Архив рубрики: Обучение, развитие детей

Централизованное тестирование. О подготовке, роли родителей и дрожащих руках

Вступительная кампания не за горами. Выпускников ждут школьные экзамены и централизованное тестирование 2017. Горячая пора! Те, кто уже прошел испытания экзаменами и очутился в рядах студентов, рассказали Ребенок.BY, сколько времени потратили на подготовку и какую роль сыграли для них родители. Ведь кто как ни они способны поддержать в трудную минуту и смахнуть с трудолюбивого лба капли пота


Централизованное тестирование по русскому на 100 баллов. Как?

В 2016 году 86 абитуриентов из 75 тысяч получили 100 баллов по русскому языку. 4% из всех выпускников не смогли преодолеть пороговое значение в 10 баллов.

Когда начинать готовиться, реально ли повысить уровень знаний самостоятельно, мы узнали у тех, кто сдал ЦТ на 80 баллов и выше.

Саша, сдал ЦТ по русскому на 100 баллов, ЦТ по обществоведению на 97 баллов, учится в БГУ

— Я начал заниматься русским языком с 4 четверти 10 класса. Готовился с репетитором.

Настоятельно рекомендую посещать репетиционные тестирования, там условия приближены к ЦТ. Поэтому уже на настоящем тестировании ты знаешь, что тебя ждет, и не волнуешься сильно.
За день до ЦТ рекомендовал бы просмотреть все репетиционные тестирования текущего года.
В день ЦТ съесть шоколадку и пойти пешком до пункта сдачи, ну или  немного пройтись.

Родители меня морально поддерживали и оплачивали репетитора. Никто не заставлял. Сказали, если должно получиться — получится.

Илья, сдал ЦТ по русскому на 82 балла, учится в БГУИР

— Начинать подготовку к ЦТ нужно с 10 класса, а не в последнее полугодие. Я готовился с репетитором. В школе по предметам, которые собирался сдавать, были факультативы. Но вот по одному предмету с учителем не заладилось, не усваивал с ним информацию. Пошел к репетитору, и дела пошли в гору.

Ходил на все этапы репетиционного тестирования. Помогает. Там учишься правильно и аккуратно заполнять бланки ответов, понимаешь, сколько времени занимают ответы и в каком темпе нужно работать. И особенно важен третий этап. На нем все задания похожи на задания ЦТ.

В день ЦТ не нужно сильно волноваться.Когда я сдавал русский язык, у моей соседки по парте дрожали руки. По ней было видно, что она усердно готовилась, так как быстро решала задания. Но во время заполнения бланка ответов допустила ошибку в части В.

В итоге нужно было зачеркивать и записывать слово заново, но оно было очень длинным и в оставшиеся клетки не поместилось. В итоге ничего нельзя было изменить, ошибка стоила баллов.

Мне родители помогали, не пускали дела на самотек. Бывали моменты, когда надоедала зубрежка постоянная, но учить надо. Вот тогда родители помогали. Я считаю, что заставлять действительно стоит. Некоторые дети не будут так усердно работать, они не понимают всю важность происходящего в силу возраста. Таким был и я. Если бы меня не заставляли учиться и думать о своем будущем, я бы сильно не напрягался и поступал туда, куда баллов хватит. Но родители заставляли искать разные профессии, которые мне нравятся. И в то же время не навязывали мне ничего конкретного, не заставляли меня следовать за их желаниями. Это помогло мне выбрать свою профессию.

Централизованное тестирование по английскому и математике. Общие цифры

Предметы не из легких. Преодолеть пороговое значение и получить в руки сертификат удается далеко не всем.

В 2016 году 63% процента абитуриентов, сдававших математику, преодолели минимальный порог в 10 баллов. И только 14% набрали баллы выше 50. 100-бальников 25 человек.

100 баллов на ЦТ по иностранным покорились 33 абитуриентам. А вот 8 человек не угадали ни одного задания и получили ровно 0 баллов.

Аня, сдала ЦТ по английскому на 78, ЦТ по русскому на 86 баллов, поступила в МГЛУ

— Основательно готовилась к русскому и английскому.Ходила к репетитору по русскому с 10 класса, в 11 классе был хороший учитель в школе. А по английскому языку ходила на курсы с класса 7, а уже в 11 был репетитор. Мне всегда нравилось учить языки.

На репетиционные начала ходить с 10 класса и считаю, что их пропускать не нужно. Это очень помогает прочувствовать всю атмосферу тестирования, в дальнейшем я не так сильно переживала из-за обстановки. Плюс можно узнать, на какие баллы рассчитывать. Особенно приближён к ЦТ был третий этап.

