Архив рубрики: Психология и воспитание

«Пришла в опеку и сказала: спасите, помогите». Как мама вернула ребенка в детский дом

Воровал, писался, убегал из дома, врачи поставили диагноз  психопатическое расстройство личности. Pravmir.ru рассказывает анонимную историю женщины, которая усыновила троих детей, но одного вернула обратно и считает себя предателем. Можно ли было этого избежать? Она до сих пор задает себе этот вопрос.
 

Источник фото: pixabay.com

Священники не советовали брать ребенка, а я спорила с ними

У нас родился больной ребенок, и врачи сказали:

Идите домой, ждите, когда умрет.

Развитие оставалось на уровне трехмесячного ребенка, он улыбался и узнавал своих, но даже голову не держал. Мы сдавали анализы, ходили в платные и научные организации, я надеялась, что нам что-то скажут и помогут, но нет. Никаких прогнозов, ничего, наоборот: вам лучше не рожать или попробовать родить от другого мужчины. У нас брак венчанный, как можно говорить: «Найдите другого мужчину», бред какой-то.

Правда, муж со мной фактически не жил все эти пять лет, я поднимала ребенка одна. Он был в длительных командировках и зарабатывал деньги, дома почти не бывал. Вероятно, ему было тяжело перенести болезнь сына. Когда мы лежали в больнице, я видела, как приходят другие мужья и сопереживают, а он не смог принять эту ситуацию. Любил, но на расстоянии. Он хотел нормального ребенка, с которым будет играть в футбол, разговаривать и хвастаться его успехами.

«Дети могут шататься по дому и скучать». Чему белорусским родителям стоит поучиться у шведов

Несмотря на то, что  шведский термин “лагом” не переводится, он скрывает за собой особенный образ жизни. Лагом — это баланс, золотая середина, простой и упорядоченный подход ко всему. Разгружать, проветривать и сохранять лишь основное — вот чему можно поучиться у шведов, в том числе в воспитании детей.
 


 

 

Лагом — это умение остановиться, когда мы достигли простой жизненной гармонии: дом, который нам нравится и соответствует нашему бюджету, когда у нас достаточно денег, чтобы заплатить за отопление, хорошую еду и путешествия время от времени.

И возраст не помеха! Как дети зарабатывают миллионы

Современные дети мечтают скорее не о новых игрушках и полетах в космос, а о том, как заработать деньги и на что их потратить. И некоторые дети не только мечтают, но и зарабатывают свои первые миллионы.

1. Джордан Кейси, основатель и генеральный директор Casey Games, разработчика мобильных приложений под iOS.

Источник фото: deztop.net
 

Джордан научился программировать в 9 лет, а в 12 создал игру “Инопланетные шары против людей”, которая за три дня стала бестселлером на iTunes.. К 13 годам Джордан выпустил несколько мобильных игр, выступал на престижнейших международных конференциях в качестве докладчика, создал веб-браузер C-Browse.

Подросток является представителем Bizworld — проекта, вдохновляющего детей на занятия предпринимательством. Так, одно из самых популярных его приложений Kids Code предлагает подросткам одновременно играть, и изучать программирование.

Когда деньги не будут выброшены на ветер. 10 самых полезных развивающих игрушек

Современные дети начинают говорить намного позже, чем их сверстники 20-30 лет назад. И чтобы не пришлось водить ребенка к логопеду в 3-4 года с задержкой речевого развития, стоит с самого детства играть с малышом в игрушки, стимулирующие развитие речи. Что они собой представляют?

Светлана Мымрина, логопед из ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», составила топ-10 развивающих игрушек, которые должны быть в зоне доступа каждого ребенка. 

10 место – вертушки, дудочки и т.п.

На 10 месте игрушки, способствующие развитию речевого выдоха (свистульки, вертушки, мыльные пузыри, дудочки и т. д.).

Систематическая игра с ними поможет вашему малышу сформировать речевой выдох, без которого невозможно развитие речи.

9 место – вкладыши и доски Сегена

Играя с такими игрушками, ребенок не только разовьет скоординированную работу «рука-глаз», но и станет более усидчивым и целеустремленным, усвоит простейшие математические эталоны (форма, размер).

Тематика досок широка и разнообразна. Выбирайте самые актуальные для раннего возраста темы: «Домашние животные», «Овощи», «Игрушки», «Одежда», «Посуда».

