Архив рубрики: Психология и воспитание

«А в наше время дети сами в школу ходили». Как научить ребенка самостоятельности

Многие обращают внимание на то, что разница между тем, как рос ребенок в обычной заботливой семье 30–40 лет назад, и тем, как он растет сейчас, огромна. Не вредит ли детям гиперопека семьи и общества? Чего лишаются наши дети, когда мы не даем им возможности рисковать? Рассуждает колумнист Mel.fm Ксения Букша. 

Источник фото: Unsplash.com

1. Проверьте, насколько разумны ваши страхи

Ограничивая свободу ребенка, родитель часто ориентируется на смутные опасения и общественное мнение: «А если что-то случится?», «Я себе не прощу!», «Кругом столько плохих людей». 

Но давайте вспомним о том, насколько сильнее наши родители и бабушки ограничивали свободу младенцев, детей до трех лет. Их не пускали ползать на пол: боялись грязи. Их кутали, пеленали, держали в манежике. И мысли не было о том, чтобы давать им прикорм с общего стола. Как правило, по сравнению с предыдущим поколением нынешняя мама младенца — это «смелая мама». Почему? Мы стали беспечнее, нам плевать на детей?

Нет, мы так поступаем, потому что у нас есть точное знание: стерильность скорее вредна маленькому ребенку, иммунитет и теплорегуляция требуют умеренной прохлады в доме, а грудь не нужно мыть с мылом перед кормлением.

Точно так же можно проверить и точно выяснить, от чего именно следует беречь детей. Так, например, существует статистика, по которой большинство несчастных случаев с детьми — это ДТП, в которых ребенок пассажир, а за рулем — член его семьи. Очевидно, что, снижая скорость на дороге и пользуясь хорошим автокреслом, мы значительно повышаем безопасность ребенка.

Чего следует бояться, отпуская ребенка одного в школу в большом городе? Многие родители первым делом вспоминают о педофилах. Между тем неумолимая статистика говорит совсем иное:

  • 90% насилия по отношению к детям осуществляется родственниками или хорошо знакомыми ребенку людьми;
  • подавляющая часть пропавших детей — это дети, бежавшие из детских домов, подростки, у которых случился конфликт с родителями, и (на третьем месте) потерявшиеся малыши до 5 лет. Резонансные случаи убийства детей потому и получают такую огласку, что они крайне редки.

Главная (с огромным отрывом) опасность большого города для ребенка — это опять-таки дорожно-транспортные происшествия. Но этот риск снижается именно развитием навыка самостоятельного разумного поведения на улице. Если добиться того, что ребенок ни под каким видом не будет переходить нерегулируемые перекрестки или начинать движение на красный, мы минимизируем опасность.

2. Помните, что мы не можем просчитать все риски

Родитель может возразить на это: «Ну и что, что риск невелик. Я не прощу себе, если этот шанс, один на миллион, выпадет именно моему ребенку».

Дело в том, что всех рисков мы не знаем: нам известны только те, которые на слуху. Вы не можете проконтролировать многие опасности, вероятность которых значительно выше. Например, «чужие дядьки-педофилы» встречаются гораздо реже, чем харизматичные учителя и старшеклассники, которые втираются в доверие и злоупотребляют им.

Точно так же рассуждают родители, которые боятся делать детям прививки: шансы на смертельные осложнения действительно есть, но они крайне малы, даже меньше, чем один на миллион, в то время как риск заболеть для непривитого ребенка значительно выше.

Невозможно посчитать, каковы риски сниженной самостоятельности наших детей. Мы не знаем, какие опасности и трагические случайности могут последовать в результате того, что ребенок 9–10 лет не сумеет в случае чего самостоятельно сориентироваться в городе (например, если потеряется в толпе).
 

Источник фото: Unsplash.com

Многие из этих рисков являются отложенными. Привычка к гиперопеке, выученная беспомощность, стремление полагаться на старших, которые решают за тебя, отсутствие самостоятельного мышления и склонности рисковать — вполне вероятные последствия для поколения, которому установили слишком жесткие правила безопасности. Многие психологи и педагоги уже говорят о том, что законодательство развитых стран серьезно перебарщивает в создании безрисковой среды для детей и подростков и что это может сказаться — или уже сказывается — на молодежи этих стран не в лучшую сторону.

3. Научите детей действовать самостоятельно и здраво оцените их возможности

«Мой-то? Да он такой растяпа, его надо за ручку водить до 14 лет», — нередко заявляют родители. Неизвестно, где тут причина, а где следствие. Возможно, наоборот: он растяпа потому, что его до сих пор водили за руку.

Действительно, у каждого ребенка есть свои зоны повышенной опасности. И кому, как не родителям, их знать. Если у нас импульсивный ребенок, ему потребуется больше повторений, чтобы усвоить, что на красный свет перебегать нельзя (да, совсем никогда, и даже если ты увидел на той стороне улицы приятеля, и даже если опаздываешь). Если ребенок пугливый, придется установить больше мер предосторожности и познакомить его со всеми возможными вариантами опасностей и выходов из них: так он будет чувствовать себя увереннее.

Одному ребенку нужно специально рассказать о том, что выходить на лед зимней реки ни в коем случае не следует, а другой не пойдет туда, даже если его будут высмеивать одноклассники, да еще и побежит рассказывать учителю. Мы все обладаем разными характерами, особенностями и слабостями. Но эти особенности можно корректировать.

4. Помогите ребенку научиться самому здраво оценивать ситуацию

На самом деле это единственный работающий способ уберечь ребенка от множества неразумных решений и опасностей, о которых мы даже не догадываемся. Ведь мы не всегда будем стоять рядом. Опека — ненадежный способ «спасать и сохранять», а надежный — когда у ребенка формируется собственное чутьё на то, что опасно, а что нет, что можно, а что нельзя.

Чем раньше мы начнем учить ребенка жить своим умом, тем лучше. А для этого он должен сталкиваться с опасностями, а мы можем их дозировать, разрешая ему получать опыт под нашим контролем.

Вот трехлетний малыш подбежал к крупному щенку овчарки, гуляющему на поводке и в наморднике, а тот его облаял. Малыш испугался, но получил ценный опыт: к чужим собакам не стоит подходить без разрешения. Именно поэтому проще учить малышей: их риски нам легче измерить и дозировать. Переоценил свои силы и забрался на слишком высокую лесенку; неосторожно пробежался по льду и немного ушибся — все это опыт, который лучше получить самостоятельно. Еще одно преимущество такого подхода — ребенок, которого не оберегают по пустякам, охотнее верит взрослому, когда тот действительно что-то запрещает. Уж если сам папа сказал, что нельзя, значит, нельзя точно!

Более того: ребенок, который учится жить своим умом, в какой-то момент начинает сам спрашивать у родителя: а можно ли ему, а справится ли он, и это бесценный подарок для родителя подростка. «Я знаю, что с четырнадцати можно ездить на велосипеде по шоссе, а ты как считаешь — мне стоит? У нас тут фуры стоят, и выглядит это как-то не очень безопасно».

5. Техника безопасности не обсуждается

Люди опасных профессий, которые рискуют жизнью по работе, обычно очень строго относятся к технике безопасности.

Если мы выбираем не опекать ребенка от всего на свете «на всякий случай», то те реальные меры предосторожности должны соблюдаться обязательно и без всяких исключений. Ребенок должен сразу выучить, что есть четкая граница между «можно» и «нельзя». В машине — только в автокресле, даже если никуда не едем

На подоконники не залезаем ни под каким видом. На лед — ни шагу. На речку — со взрослым, в воде «тону!» не кричим. (Я перечисляю именно эти примеры не случайно: именно они составляют наибольший процент случаев тяжелого детского травматизма и смертности от несчастных случаев.)