За день до ЦТ достаточно просмотреть основные материалы — не более. Можно прогуляться на свежем воздухе и хорошо покушать. Лечь спать пораньше. Не нужно в последнюю ночь штудировать все конспекты. Как говорится:»перед смертью не надышишься».

После написания теста нужно тщательно проверить заполнение бланка, а если сомневаешься в выборе ответа, то лучше уже потом не исправлять (ну только если в конце не нашло озарение).

Моя семья меня поддерживала, но не заставляла что-то делать. Должно быть собственное желание.

На ваш взгляд, что самое важное в успешном прохождении ЦТ?

21 мультфильм, который нужно посмотреть вместе с ребенком

Детство невозможно представить без мультфильмов, но родителям стоит внимательно относится к их выбору и не забывать смотреть их вместе с ребенком. Ребенок.BY предлагает 21 мультфильм от классики до современности, которые точно стоит посмотреть от 2 до 5 лет

 

Источник фото: justdakhila.com

 

Включить заветный канал с мультиками — один из самых простых способов установить тишину в доме. И вот казалось бы счастье! Малыши при деле, мама может сделать что-нибудь без их активного участия. Но…у любой медали две стороны.

Рано или поздно мы начинаем замечать, что просмотры мультфильмов стали бесконечными, а иногда и бессмысленными. Попытки переключить на другой канал, выключить телевизор вообще, занять малыша другим делом заканчиваются горькими слезами ребёнка.

Необходимо придерживаться временных рамок просмотра мультфильмов

Если вашему малышу 1,5-2,5 годика, то желательно не оставлять его больше, чем на один час у экрана телевизора. Для деток 4-5 лет достаточно будет и 1,5-2 часа в день. Включать мультики лучше после завтрака, например, или через некоторое время после дневного сна.

Ребёнка не следует оставлять наедине с экраном! На всё время просмотра мультфильмов лучше находиться с ним рядом, в одной комнате. Так вы сможете ответить на вопросы любопытного чада, прокомментировать поступки героев мультика. Постарайтесь не допускать диалога «телевизор — ребёнок». 

Следуя этим советам, можно говорить и о пользе анимации.

Детский хенд-мейд: закладка из фетра на раз-два-три

Творческие занятия с ребенком – это всегда море идей для воплощения. Из обычного ватмана можно сложить подарочную коробочку, из ленточек – сплести браслет, из разноцветной бумаги – сложить коллаж, из лоскутков материи – сшить ангелочка.

Вместе с малышом можно начать учиться и шить, и вышивать, и изучать самые разные техники, ведь вместо планшета можно достать нитки и иголки!

 

Закладка
 

Закладка – маленький рукодельный подарочек для бабушки, к которой вы скоро поедете в гости. Всегда можно подарить закладку вместе с книгой на детский День рождения – такое дополнение к основному подарку сделает ваше поздравление еще теплее.


Закладка
 

Подарки ручной работы наполнены особой энергетикой, тем более, если они сделаны маленькими мастерами. Нужно только помочь им сделать первый стежок, первый цветочек и все обязательно получится!

Закладка из фетра

Для работы нам понадобятся полоски фетра, канвы и декоративные элементы.


Закладка
 

Принцип изготовления состоит из трех шагов.

1. Готовим верхнюю часть закладки: для этого вырезаем полоску канвы или хлопка размером около 20 х 4 см, выдергиваем по краю несколько нитей, чтобы получилась бахрома, и пришиваем декоративное украшение из того, что нашлось в маминых рукодельных запасах.

Это может быть пуговица, бисер, тканевый или фетровый цветочек.

Закладка
 

2. Фигурными ножницами вырезаем полоску фетра размером чуть больше канвы – 20,5 х 4,5 см.

3. В завершение соединяем канву и фетр швом вперед иголку.


Закладка
 

Какой вклад внесут детки – зависит от возраста: трехлетки вряд ли втянут нитку в иголку – зато подберут элементы декора, детки постарше – научатся пришивать пуговицы, замечательная умелка для дошколят! Младшие школьники смогут справится сами – десятка по трудам обеспечена!


Закладка

 

Теплых летних деньков и творческого вдохновения вам и вашим юным мастерам!

Фото автора
 

«Сдавайте денежки»: когда добровольные взносы превращаются в поборы

Добровольные школьные взносы – всегда актуальная тема для родителей как младших школьников, так и старшеклассников.

Одна из читательниц портала Ребенок BY поделилась мнением о постоянных поборах в одном из учреждений образования


Источник фото: newsworks.org

 

В этом году сын пошел в первый класс, и я впервые столкнулась с « выклянчиванием»  денег на какие-нибудь очередные нужды.

