В каком возрасте начинать физическое развитие ребенка? Любая мама знает, что гимнастику и массаж, направленные именно на физическое развитие крохи, нужно начинать с рождения.
Наиболее подходящим моментом для гимнастики является период до ванны. Проветрите комнату, температура воздуха должна быть от 22 до 25°С.
Уложите ребенка на пеленальный столик, покрытый покрывалом. Во время гимнастики хорошо разговаривать с ребенком или напевать ему песенку для того, чтобы подчеркнуть ритм движения и увеличить удовольствие ребенка во время этой процедуры.
Упражнения должны быть достаточно интенсивными, с большой амплитудой выполнения, но без усилий и без попыток преодолеть сопротивление ребенка. Они выполняются матерью, если ребенок здоров.
Все мышечные группы должны подвергаться одинаковым нагрузкам. Начинать надо с простых упражнений и при этом нужно разговаривать с ребенком, подбадривая его, пока он не привыкнет.
Продолжительность занятий вначале около 5 минут, а затем ее следует постепенно увеличить до 15 минут. Поскольку движения доставляют ребенку удовольствие, он после нескольких тренировок будет активно участвовать в гимнастике.
Противопоказания:
- Хруст суставов.
 - Родовая травма.
 - Повышенное внутричерепное давление.
 - Генетические формы рахита.
 - Хрупкость сосудов (легкие синяки).
 - Дисплазия тазобедренных суставов.
 - Повышенный или пониженный тонус мышц.
 
Стандартная гимнастика для малышей
- Вращательные движения стоп. Для этого обхватывают левой рукой голень ребенка, а правой — стопу и легкими движениями вращают в обоих направлениях, 8-10 раз.
 - Начиная с 4 месяцев производят движения для обеих нижних конечностей, вначале последовательно то левой, то правой ножкой, а затем сразу двумя.
 - Вращение кистей. Мама левой рукой обхватывает предплечье ребенка, а правой захватывает кисть и производит движения в обоих направлениях 8-10 раз для каждой кисти.
 - Начиная с 4-го месяца делают движения для плеч.
 - Для этого мама захватывает кисти рук ребенка, закладывая в кисть большой палец, и разводит плечи в сторону параллельно плоскости стола по направлению к голове, а затем приводит их к лицу в вертикальном положении к плоскости стола и укладывает их вдоль тела. И так 8-10 движений. 
Второе упражнение для плеча: руки раздвигают в сторону на уровне плеч, а затем приводят к лицу, перекрещивая на груди. Эти упражнения укрепляют мышцы плеча и грудной клетки.
 - Движение потягивания из лежачего положения в сидячее начинают с 5-месячного возраста. Мама захватывает руки ребенка, как в четвертом упражнении, поднимает туловище ребенка вверх и доводит до сидячего положения, в котором он пребывает 1-2 секунды, и затем осторожно укладывает его в исходное лежачее положение. 
Это упражнение укрепляет брюшные мышцы и стимулирует ребенка больше находиться в сидячем положении.
 - Упражнения для мышц спины, когда ребенку исполнится 5 месяцев. Исходное положение — ребенка укладывают на живот, лучше чтобы лицо при этом было обращено в сторону. 
Мама закладывает большие пальцы в ручки ребенка, а остальными пальцами охватывает суставы кисти и частично предплечья. Затем ручки разводит в сторону, а туловище поднимает вверх на 20 см от плоскости стола и возвращает малыша в исходное положение. Это упражнение укрепляет мышцы спины, плеча и живота.
 - Для укрепления мышц спины рекомендуют поднимать нижние конечности и таз вверх, в то время как грудь, плечи и головка ребенка остаются на плоскости стола. 
Мама захватывает голени ребенка таким образом, чтобы большие пальцы находились на голенях, а остальные пальцы обхватывали бы нижнюю поверхность бедра. Ребенок лежит при этом на животике, лицо обращено в сторону, чтобы он мог свободно дышать.