Точно так же четко отрабатываем правила поведения при общении с незнакомцами, при переходе дорог, при обращении с горячими кастрюлями или костром в лесу и так далее. Повторяем их время от времени — помним, что ребенку недостаточно услышать правила один раз, нужно, чтобы они хорошо запомнились и были отработаны.

Источник фото: Unsplash.com

6. Не поддавайтесь общественному мнению

  • «Никто из его одноклассников еще не ездит в школу один — значит, это опасно».
  • «Гулять одному во дворе?! Там гуляют только беспризорные дети! Лучше пусть сидит на продленке и учит уроки с учителем».
  • «Я не могу оставить восьмилетку дома одного, так никто не делает, лучше найму няню, заодно она заставит его делать уроки».

Проверьте себя: точно ли это оптимальные решения? А может быть, вы уже можете в чем-то положиться на вашего ребенка и дать ему немного больше самостоятельности, которой он будет гордиться? Разрешить ему самому готовить себе обед, самому уходить домой под вашу расписку, решать, сделать уроки или получить нагоняй, бросить кружок или продолжать заниматься.

Решать, сколько выбора и в каком возрасте дать ребенку, может только родитель этого ребенка. А не общественное мнение, не родительский чат и не интернет-страшилки. Растить в себе чувство вины и необоснованные страхи не лучший вариант, тем более что в наше время среда куда более безопасная, чем та, в которой росли мы сами.

7. Свобода — это ценность

И она, свобода, подразумевает личный выбор и личный риск.

Есть ли у ребенка свободное время, в которое только он решает, чем заняться, и может ли он занять себя сам? Оказывается ли он в ситуациях выбора? Сталкивается ли с личной ответственностью за принятые решения? Доверяете ли вы своему ребенку, знаете ли, в чем он надежен, а в чем пока нет?

Если вы хотите, чтобы взрослый, который вырастет из этого ребенка, умел стремиться не только к комфорту и безопасности, но и к счастью, своему и других людей, и к прорывам, и к творческому эксперименту — свобода будет одной из ваших ценностей. Свобода не как бездумное «делай что хочешь, и будь что будет», а как осознанное сотрудничество с ребенком и доверие к нему.

Источник: Mel.fm

«Выдохните. Эта бодяга на 11 лет минимум». Известный психолог обратилась к родителям школьников

Известный российский психолог, педагог и публицист Людмила Петрановская выразила слова поддержки мамам первоклассников. Она делится очень простыми советами, как сохранить здравый смысл и спокойную нервную систему в условиях, когда родители сталкиваются со школьными реалиями (и не всегда им рады). 
 

Источник фото: Pravmir.ruЛюдмила Петрановская
1. Выдохните. Эта бодяга на 11 лет минимум (если не прибавят). Вы не сможете все эти годы провести на таком уровне мобилизации. Да это и не нужно. Ничего страшного не происходит. Все там были. И ваш справится.

2. Вас должен интересовать ваш ребенок, а не что задано и как у него получаются палочки. Встречая ребенка после уроков, подходите к нему, а не бросайтесь к учительнице с вопросами. Ей и без вас мозг вынесут.

3. Ваше дело — забота, а не контроль. Забыл, не сделал — ну, учтет на будущее. Ваша сфера ответственности — чтобы покушал и в шапке. Ну, то есть не совсем голый. А еще — погулял побольше и поспал днем, если надо.

4. Не присоединяйтесь к истерике. Не реагируйте мгновенно на сообщения в духе «срочно, вчера надо всем иметь рабочую тетрадь, которую продают только в одном магазине на краю города и то завтра кончается». Ни один образовательный процесс не может зависеть от наличия/отсутствия/цвета/фасона/вида чего бы то ни было. Болезненная страсть к единообразию — это проблема тех, у кого страсть. Вы не обязаны прыгать по их свистку.

5. Не сравнивайте своего ребенка с другими. Пусть другие читают романы, пишут без помарок, крутят сальто и даже не теряют сменку. У вас свой. Он будет с каждым днем писать и читать все лучше, только это важно.

6. Помните, что у ребенка адаптационный стресс, даже если ему в целом все нравится. Не добавляйте ему. Вы же не хотите, чтобы он проболел весь первый класс? Каждый раз, когда открываете рот, чтобы что-то донести или тревожно спросить, задайтесь вопросом: это снизит стресс или наоборот? Может, не стоит ждать сразу всего, чтобы и палочки аккуратные, и не шумел на уроке, и не терял карандаши?

7. Всякая другая нагрузка оценивается по принципу: она разгружает или нагружает? Если ребенок счастлив плавать в бассейне, играть на балалайке, рисовать в кружке — это хорошая внешкольная деятельность. Если это «через не хочу» — не нужно совмещать с первым классом.

8. В выходные никаких уроков. Идите гулять. Да, и в магазин не забудьте. Да не за рабочей тетрадью, а за просекко. За знания, умения и навыки.

И еще несколько тезисов, которые будет полезно почитать родителям школьников: 

  • Помните, что школа — это только часть жизни, а школьная успеваемость — не характеристика ни вашего ребенка, ни вас как родителя.
  • Помните, что собственно обучение — только часть школы, в ней есть много важного и полезного помимо уроков, и не стоит лишать этого детей без веских причин.
  • Не пытайтесь совмещать роли педагога и родителя, по крайней мере не на постоянной основе. Мало кто способен учить собственных детей, не истощаясь и не нервируя их.
  • Оставляйте ответственность у ребенка: кто больше беспокоится, тому и надо. Лучше оценки похуже, чем привычка саботировать учебу в ответ на давление.
  • Помните, что сама школа как институт находится в глубоком кризисе и не ждите от нее слишком многого. Если ребенок соскучился и хочет в школу —  это уже прекрасный знак.
  • Используйте альтернативные источники получения знаний: интернет, образовательное телевидение, репетиторов, совместное чтение и игры —  не школой единой.
  • Учитывая, что непонятные времена еще не кончились и грядущий учебный год может изобиловать неожиданностями, странностями и глупостями, сохраняйте сочувствие и терпимость ко всем участникам процесса, начиная с себя.

6 социальных навыков, которые нужно освоить детям

Часто можно услышать о том, что детям важна социализация. Это действительно так: чем раньше и качественнее ребенок усвоит важные социальные навыки, тем проще ему будет адаптироваться к жизни в садике и школе, заводить новых друзей, работать в коллективе и чувствовать себя комфортно в окружении других людей.
 

Источник фото: pixabay.com

Согласно современным исследованиям, дети с хорошо развитыми социальными навыками успешнее проявляют себя во взрослой жизни, проще решают проблемы и конфликты, меньше подвержены стрессу. Хорошая новость заключается в том, что социальные навыки можно приобрести и отточить — так же, как умение ходить, читать и кататься на велосипеде.

Чтобы ребенок усвоил все необходимые социальные навыки, его необязательно сдавать в сад с полутора лет — все азы взаимодействия с другими людьми он все равно получит в семье. Поэтому родителям важно уделять внимание тому, какие паттерны взаимодействия с людьми преобладают у них дома. Вот шесть базовых социальных навыков, которые можно назвать самыми важными в жизни любого человека.

Умение делиться

Готовность поделиться с другими игрушкой или угощением помогает детям легко устанавливать контакт и заводить дружбу с другими детьми. По данным исследования, опубликованного в журнале Psychological Science, дети в возрасте двух лет уже могут испытывать желание делиться с другими, правда, только в том случае, если ресурсов (например, игрушек) у них в избытке.