Конечно, в детском саду мы собирали и на подарки к праздникам, и на ремонт группы, но суммы были минимальными и не били по родительскому кошельку.

По 200 тысяч на первичные нужны

На первом же собрании в школе учитель рассказала, что необходимо сдать на первичные нужды класса 200 тысяч, не считая уже оплаченных покупок (список из 30 пунктов был вручен каждому родителю в начале августа).

Я единственная, кто спросил, в чем же еще нуждается класс, чем заслужила неодобрительный взгляд со стороны педагога и услышала торопливые заверения родителей, что они, мол, все понимают и, конечно, сдадут.


Источник фото: ncfu.ru
 

В первом учебном месяце нам предложили «скинуться» на принтер – «скинулись». На следующем родительском собрании, не заметив никакой цифровой техники в классе, я поинтересовалась, где же то, что мы оплатили, за что получила очередной неодобрительный взгляд и неохотный ответ:

 А зачем оставлять принтер в классе, вдруг его разобьют? Поэтому он и стоит в кабинете завуча.


Источник фото: sinelschikov.info

Вам жалко денег?!

Когда первая учительница пришла к нам домой (все учителя делают своеобразные рейды по подопечным, выясняя условия жизни учеников), первым делом она поинтересовалась, почему имея хороший ремонт в квартире, я так неохотно сдаю на «нужды» школы.

Она, видите ли, думала, что мы плохо живем и отдаем последнее.

Добрые дела под отчет

В следующем месяце нас попросили сдать еще одну сумму – добровольные пожертвования для детей из неблагополучных семей: одежду, обувь, игрушки, канцтовары и, можно, деньги.

Ребенок сказал педагогу, что он с мамой постоянно отвозит вещи в приют.

 

Источник фото: shkolazhizni.ru

 

Наивный первоклассник думал, что его похвалят. Но оказалось, что добрые дела нужно делать только здесь, потому что учитель должен отчитаться о проделанной работе.

Апогеем стало последнее собрание

Педагог и активисты из родительского комитета предложили собрать деньги на телевизор для класса, потому что учителю неудобно постоянно распечатывать материал, гораздо доступнее все будет выглядеть на экране.

 

Источник фото: eva.ru
 

Несколько родителей замялись, некоторые бурно высказали свое одобрение, а я, глядя всем уважаемым «сокамерникам» в глаза, на этот раз спокойно сказала «Нет». И кратко объяснила, почему я не считаю эту покупку предметом первой необходимости.

После моего  выступления возмущенные активисты стали кричать о том, как мне нужно быть благодарной учителю, который за мизерную зарплату учит моего ребенка и выполняет огромное количество внешкольной работы.


Источник фото: pexels.com

Телевизор все-таки купили

Деньги отказались сдавать только трое родителей. Сын говорил, что за два месяца его включили один раз, чтобы показать какой-то развивающий мультик.

Но оторванный кусок линолеума, о который спотыкается практический каждый, когда заходит в класс, так и не удосужились просто прибить к полу, потому что перфоратора в школе нет.

Я никого не обидела и не оскорбила ни единым словом

Но с учителем с той поры отношения остались очень натянутыми, больше похожими на общение «сквозь зубы».


Источник фото: michigancapitolconfidential.com
 

Просто я считаю, что имею право распоряжаться своими деньгами по своему усмотрению. Я зарабатываю их также нелегко, как и учителя – бухгалтерия не терпит ошибок или работы спустя рукава.

Разве учителя не знали, какую стезю выбирают?

В последнее время большая часть статей о школах и детских садах сопровождается огромным количеством комментариев о бедной и несчастной судьбе затурканного педагога. Каждый из нас работает на той работе, которую посчитал достойной себя.

Я отношусь с уважением к труду настоящих учителей, но хотела бы, чтобы и мой труд также ценили.


Источник фото: svetodiod78.ru
 

Я понимаю, что в школе все быстро приходит в негодность и готова помогать  делать класс и учреждение образования, в котором учится мой сын, чище и красивее.

Но я также уважаю себя и не собираюсь оплачивать чьи-то трусливые «отписки» о выполнении поставленной задачи и устные похвалы на учительском собрании о том, как замечательно педагог такой-то провел работу с родителями и «облагородил» свой класс телевизором.

Ирина К.


А как проходит сбор денег на нужды класса в школе у вашего ребенка?
 

Сыр в мышеловке, или сколько стоит бесплатное образование?

