Архив рубрики: Питание от 0 до 1 года

«Если в каше нет сахара, почему она сладкая?». Эксперимент: мамы тестируют детское питание

*Партнерский проект

Что  для белорусок важно при выборе детской каши? Какие ингредиенты в составе вызывают сомнения? Совместно с Nestle мы провели эксперимент и предложили детям и их мамам протестировать разные каши из линейки производителя. Участницы могли абсолютно честно поделиться своим мнением. А специалисты Линии заботы Nestle ответили на волнующие мам вопросы.

«Каша не загустевает, разводится легко»

Кристина, мама 6-месячной Мии, как раз в процессе выбора идеальной каши для ребенка. Подошла к этому вопросу она основательно: внимательно изучила составы разных каш и посмотрела отзывы на форумах.

Но даже это не помогло: в первой каше, которую она купила, получалось много комков. С безмолочной кашей Nestle такого не случилось. Тестировали участницы безмолочную рисовую и гречневую кашу.

— Для меня очень важно, что каша готовится легко, налила воды, добавила кашу и замешала. Никаких комочков не образуется. 

 

 

Фаворитом у Мии стала безмолочная рисовая каша. Съедает она целиком всю положенную порцию, правда, процесс этот пока не быстрый.

— Несмотря на то, что дочка ест пока очень долго, каша не загустевает, пленочкой не покрывается. У каши приятная невязкая консистенция, дочка справляется с кашей легко. 
 

 

Также для мамы принципиально важно, чтобы в составе первых продуктов для прикорма не было сахара. Предложенные ей для тестирования каши в этом не разочаровали. Но возник вопрос: каким образом в таком случае достигается сладкий вкус?

Мама предположила, что в этом производителю помогает «мальтодекстрин» в составе. Вот что ответили специалисты Линии заботы для потребителей, контакты которой указаны на упаковках с продукцией Nestle. Работает линия круглосуточно.

ВОПРОС. Если в каше нет сахара, почему она сладкая? За что в составе отвечает мальтодекстрин?

ОТВЕТ. В составе безмолочных гипоаллергенных каш Nestle нет сахара. Каши производятся по специальной технологии бережного расщепления злаков CHE, благодаря которой проявляется естественная сладость злаков и обеспечивается нежная консистенция готовой каши. Мальтодекстрин, или патока — это натуральный продукт, получаемый путем ферментативного расщепления крахмала. Имеет сладкий вкус. Применяется как разрыхлитель. Мальтодекстрин легко усваивается в желудочно-кишечном тракте.

Обратила внимание Кристина также на упаковку продукта и внесла свои предложения по ее доработке. 

—  Не очень удобно открывать кашу повторно. В идеале хочется, чтобы сделали «молнию», так кашу было бы удобнее хранить.

«Здорово, что в составе есть витамины и железо»

Следующая участница тестирования оказалась уже хорошо знакома с брендом Nestle. В поисках первых каш для прикорма Ника  остановила выбор именно на них по совету подруг. Едят дети такую кашу с  удовольствием, к тому же разводится она легко – так говорили другие мамы.

Для тест-драйва 9-месячному Даниилу приготовили два вида молочных каш – пшеничную с тыквой и мультизлаковую с яблоком, черникой и малиной.

 

 

— Кроме правильной консистенции меня привлек состав. В этих кашах, на мой взгляд, нет ничего лишнего. Здорово, что  добавляют витамины. Даниил у меня мальчик невысокий, ниже сверстников, ему важно правильно питаться и получать из еды все необходимые вещества. 

С анализами у мальчика сейчас все в порядке, гемоглобин хороший – заслуга ли в этом каши, мама не знает. Главное, что почти каждый день ребенок радует новыми «умелками». 

ВОПРОС. По какому принципу в кашу подбирают витамины?

ОТВЕТ. Для продукции Nestle разработан специальный комплекс IRON+, который включает в себя железо, необходимое для полноценного физического и умственного развития, витамин С, благодаря которому железо лучше усваивается, йод (необходим для синтеза гормонов щитовидной железы) и витамин B (участвует в становлении и здоровом развитии нервной системы).

 

 

Что касается вкуса продукта, то каша участников не разочаровала.  Ребенок каждый раз съедал всю порцию до последней ложки. Не удержалась и мама, вот ее мнение:

— Вкус приятный, фрукты измельчены хорошо, так, как нужно для нашего возраста. Еще очень приглянулся дизайн упаковки, на прилавках они самые заметные. Здорово, что линейка каш широкая – можно разнообразить завтраки для ребенка.

«Готовые каши — наш мастхэв»

У Анжелики двое детей, и за несколько лет в статусе мамы она попробовала уже не одну детскую кашу. С первым сыном прикорм прошел легко, а вот с младшей Миланой часто проявлялась аллергия. Кашу подобрали не сразу, поэтому к выбору продуктов в семье относятся с осторожностью. 

Для дегустации годовалой Милане предложили йогуртовую кашу 3 злака с бананом и клубникой из серии «Помогайка» и молочную кашу «Шагайка» — 5 злаков с яблоком, бананом и грушей. Отсутствие в составе пальмового масла для мамы оказалось важным.

 

 

Также маме хотелось, чтобы каша напоминала по вкусу взрослую, ведь совсем скоро девочке нужно будет переходить на общий стол.

— Всегда пробую новый продукт первая, потом даю дочке. Каша в меру сладкая, кусочки фруктов чувствуются, но измельчены, как надо. Милана ела новые для нее каши с огромным удовольствием. Это важно, потому что у детей после года часто портится аппетит.

Также маме понравилось, что в составе предложенных для тест-драйва каш есть бифидобактерии для комфортного пищеварения.

ВОПРОС. Какую функцию выполняют бифидобактерии ВL в составе? 

ОТВЕТ. Когда в рацион ребенка вводится прикорм, баланс микроорганизмов в кишечнике может измениться. Количество полезных бактерий может уменьшиться, вот откуда могут возникать неприятности: аллергические реакции, нарушения пищеварения. Именно поэтому все детские каши Nestle содержат бифидобактерии комплекса Bl. Они способствуют развитию здоровой кишечной микрофлоры малыша и укреплению иммунитета.

Итак, какой должна быть идеальная каша?

Благодаря отзывам мам, мы выяснили, что идеальная каша должна соответствовать следующим критериям:

  1. Отсутствие пальмового масла и сахара в составе, особенно в безмолочных кашах первого прикорма.
  2. Оптимальная консистенция, каша легко разводится, без комочков, не густеет после приготовления.
  3. Легко переваривается и усваивается, не вызывает аллергию.
  4. Содержит комплекс витаминов и минералов, которые способствуют умственному и физическому развитию.
  5. Имеет в составе бифидобактерии для комфортного пищеварения.
  6. Предлагается в широкой линейке для детей разных возрастов, с разнообразными вкусами.

Мастер-класс: прикладываем ребенка к груди правильно

Хочу предупредить мам, которые заняты переучиванием своего ребенка, что здесь представлено прикладывание уже обученного ребенка, поэтому маме не нужно его поправлять и контролировать. Хорошо видна последовательность движений, которые на самом деле ребенок делает очень быстро. И матери, и малышу требуется помощь в обучении этому. Если же ребенок неправильно берет грудь, это может вызвать целый ряд проблем и в конечном итоге отказ от кормления грудью, что и наблюдается сегодня в массовом порядке.

