Архив рубрики: Психология и воспитание

«Ощущала себя мишенью». Как детей травят в интернете и что с этим делать родителям

Каждый третий белорусский ребенок сталкивается с травлей в интернете — такую статистику озвучили эксперты на конференции, посвященной Всемирному дню безопасного интернета. Как понять, что ваших детей обижают, и чем можно им помочь? А что делать, если ребенок обижает сам? Специалисты составили понятную инструкцию для родителей. 

Источник фото: Pexels.com

По данным Белстата, еще в позапрошлом году интернет-технологии активно использовали 92,4% белорусских школьников от 6 до 17 лет. С началом пандемии этот процент возрос, то есть наши дети зависают в интернете плотно.

Есть и другие данные, международной организации ЮНИСЕФ,  — о том, что почти 30% несовершеннолетних пользователей сети подвергаются травле и запугиванию онлайн, то есть кибербуллингу. А по опросам компании МТС, которая занимается вопросами детской интернет-безопасности, с оскорблениями онлайн столкнулись 31% белорусских школьников. 

Главная проблема в том, что некоторые родители могут ситуацию обесценивать. «Ой, ну написал какой-то недалекий подросток что-то плохое, мой ребенок не станет от этого страдать» или «Пусть сами разбираются, школу жизни никто не отменял», — по мнению экспертов, все это неправильные мысли. Дети от кибербуллинга страдают, они не могут «включить мозг», как взрослые, и посмотреть на ситуацию со стороны. Вот что рассказывает Екатерина, волонтер ЮНИСЕФ, а в прошлом — подросток, которую одноклассники выбрали в качестве онлайн-жертвы.  

— Пять лет назад группа одноклассников обнародовала мою личную переписку, а затем посыпались насмешки. «Да ты себя вообще видела?», «Ты ничего не добьешься в жизни» и так далее. Сегодня мне 19 лет, но я до сих пор еще в процессе восстановления.

Источник фото: ЮНИСЕФЕкатерина пострадала от травли в интернете, ей понадобилась помощь психотерапевта

Екатерина отлично помнит, что испытывала тогда: стыд, чувство беспомощности, а еще вину. Она считала, что сама виновата в том, что с ней происходит. Самое тяжелое воспоминание — день рождения, когда на экране телефона вместо поздравлений всплыли сообщения с оскорблениями. 

— Ты вроде бы находишься дома, но чувства безопасности нет вообще. Ощущаешь себя мишенью и виноватой в этом всем. В какой-то момент я закрыла все соцсети. Я не понимала, почему это случилось. Раньше я не была слабой, тихой, неспособной дать отпор. Наоборот, чувствовала себя уверенно, считалась лучшей ученицей параллели, но, тем не менее, травля затронула и меня, — говорит Екатерина.  

Девушка уверена, что выплыла из той истории прежде всего благодаря поддержке семьи. Ее мама вовремя забила тревогу, отправила дочь к психотерапевту, девушка почувствовала опору и начала работать над собой.  

— К сожалению, многим детям не повезло так, как мне. Они сражаются «в темноте», — замечает Екатерина.

Как понять, что ребенка обижают в сети?

— Кибербуллинг часто замалчивается подростком, —  объясняет психолог Илляна Матвиенко. — Ребенку тяжело нести этот груз, задача взрослых — вовремя помочь.

По данным исследования, лишь 13% подростков, страдающих от интернет-травли, рассказывают о своих неприятностях взрослым. То есть родителям нужно быть внимательными и знать о признаках, которые позволяют предположить, что у ребенка проблемы в сети: 

1. Ребенок приходит домой, открывает гаджет — и вы сразу замечаете перепады настроения. Он расстраивается, начинает злиться и выходит из соцсетей.  

2. Если ребенок (чаще касается младших подростков) начинает рассказывать истории о друзьях, которых запугивают или обижают онлайн. Таким образом дети часто проверяют реакцию взрослого. Они очень боятся, что если расскажут что-то такое о себе, родители просто заберут у них гаджет. Этот страх даже сильнее боли от кибербуллинга. 

3. Если ребенок ограничивает доступ родителям к своим соцсетям, начинает что-то скрывать или вообще блокирует свои аккаунты. 

4. Если ребенок (чаще так поступают дети постарше) начинает постить в соцсетях грустные сообщения-размышления на тему справедливости. Они часто используют такой непрямой способ, чтобы показать: с ними что-то не так. 

Если вы заметили нечто подобное, не надо фантазировать или тайком заходить в аккаунты подростка, считает Илляна Матвиенко. Спокойно поговорите, не драматизируйте. Объясните ребенку, что хотите помочь, но пока не знаете, что с ним происходит, попросите поделиться. Особо тревожным родителям специалист советует сначала убедиться в присутствии проблемы, а потом уже предлагать помощь. Ребенок может отложить гаджет или не заходить в соцсети, потому что устал. Грусть может быть связана с другими проблемами, а своими назойливыми опасениями вы просто вызовете раздражение.   

Что делать детям, если их травят в сети?

Компания МТС совместно с ЮНИСЕФ записала видеоролики для подростков, один их которых так и называется «Меня обижают в интернете». Покажите видео своим детям. Советы могут показаться простыми, но они действительно работают.

1. Остановись.

Этот совет надо принять буквально. Если ребенок регулярно получает онлайн-оскорбления, на них не нужно отвечать. Правильным будет показать, что слова не цепляют, а для этого достаточно промолчать и не строчить взаимные ругательства. Если ответить обидчику все же хочется, делать это надо спокойно. Можно заранее подготовить стикеры и продумать ответы. Важно придерживаться своей линии поведения. Увидев, что сообщения не цепляют, хейтер растеряется. 

Источник фото: МТС,ЮНИСЕФ

2. Заблокируй.

Во всех соцестях есть опция «Пожаловаться» или «Заблокировать». В самом начале можно попробовать оградить себя от хейтера.

3. Сделай скрины переписки.

Если начнется разбирательство, это может быть доказательством издевательств. Действия хейтера могут обернуться для него статьей о правонарушении.

4. Расскажи.

Если не можешь справиться сам, расскажи о проблеме тому, кому доверяешь: родителям, учителю. Вместе вы быстрее сможете найти выход из ситуации. Если сначала тебе отказали, посчитали проблему ерундой, продолжай искать того, кто тебе поможет. Твои чувства имеют значение. Это нормально, если тебе плохо, грустно, или ты злишься.

Если подросток не нашел, с кем поделиться переживаниями, можно позвонить на круглосуточную телефонную линию (звонок бесплатный и анонимный): 8-801-100-16-11. Также можно написать психологу на сайте kids.pomogut.by

Почему подростки становятся хейтерами в сети?

Вариантов ответов несколько, говорит Илляна Матвиенко. Так могут поступать дети, которые хотят заявить о себе миру. Они считают, что это единственная возможность показаться успешными, крутыми и стильными, то есть не такими, какими воспринимаются обычно. Еще кибербуллинг может стать способом эмоциональной разрядки. Подросток сбрасывает агрессию, злость, но этот способ все равно приводит в тупик.

Когда подросток повторяет свои оскорбления в сети, он сам начинает воспринимать такое общение как лучший способ взаимодействия с другими. Ребенок делает своего рода психологическую установку: я чувствую себя лучше, когда этому слабаку (этой слабачке) плохо. То есть подросток сам себя отучивает от нормального общения.

В реальной жизни такая привычка лишь будет усугублять его неуспешность, ведь агрессивные люди отталкивают. В виртуальной жизни с подобной цифровой репутацией тоже долго не продержаться: рано или поздно обижать других наскучит, но к тому моменту интернет-пользователи уже сделают соответствующие выводы о подростке. В любом случае его эмоциональное состояние будет усугубляться еще больше.

Как родителям понять, что ребенок  агрессор?

Здесь «звоночки» неблагополучия почти такие же, как и в ситуации с детьми-жертвами. Самый главный показатель — резкое изменение в поведении или установленных правилах. Вот несколько моментов, которые должны насторожить:

1. Если раньше родители имели право время от времени просматривать страницу ребенка в соцсетях, а теперь их заблокировали (как правило, дети скрывают от родителей, что причастны к кибертравле). 

2. Если на гаджете появляются дополнительные аккаунты под никнеймами, без фотографий на аватарке (спросите: для чего вдруг появились дополнительные аккаунты? Ответ «просто так» звучит неубедительно).

3. Резкие перемены в настроении, раздражительность. Да, у подростков эмоциональные качели случаются часто. Но если они начинаются, когда родители заводят разговор о соцсетях, это уже сигнал.

Что делать, если подозрения усилились?

1. Поговорите с ребенком спокойно и без всяких оценочных фраз. Это очень важно, подчеркивает психолог. 

