Третьяков

Пожалуй, этот сборник стихов можно назвать самой необычной книгой об искусстве для детей. Иллюстрациями к книге стали фотографии Александра Родченко. Снимки эти, к слову, очень необычны и интересны сами по себе как феномен искусства. Фотограф и его супруга сделали из бумаги фигурки зверей и людей и оживили их, направляя свет лампы, поворачивая ее специальным образом, фотографируя получившиеся сюжеты.

Эта книга была задумана 90 лет назад, но и сегодня она остается удивительно современной и вдохновляющей. Мне кажется, она вполне может воодушевить на творчество, показать ребенку, как многогранно можно использовать бумагу и как из нее можно создавать фигуры и архитектурные композиции.

К слову, по этой книге был снят анимационный фильм.

Что делать, если ребенок все время сидит в телефоне? Есть отличное решение

Если очередной спор с детьми о том, сколько можно сидеть в смартфоне, снова испортил всем настроение и довел до раздражения и обид, значит, пора ограничивать использование гаджетов как-то под-другому. Авторы проекта «Интернет-безопасность детей Беларуси» предлагают договариваться с детьми по-взрослому, заключив с ними самое настоящее Семейное соглашение. 

Источник фото: Pexels.com

Пример соглашения об использовании смартфонов и других гаджетов можно скачать ЗДЕСЬ.

В документе четко прописаны правила, которым договаривающиеся стороны обязуются следовать. Причем обязанности есть не только у ребенка, но и у родителей. Пустые строчки оставлены для того, чтобы можно было вписывать требования, удобные именно вашей семье. 

Соглашение также предусматривает ответственность за невыполнение пунктов договора — опять же для обеих сторон. Последствия необходимо прописывать совместно с ребенком, предварительно обсудив с ним каждый пункт соглашения. Договор скрепляется подписями сторон.

Со временем условия Соглашения могут пересматриваться и переписываться. Все по-взрослому! 

Есть и другие способы борьбы с зависимостью от гаджетов у ребенка. Почитайте советы отца троих детей и психолога Геннадий Лаврентьев. Он объясняет, почему у детей появляется нездоровый интерес к гаджетам и как родителям вернуть сердце ребенка. 

В 16 лет школьница выпустила 4 книги. Их перевели на несколько языков

В одном из солидных белорусских издательств вышла книга писательницы, которой всего 16 лет. Это сборник историй под названием «Рыба». Автором стала София Ворса — ученица 11-го класса минской гимназии № 4, и это уже ее четвертая опубликованная книга (первая была издана, когда школьнице было всего 14 лет). Истории юной минчанки переведены на греческий, японский, болгарский, польский, литовский языки.

Источник фото: Личный архив

В семье у Софии писателей нет. Зато есть пятеро детей, среди которых она — старшая. Родители по образованию — биологи, стараются всегда поддерживать свою творческую дочь, как и других детей, несмотря на то, что с талантливыми подростками бывает непросто. По словам мамы, Соня никогда не была домашней девочкой и уж точно никогда — старательной «зубрилкой». Занималась музыкой, конным спортом.

— Читать Соня всегда очень любила. Сначала читала себе вслух, а потом начала и младшим сестрам. Правда, читать то, что задают по школьной программе, отказывалась, — смеется мама Евгения. — В другое время прочитать это произведение — пожалуйста, но только если ей самой интересно стало, а не потому что «надо». Кроме того, София большая фантазерка. Постоянно хочет воплотить мир своих фантазий в реальность.

Первые рассказы писала для младшей сестры

Литературная слава пришла неожиданно. В 13 лет Соня писала рассказы и сказки для младшей сестры. А потом взяла и отправила свои тексты на конкурс журнала «Роднае слова». И победила. По условию конкурса работы победителей должны были публиковаться в журнале. Рассказы Софии очень впечатлили главного редактора Зою Подлипскую, та перевела их на белорусский язык, и в 2017 году в свет вышла первая книга школьницы «Дзесяць простых гісторый».

— Там были собраны истории из жизни. Большинство героев — подростки. Мои друзья даже узнали себя в этих рассказах, — рассказывает София о своей первой книге. — Тогда мне больше нравилось наблюдать за тем, что происходит вокруг, чем придумывать. Ну, а темы вечные: первая любовь, поиск правды, призвания, детская наивность и ее столкновение с реальностью. Я сочиняла всегда, когда была маленькая, мама записывала мои рифмы, а потом уже я сама. Писала не для публикации и не стала бы добиваться чего-то от издателей. Но когда рассказы заметили и напечатали, было, конечно, приятно.

