Архив рубрики: Обучение, развитие детей

Учителя и родители отправили в Минобр предложения по реформам. Спустя месяц чиновники ответили

В начале ноября активисты направили в Министерство образования петицию, в которой поделились своим видением того, что необходимо поменять в школе. Спустя месяц авторы петиции получили ответ с подписью заместителя министра образования Александра Кадлубая. Из письма можно узнать, планирует ли ведомство повысить зарплаты учителям, освободить их от непрофильных обязанностей, отказаться от второй смены и делового дресс-кода в школе. 

Источник фото: Unsplash.com

Кто стал автором петиции?

Этим летом магистрантка БГУ и основатель молодежных проектов Валерия Омелюсик решила провести социальное исследование «Мониторинг и оценка школьного образования в Беларуси». Ее команде удалось опросить свыше 800 учеников и 150 учителей из разных городов страны. Участники опроса рассказали, что хотели бы поменять в школе. Эти мнения легли в основу обсуждения на публичном мероприятии Eduforum-2020, которое прошло в сентябре.

Мы подробно писали о том, как проходила дискуссия — итогом мероприятия и стала петиция. 9 ноября активисты направили предложения в Министерство образования. Всего было сформулировано 30 идей. Спустя месяц пришел ответ. Чиновники благодарят активистов за «неравнодушное отношение», но дают понять, что каких-то реальных изменений на основе этих предложений ждать не стоит.

Оказалось, что выдвинутые в петиции требования либо уже реализуются, либо решаются на уровне совета учреждения образования или руководителя школы. В письме говорится, что «Министерство образования в соответствии с возложенными на него задачами всесторонне анализирует состояние и прогнозирует развитие сферы образования, изучает мировые тенденции, определяет основные направления развития и совершенствования качества образования».

А теперь пройдемся по пунктам: что предлагали активисты и как на это ответили в министерстве. Ответы чиновников мы публикуем в сокращенном варианте. 

Хотите высказаться — пишите на ADU.BY

Что предлагают активисты:

Переписать образовательные стандарты и программы с учетом мнения действующих учителей, родителей, представителей бизнеса, экспертов в образовании.

Что говорят чиновники:

Основной задачей, стоящей перед системой образования, является формирование личности с системным мировоззрением, критическим, социально и экологически ориентированным мышлением, активной гражданской позицией. В целях реализации поставленной задачи запланировано обновление образовательных стандартов, совершенствование научно-методического обеспечения общего среднего образования в соответствии с современными социокультурными условиями и с учетом международного опыта.

Информируем, что в республике функционирует национальный образовательный портал (adu.by), который представляет собой сетевой ресурс для всех участников образовательного процесса. На портале учителя, учащиеся и их родители могут высказывать свои предложения по совершенствованию научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Рейтингов школ не существует

Что предлагают активисты:

Отменить рейтинговую систему оценки учреждений образования, поскольку, по мнению 70% учителей, она не отражает реальных показателей эффективности обучения, заставляет отвлекаться и работать в авральном режиме из-за необходимости выполнить «план». Каждую школу оценивать по динамике ее показателей. Олимпиады отвязать от рейтингов школ.

Что говорят чиновники:

Нормативными правовыми актами Республики Беларусь не предусмотрена рейтинговая система оценки учреждений образования. Согласно Положению о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2011 № 1049, «рейтинговое оценивание» школ не относится к компетенции Министерства образования.

Интересных мероприятий для детей достаточно

Что предлагают активисты:

Вместо олимпиад проводить форумы и конференции, чтобы в них могло поучаствовать больше ребят, которые готовят свои проекты.

Могилев. В рамках проекта дети обсуждают, что нужно менять в школе
Что говорят чиновники:

Согласно пункту 1.21 статьи 31 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс) обучающиеся имеют право на участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности […] В случае, если Вы имеете конкретную инициативу по организации образовательного мероприятия, можно обратиться с ней к руководителю учреждения образования.

Все нововведения (в том числе учебники) тщательно тестируются

Что предлагают активисты:

Предварительно апробировать любые реформы в системе образования (хотя бы в течение одного учебного года).

Что говорят чиновники:

Апробирование новых подходов в организации образовательного процесса осуществляется посредством экспериментальной и инновационной деятельности [далее поясняется, что это такое]. Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования, ежегодно утверждается Министерством образования.

Что предлагают активисты:

Проводить апробацию учебников перед выпуском.

Что говорят чиновники:

Оригинал-макеты учебных пособий для X класса, используемые в образовательном процессе с 1 сентября 2020 года, учебных пособий для XI класса, которые будут использоваться с 1 сентября 2021 года, были разработаны к 1 сентября 2019 года. До их издания была осуществлена дополнительная педагогическая экспертиза. К ее проведению были привлечены 155 педагогов из всех регионов республики.

Все дети имеют равные возможности (даже в сельских школах)

Что предлагают активисты:

Вне зависимости от местонахождения учреждения обеспечивать высокий уровень образования.

Источник фото: Unsplash.com

Что говорят чиновники:

В целях выявления интересов и склонностей учащихся в рамках допрофильной подготовки предусмотрено изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, начиная с VIII класса. На III ступени общего среднего образования функционируют базовые и профильные классы.

Учащимся с высоким уровнем мотивации предоставляются условия для самореализации и совершенствования. Согласно пункту 8 ст. 158 Кодекса для учащихся дополнительно могут быть организованы факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия [поясняется, что это такое]. Таким образом, в учреждениях общего среднего образования созданы условия для реализации права учащихся на получение качественного образования вне зависимости от их месторасположения.

Министром образования 31.03.2020 утвержден комплексный план мероприятий по повышению уровня образования учащихся учреждений общего среднего образования, расположенных в сельской местности.

Учителя довольны курсами повышения квалификации

Что предлагают активисты:

Обновить курсы повышения квалификации с учетом мнений и запроса учителей городских и сельских школ различных районов.

Что говорят чиновники:

Обновление программ повышения квалификации осуществляется непосредственно учреждениями дополнительного образовательного взрослых и не требует утверждения Министерством образования Республики Беларусь. Следует отметить, что в республике проводится постоянный анализ мнений педагогических работников, в том числе учителей-предметников, по вопросу актуальности содержания повышения квалификации. Степень удовлетворенности управленческих и педагогических кадров мероприятиями в рамках повышения квалификации составляет более 95%.

Вне уроков учителя за детей ответственность не несут

Что предлагают активисты:

Отменить ответственность учителя за ребенка во внеурочное время. Учитель физически не может контролировать ребенка вне класса. Эта мера несправедлива и унизительна по отношению к учителю, так как он должен отвечать за показатель, который от него не зависит напрямую.

Что говорят чиновники:

Согласно части 2 ст. 65 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС) преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей принадлежит семье. Обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей, установленными КоБС и другими актами законодательства.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 67 КоБС родители, опекуны, попечители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством.

Одновременно следует отметить, что подпунктом 4.5 пункта 4 статьи 20 Кодекса определено, что обязанностью учреждения образования является создание безопасных условий при организации образовательного процесса.

«Ответственность учителя за ребенка во внеурочное время» не регламентируется нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.

Лишних обязанностей у учителя быть не может

Что предлагают активисты:

Определить четкие обязанности преподавателей без «других поручений администрации». Убрать ненужные планы и метрики сверху. Освободить учителей от бюрократической нагрузки. Ввести электронный документооборот, в котором графики и отчеты по шаблонам будут строиться автоматически. Создать электронную версию отчетов на основе шаблонов.

Источник фото: Pexels.com

Что говорят чиновники:

В пункте 1 ст. 53 Кодекса определены обязанности педагогических работников. В пункте 2 указанной статьи установлено, что иные обязанности педагогических работников устанавливаются законодательством, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, их трудовыми или гражданско-правовыми договорами [опускаем перечисление длинного перечня документов].

Руководитель учреждения общего среднего образования с учетом специфики деятельности этого учреждения образования определяет перечень документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, устанавливает порядок их формирования, в том числе предусматривает возможность предоставления информации в электронном виде, а также несет ответственность за состояние дел по ведению документов.

Недопустимо выполнение учителем функциональных обязанностей (в том числе ведение документов) руководителя учреждения образования и его заместителей.

Проблем с кадрами нет, зарплату учителям повысят

Что предлагают активисты:

Повысить зарплату учителям и усилить профессиональный отбор.

