Представьте ситуацию. Мама с дочкой 4-5 лет пришла на прием к врачу в поликлинику. Очередь большая, ждать придется долго. Ребенок сначала сидит спокойно, потом начинает расспрашивать маму, долго ли ждать, когда мы уже пойдем гулять.
detkam.su
Потом начинает осматривать все вокруг, ходить по коридору, залазить на скамейки, смотреть в окно, играть в догонялки с мальчишкой, которому так же скучно ждать визита к врачу. В общем, ведет себя, как обычный нормальный ребенок.
И маму, как взрослого человека, наученного, что в общественном месте не принято бегать, кричать и бурно выражать свои эмоции, начинает беспокоить такое поведение дочери. Простые уговоры посидеть спокойно срабатывают лишь на несколько минут.
И вот он, момент истины: мама достает из сумки планшет со словами «вот, посиди, поиграй». В секунду веселая подвижная девочка превращается в абсолютно покорного человечка, который, как цирковая собачка за сахарок, готов сидеть, молчать, слиться со стеной и даже не дышать, лишь бы ему дали поиграть в любимую игрушку на планшете.
И оставшееся время ожидания девочка наслаждается общением с девайсом, а мама – тем, что ее ребенок воспитан и не нарушает общественного спокойствия.
Или другая ситуация: папа с 3-х летним сыном пришли в детскую школу развития. Они сидят в классе музыки и ждут начала занятия, как и остальные 10 детей и их родителей.
Кто-то из малышей увлеченно изучает музыкальные инструменты и даже пытается что-то сыграть на пианино, кто-то бегает по небольшой сцене, кто-то настороженно просто рассматривает все вокруг, не решаясь отойти от мамы. А наш мальчик увлеченно играет в папином телефоне.
Его не интересует, что происходит вокруг, где они и зачем вообще они сюда пришли. Весь его мир сконцентрирован в небольшом экране телефона. Заходит педагог и с улыбкой и энтузиазмом сообщает: «Давайте начинать. Сейчас мы с вами поиграем, попоем и потанцуем».
Папа забирает телефон у сына со словами «Пойдем играть». И тут мальчика накрывает волна истерики. Он по прежнему не обращает внимания, что происходит вокруг, а с плачем и криками: «Дай мне!» пытается достать спрятанный в папином кармане телефон.
Ни уговоры папы, ни завлекалочки педагога никак не могут успокоить мальчика. Родитель в замешательстве и не знает, что делать. Не остается ничего иного, как вывести своего ребенка из кабинета и попытаться успокоить, не мешая другим детям заниматься.
Вот такие в чем-то грустные, в чем-то странные и, к сожалению, нередкие ситуации из нашей жизни. Сегодня нам уже сложно представить свою жизнь без девайсов.
Планшеты, смартфоны, айфоны стали для нас и помощниками в работе, и возможностью общаться со всем миром, и способом развлечься. Но если мы, взрослые, способны понять, что любой девайс – всего лишь средство для достижения своих целей, то наши дети очень часто воспринимают его как цель.
На тему дружбы детей с девайсами и ее безопасности я решила поговорить с детским и семейным психологом Ириной Питишук.
Насколько безопасна дружба детей с девайсами?
Если есть явный дисбаланс в сторону общения с девайсами и при этом ребенок ограничен в плане общения с людьми, тогда можно говорить о нарушенной безопасности с точки зрения социальной адаптации.
Да, ребенок умеет этим пользоваться, но при этом не знает, как общаться, как предъявлять себя просто как человека другим людям без этой подсказки, игрушки.
androidinsider.ru
Существует ли такая проблема, как зависимость детей от девайсов?
Да, это можно увидеть, когда ребенок дает очень явную эмоциональную негативную реакцию на момент, когда его по каким-то причинам лишают этой игрушки, и ребенок не может успокоиться, не может в какой-то момент понять, что так должно быть.
Нельзя говорить про зависимость в клиническом смысле. Но то, что ребенок не знает, каким образом получить еще такого рода удовольствие без девайса, это определенная проблема.
И эта проблема, по словам Ирины, скорее связана с взаимодействием между ребенком и родителем.
Допустим, родитель использует планшеты или телефоны как способ ребенка отстранить немножко, чтобы он просто поиграл. Но если это происходит постоянно, то ребенка лишают какого-то общения.Если родитель находится рядом и проявляет участие, что-то показывает, учит ребенка; когда девайс- это некий способ, инструмент, чтобы построить общение с ребенком, тогда это нормально.
А что еще, помимо яркой эмоциональной реакции ребенка, должно насторожить родителей в его поведении? Когда начинать бить тревогу?
Когда ребенок выбирает девайс вместо того, чтобы погулять на улице, вместо того, чтобы сходить в кино и провести коммуникацию без девайса, тогда родителям стоит задуматься, что происходит вообще в семье, с ребенком.
