Архив рубрики: Обучение, развитие детей

Как учатся эстонские школьники, которые стали лучшими в Европе по тестам PISA

По результатам тестов PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), эстонские школьники заняли первое место среди европейских стран. Эта страна вошла  в пятерку лидеров в мире, уступив Китаю, Сингапуру, Макао и Гонконгу. Среди европейских стран следующая после Эстонии — Финляндия, Беларусь — в четвертом десятке.
 

Источник фото: Фото автора

Директор частной минской школы «Стембридж» Наталья Искорцева недавно побывала в образовательном туре по школам Эстонии и увидела своими глазами, за что учителя и директора благодарны местному Министерству образования.

—  Ни для кого не секрет, что образование выполняет госзаказ: какие люди нужны, тех и «клепаем». Во всей Эстонии — 1 300 000 человек. Всего. И там понимают, что человеческий капитал — залог успеха и устойчивости государства. Поэтому госзаказ звучит простыми словами: каждому ребенку должно в каждой школе быть хорошо и каждый ученик должен развиваться в соответствии со своими способностями и целями. А вы, школы, должны это сделать, и у вас есть полная свобода действий в процессе, а ответите — по результату. Иными словами, в Эстонии принят результат-ориентированный подход на основе доверия и профессиональной этики.
 

Источник фото: Фото автораГрупповая работа — один из важнейших навыков 21 века

Разумеется, чтобы доверять, надо предоставить возможности школам. Это, во-первых, про материально-техническое обеспечение. Во-вторых, про подготовку и повышение квалификации учителей. В-третьих, про систему координат в виде стандартов обучения. В-четвертых, про поддержку. Что все это значит?

Больше детей — больше денег у школы

Школа получает подушевое финансирование, то есть на каждого ученика из бюджета выделяется определенная сумма. Гимназии (10-12 классы) финансируются из республиканского бюджета, основные школы (1-9 классы) — из местных бюджетов. В среднем, это порядка 85 евро на человека в месяц. Так формируется бюджет школы, который расходуется на зарплаты и другие образовательные нужды. 

Базовый оклад учителей — 1300 евро за ставку в 35 часов в неделю, и он не зависит от предмета или стажа, категорийность учителей вообще устранена. Могут быть надбавки за классное руководство, а также преподавание на эстонском «стоит» дороже, нежели на русском. К сожалению, мужчин эти зарплаты все еще не привлекают, но здесь стремятся к гендерному балансу.

Источник фото: Фото автораГруппа педагогов из России и Беларуси, которые приехали изучать эстонский опыт

Хорошая материальная база

Государственный концепт цифровой школы означает, что в каждом классе есть проектор, экран, колонки  — это как минимум. И есть общая электронная среда, в которой происходит общение между школой и семьей, оценивание, там же доступ к материалам.
 

Источник фото: Фото автораЗанятия робототехникой. Современная альтернатива урокам труда

Бесплатное горячее питание

Питание горячее (и вкусное!) предоставляется всем ученикам бесплатно и по выбору. За родительскую плату может быть буфет или полдник, если дети долго остаются в школе. 

Современные учебники

Учебники тоже все бесплатные для учеников (хотя в открытом доступе стоят по 15-20 евро каждый). И когда заглядываешь в них, становится понятно, почему такие высокие результаты Эстонии в рейтинге PISA. Мало того, что они приятные и их хочется брать в руки, так они еще и наполнены так, что задания PISA не удивляют потом ребят: графики, связь теории с жизненными ситуациями, окружающими детей в современном мире, вопросы на развитие читательской компетентности и критического мышления и т.п.

И учителя подтверждают: сейчас дети не будут учить что-то только потому, что так написано в программе. Поэтому каждый урок начинается с ответа на вопрос: «Зачем это тебе надо или где тебе это пригодится в жизни?». Потому как путь к мозгу ребенка лежит через личный интерес, осознаваемую пользу или отношения между учителем и учеником.

Учитель — партнер и наставник

Переворачивается роль учителя: теперь ученик — активный участник всего процесса обучения, много работающий в команде, а учитель — посредник и направляющий на пути добычи знаний и навыков. Учитель-партнер, помогающий сориентироваться в жизни, а не указующий, нормирующий и контролирующий «взрослый». Оценка — конфиденциальная информация, поэтому никогда не произносится на класс.
 

Источник фото: Фото автора

Родители сами выбирают школу для ребенка

Уважение и безопасность —  в основе взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса на всех уровнях. Поэтому доверие — не декламация, а норма жизни. И школа сама заинтересована в том, чтобы так и было, потому как нет закрепления учеников за школами по территориальному принципу — родители и ученики сами выбирают, где будут учиться. А следом за учеником в школу приходит финансирование. Поэтому школы заинтересованы в том, чтобы быть привлекательными для своих учеников и их удерживать.
 