Свершилось, наконец, Вы стали мамой первоклассника. Портфель и форма куплены, учительница замечательная и малыш уже совсем привык к новому времяпровождению. Теперь целых одиннадцать лет можно спать спокойно. Все-таки образование у нас в стране бесплатное и общедоступное. Так ли это?

 

В первый класс


Готовьтесь затянуть пояса потуже

Образование у нас бесплатное. Во всяком случае, это гарантирует 49 статья Конституции Республики Беларусь.

Тогда почему же почти каждая вторая жалоба от родителей касается поборов в школах? Оказывается, учеба даже в самой обычной школе наносит чувствительный урон родительскому кошельку. А уж если Вы решили отдать юного ученика в элитную гимназию – готовьтесь затянуть пояс потуже. 

Глас народа

R!s!nka: 

Ходили в садик все было нормально. Пошли в школу — пошло — поехало. Мало того, что отдали кучу денег на подготовку (форма, портфель, принадлежности и т.д.) плюс, на пособия-карточки. Теперь на родительском собрании учительница заявила, что новый год нужно пойти и отметить где-нибудь в кафе или в ресторане или, на худой конец, пригласить клоуна. Плюс, ежемесячные поборы на нужды и еженедельные — на питание. Я в шоке! И это обычная школа!

тутка:

Из-за денег у нас сразу отпал вопрос с поступлением в гимназию. «…». Но и в школу сдавали и на ремонт класса, и в фонд помощи школе раз в год.
 

В первый класс


ChertOFFka:

Мы ежемесячно платим за питание, раз в три месяца сдаем  на подарки детям, и  на ремонт школы. Но чтобы контролировать затраты на этот «ремонт» наш родительский совет пошел к завучу школы, «подушили» ее немножко.

В результате класс, в котором занимаются наши дети закрепили за нами и мы сами его ремонтируем. А за купленные материалы отчитывается родитель-казначей.

Неуловимая:

А нам  » повезло» — 250 долларов на ремонт класса с каждого ученика, еще раз в год сдаем на воду, подарки и тд.. обеды завтраки бесплатно, собирают только на полдники.

Oblako: 

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок учился в хорошем классе, с современным оборудованием. Но почему-то учится так хотят все, а организовать это и помочь в этом — не каждый (а ведь дети проводят там очень много времени).

Пусть другие заплатят, а мы попользуемся, получается что так. И во-вторых, а почему учителя должны за свой счёт приобретать для ваших детей «технические навороты и интерьерные прибамбасы»?

Ведь с именно с ними нашим детям будет учиться интересней и увлекательнее, а не учителю комфортнее.

Сандорик:

Прочитала — жуть какая-то! У меня сын в гимназии учится, дочь — в обычной школе. И там и там одинаково — по 1 минималке в попечительский, ну и на нужды класса на весь год.
 

Ремонт в школе

У учителей своя правда

Училка:

Нас заставляют выписывать на класс по нескольку экземпляров газет. За чей счет мне прикажете это делать?

Велка:

Я как классный руководитель обязана делать ремонт в классе, обеспечивать его мебелью и наглядными пособиями. Ясно, что школа покрыть эти затраты не может. Ну и как быть? Приходится обращаться за помощью к родителям

Pedagog:

Вот многие жалуются на дополнительные траты за факультативы и прочее. Но все ведь хотят, чтобы ребенок был достаточно образован, подготовлен к школе и т.д. Беда в том, что то, что сегодня рассказывают ученикам во внеурочное время, еще недавно преподавалось в рамках школьной программы.

Но в результате очередной школьной реформы, предметные часы сократили. Вот и приходится добирать необходимые знания за отдельную плату. Однако, это ведь дело добровольное. К чему тогда споры?
 

В первый класс

А как по закону?

Итак, учителя требуют, а бедные родители платят? Ведь так не хочется, чтобы любимое чадо чувствовало себя хуже или беднее других.

Так может быть проблема вовсе не в «жадности» учителей, а в комплексах родителей? И скрытый текст фразы «я не хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя ущербным» звучит, примерно «я не хочу, чтобы другие родители и учителя считали меня «необеспеченным»?

Ведь в белорусском законодательстве нет ни одного нормативного акта, который бы принуждал родителей школьников перечислять какие-либо средства школе. Собирать деньги на нужды класса имеет право только родительский попечительский совет, он и определяет, куда и какие суммы будут расходоваться.

Все суммы и сборы обсуждаются на родительском собрании, но правда в том, что на собраниях этих большинство родителей предпочитает промолчать.

