Архив рубрики: Здоровье

Медики рекомендуют минчанам прививать детей

Прививки
 

В Минске около тысячи детей не имеют ни одной прививки, а несколько сотен родителей ежегодно отказываются от одной или нескольких прививок своим детям, сообщила заведующая эпидемиологическим отделом Минского городского центра гигиены и эпидемиологии. По ее словам, такая тенденция опасна тем, что накапливается прослойка восприимчивого к инфекциям населения.

В Беларуси календарь профилактических прививок включает вакцинацию против 12 инфекций: дифтерии, полиомиелита, столбняка, коклюша, туберкулеза, кори, гепатита В, краснухи, эпидемического паротита, пневмококковой, гемофильной инфекции, гриппа.

Благодаря вакцинации, отметила Ирина Глинская, в Беларуси сейчас нет полиомиелита, единичны случаи кори. В 2013 году не регистрировались случаи дифтерии, столбняка.

К 2014 году большинство детей, сказала Глинская, привиты и защищены от вирусного гепатита А, о чем свидетельствует количество зарегистрированных случаев заболевания. Так, за 2010-2013 годы в Минске 15 детей заболели гепатитом А (в том числе 13 не привиты) и 140 взрослых (все не привиты).

За этот период половина случаев вирусного гепатита А была завозной из Египта, Туркменистана, Индии, Турции, что подтверждено данными эпидемиологического анамнеза и результатами молекулярно-генетического исследования.

Глинская отметила: «В довакцинальный период соотношение случаев заболевания было прямо противоположным: большинство случаев регистрировалось среди детского населения, а их количество было на несколько порядков выше».

Заместитель главного врача городской детской поликлиники №13 Наталья Пивоварова призвала родителей не лишать детей защиты от инфекций и делать прививки. Ведь можно сделать и однократную прививку, которая защитит сразу от кори, краснухи и эпидемического паротита.

Пивоварова назвала ошибочной позицию родителей, которые считают, что не страшно, если ребенок переболеет детскими инфекциями, например ветрянкой. Она сказала, что осложнения этого заболевания могут быть очень тяжелыми.

Создается впечатление, сказала Пивоварова, что в вакцинации заинтересованы в первую очередь не родители, а медсестры поликлиники, которые порой прилагают много сил, чтобы убедить некоторых родителей привести детей на прививку.

Стаья подготовлена с помощью материала news.tut.by


Уважаемые читатели! Вы делаете своему ребенку все прививки? Нужны ли прививки вообще? Почему родители не хотят делать прививки своим детям? Ждем ваших комментариев!


Читайте также:

Если кроха скрипит зубами, или Что такое бруксизм

Спорный вопрос: стоит ли делать прививки?

Обсуждаем на форуме:

Все о здоровье ребенка

Семейный навигатор:

Детские поликлиники

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями в социальных сетях! Жми

«Мне трудно видеть шоковую реакцию людей». Как живет семья, где ребенок родился c одним глазиком

У Евгении и Валерия Якуниных двое детей: старшая дочка Александра  уже третьеклассница, а младший ребенок Демьян родился 7 месяцев назад. С такой патологией, как у мальчика, в нашей стране многие врачи не сталкивались, и установить точный диагноз — большая проблема. Но семья не опускает руки, ищет специалистов по всему миру и ласково называет сына «пиратом».

Источник фото: архив героев

Неожиданная беременность

Примерно полтора года назад Евгения почувствовала себя плохо во время критических дней: она была на грани потери сознания. Женщина боялась онкологии, поэтому отнеслась к своему здоровью внимательно. Сделала УЗИ, по которому специалист поставил диагноз «эндометрит». Гинеколог в поликлинике усомнилась в этом диагнозе, но лечение назначила.

 Гинеколог выписала мне рецепт на два антибиотика курсом на 10 дней. Честно говоря, внутри себя я понимала, что что-то здесь не чисто, но все-таки послушала врача и начала лечение, правда, пропила только пол курса. Уже потом я узнала, что диагноз «эндометрит» по УЗИ не ставится, а гинеколог не взяла у меня никаких анализов. 

Через месяц героиню насторожило отсутствие менструации.

 Поначалу я списала это на сбой в цикле после антибиотиков. Через некоторое время сделала тест и узнала о беременности. Естественно, у меня был шок, потому что после того кровотечения у нас с мужем не было никаких контактов. А значит, я была беременна еще до УЗИ и приема антибиотиков. То кровотечение, от которого я буквально теряла сознание, было уже во время беременности, которую пролечили.
 

Источник фото: архив героев

Решила сохранить беременность

Евгения не знала, что делать. Она долго сомневалась, как лучше поступить в ее ситуации. 

 Как только я узнала, что жду ребенка, полюбила его до безумия. Это еще был набор клеток, но материнское чувство было очень сильным. Я обращалась к заведующей женской консультацией, гинекологам, генетикам, спрашивала, как быть. К аборту меня никто не призывал, но обида душила, что из-за врачебной халатности я стою перед таким выбором. 

Было много сомнений и мыслей о том, что алкоголики, наркоманы иногда рожают относительно здоровых детей. Я убеждала себя, что вероятность попасть в число «неудачников» не так уж велика. В результате решила сохранить беременность, если по скринингам, УЗИ и анализам все хорошо будет. И все было хорошо.

После рождения ребенок долго не открывал глаза

Еще до первых УЗИ Евгения почувствовала, что у нее будет сын. До рождения ему придумали имя Демьян.

 Рожала я сама и когда увидела ребенка, сразу поняла, что с сыном что-то не так. Он громко плакал, но ни разу не открыл глаза. Ему поставили 8 баллов по шкале Апгар, но на следующий день я узнала, что у него нет одного глаза. Начался один из самых страшных периодов в моей жизни.

После такой новости Евгении понадобилась психологическая помощь, но в роддоме ее не оказалось.

 Это удивительно, но в роддомах, где бывает всякое, нет психолога. Я от безысходности даже звонила на линию психологической помощи. Конечно, можно было предположить многое, но что ребенок родится без глаза, да и со вторым недоразвитым — такого я точно представить не могла. Никогда не слышала, что такое вообще бывает.

Выписали как обычную роженицу

Из роддома Евгению выписали довольно быстро. Никаких рекомендаций, что делать с особенным ребенком, молодой маме не дали. 

 Я сразу начала искать информацию о воспитании слабовидящих детей, потому что на тот момент было неясно, видит ли второй глаз. Сын его вообще не открывал. Еще в роддоме я нашла контакты лучших специалистов в офтальмологии, чтобы помочь ребенку. 

Благодаря усилиям мамы Демьяну начали делать протезирование с 2,5 недель.