Источник фото: Фото автораДизайнерская роспись шкафчиков — подарок от архитектора новой школы. А стол — творческий проект самих гимназистов

Источник фото: Фото автораСлева — мягкий уголок библиотеке, где дети могут в уюте почитать. Справа — хранение учебных гаджетов в классе

 

Источник фото: Фото автораСтена для скалолазания нужна, чтобы дети побольше двигались на переменах

Прозрачность системы и никаких рейтингов школ

Еще один интересный момент про школы —  это прозрачность. На сайте каждой школы можно найти отчет о проведении самооценки. Он включает в себя основные части:

  • Управление и лидерство (как школа сработала по своему плану развития и общему плану работы и учебной программе);
  • Работа с персоналом (кого и как нанимали, как обучали, как работала конкурсная комиссия и т.п.);
  • Работа с заинтересованными сторонами (партнеры, родители, органы самоуправления, власти и т.п.);
  • Ресурсы (как и что привлекали, на что потратили);
  • Учебно-воспитательный процесс (сколько учеников, работа с учениками с особыми образовательными потребностями, реализация школьной учебной программы и т.п.).

Вся эта информация регулярно обновляется и находится в общем доступе для общества. Этот самоанализ государство, конечно, проверяет. Но не в сравнении с другими школами или образом идеала, а каждый раз —  в сравнении с результатами самой же школы в прошлом периоде и с поставленными школой целями. И не устраивает рейтингов — ведь школы, как и дети, изначально разные.

Источник фото: Фото автораАктивная перемена — дети танцуют под караоке

Министерство становится сервисом

В дополнение к этому министерство берет на себя сервисную функцию по отношению к школам: проводит анкетирование учеников, родителей, учителей, вспомогательного персонала  и администрации школы и предоставляет школам обработанную информацию о том, что в школе хорошо работает, а где есть проблемы и нужно вникнуть глубже, изучить ситуацию и что-то изменить.

То есть школа не «делает лицо» перед проверяющими органами, отчитываясь о том, как все замечательно, а министерство само изучает ситуацию объективно, помогает информацией в режиме: «Ситуация выглядит так-то, разбирайтесь сами дальше и развивайтесь на благо стране». Поэтому все учителя и директора школ говорят: «Мы благодарны министерству за то, что мы можем спокойно и качественно работать». 

Можно много всего перечислять из того, что происходит в эстонской школе и обществе в целом, но на самом деле, основной секрет прописан в Законе Эстонской Республики об образовании:

Статья 2. Понятие, цели и уровни образования  
Целью образования является:
1) создание благоприятных условий для развития личности, семьи, эстонской нации, национальных меньшинств, а также экономической, политической, культурной жизни эстонского общества и охраны природы в контексте мировой экономики и культуры;
2) воспитание людей, уважающих и соблюдающих законы;
3) создание каждому человеку условий для непрерывной учебы.

Статья 11. Общее образование
Общее образование является системой знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения, способствующей формированию постоянно развивающейся личности, способной жить достойно, уважать себя, свою семью, других людей, а также природу, выбрать и освоить подходящую профессию, действовать творчески и нести гражданскую ответственность.

Поездка в Эстонию была профинансирована программой MOST (Mobility Scheme for Targeted People-to-People-Contacts). Программа мобильности для целенаправленных межличностных контактов) — проект Европейского Союза, направленный на расширение контактов между гражданами Беларуси и ЕС с целью обмена передовым опытом и улучшения взаимопонимания.

Как вырастить успешного ребенка: 7 шагов, подтвержденных наукой

Как воспитывать детей, чтобы они могли по максимуму раскрыть свой потенциал? Сегодня мы будем ссылаться не на советы психологов, а на результаты исследований и экспериментов, которые проводились в разных странах.
 

Источник фото: pexels.com

1. Уроки музыки

Нидерландские ученые провели исследование, чтобы выявить влияние музыкального образования на умственные способности ребенка. В эксперименте приняли участие 147 детей из разных начальных школ. К их учебной программе добавили музыкальные занятия, а через 2,5 года оценили результат. Успеваемость детей в музыкальных группах была выше по сравнению с остальными детьми. Они лучше запоминали информацию, изучали языки и формулировали свои мысли.

Подобные исследования ученые проводили в Англии и США. Официально доказано, что музыкальное образование положительно влияет на интеллект. Занятия музыкой помогают развивать слуховую память, творческие способности и умение концентрировать внимание. Это хорошо сказывается на общей успеваемости ребенка в школе.

