Архив рубрики: Развитие детей до года

Восьмой месяц жизни ребенка (7 месяцев)

На восьмом месяце малыш готов к исследованию квартиры и окружающей обстановки!


Восьмой месяц жизни ребенка (7 месяцев)
 

Ребенок уже сидит без поддержки, начинает активно ползать. А маме приходится прятать вещи от карапуза и завязывать шкафчики. Уже пора объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо.

Малыш отлично понимает, что делать, если что-то не получается: попросить помощи у взрослых! Интеллект ребенка развивается стремительно, а занятия с малышом становятся все увлекательнее.

Вес малыша в семь месяцев–8-9 кг, а рост – 68-72 см.

Прикорм ребенка на восьмом месяце жизни

На восьмом месяце жизни в прикорм ребенка вводится творожок. Добавьте в кастрюльку равное количество молока и кефира, доведите до кипения. Затем покрошите туда печенье, чтобы оно размокло. Выловите гущу шумовкой. Добавьте любимое фруктовое пюре малыша. Творожный десерт готов!

К концу восьмого месяца можно делать запеканку с фруктами в духовке из магазинного творога. Как и в случае введения в рацион ребенка фруктового пюре, первый раз давайте малышу крохотную часть приготовленного: всего половину чайной ложечки, постепенно, день за днем, увеличивая порцию.

Так же в семь месяцев в рацион ребенка добавляется мясное пюре. Можно использовать как детские консервы из магазина, так и приготовить мясное пюре в домашних условиях. Для этого хорошенько проварите мясо говядины, затем измельчите в блендере, добавьте немного бульончика, и пюре для крохи готово!


Восьмой месяц жизни ребенка (7 месяцев)

Что умеет малыш на восьмом месяце жизни?

  • Ребенок умеет сидеть без поддержки.
  • Из положения сидя может лечь на животик.
  • Многие малыши в семь месяцев уже умеют ползать. Но это вовсе необязательный навык этого возраста, некоторые карапузы сразу начинают ходить, минув стадию ползания.
  • Малыш на восьмом месяце жизни твердо стоит у опоры до 2 минут.
  • Из положения стоя у опоры ребенок может опуститься на четвереньки, а затем сесть.
  • В семь месяцев малыш может делать один-два шага в сторону у опоры, формируются первые навыки ходьбы.
  • Ребенок умеет вкладывать маленькие предметы в большие, например, кубики в ведерко. Также малыш умеет их и выкладывать.
  • На восьмом месяце жизни ребенок берет большие предметы всей ладошкой, а маленькие – пальчиками.
  • Если родители учили малыша, то он уже самостоятельно справляется с ложкой за обедом, умеет пить из кружки.
  • Ребенок переживает страх расставаясь с мамой, становится очень привязан к ней.
  • На восьмом месяце жизни малыш понимает смысл многих слов, выполняет просьбы «дай», «попей»…
  • Жестами может показывать на интересующие его вещи, выпрашивая их.
  • По памяти выполняет заученные действия под слова потешек.
  • На восьмом месяце жизни малыш с интересом рассматривает других детей, говорит с ними на своем языке.
  • Добивается похвалы родителей. Важно не просто ласкать малыша, как это было раньше, сейчас ребенок уже ждет похвалу за выполненные действия.

Игры и занятия с малышом на восьмом месяце жизни ребенка

  • Для закрепления навыка ползания играйте с ребенком в поиск игрушки. Ребенок лежит на животе, по периметру от него на недосягаемом расстоянии положите игрушки (колокольчик, пищалка и прочие звуковые), накрытые салфеткой. Позвоните в колокольчик под салфеткой, малышу станет интересно, и он будет стараться доползти до игрушки. Когда ему это удастся, ребенок сбросит салфетку. Похвалите его и разрешите поиграть с игрушкой, прежде чем приступать к новой задаче.
  • Называйте слоги, которые малыш знает. Он с удовольствием будет повторять, отвечать вам. Таким образом тренируется речевой аппарат ребенка.
  • Собирайте вместе с малышом пирамидку и разбирайте. Стройте башенки из кубиков.
  • Играйте в жестовые игры.
  • Читайте малышу книги с картинками, показывайте при чтении на рисунки героев, называйте их.
  • Изучайте мир животных с помощью игрушек ребенка. Например, зайка прыгает, говорите «прыг-скок» и показывайте это действие.
  • Можно купить пальчиковые игрушки, на восьмом месяце жизни ребенок с удовольствием будет смотреть театр в мамином исполнении.
  • На восьмом месяце жизни ребенок очень интересуется предметами с кнопочками: пульты, телефоны и пр. Позволять малышу переключать телевизор не стоит, так как эта игра может понравится крохе больше других, а пользы от нее немного. Лучше подарить ребенку ненужный пульт или старый телефон, предварительно его протерев, пусть малыш нажимает на кнопочки и развивает моторику. Только следите за тем, чтобы кнопки не вынимались из новой игрушки.


Прививки ребенку в 7 месяцев не назначают.


Уважаемые читатели! Какой прикорм вы давали своему малышу в семь месяцев? Ваш малыш был спокойным ребенком или же постоянно требовал внимания? Ждем ваши комментарии!

Как вырастить ребенка счастливым?

Как вырастить ребенка счастливым?


Над этим вопросом задумывается, несомненно, каждая мама, многие психологи и философы пишут по этому поводу научные трактаты, но универсального рецепта на сегодняшний день не существует. Однако же психотерапевт Жан Ледлофф в своей книге «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности» попыталась дать ответ на этот вопрос. Самые основные принципы Rebenok.by расскажет и своим читателям.

Загадка счастья раскрыта в американских джунглях

Многие женщины, слыша о новомодных технологиях и устройствах по уходу и воспитанию детей, таких как радионяня, стерилизатор или даже просто о прочно вошедших в рацион питания детей гомогенизированных пюре и быстрорастворимых каш, невольно задумываются: как же воспитывали детей наши бабушки и прабабушки? Многие изумляются и отвечают себе: «Не знаю, я бы не смогла без стиральной машины и одноразовых подгузников».

Ледлофф же в поисках ответа на этот вопрос зашла настолько далеко, что очутилась в джунглях Южной Америки, где она наблюдала, как женщины племени Екуана растят своих детей. И не просто растят, а растят их счастливыми. Под счастьем она понимает гармоничное развитие детей: развитый инстинкт самосохранения, отсутствие плача, срыгивания и тошноты младенцев, необоснованных протестов, криков. Так малыши племени могут подолгу играть на краю обрыва, и взрослые не будут ожидать от них падения или детям во все не запрещено играть с острыми мачете… Вырастая, екуанцы остаются счастливыми, так за любое дело они принимаются со смехом. Жители племени просто делают, не тратя силы на напряжение, как люди в цивилизованном мире. Так они могут тянуть тяжеленное каноэ со смехом, разбивая ноги в кровь.
 

Как вырастить ребенка счастливым?

Секрет прост!

Объясняя счастье екуанцев, Ледлофф вводит понятие принципа преемственности, который гласит: ребенок сам знает, что ему необходимо в данный момент, и мать аналогично инстинктивно знает, что лучше всего для ее ребенка. Причем сразу стоит оговориться, что под матерью можно понимать любого взрослого, который принял на себя заботу о новорожденном. Автор пропагандирует так называемый ручной период, то есть период жизни ребенка, когда он должен постоянно быть в контакте с матерью от рождения до начала периода ползания. То есть неважно, бодрствует или опочивает мать или ребенок— они всегда рядом. Автор живо рисует картины, как женщины племени Екуана танцуют ритуальные пляски с детьми на бедрах, спят, купаются, готовят еду, придерживая новорожденного только за одну конечность… Таким образом, первый свой опыт ребенок получает от тела занятой матери. Матери Екуана не задумываются о хрупкости организма детей, наоборот они, придерживаясь принципа преемственности, знают, на что он рассчитан. Организм ребенка адаптируется к жизни вне утробы с одной стороны постепенно, так как малыш находятся постоянно на руках у матери, а с другой стороны дети получают разнообразный опыт, наблюдая за работой матери.
 

Как вырастить ребенка счастливым???


Не спускайте ребенка с рук!