Зато потом на форумах анонимно и от души пожаловаться на несправедливость жизни и прожорливость школьной машины. Спрос порождает предложение и наоборот, так что пока родители будут платить, учителя будут брать.

Учителя будут требовать, а родители – платить и негодовать на платность бесплатного образования. Можно, кстати, отдать ребенка в частную школу, заплатить один раз и точно знать, куда уйдут семейные денежки. Но это уже совсем другая история…
 

Собирают ли с вас дополнительные финансы? Следите ли вы, куда уходят ваши деньги?
 

Хобби для мальчиков, или Направь энергию в нужное русло

Хобби для мальчика


Мальчишки – народ энергичный и очень любознательный. С этим не поспоришь. В каждом сидит эдакий «вечный двигатель и прыгатель». Он-то порой и мешает сосредоточиться на математике или подолгу сидеть над русским.

Этот внутренний чертенок так и норовит прыгать, бегать, ставить все с ног на голову, тягать девчонок за косички (а чего они болтаются), лазить по деревьям и заборам… Короче, одни хлопоты маме и учительнице доставлять!

Чтобы облегчить жизнь всем девчонкам, включая маму, бабушку и Марью Ивановну, потенциальному рыцарю нашего времени нужно помочь направить свою бурлящее-клокощущую энергию в мирное русло.


Самый действенный вариант — выбрать хобби по душе

  • Можно взять пример с голливудских актеров. Некоторые в свободное от съемок время вяжут на спицах. А что! Знаете, как успокаивает? Не нравится вязание, попробуйте бисероплетение или другое рукоделие.
  • Если вязание вашему непоседе окажется не по вкусу, попробуйте рисовать, лепить или мастерить — что подскажет фантазия. Тут уж точно никто не упрекнет, что не мужское это занятие.
  • Отличным хобби могут стать занятия в театральном кружке, футбол, баскетбол, теннис, карате, плавание, шахматы, занятия музыкой, рыбалка… Жизнь прекрасна! Вокруг столько интересного! Если ваше чадо «реактивный самолет» – будет, где разогнаться. Если стеснительный слоненок – хобби поможет забыть об этом.
  • Начните что-нибудь собирать и систематизировать. Помогите ребенку увлечься коллекционированием. Кроме многочисленных журналов с уже готовыми экспонатами, можно остановить свой выбор на чем-то менее дорогостоящем, но тоже интересном.
     
Хобби для мальчика


Например, почему бы не собрать коллекцию птичьих перьев, камешков или ракушек? Можно собирать пуговицы, открытки, значки, фигурки из киндер-сюрпризов и даже улыбки, смешные высказывания героев мультфильмов.

Если вернуться к голливудским кумирам, то наткнемся на весьма необычные увлечения некоторых. Многие знаменитости коллекционируют оружие (всякие кинжалы и кортики), а кое-кому и колокольчики собирать нравится.

Дэвид Линч, например, не брезгует мертвыми мухами (фу, какая гадость!). Их, конечно, никому не продашь, но на чем-то более ценном можно и разбогатеть. Один филателист (собиратель марок) во время войны выменял собственную жизнь на свою коллекцию. Вот как бывает!

Если ваш ребенок чего-то жутко боится, расскажите ему про Джонни Деппа. Его удивительная коллекция состоит вовсе не из собак, бабочек, и даже не из пауков… «Я ненавижу этих размалёванных уродцев, в них есть что–то отталкивающее и ужасное. На семейные праздники, я никогда не приглашаю их к нам …» – делится актёр. Кого? Клоунов!

Да, Джонни жутко боится клоунов, но, осознав свой страх, он нашел в себе смелость их коллекционировать. А еще, Депп собирает скелеты и чучела животных. Про эту знаменитость со смелостью можно говорить, что скелетов у него в шкафу немало!! 

  • Еще одно модное нынче хобби – посткроссинг (обмен открытками по всему миру). Тут, конечно, понадобится помощь взрослых, ведь нужно зарегистрироваться на сайте, подписать открытку на английском языке… Зато как интересно узнавать что-то новое о тех странах, где ты никогда не был! Это может стать началом «иностранной» дружбы и увлечь всю семью.

Если у вашего сорванца появится увлекательное хобби, вам можно будет спокойно выдохнуть, и не переживать, что он много времени проводит перед телевизором и «живет» в компьютерных играх сомнительного содержания.

Наталья Колесникович


Уважаемые читатели! Чем увлекается ваш ребенок? А может вы знаете еще какое-нибудь интересное хобби для мальчиков? Ждем ваши ответы в комментариях!

Учимся, играя: игры на развитие мышления

игры на развитие мышления

Мышление — одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Выделяют три вида мышления:

1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений);

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Кто что любит?