А вы знаете, какой тип способностей у вашего ребенка? Всего их восемь

Есть теория, что каждый из нас обладает 8 основными типами способностей, только развиты они у нас в разной степени. Ваш ребенок будет успешно учиться в том случае, если сможет запустить в действие наиболее ярко проявляющиеся у него таланты. Как это сделать, рассказывает Джуди Уиллис, автор книги «Как научить ребенка легко учиться». Публикуем отрывок из книги с разрешения издательства «Попурри».
 


 

Для начала выясним, какой тип способностей у ребенка:

Лингвистические способности — это умение различать звуки и «чувствовать» слова. Предрасположенность к этой области знаний предполагает наличие логики, дедуктивных способностей, памяти на слова (как слуховой, так и зрительной), организаторских и мнемонических способностей, а также умения запоминать последовательно, логично составленные списки или инструкции.

Логико-математические способности — это склонность к логическому и абстрактному мышлению, копированию образцов и пониманию концепций.

Музыкально-ритмические способности — это умение различать тон, высоту звука и ритм, т. е. обладание музыкальным слухом. Сюда входит также хорошая аудиальная память и способность точно воспроизводить услышанное.

Альтернатива репетитору. Что помогает изучать иностранный дома, а что — нет 

Многие родители уже поняли, что для полноценного обучения иностранному языку школьных уроков недостаточно. Что делать? Отправлять ребенка к репетитору? Существуют и другие, менее затратные способы. Мы спросили у преподавателей иностранных языков, как эффективно погружаться в языковую среду дома. В идеале, когда родители занимаются вместе с детьми.
 

Источник фото: unsplash.com
 

1. Смотрите вместе фильмы и видео

Если изучать язык по учебникам, воспринимается именно текст. Да, вы улучшаете словарный запас, но этого недостаточно. Не всегда понятно, как произнести то или иное слово, с какой интонацией и где ставить ударение. 

В видео вы все это слышите. Вы «поглощаете» фразы и выражения в контексте, понимая их значение без словаря. К тому же в фильмах далеко не всегда говорят на литературном языке, скорее это живая речь с характерными интонациями и произношением. 

Этот метод прекрасно подходит для изучения языка с детьми — дети впитывают материал как губка и учатся правильному произношению гораздо быстрее, чем взрослые. А родителям, которые хотят выучить язык, будет удобно начинать с простой лексики в детских видео и фильмах и постепенно переходить на более высокий уровень.

«До сих пор загадка, как он сам научился читать». Как живет семья с одаренным мальчиком

Кириллу Анцуху не было и трех лет, когда он научился читать, а вскоре родители заметили у сына способность к счету и шахматам. В свои 6 лет мальчик в уме складывает и вычитает четырехзначные числа, умножает двузначные и трехзначные. Он пятикратный чемпион международной онлайн олимпиады по ментальной арифметике среди участников до 14 лет, финалист детского республиканского конкурса «Талент краiны» и участник программы «Лучше всех» на Первом канале. Как вырастить маленького гения, мы спросили у его мамы.
 

Источник фото: Из личного архива героини
 

Наталья Анцух говорит, что ей практически с рождения было понятно, что сын — одаренный ребенок.

— В год он уже очень хорошо говорил, а в полтора знал наизусть «Муху-цокотуху» и «Айболита». На детском столе Кирилла был изображен алфавит, и он постоянно просил называть буквы, которые показывал. Мы много читали, при этом я водила по строчке пальцем, чтобы сын концентрировал свое внимание на словах.

Однажды Наталья мыла посуду (Кириллу было 2,9) и услышала, что сын читает ее учебное пособие по семейному праву.

— Если детскую книгу он мог просто запомнить и пересказать, то тут не оставалось сомнений, что он читает. И делал он это бегло, как взрослый, а не по слогам. Для нас с мужем до сих пор загадка, как он сам научился читать. И в 3 года он мог любое слово транслитерировать по буквам, даже сложные слова, например, с мягким знаком на конце. Я называю это врожденной грамотностью.
 

Источник фото: архив героини
 

В три года родители заметили у Кирилла также способности к счету.

— Муж стал решать с сыном простые примеры в форме игры. И вдруг по волшебному стечению обстоятельств прямо через дорогу от нашего дома открылась школа устного счета. Кириллу как раз исполнилось 4 года, и я отвела его туда.

Катать машинки по полу ребенку было неинтересно 

Кирилл мало играл с игрушками и не находил общих интересов со сверстниками.