Что говорят чиновники:

В Республике Беларусь разработана и успешно реализуется Концепция развития педагогического образования на 2015−2020 годы. С целью содействия развитию системы непрерывного педагогического образования Республики Беларусь в учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» создан Центр развития педагогического образования.

В целях привлечения на педагогические специальности наиболее мотивированных выпускников учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования функционируют профильные классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, спортивно-педагогических специальностей […] Для выпускников педагогических классов предусмотрены льготы при поступлении на педагогические специальности в учреждения высшего образования.

В целях дальнейшего повышения заработной платы педагогическим работникам Правительством разработаны и определены подходы к повышению заработной платы педагогических работников на период 2019—2025 годы с учетом необходимости достижения размера соотношения средней заработной платы педагогических работников к средней заработной плате по стране в целом 100 процентов. Достижение данных целевых параметров планируется обеспечить в несколько этапов.

Учителя могут отходить от программы

Что предлагают активисты:

Позволить учителям самим решить, как построить программу обучения. Проблема в том, что, стремясь соответствовать стандартной программе обучения, учитель не успевает качественно дать все темы, учесть групповую динамику и настроение класса.

Источник фото: Unsplash.com

Что говорят чиновники:

Общие положения учебных программ по учебным предметам содержат норму, согласно которой учитель имеет право перераспределять количество учебных часов, отведенное на изучение содержания соответствующей темы в пределах количества учебных часов, установленных на изучение учебного предмета в соответствующем классе.

В инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь [опускаем длинное название документа] обращается внимание учителей, что количество учебных часов, отведенное в учебной программе по учебному предмету на изучение содержания соответствующей темы, является примерным и зависит от выбора учителем педагогически обоснованных методов обучения и воспитания.

Как вести журнал, решает директор школы

Что предлагают активисты:

Разрешить учителю вести или электронный, или бумажный вариант журнала, а не оба сразу.

Что говорят чиновники:

Нормативными правовыми актами Министерства образования использование электронных дневников и электронных журналов не предусмотрено […] Решение об использовании электронных журналов и дневников, вопросов их ведения и заполнения принимает руководитель учреждения общего среднего образования по согласованию с родителями (законными представителями) учащихся с учетом технических возможностей учреждения образования, связанных с установкой и обслуживанием соответствующего оборудования, программного обеспечения.

Со школьниками проводят профориентационную работу

Что предлагают активисты:

Предоставлять возможность ученикам практиковаться в предварительно выбранной профессии. Обеспечивать время на 1−2-недельную стажировку в 8−9 классе и/или предусмотреть другие механизмы, как профессиональное обучение по типу УПК в 10−11 классе.

Что говорят чиновники:

В целях привлечения несовершеннолетних к получению профессиональных навыков, опыта взаимодействия с нанимателем в республике создана система по организации временной трудовой занятости детей и молодежи в свободное от учебы время на базе бюджетных организаций (отделов образования, культуры и др.). Организация временной трудовой занятости молодежи практикуется во всех районах республики без исключения.

С целью привлечения внимания учащихся учреждений общего среднего образования к вопросам выбора профессии организуются в рамках шестого школьного дня выездные агитационные мероприятия в учреждения общего среднего образования («Дни профориентации», «Дни активного профориентирования» и др.).

Для предоставления возможности учащимся Х-ХІ базовых классов получить профессиональные умения и навыки по определенной профессии с 2018/2019 учебного года в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Министерством образования определен перечень профессий рабочих (служащих) для организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих), включающий более 100 профессий. Данный перечень сформирован с учетом реальных возможностей учреждений образования, запросов учащихся, потребностей рынка труда, востребованности профессий в регионе.

В ближайшие пять лет построят 45 новых школ

Что предлагают активисты:

Обеспечить возможность учиться только в первую смену в школе для всех учащихся.

Что говорят чиновники:

В рамках выполнения подпрограммы 2 «Развитие системы общего среднего образования» государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016−2020 годы ежегодно в эксплуатацию вводятся новые, современные учреждения общего среднего образования, что позволяет снизить наполняемость учреждений. Так, в 2019 году в эксплуатацию введено 8 новых школ, в 2020 — 4 школы. На период 2021—2025 годы запланировано строительство 45 новых учреждений общего среднего образования.

70% компьютеров в школах имеют доступ в интернет

Что предлагают активисты:

Обеспечить бесплатный рабочий интернет в школах. Он необходим как учителям, так и детям.

Источник фото: Unsplash.com

Что говорят чиновники:

Все учреждения общего среднего образования подключены к Интернету, около 70% от общего числа имеющихся в учреждениях общего среднего образования компьютеров имеют выход в Интернет.

Требования к деловому стилю устанавливают в том числе школьники и родители

Что предлагают активисты:

Разрешить детям ходить в удобной одежде в школе. Отменить дресс-код для учителей.

Что говорят чиновники:

Деловой стиль одежды — это строгий выдержанный стиль одежды, предназначенный для посещения учащимися и педагогическими работниками учебных занятий в учреждениях общего среднего образования. Законодательством не предусмотрено определение цвета, типа тканей, покроя одежды, выбора модели обуви для педагогических работников учреждений образования.

Относительно внешнего вида учащихся в учреждениях общего среднего образования поясняем, что главную роль в установлении требований к одежде делового стиля играет совет учреждения общего среднего образования, куда входят родители, учащиеся, администрация учреждения образования и педагогические работники. Учащиеся и их законные представители совместно с администрацией учреждения и педагогическими работниками имеют право выбора модели, цвета и качества тканей, из которых изготовлена одежда делового стиля.

В соответствии с рекомендациями министерства образования внешний вид учащихся должен соответствовать критериям делового стиля.

5 минут тишины. Простые игры, которые увлекут ребенка-дошкольника

Если игрушки надоели, а мультики уже не увлекают, можно предложить детям простые развивающие игры, которые легко сделать своими руками. Понадобится лишь бумага и фломастеры. Такие игры пойдут ребенку на пользу, а также подарят вам пару минут тишины для чашечки чая.
 

Источник фото: instagram.com@spanischprojekt

Вырежи по линиям

Такой простой вариант игры понравится дошкольникам, которые любят вырезать ножницами. Нарисуйте на листе А4 линии разной формы, по которым ребенок должен разрезать бумагу. Если он быстро справится с таким заданием, то на листке можно нарисовать геометрические фигуры или лабиринты.
 

Источник фото: instagram.com@spanischprojekt

Источник фото: instagram.com@spanischprojekt

Источник фото: instagram.com@perfectpreschoolplans

Соедини по точкам

Хаотично нарисуйте на листе несколько точек разных цветов и дайте задание ребенку — соединить линиями все точки одного цвета. С помощью такой игры ребенок повторит цвета и потренирует внимание. 
 

Источник фото: instagram.com@spanischprojekt

Найди пару

Еще одно увлекательное задание для ребенка: найти кружки с одинаковыми рисунками и соединить их линиями. Вариантов такой игры может быть много: вместо кругов можно нарисовать другие геометрические фигуры.

 Источник фото: instagram.com@spanischprojekt

Источник фото: instagram.com@spanischprojekt

Найди фигуру или букву

Тренируем внимание:  нарисуйте на листе бумаги цветные фигуры (квадрат, ромб, прямоугольник, круг, овал), а затем предложите ребенку найти их и обвести маркером. Выйдет что-то типа книжки-виммельбуха, но в упрощенном варианте. По такому же принципу можно потренировать счет: пусть ребенок не только обводит фигуры, но и считает, сколько на листе квадратов, ромбов и остальных фигур.
 

Источник фото: instagram.com@perfectpreschoolplans

Следующее задание займет у ребенка чуть больше времени (а значит, и кружку чая можно заварить побольше). Малыш должен найти на листе нужную фигуру и зарисовать ее определенным цветом. Например, квадраты — в красный цвет, прямоугольники — в синий, ромбы — в желтый и так далее. С помощью такой простой игры можно повторить цвета и формы, потренировать внимательность и усидчивость.

Источник фото: instagram.com@spanischprojekt

Схожий вариант с буквами и геометрическими формами: ребенок должен найти буквы своего имени и обвести их в определенную фигуру. Это игра отлично подойдет для детей 4-5 лет, которые готовятся к школе.
 

Источник фото: instagram.com@spanischprojekt

Посчитай и найди нужную цифру

Игра для дошкольников, которые изучают или уже знают счет. Рисуем на листе кружочки, а в них — цифры и точки, количество которых соответствует цифрам. Ребенок должен посчитать точки, найти нужную цифру и соединить нужные кружочки линией.
 