 С нашей патологией мы должны как можно раньше начинать протезирование. Протез формирует полость, чтобы не было деформации костей черепа. Одна половина лица с глазом растет, а у другой нет опоры в качестве глаза, соответственно она будет отставать в росте и появится перекос лица. Нам также протезы нужны для формирования век, потому что они  у сына короткие и выглядят неестественно.
 

Источник фото: архив героев
 

Правильно подобрать и поставить протез  это целая проблема, говорит Евгения, а протезы нужно менять часто, потому что ребенок активно растет. За семь месяцев жизни Демьяну меняли протез уже 7 раз. 

Нет диагноза  нет лечения

Тактику протезирования и последующих операций должен определять врач, но такого специалиста Евгении пока не удалось найти. По словам мамы, точного диагноза до сих пор нет, а соответственно и назначенного лечения.

 Второй глаз видит, но как и что  будет понятно позже. Диагноз по этому глазу «плавающий». Так как нет второго здорового глаза, диагностика усложняется, потому что сравнить размеры и другие параметры не с чем.

За этим глазом нужно наблюдать, говорит мама, чтобы не пропустить возможную отслойку сетчатки. Лечение, если оно возможно, можно будет проводить после установления процента зрения.

 Как правило, процент зрения на таких глазах, как у нас второй, очень низкий, и со временем зрение пропадает совсем. Все покажет время. Демику в данный момент нужны специалисты по нашей теме  врачи, готовые следить за нами не один год в динамике, курировать нас и дать нам план действий. Пока я вообще не знаю, что нам нужно делать. Операцию? Какую? Когда? Где? За какую стоимость?

Консультации за рубежом

Евгения уже начала ездить на консультации в Россию. Возможно, в дальнейшем мальчику предстоит операция и даже не одна, предполагает мама.
 

Источник фото: архив героев
 

 Недавно мы ездили в Питер, но врач, к сожалению, имел немного другой профиль, зато дал координаты московского офтальмолога, специализирующегося на нашей патологии. Возможно, в скором времени мы с ним встретимся на конференции в Минске. Пока на него вся надежда.

«Просто живем»

В остальном Демьян развивается по возрасту: в свои 7 месяцев мальчик сидит, стоит и ползает. Возможно, скоро пойдет, говорит Евгения.

 Я бы не сказала, что сейчас нам так уж тяжело. Я не сижу на месте: ищу информацию и способы помочь своему ребенку. И стараюсь не зацикливаться только на этом. Мы просто живем, растем, развивается, в общем, занимаемся всеми «малышковыми» делами и параллельно  нашей проблемой.
 

Источник фото: архив героев
 

Я погоревала первый месяц. Теперь неприятные эмоции в основном испытываю при встречах с новыми людьми. Мне трудно видеть их первую шоковую реакцию. Люди реагируют на сына по-разному. Но в большинстве случаев, отводят глаза или смотрят с сочувствием и растерянностью. Реакция не агрессивная, но неприятная. Создается впечатление, что ты изгой.

Я думаю, сложнее будет позже, когда ребенку нужно будет общение вне дома и начнутся контакты с посторонними людьми.

Безбарьерной среды нет

Евгения говорит, что сложнее всего неизвестность, которая сейчас очень мешает семье. 

 После рождения сына, когда я сама стала мамой ребенка-инвалида, я поняла, что такое может случиться с каждым. Несчастный случай, ДТП, тяжелые роды, врачебные ошибки  очень много факторов, которые могут привести к инвалидности на любом жизненном этапе. Но истинное понимание приходит только тогда, когда это в один «прекрасный миг» касается лично тебя.
 

Источник фото: архив героев
 

У нас в обществе нет безбарьерной среды. И эти барьеры касаются не только неприспособленности окружающей обстановки: они у нас в голове! Большая часть людей не готова видеть рядом с собой не таких, как все. У нас нигде: ни в саду, ни в школе, ни в большинстве семей  не учат терпимости, толерантности, взаимодействию с «особенными» людьми. Поэтому и отношение, реакции окружающих на «других» совершенно не те, которые нужны этим людям и их родным.

Людям с инвалидностью и их близким не нужны жалость, сочувствие, сопли и слезы. Им нужно содействие в поиске необходимой медицинской помощи, если она необходима. Принятие, взаимодействие, улыбка на лице, а не отведенный в сторону взгляд. Не стоит делать вид, будто нас не существует.

Я хочу донести до людей, что несмотря на внешние различия, внутри мы все одинаковы и хотим одного и того же: быть любимыми своими близкими и принятыми обществом, потому что человек без общества существовать не может.

Если вы знаете, как помочь семье, напишите на evgeniya_tixonova@list.ru. Родители будут благодарны за информационную поддержку. 

Все, что нужно знать о больничном с ребенком. Отвечаем на вопросы родителей

Можно ли на больничный с ребенком отправить бабушку? В каких случаях оба родителя могут быть освобождены от работы? Есть масса нюансов, которые касаются оформления листа нетрудоспособности по уходу за ребенком. Мы задали самые актуальные вопросы экономисту-бухгалтеру Екатерине Самофаловой, которая в своем блоге рассказывает много полезного о том, как применять закон в жизни.

1. На сколько дней можно оформить больничный с оплатой?

Начнем с того, кто имеет право на оплачиваемый больничный с ребенком. Это работники, которые застрахованы в рамках государственного социального страхования. То есть они сами (ИП) или с помощью работодателя уплачивают в ФСЗН обязательные страховые взносы.

При амбулаторном лечении ребенка (дома) в возрасте до 14 лет листок нетрудоспособности выдается не более чем на 14 календарных дней.

Если необходимость в уходе сохраняется и дальше, оплачиваемый больничный закрывается и выдается справка о временной нетрудоспособности. Справка является документом, подтверждающим освобождение от работы, но эти дни не оплачиваются.

Родителям об антисептиках

Улица, дестская площадка — благодатное место для любого ребенка. Наши дети дружно осваивают горки, песочницы, самокаты, велосипеды, роликовые коньки и другую травмоопасную технику. Открывая для себя мир и новые ощущения от его познания, малыши бесстрашно исследуют его, не обращая внимания на появляющиеся при этом ссадины и ранки. А мы, взрослые, традиционно тянемся к привычным для нас древним способам первой помощи, не задумываясь, к чему это приведет.

Да, «зелёнка» – это хорошо и привычно, все бактерии уничтожаются одинаково надежно. Но в расчет не берется вероятность ожогов и  раздражающего действия на нежную кожу ребенка, а также возможность аллергической реакции при  применении препарата. Кстати! Ни в одной из стран Запада «зелёнку» не применяют, так как, во-первых, ее молекулярный состав до конца не изучен на мировом уровне, а как известно, что не изучено вдоль и поперек,   для лечения детей не используется. А дорогостоящие исследования «зелёнки» не входят в планы зарубежных медиков. Во-вторых, многих волнует элемент эстетики. Ведь если кто-то имел опыт отмывать «зелёнку» с белого постельного или нательного белья или, что скрывать, с белокурых волос девочки, то я вам сочувствую! Самое безобидное прозвище, звучащее в детском саду, – это «царевна-лягушка»!

