«Я ему уже 10 раз сказала — а от него ноль реакции!» — типичная фраза многих родителей. Иногда приходится по несколько раз звать ребенка к столу или просить убрать в комнате, и это очень раздражает. Почему дети нас не слышат? Как сделать так, чтобы ребенок реагировал на родительские просьбы с первого раза, рассказала психолог и мама Евгения Третьякова.
Причин, почему ребенок не слышит родителей, может быть много. Чаще всего, это связано с уровнем доверия в семье, например, когда родители превращаются из близкого человека в тренера, который лишь бесконечно воспитывает и критикует. Очень часто слова у родителей расходятся с делом: они говорят одно, а делают другое. Еще хуже, если они сами не умеют слушать и слышать. Тогда и ребенок выдает такую ответную реакцию.
Но иногда родители просто не учитывают особенности детского восприятия и требуют от ребенка слишком многого, отмечает психолог. Способность быстро переключаться с одной задачи на другую развита у детей в гораздо меньшей степени, чем у взрослых. И чтобы донести информацию до ребенка, надо формулировать мысли несколько иначе. Давайте рассмотрим самые частые ошибки родителей в общении с детьми и покажем, как себя вести, чтобы быть услышанными.
Нет зрительного и тактильного контакта
По сравнению со взрослыми ребенку тяжелее концентрировать внимание на чем-то одном, способность переключиться также снижена.
— У малышей наглядно-действенное мышление: вижу, трогаю, воспринимаю, поэтому звать маленького ребенка из кухни, когда он в детской увлеченно смотрит мультик или играет в машинки, придется очень долго. Перед тем как сказать что-то важное, родителям нужно переключить внимание на себя: подойти к ребенку, опуститься на уровень его глаз, дотронуться до него и посмотреть в глаза. Тогда ребенок точно вас услышит.
От ребенка требуют резко переключиться с одного занятия на другое
Если малыш увлечен каким-то делом, то просьба мамы заняться чем-то другим может быть просто не услышана. Помогите ребенку плавно сменить деятельность.
— Рассмотрим на примере: вам скоро пора собираться домой с прогулки. Заранее предупредите об этом ребенка. Не требуйте закончить игру сию секунду, а направляйте ее к завершению: «Отправляй машинки в рюкзак, им пора отдыхать». И обязательно в конце сопровождайте просьбу приятной перспективой другого дела: «Зайдем в магазин, ты сможешь сам выбрать сок».
Очень много слов
Дети иначе воспринимают речь, поскольку они ее только осваивают. Особенно сложно им даются длинные фразы и абстрактные слова типа «терпение».
— Когда родители так общаются с ребенком, ему кажется, будто они говорят на другом языке. А если так происходит постоянно, то мама превращается в радио, которое все время что-то вещает и создает шумовой фон. Ребенок думает: что-то там опять говорит, ну и ладно, главное — играть не мешает.
Психолог советует озвучивать просьбу как можно короче, убирая все лишние и сложные слова. В вашем послании должна быть только суть.
— Не так: «Мы же купили тебе новую зубную щетку, зачем ты тогда ее просил, если опять не хочешь чистить зубы, микробы повредят эмаль и будет кариес, ты что хочешь к стоматологу?» Это полный провал. Лучше сказать четко и коротко: «Пора чистить зубы».
Слишком много посланий в одной фразе
Не только ребенку, но и взрослому человеку трудно переварить «винегрет» из миллиона разных задач, уверена психолог. В общении с детьми она советует использовать такое правило: одно обращение — одна мысль. В противном случае ребенок выцепит одну задачу, и скорее всего последнюю.
— Если дело многоступенчатое, то его стоит разделить на отдельные короткие действия. Например, надо, чтобы ребенок разделся. Тогда сначала говорим: «Сними шапку». Когда он это выполнил, то говорим: «Расстегни куртку». Если и это сделано, то продолжаем: «Сними сапожки» и т.д. Постепенно ребенок научится раздеваться сам без подсказок, но на первом этапе ему нужна ваша помощь.
Риторические вопросы и критика
Бессмысленно спрашивать у ребенка: «Сколько можно тебе повторять?» или «Почему ты никогда меня не слышишь?». Вариант еще хуже: «А голову ты дома не забыл?».
— Если вы хотите, чтобы ребенок вас услышал, уберите из речи все вопросы, на которые нет ответа. Иначе ничего кроме раздражения и недоумения вы не добьетесь.