Источник фото: instagram.com@spanischprojekt

Разрисуй по цветам

Если ребенок уже знает цвета и цифры, можно предложить ему разрисовать предметы по цветам. Нарисуйте на бумаге воздушные шары (это могут быть и обычные кружочки, квадраты, сердечки). Сбоку на листе разместите задание, объяснив ребенку, что надо разрисовать шарики по цветам в соответствии с цифрами на них.
 

Источник фото: instagram.com@perfectpreschoolplans

Наклей по цветам

Если у вас дома завалялась ненужная цветная бумага, то ее можно использовать для игры. Порвите на небольшие кусочки по 2-3 см или предложите это сделать ребенку, перемешайте все листики. Затем возьмите белые листы бумаги и напишите на них цвета. Если ребенок не умеет читать, то можно просто нарисовать кружочки нужного цвета. Скажите, что нужно рассортировать листики цветной бумаги по цветам и расклеить их на соответствующие листы бумаги.
 

Источник фото: instagram.com@spanischprojekt

Еще один вариант — создание радужного мороженого. Нарисуйте на листе бумаги шаблон мороженого, дайте ребенку цветную бумагу и клей. Расскажите, что нужно порвать бумагу на кусочки, а затем приклеить их по цветам. Нужные цвета заранее обозначьте на мороженом маркерами. Либо же можно разрешить ребенку приклеить бумагу по цветам, как ему захочется. В качестве шаблона можно использовать не только мороженое, но и радугу, шарик или даже новогоднюю елку, которую нужно схематически нарисовать на листе бумаги.
 

Источник фото: instagram.com@spanischprojekt

Мнение эксперта: «Декрет до трех лет претендует на наш национальный бренд»

Все чаще нам озвучивают идею о сокращении декретного отпуска. Среди аргументов называются в первую очередь экономические. И ВВП вырастет, и ФСЗН укрепится, и женщины станут счастливее от меньшего перерыва в занятости. Эти доводы очень убедительные и тяжеловесные с точки зрения взрослых. А если посмотреть на длинный декрет глазами детей? Публикуем мнение специалиста по семейному неблагополучию, устройству детей-сирот на воспитание и детско-родительским отношениям Натальи Поспеловой.
 

Источник фото: Rebenok.BY

Меня отнесли в дошкольное учреждение в возрасте 3 месяцев, правда, на неполный день. Я стала воспитанницей яслей и на всю жизнь получила симптомокомплекс материнской депривации, который даже на пенсии аукается повышенной тревожностью, гнетущим перфекционизмом, гиперответственностью и другими цветочками внутреннего напряжения.

Все эти прелести «ранней социализации» и «коллективного воспитания» мне, как и большинству сверстников, пришлось впитать с отсутствующим молоком матери. Моя мама, как и многие другие женщины в СССР, вышла на работу спустя всего три месяца после моего рождения.

«Ну вот же: ничего страшного! Выросла, не умерла, все как у людей», — скажут те, кто выступает за сокращение декретного отпуска. И во многом они правы. Да, наш декретный отпуск самый длинный в мире. Да, он очень затратен для бюджета. Да, в других странах он меньше или значительно меньше, и это сегодня экономический тренд.

Но, когда в Беларуси был законодательно введен трехлетний период отпуска по уходу за ребенком, это настолько оказалось созвучным интересам и потребностям детей, это полностью совпало с самыми передовыми и классическими идеями теории привязанности, что закралось подозрение, что именно мы, белорусы, и есть самая чадолюбивая нация на земле.

Из серии протестных снимков от Дины Ермоленко

Может, мы не улыбаемся чужим детям и не лезем к ним с поцелуями, как эмоциональные итальянцы, зато мы даем детворе самое лучшее за общественный счет: возможность находиться в самых комфортных условиях жизни до 3 лет. Это реально стоит дорогого и претендует на национальный бренд.

Декрет до 3 лет улучшает нашу нацию качественно. Наше детство более счастливое, более полноценное, чем в странах, где спустя пару месяцев после рождения малыша родители выписывают белорусскую бабушку, потому как эксклюзивные услуги бебиситтера не только многим не по карману, но и не соответствуют по соотношению «цена — качество».

Намеки на мировую практику в вопросе сокращения декрета кажутся примитивным «обезьянничанием»: если уж так важен ВВП, что ради него надо обделить детей временем для полноценной жизни с мамой, давайте зайдем с других козырей и увеличим пенсионный возраст, тем более, что все к этому идет. Зато наших детей мы оставим с мамами. Или у нас не все лучшее — детям?

По законам джунглей

Чтобы в экономической и политической риторике не выплеснуть ребенка, ответим на вопрос: почему так жизненно важно для малышей находиться в семье с мамой, папой, а не в детском учреждении.

По правилам, продиктованным природой, человеческий детеныш в возрасте до 3 лет, оставшийся без взрослого, обречен на гибель. Зафиксированы единичные факты выживания в условиях реальной природы потерявшихся детей, начиная с 4-летнего возраста. Маугли, кстати, в 6 лет потерялся и прибился к стае волков. Это дало ему возможность выжить. Но если бы Маугли был трехлеткой или младше — его ждала бы неминуемая смерть.

Это природное правило, хорошо прописанное на подсознательном уровне и закрепленное в родительских и детских моделях поведения, обеспечивает взаимное стремление детей и родителей (матерей) быть вместе первые три года жизни.

Источник фото: Unsplash.com

Мама для ребенка в возрасте до 3 лет — жизненно важная фигура. Ее отсутствие, даже временное, каждый ребенок этого возраста расценивает как угрозу своей безопасности и самой жизни, потому что в природе он бы один не выжил. И, даже находясь в окружении добрых воспитателей или на руках у заботливой бабушки (няни), малыш до 3 лет без мамы ведет себя беспокойно (кто в большей степени, кто в меньшей). Это выливается в капризы, угнетенное состояние, нередко — болезни, ребенок мучает окружающих постоянными вопросами «А где мама, а скоро придет?», причем внимательные взрослые подтвердят, что эти вопросы малыш в отсутствии мамы задает буквально каждые 30 минут.

Только представьте: дважды в час двухлетнего ребенка, который не видит маму, накрывает волна растерянности, тревоги, страха. И его вопросы — вовсе не следствие несносного «доставучего характера». Это от малого объема памяти: малыш 2−3 лет через 10−15 минут забывает объяснения: «Не волнуйся, мамочка скоро придет, обнимет своего мальчика».

Источник фото: Unsplash.com

Мамы 2-летних детей, вышедшие на работу в гибком режиме неполной занятости, часто замечают, что у ребенка вдруг нарушается сон: дитя спит крайне беспокойно, постоянно проверяет, на месте ли мама. Ну, а дни с мамой, вместо ожидаемых обнимашек, превращаются в череду капризов и истерик.

Самое интересное, что часто эти истерики выливаются именно на появившуюся вдруг мать: ни бабушка, ни отец, отпросившийся с работы, чтобы подменить маму, — истерик и рева не получают. Так ребенок отрабатывает свою тревогу от отсутствия мамы: именно ей он показывает, как ему было плохо, как у него болела душа и чем были заняты его мысли в отсутствие базового (основного) взрослого.

Классическую картину материнской депривации или того, что происходит с малышами без мамы, можно увидеть в домах ребенка, куда определяют юных социальных сирот. В учреждениях не хватает только «птичьего молока», но и его подвозят спонсоры, шефы и просто неравнодушные граждане в ходе благотворительных акций. Между тем, воспитанники этих учреждений не могут похвастаться богатырским здоровьем, высоким и гармоничным уровнем развития и желанием жить. Потому что для нормального развития ребенку жизненно важно иметь рядом маму. А без «птичьего молока» можно и обойтись.

Источник фото: Ребенок.BYДом малютки, Витебск. Фото используется в качестве иллюстрации

Конечно, в наше время невозможно находиться с ребенком безотлучно. Никто не спорит: маме во время декрета надо и второе высшее получить, и аспирантуру закончить, и блог вести, и оператором службы доставки на дому поработать, и грядки прополоть и вообще сделать все то, что опционально входит в устойчивое словосочетание «сидеть в декрете». Но чтобы обеспечить качество жизни малыша, ему надо, чтобы мама до 3 лет как можно больше времени проводила с ним. 