Считается, что из всех привычных антисептиков йод является наиболее эффективным с точки зрения защиты от бактерий. Если применять его правильно, по инструкции, то он действительно может быть полезен. Основное фармакологическое действие йода – стимулирование притока крови к мягким тканям и антисептическое действие в ране в случае различных травм, в том числе и ушибов, и растяжений. С этой целью на поверхность неповрежденной кожи (то есть только вокруг раны!) наносится йодная настойка! Применение йода без минусов не обойдется: он вызывает жжение, зуд и нередко аллергию у детей, страдающих аллергическими крапивницами. Он также может оставлять шрамы из-за образующихся в процессе высушивания корочек.

В последнее время все чаще для обработки поверхностных ран в качестве замены раздражающих антисептиков применяется мирамистин, который не раздражает кожу, не подсушивает раневую поверхность и редко вызывает  аллергические реакции. Хотя зачастую мирамистин применяется при лечении гнойных ран и ожогов, это не препятствует его все большему распространению в амбулаторной педиатрии.

Часто мамы, особенно предпочитающие лечиться народными средствами, при ссадинах и мелких порезах у ребенка отдают предпочтение старому доброму подорожнику. Но! Где вы в наших условиях городской жизни найдете надежный лист подорожника? Все, что не загрязнено пылью и отходами жизнедеятельности легкового автотранспорта, может характеризоваться высоким содержанием солей тяжелых металлов и т.д. Если применять подорожник в виде припарок или наносить кашицу из него (предварительно тщательно вымытого) на раненую поверхность, то он обладает кровоостанавливающим и противомикробным действием. Таким образом, это средство хорошее, но не является быстродействующим и уж тем более профессиональным.

Старая добрая перекись водорода! Просто и сурово! Раздражает и печет больше, чем «зелёнка» и йод вместе взятые! Сначала догоните ребенка, который уже испытал на себе действие этого препарата, потом оцените преимущества… Да, сама по себе перекись водорода помогает остановить кровь и не вызывает побочных реакции, она незаменима для промывания  загрязенных ран, однако ее дезинфицирующий эффект минимален. В итоге и вреда мало, и пользы мало, и ребенок страдает.

Спасают ситуацию современные  комбинированные ранозаживляющие препараты  местного действия, крема, содержащие провитамин B5 (декспантенол) и  хлоргексидин. Они не раздражают кожу, не вызывают аллергических реакций, обладают мощным обеззараживающим действием, хорошо переносятся маленькими детьми, не окрашивают кожные покровы малыша, а также ускоряют процесс заживления раны.

Будьте здоровы! Познавайте мир с минимальными травмами!

Как закаливать ребенка?

Закаливание детей воздушными ваннами

 

Закаливание воздухом

Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Нужно помнить, что температура воздуха в комнате:

  • для новорожденного ребенка должна быть 23С,
  • в возрасте от 1 до 3 мес — 21С,
  • от 3 мес до 1 года — 20С,
  • старше 1 года — 18С.
Грудным детям свойственны высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза). Поэтому необходимо проветривать помещения 4-5 раз в день по 10 — 15 мин зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 — 2С, что является закаливающим фактором. При сквозном проветривании воздухообмен происходит гораздо быстрее, чем через форточку, но его желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование бытовых кондиционеров.
 
В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20 — 40 мин, быстро увеличивая время до 6 — 8 ч в день. Зимой в средней полосе России новорожденных выносят на улицу на 5-7 мин и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5 — 2ч два раза в день. В безветренную погоду с ребенком в возрасте до 3 мес можно гулять при -10С, старше 3 мес — 12С, старше 6 мес — 15С. Дети старше 1,5 лет гуляют не менее двух раз в день по 2,5 — 3 ч при температуре не ниже -15 — 16С . В возрасте до 1,5 — 2 мес ребенок зимой на улице спит на руках у взрослого и только более старшие дети — в коляске, так как в связи с несовершенством терморегуляции у маленького ребенка может наступить переохлаждение, даже если его положили в теплую коляску.
 
Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Благоприятным моментом является не только температурное воздействие на организм, но и диффузия кислорода через кожу в кровь, так как проницаемость кожи в раннем возрасте очень высока. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20-22С для грудных детей и 18-19С для детей 1-2 лет. Вначале длительность процедуры — 1-2 мин, каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин и доходит до 15 мин для детей до 6 мес и до 30 мин после 6 мес. Максимальное время воздушных ванн для детей 2-3 лет — 30- 40 мин.
 
Воздушные ванны всегда должны сочетаться с движением детей, гимнастическими упражнениями. Постепенное облегчение одежды во время воздушных ванн помогает регулировать силу раздражающего действия воздуха в процессе закаливания. Дети старше 1,5 лет принимают обычно воздушные ванны во время утренней гимнастики, сначала в трусах, майках, носках и тапочках. Позже можно оставлять только трусы и тапочки. Детей с признаками пониженной адаптации к изменению температуры окружающего воздуха (стойкая бледность кожных покровов, цианотическая мраморность дистальных отделов конечностей, жалобы на дискомфорт) нельзя отстранять от щадящих закаливающих процедур. Например, ребенок может быть раздет частично, воздушные ванны можно проводить всего 5 мин, но несколько раз в день.
 
Следует обратить внимание на правильный выбор одежды не только в момент закаливания. Одежда должна ограждать ребенка летом от перегревания, зимой — от переохлаждения. Чрезмерно теплая одежда и повышенная температура воздуха, вызывает перегрев организма. Шея и волосистая часть головы становятся влажными от пота. В таких условиях небольшой сквозняк может вызвать переохлаждение. Прогулка на свежем воздухе при правильной организации является одним из важных моментов закаливания.
 
Важным мероприятием является сон на свежем воздухе в зимнее время года, начиная с 2-3 недельного возраста ребенка сначала 2, а затем 3 раза в день. При температуре воздуха до -10°С начинают с 25-30 минут, увеличивая продолжительность сна до 1-1,5 часов.
 
Насморк не противопоказание для прогулок. Нужно только предварительно прочистить нос. Лицо новорожденного ребенка и зимой должно быть открыто, но ватное одеяло вокруг лица нужно устроить как бы в виде колодца.
 
Закаливание детей


Закаливание водой

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм, чем воздушные. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха. В зависимости от температуры воды водные процедуры делятся на холодные (ниже+20C), прохладные (+21-+33°C), тепловатые (+34-+35C), теплые (+36-+40C) и горячие (+41о и выше). А также на общие и местные, традиционные и нетрадиционные.