Ледлофф призывает к слингоношению как максимальной возможности в цивилизованном обществе быть малышу и матери вместе, её девиз «лучше в детской коляске везти продукты из супермаркета, а малыша на руках, но никак не наоборот». Категорична автор и по поводу совместного сна, даже в своей психотерапевтической работе с семьями, имеющими подросших детей, она рекомендует совместный сон для профилактики и искоренения агрессии и дивиантного поведения у детей. Автор развенчивает стереотип о том, что, если ребенка носить на руках, то он с них не слезет. Напротив, Ледлофф наблюдала, как дети племени Екуана по завершению ручного периода научались ползать сначала не далеко от матери, оглядываясь на неё, а затем все далее и далее, уже начиная самостоятельно изучать этот огромный и удивительный мир, зная, что мама всегда примет и приласкает своё дитя.

Таким образом, цивилизованная мать может создать условия для счастья своего ребенка, будучи с первых секунд жизни ребенка всегда рядом с ним, например, используя слинг, кормя грудью. А когда спустя месяцы ребенок достаточно окрепнет физически и ментально, мать должна отпустить его в жизнь, не сдерживая манежем или вожжами, ожидая от него падений и неудач, а наоборот, всегда готовая радоваться любым успехам ребенка и, конечно, помогая преодолевать трудности подкидываемые средой.
 

Уважаемые читатели! Как вы думаете,  прав ли автор? Будете ли следовать его советам? Ждем ваших ответов в комментариях!

Читайте также:

Как вырастить гения и не погубить детство?

Что рассказал бы нам новорожденный…

Обсуждаем на форуме:

Наши дети день за днем, месяц за месяцем, год за годом

«Во всем виноваты зубки!», или Семь бед – один ответ!

«Во всем виноваты зубки!», или Семь бед – один ответ!


Один из главных фетишей молодых мам (а иногда и у не слишком молодых, и даже у «опытных» в том плане, что родили они по количеству много) — это ЗУБКИ.

Начиная с 5 месяцев и лет до 2 любая проблема в детском самочувствии и поведении немедленно объясняется этими мифическими «зубками».


Все болячки от зубок?

Многие абсолютно искренне «проговариваются» о реальном положении дел с уходом и кормлением, но сами не способны провести логической связи между своими неверными действиями и последующими отклонениями у ребенка — нет, что вы, что вы, во всем виноваты зубки.

Именно от «зубок» расстройство кишечника, а вовсе не потому, что «приучаем ко взрослому столу и что такого, пусть шестимесячный пожует печеньку-бананчик-яблочко-сырку-колбаски» (подставьте любые продукты по степени лени и глупости родителей).

От «зубок» и ночные истерики, а вовсе не от «нужного ребенку совместного сна» — с обоими родителями при включенном телевизоре.

От «зубок», как выясняется, бывают еще:

  • плохой ночной сон (сами понимаете, гуляния по сберкассам и супермаркетам тут не влияют);
  • попытки кусать и щипать родителей (их собственные паршивые отношения, конечно, к делу не относятся);
  • неадекватное поведение, смахивающее на гиперактивность (малознакомые люди, с которыми оставляют ребенка, не виноваты — это ведь троюродная тетя, разве не понятно).

Агрессия тоже не от игрушек в планшете, а от зубок. Температура, кашель, насморк, конечно же, не связаны с мотанием по метро или модным нынче «развивашкам» — они исключительно от зубок. Отказ от пищи даже под любимую рекламу не от неверных пищевых привычек, а тоже от зубок.

В общем, идею вы поняли, да? Когда ребенок в 18 лет пошлет родителей лесом или станет наркоманом, у некоторых это все равно будут «зубки», поскольку ну с чего же еще, не могут же неверные действия родителей быть напрямую связанными со здоровьем и поведением ребенка… Только порча, сглаз и зубки во всем виноваты.
 

«Во всем виноваты зубки!», или Семь бед – один ответ!


«Зубастый» опыт

Если вам вдруг нужен личный опыт — пожалуйста. В моем доме выросли СОТНИ ЗУБОВ. Из них почти три десятка зубов у одиннадцатилетней котьки, почти два десятка у почти двухлетней бусины и по три десятка зубов на каждого кота, коих у меня в сознательном возрасте было тоже более десятка.

Соответственно, вы можете легко посчитать, как много раз я проходила процесс от появления в доме существа с голыми деснами до обретения в доме существа с кучей клыков-резцов и прочих моляров (или как там еще разные зубы называются) — молочных и коренных. И НИ РАЗУ этот процесс не потребовал моего участия и не доставил мне ни единой проблемы.

Я банально отвечаю за регулярный показ всех этих зубов стоматологам и ветеринарам, но никаких иных особенностей чужие зубы мне не приносят. И это норма, и так происходит у всех живых существ, и не надо выдумывать бредовые фетиши.


Так зубки это или нет?

Товарищи, ну подумайте вы головой — сколько тысяч лет у млекопитающих (и даже конкретно у людей, если вам не нравятся те же коты) появляются-меняются зубы?

Вы действительно можете поверить, что природа предусмотрела для появления каждого зуба высокую температуру-кучу болезней живота-кишечника-сердца-легких, а еще бессонницу, истерики и агрессивное поведение впридачу? Вы сами верите, что, будь биологический вид настолько бракованным, он бы выжил сквозь все эти века?

Поэтому, когда слышите чей-то трогательный страдальческий запев про «зубки», которые неделями и месяцами, якобы, беспокоят и беспокоят ребенка, делите это дело на 33, а потом еще на 33 и еще на 33. И вообще, не тратьте сочувствие на человека, который не ищет реальных проблем и путей их решения, а ищет свободные уши, дабы поныть.

А со своими детьми просто забудьте это слово. Нет такого слова «зубки». Зубы вы обнаружите в положенные сроки, когда ребенок будет широко улыбаться. Или когда о них звякнет ложка. Или когда пойдете на плановый осмотр к стоматологу.


Уважаемые читатели! Вы часто списываете капризы своего ребенка на зубки? Может действительно причина детских слез, температуры и тому подобного далеко не в зубах? Или же все-таки «зубки» всему виной? Ждем ваши ответы в комментариях!
 

Читайте также:

Первый год — борьба и испытания

Что делать, если ребенок не говорит?

Обсуждаем на форуме:

Воспитание ребенка

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями в социальных сетях! Жми

«Агу!» – это важно!

Уже доказано, что основы речевых навыков ребенка формируются в самом раннем возрасте. И чем раньше вы обратите внимание на развитие некоторых умений своего крохи, тем выше вероятность, что он избежит логопедических проблем в дошкольную пору.

С творчеством по жизни

C первых же недель жизни малыша обратите внимание на два момента. Во-первых, как можно больше разговаривайте с младенцем. Конечно, сначала, когда вы только приедете из роддома, маленький будет в основном есть и спать. И мама, в свою очередь, найдет чем заняться: постоянная смена памперсов, гуляние, гигиенические процедуры, кормление, укачивание, да и на себя обязательно нужно найти время. Но ведь читать детские стихи, рассказывать потешки, прибаутки и просто короткие сказки можно и во время пеленания. Делать это совсем несложно, а польза от такого творческого подхода к простейшим процедурам огромная.

Прежде всего, общаясь с ребенком таким образом, вы постепенно привыкнете видеть в нем самостоятельную личность, научитесь считаться с его желаниями и уважать интересы.

Сейчас вам кажется, что малыш еще не скоро сможет «на равных» участвовать в диалоге, однако очень скоро мимика и жесты, которыми он сопровождает ваше общение, будут для вас полны ответной информации. А уж когда начнется период «агу-агу!», вас ждет масса удовольствия.

Важный этап

Кстати, об «агу!». В действительности этот этап, такой умильный и забавный, очень ответственный для родителей. Дело в том, что именно сейчас начинает формироваться речь вашего младенца, это общая тренировка аппарата. Поэтому необходимо обратить самое пристальное внимание на то, ЧТО и КАК вы говорите малышу, какими словами сопровождаете все свои действия. Чтобы в будущем у ребенка не возникло проблем с развитием речи, постарайтесь сразу обращаться к нему максимально правильными, грамматически завершенными предложениями.

Лирический массаж

Обращение к ребенку с помощью стихов – давно и хорошо зарекомендовавший себя прием. Когда вы переодеваете малыша, готовите его ко сну или к кормлению, расскажите стихотворение, лучше самое простое, с четкими словами и ритмом. Вы можете выбрать любое, главное, чтобы оно нравилось вам, тогда и читать его будете с удовольствием. А ребенок, даже самый маленький, прекрасно чувствует мамино настроение.