2. Можно рассказать о том, что агрессия в интернете очень ранит адресата и вредит самому автору посланий, ведь озлобленность разрушает. Часто дети не признают, что являются агрессорами. Даже воспринимают это как акт борьбы за справедливость. Например, хотят таким образом «наказать» обидчика своих друзей. Объясните, что разница между выяснением отношений и травлей — очень большая.

3. Упомяните, что кибербуллинг наказывается законом и что хейтер может быть привлечен к административной ответственности. Здесь лучше не быть голословными, а поискать в интернете соответствующие статьи из КоАП.

4. Подумайте, почему для ребенка так важно проявлять себя в интернете именно таким способом? Может, надо проработать негативные эмоции (злость, раздражение, обиду) с психологом?

5. Дайте понять: вы не согласны с позицией ребенка, но не против него самого.  Дети часто категоричны, они считают, что если уже совершил ошибку, то жизнь пойдет под откос. Поэтому родители должны донести мысль: поведение можно изменить и двигаться дальше, за оплошности никто не разлюбит и не оттолкнет.

«В ваш дом пришла беда». Белоруска о том, как сохранить семью, если рождается особенный ребенок

От рождения особенного ребенка не застрахован никто, и для семьи это может стать настоящим испытанием. Очень часто женщины остаются наедине со своей бедой — мужчины «не выдерживают нагрузки и уходят». Как сохранить семью в непростой жизненной ситуации, рассказывает мама двоих детей Юлия Стрельцова. 

Источник фото: Личный архив

Помню, когда-то очень давно, в то время, когда я еще ощущала себя матерью здорового обычного ребенка, мы были на очередном приеме у врача. Врач оказался опытным и неравнодушным человеком. Он долго наблюдал за моим сыном Яном, беседовал со мной, задавал вопросы, которые касаются развития сына и в конце приема вынес свой вердикт: «В ваш дом пришла беда».

Именно эту фразу я потом вспоминала, когда случалось что-то неприятное, связанное с моим с сыном и его аутизмом.

Вспоминала, когда в детском саду воспитательница сообщила, что у Яна не получается социализироваться и нам надо посещать специальный детский сад, который находился на другом конце города.

Вспоминала тогда, когда Ян перестал разговаривать, замкнулся в себе и разучился делать то, что раньше умел. Он перестал общаться с детьми, больше не играл со своими игрушками.

Вспоминала, когда на сына находило такое отрешенное состояние, что, казалось, между Яном и всем миром стена из толстого прозрачного стекла.

Беда… по-другому и не скажешь.

Но прошли годы. Яну уже почти восемь лет. За это время мы с мужем прошли все стадии принятия неизбежного. Мысль о том, что наш долгожданный и любимый сын — инвалид, перестала казаться ужасной. Все это стало обыденностью. Обстоятельством нашей новой жизни.

Но самое главное, что аутизм не разрушил нашу семью

У нас родился второй ребенок — доченька Алиса. Несмотря на диагноз сына, нам с мужем удалось сохранить романтику, уважительное отношение друг к другу, позитивную атмосферу в семье.

Мы вместе уже 16 лет, из них 11 — в браке. И я хотела бы поделиться своим опытом, как растить ребенка-инвалида и сохранять теплые отношения. Обращаюсь именно к мамам особенных деток, потому что мои советы основаны на личном опыте материнства.

1. Не замыкайтесь в четырех стенах

Я уверена в том, что семья — это не только совместное хозяйство, заботы и общий бюджет. Любой союз укрепляют положительные эмоции от приятного совместного времяпрепровождения. Мне нравится проводить время всем вместе интересно, по-новому, не замыкаясь в четырех стенах. Тем более что любой ребенок — и зоровый, и с особенностями развития — нуждается в новых эмоциях и впечатлениях.

Источник фото: Личный архив

Правда, в отличие от семей со здоровыми детьми для нас поход в кафе, в детский театр, в торговый центр — то еще «удовольствие». Ян в шумных, людных местах быстро устает и становится беспокойным и гиперактивным. А вот общение с природой в тихой обстановке благоприятно влияет на сына. В такие моменты Ян становится сосредоточенным и умиротворенным. Поэтому, если есть свободное время и позволяет погода, мы катаемся на лодке по озеру, гуляем в лесу, в парках. Дышим свежим воздухом и набираемся новых впечатений.

2. Проводите время наедине с мужем

С рождением особенного ребенка у нас с мужем не исчезли свидания. Мы любим проводить время вместе — отвлекаться от забот и бытовой рутины. И в этом нам помогают родители: 3 часа в неделю наедине с любимым внуком не утомляют наших бабушек. А вот прогулка с мужем вдвоем по городу, поход в ресторан, встреча со старыми друзьями — это время бесценно.

3. Поддерживайте друг друга

Муж — тоже человек. Не только вы мечтали о здоровом и умном ребенке. Не только вы строили честолюбивые планы, глядя на совсем еще кроху, мечтали, что ребенок будет учиться в гимназии, или пойдет на карате, или будет иметь много друзей и станет душой компании.

И если, как в моем случае, муж не делится с вами своими переживаниями, то это не значит, что этих переживаний нет.

Поддерживайте вашего супруга. Старайтесь чаще хвалить вашего ребенка при муже. Я, например, стараюсь чаще говорить о достижениях и успехах сына (пусть даже о самых маленьких и незначительных).

Источник фото: Личный архив

4. Не вкладывайте все свои ресурсы на реабилитацию

Знаю случаи, когда отчаянное желание сделать из аутиста нормотипичного ребенка разрушило семью.

Сейчас появилось много центров и специалистов, которые обещают практически полнейшее выздоровление от аутизма. Нужны только деньги. Родители, особенно на первых этапах принятия диагноза, находятся в отчаянии и готовы поверить каждому, кто дает хоть призрачную надежду на «выдоровление».

В таких случаях папа начинает выполнять в семье исключительно роль добытчика. Он работает допоздна, на двух работах. В некоторых случаях уезжает на заработки в другой город или другую страну.

Проходит время, а аутизм никуда не исчезает. «Волшебной таблетки» или процедуры не нашлось. А связь с семьей у мужа и отца потеряна.

Помните, что для мужчин любовь — это глагол. А любовь — это главное в особенном родительстве. Для того, чтобы по-настоящему полюбить ребенка, а особенно ребенка с инвалидностью, с ним надо проводить время, заботиться о нем.

Пусть ваш муж просто побудет наедине с ребенком, пока вы сходите в магазин, приготовите ужин или просто отдохнете.

5. Вовлекайте мужа в заботы о ребенке почаще

Этот совет плавно вытекает из предыдущего. Не стесняйтесь вовлекать мужа в решение любых проблем. Лечение, реабилитация, адаптация, образование вашего особенного ребенка — вы не можете и не должны в одиночку принимать решения по этим вопросам.

Обсуждайте лекарства, новые методы реабилитации, походы по врачам, просите совета. Муж должен быть в курсе всего, что касается вашего ребенка, принимать активное участие в его жизни. В нашем случае, например, визит сына к стоматологу происходит исключительно в присутствии папы.

В семье наших друзей (тоже родителей мальчика с аутизмом) посещение родительских собраний в реабилитационном центре и сопровождение сына на занятиях в бассейне — обязанность отца.

6. Не растворяйтесь в ребенке

Я согласна с такой мыслью: мужчина уходит не от ребенка, а от женщины. Ситуация, когда женщина в семье становится лишь матерью и перестает быть женой, плачевна. Старайтесь не зацикливаться только на ребенке и его диагнозе.

Понимаю, что это сложно. Но нужно находить время и силы на себя и для себя. Ищите радость, вкус к жизни. Старайтесь хорошо выглядеть. Не жалейте денег на свой внешний вид, на свои увлечения, на свой отдых. Отдохнувшей и счастливой женщине легко быть и хорошей мамой, и любящей женой.

И последнее. Эмоциональная атмосфера в семье во многом зависит от женщины. Избегайте позиции жертвы. Старайтесь с юмором относиться к странностям или особенностям вашего ребенка. В каждой семье бывают трудности. У кого-то — большие, у кого-то — маленькие. Любой человек может сделать выбор: постоянно страдать или быть счастливым. Помните об этом выборе каждый день.

Мама устроила для детей пляж прямо в ванной. Теперь ее называют «лучшей матерью всех времен»

После того как семейная поездка на море отменилась, мама задумалась, чем можно порадовать расстроенных детей. И ей в голову пришла мысль организовать для них пляж прямо в ванной. Посмотрите, что из этого вышло.

Источник фото: instagram.com@ staceysolomon

Многодетная мама Стейси Соломон решила удивить своих сыновей, которые скучали дома после отмены поездки на море. Она заказала пакет с песком, постелила на пол в ванной полиэтиленовые пакеты, засыпала их специальным песком для детской песочницы и набрала воды в ванну, чтобы дети хоть так могли поплескаться в воде и побегать по песку. Восторгу мальчишек не было предела! Лейтон, Зак и Рекс веселились на импровизированном пляже весь вечер.