Источник фото: Личный архив

Спустя год книга историй вышла на русском языке. И снова удача — рассказы попали в руки студента-журналиста из Японии Хитоши Танака, он сделал перевод на свой язык, в итоге истории были опубликованы в Японии.

«Хотелось достучаться до людей: нужно быть более человечными и чуткими»

Второй книгой стала повесть «Город слепых перекрестков», и она вышла сразу на двух языках — русском и белорусском. По словам Софии, появлению книги предшествовало ее знакомство с ярким человеком — певицей Ольгой Патрий, незрячей от рождения.

— С Ольгой я познакомилась на концерте. У нее потрясающий голос! Ну, а потом стали общаться, я узнала о том, как живут незрячие люди. У них практически нет перспектив в нашем обществе, они больше страдают не от слепоты, а от отношения окружающих. Например, Ольгу не взяли в консерваторию, хотя у нее прекрасный голос и слух, она отлично играет на фортепиано. Аргументировали отказ тем, что нет учебников и аудиоматериалов. Я хотела, чтобы люди обратили внимание на незрячих, они такие же, как и мы. Хотелось достучаться до людей: нужно быть более человечными и чуткими, — делится переживаниями София.

С книгой «Город слепых перекрестков» София стала лауреатом конкурса «Человек безбарьерной среды-2019». А затем совместно с филиалом Российского социального университета в Минске девушка учредила Премию на получение высшего образования для незрячих и слабовидящих детей и таким образом помогла незрячему юноше стать студентом.

Пьесу «День учителя» София написала специально для уникального «Театра без границ» — для ребят из замещающих семей. С этой пьесой минская школьница приняла участие в международном проекте по изданию книги — в нее вошли рассказы трех авторов разного возраста из разных стран.

Источник фото: Личный архив

«Танцуйте на улицах, если нужно — громко кричите»

И вот новая книга — «Рыба», которая вышла в издательстве «Белорусская Энциклопедия им. Петруся Бровки». Очень трудно определить жанр этих рассказов: реальность в них переплетается с фантазиями, в которых присутствуют отголоски самых разных мировых культур, традиций, верований. Порой кажется, что автору много лет и он прошел через увлечение различными философскими системами. Тем удивительнее знать, что написала книгу 16-летняя девочка.

— Эти истории — о поисках себя и своего призвания. — делится София. — Иногда нам кажется, что ответы на «вечные» вопросы — очень далеко. В горах за облаками, в таинственных придуманных мирах. И можно искать ответы долгие годы, а находить все новые вопросы. Порой надо прислушаться к себе, преодолеть зависимость от чужого мнения, чьих-то советов, решиться жить своей жизнью.

Подростки по природе бунтари. В своей книге София показывает путь от просто бунта без особой цели, бунта-побега от скучной реальности, к осознанию смысла. Ее героиня проходит этот путь и возвращается к необходимым обязанностям, но уже другая. Цитата из рассказа «Человек за облаками»:

«Хочу вам напомнить: за вашу жизнь ответственны только вы, нет виновников ни торжества, ни бед. Любите себя, никто другой вас любить не обязан. Живите так, как просит сердце, а не требуют общественные установки. Танцуйте на улицах, если нужно — громко кричите, не бойтесь своих чувств, говорите о них. И… не повторяйте моих ошибок».

Книга юной писательницы уже поступила в магазины. Талантливая София Ворса мечтает поступить в вуз, где ей помогут глубже постичь литературное мастерство. Но впереди еще полгода непростой гимназической жизни, а также выпускные экзамены.

Автор: Елена Михаленко, педагог, писатель

«Математику ведет учитель английского, а химию — физрук». Родители о постоянных заменах в школах

C одной стороны, вторая волна коронавируса практически не коснулась школ: «дистанционки» у нас нет, большинство детей ходят на занятия. Но образовательный процесс все равно страдает. Учителя непрерывно болеют и заменяют и друг друга, рассказывают родители. 

Источник фото: unsplash.com

«Уроков белорусского языка нет весь год!»