Сегодня уже точно известно, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики рук – иначе говоря, с подвижностью и ловкостью маленьких пальчиков. Пока ваш кроха не играет в конструктор, не лепит из пластилина и не застегивает пуговицы, позаботьтесь об этом сами. Рассказывая стишок, мягко массируйте ладошки, пальчики – от основания к кончикам и обратно. Таким образом вы стимулируете кровообращение, что очень важно для правильного кислородного обмена детского организма.

Малышу 3–4 месяцев с этой же целью можно дать мягкую игрушку, наполненную специальными гелем.

Елена Преображенская

Читайте также:

Кто смотрит на Вас снизу вверх?

Так непросто сделать первый шаг

Обсуждаем на форуме:

Обучение, развитие детей

Упражнения с ребенком для ленивого папы

Папа и сын


Многие родители не занимаются с детьми не потому, что считают это ерундой, а потому, что у них не хватает сил. Некоторые просто не могут заставить себя встать с дивана и сделать с ребенком зарядку. Морализировать ли на эту тему и говорить, что не стоит заводить детей, если нет сил ими заниматься?.. Вряд ли это подействует. Мы можем вместо этого показать, что многие упражнения можно делать, лежа на любимом диване.

Итак, лежит усталое папино тело. И на папином животе (поэтому лучше ленивый и толстый папа, чем ленивый и худой, это отмечено еще Гоголем) можно поднимать лежащего ребенка за руки, ставить его на колени, учить вставать, делать первый шаг. Что еще можно делать на животе? Кувыркаться, висеть вниз головой, прижимать ноги к животу, учиться определять расстояние до папиного лица и хватать папу за подбородок…
 

Папа и ребенок


Упражнения на гибкость. Ребенок лежит на своем животе, вы приподнимаете его ноги, при этом голова остается лежать. Очень осторожно сгибайте ноги в направлении головы.

Ребенок стоит на коленях на диване, опираясь на папин живот руками и локтями. В этой позе он учится вставать самостоятельно. Вариант для папы, смотрящего телевизор в мягком кресле, в котором можно откинуться: ребенок может учиться вставать, при том, что его вес равномерно распределяется вдоль вашего тела.

Ребенок слезает с живота папы на диван (вы придерживаете его спинку рукой). Это очень важное упражнение, которое может резко активизировать процесс ползанья.

Ребенок лежит у вас на груди, вы приподнимаете его за руки и застываете. Он завис под углом, на руки интенсивная нагрузка. Прекрасное статическое упражнение, когда он сам старается зафиксировать позу, отталкивается от ваших рук и пытается приподняться.

С четырехмесячным ребенком можно много «бороться» на диване (такая возня обычно очень нравится детям); катать, тискать, переворачивать, крепко сжимая в руках. Это и для усталых родителей является хорошей энергетической встряской (не забывайте, кстати, что у детей больше энергии, чем у нас).
 

Папа и сын


Очень удобно, отдыхая на диване после работы, делать с ребенком упражнения для развития вестибулярного аппарата: покачивать, подбрасывать его над собой. Ребенок очень хорошо общается, радуется, что он на руках. Часто родители спрашивают, обязательно ли разговаривать с ребенком. Если вы делаете сотню упражнений, то, конечно, сложно что-то приговаривать, чтобы подтверждать контакт, но поза ленивого папы как раз идеальна для полноценного разговора с ребенком любого возраста.

Безопаснее укладывать папу не на тахту, а на полу, например, на матрас. Вот еще очень важное занятие для пятимесячного ребенка. Он уже научился вставать, но, встав он будет стоять и кричать, пока его не выручат — ведь садиться он еще не умеет. А если он стоит на матах, держась за папу, то в этой позиции его легче всего научить приседать, вставать на колени и опускать одну, а потом вторую руку на пол.

Дорогие мамы! Не сердитесь на своего мужа, когда он валяется с газетой. Скажите ему, что для вас очень важно, чтобы он отдыхал после трудового дня, и что как раз в таком положении он может приносить наибольшую пользу. Приносите ему ребенка, пусть он проделает несколько занятий за вечер. Быть может, он так увлечется, что даже встанет.

Уважаемые читатели! А  как развлекает папа вашего ребенка? Ждем ваших ответов в комментариях!

Читайте также:

Как моя дочь подарила мне крылья

Как вырастить гения и не погубить детство?

Обсуждаем на форуме:

Обучение, развитие детей

Как научить ребенка читать?

А в школу ребенок идет как раз в возрасте, когда восприятие нового практически сходит на нет. И бедные первоклассники «мучают» ненавистный алфавит, а мамы гоняются за детьми с книжкой и ремнем, заставляя их читать. При этом в последнее время очень много пишут о читающих двухлетних малышах. Сначала я довольно скептически относилась к подобным материалам. И чтобы расставить все точки на «i», решила провести эксперимент на собственном ребенке.

К моему удивлению и радости, эксперимент удался. Данила в 1 год и 9 месяцев знает все буквы и умеет узнавать и даже составлять простые слова (из кубиков, карточек). Что будет дальше, неизвестно, но пока Даня обожает книжки. Может часами слушать чтение вслух, да и сам не прочь полистать какие-нибудь сказки, энциклопедии и, конечно же, автомобильные журналы. И вот как у меня это получилось. «Приставать» к малышу с буквами и книжками я стала чуть ли не с самого его рождения. Хотя считаю, что лучше всего начинать с 3-месячного возраста. Если вы решили повторить мой опыт, то начните с того, что наклейте картинки с буквами на внутреннюю часть спинки детской кроватки, так, чтобы растущий лингвист не смог его оторвать. Малыш будет пытаться сфокусировать взгляд на цветной картинке, с этого времени и начнется его образование. Когда вашему чаду исполнится 6 месяцев, сделайте карточки из плотной бумаги или картона размером приблизительно 10×12 сантиметров и напишите на них печатные буквы. Лучше всего, если вы раскрасите буквы гуашью в следующие цвета: А — в красный. О — в желтый, У — в смесь синего и зеленого, Ы — в коричневый, Э — в смесь желтого и зеленого, Я — в красный, Ю — в смесь синего и красного, Е и Е — в зеленый, И — в синий, Р — в красный, Б — в белый, В, Г — в синий, Д — в черно-белый (серый), Ж — в желтый, 3 — в зеленый, К — в красный, П, Х, Ш, Щ — в черно-белый, С — в синий, Ц — в желтый, Ч — в черный, Й — в синий, Ъ — в белый, Ь — в синий. Цвета эти не произвольны!

По данным экспериментов психолингвистов, именно эти цвета ассоциативно связаны с этими «звукобуквами» русского языка. Но можно рисовать и просто черные буквы. Можно также использовать набор карточек «алфавит в картинках», где каждая буква иллюстрируется картинкой, образом. Помните: связь абстрактной буквы с конкретным предметом обязательна! Показывайте эти карточки и четко произносите буквы малышу каждый день по несколько минут. Согласитесь, это совсем не трудно. Кроме этого, карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название которого начинается с этой буквы: О — окно, У — угол и т.д. Каждый день подносите (подводите) ребенка к буквам и проговаривайте: «Это окно — буква О» и т.п. Читайте звук, а не название буквы! С 9 — 10 месяцев берите карточку и проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при этом звук. Если будет возможность, приобретите материальный вариант данных букв (из пластмассы, резины, дерева) — сейчас продается множество вариантов, давайте играть ребенку, пробовать «на зуб» и т.д., можно подключить к процессу восприятия и вкусовые ощущения. Сейчас в продаже есть печенье «Азбука» в виде букв. Таким образом мы используем и зрительные, и слуховые, и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения одной цепи — усвоения букв. Периодически спрашивайте ребенка: «Это какая буква? Где буква А? Это окно, значит, буква…» и т.д. Сначала ребенок будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке, потом, с началом развития речи, будет произносить звуки. Обратите внимание: первыми запомнятся нейотированные гласные — самые открытые и, следовательно, легкие для произношения. Очень важно, чтобы процесс усвоения букв и звуков шел как бы сам собой, без усилий со стороны ребенка. Это обеспечит длительный и устойчивый интерес к обучению.