Дети в возрасте от трех до шести лет не очень любят делиться с другими, особенно в тех случаях, когда им приходится отдавать часть чего-то, что им нравится. Однако многие без проблем могут поделиться игрушкой, которая им уже надоела.

Исследования показали, что делиться любят дети, чьи потребности удовлетворены (например, перед этим они наигрались или наелись вкусного вдоволь) — в этом случае возможность разделить свою радость с другими становится для них дополнительным источником удовольствия и положительно сказывается на их самооценке.

Как этому научить?

Не стоит насильно заставлять ребенка делиться своими вещами — так вы только усугубите нежелание ребенка делиться и закрепите за процессом негативные эмоции. Лучше не форсировать события, а просто обращать внимание ребенка на ситуации, в которых кто-то с кем делится (например, в мультиках или на детской площадке), а также обсуждать с ним эмоции тех, кто делится, и тех, с кем чем-то делятся. Отмечайте все случаи, когда ваш ребенок искренне и добровольно чем-то поделился, хвалите и благодарите его.

Командная работа

Работая в команде, люди совместно прилагают какие-то усилия для достижения общей цели. Дети, обладающие навыками работы в команде, более уважительно относятся к чужому труду, активнее принимают участие в решении коллективных задач и охотнее помогают другим.
 

Источник фото: pixabay.com

Кстати, навык совместной работы пригождается не только во время командных игр, в школе или на работе, но и в отношениях в паре или семье. Примерно к возрасту трех с половиной лет дети начинают осваивать азы командной работы. Причем командной работой в данном случае считается все, что угодно: от совместной сборки конструктора до игры, которая вовлекает в себя сразу несколько участников.

Играя совместно, дети имеют возможность попробовать разные роли: кому-то понравится роль руководителя, а другим будет комфортнее в роли исполнителей.

Как этому научить?

Поговорите с ребенком о важности и пользе командной работы. Придумайте задания, которые вы можете выполнять всей семьей. Отметьте важность вклада каждого в совместный результат, обратите внимание ребенка на то, как многого можно добиться, работая вместе.

Умение слушать

Уметь слушать — это не значит сидеть тихо, это значит — понимать то, что хочет сказать другой человек. Один из важнейших навыков в коммуникации с другими людьми. Важно, чтобы по мере взросления ребенок научился слушать, понимать и анализировать то, что ему говорят учителя, друзья, родители и начальство.

Как этому научить?

Во время чтения детям книги делайте небольшие перерывы, чтобы спросить у них, о чем история. Позвольте им пересказать сюжет своими словами, помогите восполнить пробелы, если они что-то забудут.

Умение следовать инструкции

Бесспорно, правила существуют, чтобы их нарушать, но существуют правила, которые нарушать все же не надо. Например, правила безопасности или правила дорожного движения. Важно предоставлять детям свободу, но так же важно научить их следовать инструкциям и указаниям. Умение действовать в соответствии с конкретными требованиями избавит детей от многих проблем в процессе учебы и работы.

Как этому научить?

Давайте детям четкие указания, отмечайте, насколько последовательно они их выполняют, и хвалите их каждый раз, когда им удалось не сбиться с пути и не отвлечься от инструкции. Сборка конструкторов по схеме или игры с четкими правилами также помогают развить этот важный навык.

Уважение личных границ

Дети редко умеют соблюдать личные границы чужих людей. Они могут забираться на колени незнакомцам, громко распевать песни во время поездки на автобусе или пытаться привлечь внимание к себе путем криков или дебоша. Это нормально — дети постепенно учатся себя контролировать, однако родителям все равно важно обозначать для них границы допустимого поведения, когда дело касается других людей.
 

Источник фото: pixabay.com

Как этому научить?

Проговаривайте, объясняйте ребенку, где заканчиваются его собственные границы и где начинаются границы других людей. Деликатно направляйте его в общении с другими людьми, если вы замечаете, что он начинает пересекать эти границы недопустимым образом.

Вежливость

Этот навык всегда пригодится. И хотя маленьким детям чужды понятия искренней благодарности или искреннего раскаяния, это не значит, что их нельзя научить использовать вежливые слова в общении с другими: приветствовать других людей, вежливо формулировать свои просьбы, благодарить за подарки и добрые дела.

Как этому научить?

Не стоит превращать обучение вежливости в бездумную дрессуру. Напоминайте ребенку о важности использования вежливых слов, подсказывайте ему, обращайте внимание на ситуации, когда эти слова используют другие люди.

Важно отметить, что ребенок намного быстрее и качественнее освоит все перечисленные навыки, если они будут регулярно демонстрироваться в его окружении. Глупо заставлять ребенка быть вежливым, уважать чужие границы и слушать, если люди вокруг него относятся друг к другу и к нему самому невежливо и неуважительно.

В конце концов, в процессе усвоения детьми разных навыков и норм ключевым фактором является не то, что говорят родители, а то, что они делают сами. Так что сперва проверьте, владеете ли вы сами всеми перечисленными социальными навыками (говорят, их можно прокачать даже во взрослом возрасте), а затем уже переходите к их развитию у ребенка.

Источник: chips-journal.ru

«Учим разделять страну и власть». Как воспитывает детей писательница Евгения Пастернак

Вместе с Андреем Жвалевским писательница Евгения Пастернак стала автором более десятка популярных книг, в том числе для подростков. О воспитании детей в условиях политического кризиса в Беларуси Евгения рассказала российскому изданию Mel.fm. 
 

Источник фото: mel.fmЕвгения (слева) с дочками. Александре — 22 года, а Наталье — 15

1. С наступлением учебного года придет пора отвечать на тему политических «почему?», так что учителям будет сложно как никогда.

Да, ученики начальных классов могут не до конца понимать, что происходит в стране, а вот с осведомленными подростками уже придется серьезно разговаривать. Ведь информация сейчас повсюду. В нашем районе три дня стреляли без перерыва — такое не скрыть, все здесь, на глазах, да и в сети очень много жестоких видео с побоями. Мы не можем спрятать детей от этого страшного контента в интернете. Подростки говорят, что его концентрация особенно высока в TikTok — надеюсь только, что этого хотя бы не видели совсем маленькие дети.

Гимназия моей дочери Наташи находится в центре протестов, возле стелы. В первый день именно там был чудовищный разгон со светошумовыми гранатами, водометами и ОМОНом. Половина одноклассников дочери живет в близлежащих домах, их окна выходят на площадь, где было это ужасное зрелище. Настоящий шок и стресс. После произошедшего одна девочка из ее класса трое суток непрерывно рыдала.

На улице воздушный шарик лопается, и пол-улицы сразу колом становится: все сейчас напуганы и живут в постоянном страхе

Поэтому помогать детям выходить из сложившегося эмоционального кризиса — наша обязанность. Не знаю, как с этим будут справляться педагоги. Особенно с учетом того, что многие из них были частью комиссий, которые фальсифицировали результаты выборов. Их имена все знают. Даже представить не могу, как эти учителя будут приходить в школу, что они будут говорить детям и каким образом можно выкрутиться из этой ситуации.
 

Источник фото: unsplash.com

2. Если бы я была педагогом, то на первом уроке ревела бы вместе с детьми.

Обнимала бы учеников, попыталась бы объяснить, что жизнь сложна и иногда происходят непредсказуемые, страшные вещи. Переживать такие времена нужно вместе. И честность — наш рулевой. Остается только объяснять то, что уже случилось, и проговаривать то, что может произойти в будущем. Подростки должны знать правду — но важно при этом не навязывать им собственные убеждения. В политических вопросах, я считаю, школа должна быть абсолютно нейтральной.