 

Ассиметричное прикладывание: руководство пользователя
Техника правильного прикладывания к груди
Почему, собственно, ассиметричное? Ребенок сцеживает молоко из груди волнообразными движеними язычка. Все подвижные, «рабочие» части ротика (язык, нижняя челюсть) находятся снизу. Поэтому очень важно, чтоб со стороны нижней челюсти в рот ребенку попал как можно больший участок ареолы. Из-за такой ассиметрии ротика ребенка хорошее прикладывание тоже будет ассиметричным.
От того, как ребенок возьмет грудь, насколько глубоко у него в ротике окажется сосок и ареола (темный околососковый кружок), зависит и безболезненное кормление, и отсутствие трещин, и набор веса, и количество молока.
То, что надо давать грудь поглубже, знают все. Как это осуществить на практике? Ну, иногда достаточно прицелиться соском в верхнюю часть ротика ребенка, уже широко раскрытого и ищущего, и просто поближе притянуть к себе малыша в этот момент.
И чего столько шума вокруг этого прикладывания?
Да, у некоторых пар это получается само собой, но иногда требуется больше работы и более подробные инструкции. Если вначале что-то не ладится —это не вина мамы и ребенка: тут может быть задействовано много разных факторов, можно отдельную статью написать. Не отчаивайтесь, если сначала успех окажется нестабильным — в одно кормление лучше, в другое хуже. Со временем прикладывать станет все легче, вы и малыш приспособитесь друг к другу, нервная система крохи станет чуть более зрелой, ротик еще подрастет… Постарайтесь найти помощь на месте, чтобы вас посмотрел кто-то кто разбирается в прикладывании, если чувствуете, что заочных инструкций недостаточно.
Давайте разберемся подробно, шаг за шагом, что надо делать.
Первое: чтобы прикладывание получилось, надо, чтобы рот ребенка был очень широко раскрыт — как при зевании. Как добиться того, чтобы он раскрыл его пошире? Давайте проверим сами, в каком положении ребенку удобнее открывать рот:
Чуть наклоните голову вперед. Попробуйте широко открыть рот. Неудобно, правда? Заметьте положение языка — он приподнялся и находится далеко за деснами. А для сосания груди необходимо, чтоб язычок был над нижней десной, прикрывая ее сверху и охватывая грудь.
А теперь представим, что нам надо укусить яблоко, висящее на уровне нашего носа: чуть приподнимаем голову… Заметьте, как широко получилось открыть рот. Да и с высовыванием языка — никаких проблем. Обеспечьте и малышу такое положение, чтобы он мог выпрямить шею и широко раскрыть рот. Не давите ему на затылок, дайте опору спинке и шее.
Лучше всего прикладывать спокойного ребенка, не ждать, чтобы он плачем потребовал кормления. Любому человеку, даже самому маленькому, удобнее сосредоточиться и сделать свою работу качественно, когда он пребывает в хорошем расположении духа.
Итак, на старт!
Исходное положение: ребенок расположен очень близко к груди, сосок направлен к его носику. Если направить сосок прямо в рот, есть риск, что челюсти ребенка сомкнутся слишком близко к соску, маме может быть больно. Грудь мы уже сформировали для удобного захвата. Готовый поесть ребенок сам вертит головкой из стороны в сторону, раскрывает рот и опускает язычок на нижнюю десенку. Если рот раскрывать не рвется, можно провести по его губкам нижней частью ареолы. Почему не соском? Если ребенок без проблем берет грудь, в общем-то все равно, чем и как проводить, но если он склонен втягивать в полузакрытый ротик все, что касается губок, можно не успеть — шустрый малыш мгновенно засосет кончик соска, что может быть весьма неприятно. В стартовом положении нижняя губка малыша уже расположена там, где она будет во время кормления — обратите внимание на синюю точку.
Поддерживаем ребенка так, чтоб основание его головки и плечики опирались на мамину ладонь. Рука мамы не должна давить на затылок. Важно дать хорошую опору телу ребенка, чтобы ему было удобно сосать, плотно прижимать его к себе, животик к своему животу. Если нужно дать грудь «прицельно», удобно делать это в положениях «из подмышки» или перекрестной колыбельки. В этом положении рука мамы как бы формирует «вторую шею» для ребенка, ладонь поддерживает область шеи и между лопатками, большой палец расположен под верхним ушком, указательный и остальные — под нижним.
Малыш широко раскрывает ротик (язычок опущен на нижнюю десну), его голова слегка откидывается назад. Мама приближает его к груди и вкатывает сосок и ареолу в ротик (синяя стрелка). Можно чуть помочь этому движению большим пальцем: движением вперед как бы разгладить сосок, чтоб он встал на свое место в ротике. Особенно актуальным это может быть для плоских сосков. Напоминаю, что нижняя губка уже стоит на месте (синий кружочек). Мы не двигаем всего ребенка вверх, к соску. Последней на место становится верхняя губа
Не грудь к ребенку, а ребенка к груди: направление встречного движения ребенка (рука мамы, которая дает опору шейке, плечам и лопаткам) — оранжевая стрелка. Это наше основное движение, мы не заталкиваем грудь в ротик, не преследуем ею ребенка , а просто прижимаем малыша, готового взять грудь, к себе поплотнее, подаем и помогаем взять ее.
Нижняя губка во время захвата груди отогнута, язычок лежит поверх десны. Последней на место становится верхняя губа.
Теперь у ребенка грудь глубоко в ротике, сосок там, внутри, касается границы твердого и мягкого неба. Обратите внимание, что снизу ареола глубже в ротике, чем сверху. Ребенок так плотно прижат к маме, что ей сверху видно только щечку, плотно прижатую к груди. Если на секунду слегка отодвинуть малыша от груди, станет заметно, что его губки развернуты, нижняя губа полностью отогнута. угол между верхней и нижней губой — не меньше 140°. А если уж совсем полюбопытствовать, и аккуратно отодвинуть уголок рта, будет виден язычок, охватывающий грудь.
Когда малыш сосет грудь правильно, его щечки надуты, а не втянуты. Подбородок глубоко упирается в мамину грудь. Носик может либо быть в стороне, либо слегка касаться груди. В таком случае малыш все равно успешно дышит, через маленькие треугольные щелочки между грудью и крыльями носа. Если кроха сильно упирается носом и ему все-таки неудобно дышать — скорее всего, его подбородок расположен недостаточно близко к маминой груди, а голова наклонена вперед. В таком случае не надо делать ямку в груди пальцем, надо сместить всего малыша назад, в направлении его ножек и плотнее прижать к себе. Его шейка выпрямится, подбородок глубже упрется в грудь, а носик освободится. Если чувствуете, что ребенок при этом захватил грудь неглубоко, лучше аккуратно забрать у него грудь (разжав пальцем десенки, чтобы не повредить сосок), и приложить его еще раз
Посмотрите, как происходит процесс выработки молока и кормления.

Обсудить на форуме

Читайте также:

Мало молока?

Отказ ребенка от груди: причины и следствия

Обсуждаем на форуме:

Консультация специалиста по грудному вскармливанию

Детское питание. «За» и «против» детских консервов и концентратов

Посмотреть рецепты для детишек

Ранняя весна – еще не тот период, когда мы в изобилии имеем свежие растительные продукты. И нам на помощь приходят продукты консервированные. А вот здесь-то и начинаются различные проблемы.