И, конечно же, как можно больше читайте вслух. Мы с Данилой в день прочитываем до 20 книжек-малышек. Главное, чтобы книжка была понятной, с картинками и… тоненькой. Большие, дорогие книги очень непрактичны. Во-первых, они тяжелые, во-вторых, их нельзя рвать (а без этого не обойдется), и в третьих, тоненьких книжек можно иметь много, а когда есть выбор — это очень интересно. Ну а раз интересно — значит, учиться читать не так уж и трудно даже самым маленьким.

Читайте также:

Мир на четвереньках

Хочу суперребенка!

Обсуждаем на форуме:

Воспитание ребенка

Физкультура для карапузов

В каком возрасте начинать физическое развитие ребенка? Любая мама знает, что гимнастику и массаж, направленные именно на физическое развитие крохи, нужно начинать с рождения.

Наиболее подходящим моментом для гимнастики является период до ванны. Проветрите комнату, температура воздуха должна быть от 22 до 25°С.

Уложите ребенка на пеленальный столик, покрытый покрывалом. Во время гимнастики хорошо разговаривать с ребенком или напевать ему песенку для того, чтобы подчеркнуть ритм движения и увеличить удовольствие ребенка во время этой процедуры.

Упражнения должны быть достаточно интенсивными, с большой амплитудой выполнения, но без усилий и без попыток преодолеть сопротивление ребенка. Они выполняются матерью, если ребенок здоров.

Все мышечные группы должны подвергаться одинаковым нагрузкам. Начинать надо с простых упражнений и при этом нужно разговаривать с ребенком, подбадривая его, пока он не привыкнет.

Продолжительность занятий вначале около 5 минут, а затем ее следует постепенно увеличить до 15 минут. Поскольку движения доставляют ребенку удовольствие, он после нескольких тренировок будет активно участвовать в гимнастике.

Противопоказания:

  • Хруст суставов.
  • Родовая травма.
  • Повышенное внутричерепное давление.
  • Генетические формы рахита.
  • Хрупкость сосудов (легкие синяки).
  • Дисплазия тазобедренных суставов.
  • Повышенный или пониженный тонус мышц.

Стандартная гимнастика для малышей

  1. Вращательные движения стоп. Для этого обхватывают левой рукой голень ребенка, а правой — стопу и легкими движениями вращают в обоих направлениях, 8-10 раз.
  2. Начиная с 4 месяцев производят движения для обеих нижних конечностей, вначале последовательно то левой, то правой ножкой, а затем сразу двумя.
  3. Вращение кистей. Мама левой рукой обхватывает предплечье ребенка, а правой захватывает кисть и производит движения в обоих направлениях 8-10 раз для каждой кисти.
  4. Начиная с 4-го месяца делают движения для плеч.
  5. Для этого мама захватывает кисти рук ребенка, закладывая в кисть большой палец, и разводит плечи в сторону параллельно плоскости стола по направлению к голове, а затем приводит их к лицу в вертикальном положении к плоскости стола и укладывает их вдоль тела. И так 8-10 движений.
    Второе упражнение для плеча: руки раздвигают в сторону на уровне плеч, а затем приводят к лицу, перекрещивая на груди. Эти упражнения укрепляют мышцы плеча и грудной клетки.
  6. Движение потягивания из лежачего положения в сидячее начинают с 5-месячного возраста. Мама захватывает руки ребенка, как в четвертом упражнении, поднимает туловище ребенка вверх и доводит до сидячего положения, в котором он пребывает 1-2 секунды, и затем осторожно укладывает его в исходное лежачее положение.
    Это упражнение укрепляет брюшные мышцы и стимулирует ребенка больше находиться в сидячем положении.
  7. Упражнения для мышц спины, когда ребенку исполнится 5 месяцев. Исходное положение — ребенка укладывают на живот, лучше чтобы лицо при этом было обращено в сторону.
    Мама закладывает большие пальцы в ручки ребенка, а остальными пальцами охватывает суставы кисти и частично предплечья. Затем ручки разводит в сторону, а туловище поднимает вверх на 20 см от плоскости стола и возвращает малыша в исходное положение. Это упражнение укрепляет мышцы спины, плеча и живота.
  8. Для укрепления мышц спины рекомендуют поднимать нижние конечности и таз вверх, в то время как грудь, плечи и головка ребенка остаются на плоскости стола.
    Мама захватывает голени ребенка таким образом, чтобы большие пальцы находились на голенях, а остальные пальцы обхватывали бы нижнюю поверхность бедра. Ребенок лежит при этом на животике, лицо обращено в сторону, чтобы он мог свободно дышать.
  9. После 9-месячного возраста, когда ребенок может передвигаться на четвереньках и уже лучше опирается на ручки, можно попытаться сделать упражнение «тачка», когда ребенка поддерживают за ножки, приподнимая, а он пытается двигаться с помощью ручек.
    Это сложное упражнение, но оно укрепляет все мышцы туловища и верхних конечностей.
  10. В возрасте 6-7 месяцев можно попробовать выполнить упражнение «мостик».
    Ребенок лежит на спине, охватывая рукой обе лодыжки и прижимая ступни к столу, другой рукой поднимают спинку над плоскостью стола, а головка при этом опирается на стол.
  11. После 9-12 месяцев детям рекомендуют упражнение, стимулирующее их подниматься на ноги.
    Ребенок лежит на спине. Мама левой рукой охватывает лодыжки ребенка, сгибает его колени и приближает стопы ребенка к ягодичной области. Правой рукой нужно захватить ручки и поднимать ребенка в сидячее положение, а затем поднимать вверх. Ребенок, рефлекторно опираясь на ступни, разгибает туловище и становится на ножки. Затем мама усаживает ребенка и начинает упражнение сначала, повторяя его 8-10 раз.
  12. Ходьба на ножках с вытянутыми руками. Если ребенок научился ходить, он может выполнять с мамой это упражнение для повышения тонуса мышц голени и свода стопы.
    Мама берет ребенка за обе ручки, поднимает плечи с предложением для ребенка сделать несколько шагов на кончиках пальцев, а затем несколько шагов всей ступней. Повторить упражнение 8-10 раз.

Заниматься гимнастикой нужно в комфортных условиях, в хорошем настроении, чтобы ребенок получал удовольствие.

Каждый сеанс должен включать не больше 4-5 разных упражнений, которые следует выбирать, сообразуясь с возрастом и силами младенца. Действенность упражнений для ребенка состоит в регулярности их проведения.

Массаж и упражнения подбираются в зависимости от состояния здоровья и возраста ребенка.

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС — ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ДО 3 МЕСЯЦЕВ

  1. Выкладывание на живот.
  2. Массаж спины (поглаживание)
  3. Массаж живота.

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС — ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 МЕСЯЦЕВ

  1. Скрещивание рук на груди.
  2. Поворот со спины на живот вправо.
  3. Массаж спины (поглаживание и разминание).
  4. Положение пловца.
  5. Массаж живота.
  6. Поворот со спина на живот влево.

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС — ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 МЕСЯЦЕВ

  1. Скрещивание рук на груди.
  2. Сгибание и разгибание ног вместе.
  3. Поворот со спины на живот вправо.
  4. Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание).
  5. «Парение» в положении на животе.
  6. Массаж живота.
  7. «Парение» в положении на спине.
  8. Поворот со спины на живот.
  9. Сгибание и разгибание ног попеременно.
  10. Ползание.
  11. «Бокс».

ЧЕТВЕРТНЫЙ КОМПЛЕКС — ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ

  1. Скрещивание рук на груди.
  2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
  3. Поворот со спины на живот вправо.
  4. Массаж спины
  5. Ползание.
  6. Массаж живота.
  7. Присаживание при поддержке за руки.
  8. «Бокс».
  9. Поворот со спина на живот влево.
  10. Поднятие выпрямленных ног.
  11. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч.
  12. «скользящие шаги».

ПЯТЫЙ КОМПЛЕКС — ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 9 ДО 12 МЕСЯЦЕВ

  1. Круговые движения руками.
  2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
  3. Поворот со спины на живот вправо.
  4. Поднимание тела. Из положения на животе при поддержке ребенка за руки.
  5. Наклон туловища и выпрямление с фиксацией колен.
  6. Присаживание при поддержке за одну руку, отведенную в сторону, с фиксацией колен.
  7. «Бокс».
  8. Поднятие выпрямленных ног.
  9. Поворот со спины на живот влево.
  10. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч.
  11. «Скользящие шаги».