3. Мы с мужем учим дочерей разделять страну и власть.

Дети должны испытывать любовь и уважение к своей стране — но не к чиновникам. Для них должны быть важны поля, реки, леса. Минск — родина моих дочерей, их дом. И все остальные люди, живущие здесь, — граждане этого государства, они здесь дома. По большому счету какая разница, кто президент? Сегодня один, завтра другой. Патриотизм — это не про любовь к президенту и не про подчинение власти. Настоящий патриотизм — это неизменная черта каждого гражданина своей страны, он подсказывает, направляет в правильное русло. И в данный момент все белорусы сплотились в борьбе за свою родину, за возвращение законов и их значимости.

Мы хотим жить в демократическом государстве, где каждый следующий президент будет гарантировать соблюдение Конституции. Если все хорошо — прекрасно, значит, человек по праву занимает свою должность. Но если все идет так, как сейчас, когда нарушаются все базовые права человека, когда никто и ничто не может обеспечить людям безопасность, когда наша же доблестная милиция не защищает, а избивает на улицах — нужно что-то менять, это наш долг. Мы, белорусы, хотим защитить свой дом от беззакония, не хотим иметь ничего общего с людьми, которые его воплощают. В этом и есть наш патриотизм. Ему не учат — это врожденная черта человека, пробуждающаяся в необходимый момент.

4. Стрельба под окнами не лучшим образом влияет на повседневную жизнь детей.

Мы росли в тихой и спокойной стране, Минск всегда был безопасным городом, семьи с удовольствием гуляли вечерами, без каких-либо опасений. Сложно объяснить ребенку, что за «бандиты» на улице и почему они стреляют.
 

Источник фото: pixabay.com

Мой муж был наблюдателем на выборах. Мы знали, что существует отличная от нуля вероятность, что его заберут: наблюдателей у нас тоже винтили. Старшая дочь, к счастью, живет сейчас в другой стране, а младшую забрали к себе бабушка и дедушка. Они отвезли ее на дачу, чтобы в случае чего душа не болела и было понимание, что хотя бы с ребенком все хорошо. Но как только с улиц убрали ОМОН, как только прекратились избиения мирных граждан, мы сразу же забрали Наташу домой и целый день гуляли с ней по городу, чтобы она своими глазами посмотрела на проснувшуюся страну. Это совершенно фантастическое зрелище. Я уверена, что она еще внукам об этом будет рассказывать, когда начнут проходить 2020 год по новейшей истории Беларуси.

5. Послевыборные протесты — это был огромный риск получить от ОМОНа ранения, несовместимые с жизнью, так что детям там делать нечего.

То, что происходило сразу после выборов, вообще не детские дела. Они не должны этого видеть. Наша Наташа девочка чувствительная, если бы она побывала на улице тогда и увидела все это своими глазами, то потом долго бы мучилась из-за проблем со сном. Я как мать не могла этого допустить. Хотя и прекрасно понимаю 18–19-летних мальчиков, которые не в состоянии были находиться дома. Тут, конечно, ничего не поделаешь — не приковывать же их к батареям.

Но вот что интересно: в людях резко что-то переломилось. Произошел какой-то качественный слом, и все обоюдно перестали бояться. Белорусы безумно терпеливые люди, чтобы они проснулись и сказали «Хватит!» — нужно начать убивать. Наше «хватит» оказалось очень решительным, мотивированным, ведь на кону будущее детей. Вот так на смену 26 годам ожидания пришли резкие и уверенные действия.

6. В нашем доме для детей есть только один тип запретов — нельзя делать то, что несет угрозу жизни или здоровью.

Если дочь скажет, что она хочет прыгнуть в океан с 10-метровой вышки, не умея при этом плавать, то она получит отказ. Если она сообщит о своем желании удалить два ребра, чтобы уменьшить талию, то снова услышит отказ. Но если ей захочется перекрасить волосы в розовый цвет — ради бога. Мир от этого не перевернется, а волосы отрастут снова. По сути тактика такая же, как с маленькими детьми: пока они ползают в центре комнаты, все хорошо, но как только начинается целеустремленное приближение к розетке, приходит пора ограничений и запретов.

7. Борьба со страхами — дело непростое даже для взрослых.

Думаю, дети здесь часто берут пример со старших, заряжаются их уверенностью. В сложной ситуации родитель обязан быть рядом, чтобы взять ребенка за руку и сказать: «Я с тобой. И я не боюсь».

 

Источник фото: unsplash.com

Опыт родителей может помочь найти свой путь решения спорных ситуаций. Главное — быть опорой, пока дети пробуют сделать первый шаг, чтобы в будущем они не боялись вступать в дискуссии, спорить, отстаивать свою точку зрения, ошибаться и, конечно, признавать свои ошибки. Это то, чего катастрофически не хватает белорусским чиновникам, которые упираются и, опустив глаза, делают вид, что ничего не происходит. Они не умеют разговаривать с людьми. Мы вот смеемся, что их глупость — наше главное оружие. Ведь если бы у них сейчас что-то щелкнуло и они начали вести открытый и честный диалог, можно было бы договориться и изменить все. Но нет. Они продолжают запугивать и, как нашкодившие дети, говорить, что ничего не было, что они тут ни при чем. Абсолютный тупик. Учить детей с честью выходить из таких ситуаций нужно с малых лет.

Ребенок далеко не всегда бывает прав. Но в минуты таких промахов необходимо просто быть рядом и оказывать поддержку: «Да, ты налажал, а теперь пойдем и попробуем исправить все вместе».

8. Начинать учить детей самостоятельности важно как можно раньше.

Это процесс. В младших классах обычно выполнение домашних заданий у детей растягивается на весь день: они пишут одно предложение, потом идут пить чай, затем еще предложение и еще чай — и так может продолжаться до бесконечности. Поэтому раньше я сидела рядом с дочками во время выполнения домашки. Читала в это время книжку или просто болтала ногой. Мое нахождение в комнате было необходимо для развития и закрепления навыков самоорганизации, но в сами задания я никогда не лезла. В том числе в сочинения. Наташа, например, не показывает мне их даже сейчас, боится, что я начну рассуждать: «Хорошо было бы изменить вот здесь, вон там, ну и в том месте тоже», — а ей-то не хочется переписывать. Лишь изредка она приходит обсудить непонятную для нее тему. Мы обговариваем суть задания, но дальше дочь уходит работать над ним сама.

9. Девочки читают все мои книги, но случаи, когда они могут критиковать по делу, редкость.

Подростки не самые лучшие критики. Все потому, что в целом дети хорошо понимают, что им нравится и что не нравится, но объяснить предметно почему они не могут. А простая оценка далека от детальной и дотошной критики.

Источник: mel.fm

«Почему ребенку стало доступно оружие? Кто ему разрешил?» Вопросы, на которые у общества нет ответов

Вчера президент был показан на видео в бронежилете и с автоматом Калашникова в руках. Как сообщили в пресс-службе, главу государства сопровождал его 15-летний сын Николай, будущий лицеист БГУ  в камуфляжной форме, бронежилете и с автоматом (без магазина). 