Базовое доверие к миру: как это работает

Давайте посмотрим, чем же отличаются дети, которые провели декрет в кругу семьи, от тех, кто воспитывался с самых ранних лет в детском учреждении.

С утверждением «сегодняшние дети — совсем другие» согласится большинство педагогов, особенно опытных, которые поработали как с детьми, рано оторванными от семьи, так и с теми, кому повезло быть с мамой целых три первых года жизни.

Источник фото: Unsplash.com

Вполне возможно, что оппоненты объяснят отличия этих двух групп детей идеями поколения Z, развитием информатизации и цифровым обществом. На мой профессиональный взгляд, все банальнее: с точки зрения теории привязанности дети, выросшие в объятиях заботливых мам первые три года жизни, находятся значительно выше по всем жизненно важным индексам развития. И главный критерий, который отличает счастливчиков от невезучих — это критерий базового доверия к миру.

Базовое доверие к миру формируется у детей, которым повезло расти с мамой, с первых минут жизни. Дело житейское: малыш закричал. У этого банального события есть несколько сценариев развития. Первый — к нему подойдет и наклонится внимательная мама. Она потрогает животик, обнимет, прошепчет что-то успокаивающее, покачает на руках, даст еды или воды. Проблема решилась, малыш успокоился. Так, день за днем, получая от мамы ежеминутную заботу, заверение в своем существовании, одобрение своему бытию, — малыш вырастает в убеждении, что он ценный. Что его любят. И что без всяких доказательств — его есть за что любить.

Дети, выросшие в таких полноценных и постоянных связях, уверенные в том, что их жизненно важные потребности (в еде, воде, тепле, любви) всегда будут удовлетворены, становятся самодостаточными. Ими трудно манипулировать, их сложно запугать, они не прощают неуважения, так как знают себе цену. Они умеют просить о помощи и помогать другим. Их интересы и желания находятся на высокой планке: благодаря безопасности, созданной самим фактом наличия и постоянного присутствия мамы в раннем детстве. Это дети, которые «прогибают изменчивый мир».
 

Источник фото: Unsplash.com

Второй вариант — полностью противоположная ситуация, когда к закричавшему малышу никто не подойдет, он надорвет связки, но тщетно. Такие дети, никому не нужные, получившие месседж «тебя не замечают — значит, тебя нет», — растут в домах ребенка, в яслях, где кормят по часам, по часам усаживают на горшок, по часам дают попить воды. Тебя с твоими желаниями нет. Есть режим, взрослым он подходит. Тебе не подходит — твои проблемы. И вообще: старайся быть удобным для взрослых, потому что они — главные, а не ты.

Такая «забота» с первых месяцев жизни формирует у ребенка тревожную привязанность: надо все время привлекать внимание этих ненадежных взрослых. В ход идут всевозможные деструктивные действия: крики, нытье, постоянные капризы и все, что называется «вынос мозга». Можно еще начать болеть, чтобы получить хоть небольшую порцию внимания. Можно утратить надежду и начать угасать, давая существенный регресс в развитии без видимой и очевидной причины. Можно принять решение и не привязываться к этим непостоянным и безответственным людям, не проявлять интереса к миру, в котором тебя просто нет.

Как ответ, дети, выросшие в подобных условиях, отличаются аутоагрессией и другими проявлениями саморазрушающего поведения. Им трудно создавать и сохранять отношения с другими людьми, ведь у них не было возможностей этому научиться на собственном опыте.

Отсюда во взрослой жизни масса проблем. Окружающий мир для детей с таким рисунком привязанности — опасный, сложный, мрачный. Достигать и радовать своими достижениями некого. С тобой на протяжении всей жизни остается месседж: «тебя нет, как нет твоих желаний». Отсюда — зависимости, деструктивное поведение, повышенная внушаемость и управляемость, отсутствие критичности.

Третий вариант — это ненадежная материнская забота в ситуации, когда малыш зовет к себе. Мама иногда подошла, иногда — нет, иногда позаботилась, а иногда сказала: «Как ты надоел и чтоб ты пропал». Бывает, что и ударила малыша за лишнее беспокойство не ко времени.

Воспитание в подобных условиях характерно для неблагополучных семей, семей с низким уровнем общей и педагогической культуры. И это воспитание тоже дает свои специфические плоды: вырастая, дети не доверяют людям, их тревожная привязанность может вылиться в навязчивую демонстративность и страсть к власти над другими людьми, достигаторство не ради достижений, а ради оценки окружающих, проблемы во взаимоотношениях, жестокость к себе и окружающим.

Даже временный отрыв ребенка в возрасте до трех лет от матери способен нанести ему существенную психотравму, негативно сказаться на родительско-детских отношениях. Улучшая качество жизни малышей и оплачивая бюджетом их радость пребывания с мамами первые три года жизни, мы обеспечиваем качество жизни всей нации.
 

Источник фото: Unsplash.com

Если грядущие изменения действительно неотвратимы, давайте подумаем об их подготовке и обеспечим вариативность. Подготовка должна затрагивать не только строительство детских яслей, сколько создание разветвленной инфраструктуры раннего детства: частных и государственных центров временного пребывания малышей, профессиональную подготовку специалистов, оказывающих частные услуги по воспитанию детей до 3 лет.

Нужно уже сейчас ввести в учебные планы студентов факультетов дошкольного воспитания модули по основам, теории и практике воспитания детей в качестве домашних бебиситтеров, специалистов по раннему развитию, семейных воспитателей и т.п. Это позволит улучшить положение на рынке частных услуг по присмотру и развитию детей до 3 лет, который сегодня представлен самыми разными людьми, и не всегда — с профессиональным опытом в сфере воспитания и развития.

Важно законодательно предусмотреть и предоставить семьям с детьми до 3 лет выбор из целой линейки вариантов, как провести ранее детство своих детей с пользой для семьи и детей. У кого-то есть возможность нанять няню, у кого-то есть полные сил бабушки-дедушки, у кого-то есть собственные старшие дети, а кто-то — убежденный фанат домашнего воспитания до 3 лет и даже в отсутствие государственной поддержки семья будет стараться «отсидеть» в декрете максимальный период.

В общем, какие бы ни планировались изменения, важно, чтобы мы, взрослые, сознательно выбирали для своих детей самое лучшее.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

«Молчать больше не будем». Родители объединяются, чтобы противостоять формализму и насилию в школе

В этом году белорусы показали, что умеют проявлять солидарность и решать многие вопросы без помощи государства. Изменения затронули и школу. Родители и небезразличные учителя объединились для того, что вместе менять систему образования. 

Источник фото: Unsplash.com

«Мы, родители, за гуманизм, а насилию в школе не место!» — таков основной посыл видеоролика, который записали участники инициативы «Содружество учителей и родителей». Оно объединило активных родителей и инициативных учителей, выступающих за улучшение системы образования.

— У меня трое детей, и у меня болит душа и сердце за то, что происходит в школе, — рассказывает одна из участниц инициативы Елена Левонюк. — Но также я знаю, что есть немало хороших учителей, которые могли бы менять школу к лучшему, но их не видно за стеной равнодушия. Мне бы хотелось, чтобы о прекрасных педагогах узнали родители и чтобы мы вместе двигались к общей цели. 

Представители содружества, которое появилось в Беларуси этим летом,  отметили главные недостатки современной школы:

  • Бюрократическая перегруженность учителей и неадекватная оплата их труда.
  • Как следствие, падение престижа профессии учителя, нехватка кадров.
  • Несоответствие обучающих программ требованиям времени.
  • Падение уровня преподавания.
  • Эмоциональное выгорание учителей.
  • Отсутствие мотивации в повышении квалификации в части softskills.
  • Тяжелая психологическая атмосфера, что мешает ученикам быстро и эффективно усваивать знания и приобретать новые навыки, а учителям полноценно выполнять свои функции и самореализовываться.
  • Как следствие, негативное отношение детей к школе и процессу получения новых знаний.
  • Высокий уровень стресса у детей, негативно влияющий на состояние физического и психического здоровья (и в конечном счете — на уровень и качество жизни будущего взрослого).

Проблем очень много, и чтобы их решить, нужно объединить усилия всем, кто причастен к образованию в Беларуси, убеждены авторы инициативы. 

— Мы хотим формировать и развивать современное, эффективное образовательное пространство, учитывающее особенности каждого учащегося и способствующее становлению Личности каждого ребенка и подростка в Беларуси, — говорит о миссии содружества один из организаторов Елена Коровец. — Мы считаем, что это возможно только при объединении усилий между учителями, родителями и учащимися.