За такую идею Стейси в сети прозвали «лучшей матерью всех времен». Выложив фото мальчиков в своем блоге, она подписала их: «Сегодня вечером я сдалась. Я чувствую, что это может быть единственный пляж, на который они смогут попасть еще долгое время. Поэтому я подумала: а почему бы и нет».

Источник фото: instagram.com@ staceysolomon

Мама отметила, что такую идею в будущем будет использовать как стимул для детей: «В следующий раз, когда они скажут, что не хотят вставать с постели, чистить зубы, ужинать или слушаться меня, я напомню, как однажды согласилась для них устроить пляж прямо в ванной».

После всеобщего веселья родителям предстояла тщательная уборка, которая заняла немало времени, поскольку пришлось собирать песок в коробку с пола и вычищать буквально каждый уголок комнаты. Но мама ни о чем не жалеет, ведь эмоции детей были просто невероятными.
 

Источник фото: instagram.com@ staceysolomon

Что родителям нужно знать про тикток, в котором так много времени проводят подростки

Недавно мы писали о том, что в Италии умерла девочка из-за очередного популярного челленджа в тиктоке. Что это вообще за соцсеть такая? Опасен ли тикток для детей? Почему там так любят зависать подростки? Для тех родителей, которые еще не осознали всей мощи самого популярного приложения в мире, предлагаем подробный путеводитель.
 

Источник фото: pexels.com

Откуда взялся тикток

Издание Mel.fm очень подробно описало, как появился феномен тиктока. В начале 2013 года двое американцев и выходец из Таджикистана запустили приложение Vine для записи коротких шестисекундных видео — вайнов. Еще до официального запуска сервис приобрела компания Twitter. К апрелю приложение стало самым скачиваемым в AppStore, а подборки вайнов собирали на YouTube и Facebook миллионы просмотров. Так мир узнал, что короткие смешные видео — это хорошо.  
 

В середине 2014 года в Китае появилось приложение musical.ly, которое было похоже на тикток, который мы знаем: видео длиной 15–60 секунд, фильтры, маски, музыка и бесконечная лента популярных роликов. Жанр «открываю рот под музыку» появился именно здесь. Musical.ly прославилось агрессивной рекламной кампанией, благодаря которой к 2017 году в сервисе было зарегистрировано более 200 млн пользователей. Так мир узнал, что музыка делает короткие смешные видео еще лучше.

В 2017 году Vine не выдерживает конкуренции и закрывается. Тогда же компания ByteDance покупает musical.ly за $1 млрд и запускает на его базе две версии тиктока: цензурированную для Китая и глобальную для всего остального мира. В октябре 2020-го количество скачиваний приложения превышает 2 млрд. Так тикток начал покорять мир.

Как это работает

Бесконечная лента — не изобретение тиктока. Похоже выглядят и Facebook, и «ВК», и даже YouTube. Другое дело — алгоритм, который решает, что в эту ленту попадет. Принцип его работы разработчики держат в секрете, но после 2–3 часов, проведенных в приложении, все становится понятно: сервис просто показывает то, что действительно интересно пользователю. Отсюда и типичная ситуация: «Зашел на 10 минут, вышел через сутки».

«Залететь в реки» (то есть попасть в ленту рекомендаций) может кто угодно. Для этого необязательно иметь миллионы подписчиков. Помимо популярных видео время от времени тикток разбавляет ленту роликами без лайков и просмотров. В зависимости от реакции алгоритм решает, показывать ли ролик другим пользователям. Пользователи призывают своих зрителей — #рек, #хочурек, #врек, #можноврек, #пжврек и так далее.

Звуки (не только музыка) играют огромную роль в вирусном распространении роликов. Дело в том, что, загружая видео, пользователь может оставить оригинальную звуковую дорожку либо добавить к ней музыку из библиотеки тиктока. Если аудиодорожка понравится другим пользователям, они могут использовать ее для своих роликов. И да, они могут просто делать то же самое.

Вот простой пример. Тиктокерша, стримерша и косплеерша филиппинского происхождения Белла Порч выложила видео, где она мило кривляется под 10-секундный отрывок из песни. Результат: видео стало самым популярным за всю историю тиктока и набрало более полумиллиарда просмотров. Песня, под которую записан ролик, — это дисс (от англ. disrespect — «неуважение») одной британской школьницы на другую. С августа под этот трек пользователи записали более 6,9 млн роликов.
 

Светлая сторона тиктока

Несмотря на то, что тикток любят незаслуженно обвинять во всех смертных грехах, в нем есть немало приятных отличий от других социальных сетей.

Терпимость

«Правила сообщества» сервиса, за нарушение которых пользователей сразу блокируют, включают любую дискриминацию. Плюс из-за возраста основной аудитории здесь нет шовинизма, сексизма и расизма, которыми славятся, к примеру, «Одноклассники».
 

Источник фото: pexels.com

В тиктоке спокойно себя чувствуют представители секс-меньшинств, обладатели неординарной внешности и люди с ограниченными возможностями здоровья. Примечательно, что многие тиктокеры с ампутированными конечностями начинали вести свои аккаунты с жизнеутверждающих роликов в духе «я принимаю себя таким, какой я есть». А благодаря поддержке сообщества перешли на ироничные скетчи и мрачноватый юмор.

Без жести

Видео с видеорегистраторов, подборки эффектных аварий и нарезки лучших моментов боев без правил не пользуются популярностью в тиктоке. Жесткие ролики встречаются, но крайне редко. Чаще всего сервис рекомендует видео с животными, добрые розыгрыши, красивые кадры с дронов, нарезки из путешествий. А скетчи и танцы всегда вне конкуренции.

Сообщество

В тикток изначально встроено множество ограничений. К примеру, говоря о сексе, наркотиках и других темах «18+», авторы роликов используют различные эвфемизмы, чтобы не огорчать алгоритм. Благодаря этому руководству сервиса не приходится заниматься репрессиями в отношении пользователей и закручивать гайки.

Темная сторона тиктока

Наивно полагать, что у настолько глобального сервиса не найдется недостатков. А глупые ролики и назойливые песни по сравнению с ними вообще не проблема.

Вопросы к приватности

Обвинения в слежке за пользователями стали основанием для запрета сервиса в Индии и Пакистане. Основная причина — скандал, наделавший много шума летом 2020-го. Хакер под ником bangorlol взломал приложение и обнаружил, что оно собирает подозрительно много данных о пользователях. Неприлично много данных:

— Технические характеристики устройства: тип процессора, серийные номера, аппаратные идентификаторы, размеры экрана, dpi, использование памяти, дисковое пространство.

— Список установленных приложений, в том числе и ранее удаленных.

— Сетевая информация: IP, локальный IP, MAC-адрес, имя точки доступа Wi-Fi и другое.

— Геопозиция, обновляющаяся каждые 30 секунд.

— Буфер обмена устройства.

Владелец тиктока, компания ByteDance, от комментариев воздержалась.

Травля

Очень часто популярными становятся совершенно незатейливые ролики. «А я ведь тоже так могу», — думают многие пользователи. И начинают снимать собственные видео. Но вместо популярности и места в тикток-хаусе получают только комментарии троллей и хейтеров.

Опасность для жизни

В поисках легкой славы некоторые тиктокеры заходят слишком далеко. В сети можно найти ролики (которые не попали в тикток) с неудачными попытками повторить хитрый акробатический трюк или даже простой танец в тесном помещении. Пока тикток не запретили в Индии, произошло ужасное: пользователь Faizal Siddqui выложил видео, в котором он обливает девушке лицо кислотой. Видео стало вирусным, а самого пользователя вскоре наказали пожизненной блокировкой. Большую роль в скором наказании сыграло как раз сообщество, которое завалило сервис жалобами на ролик.

Мы подробно писали об опасных челленджах, в которых участвуют дети, обходя ограничения по возрасту. Придушить легонько самого себя, чтобы упасть в обморок, принять таблетки от аллергии, чтобы увидеть галлюцинации, сделать «подсечку» другу, чтобы весело упасть — все это реалии современного тиктока.

Как сделать тикток безопасным для детей?

Авторы проекта «Интернет-безопасность детей Беларуси» проанализировали, какие рекомендации по использованию тиктока дают сами разработчики и как настроить приложение так, чтобы оно точно было для ребенка безопасным. Публикуем короткую выжимку: 

1. Проследить, чтобы дети до 13 лет не регистрировались в приложении.