Нередко многие мамы с опаской относятся к детским консервам и концентратам, считая их чем-то неполноценным и второсортным. Между тем, консервированные продукты не только не уступают домашним, но часто превосходят их. Давайте попробуем в этом разобраться.
Так, например, в клюквенном киселе, сваренном дома, остается около 30% витамина C, а в консервированном компоте – почти половина. Многие считают, что свежие яблоки полезнее консервированных. Это верно, с этим не поспоришь. Но если эти яблоки собраны осенью и хранились всю зиму? Стоит ли говорить о запасе витаминов, которые в них сохранились? Чтобы не быть голословным, достаточно отметить, что в яблоках к весне остается лишь около 28% витамина C, а в консервированном компоте, приготовленном из тех же яблок сразу после сбора, его в два раза больше.
Теперь об овощах. При варке свеклы, моркови, капусты и других овощей в воду переходит (и теряется) до 40% растворимых углеводов и до половины белковых веществ. При промышленном же консервировании потери их незначительны. Это объясняется тем, что детское питание готовят из лучших отборных овощей и фруктов с помощью современного оборудования с программным управлением, способным поддерживать необходимый, научно-обоснованный режим пастеризации, стерилизации и сушки.
Проблема детского питания беспокоит не только медиков страны, но и всех ведущих специалистов. Сейчас существует строгий надзор за выпуском детской продукции, питания в том числе. Наша промышленность выпускает различные соки – осветленные, с мякотью, фруктовые — и овощные пюре, не содержащие красителей и вредных добавок. Какие из консервированных соков – яблочный, морковный, черносмородиновый — и в какое время давать ребенку, подскажет врач. А бояться консервированной продукции для детей не стоит. Лучше внимательно смотреть на цифры, указанные на баночке, то есть обращать внимание на срок изготовления и хранения продукта.
Надо только иметь в виду, что цитрусовый, томатный и некоторые другие соки иногда вызывают у детей аллергию, поэтому приучают ребенка к соку постепенно – с нескольких капель после еды, доводя потребление сока к 6 месяцам до 50 г, а к году – до 80-100 г.
Одновременно с соками (с 1,5-2 месяцев) детям начинают давать фруктовые и фруктово-овощные пюре из яблок, слив, персиков, абрикосов, которые хорошо сочетаются с морковью, тыквой, кабачками. Сначала порция пюре составляет всего 3-5 г, т.е. меньше чайной ложки; постепенно к концу года ее доводят до 100 г. Дают пюре после основной еды или в комбинации с нею. Гомогенизированные пюре предназначаются детям до 6 месяцев, потом дети могут есть пюре протертые. Не нужно добавлять в готовые фруктовые или овощные соки или пюре сахар. В них уже содержится необходимое количество углеводов.
Пользуясь готовыми консервированными продуктами, старайтесь разнообразить их прием. Ведь если вы будете одновременно кормить ребенка морковным пюре и поить морковным соком, ребенок получит избыточное количество каротина. Чем разнообразнее будет пища, тем лучше ребенок будет есть. А хороший детский аппетит – главное условие его здоровья, двигательной активности и гармоничного развития.
Вскрывать банки, подогревать блюда надо непосредственно перед кормлением. Хранить открытые продукты разрешается только в стеклянной посуде в холодильнике, не более суток. Если вы пользуетесь домашними консервированными продуктами, соблюдайте те же правила.
Кулинарная обработка детских блюд имеет свои особенности. Овощи и фрукты следует очень тщательно мыть, прежде чем начинать их чистить, и еще раз хорошо промывать уже очищенными. В воде их оставлять не следует, чтобы они не теряли питательные вещества. Если пища готовится для маленьких детей, то плоды и овощи рекомендуется варить целиком под крышкой, протирать горячими через волосяное сито – тогда витамины лучше сохраняются.

Для киселей, муссов, желе и компотов нужно заранее отжать сырой сок из части ягод или фруктов (на порцию – 1 ч. ложка сока) и добавить его в уже готовое блюдо.

Посмотреть рецепты для детишек

Автор: Инесса Оливка

Первый прикорм: что нужно знать родителям?

Прикорм: важные вопросы


Малыш родился, проходит месяц, другой, третий – и вот перед родителями встает вопрос о прикорме. Что же такое прикорм, с чего и когда нужно приобщать ребенка к твердой пище?

Рассказывает Юлия Гусаковская-Старовойтова, телесный психолог, мама семерых детей.

Мама, папа, я – вместе мы семья!

Для начала разберемся с тем, что же такое прикорм. Вопреки распространенному стереотипу, он вовсе не является некоей отдельной едой для ребенка.

Ведь малыш приходит в семью с уже сложившейся культурой питания, и вопросы прикорма нужно рассматривать как часть семейных традиций приема пищи. В данном случае важно, что ест мама, папа и другие родственники.

И если вы заботитесь о качестве прикорма малыша, то необходимо думать и о качестве питания в семье в целом.

Надо сформировать такую кухню, чтобы всем было хорошо – и вам, и мужчине, и ребенку. Ведь маленькие дети – гибкие существа, они легко могут принять вашу культуру питания.

Приобщение к ней происходит с полугода до полутора лет. В этот период ребенок все пробует — и его организм на это настроен. Важно, что когда мама кормит грудью, то в ее молоке вырабатываются специальные ферменты именно на те продукты, которые она ест. Так ребенок получает вещества, способствующие усвоению той или иной пищи.

Прикорм: важные вопросы


Первый прикорм: когда начинать

В естественном природном ритме ребенок начинает тянуться к еде после четырех месяцев. Д

о этого момента он питается только грудным молоком либо смесями. Все детки разные – у кого-то этот интерес пробуждается на пятом месяце, у кого-то на шестом, а иные дети начинают интересоваться едой и в семимесячном возрасте.

Что при этом происходит? Когда мама ест что-либо, малыш начинает вырывать у нее из рук пищу и провожать взглядом каждую ложку, которую она отправляет в рот, с немым укором в глазах: «А мне?».

Иным мамам и кусок в горло не лезет! Что ж, значит, пора дать ему возможность познакомиться с взрослой пищей. Вторым признаком готовности ребенка к прикорму считается появление у него первых зубов.

Где начинается здоровое питание?

Начиная давать ребенку прикорм, учитывайте два момента.

Во-первых, ребенок доверяет маминой тарелке. Повторимся: все, что ест мама, попадает в грудное молоко, и есть мнение, что такие продукты ребенок лучше усваивает.

Во-вторых, важно помнить, что с полугода до полутора лет ребенок только ЗНАКОМИТСЯ с новой пищей. Постепенно у него вырабатываются ферменты, помогающие ее усваивать. Важное слово – постепенно!

Сколько бы еды ребенок не съел, он по сути ее только пробует. Дети разные и в своих потребностях – кому-то и пары капель сока хватит, а другой съест пять ложек перетертого яблока. Но усвоится при этом лишь небольшая часть, а остальное пройдет транзитом. Поэтому количество сейчас не имеет значения.

Некоторые мамы удивляются: «И что, ребенку можно шоколад?». В принципе, если мама его ест, и у ребенка нет негативных проявлений, то можно дать и кусочек шоколадки. Ничего страшного не произойдет – он просто познакомится с шоколадом.

Конечно, не стоит давать детям чипсы, майонез, кока-колу. Но если это ест мама, то через грудное молоко в каком-то количестве ребенок получит консерванты и искусственные пищевые добавки. И будет к этому понемногу адаптироваться.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ел здоровую пищу, то переходите на нее сами.