 - После 9-месячного возраста, когда ребенок может передвигаться на четвереньках и уже лучше опирается на ручки, можно попытаться сделать упражнение «тачка», когда ребенка поддерживают за ножки, приподнимая, а он пытается двигаться с помощью ручек. 
Это сложное упражнение, но оно укрепляет все мышцы туловища и верхних конечностей.
 - В возрасте 6-7 месяцев можно попробовать выполнить упражнение «мостик». 
Ребенок лежит на спине, охватывая рукой обе лодыжки и прижимая ступни к столу, другой рукой поднимают спинку над плоскостью стола, а головка при этом опирается на стол. - После 9-12 месяцев детям рекомендуют упражнение, стимулирующее их подниматься на ноги. 
Ребенок лежит на спине. Мама левой рукой охватывает лодыжки ребенка, сгибает его колени и приближает стопы ребенка к ягодичной области. Правой рукой нужно захватить ручки и поднимать ребенка в сидячее положение, а затем поднимать вверх. Ребенок, рефлекторно опираясь на ступни, разгибает туловище и становится на ножки. Затем мама усаживает ребенка и начинает упражнение сначала, повторяя его 8-10 раз.
 - Ходьба на ножках с вытянутыми руками. Если ребенок научился ходить, он может выполнять с мамой это упражнение для повышения тонуса мышц голени и свода стопы. 
Мама берет ребенка за обе ручки, поднимает плечи с предложением для ребенка сделать несколько шагов на кончиках пальцев, а затем несколько шагов всей ступней. Повторить упражнение 8-10 раз. 
Заниматься гимнастикой нужно в комфортных условиях, в хорошем настроении, чтобы ребенок получал удовольствие.
Каждый сеанс должен включать не больше 4-5 разных упражнений, которые следует выбирать, сообразуясь с возрастом и силами младенца. Действенность упражнений для ребенка состоит в регулярности их проведения.
Массаж и упражнения подбираются в зависимости от состояния здоровья и возраста ребенка.
ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС — ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ДО 3 МЕСЯЦЕВ
- Выкладывание на живот.
 - Массаж спины (поглаживание)
 - Массаж живота.
 
ВТОРОЙ КОМПЛЕКС — ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 МЕСЯЦЕВ
- Скрещивание рук на груди.
 - Поворот со спины на живот вправо.
 - Массаж спины (поглаживание и разминание).
 - Положение пловца.
 - Массаж живота.
 - Поворот со спина на живот влево.
 
ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС — ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 МЕСЯЦЕВ
- Скрещивание рук на груди.
 - Сгибание и разгибание ног вместе.
 - Поворот со спины на живот вправо.
 - Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание).
 - «Парение» в положении на животе.
 - Массаж живота.
 - «Парение» в положении на спине.
 - Поворот со спины на живот.
 - Сгибание и разгибание ног попеременно.
 - Ползание.
 - «Бокс».
 
ЧЕТВЕРТНЫЙ КОМПЛЕКС — ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ
- Скрещивание рук на груди.
 - Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
 - Поворот со спины на живот вправо.
 - Массаж спины
 - Ползание.
 - Массаж живота.
 - Присаживание при поддержке за руки.
 - «Бокс».
 - Поворот со спина на живот влево.
 - Поднятие выпрямленных ног.
 - Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч.
 - «скользящие шаги».
 
ПЯТЫЙ КОМПЛЕКС — ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 9 ДО 12 МЕСЯЦЕВ
- Круговые движения руками.
 - Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
 - Поворот со спины на живот вправо.
 - Поднимание тела. Из положения на животе при поддержке ребенка за руки.
 - Наклон туловища и выпрямление с фиксацией колен.
 - Присаживание при поддержке за одну руку, отведенную в сторону, с фиксацией колен.
 - «Бокс».
 - Поднятие выпрямленных ног.
 - Поворот со спины на живот влево.
 - Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч.
 - «Скользящие шаги».