Если просьба родителей сопровождается вагоном критики, вряд ли ребенок станет ее выполнять. «Помните, что главная цель — быть услышанными, а не сообщить ребенку, почему мы заранее думаем, что какое-то дело ему не под силу», — подчеркивает психолог. Это не только отбивает все желание выполнять просьбу мамы, но и больно бьет по самооценке.
Просьбы-отрицания
Часто можно услышать от мам напоминания: «Не трогай! Не кричи! Не бегай!» Но такие просьбы, по мнению психолога, бессмысленны. Процессы возбуждения у маленьких детей сильно преобладают над процессами торможения, потому им трудно сразу же остановить свою активность. Кроме того, фраза «Не бегай!» формирует в голове у ребенка обратное послание: «Бегай!», поскольку частицу «не» дети часто не слышат.
— Старайтесь формулировать свое послание без частицы «не». Не тормозите действие, а заменяйте его другим. Это как с поездом, мчащимся без тормозов: резко остановить локомотив сложно, а вот переключить стрелку на другие рельсы вполне реально.
А еще важно помнить, что дети сначала считывают эмоции родителей, а потом только слышат их слова. Если есть расхождения, ребенок реагирует на эмоции: выражение лица, тон голоса. Вот почему так важно, чтобы слова и эмоции «дружили» друг с другом.
Игры на слуховое внимание
Воспринимать информацию на слух не так просто, особенно детям, поскольку в первую очередь развито визуальное восприятие. Поэтому родителям полезно тренировать с ребенком слуховое внимание. Вот несколько примеров таких игр для любого возраста.
— Угадай звук
Раскладываем перед ребенком картинки с животными: птицами, транспортом, бытовыми предметами. Показываем каждую картинку и рассказываем, как она «звучит» (голосом или аудио). Включаем или изображаем звуки вперемешку. Ребенок должен найти подходящую картинку.
Для самых маленьких достаточно 3−5 картинок. Для детей постарше можно выбирать 7−10 картинок с более сложными звуками (голоса птиц, оркестр).
— Найди пару
Заранее делаем баночки с разными наполнителями (в двух экземплярах): гречкой, фасолью, манкой, гайками и др. Главное, чтобы они звучали по-разному. Для их изготовления можно использовать самые обычные контейнеры для киндеров. Заклеиваем баночки изолентой, чтобы ребенок не вскрыл их и не увидел содержимое. Его задача — подобрать пары баночек по звуку.
— Нос-пол-потолок
Многим знакома эта игра: вперемешку говорим слова «нос, пол, потолок», а ребенок должен показать пальцем в нужное место (нос, пол или потолок). Постепенно увеличиваем скорость. Задача ребенка — показывать все верно и не запутаться. Детям постарше можно усложнить задание: говорим слово, но сами показываем его неправильно (например, говорим нос, а показываем на пол).
— Дятел
С помощью хлопков или постукивания создаем определенный ритм. Ребенок должен его повторить. Чем он старше, тем сложнее может быть ритм. В процессе игры можно меняться ролями.
— Испорченный телефон
Можно играть вдвоем с ребенком: говорим шепотом слово, а он должен его угадать (а потом меняемся ролями). Можно сделать игру интереснее — нужно не просто услышать слово, но и найти загаданный предмет в комнате.
— Услышишь — хлопни
Загадываем слово, например, «слон». Как только ребенок его слышит, он должен хлопнуть в ладоши. С остальным словами прыгаем или топаем. Для детей постарше можно усложнить задачу и сказать, что хлопаем, когда родитель называет зверей.
— Правда — ложь
Объясняем ребенку, что правильные высказывания сопровождаются хлопками, а все неправильные — топотом. Фразы могут быть такими: «Рыба летает по небу», «Ночью светит луна», «У Маши 4 ушка и 3 ножки». Ребенок должен быстро выполнить нужное действие.
— Робот
Предлагаем ребенку побыть в роли робота, которому будут давать команды. Задача ребенка запомнить цепочку команд и выполнить. Например, можно сказать: «Подними правую руку, помаши, хрюкни, покружись». В процессе игры можно меняться ролями.
— Съедобное-несъедобное
Многие помнят эту игру с детства: берем мячик, бросаем ребенку, называя слово. Если это съедобное — он должен поймать мяч, если несъедобное — отбросить.
Такие простые игры разовьют слуховое внимание у ребенка. И это важно не только для того, чтобы он слышал просьбы мамы. Развитие фонематического слуха благоприятно влияет на речь и готовит ребенка к освоению чтения и письма в школе.




потому что родители игнорируют просьбы детей