— Поскольку развитие пошло быстрее, чем у сверстников, в песочнице он не особо любил возиться. На детской площадке общался с детьми постарше, и его хорошо принимали. Изначально у нас было много игрушек, но просто катать машинку по полу Кириллу было неинтересно. В игре обязательно должен был быть какой-то сюжет, например, как доехать до заправочной станции разными путями или переконструировать дорогу для поезда. 

В три года Кирилл заинтересовался готовкой и стал маминым помощником на кухне.

— Сначала я доверяла сыну простые действия: высыпать порезанные овощи в салатницу, посолить блюдо или заправить маслом. Позже муж предложил поддержать рвение Кирилла — выдавать ему неострый нож под нашим присмотром. В 4 года он научился делать бутерброды, а сейчас без проблем приготовит омлет. Сын может несколько часов провести со мной на кухне и активно участвовать в процессе.

В садике занимался с детьми постарше, в школу пошел в 5 лет

В три года Кирилл пошел в детский сад. Мама просила перевести его в группу с детьми на год старше, но сначала ей отказали — «не положено».

— Два года мы ходили в группу по возрасту, и Кирилл жаловался, что ему скучно. Потом мы поменяли детский сад, и нам пошли навстречу — взяли Кирилла в выпускную группу. Сын стал с удовольствием ходить в садик, и дети его очень хорошо приняли, несмотря на разницу в возрасте.
 

Источник фото: Из личного архива героини

Родители заметили, что Кирилл по развитию не уступает детям из его группы. Это заставило их задуматься, не отдать ли сына в школу раньше.

— Мы могли оставить его еще на один год в выпускной группе, но ему снова стало бы неинтересно. Изучив Кодекс об образовании, я поняла, что нас могут не принять в школу. В первый класс берут пятилетних детей, если им исполняется шесть в сентябре, а у Кирилла день рождения — 30 октября. Нам не хватало одного месяца.

Наталья обратилась с заявлением в Министерство образования, приложила к просьбе все достижения сына на тот момент (дипломы и медальки), а также справку от медкомиссии, что в школу в 5 лет 10 месяцев мальчик идти готов. Чиновники пошли маме навстречу. Но у родителей возник новый вопрос: в какой класс отправить ребенка. 

— При собеседовании выяснилось, что Кирилл знает всю программу за второй класс. Но одно дело — интеллектуальное развитие, а другое — психологический аспект. Я обратилась к нескольким психологам за помощью, но их мнения оказались разными. После долгих раздумий я пошла к директору школы проситься сразу во второй класс (не в третий, конечно, потому что слишком большая разница в возрасте с одноклассниками), но она посоветовала не торопиться. 

Родители прислушались к директору и остались довольны. 

— Для всех детей 1 класс — это новая атмосфера. Первые две-три недели я наблюдала с содроганием за тем, что происходит. Дети притирались друг к другу. Сейчас я вижу, что класс сдружился, и я очень рада, что сын пошел в школу с 5 лет и именно в 1 класс. Мы лучше попросим учителя дать Кириллу задание посложнее, сходим на ментальную арифметику, но зато я вижу, что сыну в школе учиться комфортно.

Домашнюю работу с ребенком не делают

Родители с детства учат Кирилла принимать решения и брать на себя ответственность. И начинается все с домашних заданий. Официально в первом классе их не задают, но есть дополнительные задания по желанию, говорит мама.

— Мы объяснили Кириллу, что он может приходить к нам с папой за помощью, если что-то непонятно. Но делать домашнюю работу с ребенком мы не будем: и папа, и я школу окончили. Это зона ответственности ребенка.

Кирилл не всегда хочет делать уроки, как и любой другой ребенок.

— Иногда я вижу, что сын не делает что-то, например, не хочет учить диалог по английскому языку. Кирилл понимает, что он может ответить хорошо и без подготовки, но я ему объясняю, что так будет не всегда, и если его вызовут, а он не выучил урок, ему самому будет неудобно. Мне хочется, чтобы какая-то самостоятельность закладывалась с детства, и это начинается с малого — с домашнего задания в школе.

Кружки выбирает сам

В свои 6 лет Кирилл перепробовал множество кружков — английский язык, танцы, каратэ, плавание, робототехника, шашки, ментальная арифметика, актерское мастерство, но занятия по интересам мальчик выбирает сам.

— На сегодняшний день кроме школы Кирилл ходит один раз в неделю на ментальную арифметику и на актерское мастерство в выходной. Мы всегда даем ребенку выбор. С трех лет Кирилл с удовольствием ходил в школу шахмат, но в этом году решил бросить. Мы не давили, и буквально две недели назад он попросил, чтобы я снова его туда отвела. С ментальной арифметикой такое тоже бывает: в декабре Кирилл отказался ходить совсем, а через две недели уже бежал на занятия. Ему этого не хватает. Но если я вижу, что он устал после школы и не хочет делать домашнее задание по арифметике, значит, не делает.
 