— Я уверена, что любые отношения начинаются с уважения друг к другу. Если учитель не уважает ученика, то он не сможет вызвать у него доверия ни к себе, ни к своему предмету. Родители, относящиеся без должного уважения к учителям, такое же отношение прививают своим детям. Неуважение и недоверие друг к другу — это не только проблема образования. Мы должны это признать и начать работать в этом направлении, — отмечает участница содружества и мама Светлана Наймитенко.

Как содружество планирует менять школу?

Авторы инициативы против разрушения уже сложившейся системы образования, но за постепенную ее трансформацию через родительские и учительские инициативы. Все это возможно при поддержке юристов, психологов, медиаторов и конфликтологов, а также признанных экспертов в сфере образования, считают родители. 

— Наша цель на данном этапе — объединить активных и прогрессивных родителей с лучшими специалистами и экспертами в области образования и воспитания и наладить их эффективное взаимодействие. В дальнейшем мы надеемся поднять престиж и сформировать уважительное отношения к профессии учителя, создать в школах атмосферу гуманности и ненасилия, способствующую развитию личности каждого ребенка.

К сообществу могут присоединиться все желающие через чат «Родительский совет», в котором уже более 1000 участников. Авторы проекта отмечают, что на данном этапе им очень нужны волонтеры. Если вы хотите принять активное участие, пишите на Rodkomby@gmail.com

Белорусы жалуются на объемную «домашку» у детей. А как в других странах?

Белорусские родители часто жалуются на то, что детям дают слишком много заданий на дом и приходится все вечера проводить за уроками. Мы решили узнать, какой объем домашних заданий получают школьники в других странах и как их успехи оценивают учителя.
 

Источник фото: архив героиниФинские школьники перед уроками в Хеллоуин

Финляндия: «С 6-го класса домашнюю работу дети делают на ноутбуке»

Оксана — мама троих детей, живет в Финляндии. В семье двое школьников, которые учатся в 1-м и 9-м классах.

— Домашние задания в финской школе по сравнению с минской гимназией — небо и земля. Обычно они небольшие, их задают не каждый день. Это могут быть какие-то упражнения по математике или английскому. А на выходные вообще никогда ничего не задают. Я бы сказала, что в среднем дети тратят не более получаса в день на «домашку».

В старших классах бывают исключения, например, когда учитель просит написать эссе или выполнить какой-то проект.

— Но на такое большое задание дается обычно не меньше недели. Конечно, дети часто оставляют все на последний день, и тогда на домашнюю работу уходит больше времени.

«Детям говорят, что протестующие — это фашисты». Родители жалуются на идеологическую работу в школах

В начале года на уровне Министерства образования несколько раз прозвучало, что «школа должна быть вне политики». Но проводить идеологическую работу с детьми учителя все равно пытаются.  Родители недовольны и делятся примерами такого давления. 

Детский рисунок. Прислали читатели TUT.BY

Елена рассказывает, что пятиклассникам в одной из гимназий Минска пытались внушить мысль, что «люди, которые говорят „Жыве Беларусь!“, — это фашисты». Такой позицией с детьми поделилась классный руководитель, которая входила в состав избирательной комиссии на участке в школе. 

Многих родителей пугает подобная риторика. Они спрашивают: можно ли раз и навсегда отказаться от информационных часов. Формально — нет,  поскольку это часть воспитательной работы с детьми. Но повлиять на выбор тем можно, если проявить настойчивость (вот здесь мы писали об этом). 

В той же гимназии, где протестующие оказались «фашистами», детям сообщили об ужесточении правил в школе. Теперь гимназисты не имеют права участвовать в политических акциях, митингах, а также распространять агитационные материалы на эту тему. На сайте гимназии мы нашли обновленные правила внутреннего распорядка (они утверждены 6 ноября 2020 года) — и там действительно говорится о таком запрете.

Читательница из Бреста рассказала нам о давлении на детей со стороны учителя по предмету «Человек и мир». Педагог потребовала, чтобы пятиклассники принесли на урок открытки на патриотическую тему — флаги, гербы и прочую атрибутику. Задание было дано с оговоркой: «Если будете делать флажки, то красно-зеленые, а не „фашистские“ БЧБ».

— Мы принесли обычную открытку с символами Бреста, но учительницу это не устроило. Одна девочка принесла открытку с красно-зеленым флагом на половину листа — ее в пример ставили.

В брестской школе, написала нам еще одна мама, учитель начальных классов пыталась вести с детьми разговоры о заслугах действующего руководства: «Вот ты кушаешь в школе бесплатно — спасибо за это нашему президенту!»

— Это было сказано ребенку начальных классов, — с грустью отмечает мама.

А вот какое задание дали детям по белорусской литературе в Борисове — выучить белорусский гимн. «Учитель у нас тот еще, — с негативом говорит читательница. — Уже на пенсии».
 

О том, что детей нужно воспитывать в патриотическом ключе, периодически администрация школ напоминает и учителям. Вот какие сообщения получили педагоги в Бобруйске. Каждый второй четверг месяца в школе должен быть День патриота.


Какие темы нужно обсуждать во время таких информационных часов, можно понять благодаря этой картинке. Детям важно объяснить, «как поступить правильно» и почему они «в ответе за свои поступки». И вся эта работа проводится по распоряжению местного отдела Следственного комитета. 

А в Гомельской области в ближайшее время должна стартовать онлайн-викторина по истории ВОВ. На скрине — вступительное слово к мероприятию, которое должно «повысить уровень знаний школьников и сформировать непримиримую позицию к идеям фашизма и ее символике». Со списком вопросов самой онлайн-викторины можно ознакомиться здесь

На днях Лукашенко в очередной раз назвал  БЧБ-флаги фашистской символикой и пообещал убрать ее из общества. «Сделаем это красиво, и прежде всего разъясняя, вбивая в голову людям, что это нельзя делать», — заявил президент. 

«Я подумал и решил стать программистом». История мальчика с ДЦП, который учится в инклюзивной школе

У Тимофея ДЦП, но мальчику не нужна инвалидная коляска. С того времени как он пошел в школу, передвигается с помощью ходунков. Как и другие ребята его возраста, он каждый день ходит на занятия. Хорошо, что в Солигорске есть инклюзивная школа, где ребята с инвалидностью могут учиться вместе с остальными. 

Источник фото: Предоставлено ЮНИСЕФ в Беларуси

В солигорской школе № 1 учатся больше тысячи учеников. Среди них есть дети с нарушениями слуха, речи и опорно-двигательного аппарата. Пятеро учеников не передвигаются самостоятельно, но здесь вопрос комфорта таких учеников давно не стоит на повестке дня. Ребенок заезжает в здание с помощью пандуса, на лифте поднимается на второй или третий этаж, где расположены кабинеты. Таким же образом можно попасть в актовый зал, подняться на сцену. 

Каждое утро мама Тимофея через весь город везет сына именно в эту школу. 

— У меня даже мыслей не было, что ребенок будет учиться в какой-то другой школе или вообще туда ходить не будет, — рассказывает мама Наталья Крутько. — Я  всегда старалась создавать ему обычные условия, чтобы он не выделялся из толпы и не чувствовал, что другой.

Тимофей родился на сроке 29 недель, и врачи не давали точных прогнозов, насколько серьезно такая недоношенность беременности скажется на здоровье мальчика. Диагноз ДЦП ему поставили в годик. Несмотря на проблемы со здоровьем, в семье всегда старались брать Тимофея на концерты, спектакли, возили с собой на пляж, то есть каких-то ограничений для себя не ставили. Но когда пришло время отдавать ребенка в сад, было волнительно, признается мама.

— Я не знала, какие там будут условия, будет ли ему комфортно. Сначала он ходил в обычный садик, но в интегрированную группу, куда принимали детей с ограничениями по здоровью. Но я знала, что в городе есть ведомственные детские сады, где условия были лучше. Начала узнавать, спрашивать, и через год нам пошли навстречу — в одном из таких садов открыли интегрированную группу со всеми необходимыми условиями. Были поручни для передвижения, пандус, оборудован туалет.

Источник фото: Предоставлено ЮНИСЕФ в Беларуси

А вот родители детей, которые ходили в этот сад, восприняли ситуацию тяжело, говорит Наталья. В лицо ей ничего не высказывали, зато немало негативных комментариев выслушала заведующая детским садом.