На Android и iOS доступна функция «родительский контроль», которая позволяет блокировать или ограничивать определенные приложения, фильмы, музыку и другое на уровне устройства. Поскольку TikTok предназначен для пользователей от 13 лет, в магазинах приложений возрастная категория указана как 12+. Поэтому, выбрав соответствующие настройки в родительском контроле, вы можете блокировать приложения, не соответствующие возрасту вашего ребенка, для скачивания. 

2. Настроить статус приватного аккаунта. 

Пользователи могут контролировать, кто видит их контент, подписывается на них и отправляет им сообщения. Для этого в разделе «Конфиденциальность и безопасность» можно включить опцию «Приватная учетная запись». Пользователи с приватными аккаунтами могут одобрять или отклонять подписчиков, делать доступными контент и входящие сообщения только для подписчиков. Если у пользователя публичный аккаунт, все его публичные видео доступны всем пользователям TikTok, при этом только одобренные подписчики могут отправлять ему сообщения. Вне зависимости от того, статус аккаунта приватный или публичный, пользователь всегда может заблокировать другого пользователя.

3. Научить ребенка сообщать о неприемлемом контенте. 

Пользователи могут сообщать о неприемлемых видео, пользователях или комментариях в самом приложении. Более того, ваш ребенок может заблокировать другого пользователя, чтобы он не мог смотреть публикуемый контент или отправлять сообщения. Чтобы повлиять на чужой контент, можно жаловаться на учетную запись, видео, комментарии и чаты.  

4. Научить ребенка исключать из ленты видео, которые ему не нравятся.

Настроить свои предпочтения можно с помощью длительного нажатия на видео. Или нажимать на кнопку меню и выбирать позицию «не интересует».

5. Ограничить время использования приложения.

В основном меню настроек есть позиция «Цифровое благополучие» и безопасный режим. «Цифровое благополучие» необходимо для тех, кто хотел бы ограничить время пребывания пользователя в приложении, а функция безопасного режима позволит отфильтровать контент, который может показаться вам пугающим или опасным.

По материалам: Mel.fm, Netka.by

«То сменку забудет, то тетради». Что делать родителям рассеянного ребенка

Часто родители учеников начальной школы сталкиваются с проблемой недостаточной организованности и рассеянности детей. Младшие школьники как будто испытывают на прочность терпение родителей, забывая «сменку», оставляя дома тетради с выполненным заданием, вспоминая в последний момент о том, что завтра нужны материалы для урока труда. Как не раздражаться на ребенка, а помочь ему, рассказывает врач-психотерапевт Анна Затрутина.

Источник фото: Pexels.com

Когда ребенок регулярно показывает свою рассеянность, у родителей закономерно возникает эмоциональная реакция на эти внезапные проверки собственной стрессоустойчивости.

Очень часто родитель руководствуется собственной потребностью «выглядеть хорошим» в глазах учителя и не в меру болезненно воспринимает оплошности своего ребенка. Также зачастую чувство беспомощности, непонимание причин рассеянного поведения ребенка приводят родителя к мысли о том, что «с ним что-то не так».

Что же происходит с ребенком на самом деле?

Для тех, кто считает, будто бы рассеянность — это проявление равнодушия, ответ может показаться странным. Потому что истина прямо противоположна этому убеждению. Рассеянность является проявлением тревожности. А тревожность вызвана тем, что у ребенка воспитано чувство ответственности (часто даже — гиперответственности). Но при этом еще отсутствует достаточный физиологический и личностный ресурс для того, чтобы эту ответственность полноценно реализовать в своем поведении.

В среднем до возраста 12 лет степень развития лобных долей мозга не предусматривает способности к полноценному планированию. Эмоциональная сфера также не получила еще достаточного для управления эмоциями развития (тем более если единственное, что мы можем предложить ребенку для эмоциональной саморегуляции, — это фраза «Немедленно прекрати»).

Источник фото: Pexels.com

Ребенок, «посеявший» сменку или ключи, оставивший дома тетрадь со старательно подготовленным домашним заданием, страдает ничуть не меньше расстроенного этой новостью родителя. Даже больше. Поскольку именно в возрасте обучения в начальной школе основной личностной потребностью ребенка является желание быть принятым обществом, соответствовать требованиям и нормам, установленным взрослыми.

Самые распространенные детские страхи в возрасте от 7 до 11 лет (исключая характерный для этого возраста страх смерти родителей) связаны с боязнью сделать что-то не так, получить уничижающее замечание значимого взрослого, «не вписаться» в требования школы.

Избыточная тревожность действует подобно компьютерной «вирусной программе», отнимая на себя ресурсы нервной системы — те ресурсы, которые ребенок, будучи более спокойным, смог бы направлять на освоение навыков самоконтроля и лучшее усвоение необходимого объема информации. Именно поэтому строгость, жесткость, порицание не способствуют улучшению ситуации, а только усугубляют ее.

Как же родитель может помочь своему младшему школьнику?

Традиционно начинать нужно с себя. Даже дети более старшего возраста составляют единое эмоциональное поле со своими родителями. Чаще — с матерью. Именно поэтому большинство современных практикующих психологов предложат вам заняться прежде всего решением своих эмоциональных проблем, если вы приводите на консультацию тревожного ребенка. Человеку, который не наблюдал этого своими глазами, трудно бывает принять этот факт, понять и представить, насколько сильно влияет на ребенка достижение его мамой состояния эмоционального благополучия.

Источник фото: Unsplash.com

  • Достигнув внутреннего убеждения «я — хорошая (хороший)», повышайте также самооценку ребенка. Для этого чаще демонстрируйте принятие ребенка, обнимайте, гладьте по голове, говорите ласковые слова. Проявляйте искреннюю заботу о ребенке, оказывайте ему поддержку, обязательно хвалите за любые, даже кажущиеся незначительными, достижения. Хвалите в присутствии других детей и взрослых. Но хвалите только за реальные достижения и делайте это так, чтобы ребенок понимал, за что именно его хвалят.
  • Старайтесь не вовлекать ребенка в соревновательную деятельность, особенно в такую, где нужно быстро выполнить некий объем работы в сжатые сроки.
  • Называйте ребенка по имени, а не обезличенно («сына», «доча»).
  • Выслушивайте все, что ребенок хочет вам сказать, реагируйте на то, что услышали.
  • Запомните, что ребенок хочет учиться хорошо и выглядеть хорошим в ваших глазах и глазах учителя. Ваша убежденность в этом будет помогать придерживаться правильного, помогающего стиля общения.
  • Создайте атмосферу доброжелательности в доме. Разделите понятия «плохие оценки» и «плохой ребенок». Ваш ребенок хороший, даже когда его оценки плохие. Оценки могут стать лучше.
  • Не сравнивайте достижения своего ребенка с достижениями других детей. Сравнивайте результаты его деятельности с его же собственными результатами («помнишь, неделю назад у тебя это не получалось, а сейчас получается так хорошо!»)
  • Не торопите и не подгоняйте ребенка, когда вам кажется, что он слишком долго выполняет какое-либо задание. Вы можете поинтересоваться, нужна ли ваша помощь. Если нужна, оказывайте ее терпеливо и последовательно.
  • Осваивайте навыки саморегуляции, релаксации сами и обучайте им ребенка. Помните, что от младшего школьника преждевременно требовать безупречной самоорганизации. Если вы проверите, все ли учебники и тетради уложены в рюкзак, взял ли он спортивный костюм для урока физкультуры — в этом возрасте вы не «разбалуете» ребенка, а поможете ему.
  • Если ваша работа не позволяет уделять школьнику достаточно внимания, удобно использовать «напоминалки» в телефоне, на маркерной доске, на прикрепленном магнитом к холодильнику листочке. Если эту «напоминалку» вы будете составлять вместе с ребенком, сопровождая этот процесс какой-то веселой присказкой, шансов на то, что ребенок вспомнит ее содержание самостоятельно, значительно больше.

Ребенок не умеет проигрывать. Как поступают понимающие родители

Многие родители сталкиваются с горькими детскими слезами в случае, если ребенок терпит поражение, например, в каком-то конкурсе или на спортивном соревновании. Как правильно успокоить и подбодрить сына или дочь? Что говорить ни в коем случае нельзя? Своим мнением делится психолог и гештальт-терапевт Алена Воскресенская. 

Источник фото: Unsplash.com

На соревнованиях у детей часто возникают сильные эмоциональные реакции, особенно если это связано с поражением. Часто сила переживаний превышает возможности ребенка контролировать их, за слезами скрывается агрессия, страх, обида, стыд. Детские слезы — это всегда сообщение, взрослым важно научиться расшифровывать это послание.

Опекающий родитель часто реагирует жалостью или чувством вины: «Моего ребенка обидели, он страдает, надо срочно с этим что-то делать».

Требовательный родитель раздражается на всхлипывания: «Соберись, сколько можно, опять ты не оправдал ожиданий».