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить».

Назови одним словом

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт — …, птицы — …

Классификация

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

Найди лишнюю картинку

Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

Найди лишнее слова

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним». Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, твогог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Чередование

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

Отвечай быстро

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

 Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. — назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. — назови слова, относящиеся к спорту. — назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

Говори наоборот

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой — маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый — грустный, быстрый — медленный, пустой — полный, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый, сильный — слабый, тяжелый — легкий, трусливый — храбрый, белый — черный, твердый — мягкий, шершавый — гладкий и т.д.

Бывает — не бывает

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

Упражнение на развитие скорости мышления

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он — его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать!» Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.

Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Сравнение предметов (понятий)

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

Угадай по описанию

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

Кто кем будет?

Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

Разложи по порядку

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

Отгадывание небылиц

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера — иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» — и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю — сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду — и уплыла.

Нелепицы

Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.


Читайте также:

От кубиков — к куклам

Как вырастить гения и не погубить детство?

Обсуждаем на форуме:

Развитие речи ребенка после 3-х лет

Семейный каталог:

Центры развития ребенка, центры творчества
 

Учимся, играя

Ранний возраст – это особый возрастной период, в ходе которого, ребенок овладевает прямохождением, речью, усваивает основные сенсорные эталоны и элементарные умственные действия, познает удивительный мир взрослых и сверстников.

Его интересует буквально все, что попадает в поле его зрения. Малышу хочется все потрогать, пощупать, попробовать на вкус, порвать, помять, разбросать и т.д. Кроме этого ребенок раннего возраста испытывает потребность в постоянном движении. Такая двигательная активность содействует развитию мелкой моторики рук, точности и координации движений, ведет к развитию органов чувств, сенсорики.

Необходимость развития моторики рук, начиная с раннего возраста, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции. Существует многообразие игр и упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

Предложенные игры будут содействовать развитию хватания, согласования движений обеих рук, точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, формированию ручных умений, развитию осязания, мышления и воображения у детей 2-3 лет.

Игра
«Прячем ручки»


Цель: учить ребенка подражать движениям взрослого.
Материалы: платочки, коробочки.
Ход игры:
Предложите ребенку показать, а затем спрятать ручки:
— Давай покажем ручки, какие они у нас красивые, вот какие наши ручки. А теперь спрячем ручки (спрячьте ручки за спину), вот так (покажите ребенку, как нужно выполнять движение). Нет наших ручек. Где наши ручки? А вот наши ручки (снова покажите руки). Вот они наши ручки.
Игру можно повторять несколько раз. Руки можно прятать не только за спину, но и под платок, под коробку, при этом взрослый проговаривает место, куда прячутся руки.

Игра «Прятки»

Цель: содействовать укреплению мышц пальцев и кистей рук.
Материалы: кусочек поролона в виде маленькой подушечки, кусочек ваты, резиновый маленький шарик (чтобы он помещался в руке ребенка и не был виден, когда он сжимает руку).
Ход игры:
Предложите ребенку спрятать кусочек поролона в руке, так чтобы его не было видно.
— Посмотри, что у меня есть. Давай спрячем эту маленькую подушечку в руке, вот так, чтобы ее не было видно. Молодец. А теперь покажем, какая у нас красивая подушечка в руке. Снова спрячем, вот так. А теперь покажем, вот подушечка.
Игра может проводиться несколько раз, с разными предметами.
 

Игра «Цыплята»
 

Цель: содействовать укреплению мышц пальцев и кистей рук, учить ребенка подражать движениям взрослого.
Материалы: маленькие резиновые игрушки – пищалки: цыплята.
Ход игры:
Предложите ребенку поиграть с цыпленком:
— Посмотри, какая интересная игрушка у меня есть. Кто это? (цыпленок). Вот тебе цыпленок и у меня есть цыпленок. Посмотри, наши цыплята умеют пищать. Вот так. А теперь повторяй за мной (покажите, как нужно сжимать и разжимать игрушку). Давай вместе. Вот как пищат наши цыплята. Молодец, и у тебя цыпленок пищит.
Игра проводится несколько раз. В игре можно использовать разнообразные игрушки – пищалки.
 

Игра «Веселые брызги»
 

Цель: содействовать укреплению мышц пальцев и кистей рук.
Материалы: резиновые груши небольшого размера, большая емкость с водой.
Ход игры:
Эту игру с ребенком можно проводить в летнее время на улице или дома во время купания. Дайте ребенку резиновую грушу, предложите набрать в нее воды и сделать «дождик»:
— Ой, как жарко, давай сделаем дождик. Вот смотри (возьмите резиновую грушу, сожмите ее, чтобы из нее вышел воздух, наберите в нее воду и снова сожмите, чтобы получился «дождик»). А теперь давай вместе.
 