Ребенок быстро привыкает к проведению массажа, и, как правило, это доставляет ему удовольствие, повышает его эмоциональный тонус, улучшает настроение, но главное, посвятив ежедневно 8-10 минут этому мероприятию, вы направляете двигательную активность ребенка, формируя правильную, красивую осанку.

Если комплекс гимнастических упражнений и массажа малышу не делать или делать его не регулярно, то ребенок в период бодрствования, естественно, не будет лежать смирно, а станет сам направлять свою двигательную активность, и обычно его стремление сводится к тому, чтобы быстрее сесть, но делать это, как уже было сказано, нежелательно, ибо мышечная и костная системы ребенка еще недостаточно развиты и сильны.

Материал взят из книги «Мать и Дитя. Энциклопедия развития вашего ребенка», Г.В. Лавренова, Ю.В. Лавренов

——————————————————————————
Нестандартная гимнастика

Стандартная гимнастика для малышей, — довольно скучное, монотонное занятие. Многие мамы бросают заниматься ею довольно быстро. А можно ли что-то еще предпринять, чтобы и польза была, и интересно обоим — маме и карапузу?

1. Турничок
Если у вас есть коляска, установите в ней крошечную перекладину, до которой малыш может легко дотянуться. Возьмите небольшую по толщине деревянную палочку подходящей длины и положите ее на коляску. Еще понадобится обычная резинка (около метра). Свяжите оба ее конца, затем, накинув с одного края коляски на палку и пропустив ее под коляской, укрепите с другого конца. Резинка будет прижимать ваш турничок к коляске: он не съедет и не упадет. Но в то же время вы легко уберете его, когда нужно будет вынуть малыша из коляски. Перед тем как ставить турничок на коляску, наденьте на него несколько веревочек с игрушками (так вы привлечете внимание ребенка). Размахивая ручками, малыш может случайно попасть по турничку и ухватиться. Но вы можете и поддержать его — ставить ручки и помогать обхватывать палочку ладошкой.

2. Полоса препятствий
Ползающему малышу можно время от времени создавать небольшую «полосу препятствий». Кладите на пол диванные подушки, скатанные валиком одеяла или еще что-нибудь. Пусть кроха учится заползать на них и забираться обратно, переползать через них, пусть соображает, как миновать препятствие обползти вокруг, если оно ему не по силам или просто не хочется преодолевать. Начавшему ползать малышу, можно поставить небольшую лесенку (шведскую стенку) со ступеньками подходящего для его ручки сечения. Эта лесенка должна стоять с наклоном под углом около 45 градусов по отношению к полу. Чтобы ребенок, научившись ею пользоваться, не забрался слишком высоко, оставьте свободными не более 4 — 6 ступенек, а остальные закройте картонкой, плотно примотав ее скотчем. И не забудьте о правилах безопасности: то место на полу, куда упирается лесенка, обязательно должно быть застелено плотным ватным одеялом, матрацем или детскими матами. Просто пол или даже ковер категорически не подходят. У малыша должен быть свободный доступ к лесенке с обеих сторон (для заползания на нее и возможности вставать и играть под ней). К свободным ступенькам привяжите несколько игрушек на веревочках, чтобы заинтересовать кроху. Часть игрушек неподвижно закрепите на ступеньках — их можно будет трогать и ощупывать. А другие пусть висят на веревках разной длины, тогда их можно толкать и качать, пытаться схватить, а также дотягиваться до тех, которые расположились на самом верху. Когда малыш подползет к лесенке, поставьте его ручки на первую ступеньку. Покажите, как перемещать руки вверх-вниз по ступенькам. Когда он сможет это делать сам, научите ставить ножку (как правую, так и левую) на первую ступеньку, а потом убирать ее обратно на пол. Когда вы несколько раз проделаете это вместе с ним, вполне вероятно, что он попытается сделать подобное сам. А так как он уже умеет ползать, то наверняка попытается заползать и дальше. Если пока не получается делать это самостоятельно, продолжайте помогать ему.

3. Горка
Кроме обычной лесенки вам понадобится еще и горка. Но не надо сразу же бежать в магазин и покупать настоящую горку. Возьмите небольшую доску (это может быть полка или дверка от старого шкафа). Доска должна быть гладкая — полированная или покрытая лаком. По краям ската можно приклеить (клеем «Момент») поролоновые валики и обить их тканью (с такими предосторожностями невозможно свалиться вбок). На верхнем конце горки попробуйте, прибить два небольших крючка, за которые вы сможете ее крепить к краю кроватки или устойчивого стула. Если крючков нет, то просто просверлите две дырки насквозь, проденьте в них веревки и привязывайте горку.

Внимание: незакрепленную горку лучше не использовать!

Малыша нельзя сажать на горку и скатывать вниз. Он должен сам разобраться, что с нею делать. Когда кроха ползет по полу, направьте его на горку, пусть попробует взобраться на нее. Конечно, это получится не сразу. После того как он научится хотя бы немного (на один-два «шажка») на нее забираться, то сам плюхнется на животик и съедет на нем с горки. Испытав такое удовольствие, кроха захочет делать это снова и снова.

4. Учимся ходить — опора
После 6 месяцев жизни перед вашим малышом стоит новая задача: он потихоньку начинает учиться ходить. В это время ему особенно нужна поддержка. Есть несколько несложных упражнений, которые помогут ему осваивать этот навык.

Кроха стоит возле опоры, например, около маленького стульчика. Потяните опору немного на себя, стоя лицом к ребенку, так, чтобы он оказался в неудобном положении и попытался вернуться в более устойчивое состояние, то есть приблизиться к опоре, сделав шажок.

5. Учимся ходить — водим за ручки
Водите ребенка за ручки по квартире. Чем больше времени вы будете этому уделять, тем больше ему будет нравиться подобный способ передвижения, а значит, он попытается сам его осилить. Под лесенкой, по которой, мы надеемся, уже пробует лазать ваш спортивный малыш, повесьте небольшие гимнастические кольца. Этот снаряд невероятно нравится всем детишкам. Главное, чтобы кольца были подходящими по диаметру. Висеть они должны на веревочках не большой длины, чтоб кроху не качало из стороны в сторону очень сильно. Важна высота размещения этого снаряда. Кольца должны находиться на уровне поднятых рук ребенка, но не вытянутых до предела, а слегка присогнутых. Чтобы малышу было интересно «общаться» с кольцами, прикрепите на одном из них небольшой звучащий предмет, например звонкий колокольчик. Все пространство, где двигается кроха, непременно должно быть застелено ватным одеялом или матрацем. Примите все возможные меры предосторожности, ведь первый подход к любому снаряду очень важен. И если вы нечаянно испугаете малыша, то он надолго запомнит не приятные ощущения, с этим связанные. Итак, вы повесили колечки. Поднесите к ним ребенка и аккуратно, сначала одно, потом другое, вложите их в ладошки малыша, при этом постарайтесь все время придерживать его за туловище, создавая ощущение устойчивости. Как только кроха отпустит кольца, возьмите его на руки, поцелуйте и похвалите. По степенно уменьшайте свое участие в поддержании ребеночка в устойчивом положении. В этом возрасте детишки делают потрясающие успехи, так что скорее всего через пару дней ваш маленький физкультурник сам сможет стоять, крепко держась руками за кольца.

6. Учимся ходить — падаем
Постепенно ослабляйте страховку при завершении упражнения, то есть если сначала вы ловили малыша, когда он уставал, то в последующие разы позвольте ему упасть на попку и только в самом конце подстрахуйте. Главная задача при этом — научить его мягко и безопасно приземляться, так как, освоив кольца, он уже не будет спрашивать, вставать ему к ним, поднявшись с помощью ступенек лестницы, или нет. Через некоторое время, простояв не много с кольцами, малыш приподнимет ножки и повиснет. Некоторые детишки умудряются висеть даже на одной руке, заливаясь при этом счастливым смехом.

Данилова Елена Алексеевна
«Мой ребенок»

Пятый месяц жизни ребенка

Пятый месяц жизни ребенка (4 месяца)
 

Вашему малышу уже 4 месяца! Физические навыки ребенка становятся все более отлаженными, мышцы начинают слушаться. Психологическое развитие ребенка также не стоит на месте.