Тревожный родитель пугается, ищет виноватых, пытается контролировать процесс, дает кучу ненужных советов.

Задача понимающего родителя — разобраться, в чем поддержать ребенка. Если вы поддерживаете его взросление — дайте ребенку возможность побыть какое-то время одному, найти свой способ как-то справиться с этой ситуацией самостоятельно. Возможно, он даже попросит вас о помощи, но для этого стоит выдержать паузу. Чаще всего ребенку надо просто эмоционально отреагировать на ситуацию, а родителю нужно быть тем безопасным человеком, с кем можно просто поплакать.

Если вы хотите поддержать уверенность ребенка в себе — разговаривайте с ним, обсуждайте причины и следствие его поступков, подчеркивайте его сильные стороны, пусть даже у ребенка в этот момент не прекращают литься слезы. 

Если ребенок нуждается в защите — объясняйте фактологически, что произошло, кто не прав, как следует себя вести.

Демонстративные слезы и истерики требуют особого внимания. Тут родителю важно не поддерживать такой способ, важна категоричность, четкие границы и правила.

Источник фото: Pexels.com

Помните, что родитель — это про поддержку и безопасность. Важно ваше внимательное и спокойное отношение, в ходе которого вы обязательно найдете «правильный» выбор реакции для вашего ребенка.

Что в кризисной ситуации точно говорить не стоит? Вот главные ошибки родителей, которые не выдерживают детских слез:

— Родитель пытается остановить или обесценить переживания ребенка: «Не плачь! Не реви! Ничего страшного не произошло! Сопли распустил!»

— Родитель начинает сравнивать: «Посмотри, какой Петя молодец, не то что ты…», «Когда я был ребенком…»

— Родитель пытается компенсировать детские страдания вознаграждениями: деньгами, подарками, пиццей, Макдональдсом.

— Необоснованные наказания и угрозы: «Будешь себя так вести, вообще на спорт не пойдешь!»

5 фраз, которые помогут успокоить плачущего ребенка:

— Понимаю тебя. Можешь поплакать, если тебе хочется. Помни, мы любим и гордимся тобой, несмотря на то, выиграл ты или проиграл. 

— Можешь побыть один, если не хочешь сейчас со мной говорить. Но если что — я рядом.

— Ты прав, это неприятно/нечестно/грустно. Мы видели, как сильно ты старался.

— Тебе грустно/ты расстроен/ты разочарован/ты обиделся. Если захочешь обсудить, что произошло, я всегда готов помочь.

— Да, тебе сейчас тяжело (обнять, взять за руку, посадить на колени).

«Ну когда уже станет легче?» Почему некоторым женщинам так тяжело дается материнство

Есть женщины, которые радуются материнству и бесконечно счастливы в нем. По крайней мере, так видится со стороны. А есть те, кто испытывает сложности и с трудом выдерживает нагрузку. Как принять ситуацию и перестать ждать момента, «когда станет легче», рассказывает психолог для мам с детьми до 3 лет Елена Медведева.

Источник фото: Unsplash.com

Быть мамой — трудно, это истина, которую нельзя игнорировать. Этот труд физический — нужно носить ребенка на руках, кормить, переодевать, делать массажи, убаюкивать, а также психологический — успокоить, понять, в чем причина плача, уберечь от потенциальных опасностей, продумать режим дня и встроить потребности малыша в уже устоявшийся семейный уклад. Нужно налаживать не всегда простые отношения с близкими, а иногда и отстаивать право на свое личное пространство и время.

Важно заметить, что у каждой мамы — свои сложности в общении с грудничком. Для кого-то это налаживание грудного вскармливания, кому-то трудно дается укладывание на сон, для некоторых женщин на первый план выходят отношения с супругом или родителями.

У каждой мамы появляется собственный родительский опыт, поэтому, если вы постоянно думаете о том, когда станет легче, ответьте сначала сами себе на 5 других важных вопросов. 

1. Когда именно вам стало тяжело? И что этому способствует?

Возможно, это началось сразу после родов — в таком случае важно исключить риск послеродовой депрессии. А, может, вы недавно переехали и вам стало особенно тяжело после этого?

Был ли какой-то поворотный момент, когда вы почувствовали, что «стало особенно трудно»? Или трудности накапливались постепенно? Усиливается ли это ощущение или все чаще появляются «просветы»?

Источник фото: Unsplash.com

2. В какие моменты вы чувствуете, что все не так уж и сложно?

Возможно, это лишь мгновения, минуты или часы — обратите внимание, что вы делаете в это время? О чем думаете? Что происходит вокруг вас? Зафиксируйте эти моменты и постарайтесь повторять их почаще.

3. Есть ли рядом тот, кто может разделить ответственность за малыша?

Часто я слышу от мам, что «уход за ребенком — это целиком моя ответственность как матери». Когда это так, рано или поздно вам станет трудно справляться самой, возникнет ощущение, что ты «один на один» с малышом, и что бы ты ни сделала — это будет твоя вина или ошибка. Это, конечно же, отягчает проживание материнского опыта.

Вот почему так важно подключать близких к заботе о ребенке, особенно это касается второго родителя — папы. 

Источник фото: Unsplash.com

Таким образом вы достигнете сразу трех целей:

  • Вы сможете обсудить с отцом ребенка волнующие вас вопросы, и он, исходя из своего опыта ухода за ребенком, сможет вести с вами диалог на эту тему. Это может сплотить вас вокруг решения задач, с которыми вы как родители оба столкнетесь. 
  • Привязанность к ребенку формируется в процессе ухода за ним. Поэтому чем больше отец будет вовлечен в уход за ребенком, тем сильнее станет его привязанность к сыну или дочке.
  • Вы как мама почувствуете, что рядом есть «плечо» и есть кому перепоручить малыша. Если вдруг вы заболеете или вам нужно будет выйти в магазин, мир не остановится — за ребенком сможет присмотреть его папа.

4. Не пытаетесь ли вы жить «как раньше» и успевать то, что делали до родов?

Вероятнее всего, ваш жизненный ритм сильно поменялся. Если раньше он был условно «как у всех» — 8-часовой сон, 16-часовое бодрствование, 4-разовое питание, то сейчас почти идентичен режиму ребенка: «3 часа сплю, 30 минут ем, 2 часа бодрствую, 3 часа сплю» и так далее. Считаете ли вы это нормальным или пытаетесь жить по графику 8/16?

Часто именно стремление «жить как до родов» приводит женщину к физическому и эмоциональному истощению и мыслям, что она «не справляется» и «сколько это еще будет продолжаться». Надо признать, что жить как раньше не получится, если, конечно, рядом нет того, кто полностью или частично возьмет на себя обязанности по уходу за малышом.

Источник фото: Unsplash.com

Иногда легче становится уже от осознания, что тот режим, который существует сейчас, адекватен для молодой матери. Да, он непривычен, «ненормален» с точки зрения среднестатистического человека, но для вас в этот период жизни это норма.

Главное — не забывать вовремя есть, пить достаточно жидкости и по возможность спать одновременно с ребенком. Возможно, стоит ставить себе трекер или напоминалку.

5. Получаете ли вы эмоциональную поддержку от близких людей?

Мама грудничка — это постоянный эмоциональный контейнер. Представьте, что вы заперлись в одной комнате с сумасшедшим — вам нужно его успокаивать, убирать за ним, кормить… Это, с одной стороны, требует высокой чувствительности и эмпатии, с другой — стойкости и ресурса.

Очень важно, чтобы рядом был кто-то, кому вы можете рассказать о том, что вас беспокоит, какие чувства вы испытываете. Нужен человек, который вас выслушает, обнимет, скажет, что вы хорошая мама, что у каждой хорошей мамы что-то не получается и так здорово, что вы думаете, как лучше поступить для благополучия вас и вашего ребенка. И, конечно, важно, чтобы так вы думали о самой себе и почаще себе это повторяли.

Иногда возможность разделить опыт материнства с другими людьми — родителями, психологом, подругой — дарит ощущение, что «уже стало легче». А за этим ощущением придет и реальность, в которой станет гораздо больше радости и спокойствия. 

Как говорить с ребенком о смерти? Брать ли на похороны? Ответы психологов на непростые вопросы

Полностью игнорировать тему смерти в общении с детьми сложно. В период эпидемии чаще обычного стали распространяться печальные новости. У кого-то умер учитель, у кого-то сосед, а кто-то потерял близкого человека. Как рассказать об этом ребенку? Мы собрали подробные рекомендации от психологов. 

Источник фото: Pexels.com

По словам психолога Анны Лукановой, в последнее время она часто сталкивается в своей практике с вопросом, как сказать ребенку, что умер близкий для него человек. Более того, у родителей порой возникают сомнения: нужно ли вообще говорить? Тут ответ однозначный: «Да, нужно».