Когда взрослые едят шоколад и колбасу, то рано или поздно ребенок тоже будет это есть.  Не забываем и о том, что ребенок живет в социуме, оградить от которого невозможно. Когда малыш идет в детский сад или школу, то он попадает в среду с определенными принципами питания.

И те дети, которые в период с полугода до полутора лет не попробовали разнообразной пищи, чаще получают отравления и различные проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Прикорм: важные вопросы


Ложечку за маму, ложечку за папу

Нашей культуре свойственно убеждение, что мама знает как правильно, поэтому одной из особенностей воспитания является «кормление самолетиками»: за папу, за маму, за бабушку и т.п.

Ребенку дают ту пищу и в том количестве, какое мама считает нужным. Но совсем не факт, что ее убеждения являются правильными.

Нередко система питания в семье исковеркана и передается такой из поколения в поколение. Давая малышу возможность выбирать еду и ее количество, можно исправить ситуацию. Дети со здоровым пищеварением всегда едят продукты отдельно. Н

е найдешь ребенка, который ел бы суп с хлебом или по доброй воле стал бы кушать котлету с картофельным пюре. Они пока еще очень тонко чувствуют, какие продукты с чем можно сочетать. Особенно это касается детей на грудном вскармливании.

И если наблюдать за тем, как едят дети, то и самому можно освоить принципы здорового питания. Кто-то может возразить, что многие дети любят, например, сладости или блины. Но детям нравятся эти продукты, потому что они являются источником углеводов, столь необходимых им для пополнения запасов энергии. И если они недополучают этот элемент из другой, более полезной пищи, то они будут есть сахар, булки, конфеты. 

 

Юлия Гусаковская-Старовойтова,

руководитель Семейного центра


Уважаемые читатели! Когда ваш малыш стал интересоваться «взрослой» едой? С каким первым продуктом вы познакомили карапуза? Ждем ваших ответов в комментариях!
 

Читайте также:

Аллергия у ребенка. 10 вопросов специалисту. Часть вторая

Баночное питание из овощей и фруктов

Обсуждаем на форуме:

О здоровом питании детей

Семейный навигатор:

Товары для детей и беременных

Срыгивание и рвота

Однозначного ответа на этот вопрос нет, поэтому поговорим об этой проблеме подробнее.

Опасные и безопасные моменты

Итак, отрыжка или срыгивание. Что же это такое? Отрыжка – это непроизвольное резкое выбрасывание воздуха или смеси воздуха и желудочного содержимого из пищевода или желудка. К отрыжке близко срыгивание (т.е. отрыжка пищей и воздухом), которое чаще наблюдается у детей грудного возраста. Для срыгивания характерно выделение съеденной пищи без усилий, ребенок как бы «сливает» молоко сразу или через небольшой промежуток времени после кормления. Надо заметить, что при этом малыш не испытывает никаких неприятных ощущений, что подтверждается хорошим настроением у ребенка. Срыгивание как «норма жизни» у детей первых месяцев жизни обусловлено физиологическими особенностями в работе системы пищеварения, горизонтальным положением желудка и его формой в виде «мешка», преимущественно горизонтальным положением самого ребенка и достаточно большим объемом пищи, получаемой малышом уже к двухнедельному возрасту.

Надо заметить, что данная ситуация ни в коррекции, ни тем более в лечении не нуждается.

Помимо врожденных, есть и две непосредственные причины срыгивания:

  • перекорм;
  • заглатывание воздуха во время еды (аэрофагия).

Перекорм возможен при большом количестве молока у матери и высокой сосательной активности младенца. В этой ситуации срыгивание возникает непосредственно или вскоре после кормления нествороженным или частично створоженным молоком в небольшом количестве. Настроение и поведение малыша не страдают. Перекорм, на первый взгляд, безобиден, но в дальнейшем может стать причиной серьезных проблем со здоровьем.

Поэтому, взвесив ребенка до и после кормления, и выяснив, что съедено гораздо больше, чем надо бы, необходимо предпринять следующие меры: можно уменьшить длительность кормления и, если будет необходимо, увеличить частоту прикладывания к груди. Или сначала сцедить первые порции молока, которые легко отсасываются, но их пищевая ценность довольно низкая по сравнению с последующими порциями.

Отчего бывает и что с этим делать?

Намного разнообразнее причины аэрофагии. Заглатывание большого количества воздуха во время еды возможно, если ребенок легко возбудим, и сосет, жадно широко открывая рот.

Подобная жадность часто бывает вызвана малым количеством молока в груди матери или его практическим отсутствием. Второй и часто встречающейся причиной заглатывания воздуха является нарушения в технике кормления, как при грудном, так и при искусственном вскармливании. Неправильным является горизонтальное положение бутылочки, когда соска неполностью заполнена молоком и туда попадает воздух. Большое отверстие в соске также способствует заглатыванию воздуха. В случае грудного вскармливания, неверной является ситуация, когда ребенок не захватывает околососковую ареолу.

Третьей причиной аэрофагии является мышечная слабость у ребенка, обусловленная различными состояниями: трудными родами, незрелостью систем новорожденного.

Следующие правила борьбы с заглатыванием воздуха могут одновременно служить и хорошей профилактикой аэрофагии:

  • после кормления обязательно носите ребенка вертикально до тех пор, пока не отойдет воздух;
  • не кормите ребенка, когда он плачет;
  • правильно прикладывайте к груди, чтобы ребенок захватывал околососковую ареолу.
  • при искусственном вскармливании бутылочка должна быть наклонена под таким углом, чтобы соска целиком была заполнена смесью. Можно использовать специальные соски с воздушным клапаном. Отверстие в соске должно быть среднего размера.
  • Выкладывайте ребенка на живот;
  • Кормите ребенка в таком положении, чтобы голова была слегка приподнята;
  • Можно немного приподнять головной край кроватки.

Если отрыжка появляется в промежутках между кормлениями, носит упорный характер или приобретает гнилостный запах, данная ситуация уже не укладывается в рамки физиологической и требует консультации специалиста.

Рвота — совсем иное дело. Однократная рвота не опасна, если ребенок не бледен и в целом выглядит вполне нормально. Во всех остальных случаях к нему стоит внимательно присмотреться и прикинуть, не происходило ли за день чего-нибудь необычного или нежелательного, не беспокоен ли он больше обычного. Рвота может возникнуть при подскочившей температуре — в этом случае, прежде всего, следует выяснить, почему поднялась температура. Следует ли вызывать врача или причина в целом понятна и не внушает опасений решать вам самим. Внимание к ребенку не означает повышенной тревожности, напротив, чем спокойнее и наблюдательнее — тем лучше работает ваша интуиция. Чем реже вы будете поднимать тревогу из-за пустяка, тем меньше вероятность, что за ложными сигналами, не дай Бог, просмотрите что-нибудь действительно серьезное

Красовская Мария, врач-педиатр

Детские бутылочки: где скрывается опасность?

детские бутылочки

В последнее время все больше общественных организаций во всем мире выражают серьезную озабоченность по поводу возможных рисков для здоровья, связанных с поликарбонатом, содержащимся в пластиковой посуде, и в детских бутылочках в т.ч.

