Архив рубрики: Психология и воспитание

Простая математика: насколько сложно иметь троих детей

Рассуждения читательницы Ребенок BY о материнстве, многодетности и трудностях в воспитании детей
 

Простая математика: насколько сложно иметь троих детей
 

Насколько иметь троих детей тяжелее, чем двоих? Мой ответ  — в три раза! Не верите? Сейчас докажу. Математически.

Когда в семье двое детей, есть два источника конфликта (родителей и прочих родственников оставим в покое). Старший начинает конфликт с младшим, либо наоборот.

А вот когда детей трое, то:

  • старший конфликтует со средним, конфликтует с младшим;
  • средний – со старшим и младшим;
  • младший  — со старшим и средним.

Итого  6 вариантов возникновения конфликта. Дальше совсем банально – шесть делим на два —  и получаем – в три раза.


В моей семье трое мальчишек – 8 лет, 5 лет и 3 года. Может разница в возрасте виновата, может характер, может воспитание, но конфликтуют все. Кроме того, создают коалиции – двое дружат против третьего, причем во всех возможных вариантах.

Все мои попытки найти занятие или игру для всех троих заканчиваются провалом, даже мультики они любят разные! Так и живем —  «частями».

Когда я изложила свою теорию знакомой маме двоих детей, она сказала – вам срочно надо четвертого. НО… Ведь тогда источников конфликта станет 12! Как выдержать такую геометрическую прогрессию?


Уважаемые читатели! А как в вашей семье с тремя детьми вы объединяете детей? И как изменило вашу жизнь рождение четвертого? Ждем ваши комментарии!

С ребенком на прогулке: чистый ребенок или счастливый?

«Запомни это! И никогда не будь такой мамой, никогда».
 

Как я люблю чумазых детей – не передать! Мне кажется, в этих перепачканных с ног до головы маленьких исследователях большой жизни, грязных, но довольных, заключен весь смысл детства.


«Запомни это! И никогда не будь такой мамой, никогда»

Еще до того, как я стала мамой удивительного мальчика, я дала себе зарок никогда не ругать ребенка за грязную одежду, за кособокий домик, нарисованный на асфальте мелками, и вырезанного из тюля воздушного змея.

Помню, как стала свидетельницей неприятного случая: девочка рисовала мелками домик, мама стояла над ней и выговаривала «Ты посмотри, как криво ты рисуешь! Разве это дом? Это каракули! И не смей пачкать колготки! Не умеешь рисовать – нечего брать мелки!».

Мне было так жаль девочку! Я сказала себе «Запомни это! И никогда не будь такой мамой, никогда». Ведь мы своими руками делаем наших детей неуверенными в себе и несчастными.


Сегодня я спокойно отношусь к мелочам вроде грязной одежды

Во-первых, ручная стирка давно ушла в историю, во-вторых, это всего лишь вещи, которые нужны для того, чтобы нам было тепло и удобно. А вот лужа, в которой плавает жук – это не каждый день увидишь.

И как понять устройство мира, если сидеть на краю песочницы и никуда не высовываться? И как научиться рисовать домик, если нельзя пачкать руки мелками? На мой взгляд, чем грязнее ребенок приходит с улицы, тем больше он узнал об окружающей среде, а заодно на практике увидел, как работают законы физики и химии.
 

«Запомни это! И никогда не будь такой мамой, никогда».


Конечно, съехать первым по ржавой после зимы горки и «убить» джинсы, это не совсем то, что мне бы хотелось видеть каждый день. Но, с другой стороны, съехать с горки, чтобы проверить скорость скольжения – это уже тянет на исследование!

Поэтому для себя я решила с первых дней материнства: прогулки существуют для того, что ребенок рос здоровым, увлекающимся и счастливым, а не для демонстрации нарядов. И тут же вспоминается случай.


История в парке

Мы с Глебом пошли гулять в парк недалеко от нашего дома. Парк, скажем, так себе: для детей там, кроме батута, ничего нет. Но там какое-то время стояла чудесная деревянная сцена, по которой с огромным удовольствием носились малыши.

Глеб тогда еще не умел ходить, но очень шустро ползал. За считанные минуты он выполз на середину сцены, нашел кусочек земли и с удовольствием его раскрошил в руках, исследуя каждый комочек.