 — Если дети не узнают об этом от вас, они в любом случае будут испытывать тревогу и потеряют ощущение безопасности. Даже если вы будете тщательно скрывать свои переживания, они будут чувствовать их на бессознательном уровне.

Как построить сам разговор? Найдите место и время. Желательно, чтобы это было утро или день, когда вы сможете быть рядом с ребенком до вечера. Не оставляйте эту тему на вечер, потому что ребенок должен успеть ее хоть немного переварить. Не говорите с ним об этом в пути, по дороге в магазин, при чужих людях, как бы вскользь. Пусть это будет место, где вы сможете находиться рядом с ребенком, обнять его, посидеть рядом, посмотреть ему в лицо.

Сообщить эту новость необходимо взрослому, которому ребенок доверяет. Своим клиентам я советую сказать все как есть, но детским языком.

Дальше вы должно быть готовы отвечать на вопросы, их будет немало. Постарайтесь ответить на все, честно и искренне. Например, на вопрос, а где умерший теперь? Отвечайте: на небесах, у Бога, переселился в другое тело — любой вариант, который вам ближе. Если версии нет, признайтесь ребенку, что не знаете, что людей ждет после смерти, но этот человек навсегда останется в наших сердцах.

Источник фото: Pexels.com

Будьте готовы побыть с чувствами ребенка. Если он заплачет, не успокаивайте его со словами: не надо плакать. Это запрет на проживание одной из стадий горевания, причем очень важной и необходимой. Скажите, что плакать это хорошо, что вам тоже очень грустно. Если у самих подступают слезы, не сдерживайтесь. Покажите личным примером, что это нормально и плакать нужно.

Скажу вам честно: для детей процесс осознания смерти проходит легче, чем для взрослых. Самое важное донести ребенку, что это нормально — плакать, злиться, винить себя или окружающих, грустить и в конечном итоге принимать ситуацию.

Еще раз напомню стадии проживания горя: шок, отрицание, злость, вина, торг, депрессия, принятие. Это процесс проживания любой утраты. Стадия шока самая короткая, остальные могут время от времени возвращаться и проживаться заново.

Не скрывайте от ребенка факт смерти близких и значимых для него людей. Эта тайна будет всю жизнь сопровождать его, влиять на его историю и судьбу.

В помощь родителям я могу порекомендовать книгу Каролин Эльячефф «Затаенная боль». Она как раз о проживании совсем маленькими детьми утраты самого близкого человека. Тяжелая книга, скажу честно. Но она очень хорошо показывает, как влияет на ребенка не прожитая им утрата.

Источник фото: Pexels.com

Еще один текст от психолога Марины Травковой стал очень популярным в соцсетях. В нем по пунктам говорится о том, как сказать ребенку о смерти близкого человека. Публикуем советы в сокращенном варианте.

1. Почему важно говорить правду?

Как показывает жизнь, все варианты вроде «Папа/мама уехали в командировку на пол-года» или «Бабушка пока переехала в другой город» чреваты тем, что:

— Ребенок просто не поверит или решит, что вы что-то недоговариваете. Детская фантазия богата, а создаваемые ею страхи для ребенка вполне реальны. Реальное горе понятнее и легче, чем все те ужасы, которые может придумать ребенок. 

— Правду ребенку скажут «добрые» дяди-тети, другие дети или сердобольные бабушки во дворе. И неизвестно, в какой форме это случится. Но к горю добавится также ощущение того, что родные люди ему лгали.

2. Кто должен сказать?

Близкий и родной ребенку человек, самый родной и близкий из всех оставшихся; тот, кто жил и будет дальше жить с ребенком; тот, кто хорошо знает ребенка.

Второе условие: человек этот должен держать себя в руках, чтобы говорить спокойно, не сорваться на истерику или неудержимые слезы (те слезы, что наворачиваются на глаза, не помеха). Ему придется договорить до конца и еще побыть какое-то время с ребенком, пока тот осознает горькую новость. Для выполнения этой задачи выберите время и место, когда вы будете «в ресурсном состоянии».

3. Как именно говорить?

Если ребенок маленький, обнимите его или возьмите на колени. Подростка можно приобнять за плечи или взять за руку. Главное, чтобы этот контакт не был ребенку неприятен и чтобы он не был чем-то из ряда вон выходящим.

Скажите коротко и просто: «У нас случилось несчастье, мама умерла» или «Дедушка болел, и врачи не смогли помочь. Он умер». Не говорите «ушла», «уснула навеки», «покинула» — это все эвфемизмы, которые ребенку не очень понятны. Дальше сделайте паузу. Больше говорить не надо. Все, что ребенку еще понадобится знать, он спросит сам.

4. О чем дети обычно спрашивают?

Маленьких детей могут интересовать технические подробности. Закопают или не закопают? А черви его будут есть? И потом вдруг спросит: «А на мой день рождения он придет?» Или: «Умер? А где он сейчас?»

Не удивляйтесь, не возмущайтесь, не считайте, что это признаки неуважения, какой бы странный вопрос ребенок не задал. Маленькому ребенку трудно сразу понять, что такое смерть. На вопросы отвечайте сообразно собственным представлениям о жизни после смерти, но не пугайте. Не говорите, что «это за грехи, в наказание», избегайте объяснения, что это «как уснул и не проснулся», ребенок может начать бояться спать или караулить других взрослых, чтобы не спали, а то вдруг не проснутся.

Как правило, дети спрашивают с тревогой: «А ты тоже умрешь?» Отвечайте честно, что да, но не сейчас и не скоро, а потом, когда ты будешь большой-большой. Обратите внимание ребенка на то, что у ребенка есть другие родственники, друзья, что он не одинок, что его любите не только вы.

Источник фото: Pexels.com

5. А что делать потом?

Просто посидите в тишине. Если ребенок убежал в свою комнату, не идите за ним сразу. Посмотрите, чем он занят через некоторое время. Чтобы он ни делал, постарайтесь определить, хочет ли он вашего присутствия. Иногда люди имеют право на горевание в одиночестве, даже очень маленькие. Но это следует проверить.

Если ребенок уселся играть или рисовать, потихоньку присоединитесь и поиграйте или порисуйте с ним вместе. Не предлагайте ничего, играйте/действуйте по его правилам, так, как ему нужно. Если он плачет, попробуйте обнять/утешить. Если отталкивает, скажите «я рядом» и посидите рядом, ничего не говоря и не делая. Если ребенок хочет побыть один, просит вас выйти из комнаты или отходит от вас, пусть побудет.

Не меняйте в этот день и вообще в первое время привычный распорядок дня. Перед сном посидите с ребенком подольше или, если потребуется, пока не уснет. Разрешите оставить включенным свет, если он боится. Расскажите ему, какой будет жизнь дальше: что будет завтра, послезавтра, через неделю, через месяц. Известность успокаивает. Стройте планы и выполняйте их.

6. Брать ли на похороны и поминки?

Делайте это только в том случае, если:

— во время всех этих церемоний рядом с ребенком будет человек, которому ребенок доверяет и который сможет заниматься только им: вовремя увести, если ребенку станет страшно, успокоить, если тот заплачет, сможет спокойно объяснить ребенку, что происходит, и защитить (если понадобится) от слишком настойчивого соболезнования.

— вы уверены, что они (похороны или поминки) пройдут в более-менее умеренной атмосфере (чья-нибудь истерика может ребенка напугать).

— ребенок сам этого хочет. Об этом его вполне можно спросить: как он хотел бы попрощаться? Пойти на похороны (рассказ, как это будет) или, может быть, ему лучше потом сходить с вами спокойно на могилу?

7. Сколько ребенок будет горевать?

В среднем период острого горя тянется 6−8 недель. В это время не пытайтесь заменить умершего, делать с ребенком то, что обычно делал покойный. Скорее всего это будут те самые моменты, когда тоска по ушедшему будет острее обычного.

Источник фото: Pexels.com

Отнеситесь терпимо к раздражительности, плачу, гневу или желанию ребенка побыть в одиночестве. 

Не избегайте разговоров о смерти. По мере «обработки» этой темы у себя в голове ребенок будет подходить к вам и задавать вопросы. Тема смерти может появиться в его играх (например, он будет хоронить игрушки), в рисунках. Не пугайтесь этого.

Бывает, что ребенок вдруг начинает говорить что-то злое или нехорошее о покойном (особенно если у умершего был выбор, например, при самоубийстве). Не запрещайте ребенку выражать свой гнев. Пусть выговорится и только потом говорите ему, повторяйте, что покойный не хотел его оставлять, но так вышло. Никто не виноват. Умерший его любил и, если бы мог, никогда бы не оставил.