Своим мнением о том, почему детям не должно быть доступно боевое оружие, поделилась Наталья Поспелова, специалист по семейному неблагополучию и семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

— Когда приходится видеть в интернете фото- и видеоматериалы с вооруженными детьми, логика почти каждого сознательного родителя услужливо определяет: «У нас это невозможно. Это Зимбабве, Сомали, Ливия, Сирия, где угодно, но не у нас». Это происходит там, в давно воюющих государствах, где за годы войн и разрухи дети превратились в полупиратов или полусолдат и где не работают общепринятые нормы международных законов, категорически запрещающих даже идею взаимодействия детей с оружием. Потому что дети и оружие несовместимы от слова «совсем».

Помните, в детских играх про войнушку есть непреложное правило: даже игрушечное оружие на людей не направлять? Потому что оружие — это такая форма власти, которая не на пользу: когда работает оружие, не слышно слов. И с детства мы учим детей, что использовать оружие можно только против заклятого врага, против того, кто напал. А в других случаях нужно договариваться.

В разных государствах по-разному относятся к вопросу о доступности оружия. Там, где оружие продается без особых сложностей, например, в некоторых штатах США, не смолкают дискуссии об усилении запретительных мер. Особенно обостряются эти обсуждения после резонансных случаев, когда из папиного ружья подросток расстрелял в школе одноклассников. 

Где-то (как у нас) оружие дома можно хранить, только если оно охотничье, что подтверждено массой документов и особыми условиями хранения, которые милиция периодически проверяет. Выдается такое разрешение только людям старше 18 лет. 

Сегодняшняя дискуссия, разгоревшаяся под влиянием кадров, где 15-летний подросток запечатлен вооруженным «недетским» оружием, вызывает массу вопросов. Почему ребенку стало доступно оружие? Кто ему разрешил? Как это допустили военные? Даже если родители обладают правом ношения оружия, детям в силу несовершеннолетия оружие как минимум не должно быть доступно. Ведь дети и оружие несовместимы. Даже подростки еще не обладают достаточной социальной, психологической и юридической зрелостью, чтобы спрогнозировать последствия от применения оружия.

Источник фото: Unsplash.com

Для детей невероятно сложно столкнуться с тем, с чем ранее они не встречались. И дети реагируют на экстренную ситуацию физиологически, а не рассудком. Несовершеннолетние, действуя в состоянии стресса, не могут оценить реальность угрозы. Все их действия импульсивны. Опытным родителям подростков хорошо известно, что банальный словесный контакт или даже желание прикоснуться воспринимается возбужденным как открытая агрессия в его адрес. И вооружать подростка в такой ситуации — значит, создавать запредельно опасную ситуацию, когда триггером для нажатия на спусковой крючок может стать банальный громкий крик (окрик) или резкое движение кого-то из окружающих.

Разумеется, взять в руки оружие — не значит использовать его, тем более против людей. Но для подросткового сознания, когда в ситуации сильного стресса снижается или вовсе отсутствует критичность (то есть способность рационально оценивать свои поступки и их последствия), это может стать слишком тяжелым испытанием. И ответственным взрослым, бережно относящимся к своим детям, лучше поберечь их от подобной ситуации, вывести из конфликта, не делать их действующими лицами.

Нашим детям государство не гарантирует безопасность

Какой же сигнал получило родительское сообщество от фото- и видеоматериалов с вооруженным и экипированным как для кровавого боя подростком? Думаю, что мысли у всех родителей одинаковые: судя по этому факту, перечень мест, где наши дети могут чувствовать себя в безопасности, явно сокращается, в том числе и потому что опасность их жизни может исходить от таких же детей, только вооруженных.

Можно долго эмоционировать на тему подростковой агрессии, призывать родителей вооруженного подростка к гипотетическому ответу, но прежде всего нам нужно подумать о безопасности наших детей.

Я видела очень много людей с малышами, которые участвуют в акциях протеста. У меня болело сердце. Я считаю, что детей водить на такие мероприятия нельзя. Это толпа, которая часто бывает неуправляемой. А если взрослые люди к тому же берут в руки настоящее оружие и вооружают детей, они показывают этим реальность своей агрессии и то, что в любую секунду могут свое оружие применить. Поэтому я советую воспринимать даже шуточную (казалось бы) угрозу всерьез и по возможности отказаться от посещения массовых мероприятий с детьми.

Что же касается самих угроз, то, на мой взгляд, вооружать детей — это противопоставлять их нашим, невооруженным детям. И за свои действия таким взрослым обязательно придется ответить.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции 

«Глубоко травмированы в детстве». Психолог о том, как в людях зарождается жестокость

После выборов белорусы вышли на акции протеста, которые грубо разогнали силовики. Задержанные подвергались настоящим пыткам в стенах тюрем, часть протестантов попали в реанимацию. Обсуждая происходящее, многие задавались вопросом: как вообще люди могут быть способны на такую жестокость? Психолог Виктория Дубицкая убеждена, что причина может скрываться в неблагополучном детстве.

Деспотичными и жестокими часто вырастают дети с униженным достоинством, которых родители морально подавляли в детстве, считает Виктория. 

— Среди обозленных на мир людей встречается очень много мальчиков, которых унижали их отцы. Увы, в Беларуси пап часто либо нет дома (как физически, так и психологически), либо они подавляют своих сыновей. Причем они могут даже не осознавать и не понимать, к каким страшным последствиям это может привести.

Папы играют огромную роль в воспитании мальчиков — наших будущих защитников, убеждена психолог. 

— Так устроено природой, что обычно у девочек складываются особые отношения с мамой, а у мальчиков — с папой. И часто эти отношения бывают сложными, потому что девочки «конкурируют» с мамами, а мальчики — с отцами. Как это проявляется? Ребенок пытается показать, что он такой же взрослый и крутой, как и родитель его пола. И тут очень важно, чтобы на свои попытки самоутвердиться ребенок не слышал: «Сядь на место, я — взрослый и знаю лучше, а ты — мелочь какая-то». Эти фразы оседают в сознании ребенка и очень плохо влияют на его будущее отношение к миру.

Любую свою мысль важно доносить мягко, без унижения достоинства ребенка: «Ты, конечно, уже взрослый, но в доме хозяин я, поэтому пока я буду устанавливать правила. Но у тебя обязательно будет своя семья, в которой ты будешь главным». Когда к ребенку относятся с уважением, он будет стараться так же относиться к родителям и другим людям.

Глубоко травмированным также вырастет ребенок, если в семье все вопросы решались силой.

— Если родители проявляли агрессию по отношению к ребенку, подавляли его волю, не уважали его желания, а на любые протесты применяли силу, то ребенок будет думать, что это самый действенный метод. Каким он вырастет? Как он будет решать конфликты? Мы об этом узнали из рассказов задержанных. 
 

Источник фото: pixabay.com

На эмоциональный мир человека также могут повлиять его отношения с братьями и сестрами в детстве.

— У братьев и сестер всегда будет конкуренция за главный «ресурс» — родителей. И тут очень важно, насколько грамотно родители переводят эту конкуренцию в сотрудничество, чтобы дети понимали, что они не враги друг другу, а семья. Если родители постоянно сравнивают своих детей, это приводит лишь к озлобленности, а также к возможному проявлению жестокости в будущем. Такой ребенок будет чувствовать себя недооцененным в детстве и, став взрослым, будет искать любые способы самоутвердиться — порой через подавление и агрессию по отношению к другим людям.

Оказать влияние на психику ребенка могут не только его родители, но и окружение, например, если школьник столкнулся с буллингом. 

— Если у ребенка в школе были проблемы со сверстниками, его обижали, подавляли, унижали, то это может сказаться на его характере и мировоззрении. Во взрослом возрасте он вполне может начать выплескивать накопившуюся внутри злость и боль на окружающих, проявляя жестокость.

Если подросток попадает в плохую компанию, также велик шанс, что в будущем он «проявит себя». 