— Ей писали не самые приятные письма. К сожалению, многие у нас по-прежнему избегают общения с детьми, у которых есть инвалидность. Слышат про диагноз ДЦП и не понимают, что это, чего ждать, как общаться. Я очень благодарна заведующей садом, что весь удар она приняла на себя. Несколько лет Тимофей ходил в этот сад с большим удовольствием, ему там было очень комфортно.

— А какие первые впечатления у Тимофея были от школы?

— Он очень ждал 1 сентября! Мы волновались. Мне как маме было страшно. Я даже взяла отпуск на работе, чтобы быть рядом и сын мог спокойно адаптироваться. Но я побыла в школе всего несколько дней, потому что Тимофей быстро освоился. Директор, классный руководитель, дефектолог, тьютор — все создали ему комфортные условия. Я переживала именно за учебный процесс, а для Тимофея главным было общение — ему очень нравится заводить новых знакомства и узнавать что-то новое. И все сложилось хорошо — у него здесь много друзей, он идет в школу с радостью.

Источник фото: Предоставлено ЮНИСЕФ в Беларуси

— Его школьная нагрузка легче, чем у одноклассников?

— Я бы сказала, что все идет на одинаковом уровне, хотя я почему-то ожидала, что к нам будет другое отношение, что нас будут жалеть, немножко меньше задавать домашних заданий. Но нет, у меня такое чувство, что нам их еще больше задают, — смеется Наталья.

Тимофей — веселый, активный парень. Порой, его надо притормаживать, когда он буквально бежит с ходунками, играя в коридоре с одноклассниками, рассказывают в школе.

После уроков, как у всех, у Тимофея по плану дополнительные занятия — он занимается в кружке по моделированию и постигает азы актерского мастерства. Несмотря на то, что учится он пока во втором классе, уже строит серьезные планы на будущее:

— Мне нравится ходить в школу! Я подумал и решил стать программистом — роботов программировать. Или придумывать фильмы. Хочу стать режиссером и придумать «Как приручить дракона 4».

В классе Тимофея искренне любят и привлекают к любым активностям.

— Он всегда улыбается, всегда приветливый. Это талантливый и уникальный ребенок. На уроках литературного чтения самый первый может все прочитать, выучить наизусть. И к нему тянутся все дети. Играют с ним и всегда помогают. У Тимофея упала ручка — они все подбежали и подняли. Я думаю, что в будущем он станет ученым и создаст такой костюм, одев который, сможет двигаться, — рассказывает о своем ученике Валентина Усик, классный руководитель Тимофея.

Учитель вспомнила историю, как прочитала ребятам в первом классе сказку «Цветик-семицветик» Валентина Катаева. Историю о том, как девочка, получив волшебный цветок, бездумно потратила шесть лепестков на свои желания и только в конце загадала, чтобы мальчик, который болен, стал здоровым.

Источник фото: Предоставлено ЮНИСЕФ в Беларуси

— Когда дети услышали эту сказку, они начали загадывать желания: «Я хочу, чтобы было много денег «, «Хочу много игрушек». А потом вдруг пришло осмысление, и ученики стали говорить: «Мы хотим, чтобы Тимофей научился ходить. Чтобы он бегал вместе с нами». А Тимофей сказал: «Но я никогда не буду ходить». Я тогда ответила Тимофею, что надо в это верить. Все мы верим, что ты будешь не только ходить, но и бегать. Думаю, что этой силе и мужеству я учусь.

Как устроена инклюзивная школа

Первые классы интегрированного обучения появились в солигорской школе № 1 в 1997 году, опыт уже большой. Перед приемом на работу учителей предупреждают, что в равных условиях здесь учатся все, включая детей с нарушениями психофизического развития.

Есть педагоги, которые не разделяют такой формат работы. На это в школе лишь пожимают плечами: личный выбор каждого. Но подобные ситуации возникают все реже и реже.

— Я точно знаю, что если в коллективе есть хотя бы несколько человек, которые загораются идеей создать условия, в которых было бы комфортно всем детям, то обязательно найдутся люди, которые поддержат, — рассказывает Елена Назарчук, заместитель директора по учебной работе. — Острый вопрос, чем интегрированное обучение отличается от инклюзивного, мы изучали очень долго. Нам казалось, что хорошо организованное интегрированное обучение — это уже инклюзия. Но, пройдя длинный путь — семинары, встречи, международные конференции, беседы, общение и тесное взаимодействие с родителями детей с инвалидностью — приходишь к другому пониманию. Инклюзивное образование — это когда от ребенка с особенностями не требуют меняться, скорее окружающая среда подстраивается под потребности этого ребенка.

Источник фото: Предоставлено ЮНИСЕФ в Беларуси

Елена считает, что создание инклюзивного пространства — поэтапная работа всех сотрудников:

— Наша школа, приняв идеи инклюзивного образования, сначала создала коллектив, который был готов принять этих детей, потом стали постепенно появляться условия — при поддержке огромного количества людей и местных органов власти. В школе провели реконструкцию здания: появился пандус, лифт. Педагоги прошли огромное количество тренингов, курсов. Заходя в нашу школу, люди говорят, что у нас образовалось инклюзивное пространство — это результат многолетнего труда всего коллектива.

Свою философию в солигорской школе определяют так: это школа для каждого и школа для всех. Здесь уверены, что от инклюзивного формата образования выигрывают все: у детей с инвалидностью появляется возможность учиться, заводить друзей, строить свое будущее, у остальных ребят — появляется понимание того, что люди могут быть разными, но при этом равными.

— Благодаря таким детям, которые учатся у нас в школе, меняется окружение, меняется среда. Тут еще вопрос философский, мы их учим, или они учат все окружение быть добрее, понимать, что в жизни могут сложиться разные ситуации, что каждый человек заслуживает внимания и любви. И протянуть руку помощи, научиться добру — вот эти ребята как раз учат нас этому.

Источник фото: Предоставлено ЮНИСЕФ в Беларуси

По данным исследования ЮНИСЕФ в Беларуси, у 64% белорусов возникают негативные ассоциации о детях с инвалидностью: жалость, сочувствие, печаль, боль, неполноценность, помощь, и лишь у 4% опрошенных появляются положительные ассоциации (участие, оптимизм, уважение, доброта, жизнерадостность, отношение как к другим детям). Работа и учеба в школе с инклюзивными подходами меняет отношение к таким детям.

— За время работы в школе я стала другой, — делится директор Валентина Каштальян. — Если сейчас вижу человека, который едет в инвалидной коляске по городу, могу спокойно спросить: как у вас дела? Прохожие чаще же отворачиваются. А для меня это обычные люди, просто у них есть определенные трудности. Лично я принимаю наших детей такими, какие они есть. Некоторые говорят: надо жалеть. А я считаю, что нет. Жалость — не самое лучшее чувство. Нужно создавать условия, чтобы ребенок развивался.

Я убеждена, что дети должны учиться вместе независимо от умственных или физических особенностей. Хорошо, когда есть друзья, возможность пообщаться. Я против обучения на дому, кроме исключительных случаев. И меня никто не переубедит, что должно быть по-другому. Все дети могут учиться вместе.

Материал подготовлен Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в рамках информационной кампании «Просто дети» в поддержку детей с инвалидностью и их семей. Одна из ключевых целей кампании — содействие вовлечению детей с инвалидностью в образовательный процесс. Кампания «Просто дети» реализуется совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь при финансовой поддержке правительства Российской Федерации. Кампания стартовала 3 декабря и осуществляется в рамках проекта международной технической помощи «Профилактика инвалидности и социальная интеграция детей с инвалидностью и особенностями психофизического развития в Республике Беларусь».

«Имитация образования». Экс-директор лицея о проблемах современной школы

Юрий Хромин более 20 лет работал в школе, последние годы — на должности директора лицея № 1 в Лиде. Он один из немногих руководителей в сфере образования, кто выступил против фальсификаций и насилия. Недавно с директором не продлили контракт. Юрий решил воспользоваться своим новым статусом экс-директора, чтобы честно рассказать о проблемах современной школы. 

После выборов часть обманутых избирателей включилась в отстаивание своих голосов. Но многие остались в стороне. Почему? Ведь столько людей голосовали за перемены? Они боятся. Боятся быть оштрафованными, уволенными. Они несвободны. Потому что свобода — это уверенность в завтрашнем дне, убежденность, что ты всегда сможешь обеспечить себя и свою семью. «Какое отношение это имеет к образованию?» — скажете вы. Прямое!