Если спустя 6−8 недель после смерти близкого ребенка не оставляют страхи, если он мочится в постель, скрипит зубами во сне, сосет или грызет пальцы, крутит и/или рвет на себе брови или волосы, раскачивается на стуле, подолгу бегает на цыпочках, боится оставаться без вас где-либо даже на короткое время — все это сигналы для обращения к специалистам.

Если ребенка обидели в школе. Эксперт описывает худшую тактику, которую часто выбирают родители

В Чечерске шестиклассник сразу после школы попал в больницу с черепно-мозговой травмой. Мальчик говорит, что его о парту головой ударила учительница, назначена судебно-медицинская экспертиза. Отец школьника заявление в милицию не писал, объяснил это тем, что «не хочет подставлять администрацию школы». Чем этот и подобные случаи могут обернуться для психики ребенка? Рассуждает эксперт в детско-родительских отношениях Наталья Поспелова.

Источник фото: Pexels.com

Ты плыл в небесах, но был спущен на землю;
И раненый в сердце мечтаешь стать целью,
Но эта уловка всем битым знакома —
В любви без страховки живут миллионы.
(песня «Нас бьют — мы летаем»)

Сегодня эта песня, впервые прозвучавшая в середине десятых, обретает новое звучание и новых исполнителей. А ее текст можно считать каноническим с точки зрения психологии детско-родительских отношений.

Что чувствует ребенок, родители которого не обеспечивают эту самую страховку? Родители, не имеющие претензий к учреждению образования за полученную там ребенком серьезную или не очень травму? Давайте попробуем разобраться.

Итак, ребенок получил травму в учреждении образования: совершенно не важно, получил ли он ее от сверстника, старшеклассника или от взрослого; он был инициатором драки и ему «наваляли за дело» или он «просто мимо проходил»; это случилось на уроке физкультуры, языка, труда или во время перемены; в классе или в туалете, в столовой или в раздевалке. Ребенок травмирован в учреждении образования, куда он шел за знаниями, а не за ЧМТ или, к примеру, за оторванным ухом.

Что происходит с ребенком, что он чувствует — кроме боли физической, какие выводы делает для себя на будущее, когда его законные представители в лице родителей проявляют пассивную беспомощность?

Ситуация распространенная, к сожалению

Типично видеть родителей, униженных и растоптанных «плохим, несносным поведением вашего мальчика». Это им педагог высказывает претензии — а они слушают, опустив плечи и поддакивая. Они-то знают, что сынок их и вправду то еще золото, и на ум все чаще приходят слова про «щенка, которому не помешало бы открутить голову».

Упустили. Недосмотрели. Много работали и проглядели. Теперь вот. Ну что ж, претензий к учреждению образования не имеем.
 

Источник фото: Pexels.com
В подобных случаях происходит классическое формирование виктимной картины мира у ребенка: он максимально зависим и уязвим, никаких способов защиты у него не было в школе, и, как оказалось, дома его тоже никто не защищает.

Сам ребенок при этом мал и слаб, а ситуация и ее участники — сильны и жестоки. А к тому же родители и педагоги, самые важные люди в картине мира ребенка, договорились и у них нет претензий друг к другу. Весь мир против тебя. Ты один, приткнуться не к кому. И скорее всего — дело именно в тебе: другие же избежали такого испытания.

Ситуация наносит рану именно в самый центр личности ребенка. В такие моменты высок риск того, что внутренняя боль не просто травмирует психику, а проломит, исказит саму картину мира. И самый распространенный сценарий вывернутой картины мира — это когда детская психика вырабатывает свое объяснение, свою защиту: все случилось именно так, потому что я плохой. Я урод. Я не умею себя вести. Это меня надо наказать, открутить голову, посадить под замок (нужное подчеркнуть).

«Плохие» и «несносные» ведут себя дальше соответственно: ужасно и патологически, раз за разом попадая в подобные ситуации, притягивая их к себе. Этот феномен в школьных коллективах хорошо известен. Про таких детей часто говорят, что «с ними всегда так происходит». Травмы, драки, всунутые куда не надо пальцы, поломанные (порванные, испорченные) личные и школьные вещи…

Иными словами, ребенок стал мишенью (целью), принял на себя роль жертвы, из-за чего постоянно попадает в ситуацию насилия. Так работает психологический механизм виктимности: склонности стать жертвой преступления.

Принимая роль «ненормального», ребенок делает серьезные и далеко идущие выводы: получение защиты, доверие — не для него, их негде ему получить: ни в школе, ни дома. Как в песне: «эта уловка всем битым знакома»…

Взрослые насильники в детстве часто были битыми

Интересно, что гонимый может в какой-то момент стать преследователем. Феномен, когда взрослые насильники в детстве были битыми, полностью характеризуется устойчивым выражением «жестокость раба». Для таких людей запредельная жестокость вовне — единственный способ выразить свой внутренний протест. Свое единственное право выбора такие люди совершают с осознанной беспощадностью, как к себе, так и к окружающим.

Родитель, не предоставивший ребенку страховку в подобных случаях — это тот, кто отказал ребенку в жизненно важных для него защите, уважении, заботе. И это тоже классика: именно так формируются между детьми и родителями амбивалентные отношения, красноречиво описываемые фразой «бьет — значит любит». Это такая уродливая родительская любовь, из-за которой можно своему самому любимому, самому дорогому человеку «оторвать голову», сказать: «Мало тебя лупили, я добавлю», «Для твоей же пользы!» — и наотмашь…

Источник фото: Pexels.com

Иногда амбивалентные отношения в семьях скрываются под маской гиперопеки и навязчивого, удушающего контроля: я так сильно люблю своего ребенка, что шантажирую и контролирую. Я-то знаю, как для него лучше и как надо его любить.

Битые дети мстят всем (и родителям в первую очередь) недоверием. Они на своей шкуре прочувствовали ничем и никем незащищенную, не компенсированную боль от уязвимости и зависимости. Такие дети всегда «на стреме», всегда в ожидании «подставы» и часто ведут себя так, как будто шантажируют взрослого, желая получить доказательства, подтверждения отсутствия страховки.

Ты не помог мне в школе — не поможешь, когда я попаду в милицию, на скамью подсудимых, в реанимацию. Давай проверим, спорим? Ты опять и опять будешь меня сдавать в угоду обстоятельствам кажущейся безопасности: чтобы на семью не смотрели косо, чтобы какие-то твои собственные залеты не бросали тень на плетень, чтобы ты не противопоставлялся более сильным и авторитетным людям…

Многие наши проблемы в обществе от того, что отцы — слабый пример защитника детей. Не хотелось бы обобщать, но порой папы мастерски скрывают свою беспомощность под многозначительным мужским молчанием и отстраненностью от «детских» дел, бросая через плечо: «Он должен сам!». И тогда решением всех детских вопросов занимаются мамы: как могут, эмоционально и неэффективно, зато вовлеченно и искренне.

Тайна передачи опыта от отцов к детям давно разгадана: детьми родительский опыт одновременно и принимается, и отвергается. Каждый ребенок стремится быть похожим на своих родителей и одновременно старается отличаться, мыслить и поступать иначе. Каждый ребенок дополняет своего родителя: если родитель подавляет — значит, ребенок забитый. Если родители беспомощны — значит, их дети супергерои. На это вся надежда.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Почему у одних родителей дети самостоятельные, а у других — нет? Вот простое объяснение

У одних родителей дети сами делают домашние задания, а у других — только под пристальным присмотром. У кого-то дети со школьного возраста могут сами приготовить себе перекус, а другие ждут накрытого стола от мамы, пока не создадут свою семью. В чем принципиальная разница? В какой момент родители оказывают детям «медвежью услугу», лишая их возможности научиться что-то делать самостоятельно? Давайте послушаем мнение психолога и основательницы «Школы родительского мастерства» Ольги Новаш.

Я часто слышу: «Везет тебе! Твои дети такие самостоятельные…» Я отшучиваюсь: «Им пришлось стать такими, ведь у них ленивая мама». Действительно, я не делаю с ними уроки, не убираю за ними игрушки, не застилаю постель и вообще много чего не делаю.

Шутки шутками, но это моя осознанная позиция: не спешить помогать и тем более не навязывать своим детям помощь. По разным причинам, и одна из них — потому что маме нелегко после того, как она отработала целый день, прибежала с работы, забрала чадо из детского сада, приготовила ужин, еще и проверить у второго чада уроки, развлечь всех, умыть, спать уговорить, книжку почитать.

Мне лично было тяжело, поэтому я сразу сказала своей первой первоклашке, что уроки делать с ней не буду. Вот так просто и честно призналась Ане, что мне не хватает на это сил и что если они хотят видеть по вечерам улыбающуюся маму, то нагрузку между нами надо распределять. И еще так же просто и искренне сказала дочке, что я верю в то, что она сама сможет контролировать свои домашние задания, начиная с их записи в дневнике и заканчивая их готовностью.