Кроха уже узнает близких родственников, не только маму и папу, но и дедушку с бабушкой, если они приходят достаточно часто. Малыш отличает их не только внешне, но и по голосу. В новых местах ребенок с интересом или с осторожностью осматривается.

На пятом месяце жизни малыш начинает различать и делить окружающих на «своих» и «чужих». Если до этого кроху мог взять на руки любой, то сейчас ребенок уже показывает, кому он доверяет, а к кому относится с недоверием.

На пятом месяце жизни малыш начинает понимать интонации голоса. Если вы будете нежно и ласково что-то говорить, то ребенок непременно улыбнется, даже если вы не улыбаетесь, и наоборот, если ваш голос строгий, то малыш может расплакаться, даже если вы говорили с кем-то другим. Поэтому уже сейчас все споры решайте без присутствия крохи.

На пятом месяце жизни ребенок весит 6-7 килограмм. Некоторые дети в 4 месяца уже не просыпаются ночью для того, чтобы подкрепиться. Но это все индивидуально: один ребенок может спать всю ночь, а другой добирает это время днем. В целом сон занимает у ребенка 14-16 часов в сутки. В приучении малыша ложиться спать на всю ночь большую роль играет распорядок дня. В этом ребенку должны помочь родители.

У некоторых деток уже начинают резаться зубки или начинается подготовка к росту зубов. Поэтому уже сейчас у малыша должны быть специальные игрушки для жевания и массирования десен. В этот период ребенок может стать раздражительным и капризным. Старайтесь искать причины плача и способы изменения настроения крохи.
 

Пятый месяц жизни ребенка (4 месяца)

Что умеет ребенок на пятом месяце жизни?

  • Лежа на спинке, ребенок может приподнять голову и плечики.
  • Подтягиваясь на ручках, малыш уже достаточно легко садится и при поддержке может какое-то время задержаться в положении сидя.
  • Многие карапузы уже осваивают переворот с животика на бок.
  • Ребенок берет в руки игрушки. Он уже научился захватывать предметы в крохотную ручку, противопоставляя большой палец всем остальным.
  • Может удерживать в ручках небольшой мяч.
  • Среди разнообразия игрушек малыш выбирает именно ту, которую хочет, а не ту, что ближе.
  • У малыша уже появляются любимые игрушки, с которыми он играет чаще других.
  • Если дать ребенку новую игрушку, он с интересом будет ее изучать внешне, тактильно и даже на вкус.
  • Музыкальные и пищащие игрушки вызывают восторг у малыша в 4 месяца. Кроха уже понимает связь его действий и звуков. Хотя очень громкие игрушки могут напугать ребенка.
  • Если забрать у него игрушку в самом разгаре игры, то малыш расстроится или попытается забрать ее снова.
  • Ребенок в 4 месяца подолгу может гулить, радуясь своему голосу, изучая его и пытаясь повторять различные звуки.
  • Малыш пытается общаться, отвечать в разговоре или что-то лепетать в такт любимой «потешке».
  • Малыш с удовольствием рассматривает яркие и красивые картинки в книжках.
  • Если накрыть личико пеленкой, то малыш уже знает, как убрать  предмет со своих глаз.

Малышу не терпится научиться ползать, сидеть, ходить, он пробует все новые и новые движения. Время инстинктов проходит. На пятом месяце жизни ребенок совершает свои действия, опираясь на навыки. И чем больше навыков, тем проще даются новые достижения.

Гигиена малыша на пятом месяце жизни

Каждое утро умывайте личико ребенка, протирайте глазки. Чтобы малыш не боялся, во время процедуры напевайте одни и те же песенки («потешки»). Так ребенок уже будет знать, что ему предстоит.

Малыши на пятом месяце жизни становятся очень активными. Бывает, у ребенка на спинке появляется потничка. Купайте малыша, добавляя в воду отвары трав ромашки или календулы. Если сыпь не проходит, покажитесь врачу: возможно, у ребенка аллергия.

В любом случае малыша купайте ежедневно, но мыло применяйте не чаще 3 раз в неделю, чтобы не пересушить кожу. Промывать половые органы нужно после каждого «похода в туалет». Старайтесь уменьшать время пользования памперсами: надевайте их только на ночной сон или прогулку.

Идеальная температура в комнате 21 градус. Проветривать помещение нужно не менее 5 раз в день. Если на улице тепло, уходя на прогулку, оставляйте открытым окно. Ежедневные прогулки на свежем воздухе для ребенка обязательны. В любое время года желательно проводить на воздухе не менее 2 часов в день.
 

Пятый месяц жизни ребенка (4 месяца)

Развитие малыша на пятом месяце жизни

Малыш уже вовсю желает ползать? Не препятствуйте ему, пусть тренируется.

  • Можете научить ребенка интересной игре: положите его на животик лицом к краю кровати и подавайте игрушки, которые он будет сталкивать на пол. Вы удивитесь, как эта забава понравится ребенку. Он с удовольствием будет слушать, как игрушка падает на пол. Эта игра позволяет малышу изучать причинно-следственные связи.
  • На пятом месяце жизни можно играть с ребенком в… «догонялки». Водите игрушкой в пределах досягаемости крохи и время от времени позволяйте малышу поймать ее. При этом хвалите ребенка и радуйтесь победе вместе с ним. Тогда малыш поймет, чего вы от него хотите, и начнет активнее пытаться поймать игрушку. Игра развивает моторику и координацию.
  • Играя с ребенком, рассказывайте все, что делаете, называйте все предметы, которые его интересуют, называйте цвета, формы и пр. Такая игра помогает в развитии речи малыша. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта ребенка. Произнося слова, говорите их четко и правильно, не допуская сюсюкания и уменьшения слов. По время всех процедур пойте крохе песенки, рассказывайте стишки и повторяйте вместе с ним звуки.
  • Малыш с интересом будет наблюдать в окно, возможно, на какие-то звуки он будет реагировать испугом. Ребенок на пятом месяце жизни может беспокоиться, если мамы нет рядом. Если раньше недовольство малыша почти всегда было связано с физиологическим состоянием (голод, холод, боль), то сейчас ребенок уже умеет расстраиваться от отсутствия общения, прикосновений, от невозможности что-то получить или сделать.
  • Малыш уже может тянуть ручки к маме, когда хочет ее внимания или просит взять на ручки. Кроме криков и плача, ребенок учится пользоваться жестами.
  • На несколько минут (5-10) малыш может заняться игрушками самостоятельно, без вашего участия. А потом непременно потребует внимания взрослого. 4 месяца – это период психологического развития, когда огромную роль в развитии ребенка играет общение.
  • По-прежнему развивайте рецепцию кожи ребенка: давайте ему в ручки предметы, различные на ощупь. Добавьте в изучения и такие приемы: дайте малышу потрогать водичку и скажите «мокро», вытрите ручки полотенцем, скажите «сухо». Поднимая вверх малыша, говорите «вверх», опуская, говорите «вниз».

Массаж и гимнастика для ребенка на пятом месяце жизни

  • Лежа на спинке, скрещивайте ручки малыша на груди и выпрямляйте их, снова сгибайте и выпрямляйте.
  • Тяните ребенка за ручки, усаживая его. Снова опускайте на спинку и снова за ручки приподнимайте.
  • Придерживая одну ручку, лежа на боку, тренируйте малыша поворачиваться. Даже если он уже и сам отлично справляется, все равно вы тренируете и разрабатываете его мышцы.
  • Когда малыш лежит на животике, приподнимайте его за локти, помогайте ему встать на колени, потом на ножки.
  • Когда лежит  на спинке, помогайте ребенку крутить ножками, имитируя кручение педалей, как на велосипеде.

Прикорм ребенка на пятом месяце жизни

Уже в 4 месяца педиатр может порекомендовать вводить прикорм, если ребенок кушает смеси. Обычно первый прикорм — это фруктовое пюре. Прикорм следует вводить осторожно, так как по консистенции пюре отличается от смеси. Возможно, малыш даже будет выплевывать или выталкивать язычком новую пищу, но расстраиваться не стоит.