8 место – пирамидки

Существует огромное множество вариаций этой игрушки. Но для усвоения формы и цвета начните с классической пирамидки из 3-5 колец.

Постепенно увеличивайте количество кружков, а когда эта работа будет освоена, можно переходить и к более сложным видам пирамидок, например, с квадратными и многоугольными элементами.

 

7 место – шнуровки

Веселые ежики, бабочки, слоны и ананасы с дырочками и разноцветными шнурками помогут развить мелкую моторику ребенка. Ведь, как известно, чем лучше развита работа пальцев рук, тем быстрее развивается речь малыша. 

6 место – матрешки

Эту старую игрушку современные дефектологи любят неслучайно. Классическая матрешка включает в себя 5-7 предметов. Но для игр с детьми раннего возраста следует начинать с матрешки, состоящей из 3 кукол.

Работа с этой простой игрушкой решает множество дидактических задач. Это и соотнесение по размеру (большой, средний, маленький), и развитие пространственной ориентировки (ориентация в схеме тела «верх-низ»), и соотнесение по цвету, и хорошая основа для развития простейших сюжетных действий. 

Сегодня существует множество видов матрешек. Это и совы, и коты, и три медведя с маленькой куклой Машенькой, и курочка с цыплятами. Использование таких нестандартных игрушек позволит вашему малышу развить фантазию, а также подтолкнет к выстраиванию сюжетной линии со знакомыми сказочными персонажами.

5 место – игрушка «Геометрик»

«Геометрик» – это деревянная игрушка с разным количеством штырьков для нанизывания простейших геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник). Вариантов, как играть, множество: это соотнесение по форме и цвету, использование фигур в качестве строительного материала для создания построек по образцу («домик», «вагон» и т. д.).

Поиграйте вместе с малышом, подсказывая варианты разнообразных построек. Так ребенок получит первый конструктивный опыт в жизни и приобретет простейшие математические навыки в игре с взрослым.

4 место – резиновые животные и пазлы со зверями

На 4 месте резиновые игрушки-зверюшки, издающие звуки: «мяу», «га-га», «ко-ко», а также разрезные пазлы из 2-3 частей с изображением домашних животных. После обучения звукоподражанию можно называть зверей: для этого лучше использовать животных, в названии которых есть два открытых слога (например: ко-тя, цы-па, гу-си, му-ха, ми-ша, за-я, пе-тя и т.д.).

Использование таких игрушек будет стимулировать ребенка к звукоподражанию голосам животных, а в случае с пазлами – еще и способствовать развитию пространственной ориентации (верх – низ, лево – право).

3 место – игрушечный транспорт со звуком

Это разнообразные машинки, паровозы, поезда, самолеты, издающие звуки. Хорошо, если звуки будут приближены к звукам человеческой речи: «би-би», «ту-ту», «пых-пых», «иу-иу», «пи-пи».

Покажите вашему ребенку разные способы игры с машинкой, постройте гараж из кубиков, научите катать машинку с горки. Заинтересованный малыш скорее начнет повторять за взрослым звуки, слоги и первые слова.

2 место – стучалки

Стучалки с разноцветными деревянными гвоздиками и молоточком для забивания помогут скоординировать работу «рука – глаз», научат регулировать силу удара, помогут закрепить основные цвета и вызвать простейшие звукоподражания: «тук-тук», «бах-бах», «бум-бум» и др.

1 место – игрушки с заводным механизмом

Прыгающие собачки и лягушки; зайцы, стучащие в барабаны; веселые коты и мышки, шустро бегающие по столу – все эти заводные игрушки непременно вызовут улыбку и интерес любого малыша и подтолкнут его к воспроизведению простейших звуков, так необходимых для появления первых слов.

Непременным условием для достижения нужного эффекта должно быть оречевление действий, выполняемых игрушками: «ква-ква-ква», «бам-бам-бам», «пи-пи-пи», «опа-опа-опа», «уф-уф» и др.

Самодельные игрушки

Для игр с малышом также можно использовать самодельные игрушки и пособия, способствующие увеличению речевой активности. Главное, чтобы они вызывали живой интерес у вашего ребенка и желание произносить слоги, слова и простейшие фразы.

Это могут быть книжки-самоделки – вырезанные из журналов картинки с изображением животных и людей, которые выполняют простые, хорошо понятные ребенку действия (котик спит, птичка летит, собака ест и т. д.). Прошнуровав такие книжки и приклеив картинки на картон, вы сделаете долговечную и интересную игрушку своему ребенку. Главное условие – многократное проговаривание мамой сначала названий животных (кот, птица, собака и т. д.), а затем и действий, которые они выполняют (кот ест и т. д.).