Различают 3 фазы реакции организма на действие пониженной tо воды. Первая — повышенный спазм сосудов кожи, при более глубоком охлаждении — и подкожно-жировой клетчатки. Вторая — в связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация, кожа становится красной, снижается АД, активируются тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки. Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности. Третья (неблагоприятная) — исчерпываются приспособительные возможности организма, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб.
 
При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила третья фаза.

 

Традиционные водные процедуры

Вносить элемент закаливания необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание). Методика закаливания зависит от возраста ребенка. 

1. Возраст ребенка от рождения до 2 мес
  • Общие ванны: ребенка купают ежедневно водой температуры 37-36С в течение 5 мин, затем обливают водой с температурой на 2С ниже.
  • Подмывание, умывание, которое длится 1-2 мин, вначале проводят при температуре воды 28С, через каждые 1 — 2 дня и снижают на 1-2С и доводят до 20-22С.
  • Местное влажное обтирание: рукавичкой, смоченной водой температуры 33-36С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1-2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1С и доводят до 28С. Необходимое условие — каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.

2. Возраст ребенка от 2 до 9 мес

  • 1 и 2 как в предыдущей возрастной группе.
  • Общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину. Температура воды такая же, как при местных обтираниях В воду можно добавить соль (2 чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило
  • Каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.

3. Возраст ребенка от 9 мес до 1 года

  • 1 и 2 как в предыдущих возрастных группах.
  • Общее обливание. Ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать на 25 — 30 см от тела ребенка. Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в конце- руки. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35-37С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1С и доводят до 28С.

4. Возраст ребенка от 1 года до 3 лет

Можно использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24С, общие обливания температуры до 24-28С. С 1,5 лет можно применять душ, который оказывает более сильное воздействие, т.к кроме То воды, здесь включается еще и механическое влияние. Длительность процедуры до 1,5 мин; температура воды и ее снижение — как при общем обливании.
 
Купание в открытом водоёме разрешается детям с 1,5 — 2 лет. Душ и купание в ванне, водоёме или бассейне сопровождается механическим воздействием воды, которые оказывают массирующее действие. Купание в открытом водоёме- один из лучших способов закаливания. На организм одновременно действуют воздух, солнце, сопротивление воды и движение. Начало купаний состоит из окунаний в воду 1-2 раза. После этого ребёнка вытирают полотенцем. Далее длительность купаний постепенно увеличивается. Температура воды должна быть не ниже +21С при температуре воздуха не ниже +25С. Плавание вызывает у детей ярко выраженные положительные эмоции.
 
Закаливание детей контрастное


Контрастное и нетрадиционное закаливание

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.

Физиологическая незрелость организма детей раннего возраста, в первую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не повышения, а подавления иммунной активности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка к холоду. Поэтому практически все авторы, занимающиеся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным.
 
Однако существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др.
 
Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек. Ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38-40С, а в другом (в первый раз) на 3-4С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин (топчет ими), затем в прохладную на 5-20C. Число попеременных погружений 3 — 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1ОС и доводят до 18-10С. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных — горячей. Можно проводить с настоем трав. (Для более интенсивного охлаждения — настой мяты; горячий настой — с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками). У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40-42С, а холодного снизить до 4-6С.
 
Более старшим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40-50С в течение 1 мин, затем в течение 10-20C проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10-15С. Чередуют 5 -10 раз.
 
В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура воздуха в парной (около 60-90С) с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3-20С, а зимой купание в снегу. При отсутствии противопоказаний, желании родителей ребенок может посещать сауну с 3 — 4 лет, 1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5 — 7 мин при температуре в парной около 80С на высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парной на 10 мин с последующим охлаждением.
 
В нашей стране широко используется закаливающий эффект русской бани. Основой его является строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание -охлаждение — отдых, формула закаливающего цикла — 1:1:2. Для детей раннего возраста, только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении вначале следует находиться не более 3-5 мин, через несколько посещений можно увеличить время до 5 — 10 мин. Вначале охлаждение лучше проводить обливанием, затем холодным душем, позднее — купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в парную увеличивают до 4 — 5.
 
В русской бане часто на раскаленные камни льют не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав. (Для антисептического эффекта используют мяту, шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью — тимьян, мяту, душицу, ромашку, березовые почки, зеленую хвою ели; тонизирующее действие оказывают почки тополя, цветочные корзинки пижмы обыкновенной, листья зубовки; улучшают дыхание листья березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна). Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник вызывает специфический эффект (березовый- болеутоляющий, успокаивающий и бронхолитический; дубовый — успокаивающий, противовоспалительный, липовый- бронхолитический, мочегонный, а также помогает при головной боли, простудных заболеваниях, пихтовый — помогает при радикулитах, невралгии, ольховый — при миалгии, рябиновый — оказывает возбуждающее действие.
 
Закаливание детей солнцем

 

Закаливание солнцем

Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма. Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличие от прямого солнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо.

Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22С и выше для грудных детей и при 20С для детей 1 — 3 лет, лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин, у более старших — 5 мин с ежедневным увеличением до 30 — 40 мин и более. Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не более 15 -20 мин, всего за лето не более 20 — 30 ванн. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30С. После солнечных ванн, а не до них, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма. Искусственное ультрафиолетовое излучение в настоящее время многие авторы рекомендуют назначать детям раннего возраста крайне осторожно, учитывая его возможное канцерогенное действие.
 
Рождественская Татьяна Павловна,
Рождественская Марина Леонидовна


Уважаемые читатели! Вы закливаете своего ребенка? Каким методом? Ждем ваших ответов в комментариях!

Читайте также:

Как правильно вводить прикорм, чтобы избежать аллергии?

Ингалятор: как выбрать и стоит ли покупать?