Видимо, ребенок еще не готов. В любом случае, в первые дни такой прикорм имеет обучающую цель — познакомить ребенка с новыми вкусами. Примерно через месяц (если малыш не отказался от нового яства) можно будет одно кормление заменить на фруктовое пюре.

Прививки ребенку в 4 месяца: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-2), против полиомиелита (ИПВ-2) и против гемофильной инфекции (Хиб-2).


Уважаемые читатели! А что умел делать ваш малыш в 4 месяца? Как вы начинали вводить прикорм? Ждем ваши комментарии!

Быть смыслом маминой жизни – что может быть ужаснее?

Мама и ребенок


Мама. Сколько любви и ласки может быть в этом слове? Ровно столько же, сколько горечи или сарказма. Потому что у каждой из нас своя, собственная, история материнства: легкого, счастливого или, наоборот, нелегкого, может быть, непризнанного. 

Ребенок.BY публикует жизненные истории реальных женщин, читательниц нашего портала.

Первая статья в рамках цикла «Я мама» вызвала бурное обсуждение того, какой же должна быть мама. Мы предлагаем вам посмотреть на материнство с другой, противоположной, стороны.

Мама — это звучит гордо

«Истинное предназначение женщины – быть мамой», «Главное в жизни — это СЕМЬЯ!», «Ребенок – это навсегда и только в этом заключается смысл жизни», — наперебой  восклицают молодые мамочки в откликах на одну из статей. Спорить с  лозунгами –  дело неблагодарное, знаете ли. И, как правило,  наказуемое. Но руки нещадно чешутся и сами собой тянутся к клавиатуре… Потому что хочется озвучить другую точку зрения, диаметрально противоположную. Ведь кто-то, спотыкаясь и падая, матерясь и хлюпая носом, уже поднялся на ту вершину, у основания которой сейчас в растерянности стоят юные мадонны с младенцами.

Тема материнского счастья неисчерпаема, поэтому в этой статье речь пойдет только о малышах до года–полутора. Итак, «мамское» счастье – в чем оно? В счастье ребенка, ответите вы. Браво! Конечно, счастливо чадо, счастлива и его мама (и папа, по умолчанию). Идем дальше.

Согласны ли вы с утверждением, что только в ребенке заключается смысл жизни? Вашей, заметьте, жизни! Я категорически не согласна.
 

Мамина любовь


Да, в первый год жизни маленького человечка мир его мамочки часто сужается до размеров детской кроватки. Малыш абсолютно беспомощен и полностью в вашей власти. А власть, как известно, развращает. Сентенция «ребенок – самостоятельная личность» проходит по краю вашего сознания, не задевая его. Вы не желаете признавать его «право на самоопределение» и кроха вынужден вам подчиниться. У него нет другого выхода, ведь вы большая и сильная. А он маленький и слабый.

А известно ли вам, что есть люди, которые помнят себя с полугода и даже раньше? Так вот, они с содроганием вспоминают «сладкое» младенчество! Более того, считают первые месяцы жизни ребенка периодом изощренного морального садизма со стороны взрослых. Вот небольшая цитата из «младенческих мемуаров» такого человека:  «…мой удел — ворочаться и ползать в клетке, волоча ватные ноги. Зачем они вообще нужны? Лишняя тяжесть! Без них можно было бы передвигаться с помощью рук гораздо быстрее. Большой человек с бородой иногда помогает мне выбраться из заточения. Он держит меня за руки, и тогда я принимаю вертикальное положение, касаясь ногами пола. Это восхитительно! Когда-нибудь я встану на эти ноги и смогу ходить так же, как он… как все они… Но нет, я понимаю, что это пустые мечты, сладкий самообман. Мои ноги настолько слабы и непослушны! Единственное, для чего я могу их применить – это заложить за голову. И то при помощи рук. Глупейшее занятие! Но Большому человеку нравится. Между прочим, имя у него тоже красивое, рычащее такое – Егоррр! Мое имя… даже вспоминать не хочется. Меня зовут Зайчик…»

Большой человек, пользуясь неограниченной властью, с маниакальным упорством «ломает» несмышленыша – а именно так мама часто воспринимает ребенка! – под себя. Маме холодно – она кутает малыша, ей хочется спать или спокойно заняться другими делами – она с остервенением трясет коляску… А между тем, у ребенка уже есть СВОИ потребности и собственные интересы.

Но мы-то лучше знаем, что ему нужно, правда? Мы же такие умные и абсолютно уверены, что никто и ничто никогда не сможет принести нашему чаду столько пользы и добра, сколько это сделаем мы!

Скажите честно, вас раздражает гиперопека вашей мамы или свекрови? Какие мысли лезут в вашу голову, когда мамуля заставляет вас «надеть шапочку» или скушать вкусный супчик?
 

Муж, жена и свекровь


А когда свекровь ночью подкрадывается к вашему супружескому ложу, чтобы накрыть одеяльцем малыша, спящего между вами и мужем? «Какого черта!» – думаете вы, так ведь? «По какому праву они все время вмешиваются в МОЮ жизнь? Только потому, что они на пару десятков лет старше меня?»

А между тем и вы сами уже ступили на этот скользкий путь! И ваши отношения с ребенком – зеркальное отражение ваших отношений с мамой. Не превращайтесь в сержанта на плацу, отдающем команды солдату – «Не бегай! Не кричи! Не трогай! Ешь!» Прислушайтесь к своему малышу. Постарайтесь понять, что его беспокоит и что ему нужно. Здоровый, сытый и сухой младенец, как правило, спокоен и весел.

Да, он познает этот мир на ощупь и на вкус – так он устроен. Не мешайте ему! Представьте, что он — инопланетянин, жутко страдающий от невозможности что-либо объяснить вам. Помогите же ему! Поверьте, интуиция у малыша развита лучше, чем у вас, и он подсознательно точно знает, что ему нужно, а что нет. Отнеситесь к его желаниям уважительно.
 

Родители - дверь в мир


Ваш ребенок пришел в этот мир решать собственные задачи, а не ваши. Вы – всего лишь посредник, провайдер между ним и огромным миром. И ваша задача заключается в том, чтобы помочь новому человечку познать мир и развить СВОИ способности. В том, чтобы предоставить ему возможность выбирать из множества дорог. Не превращайте ребенка в раба своих амбиций и не навязывайте ему собственные приоритеты. Он – не ваша собственность, не ваш раб. И ни в коем случае не смысл вашей жизни. Да, в первый год жизни малыш биологически и ментально крепко связан с мамой. Потом эти связи слабеют.

Ваша задача – стать для своего малыша не диктатором, а старшим другом, доверенным лицом. Это – выстраданное мной знание и единственный путь к материнскому счастью. Ибо истинное материнство – это высокая миссия и большая ответственность. В первую очередь перед своим ребенком. Так я считаю. А как думаете вы?

Ольга Макарова

Если вы хотите убедиться, что вы не одиноки, что ваши взгляды на то, кем должна быть мама, разделяют многие читатели Ребенок.BY, присылайте ваши истории по адресу grin@rebenok.by. Возможно ваш опыт материнства поможет другим мамам в трудную минуту.

Уважаемые читатели! Как вы думаете,  кому принадлежат наши дети? Вы согласны с тем, что родитель – всего лишь посредник в большой мир? Ждем ваших ответов в комментариях!

Читайте также:

Как завести ребенка и не сойти с ума?

Так непросто сделать первый шаг

Обсуждаем на форуме:

Наши дети день за днем, месяц за месяцем, год за годом

Третий месяц жизни ребенка

Третий месяц жизни ребенка
 

Девиз этого месяца:
«Ни дня без новых достижений или открытий!»


На третьем месяце жизни ребенок проявляет уже гораздо большую активность — как в физическом, так и в эмоциональном плане. Научным языком говоря, срабатывает «комплекс оживления» — малыш демонстрирует позитивную эмоциональную реакцию в ответ на обращение к нему взрослого. Это свидетельствует о правильном развитии малыша.

В два месяца ребенок узнает знакомых взрослых не только зрительно, но и по голосу, по запаху. Он улыбается, отвечает «агуканьем», если с ним говорить, старается подражать каким-то звукам, активно машет ручками-ножками. Это свидетельствует о развитии эмоциональной сферы ребенка.

Ребенок в третий месяц жизни, находясь в хорошем настроении, может подолгу гулить, произнося гласные и согласные звуки, сливая их в незамысловатые комбинации типа «а-а-а-а-у», «г-у-у-у» и др. Это подготовительный этап развития речи.