Ваш ребенок находится на искусственном вскармливании. Так уж получилось. Вы, конечно же, стараетесь приобрести наиболее оптимальные для него молочные смеси, бутылочки, соски, ершики от лучших производителей, каждый раз аккуратно моете бутылочки специальным средством для мытья детской посуды – Вы все делаете правильно! Но, к сожалению, опасность скрывается там, где мы даже и не подозреваем – в самом составе детских бутылочек. Но что же здесь такого опасного, и как Вы можете сократить возможный риск для Вашего ребенка?


Итак, наш скрытый враг называется Бисфенол А. По большому счету, это то самое химическое вещество, без которого пластмасса потеряла бы свои свойства прочности и прозрачности.  Но при этом эта «химия» (о вреде которой постоянно твердят наши мамы и бабушки, и как оказывается не напрасно) может оказывать весьма серьезное воздействие на организм малыша.

Бисфенол А используется в производстве детских (поликарбонатных) бутылочек для кормления, консервов и пластиковых упаковок для продуктов и воды. Можно сказать, что нет дома, в котором не было бы пластиковых изделий с этим компонентом. Естественным образом — при постоянном использовании изделия, его частом мытье и нагревании — Бисфенол А активизируется и достаточно легко попадает в организм человека, или ребенка.


Каково же его воздействие на организм? На этот счет существуют довольно противоречивые мнения. Однако, давайте, попробуем, используя наш здравый смысл, во всем разобраться.

Во-первых, как возникла проблема и почему этому химическому компоненту стали уделять столь пристальное внимание? Ещё в 1936 году выяснилось, что по структуре бисфенол А очень схож с женским гормоном «эстрогеном», то есть, является фактически его синтетическим аналогом. Что это означает? А то, что этот искусственный гормон может вмешиваться в формирование половой и эндокринной системы ребенка (и мальчика, и девочки) во время внутриутробного развития и в первый год жизни.
 

детские бутылорчки

Результаты ряда исследований вызвали опасения, что при воздействии на организм плода или ребенка это вещество приводит к нарушению детородной функции, ускорению полового созревания, негативно влияет на мозг, на функции эндокринной системы, способствует развитию некоторых онкологических заболеваний и увеличивает риск развития у плода синдрома Дауна. Но самый большой негатив в том, что бисфенол в организме человека накапливается на протяжении времени его использования и после этого.

Существует также ряд других исследований, столь же убедительно доказывающих, что BPA безопасен для применения в контакте с пищей. Согласно исследованиям, которые проводились на крысах, его концентрации в низких дозах не оказывали влияния на мозговое или невралгическое развитие крыс. Были также сделаны заключения, что при попадании бисфенола-А в организм он метаболизируется и выводится с мочой в тех же количествах, что и поступает в организм, и не накапливается в тканях.

К чему я об этом говорю? К тому, что, ради здоровья наших детей, в противоречивых научных исследованиях мы должны видеть не возможность выбора для нас (я поверю в то, во что мне удобнее поверить, да и к тому же я ведь не специалист!), а повод для того, чтобы задуматься: а почему они противоречивы? А не выгодно ли кому-нибудь (химической или пищевой промышленности)  спонсировать исследования с позитивным результатом? Ну и, в конце концов, почему бы не призвать на помощь свой здравый смысл? Любой маме прекрасно известно, что организм новорожденного, да и годовалого ребенка, во многом еще не сформирован.

Я даже не говорю об отсутствии зубов, тазобедренной дисплазии, повышенном мышечном тонусе и др. вещах, которые ребенок спокойно перерастает со временем, речь идет о его печени, которая работает еще не в полную силу и в ней вырабатывается   недостаточно ферментов для расщепления посторонних веществ, поступающих в организм, наряду с материнским молоком или молочной смесью. Яркое подтверждение тому – аллергии, возникающие на тот или иной продукт, съеденный матерью или на белок коровьего молока в детских смесях. И если печень не справляется с элементарной морковкой, то с какой стати, она спокойно будет пропускать через себя активное химическое вещество. Бисфенол А аллергий не вызывает, поэтому мы не знаем о его воздействии и не беспокоимся на этот счет. Но его накопление в организме происходит на уровне в несколько раз выше, чем у взрослых. Хотя дети постепенно становятся способными к расщеплению BPA, но еще в трехмесячном возрасте они накапливают его вдвое больше, чем взрослый. Исследователи точно не знают, когда именно дети уже способны к метаболизму ВРА.

летские бутылочки

Однако, при всем при этом, вполне возможно уменьшить и значительно сократить риск от BPA для Вашего ребенка, находящегося на искусственном вскармливании:

  • не используйте  поликарбонатные бутылочки для нагревания воды или подогревания смеси в микроволновке;
  • не наливайте слишком горячую воду в бутылочки из поликарбоната. Вместо этого используйте стеклянный контейнер, чтобы приготовить смесь, и затем быстро охладите его под струей холодной воды;
  • для кормления ребенка используйте бутылочки из безопасного (непрозрачного, сделанного из полипропилена) пластика или стекла (сейчас уже стали выпускать пластиковые  бутылочки с маркировкой BPA-free или BPA-safe);
  • мойте пластиковые изделия без использования сильных моющих соединений, чтобы сократить вероятность попадания бисфенола А в пищу;
  • старайтесь  не использовать  старые и исцарапанные бутылочки.  Регулярно, не реже раза в год, обновляйте  бутылочки для кормления детей и не пользуйтесь повреждённой посудой.

Равным образом запрет на разогрев в микроволновке касается всевозможной детской пластикой посуды: разноцветных кружечек, мисочек, тарелочек и др.

Ко всему этому, можно еще добавить: приучайте своих близких также не пользоваться пластиковой посудой для разогрева пищи в микроволновке, а использовать специально предназначенную для этого стеклянную или керамическую посуду.

Все зависит только от Вас, от Вашего терпения и понимания и здравого смысла.

Катя Способ


По материалам Экоблога. Шаг навстречу природе.

 

Читайте также:

Несколько приемов экологически чистой уборки

Детское питание. «За» и «против» детских консервов и концентратов

Обсуждаем на форуме:

Искусственное вскармливание малышей

Семейный навигатор:

Товары для детей и беременных

Как правильно вводить прикорм, чтобы избежать аллергии?

Прикорм


Термин диатез или аллергия родители используют обычно для описания кожных покраснений, пятен и др. «высыпаний на коже». В данной статье, мы договоримся называть аллергическими проявлениями истинно аллергические высыпания на коже, а диатезом все остальные высыпания, не имеющие отношения к аллергии или инфекционному заболеванию.

Важно!. Термин диатез в данной статье применен неверно, так как диатез, это какая-либо предрасположенность ребенка, один из вариантов его конституции и в приличных медицинских кругах называть кожные высыпания диатезом не принято. Для описания кожных проявлений используются термины типа: атопический дерматит, экзема и др. Но поскольку большинство родителей называют такие проявления диатезом, то и мы, поскольку статья для родителей, будем пользоваться этим термином (неправильным и неуместным).

Из всех высыпаний на коже, неинфекционной природы (то есть не ветряной оспы, кори и др.), только 15 процентов являются истинно аллергическими. Остальные 85 % высыпаний у детей мы назовем диатезом. Диатез может вызываться разными причинами, но у большинства детей диатез возникает следующим образом.