Вы помните, что малыши в период прорезывания зубов похожи на маленьких сенбернаров. Соответственно, комочек сухой земли быстро превратился в кучку прелестной грязи.

И пока мой, сидя посередине сцены, с великим наслаждением разминал и развозил, в основном по себе, кусочек грязи, подбежала чья-то мама, решительно достала из сумки упаковку влажных салфеток и стала отмывать моего ребенка, заодно, подтирая пол на сцене, где он сидел. 

Я могу понять душевный порыв в приступе педантизма: человек сканировал пространство, увидел грязь и машинально принялся за уборку. У всех свои тараканы. Но как расстроился мой сын!
 

С ребенком на прогулке: чистый ребенок или счастливый?


Потому что в его вселенной это выглядело так: сижу, играю, мама рядом, все хорошо; подбегает чужая тетка, начинает вытирать меня мокрой тряпкой, отнимает «игрушку». Вам бы понравилось?

Вот и мне не понравилось. Теперь мне даже интересно наблюдать за родителями, которые запрещают своим детям близко подходить к луже, в то время как мой в ней практически плавает.

Им, наверное, кажется, что я – воплощение неопрятности, неряшливости и пофигизма. И ребенок у меня вырастет невоспитанным и вечно чумазым.

И, собственно говоря, пусть думают. Может, пока отвлечены в думах своих о чистоте отечества, их детям удастся тайком залезть одним носком в лужу. Потому что я искренне уверена, чем больше в детстве луж, тем больше во взрослой жизни интересов.

Детство не бывает стерильным. После дождя – идите мерить лужи, человечество для этого специально изобрело резиновые сапоги. Разрешите навесить на грудь ордена из колючек лопуха, запустить в лужу бумажный кораблик, завести в ведерке «кашу-малашу» из песка и воды, сесть в сугроб, перенести ведерко песка из лужи в лужу.

Главное – не ограничивайте вашего маленького деятеля. Ведь успехи и неудачи рождаются еще в детстве. Чем больше ваш ребенок возьмет сейчас, тем больше потом он отдаст вам и миру.


P.S. Не так страшны лужи, как невымытые руки перед едой. Это, на мой взгляд, – единственное, за чем нужно строго следить с первых дней.


Уважаемые читатели! А ваши дети любят гулять по лужам? А играться с грязью? Что для вас важнее, чистый ребенок или крепкие нервы? Ждем ваши комментарии!
 

Читайте также:

Наш город и дети в нем: как будто всего хватает?

Секс, мат и алкоголь: недетское воспитание

Обсуждаем на форуме:

Воспитание ребенка

Семейный навигатор:

Детские развлекательные центры

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями в социальных сетях! Жми

Почему ребенок проявляет агрессию? Опыт психолога

 

Почему ребенок испытывает агрессию

Большинство родителей мечтают о милых и веселых детях, которые радуют нас, слушаются и хорошо учатся. К сожалению, не всегда мечты родителей сбываются. Некоторые дети проявляют непослушание, гнев, агрессию, плохо ведут себя в саду или в школе. Учителя жалуются на их невнимательность, рассеянность, плохую память, отсутствие усидчивости. Родители в панике, чувствуют себя беспомощными, пытаются повышать голос, наказывать детей, контролировать их или даже выполнять за них уроки.

Одна из глубинных причин подобного поведения – это раннее решение ребенка о том, что есть угроза его жизни и, следовательно, он должен любыми способами отстаивать свое право на существование.

С самого рождения ребенок — уже индивидуальность. Именно поэтому нельзя недооценивать период беременности. Еще в перинатальном периоде ребенок нуждается в полном принятии, в любви со стороны родителей, в умиротворенном состоянии матери. Если во время беременности и сразу после рождения есть сложности (стрессы, семейные кризисы, противоречивые чувства – «рожать-не рожать», послеродовая депрессия), то это напрямую воздействует на формирующуюся психику ребенка. До рождения и в младенчестве ребенок абсолютно беспомощен, а чувства матери и обстоятельства для него — что-то глобальное и неуправляемое. Когда есть сложности в вынашивании, ребенок все воспринимает на свой счет. Еще не родившийся малыш чувствует, что его не хотят, обделяют вниманием, он приносит страдания маме. Он может сделать вывод: «Жизнь – это что-то опасное, моей жизни что-то угрожает, я приношу страдания. Я могу погибнуть». Эта установка настолько глубоко закладывается в бессознательное, в самый фундамент  психики, что, когда малыш растет, она проявляется во всем.