Ирина, мама ученика пятого класса в одной из минских школ (Ленинский район), жалуется на постоянные замены из-за болезней учителей, но особенно ее беспокоят уроки по белорусскому языку и литературе.

По словам мамы, учитель по этим предметам дважды уходила на длительные больничные в первой четверти, из-за чего пропало очень много занятий. Во второй четверти дети вообще практически не видели учителя. 

— Она заболела коронавирусом. Больше месяца провела в реанимации, сейчас ее перевели в отделение пульмонологии, и ей еще предстоит длительная реабилитация. Увидим мы учителя явно нескоро. Но вся проблема в том, что в школе некому ее заменять. У наших детей, можно сказать, в этом году вообще не было уроков белорусского языка и литературы. Каждый раз приходит какой-то учитель (независимо от того, какой предмет он ведет в школе), не объясняя тему, дает задание на урок или самостоятельную работу. Бывает, что учитель вообще не приходит и детей просят посидеть тихонько. Соответственно, они играют весь урок в телефонах.

Похожая ситуация бывает и по другим предметам, говорит Ирина. Математику заменяет учитель английского, историю — учитель химии или биологии и так далее.

— Но это скорее единичные случаи. Самая большая проблема у нас — уроки белорусского языка. Их реально нет у детей весь год!

Как родители могут повлиять на решения администрации в школе? Юрист разложила все по полочкам

Если родители хотят изменить порядки в школе, они обычно пишут письма директору. Но есть способ лучше — вступить в общешкольный родительский комитет или попечительский совет. Количество мест в нем не ограничено, а решают органы самоуправления многое: в каком классе сделать ремонт, покупать ли воду, менять ли правила внутреннего распорядка и так далее. Как родителям попасть в активисты? Общественная инициатива «Родительский совет» посвятила этому вопросу вебинар, на котором юрист Екатерина Сельвестрович ответила на важные вопросы.

Источник фото: Unsplash.com

В любой школе может быть несколько органов самоуправления, но для родителей интерес представляют три из них. Это родительский комитет, попечительский совет и совет учреждения образования. Последний касается в основном узких, образовательных вопросов. Поэтому остановимся на первых двух.

Родительский комитет — это структура для взаимодействия школы и семей учащихся. Его правовые рамки регулируются Положением, утвержденным Постановлением Министерства образования № 47 от 2011 года. Важно не путать общешкольный родительский комитет с теми, что избирают в классах. У него гораздо больше полномочий, поскольку он представляет интересы детей и семей всего учреждения образования.

В родкомитет могут входить представители всех классов. И если представить, что в каждой параллели средней школы их по 4, то в сумме получаем свыше 40 человек. Ко мнению столь многочисленной команды прислушаются быстрее, чем к требованию одного или двух родителей. 

На что может повлиять родкомитет?

С самого начала уточним: родительский комитет не занимается никакими финансовыми вопросами (запрет на это был введен в 2016 году). Сбор средств и их расходование относятся к компетенции попечительского совета, о котором речь пойдет чуть позже. Что касается возможностей комитета, они прописаны в Постановлении № 47. Назовем основные, несколько упростив формулировки:

1. Содействие в организации образовательного процесса

— Администрация часто говорит о том, что образовательный процесс находится исключительно в ведении педагогов, и родителям не стоит сюда вмешиваться. Но это не так, — поясняет Екатерина Сельвестрович. — Ссылаясь на этот пункт, законные представители могут добиваться определенных изменений.

Пример: Родители настаивают, чтобы учителя вели электронный дневник (он предусмотрен госпрограммой «Электронная школа»). Те выполняют просьбу неохотно. Родительский комитет может отправить письменный запрос на имя директора и поинтересоваться, почему так происходит. Перспектива объяснять что-либо письменно не обрадует ни одного руководителя учреждения образования, тем более родители не требуют ничего противозаконного. Скорее директор распорядится продвигать работу с электронным дневником, чем станет искать обоснования для отказа органу самоуправления.

2. Консультативная работа среди родителей и учащихся об их правах и обязанностях.

—  Этот пункт позволяет родкомитету помогать родителям составлять образцы заявлений, консультировать их по правовым вопросам, привлекать профессиональных юристов и адвокатов для решения общих задач.