Источник фото: Из личного архива героини

До школы Кирилл постоянно ходил на каратэ и плавание, но из-за подготовки к съемкам в одном из конкурсов родители решили сделать паузу в спортивных занятиях.

— Мы планируем вернуться на занятия по каратэ. Энергии у сына очень много, и ее нужно куда-то выплескивать.

Участвует в конкурсах среди талантливых детей

В прошлом году родители увидели рекламу кастинга на детский республиканский конкурс «Талент краiны» и решили сходить с Кириллом ради интереса.

— Мы спонтанно пошли на кастинг и поразили членов жюри. Кирилл считал примеры на сложение и вычитание двузначных чисел в уме и одновременно рассказывал стихотворение на белорусском языке.

Кирилл дошел до финала, в каждом туре выполняя все более сложные и сложные задания.
 

 
 

— В полуфинале мы взяли примеры на умножение двузначных чисел. А перед финалом Кирилл предложил посчитать трехзначные и четырехзначные числа на сложение и вычитание. Раньше он этого не делал. У нас был месяц до финала, и мы решили потренироваться. Кирилл не победил и, конечно, расстроился из-за того, что выступил безупречно, но не получил высшую награду.

Через 2 недели после финала родителям Кирилла позвонили из программы «Лучше всех» на Первом канале и позвали на съемки.

— Эта новость перекрыла расстройство. В тот момент, когда нам позвонили, к нам пришли Дед Мороз и Снегурочка. Мы им шепнули, чтобы именно они рассказали об этом Кириллу. Сын не верил в сказочных героев, но у него было столько восторга от новости, что он поверил в сказку и решил написать письмо Деду Морозу в следующем году.

Кирилл уже побывал на съемках программы, но до эфира делиться подробностями мама не захотела. 

Родители ограничивают гаджеты

У Кирилла нет своего мобильного телефона, и родители считают, что первокласснику он не нужен.  По их мнению, на перемене лучше пообщаться или поиграть с друзьями.

— Мы живем в современном мире, но применительно к детям, я считаю, все должно быть дозировано, чтобы они не ушли в виртуальную реальность и оставалось место живому общению. Мы ограничиваем гаджеты до 20 минут в день — и только по делу. Допустим, по ментальной арифметике есть задание на 10 минут, значит, 10 минут он занимается онлайн с тренажером по арифметике. Еще сын увлекся логикой, решает задачи 3-4 класса на компьютере оставшиеся 10 минут. Мультфильмы смотрит очень редко — по выходным, мы считаем, что так правильно. Сыну больше нравится посещать разные музеи, сегодня их так много — и все они интересные. 

Нельзя быть лучше всех во всем

Родители учат маленького гения справляться с неудачами.

— Нельзя быть во всем успешным, и мы это тоже объясняем сыну. Но не поддерживать интерес Кирилла к знаниям неправильно. Мы не собираемся «прыгать» через классы, мы с мужем решили, что сами удовлетворим все запросы ребенка. 
 

Источник фото: архив героини

Наталья рассказывает, что они с мужем не обучали сына целенаправленно и не удовлетворяли свои амбиции за счет него, как многим может показаться.

— Сейчас очень модно заниматься ранним развитием, и мы, конечно, уделяли сыну много времени, но мы не заставляли его учить буквы или цифры. Ему самому хочется постоянно узнавать что-то новое, поэтому у нас дома очень много детских энциклопедий и книг. Все они стоят на высоте, доступной Кириллу. Он берет то, что хочет прочесть, а потом делится впечатлениями от прочитанного, обсуждает с нами, а если что-то непонятно, переспрашивает. У нас нет такого, что сегодня понедельник — значит, мы занимаемся математикой, во вторник — английским и т.д.

Растить гения непросто

Чтобы воспитывать талантливого мальчика, приходится прикладывать много усилий, признается Наталья. 

— Спасибо нашим бабушкам и дедушкам, которые стараются по возможности подключаться к процессу и помогать. Иметь такого ребенка — это огромное счастье, но это и огромная ответственность, потому что на сегодняшний день у нас нет специализированной школы, где могли бы учиться такие дети. Я уверена, что не только у меня одаренный ребенок. Мне как маме, конечно, хочется, чтобы сын не стоял на месте, я понимаю, что если не поддерживать его стремления хотя бы минимально, то через год-два все растворится.

Еще одна сложность состоит в том, что у Кирилла, несмотря на его юный возраст, всегда есть свое мнение с железной аргументацией. 