— Такое часто происходит, когда родители «отсутствующие»: они не занимаются ребенком, не интересуются его жизнью. В этом случае ребенок начинает искать поддержку и внимание на стороне. Он вполне может попасть в  плохую компанию и «заразиться» идеями жестокости. Не забывайте, что человек — социальное существо. Если вы положите свежий огурец в банку к соленым, то и он станет соленым. Так и с подростком.

Родителям очень важно в подростковом возрасте интересоваться жизнью ребенка, его чувствами, переживаниями. И ни в коем случае не стыдить за плохие поступки, ведь это также вариант подавляющего поведения, уверена психолог.

— Важно достучаться до ребенка, узнать, почему он так себя ведет. Не осуждать, а выслушать его точку зрения и принять во внимание. Только включившись с ребенком в равноправный диалог, можно будет достучаться до него и направить на правильный путь. Угрозами, запугиванием и давлением можно сделать только хуже.

Виктория Дубицкая убеждена, что признаки жестокости у ребенка можно заметить еще в детстве. 

— Такие дети ведут себя ведут себя агрессивно с ровесниками и взрослыми. Они часто пытаются подавить другого, стать главным через унижение. Родителям в этом случае нужно пересмотреть свои принципы воспитания. Важно показать ребенку, что можно быть крутым не через подавление других, а через осознание, что у каждого есть свои способности: «Петя в этом хорош, а ты — в другом. И каждый хорошо по-своему!»
 

Источник фото: unsplash.com

Как развивать у детей эмпатию

Чтобы ребенок вырос добрым и отзывчивым, нужно развивать у него эмпатию (прим. ред. — способность человека к сопереживанию). Считается, что ребенок становится способным к сопереживанию, начиная с 5 лет. Но учить этому ребенка  можно с раннего детства, в этом отлично помогают общение с природой и домашними животными. 

— Нужно учить детей бережно относится к любым существам, будь то любимая собака, бабочка или даже листик. Показывайте детям своим примером, что не надо просто так ловить бабочку для забавы, причиняя ей боль, или срывать с дерева листья. Это поможет развить у них эмпатию и бережное отношение ко всему живому.

Психолог советует обратить внимание на детские книги про эмоции, в магазинах сейчас очень большой выбор.

— Такие книги помогают наглядно рассказать детям про такие сложные понятия, как радость, злость, обида, какие эмоции хорошие, а какие — плохие, как их лучше выражать. Читая и обсуждая эти истории с ребенком, родители будут лучше понимать внутренний мир детей и их чувства. А в ребенке с детстве будут заложены такие качества, как эмпатия и доброта — без них сегодня нам было бы очень сложно. 

Что делать, если ребенок стал свидетелем насилия

Люди, ставшие свидетелями насилия, могут испытывать тяжелые переживания — растерянность, непонимание, дезориентацию, боль, страх и чувство бессилия. С последствиями психологической травмы даже взрослому человеку справиться нелегко, но особенно тяжело приходится детям —  ведь у них меньше сил, знаний и жизненного опыта. ЮНИСЕФ в Беларуси подготовил краткие чек-листы о том, как помочь детям разных возрастов.

Источник фото: Pexels.com

Как помочь себе?

  • В первую очередь взрослым важно самим стабилизировать свое эмоциональное состояние. Осознайте, какие чувства вы испытываете. Вы имеете право их испытывать, это нормальная реакция на сложившиеся обстоятельства.
  • Снимите мышечное напряжение — поочередно напрягайте до предела и расслабляйте все группы мышц, стараясь почувствовать тепло при расслаблении. Если в теле есть дрожь — не пытайтесь ее унять, наоборот, усильте — потрясите руками, ногами, будто стряхивая с них воду.
  • Если есть возможность,  выпейте воды, примите удобную устойчивую позу, сядьте, обопритесь на спинку стула, поставьте ноги на землю всей стопой.
  • Используйте дыхательные техники, чтобы успокоиться. Глубоко вдыхайте воздух через нос, задействуя диафрагму («дышите животом»), и медленно выдыхайте через рот. Главное правило — время выдоха должно быть длиннее примерно в два раза, чем время вдоха.

Источник фото: pexels.com

Как помочь ребенку и поддержать его?

Малыши-дошкольники знают, что не могут сами себя защитить и испытывают беспомощность. Родители в такой ситуации становятся первыми помощниками, ребенку очень важно знать, что они его всегда защитят.

  • Отведите ребенка в безопасное место и успокойте его, поддерживайте телесный контакт — возьмите на руки, обнимите, посадите к себе на колени.
  • Дайте ему возможность отдохнуть, умыться, поесть и попить.
  • Заверьте ребенка, что вы и другие взрослые его не оставите и защитите, что ничего плохого с ним не случится.
  • Постарайтесь узнать о страхах ребенка — выслушайте, если он говорит, или поощряйте делиться своими эмоциями: «Возьми меня за руку, если тебе страшно. Так я смогу узнать, что ты хочешь мне что-то сказать».
  • Не уставайте объяснять, что все закончилось, что сейчас опасности нет. Убедитесь, что ребенок вас слышит и понимает.
  • Следите за тем, чтобы ребенок случайно не услышал о ваших страхах и переживаниях, когда вы рассказываете о них другим людям.
  • Предложите порисовать или поиграть. Если ребенок рисует или отыгрывает травматичное событие — включите позитивные элементы, например, появление супергероя, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности.
  • Старайтесь избегать контакта детей с вещами, которые могут вызвать неприятное воспоминание. Следите, чтобы ребенок не узнал из СМИ или от других людей травмирующую его информацию.
  • Если ребенку приснится кошмар, объясняйте разницу между сном и явью, скажите, что такое иногда случается после тяжелого события, но потом пройдет. После сна наступает новый день, где нет опасности.
  • Не допускайте, чтобы кто-то стыдил или критиковал ребенка, если он боится, плачет или у него появляются регрессивные проявления — недержание мочи, желание посидеть на ручках, сосание соски или пальца.

Как помочь ребенку школьного возраста:

  • Понятная для возраста ребенка информация о происходящем поможет снизить уровень тревоги и стабилизировать состояние. После каждой фразы наблюдайте за реакцией ребенка, отвечайте на вопросы, даже, если они вам кажутся глупыми, и они их повторяют по много раз. Будьте терпеливы. Избегайте деталей, которые могут напугать.
  • Делайте акцент на общей сплоченности и силе: «Очень много взрослых сейчас вместе все делают для нашей безопасности и готовы нас защитить».
  • Напоминайте, что вы эмоционально и физически рядом, поддерживайте тактильный контакт — обнимайте, гладьте, держите за руку.
  • Признайте чувства ребенка, говорите о них, дайте ему возможность выражать их любым способом — плакать, проявлять агрессию, грустить, замирать.
  • Доносите мысль, что когда случаются страшные вещи, люди сильно переживают и это совершенно нормально. Любой человек может впасть в ярость, грусть или отчаяние. Нужно немного подождать, пока станет легче.
  • Скажите, что произошедшее ужасно, и вы, и другие взрослые все сделаете для того, чтобы такое не повторилось и он жил в безопасном мире.
  • Делайте акцент на том, что вы справились с ситуацией, что ребенок сильный и смелый, как супергерой, что теперь вы в безопасности.
  • Предложите нарисовать рисунок победы «добра» над «злом».
  • Помогите снять мышечное напряжение с помощью игр, об этом можете почитать здесь.
  • Ребенок должен находиться в безопасном месте и со взрослым, которому он доверяет.
  • Пропишите правила безопасности, если ребенок остается дома один (не открывать чужим дверь, кому звонить, если родителей долго нет дома).
  • Любое видео со сценами насилия, информация о применении насилия для ребенка недопустимы.
  • Соорудите «коробочку проблем», куда ребенок может складывать записки о том, что его волнует. Перечитывайте и вместе находите ответы на вопросы.