Пример: Родители хотят перевести своего ребенка на индивидуальный план. Кодекс об образовании предусматривает такое право. Но в семье не знают, с чего начать, какие документы собрать. Родительский комитет может проконсультировать родителей. Вот почему важно, чтобы в его состав входили практикующие юристы или делопроизводители, которые грамотно наладят коммуникацию и помогут с оформлением документов.

3. Распространение лучшего опыта семейного воспитания.

— По поводу вопросов воспитания у школы и родителей часто возникают дискуссии. У педагогов может быть одно видение, у семьи —  другое. Ссылаясь на этот пункт, родители могут организовать вебинар, посвященный новым воспитательным методикам, подходам в педагогике и доносить эту информацию до учителей. В положении не указывается, что обмен опытом должен происходить исключительно среди родителей. И часто родители обладают прогрессивными знаниями в этой сфере, наслышаны об опыте других стран.

Пример: Дети жалуются на излишне строгого педагога. Родители могут инициировать и содействовать проведению онлайн-конференции с экспертом, который расскажет о самых распространенных ошибках в воспитании. Это могут быть частные психологи или специалисты из системы образования, которые изначально обучают учителей педагогике, медиаторы, конфликтологи.

4. Содействие в проведении мероприятий.

— Речь не идет о том, что родители должны что-либо организовывать. Однако они вправе активно делать свой выбор. Они должны понимать, что имеют непосредственное отношение к проведению внешкольных ивентов и могут решать, участвовать в них или нет.

Пример: В школе детям сообщили, что скоро приедет театр. Представление запланировано в актовом зале. Родители не считают эту идею удачной, учитывая ситуацию с коронавирусом. Свою позицию комитет может оперативно донести до администрации, подкрепив обращение соответствующими рекомендациями Минздрава и Минобразования (там четко говорится о том, что массовые мероприятия во время эпидподъема должны быть сведены к минимуму).

5. Взаимодействие с общественными организациями.

— По сути, этот пункт дает право привлекать к школьной жизни независимые общественные организации, которые помогут реализовывать интересы и права учащихся, их родителей.

Пример: Родители организовывают онлайн-встречи с сообществами по самым разным вопросам и делают такие акции традицией. Спектр тем широк: образовательные программы и гранты; консультации по трудоустройству подростков; правовая защита в целом и т.д.

6. Взаимодействие с педагогическим коллективом по вопросам профилактики правонарушений среди учащихся до 18 лет.

—  Подростки могут совершать ошибки, в жизни случается всякое. Сейчас мы с коллегами наблюдаем не очень хорошую практику, когда правонарушения, допущенные детьми, сразу выносятся вовне — на советы профилактики, комиссии по делам несовершеннолетних. Но почему бы для начала не использовать внутренний ресурс родительского комитета, попробовать грамотно урегулировать конфликт, выявить и устранить его предпосылки?  

Пример: Компания учеников систематически нарушает правила внутреннего распорядка, конфликтует с учителями. В силах родительского комитета привлечь сторонних медиаторов для разрешения конфликта. Можно также держать связь с семьями этих учеников и оказывать им посильную помощь в зависимости от ситуации, порекомендовать специалистов в частном порядке.

7. Взаимодействие с другими органами самоуправления.

— Здесь говорится о том, что родители имеют право плотно взаимодействовать и с советом учреждения, и с попечительским советом, продвигая свои решения.

В соответствии с положением решения родительского комитета носят рекомендательный характер, но не стоит их недооценивать, уверена юрист. Как уже говорилось выше, свои предложения родительский комитет должен вносить в администрацию школы в письменном виде. И в случае отказа также вправе просить письменное обоснование. Так нарабатывается практика сотрудничества и повышается вес органа самоуправления, налаживается продуктивная гражданская коммуникация.

8. К компетенции комитета относятся иные вопросы  за исключением сбора средств.

— Этот пункт открывает большие возможности перед родителями, его можно воспринимать как «разрешено, если не запрещено».

Родители вправе инициировать любые предложения касательно школьной жизни.  Они должны понимать, что могут повлиять на ход событий, убеждена юрист. Решения будут звучать более весомо, когда будут исходить от органа самоуправления, а не от отдельно взятого взрослого.

Как попасть в родительский комитет?

В пункте 5 Положения сказано, что состав комитета определяется на общем собрании учреждения образования из представителей родителей (по одному от каждого класса) сроком на год, то есть количество человек не ограничено. Любой родитель может предложить свою кандидатуру на членство в комитете. Избрание происходит большинством голосов на общем родительском собрании школы.