Банки из-под кофе с прорезями на крышке (большая и маленькая) и пуговицы соответствующих цветов и размеров. Когда ребенок забрасывает пуговицы, не забывайте многократно произносить «бах- бах», «бум- бум», «опа-опа», «шлеп-шлеп» и т. д.

Сенсорные доски с разнообразными шнуровками, прищепками, замочками, звенящими и шуршащими игрушками – всем тем, что вызывает эмоциональный отклик у вашего ребенка.

Как правильно играть с ребенком?

Для развития речи важно не просто купить ребенку нужные игрушки, а каждый день заниматься с ними, проигрывая разные ситуации и образы. Как правильно себя вести во время таких обучающих игр? Вот ряд полезных советов:

  • Сядьте рядом с ребенком, чтобы был контакт «глаза в глаза».
  • Произносите слова медленно, четко артикулируя.
  • Если ребенок только овладевает произнесением целых слов, говорите и сокращенное слово, и полное. Например: «Это котик, котик, котик – «мяу, мяу, мяу».
  • Постоянно побуждайте ребенка к речи: «Попроси, тогда дам», «Не понимаю, объясни». Создавайте ситуации, когда нужно сказать словом о своем желании. Не бросайтесь сполнять любую прихоть малыша, не дав ему попытаться объяснить, что он хочет.
  • Обязательно закрепляйте достигнутое, т. к. сформированные навыки без повторения могут забываться.
  • Наряду с существительными вводите в речь ребенка и глаголы. При затруднении понимания некоторых из них объясняйте глаголы в действии в конкретной игровой ситуации с реальным предметом. «Лови мяч. Бросай мяч. Дай мяч»,
  • Подключайте эмоции. На радостных эмоциях обучение идет быстрее и легче.
  • Следите, чтобы ребенок был сосредоточен на предмете и не отвлекался.
  • Одновременно с речью развивайте другие психические процессы (память, внимание, мышление), а также накапливайте сенсорный опыт в играх и повседневной жизни.
  • Работайте над общей моторикой. Делайте с ребенком утреннюю зарядку, прыгайте на батуте, занимайтесь детским спортом, плавайте в бассейне.
  • Избегайте прямых инструкций (повтори, скажи).
  • Обязательно комментируйте выполняемые действия словом, стройте простые и короткие фразы из понятных ребенку слов.
  • Включайте ребенка в диалог (даже если он может ответить только «да» или «нет».)

Помните главное: какую бы игрушку вы ни выбрали, важно многократное совместное проигрывание и отработка ее функций совместно с ребенком. От вашего упорства и терпения во многом будут зависеть достижения ребенка. Не так важно, с какой игрушкой будет играть ваш ребенок, важно качество включения ребенка в игру.

И напоследок, хочется сказать следующее: существует такая негативная тенденция, когда занятые мамы и папы «задаривают» своих чад многообразными машинками и куклами. Постарайтесь проявлять свою любовь другим способом: найдите время на то, чтобы поиграть вместе с малышом, почитать книгу, просто поговорить. Это для ребенка полезнее и важнее любой дорогостоящей игрушки, если он будет играть с ней в одиночестве!

А какие игрушки вы считаете самыми полезными для ребенка? 

9 признаков того, что вам нужно срочно показать ребенка психологу

Обычно взрослые замечают явные изменения в поведении детей: участие в драках, кражи, злоупотребление алкоголем и курением, увлечение наркотиками. А случаи, когда ребенок становится необщительным и агрессивным, теряет интерес к любимым вещам и просто ведет себя странно, часто ускользают из поля зрения.

 

Автор — Анастасия Тетерук, психолог, специалист по персоналу
 

Иногда взрослые руководствуются соображением: «Нужна помощь – сам попросит, пройдет само, не жалуется – значит, все нормально». Это установки, которые мешают глубже исследовать психологию ребенка. А все потому что мы живем в постоянной спешке: дела, работа, дом, дедлайны, покупки.

Я составила список из 9 признаков, по которым родители могу понять, что ребенок нуждается в психологической помощи.