Обычно грудным детям начинают вводить прикормы по 1/4 чайной ложке, по капельке, по несколько грамм, между едой или докармливая, после грудного молока. И даже если не совершается грубых ошибок, когда ребенку дают сразу большой объем новой пищи или вводят продукт не по возрасту (введение детского кефира в месяц, когда на упаковке написано — с 6 месяцев), ребенок покрывается диатезом. Не говоря о «фильмах ужасов», когда детям до 6 месяцев дают котлетку, колбаску и супчик.

Никто не виноват — родители следовали советам из приличных книг, педиатры — инструкциям и учебникам, а ребенок в диатезе. Это аллергия? Скорее всего — нет. Книги, учебники и инструкции писались давно, с тех пор из-за экологии, образа жизни человека, новорожденные дети стали немножко другими. Теперь вводить новые продукты детям до года надо гораздо осторожнее, чем это делали бабушки или Вы старшим детям.

Более осторожное введение прикорма нисколько не повредит Вашему ребенку, никакого недостатка в продуктах, витаминах и т.п. он (она) испытывать не будет. Зато, если Вы осторожно будете вводить новую пищу, то сведете к минимуму риск развития диатеза у Вашего ребенка, а впоследствии возможно избежите и аллергий, и экзем, и других болезней, вплоть до бронхиальной астмы.
 

Прикорм для детей шести месяцев


Диатез на введение прикорма возникает тогда, когда организм ребенка, его ферментативные системы не готовы переварить новый продукт. «Не зная», как переварить яблоко, кашу, Малютку или кефир, поджелудочная железа «напрягается», пытаясь выработать необходимые ферменты в нужном количестве.

«Перенапряжение» поджелудочной железы приводит к небольшому «воспалению» (на УЗИ она у таких детей обычно увеличена). Иммунная система ребенка должна реагировать на любое воспаление и излечить его, но у ребенка все системы еще недозрелые, несформированные и неадекватная реакция иммунной системы «вылезает» на кожу в виде диатеза.

Как же от диатеза уберечься?

Для нормального развития (прибавки в весе, росте, прорезывании зубов и т.д.) ребенку до 6 месяцев достаточно только материнского молока (если рацион питания мамы полноценный).

От 6 месяцев до 1 года для нормального развития достаточно кормить ребенка только адаптированной молочной смесью (Пилти, Бона, Тутели, Нан, Ням-ням и др.), в ней содержатся все необходимые белки, жиры, углеводы, микроэлементы и витамины.

Остальная пища (соки, фруктовые и овощные пюре, мясо, творог, кефир, малютка, каши) нужна только для тренировки ферментативных систем кишечника (поджелудочной железы, печени и т.д.) и моторики желудочно-кишечного тракта. Такая тренировка нужна для того, чтобы постепенно, после года перевести ребенка на «взрослый» стол. Поэтому торопиться с введением соков, малютки, пюре, каш и пр. не нужно. Генетически ребенок, родившись, умеет переваривать и утилизировать только материнское молоко и остальные продукты для него почти «ядовиты». Поэтому вводить «этот яд» надо предельно осторожно, оставляя организму ребенка время адаптироваться, привыкнуть к новой пище.

Можно выделить три основных правила осторожного введения прикормов.

Не более одного нового продукта в 1-2 недели

Если ребенок негативно отреагировал на новый продукт, Вы будете точно знать на какой, кроме этого нагрузка на организм «одним продуктом» меньше, чем несколькими, и ребенку легче адаптироваться. Негативная реакция на введение новой пищи может выражаться в диатезе, запорах, поносах, других изменениях стула (запах, слизь, зелень) и др.
 

Неподходящий продукт


В этих случаях надо отменить вводимый продукт, недельку дать ребенку отдохнуть и начинать введение другого продукта. Прикорм, вызвавший негативную реакцию ребенка можно попробовать дать снова месяца через два, когда организм уже чему-то научится на других прикормах. Следует помнить, что негативная реакция может быть и не на новый прикорм, а на другие «жизненные факторы», но и с ними ребенку лучше справляться без дополнительной нагрузки в виде новой пищи.

Если же ребенок «плюется» новым продуктом, то его следует отменить, потому что ребенку не вкусно. Подрастет, вкусы изменятся, и станет есть все или почти все. Постарайтесь не оценивать вкус детского питания — то, что вкусно новорожденному, Вам может казаться большой гадостью. Это нормально, так как вкус детей до года очень сильно отличается от вкуса взрослых.

Новую еду давать в конце кормления, по возможности смешивая со «старой» (знакомой ребенку) пищей

Новый прикорм следует давать ребенку в конце кормления, по возможности смешивая со «старой» (знакомой ребенку) пищей. По аналогии с физической тренировкой: сначала мышцы «разогревают», а потом дают нагрузку. Ферментативным системам, кишечнику тоже надо «разогреться», начать активно работать, переваривая «знакомую пищу».

Вводя прикорм в конце кормления, Вы «не застанете врасплох» организм ребенка и не навредите ему. Побочным положительным эффектом такого введения новой пищи будет более легкое привыкание ребенка к новым вкусовым ощущениям, а значит, ребенок не будет плеваться в Вас новой едой.

Чем меньше первоначальная доза, чем медленнее она увеличивается, тем меньше вероятность возникновения диатеза

Это правило можно так же проиллюстрировать «физкультурным» примером. Для того чтобы не «сорвать мышцы», а эффективно «накачивать», надо постепенно увеличивать нагрузку. В отношении введения прикормов это произойдет следующим образом.
 

Материнское молоко и прикорм


Если материнского молока хватает и ребенок не голоден, после кормления грудью, надо вводить прикормы, как написано ниже, если же грудного молока нет или мало, или неожиданно кончается, то введение прикормов так, как написано ниже, надо начать раньше, как только начались проблемы, обязательно постоянно советуясь с врачом. Итак, если всего хватает, то до 4 месяцев желательно кормить ребенка только грудным молоком.

С четырех до шести месяцев надо ввести адаптированную молочную смесь. Вводить заменители грудного молока нужно для того, чтобы ребенок не испытывал нехватки витаминов, микроэлементов и других компонентов материнского молока, количество которых в грудном молоке после 6 месяцев быстро уменьшается, хотя по другим параметрам мамино молоко остается полезным и прекращать кормить им ребенка не стоит.

Смеси вводятся осторожно, постепенно, «никуда не торопясь». После того, как ребенок отпустил грудь, наевшись маминого молока, ему надо из пипетки капнуть в рот буквально одну каплю смеси. День за днем, не спеша, надо по капельке увеличивать дозировку — сегодня одну каплю, завтра две, послезавтра три и т.д. Остальные продукты надо вводить так же постепенно, начиная с минимально возможных дозировок и медленно-медленно их увеличивая.

Эти правила выглядят излишне жесткими, однако если Вы начнете кормить ребенка по этим правилам, то, введя десяток продуктов, Вы начнете «следующий» десяток вводить быстрее, начиная с 1/8 чайной ложки, ежедневно увеличивая дозу, возможно уже в геометрической прогрессии.

Желательно, начиная вводить соки, пюре, каши и т. д., пользоваться готовыми продуктами из магазинов «Детское питание», так как они лучше переработаны и стерилизованы, подобраны под возраст, чем Вы сможете сделать дома самостоятельно. Покупное детское питание никаких «вредных для ребенка консервантов» не содержит.