Ирина отмечает, что ребенок сам по себе не подсаживается на девайсы, его подсаживают родители, ему предлагают.
По словам психолога, знакомство детей с девайсами происходит с самого раннего возраста, когда ребенок начинает чуть-чуть играть, даже в те же современные игрушки, которые в чем-то могут напоминать девайсы.
Если говорить про детей постарше, родители мотивированы тем, что ребенку важно дать какие-то возможности для развития. А игры на планшетах очень удобны, там можно составить пирамидку или еще что-то, звуки интересные, и ребенка это увлекает.В какой-то момент родителям становится понятно, что можно дать ребенку поиграть, а в это время сделать что-то для себя.
И это нормально, но обычно происходит так: вместо того чтобы пообщаться с ребенком, что-то с ним сделать в контакте, родитель включает ему эту штуковину, говорит, «на, поиграй, ребенок».
Он говорит: «окей», играет, и привыкает к тому, что можно играть и без того, чтобы рядом был человек.
goloskarpat.info
Какие могут быть негативные последствия такого тесного общения ребенка с девайсами?
Ребенок не умеет общаться, он не умеет эмоционально адекватно реагировать на те или иные жизненные ситуации, потому что это все формируется в общении.
Когда этого нет, когда нет возможности увидеть, как это происходит между мной и мамой или папой, когда нет возможности увидеть это в общении с другими детьми, то ребенок становится в этом смысле немного ограниченным.
Соответственно, это влияет на его социальную позицию. Чем старше ребенок становится, тем сложнее ему будет увидеть в другом человеке того, кто может заинтересоваться им и кем он может заинтересоваться, потому что есть что-то другое, что не требует особого включения в плане общения.
Вот играй, получай для себя какие-то возможности для поднятия самооценки.
Какие-топсихологические вопросы девайсы помогают решать, но в плане коммуникации ребенок остается ограниченным.
А можно ли с этой проблемой справиться самостоятельно? Или лучше обратиться к специалисту?
Нужно видеть причину в общении в семье, — считает Ирина, — как оно происходит, насколько ребенком интересуются, насколько вообще есть возможность в семье проводить время вместе.
Родители, которые живут и понимают, что в семье все хорошо, и ребенок просто какой-то не такой, вряд ли смогут понять, что ребенок уходит в мир девайсов, потому что нет живого контакта с близкими, с членами семьи.
Из моей практики, родители не видят сразу причину в том, что они делают что-то не так, что это последствия нарушенной коммуникации в семье.
То есть, чтобы исправить ситуацию, достаточно просто начать общаться с ребенком?
Да, надо предложить что-то из реального общения, что по силе удовольствия будет сопоставимо с тем, что получает ребенок от девайса. Это, конечно же, работа взрослых, активность взрослых, это энергия взрослых, для того, чтобы пробовать исправлять эту ситуацию.
Насколько сложно избавиться от этой зависимости?
Все зависит от возраста ребенка. В подростковом возрасте, когда происходят определенные изменения в психике, сложно уже что-то менять, ребенок уже выбрал для себя приоритет и концентрируется на нем.
И тогда необходима достаточно серьезная терапия. Для детей младшего возраста еще силен авторитет взрослого, и взрослому необходимо поменять что-то в себе, в его контакте с ребенком.
Здорово, что ребенок то-то и то-то умеет делать, но при этом он не очень сильно хочет пойти общаться со своими сверстниками, теряется в общении со взрослыми, даже с родственниками, тогда это повод для родителей задуматься, что делать.
Из вашей практики психолога, это вообще распространенная проблема? К Вам часто обращаются за ее решением?
Я думаю, это больше связано с вопросом успеваемости и с вопросом обучения в школе. Вообще до школы родители не обращают на это внимания.
Как только это, по мнению родителей, начинает влиять на успеваемость ребенка, на желание учиться, тогда они начинают рассказывать, что есть такая проблема, начинают наказывать детей, лишая их возможности поиграть.
Буквально с момента начала обучения, с младшей школы родители начинают видеть проблему, но не связывают ее с общением в семье, а с тем, что ребенок не хочет учиться, что ему не интересно.
Конечно, сегодня родители не могут полностью изолировать детей от всевозможных продуктов технического прогресса. Мы живем в 21 веке, и любые девайсы и гаджеты становятся неотъемлемой частью нашей жизни.
Главное, суметь сохранить баланс и не позволять наборам микросхем заменять простое живое общение, прогулки в парке или квест по поиску грибов и ягод в загородном лесу.
Уважаемые читатели! У вашего ребенка есть планшет, смартфон и другие девайсы? Как часто ваш малыш играет в игры на телефоне или компьютере? Ждем ваши комментарии!