— Для жизни это очень круто, а родителям с таким ребенком бывает сложно. Ведь дети должны понимать, что если мама или папа сказали сделать так, значит, нужно их слушать. С другой стороны, стараешься не передавить, чтобы ребенок понимал, что его мнение тоже ценится. Вообще Кирилла крайне сложно переспорить и переубедить, с ним можно только договориться. И порой это требует от нас очень много усилий.

Хотите рассказать о талантах своего ребенка? Пишите нам на editor@rebenok.by

Детские книги прошлого сезона, которые достойны вашей книжной полки

«Лiхтар» – это бережно составленный командой фестиваля «Город и Книги» ориентир (список) в современных детских и подростковых книгах. Раз в сезон «Лiхтар» озвучивает промежуточные результаты своей работы (чтобы вы не пропустили важные новинки, вышедшие на белорусском и русском языках), а на самом фестивале «Город и Книги» презентует итоговый список книг.

Между фестивалями эксперты проекта собираются по вторникам, чтобы читать и обсуждать лучшие книги из списка. Встречи свободны для посещения. Загляните в календарь, чтобы узнать, когда ближайшая встреча, подходящая вам по возрасту.

Книжная осень была насыщенной и полной неожиданностей: неординарные, острые, увлекательные и смелые, бесспорно талантливые и запоминающиеся книги.

Логопед советует упражнения, которые можно легко выполнять дома

Правильную артикуляцию нужно ставить задолго до того, как ребенок начнет говорить свои первые предложения. Уже с 7-8-месячным малышом можно проводить ежедневную артикуляционную гимнастику. А чтобы ребенок не устал и не заскучал, занятия должны быть короткими (не более 5 минут) и строиться в форме веселой игры. О лучших логопедических упражнениях расскажет логопед Юлия Лабкова

Наша задача — укрепить все органы, которые задействованы в процессе  получения звука: язык, губы, мышцы лица. Но, конечно, главный фокус внимания — на языке как самом главном органе речи.

Артикуляционные упражнения могут быть статическими, когда вы удерживаете определенное положение в течение 6-10 секунд  («окошко», «иголочка», «трубочка», «блинчик», «улыбочка»), или динамическими, которые повторяются 6-8 раз («часики», «лошадка», «маляр», «качели»).

Разминка:

Выполняется перед зеркалом несколько раз в неделю по 7 минут. 

— «Лошадка»: надо вытянуть губы, слегка приоткрыть рот и поцокать языком, имитируя стук копыт.

— «Грибок»: нужно улыбнуться, поцокать языком, как будто едешь на лошадке, а затем плотно прижать язык к небу на две-три секунды.

— «Гармошка»: делается из положения «Грибок» (когда тот уже хорошо получается). Не отрывая языка, надо открывать и прикрывать рот, при этом соединять зубы.

«А кто вам разрешил?». Как на стенах школы появились детские рисунки

Фото сельской школы, в которой дети разрисовали стены, быстро разлетелись по интернету. Неужели такое возможно в Беларуси? Обычно в нашей системе образовании все строго и «по стандарту», а тут просто разрыв шаблона! О том, как родилась идея росписи стен в школе и легко ли было воплотить ее в жизнь, мы поговорили с молодым педагогом из агрогородка Чернавчицы Юлией Романюк.
 

Источник фото: Архив героини

Юлия работает в сельской школе педагогом дополнительного образования. Сама она из Бреста. В  Чернавчицы попала по распределению и провела там положенные два года. За это время молодой учитель сработалась с коллегами, подружилась с детьми и родителями и решила остаться в агрогородке после окончания отработки.

— Здесь созданы комфортные условия для работы. В плане творчества есть свобода:  я могу организовывать с детьми выставки, использовать нетрадиционные техники и методы обучения детей. Кроме того, у нас тут очень приятные родители, с которыми построилась эффективная коммуникация. Приятные дети, которые заинтересованы в рисовании. Возможно, потому что аналогичных кружков здесь мало, — предполагает Юлия. —  Коллеги меня поддерживают и помогают в организации разных проектов. Здесь всем новые идеи нравятся. Например, недавно мы с учениками делали витраж на конкурс по мотивам художника Альфонсо Муха на старой школьной оконной раме.

Источник фото: Архив героини
 

Школьная стена — это тоже один из нетрадиционных методов обучения детей. Такой подход к оформлению школьных стен нетипичен для нашей страны.

Обычный урок — это занятие по плану, класс, парта, ученики и учитель. А когда мы расписывали стену, обучение происходило через предметную деятельность. У нас был подготовленный эскиз, и мы внедряли его в окружающую среду. Рисунки не пошли на полки родителям, они запечатлены на стене, надеюсь, на долгие годы. Дети сразу видят свой труд, и он весомый!