1. Постоянные разговоры о смерти

Разговоры на тему смерти могут быть оправданы, на мой взгляд, у детей до 10 лет. Ребенок в таком возрасте мало чего понимает, в силу отсутствия жизненного опыта. Детские вопросы типа: “Отчего люди умирают, как это происходит, что становится с человеком после смерти?» — это нормальное любопытство.  

А вот когда подросток время от времени заявляет: «Я покончу с собой», «Хочу умереть, надоело жить», «Не хочу видеть этот мир», надо срочно бить тревогу!

«Одичавшие дети»: что стало с ребятами, выросшими среди кур, обезьян и собак

Джулия Фуллертон Баттен, фотограф из Англии, известна своим необычным фотопроектом «Одичавшие дети».  На изучение историй «детей-маугли» ее вдохновила книга Марины Чапман «Девочка без имени». Джулия была удивлена, что дети в современном мире нередко оказываются на воспитании животных. Все фотографии постановочные, но основаны на 15 реальных случаях. Расскажем о некоторых из них. 

Марина Чапман, Колумбия, 1959

Источник фото: juliafullerton-batten.com
 

Марину похитили в 1954 году в возрасте 5 лет из отдаленной южноамериканской деревни, а затем оставили ​​в джунглях. Она жила в семье маленьких обезьян-капуцинов в течение 5 лет, прежде чем ее обнаружили охотники. Марина ела ягоды, корни растений и бананы, спала в ямах, ходила на четвереньках. Девочка подружилась с молодыми обезьянами и научилась у них лазить по деревьям, играла и ухаживала за животными. 

О чем важно помнить родителям подростков, чтобы потом не было мучительно больно?

Порой подростки идут на поступки, которых от них никто не ждет. Кто бы мог подумать, что вчерашний мальчишка решится зайти в торговый центр с бензопилой, набросится  на отца с ножом, нападет на учительницу в родной школе? Эти громкие случаи заставили белорусов заговорить о психологическом здоровье детей. Какое поведение для подростков нормально, а когда нужно бить тревогу? С лекцией в Минске на эту тему недавно выступила известный эксперт Наталья Шеина.
 

Наталья Шеина — директор «Центра Комфортного Общения», основатель бизнес-школы для подростков и студентов, психолог, сертифицированный специалист в области когнитивно-поведенческой терапии, член Международной ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов.

Очень сложный период

В подростковом возрасте человек быстро развивается и стремительно меняется. Во-первых, подростки очень сильно меняются физически, они начинают быстро расти, часто непропорционально, они могут стать или тощими, или толстыми, от чего сильно комплексуют (девочки особенно, но мальчиков часто это тоже касается).

Они становятся неуклюжими и неповоротливыми, часто не могут хорошо управлять своим телом, нечаянно ломают и крушат все вокруг себя.

У подростков появляются угри и прыщи, начинают везде расти волосы. Подростки начинают плохо пахнуть. У мальчиков в подростковом возрасте начинается ломка голоса (для них это колоссальная проблема). Кроме этого, подростки, как правило, очень много едят и часто бывают сонливыми.

Меняясь, подростки начинают сравнивать себя с окружающими, практически всегда это сравнение не в их пользу. Окружающие подросткам кажутся гораздо более привлекательными, умными, яркими и т.к.
 

Иногда подростковый возраст длится до 26 лет

Подростковый возраст начинается у девочек в 9,5 лет, у мальчиков – в 10 лет, заканчивается в 21 год, канадские психологи считают, что иногда подростковый возраст продолжается до 26 лет.

Бывает так, что выйдя из подросткового возраста, человек не становится взрослым, а сохраняет инфантильное поведение. К сожалению, это случается нередко.

Из своей практики могу сказать, что в некоторых случаях угрюмость, депрессия, беспокойство и недостаток концентрации внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемы поведения могут быть вызваны нарушением гормонального фона. В этой связи, если у вашего подростка обозначенные проблемы выражены в явной форме, не лишним будет сдать кровь на гормоны и обсудить анализы с квалифицированными специалистами — клиническим психологом, психотерапевтом и эндокринологом.
 

Плохо контролируют эмоции

Важно помнить, что подросток не всегда может контролировать свои эмоции. Он может грубить, хамить, но делает он это часто не нарочно. Более того, подростки плохо считывают чужие эмоции, аналитические способности и проектное мышление у них развиты гораздо слабее, чем у взрослых.