Игра «Спрячь руки»
 

Цель: ссодействовать развитию хватательных движений рук, осязания.
Материалы: разные виды круп или песок, миска.
Ход игры:
Насыпьте в глубокую миску крупу или песок (около 1 кг.). Предложите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу или песок, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами:
— Посмотри, какой мягкий песочек. Давай спрячем в него ручки, вот так. Где наши ручки, а нет наших ручек. Они спрятались. Прячем руки аккуратно, не рассыпая песочек. Вот молодец. А теперь наши пальчики решили поиграть и стали шевелиться вот так. А теперь наши пальчики решили спрятаться в кулачке, вот так, и показаться. Снова спрятались в кулачке, и снова показались.
Игра может проводиться несколько раз, вместо песка можно использовать разнообразные крупы мелкого помола.
 

Игра «Найди игрушку»
 

Цель: содействовать развитию хватательных движений рук, осязанию.
Материалы: песочница, маленькие резиновые игрушки.
Ход игры:
Спрячьте в песочнице несколько маленьких резиновых игрушек и предложите ребенку найти их.
— Посмотри, в этом песочке спрятались игрушки, давай найдем их. Опускаем руки в песок, ищем игрушку, вот так (выполняйте все действия вместе с ребенком).

 

Игра «Бумажные снежки»
 

Цель: развивать у ребенка силу рук.
Материалы: листы бумаги.
Ход игры:
Дайте ребенку лист бумаги, попросите смять его в комок. Затем предложите поиграть в снежки.
— Посмотри, у меня есть старые листочки бумаги, мы сейчас превратим их в снежные комочки, вот так (покажите, как превратить обыкновенный лист в ком). А теперь давай, вместе превращать их в снежные комочки. Много комочков у нас получилось. А теперь лови мой комочек снега, а ты мне бросай, вот так.
 

Игра «Мозаика»
 

Цель: развивать у ребенка соотносящиеся движения рук, умение захватывать предметы двумя пальцами и складывать.
Материалы: крупные детали мозаики.
Ход игры:
Предложите ребенку составить цельную картинку из крупных деталей.
 

Игра «Орешек»
 

Цель: содействовать развитию мелкой моторики рук, формированию круговых движений рук.
Материал: грецкий орех
Ход игры:
Предложите ребенку покатать между ладонями грецкий орех, при этом повторять следующие слова:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».

Игра «Шнуровки»
 

Цель: содействовать развитию мелкой моторики рук.
Материал: 4макета ботинок разных по цвету (1 –красный; 1 – желтый; 1 –зеленый; 1 – синий), вырезанные из картона; шнурки, тех же цветов, что и ботинки
Ход игры:
Предложите ребенку подобрать шнурки к каждому ботинку по цвету и зашнуровать их. В данной игре можно использовать игры со шнуровками, купленные в магазине.
 

Игра «Мост»
 

Цель: содействовать развитию мелкой моторики рук
Материал: мокрый песок.
Ход игры:
Данную игру лучше проводить в летнее время в песочнице.
Предложите ребенку построить мост из песка. Он будет капать песок руками с одной стороны, а вы с другой, на определенном участке моста ваши руки встретятся с руками вашего малыша. Затем как мост будет готов, попросите ребенка покатать машинку по мосту.
 

Игра «Пирожки»
 

Цель: содействовать развитию мелкой моторики рук
Материал: мокрый песок или тесто, тарелочка, кукла.
Ход игры:
Предложите ребенку испечь пирожки для куклы или гостей из теста (если дома) или песка (если на улице во время прогулки).
— Сегодня к нашей Кате придут гости. А ей нечем их накормить. Давай поможем Кати и испечем для ее гостей пирожки. Вот у нас и тесто есть. Отрываем немного теста и начинаем сжимать его в руках вот так (покажите ребенка, как необходимо выполнять движения). А теперь давай вместе. Вот так молодец, хорошие пирожки у нас с тобой получаются.

 

В.Л. Пашко
методист отдела управления дошкольного образования,
НМУ «Национальный институт образования» МО РБ
 

 

Читайте также:

Кружки и секции для детей. С чего начать?

Когда идти к логопеду?

Обсуждаем на форуме:

О детках до трех лет

 

 

 

Когда идти к логопеду

СКОЛЬКО МОЖНО КАРТАВИТЬ?