Как родилась идея?

Юлия призналась, что идея проекта у нее возникла «от грусти». Девушке хотелось что-то изменить вокруг.

— Хотелось что-то поменять, и сделать это так, чтобы были довольны все участники образовательного процесса. В этом проекте были учтены и мои интересы, и интересы администрации, а главное — интересы детей.
 

Источник фото: Архив героини
 

Чтобы увлечь детей, стимулировать их творческую деятельность, мне хотелось показать, как применить навыки рисования в жизни на практике. И дети прошли этот процесс от начала до конца: от задумки эскиза до завершения проекта. Они теперь знают, что как это можно делать, сложно это или нет, как реагируют люди, как выстраивать взаимоотношения в команде в процессе работы.

Как происходило?

Когда Юлия предложила детям разрисовать стену, они удивились: разве так можно?

— Над эскизом работали третьеклассники, которые посещают дополнительные занятия по рисованию —  у нас не было возможности ходить по классам и отвлекать детей от уроков.

Когда мы стали придумывать эскиз, сначала все рисунки были очень зажатые. Я говорила рисовать что-то про школу — дети изображали только здание, ручки, карандаши, а потом уже позволили себе помечтать: и пошли телепорты, куклы LOL, человечки из Minecraft и все, чем они увлекаются и что обсуждают на переменах.
 

Источник фото: Архив героини
 

Рисунки никак не отбирались, потому что дети еще в таком возрасте, когда нет смысла выставлять какую-то градацию по талантам, идеям или другим критериям. Акцент ставился на идею, заложенную в рисунок, а не на изобразительную составляющую. Таким образом, каждый ребенок рисовал в меру своих способностей, словесно донося суть происходящего на рисунке. Постепенно создание эскизов к общему проекту переросло в соревнование идей.

Потом дети вместе со мной скомбинировали рисунки, соединив сотни набросков в один большой полноценный гармоничный эскиз стены. После чего я все это нарисовала в векторном графическом редакторе и наложила получившуюся иллюстрацию на фото стен для презентации.

А дальше был процесс согласования

Юлия говорит, что согласование этого необычного проекта заняло около 3 месяцев, но благодаря поддержке директора все прошло гладко.

— Принять подобное сложно скорее ментально, ведь не каждый директор готов нести ответственность за нестандартные проекты. Директор центра творчества Брестского района Екатерина Ягницина сразу поддержала инициативу: согласовала проект с руководством школы, помогла с выделением средств на реализацию и содействовала во время всего процесса. В этой школе уже был опыт внедрения разных необычных более мелких проектов (например, создание витража), поэтому идею одобрили.

Люди не понимали, зачем портить стену

Учитель говорит, что сначала реакция окружающих была негативная.

— Нужно было еще дождаться удобного момента для самой росписи, чтобы это не мешало учебному процессу. В июне во время летних каникул мы начали переносить рисунок на стену с помощью проектора.
 

Источник фото: Архив героини
 

Процесс несложный: на стене была проекция рисунка, нужно было только обвести карандашом. А этот набросок потом дети обводили краской. Это отдельный навык, потому что рисовать на вертикальной стене гораздо сложнее, чем на горизонтальном листике.

Была интересна реакция других людей — учителей, родителей и детей в том числе. Им было непонятно поначалу, как это можно рисовать на стене. К этой мысли они долго привыкали, спрашивали:

Кто вам разрешил? Зачем вы портите стены?

Дети тоже не понимали, как такое может быть в школе, ведь на стенах рисовать нельзя. Но постепенно стали появляться позитивные отклики: подключились к рисованию родители и учителя. Даже приходили посмотреть на этот процесс посторонние люди, которые никак не связаны со школой. В итоге все остались довольны.

Трудилась вся школа

Сам перенос рисунка на стену занял 2 недели. Без преувеличения можно сказать, что трудилась вся школа. Основную часть работы выполнили третьеклашки, которые ходят на  дополнительные кружки по рисованию у Юлии. Присоединились к проекту и другие ученики, а также учителя и даже родители.
 

Источник фото: Архив героини

— С 9 до 14 часов ежедневно мы рисовали. Я очень довольна тем, что рисовали в основном дети, а не я, не учителя, не родители, как это обычно происходит. Чаще всего в школе все делается усилиями учителя и родителей, кого угодно, но не детей, а тут — все наоборот.

Юлия убеждена, что это гораздо более полезный опыт для детей, чем просто рисовать в кабинете на листе.  Кроме того, это очень сблизило всех участников эксперимента.