Обсуждаем на форуме:

Часто болеющие дети, Закаливание

Чего нельзя делать, если ваш ребенок заболел

Ребенок болеетПомните:

При высокой температуре:

  • Не стоит обтирать ребенка уксусом, спиртом или обкладывать холодными грелками. Спирт очень хорошо впитывается через кожу и может вызвать отравление детского организма.
  • Не допускайте повышения температуры выше 38°С у ребёнка, ранее перенесшего фебрильные судороги, с тяжёлой родовой травмой, эпилепсией, повышенным внутричерепным давлением. До прихода врача обязательно снижайте температуру с помощью жаропонижающих средств;
  • Не используйте аспирин у ребенка младше 12 лет, больного вирусной инфекцией (грипп, ОРЗ, ветряная оспа и т.д.). Это может вызвать развитие крайне опасного синдрома Рея (поражение печени и головного мозга);
  • Не следует «парить» ноги ребенку с высокой температурой;

При болях в животе, поносе:

  • Не применяйте болеутоляющие препараты — это может сильно затруднить диагностику. Болеутоляющие лекарства могут скрыть проявления хирургических болезней (аппендицита, острого холецистита и других);
  • Нельзя применять грелку, т.к. это может усилить воспаление и спровоцировать резкое ухудшение состояния ребёнка;
  • Не делайте клизму с горячей водой, особенно при повышении температуры; * Не давайте ребенку при поносе вяжущих (закрепляющих) средств — имодиум, лопедиум и т.д.. Если понос вызван инфекцией, течение болезни может осложниться, т.к. вместо ускоренного выведения токсинов из организма, вы спровоцируете их накопление.
  • При инфекционных заболеваниях, протекающих с повышением температуры, поносом, рвотой; подозрении на хирургическое заболевание ни в коем случае нельзя применять гомеопатические средства. Такие состояния требуют общепринятой терапии; промедление в назначении традиционных лекарств может привести к печальным последствиям.

При болях в ухе, отите:

  • Не делайте ребенку согревающие компрессы при температуре выше 38°С (например, при отите);
  • Не применяйте борный спирт для лечения отита. Хотя ранее это средство широко применялось, сейчас доказано, что борный спирт может вызвать ожог кожи слухового прохода, барабанной перепонки и даже ее перфорацию.

Помните!

  • Не откладывайте встречу с врачом, если что-либо в состоянии ребенка вызывает ваше недоумение, либо появились опасные симптомы.
  • Не давайте ребёнку незнакомых лекарств без назначения врача. Только врач должен указать точные дозировки лекарства в зависимости от возраста малыша и время приёма.

Малыш в зазеркалье, или что делать, если ваш ребенок левша?

Ученые накопили огромное количество фактов и наблюдений, но вот уже на протяжении всего нескольких десятков лет в науке сменяют друг друга разные взгляды на то, какое из полушарий мозга «главное» — левое или правое.

Исследования продолжаются и в настоящее время. Но ясно одно: человеческая память, речь, зрительное или слуховое восприятие, счет, ориентация в пространстве — все это результаты совместной работы обоих полушарий мозга. Каждое из них играет свою роль.

Кстати сказать, левшество — самое наглядное проявление неравнозначности половинок мозга. Действительно, активное использование человеком левой руки вместо привычной правой сразу обращает на себя внимание.

Вы никогда не задавались вопросом, почему человек предпочитает левую руку? Почему ему это удобно? Все мы знаем, что левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое — левой. Природе чужда симметрия и полная «зеркальность». Так устроен мир. Поэтому не только руки, но и все парные органы и системы человека неравнозначны, асимметричны. В первую очередь это касается восприятия (зрения, слуха, кожной чувствительности) и движения. Так, например, у любого человека один глаз «ведущий», а другой — «подчиненный», одно ухо воспринимает больше и более «активно», а другое, образно говоря, «на вторых ролях». То же самое и в двигательной сфере: одна нога сильнее, активнее, делает больший шаг и даже чуть длиннее своей «коллеги». Этим, к примеру, объясняется тот факт, что человек, заблудившись в лесу, кружит и возвращается на то же место, откуда начал идти. Про руки и говорить нечего: явное предпочтение одной из рук в бытовых действиях заметно с полувзгляда, и даже далекий от психологии человек всегда скажет, кто перед ним — левша или правша.

Раз-два, левой

Строго говоря, понятие «левша» не совсем правильно, вернее будет сказать «леворукий». И вот почему. Левша по руке может иметь ведущую правую ногу, правое ухо и глаз. Вот и попробуйте теперь определить однозначно: левша человек или нет?

Каждый из нас без особого труда может самостоятельно исследовать себя и своих близких, посвятив этому несколько минут. Естественно, что результаты нашего исследования «в домашних условиях» будут весьма приблизительными. И тем не менее они могут оказаться довольно интересными, а возможно, для кого-то и неожиданными.

Для определения ведущей руки вспомните, какой рукой вы выполняете большинство действий: кидаете предметы, пишете, рисуете, играете в бадминтон, держите ножницы, отвертку, зубную щетку, какой рукой причесываетесь, отвинчиваете пробку от флакона и т. п. Ведущий глаз, как правило, труднее закрыть, им неудобно подмигивать, но удобно рассматривать предметы через свернутый в трубочку журнал. К ведущему уху мы обычно прикладываем трубку телефона, им же прислушиваемся к тихой речи. Для подпрыгивания на одной ноге, подъема на ступеньку или быстрого удара по мячу первой используется также ведущая нога.

Обратите внимание на случаи, когда, считая себя правшой при выполнении предложенных тестов вы затрудняетесь определить предпочтительную руку, ногу, ухо или глаз. Это означает варианты так называемого скрытого левшества.
Учеными установлено, что среди обычных людей «чистые правши», т. е. имеющие одновременно ведущую правую руку, глаз и ухо, составляют всего около 30%.

То, насколько выражена несимметричность систем организма, напрямую влияет на поведение и способы реакции человека в различных ситуациях. Так, например, установлено, что «чистые правши» успешнее других ориентируются в пространстве, они более чувствительны к положительным эмоциям и в целом более оптимистичны, чем леворукие. В то же время леворукие и «чистые левши» при хорошем здоровье чаще жалуются на плохое настроение, подавленность, внутреннее напряжение, раздражительность, нарушения сна, боли в сердце.

Согласно статистике леворукие и скрытые левши чаще встречаются среди женщин, чем среди представителей сильного пола. Поэтому типично женскими считаются повышенная эмоциональность, интуиция и то, что в народе принято называть топографический кретинизм.

Интересно, что правая половинка мозга более альтруистична, чем левая. То есть в случаях поражения левого полушария мозга, возможно более успешное выздоровление, чем при поражениях правого.

Переучивать или нет?

Детские психологи установили, что, например, в возрасте 2—5 лет заболевания и травмы мозга могут и не привести к тяжелым последствиям. Мозг ребенка обладает чрезвычайно высокой пластичностью и способностью к поиску обходных путей развития. Часто бывает так, что правой половинке детского мозга настолько успешно удается компенсировать дефект, что поражения левого полушария, которые приводят у взрослых к речевым нарушениям, на состоянии речи ребенка почти не отражаются.

Вообще леворукие дети — совершенно особая тема для разговора. Несмотря на то что сейчас отношение и методы работы с ними в детских садах и школах изменились, родители «левшат» задаются одними и теми же, схожими вопросами.

Самый частый из них — переучивать ребенка или нет. Для того чтобы этот вопрос решить, необходимо выяснить причину леворукости.