Помня о желании любой фирмы продавать больше, вводите очередную баночку не с того возраста, который указан на ней, а «опаздывая», вводите на пару месяцев позже. Не покупайте питание фирм, название которых видите впервые, не покупайте питание не в магазинах, старайтесь покупать питание, сделанное в развитых странах, а не в бывшем соцлагере.

Мамино молоко

Материнское или, при его отсутствии, донорское молоко желательно 1 раз в 3 — 4 месяца проверять на стерильность (микробиологическую чистоту с определением чувствительности микробов к антибиотикам и бактериофагам), чтобы не кормить ребенка микробами и не подвергать его дополнительному риску. Если в мамином молоке «вырастут» какие-нибудь микробы, не надо торопиться с отменой материнского молока, в нем содержаться абсолютно незаменимые иммуноглобулины — антитела, защищающие грудничка от всевозможных вирусов и других микробов, предотвращающих во многих случаях развитие дисбактериоза или ОРЗ у малыша.
 

Горшок и дети

Еще одним последствием неправильного введения прикормов может стать дисбактериоз. «Перенапряженная» поджелудочная железа, механически грубая пища изменяют моторику кишечника, улучшаются условия для размножения «плохих» микробов и ухудшаются условия для «хороших», полезных организму бактерий. Дисбактериоз, а точнее большое количество плохих микробов может также привести к возникновению диатеза.

Дисбактериоз и диатез (справка)

Дисбактериоз кишечника — нарушение равновесия в качественном и (или) количественном составе флоры кишечника. В кишечнике живут «хорошие» бактерии, помогающие организму переваривать пищу, вырабатывать витамины и т.п. Но если иммунная система организма не в порядке или хороших бактерий маловато, то в кишечник могут проникнуть и размножиться «плохие» микроорганизмы (стафилококк, кандида и др.).

Дети особенно чувствительны к такому неблагоприятному фону, как дисбактериоз кишечника. В последние 10 лет увеличилась частота таких форм дисбактериоза, которые сопровождаются псевдоаллергическими реакциями на пищу, расстройствами пищеварительной системы.

Это связано с ухудшением экологической обстановки, часто встречающейся патологией беременности, ранним переходом на искусственное вскармливание и неправильным питанием детей до 1 года, а также нерациональным использованием во время беременности матери и с первых дней жизни ребенка различных медикаментозных средств (в том числе антибиотиков).
 

Болезнь беременных


Дисбактериоз кишечника, возникший на первом году жизни, может привести к формированию в более старшем возрасте таких заболеваний как дискинезия желчевыводящих путей и кишечника, хронические гастродуоденит, колит, проктосигмоидит, атопический дерматит, нейродермит, бронхиальная астма. За счет ослабления иммунной системы ребенок с дисбактериозом кишечника может часто и длительно болеть.

Дисбактериоз кишечника требует коррекции. Нарушения микрофлоры легче корригируются в грудном возрасте и, за счет устранения неблагоприятного фона, осуществляется не только лечение имеющихся дисфункциональных расстройств, но и профилактика развития тех заболеваний, о которых говорилось выше. Диагноз дисбактериоза ставится по данным анализа на дисбактериоз и жалобам.

Для лечения применяют КИП (комплексный иммуноглобулиновый препарат), бактериофаги, бифидумбактерин, ацилакт, бификол, лактобактерин, примадофилюс, линекс и др. Если у ребенка отмечаются кожные проявления (атопический дерматит, крапивница, пиодермия), то, наряду с общим лечением (ферменты, стабилизаторы мембран тучных клеток) и коррекцией дисбактериоза кишечника, применяется местное лечение. При правильном вскармливании и уходе риск развития и рецидивов дисбактериоза кишечника значительно уменьшается (соответственно уменьшается и риск развития хронических заболеваний, возникающих на фоне дисбактериоза).

Мы рекомендуем, по возможности, как можно дольше сохранять грудное вскармливание. Если по каким-то причинам это невозможно, то переход на искусственные адаптированные смеси должен осуществляться постепенно. Также постепенно вводится прикорм.

Другим важным фактором в питании ребенка грудного возраста является стабильность. Учитывая несовершенство пищеварительной функции детей до 1 года, каждое новое блюдо в их рационе является стрессовым фактором, требующим адаптации. Поэтому частые необоснованные изменения питания могут вызывать развитие дисбактериоза.

Желательно сдать анализ кала на дисбактериоз при появлении неблагоприятных стрессовых факторов: любое заболевание, ослабляющее иммунную систему (корь, ветряная оспа, грипп, скарлатина, кишечные инфекции и т.д.); изменение характера питания; переезд в другую климатическую зону; пищевые отравления; использование антибиотиков, сульфаниламидов, гормональных препаратов; плановые оперативные вмешательства; сильные психо-эмоциональные воздействия. Также желательно сделать анализ при появлении запоров, поносов, плохого аппетита или сна, болях в животе, кожных «аллергических» высыпаний.

Копанев Ю. А., Соколов А. Л.


Уважаемые читатели! Были ли у вас проблемы с введением прикорма? Как ваш ребенок реагировал на введение новых продуктов? Ждем ваших ответов в комментариях!

Читайте также:

Детские бутылочки: где скрывается опасность?

Педагогический прикорм в вопросах и ответах

Обсуждаем на форуме:

Прикорм

Нужна ли вода грудничку?

Несомненно, очень важно, так как ребенок постоянно нуждается в воде. Надо учитывать, что по отношению к своему весу ребенок выпивает огромное количество жидкости. В среднем эта пропорция до 3 месяцев равна 130 мл на килограмм веса, что составляет минимум 600 мл для ребенка весом 4 кг. При искусственном вскармливании ребенок в первый месяц жизни помимо молочных смесей в интервалах между кормлениями должен получать 100-150 мл чистой питьевой воды в сутки.

Кроме количества питьевой воды для приготовления детской молочной смеси огромное значение имеет качество жидкости. Она должна соответствовать высоким стандартам качества, быть экологически чистой, легко усваиваться, иметь сбалансированный состав минеральных солей, подходящий для хрупкого и нежного организма ребенка.

Риск обезвоживания

В случаях обезвоживания необходимо компенсировать потерянную влагу. Обезвоживание происходит, в основном, по причине нарушения пищеварения. Симптомы – рвота, вирусная или пищевая диарея, при которой в 90 % случаев обострения происходит обезвоживание. Риск обезвоживания у грудного ребенка особенно велик из-за недостаточности развитости у него почечной функции. В таких случаях ребенок будет пить гороздо больше, чем в обычном своем состоянии, и в промежутках между кормлениями по–своему постарается сообщить вам об этом.

Прислала Лисецкая Арина по материалам журнала «Счастливые родители»

Прикорм: готовить ли малышу отдельно?

Прикорм: важные вопросы


Вы уже решили, как будете вводить первые продукты в рацион малыша: будет ли это прикорм педагогическим или общепринятым. О том, как вводить прикорм мы рассказывали ЗДЕСЬ>>>

Теперь давайте разберемся, как и что готовить малышу. Рассказывает Юлия Гусаковская-Старовойтова, телесный психолог, мама семерых детей.

Детская еда: нужно ли готовить ребенку отдельно?

Итак, ребенок пробует, знакомится, его организм вырабатывает все большее количество пищевых ферментов, прикорм усваивается все более полно. Кроме того, к полутора годам у детей вырастают все молочные зубы, они умеют жевать и в состоянии усвоить многие виды пищи.