Также подростки очень зависимы от мнения своих сверстников. Если подросток один, он принимает вполне адекватные решения, но оказавшись в группе себе подобных, он, в первую очередь, думает о том, как расположить сверстников к себе, отсюда возможно неадекватное поведение и реакции, склонность к риску, эпатажу, демонстративному поведению.

Всех подростков отличает:

  • эгоцентризм, они считают себя уникальными, особенными, они считают, что никто никогда не чувствовал то, что чувствуют они, не переживал то, что переживают они;
  • зацикленность на собственных переживаниях, для них экстремально важно то, что они чувствуют;
  • неправильная трактовка чувств, мыслей и поступков других людей, они могут сопереживать только себе подобным, тем, кто на них похож (подросткам), плохо считывая эмоции других людей;
  • актерская игра и демонстративное поведение, как будто за ними постоянно кто-то наблюдает, а потому всегда нужно быть на высоте;
  • ощущение неуязвимости и бессмертности, постоянное стремление делать опасные трюки. Правильная реакция родителя в такой ситуации — не критиковать, говорить, что вы волнуетесь, если есть демонстративность в поведении — искать, чем трюки можно заменить;
  • постоянная проверка границ. Например, позиция: «А что будет, если я не пойду в школу?» Реакция родителя на этот вопрос может быть разной: разрешить или отправить в школу в любом случае. Если оставили дома, нужно быть готовым, что ситуация повторится.

Для того чтобы уменьшить соблазн, сделайте сидение дома для ребенка скучным: заберите ВСЕ гаджеты, телевизор, все развлечения, пусть доступны будут только домашние дела, уроки и максимум книги. С другой стороны, отправить в школу любой ценой тоже может быть не выход, иногда ребенку нужно остаться дома, чтобы просто отдохнуть и поспать.

Берем лист бумаги и рисуем 3 колонки. Простой способ научить ребенка помогать по дому

Год назад мы с 5-летним cыном взяли лист А4 и разделили его на три колонки. В первой я предложила сыну написать все те домашние дела, которые он гипотетически уже умеет делать сам. Сначала ребёнок испугался последствий (ибо не дурак), но я успокоила и заверила, что его умение и обязанность их делать между собой связаны будут не настолько прямолинейно.
 

Источник фото: pixabay.com
 

И тогда получился сразу большой список: и посуду он, мол, может вымыть, и полы, и пылесосить умеет, цветы поливать, пыль вытирать, мусор выносить. Сижу, читаю, думаю: что ж ты это всё умеешь и не демонстрируешь, Штирлиц ты эдакий?

Уникальное правило трех минут: как воспитать счастливого ребенка

Отношения между родителями и детьми не всегда идеальны. Особенно сложным для многих становится подростковый возраст. Иногда, чтобы выстроить «мостик» между двумя поколениями, приходится искать массу способов, как это сделать. Психологи утверждают, что есть одно универсальное правило, которое прекрасно справляется с этой задачей.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Ежедневное общение родителей и детей является залогом успешного взросления и развития ребенка. А сколько времени в день вы проводите с ребенком? Большинство, приходя с работы, сразу приступают к приготовлению ужина, мытью посуды, принятию ванной и т.д. Затем поцелуй и пожелание спокойной ночи своему чаду. Вроде бы ребенок и присутствует все время рядом, однако общение как таковое, на самом деле, отсутствует.

«У нас очень строгая иерархия». Как мама живет в окружении шестерых мужчин

Анастасия всегда хотела иметь большую семью. Так и получилось: с мужем Александром они воспитывают пятерых сыновей. Старшему сыну Ване — 18, Вове — 16, Славе — 10, Алеше — 5 и Артему – 2 года. Анастасия рассказала Ребенок.BY, какие правила и обязанности существуют в их многодетной семье, и поделилась секретом, как успевать уделять внимание детям, мужу и — самое главное — себе.
 

Источник фото: архив героини

Строгая иерархия в семье

Анастасия считает, что главное – это выстроить иерархию в семье.

— Если есть иерархия, есть главный, то все само отстраивается. Главные — отец и мать, потом главный – старший сын и так далее.

Вот простой пример, как это проявляется: если одновременно подходят с просьбой младший и старший сын, как правило, мама откликается на просьбу младшего в семье, младшие кричат и требуют внимания, а старший потерпит, поймет. Когда это превращается в систему, младший автоматически становится главным, ведь его потребности удовлетворяются в первую очередь, старшие понимают, что должны любить младших, но почему-то не любят, к ним может даже появиться какая-то ненависть.