Подросткам важно знать, где искать проверенную информацию, и быть полезными, знать, что они могут сделать сами для других людей и улучшения ситуации.

  • Создайте условия для выражения чувств, помогите понять, что его чувства нормальны. Скажите: «Я чувствовал(а) себя так же. Я боялся (лась) и чувствовал (а) беспомощность».
  • Поощряйте больше общаться с друзьями и близкими.
  • Поддерживайте конструктивное стремление подростков помогать другим и помогите найти подходящие занятия, в которых они могут проявить свою силу и ответственность.
  • Вы должны быть убеждены в том, что они в безопасности. Для этого важно создать временные правила, пока ситуация не нормализуется — когда и куда можно идти, что можно делать, как выходить на связь, проговорить слова-пароли  для разных ситуаций.
  • Скорректируйте чувство чрезмерной ответственности и вины: объясните, что действительно можно сделать, а что — нет. «Многие взрослые чувствуют себя так же, как ты, они раздражаются и винят себя в том, что больше ничего не смогли сделать. Но никто из нас не виноват в этом».
  • Помогите подростку понять, что несдержанное поведение является очень опасным способом выражения чувств (например, гнева) в первую очередь для него самого. Ведь проблему это никак не решит, а ему навредит, и придется справляться еще и с последствиями рискованного поведения.
  • Объясняйте прямо и честно: «Когда случаются такие события, все люди испытывают страх, гнев, выходят из себя и даже хотят отомстить и самим проявлять насилие. Такие изменения в установках людей случаются часто. Сейчас тебе не верится, но через какое-то время мы все вернемся к нашей привычной жизни и взглядам».

Будьте внимательны к состоянию ребенка, отслеживайте тревожные признаки и в случае необходимости обращайтесь к специалистам

«Как мне объяснять ребенку хлопки от гранат? Это фейерверк?» Мама поделилась переживаниями

До 7-10 лет психологи не советуют ничего говорить детям о протестах, политике и задержаниях. Но не замечать, что происходит что-то плохое, наши дети просто не могут. Это очень тревожное время, когда родители вынуждены отвечать на бесконечные детские вопросы: «Почему не работают мультики?», «Зачем все машины сигналят?» и «Когда вернется наш папа?» 

Источник фото: Unsplash.com

«Меня, честно говоря, умиляет, когда с маленькими детишками приходят. Понимаете, это праздник», — заявил Лукашенко на следующий день после выборов.

Праздника для детей не вышло — не было прогулок, не было мороженого. Хотя бы один из родителей вынужден был вечером остаться дома, потому что в центре было опасно. То, что происходит на улицах сегодня, действительно не для детей. Это страшно. От этого хочется держать ребенка подальше, поэтому с детьми многие вынуждены оставаться дома. Но тревогу от ребенка не спрячешь.

Сложно улыбаться вечером в ответ на шутку ребенка, когда ты знаешь, что на улице стреляют в людей. Когда раздаются хлопки от взрывающихся гранат. Когда весь город переполнен ОМОНом и спецтехникой. Когда ни о чем другом не получается ни думать, ни говорить. Когда от тревожных мыслей сложно заснуть. 

Люди-ледоколы: истории тех, кто вырос в семье с пьющими родителями

Вы взрослый человек. У вас семья, дети, друзья, хорошая работа, отлаженный быт, привычный уклад жизни. Но иногда накатывает тревога, из ниоткуда приходит страх, внутри ощущается пустота, вы напряжены и расслабиться вам сложно. Почему так бывает? Одна из возможных причин — синдром ВДА. Взрослые дети алкоголиков, или ВДАшники — это те, кому пришлось расти в семье, где один или оба родителя часто употребляли алкоголь. 
 

Источник фото: Unsplash.com

Мы поговорили с двумя психологами, гештальт-терапевтами, ВДАшниками Андреем Мирошниченко и Сергеем Змитровичем о том, с какими трудностями встречаются дети алкоголиков, становясь взрослыми. Сегодня Андрей и Сергей ведут терапевтические группы для людей с ВДА онлайн и оффлайн, канал на Youtube, а также Telegram.

История Андрея: «Я вырос очень тревожным человеком»

Мы с братом выросли в семье, где пил отец. Для детей моего поколения это было практически нормой, так жили почти все из моего окружения, и никто об этом не говорил вслух.

Есть семейная легенда, которая объясняет причины алкоголизма отца. Он родился в 1943 году в деревне, которая находилась под оккупацией. Скрывая ребенка от немцев, мать давала ему сосать тряпочку с самогоном, чтобы не плакал. Я не очень верю в такое объяснение, потому что среди родни отца все мужчины были алкоголиками. Я думаю, что это скорее социальная история.

Источник фото: Личный архив герояАндрей Мирошниченко

Детский период помню смутно. В моей памяти есть, например, такой эпизод: мама приготовила еду и заперлась с нами в одной комнате, а за дверью пьяный отец рубил топором дверь. Когда мне было 7 лет, мама с отцом развелась, он переехал в другую квартиру в этом же доме, завязал с алкоголем лет на 6, и для меня наступило счастливое детство. Из этого периода мне особенно запомнилось, как мама читала мне перед сном книгу, а закончив, наклонялась, чтобы поправить на мне одеяло. Такая спокойная душевная картина.

Когда мне было уже лет 11, мои родители решили совместно купить дачу (это был развал СССР), на этой почве снова сошлись. У них начались регулярные споры и скандалы о том, как разбивать огород, где строить дом, и в один Новый год папа сорвался и ушел в запой. С этого момента он снова начал пить. Это были запои. Каждый раз мама спасала его, вместе с моим старшим братом возила его в больницу, убирала за ним, а меня мучило чувство стыда и отвращения. От этого трэша я прятался в чтении.

Запои у отца становились все чаще и совпадали с ответственными или тяжелыми периодами моей жизни: болезнь и смерть моей бабушки, мои экзамены, сессии во время учебы. В итоге все закончилось смертью отца от алкогольного отравления.

«Дочки быстро привыкли, а у меня была ломка». Мама забрала у детей планшет и рассказала, что из этого вышло

У белоруски Марии Желиховской три дочки. Когда у одной из них появились проблемы со зрением, мама решила исключить гаджеты из жизни детей. Уже 10 месяцев девочки не пользуются планшетом и не смотрят телевизор. В своем решении Мария увидела множество плюсов, но не скрывает, что поначалу было трудно.
 

Источник фото: архив героини

Рекомендация офтальмолога — отказаться от гаджетов

Старшей дочери Ире уже почти 7 лет, в этом году она идет в школу. Младшие Лиза (5 лет) и Нина (2 года) пока еще посещают садик. Полностью лишить детей гаджетов мама решила после профосмотра у офтальмолога. На нем выяснилось, что острота зрения на одном глазу у старшей дочери — 0,9, на втором — на 0,8. Врач поставил диагноз «Спазм аккомодации» и порекомендовал «забрать у ребенка гаджеты». Героиня и сама в последнее время стала замечать, что дочь щурится.