Как созвать родительское собрание, если кругом COVID-19?

Для начала надо написать заявление на имя директора школы. Затем родители могут выбрать своего кандидата (кандидатов) в чате класса и сообщить об этом администрации.  Кстати, в состав родительского комитета может входить один из завучей, но если родители выступят против, этот момент реально оспорить.  

Как проводить заседания и принимать решения?

В Положении не говорится, что родительский комитет должен заседать на территории школы. В условиях эпидемии можно встречаться посредством онлайн-конференции или офлайн, во дворе, в кафе, любом ином помещении на усмотрение родителей. Любые решение родительского комитета принимаются большинством голосов (при условии, что на собрании присутствует не меньше половины членов комитета).

Екатерина Сельвестрович советует не пренебрегать правильным оформлением решений.

— Со школой важно говорить на одном языке. На практике встречаются ситуации, когда родители пишут заявления с ошибками, просторечными выражениями, а школа, разумеется, отвечает грамотно, ссылаясь на правовые нормы. Здесь перевес в решении вопросов, даже чисто психологически, будет на стороне школы, а не родительского сообщества. В связи с этим желательно привлекать грамотных специалистов для оформления документов (часто они есть в числе активных родителей).

Попечительский совет: как родителям с ним взаимодействовать?

Этот орган самоуправления создается инициативной группой. Но в отличие от родительского комитета сюда могут входить люди «с улицы»: представители  предприятий, органов власти и так далее. Важный момент: родители также должны входить в состав этого органа, и чем больше их будет представлено, тем лучше. Единственное условие по кандидатам — они должны быть согласованы с администрацией школы.

Полномочий у попечительского совета очень много: от закупки посуды, пособий и организации питьевого режима до изменений правил внутреннего распорядка (подробнее — в Положении, утвержденном Постановлением Министерства образования от 25.07.2011 года N146.). Именно попечительский совет решает, как будут распределяться материальные средства в школе. Любой родитель может внести свой взнос в попечительский совет, перечислив сумму на специальные внебюджетные счета.

Вносите деньги только на официальные счета

Важно знать: наличный сбор средств в попечительский совет запрещен. Но, несмотря на это, родители нередко сбрасываются «живыми» деньгами и очень рискуют. Екатерина Сельвестрович привела в пример ситуацию, которой лучше не допускать.

Представим, что в каком-то классе решили провести ремонт. Родители предупреждают председателя попечительского совета о том, что собрали сумму и хотят потратить на определенный кабинет. Чтобы деньги не ушли на другие нужды, родители решают перестраховаться и перечисляют средства не на благотворительный счет, а напрямую фирме, которой заказали ремонт. Потом фирма отдает чеки в бухгалтерию школы и ремонт расценивается как благотворительность.

— В таком случае всегда есть риски для тех, кто собирает деньги. По факту они не сданы в попечительский совет, не оформлены документально. И если кому-то из родителей, участвовавших в сборе средств, не понравится ремонт, то он может пожаловаться. До уголовных статей скорее всего не дойдет, но нервов на разбирательство уйдет немало. Лучше пойти более хлопотным, но проверенным путем: сдавать средства на счет попечительского совета, а затем уже договариваться и контролировать, чтобы они пошли на нужды ваших детей. 

На что могут быть потрачены деньги совета?

Список целей, на которые совет может расходовать накопления, довольно большой. Прежде чем начать что-то тратить в принципе, совет должен заручиться согласием администрации школы и родительского комитета. Итак, деньги могут пойти:

 — на закупку мебели, инвентаря, оборудования, инструментов, учебно-наглядных пособий, компьютеров, компьютерных сетей, аудиовизуальных средств и иных материальных объектов, необходимых для реализации образовательных программ.

— на совершенствование организации питания обучающихся (покупка посуды, кухонного инвентаря и принадлежностей) и проведение физкультурных, культурно-массовых мероприятий.

 — на текущий ремонт, организацию питьевого режима, покупку постельных принадлежностей, предметов личной гигиены (салфетки, туалетная бумага и т.д.), уборочного инвентаря, моющих средств, средств дезинфекции.

Отчет о тратах обязателен

В конце года попечительский совет отчитывается о расходовании средств на общем собрании. Эта информация должна быть доступной для любого заинтересованного лица. Если в работе совета были обнаружены нарушения, администрация школы вправе совет распустить и набрать новый.  