Часто бывает, что левшество является способом преодоления мозгом ребенка последствий какой-либо родовой травмы. Например, если при рождении левое полушарие пострадало, то правое берет на себя часть его функций и ребенок становится «вынужденным левшой». Так же часто леворукость носит наследственный, «семейный» характер. В случаях, когда один из родителей или его родственники левши или скрытые левши, вероятность появления в семье такого малыша очень высока. В этих случаях переучивать ребенка не стоит. Его мозг уже имеет сложившийся стиль работы, отличный от «среднестатистического». Насильственное переучивание, а заметьте, что дети инстинктивно очень сильно сопротивляются ему, может сломать отлаженные механизмы и привести к заиканию, дефектам письма и чтения, эмоциональным нарушениям вплоть до неврозов.

Ребенку, появившемуся на свет без особых проблем, до 1—1,5 лет все равно, в какую руку брать предметы. Поэтому если родители настойчиво вкладывают ему ложку или игрушку в правую руку, то малыш благополучно превращается в правшу. Если же родители не обращают внимания, какую руку предпочитает их ребенок, то он может стать или остаться левшой.

Специфика работы мозга левши отражается на его психических особенностях. Детские психологи отмечают, что дети-левши более эмоциональны, неуравновешенны, чувствительны к мнению близких, чем праворукие. Они имеют ярко выраженные интересы и склонности, пристрастия к какому-нибудь хобби. У левшей позже развивается связная речь. В школе дети-левши, как правило, тугодумы. Детские психологи и учителя считают, что у них нет стойких понятий о том, где правая, а где левая сторона. В представлении таких детей буквы и цифры можно написать или прочитать не только в зеркальном, но и в горизонтальном, и вертикальном направлениях. Соответственно есть трудности овладения письмом и чтением. Особенных усилий от ребенка требует счет, в частности счет в уме.

Зная все это можно предположить, что школьник-левша обязательно станет двоечником. Однако такого, как правило, не происходит. Дело в том, что, видя свои ошибки, левша упорно пытается приспособиться к «правостороннему» миру. Это требует от него огромных усилий, ведь то, что у «нормального» ребенка формируется естественным путем, левше надо освоить с помощью пути обходного. Мудрая Природа предусмотрительно наградила маленьких левшей огромной фантазией и колоссальным произвольным самоконтролем. Тем не менее взрослые могут помочь ребенку-левше справиться с трудностями при помощи комплекса специальных упражнений, игр и занятий, разработанных детскими нейропсихологами. Эти игры-упражнения направлены на освоение содружественной работы рук и ног, разворачивание деятельности во времени и пространстве, развитие точности и меткости, закрепление представлений о правом и левом и многое другое.

Знаменитые левши

Николай Лесков,
писатель, автор «Левши»
Владимир Даль, писатель, лексикограф, этнограф
Лев Толстой, писатель
Иван Павлов, физиолог
Сергей Прокофьев
композитор, пианист, дирижер
Сергей Рахманинов
композитор, пианист, дирижер
Василий Кандинский
живописец и график
Гарри Каспаров, шахматист

Интересные факты

13 августа — международный день левшей

Все полярные медведи — левши

Свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг всего человечества» на Луну астронавт Нейл Армстронг сделал левой ногой

Некоторые левши обладают способностями экстрасенса

В Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она — левша

Все кандидаты на президентских выборах 1992 года в США были левшами: Билл Клинтон, Росс Пэрот и Джордж Буш

Левши чаще рождаются во второй половине года, а реже всего весной

4 из 5 разработчиков Macintosh’а были левшами

Заикание и дислексия (неспособность к чтению) чаще встречается у левшей

Левши под водой видят лучше, чем правши

На Земле более 500 миллионов левшей

УЗИ способствует рождению левшей

У женщин-левшей риск развития рака груди на целых 42% выше, чем у правшей

В 1963 году Боб Чарльз стал первым гольфистом-левшой, выйгравшим Открытый чемпионат Великобритании

Знаменитый лягушонок Кермит, появившийся в 1957 году, был левшой, как и его создатель Джим Хенсон

В штате Западная Вирджиния есть город Left Hand

В Москве левшей 3,5%, в Центральной России — 7%, а на Таймыре — 34%

Первый леворукий президент США Джеймс Гарфилд был еще и амбидекстром: он одной рукой мог писать по-латински, а дру-гой — по-гречески

Только у 43% левшей ведущим является левый глаз, а у 45% леворуких людей левая нога доминантная

Левша Леонардо да Винчи вел все свои записи справа налево, так что прочитать их можно было, только поднеся к зеркалу

Благодаря древним орудиям труда ученые доказали, что левши существовали еще 1,4 миллионов лет назад

Самая большая организация для левшей — «Left-Handers International» (насчитывает более 50 000 членов по всему миру)

Читайте также:

Развиваем мелкую моторику с помощью подручных материалов

Развенчиваем мифы о детском плоскостопии

Обсуждаем на форуме:

Ребенок — левша


 

Больничный опыт, или как мы провели выходные в «инфекционке»

Больничный опыт, или как мы провели выходные в «инфекционке»
 

Говорят, лучше учиться на чужих ошибках. А еще, что опыт плохим не бывает и им нужно делиться.

Мой сказ о том, что делать, если вы оказались в чужом городе без документов и с больным ребенком на руках. Эксперимент разовый, незапланированный и к повторению не рекомендуется. Но все же…


Ехали на «базар», а попали в больницу

Выходные обещали быть яркими и мелодичными. Мужу выпала трехдневная командировка в Витебск, аккурат во время прохождения там «Славянского базара». Жилье, мелкие расходы и полный бак за счет фирмы – отличный аргумент в пользу «наконец-то увидеть Витебск».

Изначально отцу семества полагалось много работать, а нам много гулять, изучая достопримечательности. К сожалению, основным арт-объектом нашего путешествия стала городская инфекционная больница.

Утро второго дня началось с рвоты у младшего из детей. Несмотря на отсутствие аппетита, слабость и «можно я полежу», оставалась надежда, что это грязные руки, легкое несварение и «само пройдет».

Частое дробное питье, постельный режим и вера в сильный иммунитет – вот и все наше лечение. Собственно, другого и быть не могло, ведь брать аптечку на такое короткое путешествие мне и в голову не пришло.
 

Больничный опыт, или как мы провели выходные в «инфекционке»


После того, как все выпитое вернулось обратно еще два раза, я позвонила свекрови:

— Вызывай «Скорую»! — решительно скомандовала медсестра со стажем

— Но я же…

— Вызывай, никто тебе не откажет!

Еще минут пять я смотрела на набранные 103 в телефоне, не решаяся позвонить.