Прийти на контрольный осмотр надо было через 3 месяца. Мария ответственно подошла к назначению врача и решила провести эксперимент: отказаться от гаджетов, в частности от игр и мультиков на планшете. Телевизор ограничивать не пришлось — его  в семье нет уже 7 лет. «Его у нас никто не смотрел, поэтому мы и решили, что он нам не нужен», — рассказывает героиня. Главным мультимедийным развлечением для детей и одновременно главным врагом был именно планшет:

— Девочки ели под мультики, как часто это бывает, играли на нем в игры. Причем старшие дочки включали в планшете сами, что хотели.

Тяжело было маме, а не детям

Отказавшись от гаджетов, Мария стала придумывать, чем занять детей.

— Мы делали поделки, танцевали, устраивали пикники, шили, рисовали картины, создавали гербарии, путешествовали по Беларуси в выходные. Дети отвыкли от планшета к шестому дню эксперимента. И были совершенно счастливы. А вот у меня была ломка и срыв всех планов. Я стала хронически все не успевать. Мне хотелось сбежать в закат по направлению к канадской границе, — шутит Мария.
 

Источник фото: архив героини

И тогда ее осенило:

— Детям не нужны мультики. Они нужны родителям. Это же, по сути, время «на себя». И это затягивает! Причем «для себя» чаще всего сводится к тотемному — ленту соцсетей полистать, на полке при этом может валяться книжка, которую ты не можешь прочитать уже третий месяц.

Развитие детей резко «рвануло» вперед

В первый месяц эксперимента дети Марии видели гаджеты трижды: это было табло в поликлинике, диджитал-экспозиция в музее и песня Маши и Медведя с телефона на фотосессии. Полной «стерильности» добиться не удалось. Но жизнь без гаджетов явно пошла детям на пользу:

— Старшая Ира до эксперимента читала 24 слова в минуту, а спустя месяц выучила стихотворение на 8 строк за 3 повторения. Она добровольно засела за прописи и заинтересовалась математикой. Средняя Лиза не знала все буквы. За месяц она освоила весь алфавит и начала читать. Младшая Нина знала три цвета и три цифры, лепила фразы из только нам понятных слов. А уже через месяц жизни без гаджетов она заговорила предложениями из 3-5 слов. Причем у нее появились слова на три слога типа молоко, котлета, самокат. Ей тогда как раз исполнилось 2 года. Приходящий к нам логопед был в шоке. Такой рывок всего за один единственный месяц отказа от гаджетов!
 

Источник фото: архив героини

Мария также заметила, что без планшета дети стали быстро засыпать и бодро вставать, режим сна и отдыха стал более четким. «Но больше всего я рада тому, что мне больше не нужно повторять все по 100 раз. Достаточно 20-ти! Дети теперь, наконец, слышат меня!» — смеется героиня.

Дочь стала видеть лучше

Но самое главное — уже через три месяца улучшилось зрение у старшей дочери:

— Мне изначально сказали, что зрение у детей имеет свойство восстанавливаться. Это обратимый процесс, поскольку глаз растет, вроде бы это называется первичной близорукостью. Вот почему нам и посоветовали отказаться от гаджетов. Врач, конечно, не верил, что мы сможем это сделать, а уже линзами в коробочке стучал по столу. А мы смогли! В итоге уже через три месяца зрение у Иры стало по единице. Больше нет спазма аккомодации. Есть небольшая дальнозоркость, но в пределах возрастной нормы.

Свободное время маме дает не планшет, а детская самозанятость

Когда жизнь без гаджетов вошла в колею, Мария заметила, что стала успевать даже больше, чем раньше.

— Уже через месяц я восстановила свой былой ритм. Теперь я шью, занимаюсь блогом и ввязываюсь в прочие активности со скоростью ядерного истребителя. Более того, я даже успеваю прочитывать по две книги за месяц, хотя раньше и одну не могла осилить. Убрав гаджеты из жизни детей, я и сама стала меньше времени проводить в виртуальном мире. Даже ввела для себя четкое правило: сидеть в гаджетах только раз в три часа всего по 20 минут. Днем я обычно пишу посты для блога, а вечером читаю новости.

Во время эксперимента Мария осознала одну важную вещь: свободное время маме дает не планшет, а детская самозанятость. А самозанятость и мультики — функции взаимоисключающие.

— Почему? Чтобы смотреть мультики или ловить летящие фрукты на планшете, не надо думать и двигаться. Надо просто смотреть и тыкать в экран, чтобы появился салют и скрипучий голос похвалил тебя вместо мамы. Дети превращаются в милых «щенят Павлова». И в итоге получается, что ребенка сначала развлекает мультик/игра, а потом он придет к маме и будет виснуть на ноге с воплями: «Мне скууучноооо». И вот тогда мама точно ничего не будет успевать.

Сейчас Мария уверена, что вместо отвлечения мультиками нужно развивать у детей навыки самостоятельной игры. Вот несколько советов:

— Оговорюсь сразу: мне проще, детей у меня трое. Поэтому я группирую их и показываю общие занятия. Если три раза сыграть с ними в настолку или сложить пазл, то вероятнее всего в четвертый раз они это сделают сами (с одним ребенком такое тоже работает!). Кроме того, можно иногда играть роль «декорации» — просто присутствовать в комнате, но заниматься своими делами. Но тут главное периодически подавать признаки жизни типа: «Угу», «Вау», «Класс!». Ну, и всегда можно подключать детей к своему занятию. Например, мои две старшие девочки шьют иногда вместе со мной. Научились они, кстати, шитью, когда перестали втыкать в экран.
 

Источник фото: архив героини

Кроме того, важно организовать четкий режим дня у детей.

— Это прямо настоящий маст-хэв для родителей. А если в семье несколько детей, то обязательно надо сделать так, чтобы периоды их сна и бодрствования совпадали. Тогда мама будет четко понимать, как распланировать день, чтобы выполнить свои дела в тишине.

Проектор вместо гаджетов и телевизора

Вместо планшета и телевизора в доме появился проектор. Теперь семья через день устраивает совместные просмотры.

— О такой безопасной альтернативе нам рассказал врач-офтальмолог, у которого мы были на приеме. Сразу подчеркну, что это был профессор, а не вчерашний выпускник. Поэтому я склонна доверять его мнению. Да и вроде бы объяснения вполне логичны: картинка от проектора получается не такой контрастной, как в случае гаджетов, значит, менее вредной для нервной системы и зрения детей. Кроме того, проектор нельзя включить в фоновом режиме, как телевизор, поэтому периферическое зрение детей не страдает. Сейчас мы смотрим диснеевские полнометражные мультфильмы, а дальше — как пойдет. Дети в полном восторге. Им нравится сам ритуал: простынь на комоде закрепить, завесить шторы. Прямо как в моем детстве.
 

Источник фото: архив героини

Еще одним плюсом проектора Мария считает «жесткий родительский контроль».

— Что мы включили, то дети и смотрят. А на планшете они переключали ролики по Youtube сами и смотрели все подряд, порой полную чушь. Кроме того, дети уже запомнили: один мультик и все. Они знают, что следующий просмотр только через день.

Мария и дальше не планирует отвлекать детей планшетом или телефоном.

— Пока я вижу, что и без гаджетов они развиваются отлично. А когда подрастут, будет видно. Я не ярый противник гаджетов. Если мы приходим в гости, а там идет телевизор, мы не заставляем его выключать. Как говорится, со своим уставом в чужой монастырь не лезут. Но пока я просто не вижу смысла переводить жизнь детей в экранный режим. Не раз слышала мнение, что мир уже не тот, и умение пользоваться гаджетами — это конкурентное преимущество, но я думаю иначе. Вчера, сегодня, завтра и во все времена важнее всего здоровье. Все остальное — тлен и суета.