Кстати, родительский комитет может регулярно требовать отчет о денежных тратах, и для этого необязательно ждать конца календарного или учебного года.  

— В идеале попечительский совет должен тесно сотрудничать с родительским комитетом и вместе с ним всячески улучшать жизнь учреждения образования, — поясняет юрист. — Если это партнерство налажено, тогда не будет возникать ситуаций, когда родителей в классах просят сбрасываться на моющие средства, оплачивать подписку изданий и так далее.

Екатерина Сельвестрович просит всех родителей менять стереотипы:

— Многие даже не догадываются, насколько они могут повлиять на обстановку в школе и сделать обучение своего ребенка более комфортным. Для этого нужно быть просто активным, знать, каких целей хочешь достичь и предлагать свою кандидатуру в комитет или совет школы.

Общественная инициатива «Родительский совет» продолжает отвечать на актуальные вопросы родителей. Сегодня, 19 января, в 18:00 в формате видеоконференции в ZOOM пройдет встреча с Тамарой Мацкевич , заместителем председателя Товарищества Белорусской Школы. Вебинар будет посвящен отметкам в школе и правильному к ним отношению. Зарегистрироваться на конференцию можно, написав в @rodsovet_bot фразу «Хочу на встречу с Тамарой Мацкевич».

Помните, в Минобразования обещали запустить онлайн-платформу для школьников? Вот как она выглядит

С 1 января была запущена онлайн-платформа для дистанционного обучения, создание которой ранее анонсировал министр образования Игорь Карпенко. Официально это «единый информационно-образовательный ресурс» для школьников.

Источник фото: Cкриншот платформы

Как сообщают в Министерстве образования, сейчас на платформу загружены материалы по всем учебным предметам для 3-й четверти. Это комплекты учебно-методических материалов, которые включают видеофрагменты с объяснением учебного материала и тестовые задания для самопроверки.

Подчеркивается, что к разработке учебных материалов были привлечены лучшие учителя из разных регионов республики. Консультируют разработчиков и координируют их работу специалисты Национального института образования и Академии последипломного образования. Технические моменты решает Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь.

Ранее мы разговаривали с учителями, которые готовили видеоматериалы для платформы. Они жаловались на то, что у них были сложности с координацией работы. Осенью педагогов начали торопить, чтобы они оперативно закончили работу над материалами для третьей четверти. 

— У каждой группы есть свои кураторы. Мы отправляем материал, они корректируют и пересылают на республику. Хочу сказать, что замечания моих кураторов вполне уместные, — рассказывала нам учитель-предметник из Минска. 

В данный момент завершается экспертиза материалов для 4-й четверти, сообщили в министерстве. 

— В январе-феврале планируется проведение вебинаров для педагогов по вопросам использования данного ресурса. Предложения по совершенствованию ресурса можно направлять на инфолинию национального образовательного портала (adu.by), — говорят представители Минобра. 

На информационном ресурсе можно выделить два главных раздела: «Образование» и «Дополнительные материалы». В разделе «Образование» можно выбрать класс, в котором учится ребенок, и предмет. Загруженные материалы выделены красным цветом. Пока по многим предметам учебные модули отсутствуют.

Источник фото: Скриншот платформы

Если материал по теме загружен, ребенок может посмотреть видеоурок. Учитель голосом надиктовывает материал, а в качестве картинки используются полезные карты, таблицы, схемы. Есть краткий план урока, а после изучения темы школьник может пройти тест и проверить свои знания.

В разделе «Дополнительные материалы» доступны электронные версии учебных пособий.

Подборка крутых документалок, которые можно смотреть с детьми

Документалки отлично подходят для семейного просмотра. Такие фильмы часто более зрелищные, чем крутые блокбастеры, а пользы от них намного больше. Вот отличная подборка из 10 увлекательных документалок.

Источник фото: Unsplash.com

Полярная история

США, 2007

Не только в мультфильмах показывают захватывающие приключения животных. В реальном мире их жизнь тоже полна событий. Этот фильм снимали целых 15 лет, чтобы зрители могли во всех подробностях узнать историю взросления двух обитателей Севера.

Медвежонок и маленький морж учатся выживать и спасаться от других, более жестоких животных. В фильме много невероятно красивых кадров, а еще атмосферная музыка.