Малыш начинает смеяться (до этого только улыбался). Он видит, как взрослые реагируют на его «разговоры» и смех и начинает осознанно налаживать контакт с окружающими. Пробует визжать, изучая возможности своих голосовых связок.

Ребенок в два месяца становится более восприимчивым к окружающим звукам. Его могут разбудить шаги, шум воды, звук звонка или телефона и т.п. На незнакомый звук реагирует, как и раньше, замиранием.

Если малышу что-то не нравится, он обязательно даст об этом знать кряхтением или недовольным видом. Теперь ребенок даже плачет по-разному в зависимости от ситуации. Мамочка уже может различить, что означает тот или иной плач: хочет ли малыш есть, спать или просто привлечь к себе внимание взрослого.

Ребенок начинает улавливать закономерность — после его плача следует внимание со стороны взрослых (кормление, переодевание и т.д.).

Растет малыш по прежнему стремительно (до 3-5 см за месяц!), а масса тела может увеличиться на 800 грамм. Еще бы: ведь за сутки малыш съедает грудного молока около пятой части своей массы. В этот период некоторые мамы начинают ощущать нехватку грудного молока.
 

Третий месяц жизни ребенка
 

Главное — не паниковать, увеличить потребление жидкости и помнить, что сигналом для выработки пролактина (гормона, ответственного за выработку грудного молока) является сосание груди ребенком, частота кормлений и их длительность.

То есть прикладывайте малыша к груди по первому требованию. В случае необходимости проконсультируйтесь со специалистом по грудному вскармливанию.

Но если вы все же решили ввести смесь в рацион ребенка, то внимательно прочитайте инструкцию по ее приготовлению, разведите компоненты строго по инструкции и вводите смесь в рацион постепенно: в первый раз дайте ребенку не более 20 мл, увеличивая объем смеси с каждым новым кормлением.

Родничок малыша в два месяца все еще открыт, хоть и немного уменьшился.


В два-три месяца ребенок умеет:

  • Управлять своими ручками. Хватательный рефлекс постепенно угасает, — и малыш начинает осознанно брать предметы в руки. Движения ребенка становятся осмысленными и более скоординированными. Яркую игрушку он наверняка захочет взять в ручку и… попробовать на вкус. А вдруг вкусная?
  • Кулачки к третьему месяцу жизни ребенка становятся немного более разжатыми, малыш пытается хлопать, с интересом ощупывает свои ручки.
  • Приподнимается на локтях и удерживает головку, лежа на животике. В таком положении гораздо больше интересного вокруг можно рассмотреть. Некоторые дети с удовольствием подолгу готовы лежать на животике и осматривать все вокруг.
  • Малыш к третьему месяцу жизни может фокусировать взгляд на каком-то ярком предмете и смотреть на него до полминуты!
  • При не быстром перемещении яркого предмета ребенок следит за ним и даже поворачивает голову вслед за предметом.
  • На звук реагирует поворачиванием головы и ищет источник звука, если тот находится вне поля зрения малыша. На ваш голос ребенок сразу найдет вас глазками, если вы в поле его зрения.
  • Открывает ротик при виде груди или бутылочки со смесью. Рефлекс поиска постепенно угасает к трем-четырем месяцам.
  • Ребенок начинает делать попытки перевернуться со спинки на бочок или даже на живот. Но большинство карапузов совершают свой первый переворот в 3-4 месяца.
  • Малыш сосет все, что попадаем ему в ротик. Будь то соска или собственный пальчик, но ребенок уже хорошо понимает разницу, поэтому, будучи голодным, он откажется сосать соску и быстро выплюнет ее.
     

Третий месяц жизни ребенка


Занятия с ребенком в третий месяц жизни:

Малыш в два месяца все больше времени проводит, бодрствуя, у него появляется больше возможностей, чтобы изучать окружающий мир. Некоторые около 2-х часов могут не спать, просыпаясь даже ночью, чтобы немного поиграть.

Днем любую свободную минутку нужно использовать с пользой. «Развивающими» можно сделать даже самые обычные процедуры по уходу за ребенком: переодевание, купание, прогулки на улице.

  • К массажу и гимнастике можно добавить процедуры закаливания. Разденьте малыша на несколько минут, пусть подрыгает ручками и ножками в свое удовольствие. Потом переверните его на животик, пусть немного полежит так. Оптимальная температура для занятий 22 градуса.
  • Купите цветные носочки и надевайте попеременно на ручки. Малыш будет рассматривать свои ручки, тянуть их к себе и таким образом освоит новые возможности в управлении своим телом.
  • Попеременно вкладывайте в ручки ребенка небольшие предметы с разной на ощупь поверхностью. Малыш с удовольствием будет ощупывать и изучать игрушки. Подобные занятия способствуют развитию моторики рук, что тесно связано с развитием зон мозга, отвечающих за речь ребенка. Также это начальный этап в обучении самостоятельно удерживать ложку, ручку, карандаш.
  • Придерживая ребенка за ручки, подтягивайте и усаживайте его. Данное упражнение полезно для осознания малышом себя в вертикальном пространстве, в новом положении «не лежа».
  • Тренируйте речь ребенка уже сейчас! Говорите «агу», и он будет пытаться что-то ответить, повторяйте за малышом его «слова», читайте коротенькие стихи, напевайте песенки.
  • Выучите несколько стишков, потешек наизусть и рассказывайте их малышу, например, во время переодевания, купания, особенно если ребенок не любит эти процедуры. Возможно, стихотворение сможет его отвлечь. Если какие-то рутинные действия будут сопровождаться стихами, у ребенка начнут формироваться причинно-следственные связи. Например, можно рассказывать одно и то же стихотворение или петь песенку, когда спускаетесь по лестнице на прогулку, готовите одежды для переодевания и пр.
  • Носите ребенка на руках, показывайте комнату, смотрите в окно, постоянно комментируйте все, что видите. Гуляя на улице, тоже поднимайте ребенка и показывайте ему окружающий мир.
     

Третий месяц жизни ребенка


Рекомендации по уходу за ребенком в третий месяц жизни:

  • Следите за тем, чтобы во время занятий малыш хорошо себя чувствовал, был настроен на общение. Если он начинает капризничать, то, скорее всего, кроха устал, нужно прекратить занятия и дать ребенку отдохнуть.
  • Не оставляйте малыша одного на диване или других высоких поверхностях. Хоть и кажется, что он никуда не денется, но на самом деле, ребенок (даже в два-три месяца!) запросто может перевернуться и упасть. В крайнем случае, обложите его одеялами и подушками, которые не позволят крохе повернуться.
  • Если вы еще не записались в бассейн с малышом, то поспешите это сделать. Младенец после рождения еще сохраняет способности к плаванию до 3-4 месяцев. Он рефлекторно задерживает дыхание при нырянии и даже умеет держаться на воде.
    Изучив методику обучения младенцев плаванию, вы можете принимать с малышом ванну. Тем более что благоприятный эффект плавания трудно переоценить. Плавание благотворно влияет на физическое и психомоторное развитие ребенка, ускоряет формирование его двигательных умений, укрепляет нервную систему, оказывает массирующее воздействие и закаливающий эффект.
  • Прохладная погода не должна быть препятствием для прогулок на свежем воздухе. Даже в зимнее время нужно проводить на улице 2-3 часа. Одевая ребенка на улицу, нужно учитывать не только температуру воздуха, но и влажность, и силу ветра.
    Не закрывайте малыша от солнечного света, на третьем месяце жизни возможно развитие рахита у крохи. Потому наоборот, позволяйте ребенку принимать солнечные ванны, но исключая попадание прямых солнечных лучей с 11 до 16 часов дня.
  • И помните, если малыш в третий месяц жизни делает немного больше (или немного меньше) упомянутого, не паникуйте. Ребенок никому ничего не должен. Не научился сегодня — научится завтра.


Уважаемые читатели! Как часто вы ходили с ребенком на прогулку? Что умел делать ваш малыш в два месяца? Ждем ваши ответы в комментариях!
 

Читайте также:

Первый месяц жизни новорожденного

Второй месяц жизни ребенка

Обсуждаем на форуме:

Воспитание ребенка

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями в социальных сетях! Жми