 
Ребенок быстро привыкает к проведению массажа, и, как правило, это доставляет ему удовольствие, повышает его эмоциональный тонус, улучшает настроение, но главное, посвятив ежедневно 8-10 минут этому мероприятию, вы направляете двигательную активность ребенка, формируя правильную, красивую осанку.
Если комплекс гимнастических упражнений и массажа малышу не делать или делать его не регулярно, то ребенок в период бодрствования, естественно, не будет лежать смирно, а станет сам направлять свою двигательную активность, и обычно его стремление сводится к тому, чтобы быстрее сесть, но делать это, как уже было сказано, нежелательно, ибо мышечная и костная системы ребенка еще недостаточно развиты и сильны.
Материал взят из книги «Мать и Дитя. Энциклопедия развития вашего ребенка», Г.В. Лавренова, Ю.В. Лавренов
——————————————————————————
Нестандартная гимнастика
Стандартная гимнастика для малышей, — довольно скучное, монотонное занятие. Многие мамы бросают заниматься ею довольно быстро. А можно ли что-то еще предпринять, чтобы и польза была, и интересно обоим — маме и карапузу?
1.   Турничок
Если у вас есть коляска, установите в ней крошечную перекладину, до которой малыш может легко дотянуться. Возьмите небольшую по толщине деревянную палочку подходящей длины и положите ее на коляску. Еще понадобится обычная резинка (около метра). Свяжите оба ее конца, затем, накинув с одного края коляски на палку и пропустив ее под коляской, укрепите с другого конца. Резинка будет прижимать ваш турничок к коляске: он не съедет и не упадет. Но в то же время вы легко уберете его, когда нужно будет вынуть малыша из коляски. Перед тем как ставить турничок на коляску, наденьте на него несколько веревочек с игрушками (так вы привлечете внимание ребенка). Размахивая ручками, малыш может случайно попасть по турничку и ухватиться. Но вы можете и поддержать его — ставить ручки и помогать обхватывать палочку ладошкой.
2.   Полоса препятствий
Ползающему малышу можно время от времени создавать небольшую «полосу препятствий». Кладите на пол диванные подушки, скатанные валиком одеяла или еще что-нибудь. Пусть кроха учится заползать на них и забираться обратно, переползать через них, пусть соображает, как миновать препятствие обползти вокруг, если оно ему не по силам или просто не хочется преодолевать. Начавшему ползать малышу, можно поставить небольшую лесенку (шведскую стенку) со ступеньками подходящего для его ручки сечения. Эта лесенка должна стоять с наклоном под углом около 45 градусов по отношению к полу. Чтобы ребенок, научившись ею пользоваться, не забрался слишком высоко, оставьте свободными не более 4 — 6 ступенек, а остальные закройте картонкой, плотно примотав ее скотчем. И не забудьте о правилах безопасности: то место на полу, куда упирается лесенка, обязательно должно быть застелено плотным ватным одеялом, матрацем или детскими матами. Просто пол или даже ковер категорически не подходят. У малыша должен быть свободный доступ к лесенке с обеих сторон (для заползания на нее и возможности вставать и играть под ней). К свободным ступенькам привяжите несколько игрушек на веревочках, чтобы заинтересовать кроху. Часть игрушек неподвижно закрепите на ступеньках — их можно будет трогать и ощупывать. А другие пусть висят на веревках разной длины, тогда их можно толкать и качать, пытаться схватить, а также дотягиваться до тех, которые расположились на самом верху. Когда малыш подползет к лесенке, поставьте его ручки на первую ступеньку. Покажите, как перемещать руки вверх-вниз по ступенькам. Когда он сможет это делать сам, научите ставить ножку (как правую, так и левую) на первую ступеньку, а потом убирать ее обратно на пол. Когда вы несколько раз проделаете это вместе с ним, вполне вероятно, что он попытается сделать подобное сам. А так как он уже умеет ползать, то наверняка попытается заползать и дальше. Если пока не получается делать это самостоятельно, продолжайте помогать ему.