Малыши в дикой природе

США, 2016

Если истории медведей и моржей недостаточно, то из этого фильма можно узнать, как выживают в дикой природе детеныши других видов. Здесь исследуют сходства и различия воспитания разных животных. Львята, например, растут в своих больших семьях — прайдах. А вот о гепардах заботятся только их мамы. Даже детеныши обезьян не живут в одинаковых условиях. Раз уж это фильм о природе, то можно не беспокоиться: вы увидите потрясающе снятые кадры.

Источник фото: Unsplash.com

Птицы 2: Путешествие на край света

Франция, 2014

Создатели рассказывают о самых любимых птицах детей всего мира — императорских пингвинах. Именно они каждый год совершают настоящее путешествие на край света.

Каждый год для того, чтобы дать жизнь новому поколению, пингвинам приходится совершать настоящий подвиг. Им предстоит противостоять холоду, голоду, пронизывающему ветру. И выстоять против всех испытаний они могут только сообща, помогая друг другу хранить тепло и следить за птенцами. Понаблюдать за милыми императорскими пингвинами и поддержать их в суровых испытаниях можно в документальном фильме.

Источник фото: Unsplash.com

Дэвид Аттенборо: Жизнь на нашей планете

Великобритания, 2020

Дэвид Аттенборо, кажется, успел исследовать каждый уголок дикой природы на нашей планете. Не зря он считается одним из самых известных натуралистов мира. Но в этом документальном фильме он не только вспоминает о чудесах, которые успел повидать. Телеведущий рассказывает, как на природу повлияли люди (не самым лучшим образом) и к каким изменениям в дальнейшем может привести наше вмешательство.

В фильме вы снова сможете полюбоваться красивыми съемками. А еще задумаетесь о проблемах экологии и будущем планеты.

2040: Будущее ждет

Австралия, 2020

Авторы этого фильма также задумались о том, как человек может влиять на природу. И пришли к выводу, что от нас необязательно должен быть один вред. Если люди возьмутся за ум и начнут использовать достижения науки, чтобы решать созданные ими же проблемы, то окажутся в невероятном будущем, которое показано в этом фильме. Конечно, в нем картинка даже слишком идеалистична. Но ведь мечтать не вредно?

Океаны

Франция, Швейцария, Испания, США, ОАЭ, 2009

Океаны определенно заслуживают отдельных документальных фильмов. Эта документалка считается одной из лучших. Ее снимали больше пяти лет. За это время авторы успели подробно исследовать подводный мир.

Картина понравится любителям зрелищного кино и в очередной раз напомнит о том, что человек должен заботиться о природе. Сначала зрители полюбуются морскими пейзажами и познакомятся с самыми разными обитателями океанов. А когда эти волшебные кадры усыпят вашу бдительность, вам напомнят о суровой реальности и покажут масштабы загрязнения океанов.

Источник фото: Unsplash.com

«Галапагосы: На краю земли»

Южная Корея, 2018

Если в предыдущем фильме вас особенно заинтересуют обитатели Галапагосских островов, то обязательно посмотрите о них отдельную документалку. Не зря именно это место вдохновило Чарльза Дарвина на разработку эволюционной теории.

Доисторические эры

США, 2017

На Земле есть еще много необычных существ, но в прошлом их было больше.

Если фильмы серии «Парк Юрского периода» не напугали вашего ребенка, а вызвали интерес к динозаврам, то ему точно стоит посмотреть и документалки о них. Из этого фильма он узнает обо всех динозаврах, которые населяли нашу планету.

Источник фото: Unsplash.com

Пытливые умы: Космос

США, 2015

Если вы посмотрели фильмы об интересных местах и удивительных существах нашей планеты, то самое время вместе с ребенком отправиться в космос. Из этой документалки вы узнаете, как менялись представления людей о Вселенной и из чего она состоит.

Источник фото: Unsplash.com

Инопланетные миры

Великобритания, 2020

Создатели этого документального сериала решили пофантазировать и попытались представить, как могли бы выглядеть другие планеты и их обитатели. Основывались они на особенностях природы Земли, поэтому показанное в сериале можно считать лишь интересным рассуждением о жизни в других частях Вселенной. Но именно благодаря таким фантазиям смотреть эту документалку не менее интересно, чем художественные фильмы о космосе.