Целью школы является формирование свободной, уверенной, подготовленной к самостоятельной жизни в обществе личности. Для части выпускников среднее образование является окончательным. Поэтому у выпускника школы должна быть такая уверенность.

Современные выпускники — это нафаршированные абстрактными, в основном бесполезными знаниями молодое люди. К чему они готовы? В лучшем случае к поступлению в вуз. Но и здесь заслуга школы не безусловна, потому что большинство школьников готовятся к поступлению с репетиторами. В выпускниках заинтересованы только учреждения образования следующей ступени, так как студенты обеспечивают их работой. Для реального работодателя —  они бесполезны.

Школа не готовит людей ко взрослой жизни. Поэтому школьное образование — это имитация образования.

Свободным человека делает профессионализм. Востребованность на рынке труда. Значит, в школе человек должен овладевать профессией? А лучше — двумя. Плюс иностранным языком, умением решать творческие задачи, работать в команде, самостоятельно учиться. Вот современные компетенции.

Разве в школе этому можно научить? Можно и нужно. В школе академика Михаила Петровича Щетинина, например, каждый ребенок получал среднее образование (многие — высшее), осваивал 1−2 рабочие профессии. 

У нас предметные знания сегодня являются целью обучения, а должны быть средством. Знания математических формул или правил языкознания не делают человека более уверенным в жизни. А вот умение рассчитать платежи по кредиту или написать резюме — делают. Поэтому в профильных классах ребята должны осваивать профессию, а профильные предметы должны стать средством овладения ей.

Источник фото: Pexels.com

Филологический профиль может предполагать овладение профессией копирайтера, журналиста, секретаря-референта. Тогда язык и литература становятся средством овладения профессией, а не абстрактными знаниями. Экономический профиль должен готовить бухгалтера, бизнесмена, а математика обеспечивать расчет себестоимости, затрат.

Это решило бы одну из главных проблем современного образования — отсутствие мотивации. Ведь настоящее обучение начинается с потребности. У меня есть проблема. Чтобы ее решить, я буду стремиться получить знания для ее решения от учителя, из учебников, интернета. Такое обучение основано на внутренней мотивации (я хочу, мне надо). Учиться по-настоящему большинство из нас начинают с приходом на работу. Начинающему бухгалтеру надо начислить зарплату. Формулы он знает, а начислять не умеет. Проблема. Что он делает? Собирает информацию: спрашивает у опытной Марьи Ивановны («учителя»), ищет информацию в интернете. Решает проблему: начисляет зарплату. Исправляет ошибки. Знание превращается в умение, со временем становится навыком.

Какая проблема у Саши Иванова в 10 классе на уроке истории при изучении темы «Древняя Греция»? Никакой. В большинстве предметов школьники не видят практической пользы. Знания по этим предметам —  мертворожденные. Основной аргумент взрослых: «Не будешь учиться — не поступишь в вуз». То есть работает внешняя мотивация (так надо). Поэтому учим математику по 6-10 часов в неделю плюс репетитор, а на ЦТ получаем 50−70 баллов.

Вы заметили, что когда мы жалуемся на то, что дети не хотят учиться, мы говорим:

Не могу его заставить!

В силу отсутствия внутренней мотивации большинству детей в школе учиться сложно и неинтересно. Много запущенных детей, которые отстали и не могут наверстать упущенное. Учителя таким детям отметки «рисуют». При этом рисование ниже «6» вызывает раздражение у всех — управления, администрации, родителей, и конечно, самого запущенного.

Что еще волнует меня как бывшего директора?

  • Жесткое администрирование

Работу школы контролируют районное и областное управления образования, министерство, методический кабинет, институт развития образования, департамент контроля качества образования и др.

Парадоксально, но контролирующими и проверяющими стали учреждения, призванные организовывать досуг школьников — дома творчества, центры туризма и экологии. Львиную долю своих обязанностей они переложили на школы. Они непрерывно высылают положения конкурсов, вся работа по проведению которых перекладывается на школы. Школе «помогают» (проверяют) методисты, специалисты, МЧС, ГАИ, ИДН, санстанция, прокуратура и пр.

  • Парализующая бюрократизация

Это следствие жесткого администрирования. Руководство школы работает, не поднимая головы. Чем занимается? Отписывается. Отписывается всем «заботящимся» о детях — управлению образования, методическому кабинету, дому творчества, центрам туризма и экологии, БРСМ, центру тестирования, МЧС, ГАИ, ИДН, санстанции и др. Ежедневно составляются приказы, протоколы, планы, отчеты, информации, справки.
 

Источник фото: Pexels.com

  • Воспитательная работа

Это ахиллесова пята любой школы. Приходится одновременно заниматься повышением уровня воспитанности, организацией занятости во внеурочное время, организацией 6-го школьного дня, профилактикой травматизма, суицидов, наркомании, пьянства, нянчить запущенных детей запущенных родителей, обеспечивать вступление в ряды БРСМ, заниматься волонтерской работой, сбором макулатуры и металлолома, участвовать в нескончаемых конкурсах, викторинах, смотрах, проводимых «неравнодушными» организациями.

При этом для проверяющего первичными являются приказы, протоколы, планы, справки, отчет и вторичным — интересная жизнь детей. Поэтому, стоя перед выбором, провести или написать, опытный заместитель по воспитательной работе выберет — написать.

  • Школа выполняет обязанности родителей

Ребенок выпил. Родителей пожурили, а школа организует с ребенком индивидуальную профилактическую работу, за которую приходится отчитываться перед управлением, ИДН, КДН и др. На каникулах о занятости такого ребенка школа отчитывается ежедневно. Суббота — ребенок в школе. Каникулы — в лагере.

  • Борьба «с» и борьба «за»

Работа школы сегодня — это череда компаний по борьбе «с» и «за». Сегодня боремся с СOVID-19. Недавно боролись за 100% обеспечение спортивным инвентарем. Продолжаем бороться с травматизмом, что, по сути, скрытое поощрение пассивности, ведь активности без травм не бывает.

Актуальна борьба за безопасность обучающихся от террористов, маньяков, родителей, учителей. Устанавливаем турникеты, видеокамеры, охранников. Борьба инициируется, но чаще не финансируется. Крутись как хочешь. Поэтому актуальна работа школы по самостоятельному зарабатыванию денег.

  • Низкий престиж профессии учителя

Уровень молодых специалистов разный. Есть умницы, но преобладают середнячки. Они не могут обеспечить высокое качество знаний. Через десяток лет школа по-настоящему станет «средней».

  • Учебники стали энциклопедиями

Они совершенно безобразны, то есть лишены образов. В 10 классе на изучение истории Древней Греции отведен один урок. Учитель за 25 минут должен с помощью различных форм и методов раскрыть истоки цивилизации, природу и занятия, осветить феномен полиса, сравнить формы правления на примере Афин и Спарты, акцентировать внимание на важнейших реформах и войнах, завершив все походами Александра Македонского. 10 страниц с 31-й датой, 33-мя незнакомыми понятиями, 10-ю историческими личностями, 14-ю географическими объектами. Это профанация, а не обучение.
 

Источник фото: Pexels.com

  • Аккуратность важнее креативности

Что требует учитель от детей при написании сочинения — аккуратности, знания орфографии и пунктуации. А надо, чтобы ценились мысли ученика, которые меняются каждую минуту. Что-то зачеркивается. Что-то дописывается. Вспомните черновики Пушкина, Толстого. Цель языка, чтобы ребенок писал, а не списывал.

  • Тесты вместо творчества

Нам навязали тестирование, которое незаметно убивает мысль. Программируется действие по команде: сигнал — реакция. При этом правильность ответа не подлежит сомнению. При подготовке к тестированию ученик «натаскивается» на правильный ответ. Главное — знать. Понимать — не обязательно.

Из школьных программ постепенно были вытеснены предметы художественно-эстетического цикла, что снизило уровень духовности и творчества. Омоновец, который бы в школьные годы играл в школьном оркестре или рисовал, не смог бы так жестоко избивать безоружных людей.

Детей лишили радости и опыта физического труда. За них все делают взрослые. При этом к техническому персоналу они относятся как к обслуге.