— Учителя, которые обычно учат детей, стояли с ними рядом возле стены и рисовали вместе. Причем у детей получалось немного лучше, за счет того, что у них опыт рисования на стене был на 1-2 дня больше. И когда учитель рисует кривую линию, ребенок подходит и поправляет за ним, такая ситуация сближает учеников и учителей. «Выравнивает» это и старшеклассников и учеников начальной школы: нет такого «ты — маленький и глупый, а я — взрослый и умный».
 

Источник фото: Архив героини

Чем дети занимаются в IT-кружках? Поговорили с экспертами о модном направлении

Еще 10 лет назад об IT-курсах для детей никто не слышал, а сегодня это очень модное направление. Детей учат программированию и тестированию игр, робототехнике, дизайну и компьютерной графике. Мы собрали самые популярные вопросы от родителей об IT-занятиях и задали их ведущим педагогам Беларуси по робототехнике, преподавателям школы Адукар Анастасии Вазюле и Оксане Букиной.

 

Источник фото: pixabay.com

Каким детям подходит робототехника? Нужно ли выделяться на уроках математики, чтобы пойти в такой кружок?

Никаких особых качеств не нужно, заниматься могут все: и  мальчики, и девочки. В школах Америки робототехника —  это предмет, который дети проходят наряду с остальными: математикой, физикой. Они учатся объединять и закреплять полученные знания из физики и математики на практике. 

Как сделать чтение ненавистным занятием для детей?

Что должен сделать родитель для того, чтобы ребенок терпеть не мог чтение? Татьяна Славинская, мама и автор проекта mainbooks  о современной литературе для детей, подростков и их родителей, собрала воедино все советы о том, как сделать книги и чтение самым ненавистным занятием для детей.

Итак, чтобы успешно достичь цели, родитель должен:

— прятать, а лучше не покупать ребенку книги, запрещать ходить ему в библиотеки,

— если книги все-таки покупаются, ни в коем случае не давать ребенку самому их выбирать,

— составить список того, что и в каком возрасте нужно читать, и не отступать от него ни на шаг согласно правилам, принятым нормальными родителями (за помощью можно обратиться к уральскому родительскому комитету, они знают, кто такие нормальные родители и какие книги они читаю своим детям),

— если ваш ребенок вдруг взял книгу в руки без вашего ведома, обязательно скажите ему что-то, что заставит его положить ее на место, например: «положи на место, я тебе вместо нее булочку или игрушку куплю», «ты мал еще такое читать», «полистал- отлично, потом купим», «это плохая книга» и т.п.

— если ребенок книгу из рук не выпускает, стойте рядом и громко, с чувством-толком-расстановкой ругайте ее. Тут подойдут любые методы: говорите, что иллюстратор плохой, текст глупый, шрифт отвратительный, бумага тут рыжая и т.п.

— если, несмотря на принимаемые вами меры, книги в доме обнаруживаются, тут же начинайте с ними борьбу: предлагайте вместо них гаджеты и телевизор, врывайтесь в комнату ребенка, когда он читает, забирайте книгу и отправляйте его заняться чем-то по-настоящему полезным, например, пылесосить или мыть посуду,

— четко следите за позой, в которой должен читать ребенок, заставьте его выбрать самую неудобную сесть за стол, спина прямая, книга на расстоянии 30 см от глаз, обязательно расскажите ребенку, что если он будет сутулиться и не выдерживать нужное расстояние, у него испортятся зрение и осанка,

— никогда не читайте ребенку вслух,

— обязательно контролируйте прочитанное, заставляйте ребенка в подробностях пересказывать книгу и делать выводу о том, в чем мораль рассказанной в ней истории,

— если ребенок нашкодил, воспользуйтесь моментом: выберите самую скучную книгу и заставьте ребенка ее читать отсюда и до обеда,

— ищите примеры из жизни, которые будут доказывать, что книги до добра не доведут (тут не подскажу, но вы поищите, вдруг в вашем окружении есть те, кто от рук отбился, потому что много читал),

— для подростков есть специальный действенный метод: если ваш подросток читает книгу, нужно закатывать глаза и говорить: «Боже, какую фигню ты читаешь! Это литература для умственно отсталых. Вот я в твои годы читала только классику!»,

— и самое главное — ни в коем случае не читайте сами, вдруг ребенок подумает, что это хорошо и так надо поступать.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Если применить эти советы на практике, результат будет гарантирован: ребенок возненавидит книги и чтение. Советы эти самые надежные и проверенные, а потому все пункты выполнять не обязательно, достаточно выбрать один и практиковать его регулярно. Хотя самый быстрый результат вы получите, если четко будете следовать приведенному списку.