«А вдруг мне откажут?», «Я ведь приезжая и на участке не прописана», «И даже паспорта у меня нет, сейчас заберут в бомжатник», «Еще и наорут, что понаехали тут всякие», «А может, заставят платить за необоснованный вызов?» — какие только мысли не рождаются в голове мамы, боящейся больницы и врачей, как огня…

«Скорая» приехала через 10 минут: ни одного косого взгляда или упрека. Смирительных рубашек и конвоя тоже, конечно же, не было. Денег с нас никто не взял, наобортот, выдали пакетик «Нормогидрона» и дали четкие указания по отпаиванию ребенка:

— Развести, как написано в инструкции. Давать по чайной ложке каждые пять минут в течени 1,5 — 2 часов. Потом можно увеличить дозу и разнообразить питье: компот, минералка без газа, теплый сладкий чай… Постараемся обойтись без больницы. Если лучше не станет, вызывайте – поедем под капельницу.

— А то, что у меня нет с собой докуметов?

— Ничего страшного, мы своих не бросаем – тут мне показалось, что над головой врача появился нимб, а вокруг заиграла какая-то жизнеутверждающая музыка, типа темы из «Терминатора» или гимна Беларуси.


Больничный опыт, или как мы провели выходные в «инфекционке»


Больница не в Минске – это ж, наверное, жуткий ужас?

После почти двух часов отпаивания рвота возобновилась. Температура тела не выходила за рамки нормы, но сын все больше лежал, было очевидно, что ему становится только хуже. Все признаки обезвоживания на лицо – и я стала собирать вещи в больницу.

Признаюсь честно, было страшно. Во-первых, куда деть старшую дочку, ведь мужу предстоял еще целый день работы? Во-вторых, моё любимое «сейчас на меня наорут в больнице» (был печальный опыт приехать не в свой роддом с почти полным раскрытием). В-третьих, больница не в Минске – это ж, наверное, жуткий ужас: переполненные палаты, где все, от мала до велика, вместе; ужасный персонал, грязь, ну и все, что способно нарисовать воспаленное женское сознание…

Больница, действительно, оказалась старой, но чистой и со свежим «совковым» ремонтом.

Ни в приемном, ни в кишечно-инфекционном отделениях я не услышала ни одного грубого слова в свой адрес. Да, на этаже больницы лежали и дети и взрослые, но нас разместили в отдельной палате со всеми удобствами.

Оформили нас по паспорту мужа: сына бесплатно, мне за нахождение с ребенком старше 5 лет пришлось заплатить… внимание, целых 15 550 белорусских рублей (я рассчитывала, как минимум, тысяч на 200).

Промыли желудок, поставили катетер и капельницу – и все, сын уснул, чтобы проснуться почти здоровым.


Больничный опыт, или как мы провели выходные в «инфекционке»


Сутки в больнице: дайджест пребывания

Первые шесть часов медсестра навещала нас каждые 15 минут. Приходила с фонариком, чтобы не будить ребенка включенным светом. Через сутки нас отпустили под расписку: рвота не повторялась, сын начал есть и баловаться – в общем, вести себя, как нормальный ребенок.

За время нахождения в инфекционке нас осмотрело пять докторов: один из них – врач городской санстанции, подробно расспросивший о том, что мы ели в городе (ничего, кроме мороженого). Никто не пичкал нас антибиотиками или другими злобными лекарствами, только капельница, чтобы снизить интоксикацию и подпитать ослабленный организм.

Скорее всего, у сына было обычное пищевое отравление – и это радует. А еще радует то, что, несмотря на низкие зарплаты, тяжелые условия труда и 300 км от столицы, наши врачи остаются добрыми Айболитами, когда дело касается ребенка. Прямо как-то чувствуешь себя нужным и защищенным (и снова звучит тема из «Терминатора»).

В общем, большое материнское спасибо


Вместо итога:

  • Не стоит пренебрегать детской аптечкой, даже если путешествие не обещает быть долгим.
  • Не стоит бояться «Скорой», врачей и больниц. Наша бесплатная медицина не смотрит на прописку.
  • «Не столица» не значит «ужас, куда я попала!».
  • Наши врачи не зря дают клятву Гиппократа!

Екатерина Гринцевич
с пожеланиями только здоровых экспериментов


П.С. Несмотря на больничный опыт, город нам понравился, ведь мы успели погулять в нем целых пять часов. Детей больше всего впечатлили танки и пушки на главной площади, по которым можно безнаказанно лазать. А меня – танцующая фея и юный саксофонист на главной улочке старого города.


Уважаемые читатели, доводилось ли вам оказываться в подобной ситуации? Возможно, у вас есть свой опыт незапланированных приключений в незнакомом городе? Поделитесь своим опытом с нами в комментариях или на адрес grin@rebenok.by


Читайте также:

Аллергия «на пыль»: чем опасны пылевые клещи и как с ними бороться

Осторожно, клещи!

Обсуждаем на форуме:

Прогулки на свежем воздухе

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями в социальных сетях! Жми

Что нельзя делать, если ребенок заболел?

У ребенка температура выше 38?


Если Ваш ребёнок заболел, вызовите врача. До его прихода нельзя самостоятельно ставить диагнозы (даже по описанию в медицинской энциклопедии или в интернете).
 

Запомните, чего ни в коем случае нельзя делать:

температура выше 38,5°С:

  • давать ребёнку анальгин, аспирин, другие растворимые таблетки для взрослых. Аспирин может вызвать у маленького ребёнка тяжёлое заболевание — синдром Рея, поэтому это лекарство можно применять только с 12 лет;
  • тепло укутывать малыша, если у него жар (организм не сможет отдавать тепло в окружающую среду);
  • обтирать ребёнка водкой или уксусом при «белой» лихорадке. Это такой вид температуры, когда кожа ребёнка холодная на ощупь и бледная, а температура высокая. При этом ребёнок чувствует озноб;
  • давать жаропонижающее, если температура ниже 38° С. (Исключение — наличие в прошлом у ребёнка фебрильных судорог);
  • стараться снизить температуру до 36,6° С, если до этого она была 38,5 — 39°С;
  • ставить горчичники, банки, парить ноги — при температуре физиопроцедуры противопоказаны (кроме ингаляций через небулайзер).


Рвота: 

  • поить ребёнка раствором марганца (это может вызвать раздражение или ожог слизистой);
  • не поить ребёнка, опасаясь новых эпизодов рвоты. Потерю жидкости со рвотой или жидким стулом надо обязательно восполнять — выпаивать ребёнка мелкими порциями 5 — 50 мл за раз в зависимости от возраста ребёнка;
  • выпаивать ребёнка концентрированными сладкими соками или компотами. Лучше купить специальные растворы для выпаивания в аптеке — регидрон, гастролит;
  • кормить ребёнка сразу же после рвоты. Можно спровоцировать новый приступ рвоты;
  • укладывать ребёнка на спину. Ребёнок лёжа на спине может захлебнуться рвотными массами;


Диарея (частый жидкий стул): 

  • не поить (см. выше);
  • кормить сладостями, творожками, фруктами или поить молоком. В кишечнике усиливается брожение, что может спровоцировать ухудшение;
  • пользоваться средствами, которые обещают остановить диарею (имодиум). Такие препараты назначает только врач!
  • самостоятельно давать антибиотики. Большинство диарей в детском возрасте вирусные;
  • не давать ребёнку энтеросорбенты (активированный уголь, смекта, белосорб). Использование их с первых часов болезни значительно улучшает исход заболевания.