3.   Горка
Кроме обычной лесенки вам понадобится еще и горка. Но не надо сразу же бежать в магазин и покупать настоящую горку. Возьмите небольшую доску (это может быть полка или дверка от старого шкафа). Доска должна быть гладкая — полированная или покрытая лаком. По краям ската можно приклеить (клеем «Момент») поролоновые валики и обить их тканью (с такими предосторожностями невозможно свалиться вбок). На верхнем конце горки попробуйте, прибить два небольших крючка, за которые вы сможете ее крепить к краю кроватки или устойчивого стула. Если крючков нет, то просто просверлите две дырки насквозь, проденьте в них веревки и привязывайте горку.
Внимание: незакрепленную горку лучше не использовать!
Малыша нельзя сажать на горку и скатывать вниз. Он должен сам разобраться, что с нею делать. Когда кроха ползет по полу, направьте его на горку, пусть попробует взобраться на нее. Конечно, это получится не сразу. После того как он научится хотя бы немного (на один-два «шажка») на нее забираться, то сам плюхнется на животик и съедет на нем с горки. Испытав такое удовольствие, кроха захочет делать это снова и снова.
4. Учимся ходить — опора
  После 6 месяцев жизни перед вашим малышом стоит новая задача: он потихоньку начинает учиться ходить. В это время ему особенно нужна поддержка. Есть несколько несложных упражнений, которые помогут ему осваивать этот навык.
Кроха стоит возле опоры, например, около маленького стульчика. Потяните опору немного на себя, стоя лицом к ребенку, так, чтобы он оказался в неудобном положении и попытался вернуться в более устойчивое состояние, то есть приблизиться к опоре, сделав шажок.
5. Учимся ходить — водим за ручки
Водите ребенка за ручки по квартире. Чем больше времени вы будете этому уделять, тем больше ему будет нравиться подобный способ передвижения, а значит, он попытается сам его осилить. Под лесенкой, по которой, мы надеемся, уже пробует лазать ваш спортивный малыш, повесьте небольшие гимнастические кольца. Этот снаряд невероятно нравится всем детишкам. Главное, чтобы кольца были подходящими по диаметру. Висеть они должны на веревочках не большой длины, чтоб кроху не качало из стороны в сторону очень сильно. Важна высота размещения этого снаряда. Кольца должны находиться на уровне поднятых рук ребенка, но не вытянутых до предела, а слегка присогнутых. Чтобы малышу было интересно «общаться» с кольцами, прикрепите на одном из них небольшой звучащий предмет, например звонкий колокольчик. Все пространство, где двигается кроха, непременно должно быть застелено ватным одеялом или матрацем. Примите все возможные меры предосторожности, ведь первый подход к любому снаряду очень важен. И если вы нечаянно испугаете малыша, то он надолго запомнит не приятные ощущения, с этим связанные. Итак, вы повесили колечки. Поднесите к ним ребенка и аккуратно, сначала одно, потом другое, вложите их в ладошки малыша, при этом постарайтесь все время придерживать его за туловище, создавая ощущение устойчивости. Как только кроха отпустит кольца, возьмите его на руки, поцелуйте и похвалите. По степенно уменьшайте свое участие в поддержании ребеночка в устойчивом положении. В этом возрасте детишки делают потрясающие успехи, так что скорее всего через пару дней ваш маленький физкультурник сам сможет стоять, крепко держась руками за кольца.
6. Учимся ходить — падаем 
   Постепенно ослабляйте страховку при завершении упражнения, то есть если сначала вы ловили малыша, когда он уставал, то в последующие разы позвольте ему упасть на попку и только в самом конце подстрахуйте. Главная задача при этом — научить его мягко и безопасно приземляться, так как, освоив кольца, он уже не будет спрашивать, вставать ему к ним, поднявшись с помощью ступенек лестницы, или нет. Через некоторое время, простояв не много с кольцами, малыш приподнимет ножки и повиснет. Некоторые детишки умудряются висеть даже на одной руке, заливаясь при этом счастливым смехом.
 Данилова Елена Алексеевна
«Мой ребенок»