И она прекрасно со всем справлялась, переходя из класса в класс и постепенно добавляя в свои «бизнес-процессы» еще и управление кружками и логистику между ними. При этом дочка не оставалась совсем одна со своими проблемами. Была и есть еще одна договоренность между мной и детьми: вначале они всегда пробуют справиться со стоящими перед ними задачами сами, а если чувствуют, что им нужна помощь, то говорят мне об этом, и я всегда им помогаю.

Но исключение из этого правила все же есть

Будет не совсем честно с моей стороны, если я не упомяну здесь, что из этого правила есть и исключение, которое само по себе тоже является правилом, но уже только для меня самой. Если вдруг кто-то из моих детей приходит и просит помощи раньше, чем попробовал справиться сам, а я при этом вижу, а точнее чувствую сердцем, что именно в этот момент ей необходима не столько моя помощь, сколько мои забота и внимание, то я иду и сажусь рядом с ней за письменный стол или мы вместе застилаем ее постель.

Для чего я нарушаю, казалось бы, мною же заведенный порядок и последовательность в своих действиях, о которой я тоже часто говорю родителям? Потому что я хочу сформировать у своего ребенка базовое доверие, причем не только ко мне, но и к Миру в целом, чтобы каждая из моих дочерей знала изначально, что просить о помощи можно и нужно, и это абсолютно нормально, потому что делает нас… сильнее, расширяя наши возможности.


Возвращаюсь к своей семье. Так мы и жили с детьми, пока 1 сентября прошедшего года не произошел сбой. Младшая Маша перешла во второй класс, и вдруг поздно вечером этого дня выяснилось, что домашние задания-то не выполнены.

Я вначале хотела возмутиться, что за бунт на корабле, и это за столько лет отлаженных «процессов», как вдруг вспомнила, что ведь она еще пока так не умеет: в первом классе домашку не задавали, и с ней нашей привычной договоренности не было.

И тогда мы, как два взрослых человека, сели за стол переговоров. «Маша, — сказала я, — Понимаю, что у тебя началась новая жизнь. Давай договоримся, что я помогаю тебе с домашними заданиями в течение месяца, но потом ты делаешь все сама. Согласна?» Знаете, уже числа 20-го сентября мне моя детка сказала: «Мама, иди. Я все сама!»

Не раз бывало, что мы могли засидеться в гостях или задержаться на прогулке, и тогда детка начинала торопить меня: «Мама, пойдем уже скорее домой. Мне еще русский делать». Честно, такая зрелая ответственность удивляла даже меня, потому что наша Маша — «человек-порох», никогда не знаешь, когда выстрелит.

Конечно, за прошедшие две четверти случались и проколы: то про английский забудет, то про внеклассное чтение. Учителя делали замечание, но Машу это только подстегивало к тому, чтобы в следующий раз сделать задания еще лучше и получить заветный «Nice» по английскому или Диплом за количество прочитанных страниц. Немаловажную роль в этом играет то, что у нас дома замечания учителя — это не трагедия, а повод улыбнуться и сказать: «Ну, значит завтра сделаешь сразу два задания». И все, остальные выводы ребенок делает для себя сам.

А недавно я даже словила себя на чувстве вины

Бывает, я готовлю на кухне и всю использованную посуду просто оставляю в раковине. К концу готовки собирается такая приличная гора. А потом я отвлекусь на что-то (записать мысль, ответить на письмо или звонок), и вдруг, откуда ни возьмись, появляется моя старшая дочь и начинает весь этот завал разбирать. Один раз, другой. Потом я поняла, что это вызывает у меня внутренний дискомфорт, но чтобы не отбить у человека желание помогать и при этом оставаться в ладу с самой собой, я стала предлагать ей помочь мне в чем-то другом, а сама мыла оставшуюся после меня посуду.

Источник фото: Unsplash.com

Позже я осознала, что у этого решения есть еще один плюс: таким образом я давала своему ребенку образ человека, который готов нести ответственность за свои недоделки.

А спустя какое-то время у нас само собой сформировалось негласное правило: если один готовит, то другой убирает со стола. Аня просто в один день после того, как я позвала всех к столу, собрала и помыла всю посуду, а я в ответ поблагодарила ее, как будто так и надо. Так мы в очередной раз распределили между собой нагрузку, и каждый посчитал это разделение справедливым. Таким же образом у нас распределены обязанности по уходу за собакой, уборке квартиры.

Кажется, все так просто, правда?

Но почему тогда так много родителей жалуются на своих детей, обвиняя их в абсолютном отсутствии самостоятельности.

Со временем я для себя поняла, что самостоятельность — это не некая врожденная сверхспособность, которая или есть, или ее нет. Самостоятельность — это самый обычный, самый простой навык, который тренируется путем многочисленных повторений.

И примеров успешной реализации таких навыков в нашей жизни очень много. Мы никогда не научимся быстро набирать текст на компьютере, если не будем многократно «тыкать» пальцами по клавиатуре. Мы не научимся управлять автомобилем, если много раз не будем выходить из него испуганными, жутко растерянными и вспотевшими. Мы никогда не заговорим на английском языке, если не начнем изо дня в день зубрить новые слова и произносить вслух фразы и предложения.

И часто самым большим препятствием на пути ребенка к самостоятельности является… его «заботливый» взрослый. Почему в кавычках? Потому что в этой «заботе» не хватает самого главного — веры в своего ребенка.

Как правильно проявлять свою заботу?

Самый быстрый, хотя и не самый простой, путь выглядит примерно следующим образом.

Взрослый показал — ребенок криво повторил — взрослый приободрил (здесь мы возвращаемся к теме важности правильной похвалы) — ребенок хоть и лучше, но все еще криво повторил — взрослый опять приободрил — ребенок повторил. И вот у него получилось — взрослый похвалил, тем самым закрепив результат — ребенок поверил в себя — ребенок вдохновлен и замотивирован на выполнение этой операции. Так и рождается самостоятельность. Начинаем следующий виток, осваиваем новый навык.

Источник фото: Unsplash.com

Как это обычно происходит в реальности:

Вариант 1. Взрослый показал — ребенок криво повторил — взрослый раскритиковал — ребенок растерян и расстроен — следовательно, он еще хуже повторил — взрослый еще больше раскритиковал и решил (наше любимое): «Хочешь сделать хорошо, сделай это сам». Все, цепочка разорвалась: ребенок лишен права на ошибку, он подавлен, взрослый уверен, что ему не повезло с ребенком, какой-то несамостоятельный попался.

Вариант 2. Взрослый показал — ребенок криво повторил — взрослый подумал: «Ах, ты моя бедняжечка, рано тебе еще, дай помогу» — ребенок растерян и расстроен, но не спорит. Все, цепочка опять разорвалась.

И в первом, и во втором варианте проходит время, вырастает детина, родитель в праведном ожидании, что вот сейчас уже пора ребенку все делать самому, а он не делает. И проблема здесь чаще не в том, что он не хочет, а в том, что он просто не умеет. Его лишили в свое время возможности научиться.

Несколько лет назад я возвращалась в 10 часов вечера с творческого вечера моей любимой писательницы. Вместе со мной до станции метро шла еще одна участница, явно торопилась. Разговорились. Со вздохом она сообщила, что ей еще «сочинение писать». Я уточнила за какой класс, и ее ответ стал причиной того, почему я до сих пор помню об этой ситуации.

«Сын в 11-м», — ответила она. Да, именно в 11-м, я не ослышалась, потому что она продолжила: «Ну, а что делать — поступать ведь в этом году. Нужны хорошие баллы».

Было заметно, что она даже не задумывается ни о том, на что ушли предыдущие 10 лет, ни о том, что по щелчку пальцев ничего не изменится и в следующие 5, 10, 20 лет.

К сожалению, я читаю школьные чаты, слушаю знакомых и понимаю, что такая ситуация повсеместна. Детям не дают возможность самостоятельно подняться в класс, поухаживать за своей одеждой, записать домашнее задание в дневник. А зачем ему стараться, если мама прибежит с работы и решит все его проблемы, оказав ему при этом медвежью услугу? Ведь дети растут быстро, и 11-й класс неожиданно приходит, с поступлением на носу и острой необходимостью в высоких баллах.

Источник фото: Unsplash.com

Можно мне всех, кто дочитал до этого места, попросить кое о чем?

Пожалуйста, позвольте вашим детям преодолевать трудности, потому что для них — это повод сказать: «Ого! Как я могу!» Это вкус победы, а это и есть самое ценное, вернее, САМОценность, из которой зарождаются позже все последующие «самости», которых мы так ждем от них и которые мы сами у них отбираем: самостоятельность, самодисциплина, самомотивированность, самоответственность, самосознательность.

Для детей преодоление трудностей — это и есть суть развития. И это аксиома, не требующая доказательств.