 

— Если речь не выправится, плохо будут учиться, — говорит сотрудник лаборатории содержания и методов обучения детей с трудностями обучения Института коррекционной педагогики РАО, кандидат педагогических наук Валентина Алексеевна Киселева. — Трудности в письме и чтении практически обеспечены. 4,5 — 5 лет — это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Потому что до этого возраста еще идет формирование звукового строя речи и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения.

 

Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л». Большинство детей к 4 — 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.

 

Если же ребенок так и не научился правильно говорить, идите к логопеду. Причем сделать это лучше не за неделю до 1 сентября, а задолго до него, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий.

 

НУЖНА ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТА

  • Если в 2 — 3 года ребенок не различает звуки, а потому взаимозаменяет их. Например, говорит «сапка» вместо «шапка», но «шобака» вместо «собака». # Если к 3 — 4 годам ребенок не слышит слоги в слове. Он может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные — это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур — сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова.
  • Если ребенок говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с аденоидами. Поднесите зеркальце к носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть. Но если запотевание пойдет активно, значит, струя воздуха идет через рот. А ведь наша речь предполагает носовое дыхание.

ЧТО НЕОБХОДИМО УМЕТЬ К ШКОЛЕ?

 

К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды. К сожалению, сегодня все чаще случается, что без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Так что совет постоянно общаться с ребенком — по-прежнему актуален. Ведь даже чрезмерно деловым папе и маме нет нужды специально высвобождать время для разговора с дитем. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т. д. Все это поможет малышу активно пополнять словарный запас.

 

Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одно стихотворение — это тоже повод обратиться к логопеду. К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 — и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их. И перед школой четко знать «право — лево», вчера — сегодня.

 

Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушены зрительное восприятие и оптико-пространственные отношения. Что это значит?

 

Представьте себе какую-нибудь картину, мы воспринимаем ее сперва целиком и лишь потом вдаемся в детали. У детей же фрагментарное восприятие, они видят картину по кусочкам и лишь потом складывают в единое целое. Но к 6 годам восприятие должно «повзрослеть» и стать целостным. Проверить это можно таким образом.

 

Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом — нет. Забор: справа грушевые деревья, слева — яблони. Из трубы идет дым. В левом углу — солнце, в правом — птицы и т. д. И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Не так и важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если он деревья поменял местами или не увидел занавески — значит, он не замечает детали и зрительное восприятие нарушено.

 

В пространственных значениях: право — лево, верх — низ и т. д. — шестилетка уже легко разбирается сам. Но если даже после тщательных тренировок он путает эти понятия так же, как вчера — завтра, придется прибегнуть к специальным упражнениям, которые подскажет логопед.

 

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

 

И все же до школы еще целое лето. Вполне достаточно, чтобы скорректировать речь будущего первоклассника, а может, и полностью исправить ее. Упражнения, которые предложила В. А. Чистякова, полезно делать и малышам — для профилактики логопедических проблем.

 

Чтобы у ребенка была красивая грамотная речь, ему необходимо полноценно владеть своим телом. Мы часто увлекаемся развивающими занятиями для головы и совсем забываем про тело.

 

А ведь плавание задействует абсолютно все мышцы, заставляет их работать, при этом корректирует мышечный тонус — все это «выравнивает» неврологию. Такие виды борьбы, как ушу, айкидо, помогают правильной постановке дыхания. А танцы развивают чувство ритма — фундамент фонетики. Кстати, для этих же целей поиграйте с ребенком в различение бытовых шумов. Пусть он на слух определяет звуки работающего миксера, закрывающейся двери холодильника, чирканье спички и т. д.

 

Не забывайте о мелкой моторике: массаж пальчиков и самомассаж — разогревание своих ладошек.

 

Спрячьте в кастрюлю с крупой какую-нибудь игрушку — пусть ребенок копается там, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы ребенок на ощупь отгадал, что мама там спрятала.

 

Насыпьте в одну коробочку горох, в другую — фасоль. Поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупы в одну кастрюлю. Эта игра развивает координацию движений.

 

Чтобы ребенок соотносил себя в пространстве, постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой… А если развернуться в другую сторону? Учите проводить параллели: у тебя вверху голова, а у дома — … (крыша) и т. д.

 

Не ждите молниеносных результатов, должно пройти время. Придется несколько десятков раз проделать упражнения, прежде чем речь улучшится.

 

Елена Бабичева

 

 

 

 

Читайте также:

Дети, в школу собирайтесь!

Игры на развитие памяти

Обсуждаем на форуме:

Наши детки от трех до семи лет