Поэтому в этом возрасте ребенка можно переводить на общий стол. В этом есть большие плюсы: во-первых, ребенку не нужно готовить отдельно, а во-вторых, он физиологически и психологически привыкает к тому, что он часть семьи и ест то же, что и остальные.

Конечно, все детки разные: одни предпочитают каши, другие овощи, третьи мясо, но тем не менее общее представление о том, какой должна быть еда, формируется именно в этом возрасте.

Что же происходит, когда мы готовим ребенку отдельно? Он привыкает именно к этой пище и начинает полагать, что такую еду он будет есть всю жизнь.

К тому же у него складывается и определенное психологическое восприятие: то, что для него готовят специальную еду, становится нормой – и это очень сильно проявляется в подростковом возрасте, когда происходит пищевое противопоставление себя остальной семье: «Я буду есть что-то свое, но не то, что едят мама и папа».

Прикорм: важные вопросы


Готовить самим или предпочесть «баночки»?

Вопросы введения прикорма в современном мире – это очень часто в первую очередь вопросы маркетинга. Поэтому когда вам преподносят какую-то информацию, важно тщательно анализировать, что и к чему.

В баночках с детским питанием нет ничего плохого, более того, такая еда нередко нас выручает. Но надо помнить две вещи – баночное питание это всегда консервы, которые никак не могут быть лучше свежеприготовленной пищи.

А во-вторых, гомогенизированная консистенция детского питания не является ни более полезной, ни более безопасной для ребенка. Остановимся подробнее на последнем факторе.  

Многие родители волнуются, что ребенок, кушая цельную пищу, может подавиться. Приспособления с сеточкой, через которую ребенок может «безопасно» высасывать еду, измельчение продуктов в безупречно гладкую массу с помощью блендеров и ситечек – все это чистой воды страх!

Когда у ребенка появляются первые зубки, он уже готов к восприятию более грубой еды и прекрасно справится с мелкими кусочками. А более крупные частицы он просто выплюнет – многие мамы с этим явлением хорошо знакомы.

Но если вы, увидев, что ребенок засунул в рот большой кусок, начнете паниковать, то и малыш испугается, а потом будет отказываться  от твердой пищи. И это будет в первую очередь проблема мамы!

Прикорм: важные вопросы

Спорные продукты: давать или не давать

В нашей педиатрической норме есть определенные сроки: когда вводить овощи, фрукты, мясо, соки. Однако при предложенной выше концепции таких вопросов не возникает в принципе. Ребенок потянулся к продукту – значит, его можно «вводить», и неважно, фрукт это или мясо.

Единственное правило: начинаем давать прикорм — даем ребенку и питье. Если нет выраженной и подтвержденной аллергии на какую-либо пищу, можно давать все и сразу.

Придерживаться старых схем, когда постепенно вводился один продукт в неделю, нет необходимости. Ребенок захотел – дайте ему это попробовать.

Но при этом вы должны быть спокойны и не переживаете за то, что делаете. К сожалению, это очень сложно для нашей культуры – традиция введения прикорма по жестким схемам настолько сильна, что любые отступления от нее вызывают страх.

И  если вы боитесь – не давайте ребенку эту пищу, потому что ваш страх он воспримет на тонком уровне и может перенести его на продукт. Вплоть до возникновения аллергии.

Помните, что ребенок всему учится через подражание. Он растет, он хочет быть похожим на вас, он хочет быть взрослым! Давайте ему эту возможность, доверяйте ему – и переход от грудного периода к общему столу пройдет органично и безо всяких проблем.

Юлия Гусаковская-Старовойтова,
руководитель Семейного центра
 

Уважаемые читатели! Какой первый прикорм был у вашего малыша: педагогический или общепринятый? Какой самый экзотический продукт пробовала ваша кроха? Ждем ваших ответов в комментариях!

Читайте также:

Прикорм: что нужно знать родителям?

Детские бутылочки: где скрывается опасность?

Обсуждаем на форуме:

О здоровом питании детей

Семейный навигатор:

Товары для детей и беременных

Почему соска и бутылочка не нужны грудничку

Собирая приданое для малыша мамы, как правило, в обязательном порядке приобретают соску-пустышку и бутылочку для кормления. Но лучше бы они Вам не пригодились. Я имею ввиду, что при грудном вскармливании эти две вещи ни к чему, а Вам я желаю иметь возможность кормить грудью.

Почему соска и бутылочка не нужны грудничку? Да, потому что они вредят грудному вскармливанию, а потому и ребенку. Пустышкой малышу подменяют грудь. Очень часто уже наевшись, малыш не успевает реализовать инстинкт сосания, он сует в рот пальчик или весь кулачок, а заботливая мама вручает ему соску из самых добрых побуждений. Но сосание соски, и сосание маминой груди — две диаметральные противоположности. Во-первых, пустышка не подарит ощущения тепла, тесноты объятий, знакомого вкуса и запаха. Малыш не услышит рядышком биение маминого сердца и шум ее дыхания. Этого вобщем-то можно добиться просто взяв малыша на ручки, но почему бы тогда уж не предложить ему грудь? Во-вторых, ни одна пустышка, какой бы формы она не была, не сосется так же, как мамина грудь. Ребенок совершает совсем другие движения, не достаточные для продуктивного сосания груди. Чего Вы этим в итоге добиваетесь: малыш реже сосет грудь и стимулирует выработку молока, путает соску с соском и может отказаться от груди или у Вас резко снизится количество прибываемого молока. Бутылочка оказывает тот же эффект. Успокаиваясь бутылочкой с водичкой, малыш отвыкает от груди. Насчет водички стоит поговорить отдельно. Ребенку первого полугодия жизни не нужна никакая жидкость, кроме грудного молока, даже в условиях нашего жаркого климата! Когда малыш сосет бутылочку, он не достаточно сильно открывает рот, что необходимо при сосании груди. Работает в основном щечками, что на много облегчает процесс сосания. А если еще в роддоме сложилась такая ситуация, что ребенка в первый раз приложили не к груди, а к бутылочке с соской, то он просто не знает, как обращаться с грудью, как ее сосать. Будьте терпеливы и не опускайте рук. Даже, если Ваш малыш приучен в роддоме к бутылочке и скандалит, когда Вы даете ему грудь, продолжайте попытки наладить процесс грудного вскармливания. В конце концов, ребенок сдастся. У него просто не будет выхода.

В ситуациях, когда молока не хватает и ребенка необходимо докармливать, делайте это ложечкой, или допаивайте из чашки. Кроме того, есть специальные поильнички. Хотя существуют моменты, когда соски и бутылочки не избежать. Например, малыш на искусственном вскармливании заложник пустышки и питания из бутылочки. Тоже самое и при смешанном вскармливании, которое вскоре превращается в искусственное. Бывает, что маме необходимо отлучиться, а оставшиеся с малышом родственники или няня не научились кормить малыша из ложечки и имеют скудные знания практических приемов ухода за малышом без использования пустышки. Но этой ситуации можно избежать, просто проинструктируйте всех, на кого планируете оставлять ребенка на длительный срок.

Резюмируем! Если Вы не хотите усложнять начало грудного вскармливания малыша — не начинайте использовать пустышку и бутылочку с соской, а если он познакомился с этими предметами по независящим от Вас причинам — как можно быстрее перестаньте их использовать.

Читайте также:

Мало молока?

Баночное питание из овощей и фруктов

Обсуждаем на форуме:

Грудное вскармливание