журнал Рюкзачок
Острая боль в животе:

  • давать обезболивающие и слабительные до прихода врача;
  • ждать, пока само пройдёт, и не обращаться к врачу.


Запор:

  • делать клизму тёплой или горячей водой — всё всосётся через стенку кишки в кровь. Вода должна быть комнатной температуры.
  • делать клизму раствором марганца. Это тоже может вызвать раздражение или ожог слизистой.

 

Следуйте этим правилам и будьте здоровы!


А. В. ЛАВРИНОВИЧ, заведующий педиатрическим отделением 13-й городской детской поликлиники

 

Уважаемые читатели! Что Вы делаете, когда болеет ваш малыш? Как боретесь с недугами? Ждем ваших ответов в комментариях!


Читайте также:

Солнце, воздух, вода — и простуда ерунда

Как безболезненно получить больничный?

Обсуждаем на форуме:

Здоровье и медицина

«Больной» вопрос, или как победить осенние болячки?

«Осенняя пора – очей очарованье…» — Пушкин, бесспорно, был прав, воспевая осени дифирамбы. Но Александр Сергеевич, как известно, не был матерью двоих маленьких детей, которые, не смотря на все прелести золотой поры, так и норовят захлюпать носом, захрипеть голосом или запершить горлом – одним словом, заболеть. А когда дети болеют, то солнце светит неярко, на душе слякоть, а в адрес осени рождаются только ругательные эпитеты. И по закону подлости, болезнь всегда приходит не вовремя и неожиданно. И температура, как правило, поднимается вечером, когда городские аптеки уже закрыты, а в домашней – почему-то куча всего, но нет того, что нужно. Но! Не будем расстраиваться заранее! Как говорит народная мудрость, кто предупрежден, тот вооружен. Оказывается, натиск большинства осенних недугов можно сдержать подручными домашними средствами, во всяком случае, до открытия ближайшей аптеки. Итак:
 

Конъюнктивит — воспаление слизистой оболочки глаза при попадании в нее микробов, грибков, вирусов. Иногда коньюктивит называют еще «кроличьи глаза». Это связано с тем, что болезнь часто сопровождается покраснением век.

В настоящее время есть множество глазных капель от очень дешевых (около тысячи бел. руб.) до достаточно дорогих (более 20 тысяч бел. руб.), которые за достаточно короткий срок (около 5 дней) избавят ребенка от слипшихся глазок по утрам. Важно помнить, что все эти капли после вскрытия имеют небольшой срок хранения, так что если вы хотите быть на страже глазной «напасти», позаботьтесь, что бы в домашней аптечке всегда находился запечатанный флакончик с каплями.

Советы от народа:

Ромашка, оказывается, хороша не только для гаданий. Ромашка аптечная – прекрасный антисептик, противовоспалительное и седативное средство. А значит, заварив 2-3 столовые ложки ромашки стаканом кипятка, мы получим отличное средство для промывания глаз. Важно помнить, что для каждого маленького глазика необходимо выделить свою отдельную ватку или тампон. Так же хорошо использовать для промываний обыкновенную заварку  чая,  уж он-то точно есть в наличии в каждом доме.
 

Насморк.  «Если его лечить, насморк проходит за семь дней, а если не лечить – за неделю» — народная мудрость и здесь все знает лучше нас, но, все же, спокойно сидеть и наблюдать за «мокроносым» чадом весьма сложно, особенно если учесть, что чадо это упорно отказывается сморкаться. Устранить насморк временно, труда, как известно, не составляет: сосудорасширяющих средств в аптеках пруд пруди. Да только эффект от них недолговечный, да и привыкание быстрое, а главное, все эти капли не лечат, а лишь скрывают «носовую болячку». Лично у меня в борьбе с насморком есть два надежных помощника: каланхоэ и соляной раствор для промывания (чем чаще, тем лучше). Ну и конечно, постоянное проветривание и увлажнение помещения.

Советы от народа:

Сок каланхоэ (алоэ) закапывают в каждую ноздрю по 1-2 капли 2-3 раза в день. Особенно хороши эти «капли» для «несморкающихся» детей, ибо попадание каланхоэ в нос, вызывает активное чихание, а, следовательно, и непроизвольное сморкание. И, что важно, обычно эта процедура нравится детям, так как громко чихать – это щекотно и весело.


Кашель. Как говорит мой любимый доктор Комаровский, лекарства от кашля не существует и при его наличии нужно, прежде всего, искать причину заболевания. Более того, не смотря на то, что у большинства мам, детский кашель вызывает панический страх, кашель – это хорошо, это значит, что мокрота выходит из легких.  А значит, ни в коем случае, нельзя сдерживать кашель, «мешать» ему работать и принимать соответствующие, угнетающие кашель, препараты без рекомендации врача. Другой вопрос, что кашляющему ребятенку хочется помочь, главное, чтоб помощь эта не обернулась вредом. Для того, чтобы облегчить кашель, существуют отхаркивающие и снижающие вязкость мокроты средства. Ведь чему гуще мокрота, тем тяжелей её откашливать.

Советы от народа:

Многие лекарственные травы обладают прекрасным отхаркивающим эффектом, я, например, предпочитаю использовать отвар фиалки (заваривать, как указано на упаковке). К лекарственным средствам растительного происхождения, обладающим отхаркивающими свойствами, относят также корни алтея, солодки, травы душицы, чебреца, листья подорожника и мать-и-мачехи, плоды аниса, почки сосновые и еще десятки других. Плюс при кашле просто необходимо теплое обильное питью, а чтобы питье было еще и полезным, лучше в чаек добавлять лимон, или листья малины, или липу, или шиповник. Как правило, после такого «народного» лечения кашель переноситься гораздо легче.

Конечно, это далеко не все болячки, подстерегающие наших малышей осенью, есть еще ангина, отит, ОРВИ и грипп… Но что-то лучше, чем ничего. Об остальных недугах мы обязательно еще поговорим, а пока – будьте здоровы и не кашляйте!

 Екатерина Гринцевич
 

Читайте также:

О понятии «часто болеющие дети»

Грипп у детей

Обсуждаем на форуме:

Все о здоровье ребенка