К положительным компаниям можно отнести олимпиадное движение, исследовательскую и инновационную деятельность. Но и они имеют существенные недостатки. Ребенок, являющийся призером олимпиады, может средне сдать ЦТ, так как требования сильно отличаются. В жертву олимпиадам приносятся знания по другим предметам.

Источник фото: Pexels.com

И, кстати, победители олимпиад часто становятся студентами зарубежных, а не отечественных вузов. Я считаю, что олимпиадников необходимо взращивать, как спортсменов экстра-класса. Заключать контракты на работу за высокую плату на определенное количество лет в стране.

Инновационная деятельность — это в большей степени работа учителя, а не ученика. На полноценную инновационную деятельность просто нет времени. Слабой школе инновацию не предложат, а сильная — может иметь их несколько.

Что должно быть сделано?

1. Изменена установка: образование — это право, а не обязанность.

2. Конкретизирована цель: свободная, уверенная, творчески мыслящая, не боящаяся ошибок, умеющая работать в команде личность.

3. Долгосрочное планирование: подготовка специалистов, востребованных на рынке через 5−10 лет.

4. Поднят престиж педагогов. Самая высокая зарплата (самые высокие требования) обеспечит приток интеллектуальной элиты, вернет в образование мужчин.

5. Поднят уровень дошкольного образования (дети, играя, могут освоить иностранный язык).

6. Школам предоставлена автономия (право выбора программ, учебников, системы оценивания и пр.). При этом результатом их деятельности должно стать выполнение государственных образовательных стандартов. Эффективность работы школы оценивается по результатам выпускных испытаний, сдаваемых независимым комиссиям.

7. В 10−11 классах учащиеся осваивают 1−2 профессии. Знания, получаемые по профильным предметам, являются средством освоения профессии и носят прикладной характер.

8. Предметы художественно-эстетического цикла (танцы, музыка, ИЗО), как гуманизирующие, развивающие творчество, должны стать равнозначными с математикой, химией и историей и др.

9. Возвращена родителям полная ответственность за воспитание детей.

10. Учреждения образования полностью финансируются из бюджета. Средства, заработанные и привлеченные школой, расходуются по ее усмотрению.

11. Контролирующие и инспектирующие организации превращаются в организации-партнеры. Пожарный не проверяет схему и пожарную дружину, а рисует схему и обучает пожарную дружину и т.д. Инспектор ИДН не контролирует, а ведет профилактическую работу с детьми.

12. Образовательной средой, кроме школы, становятся природа, предприятия и организации, концертные залы, музеи и пр.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции 

Всего 6 лет, а уже программист. Мальчик из Индии попал в Книгу рекордов Гиннеса

Второклассник Архам Ом Талсания из индийского города Ахмедабат сделал невозможное для большинства сверстников: он успешно сдал сертифицированный экзамен Мicrosoft по программированию.
 

Источник фото: Твит Aninews.in

Мальчик дружит с компьютерами едва ли не с рождения. Пользоваться планшетом он начал в два года, а в три ему купили собственные гаджеты с серьезными программами. Но маленькому гению быстро наскучило только играть, и он попросил отца, профессионального программиста, обучить его языку программирования Python.

Вундеркинд схватывал информацию на лету и у уже в шесть лет доказал всем, что работает с Python не хуже взрослых. Он начал создавать собственные компьютерные игры и сдал экзамен Мicrosoft, благодаря чему попал в книгу рекордов Гиннеса как самый молодой программист в мире.   

Архам Ом Талсания — не только умный, но и добрый мальчик. В интервью информационному ресурсу NDTV.com он сказал, что в будущем мечтает стать успешным бизнесменом и помогать всем нуждающимся.

Ранее американский журнал People рассказал о 12-летнем Калебе Андерсоне, который изучается аэрокосмические дисциплины на втором курсе колледжа. В будущем парень хочет продолжить образование, пройти стажировку у Илона Маска и полететь в космос.

Еще одну историю вундеркинда, на этот раз из Малайзии, недавно опубликовало местное здание New Straits Times. В статье говорится о том, что 9-летний мальчик Зайсон Кан Зи Сан решил задачу, над решением которой безуспешно билось НАСА: он придумал «туалет в скафандре» в условиях отсутствия гравитации. Благодаря своему изобретению юный гений победил в престижном конкурсе НАСА среди юниоров. Он стал лучшим среди 897 участников из 85 стран.

Пять простых способов научить ребенка экономить

Обычно дети тратят карманные деньги на сладости и развлечения. Как научить школьника откладывать небольшие суммы для более крупных покупок? Константин Журавский, создатель игры «Финансы и Инвестиции для детей», собрал пять реальных способов, с помощью которых дети получат навыки экономии, что очень полезно для будущей жизни.
 

Источник фото: pexels.com
Вести дневник желаний

Ведение дневника — это универсальный способ научить ребенка контролировать свои желания. Дети хорошо запоминают визуальную информацию, поэтому дневник должен быть ярким, красивым, с картинками.

Что пишем в дневнике?

— Составляем список хотелок.

— Рядом записываем, сколько они стоят.

— Просматриваем весь список и выбираем 2-3 главных желания.

— Пишем, как скоро мы можем их осуществить.

— Вычеркиваем то, что может подождать.

Важно обсуждать все написанное вместе с ребенком — что можно купить уже сейчас, а что стоит отложить. А также объяснять, что каждая отложенная монета поможет приблизиться к заветной цели. Так ребенок учится расставлять приоритеты и откладывать деньги на будущее.

Вот несколько идей для дневника:
 

 

Еще есть вариант для более продвинутых. Если ребенок согласен — заведите табличку с планированием карманных денег. 

Например по месяцам:
 

Выдавать карманные деньги осознанно

По статистике Национального агентства финансовых исследований, 86% детей и подростков получают деньги на карманные расходы. Но как выдаются эти деньги? Чаще всего бессистемно, по первому требованию ребенка. 

Важно установить правила: выдавать четко оговоренную сумму в определенный день недели, например понедельник. Обязательно предупредите ребенка — сколько он может тратить ежедневно, чтобы накопить на свое большое желание. 

Не делайте поблажек, если ребенок потратил все в один миг и снова требует немного на «очень важную и нужную вещь». Лучше научиться ценить денежные накопления сейчас, чем столкнуться с этой проблемой в более позднем возрасте.

Экономические настольные игры

Настольная игра — своеобразная взрослая жизнь в миниатюре. В игре ребенок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и банкротится — без урона для кошелька. Сейчас существует богатый выбор экономических настольных игр.

Различаются детские игры, которые:

— развивают логические и экономическое мышление;

— помогают спланировать семейный бюджет;

— направлены на развитие бизнес-навыков;

— стратегические игры, в которых наиболее важная тактика.

Экономические игры помогают поднять серьезные вопросы. Что такое инвестирование? Зачем взрослые вкладывают деньги в банк? Какие существуют виды доходов? А еще они поддерживают командный дух и помогают провести увлекательный совместный вечер всей семьей.

Детям 6−10 лет обычно рекомендуют «Финансовый Калейдоскоп», «Семейный Карман», «Фликса Фермер», «Финансы и Инвестиции для детей» и «Монополия».
 

Завести красивую копилку

Здесь, как и в случае с дневником желаний, важную роль играет визуальная составляющая. В осознанном возрасте ребенку рекомендуется копить деньги в монетах. Все потому, что несколько накопленных рублей за неделю могут показаться более ценными, чем одна большая купюра. Копилка может быть прозрачной, чтобы ребенку было видно, что денег становится больше.

Как показывает проведенный Swedbank-опрос, молодые люди, которых в детстве научили копить деньги в копилке, в подростковом возрасте откладывают деньги чаще, чем те, у кого такой традиции в семье не было (соответственно, 84% и 70%).

Вместе обсуждать семейный бюджет

Не нужно посвящать ребенка в тонкости планирования — ему достаточно знать, что такое семейный бюджет и куда расходуются деньги. Идеальный возраст для совместного обсуждения — 9-10 лет. В это время ребенок обычно уже разбирается в математике и может осознавать масштаб средних и крупных вложений.
 

Источник фото: pexels.com

Объясните, что входит в ежемесячные траты. Можно рассказать, сколько стоит еда, одежда, ЖКХ, летние поездки на море, секции, игрушки и развлечения. Так ребенок начнет понимать, как много денег тратится на бытовые нужды и как распределяются приоритеты. 

Грамотный личный пример — лучший способ научить ребенка ценить и уважать деньги, а также помочь ему не столкнуться в будущем с финансовыми трудностями.