Такие дети чувствуют, что не имеют права обладать самым важным – любовью родителей. В их представлениях мир жесток, а чтобы жить, нужно бороться, защищаться или проявлять агрессию. Внутренний мир таких детей, как правило, разделен на две части, которые воюют между собой. В песочной терапии (когда дети строят свой мир с помощью миниатюрных фигурок в специальном пространстве с песком) это проявляется, как война двух миров, один из которых угрожает жизни, а другой – защищает жизнь. Дети дают этому разные названия: «война», «Вторая мировая война», «свои и чужие», «спасение мира» и т.д. Эти дети воюют за то, чтобы отстоять свое право на жизнь, которое было подвергнуто
сомнению еще до их рождения или в первые годы жизни. Все внутренние силы ребенка уходят на это, все внимание занято этой войной.

Какой выход из этой ситуации?

Такие дети нуждаются в любви и принятии от родителей, которые по каким-то причинам они недополучили. Чтобы помочь ребенку, родители должны проявлять максимальное сочувствие к его состоянию.

Почему ребенок испытывает агрессию?

Станьте такими нежными и принимающими родителями, чтобы ребенок понял: он – желанный, а его жизнь для Вас – подарок. Берите ребенка на руки, проявляйте нежность и тепло на телесном уровне. Старайтесь использовать максимально принимающий тон. Повторяйте столько, сколько будет нужно: «Я тебя люблю», «Я буду всегда с тобой», «Ты мой замечательный малыш, а я твоя мама (твой папа)» и т.д. Если ребенок ведет себя плохо, констатируйте факт о его поступке, но не переходите на личность, не читайте нотаций, а постарайтесь подсказать ему самый лучший выход из ситуации.

Не всегда причины, перечисленные выше, приводят к проявлениям агрессивности со стороны ребенка. Именно ребенок делает вывод, за ним остается право раннего решения. Он может сделать вывод о том, что есть угроза его жизни, а может и нет, может проявлять агрессию, или напротив, быть излишне послушным, безынициативным.

Будьте внимательны к вашим детям, постарайтесь исправить обстоятельства и собственные ошибки сейчас, пока они в этом так нуждаются! Станьте для них лучшими друзьями и добрыми волшебниками.

Елена Дубовик,
директор Центра успешных отношений,
психолог

 

Читайте также:

Как не мешать развиваться индивидуальности своего ребенка?

Обсуждаем на форуме:

Ребенок дерется

Трудно быть Богом. Еще труднее — родителями Бога

Родительская любовь


Дети – это боги! Но взрослые старательно превращают их в людей
М.  Задорнов

Разговор  пойдет о родительской любви. Да, я сознательно ухожу от термина «материнская любовь» и  буду говорить о любви родительской, потому что считаю, что подавляющее большинство мужчин любят своих детей не меньше,  а иногда и больше, чем матери.

Не согласны? Тогда скажу так —  отцы любят своих сыновей и дочерей  немного иначе,  не настолько «слепо», как многие матери. Так мне кажется.

Я росла папиной дочкой. Отец учил меня плавать и кататься на велике,  стрелять из винтовки в тире и находить на ночном небе Большую Медведицу. Он знал огромное количество стихов и классно – холодные пупырышки бежали по спине!  — пересказывал Конан Дойля и Эдгара По. Мы играли в «буриме» и шахматы, решали кроссворды и чинили сломанные утюги и розетки.

Отец  постоянно хохмил, находя в любой житейской ситуации смешные моменты, и иногда мы буквально катались по полу от смеха, но мама… Ей это почему-то не нравилось.  Хотя, казалось бы, должна радоваться. Мало того, что отец, будучи доктором физико-технических наук, занимает высокую должность и полностью обеспечивает семью, так он еще и с ребенком занимается!

Отношения с мамой у меня складывались иначе, точнее — не складывались вовсе. Она всегда была чем-то занята и чем-то недовольна.
 

Мама недовольна


У нее не находилось времени ни на книжки, ни на игры, ни на разговоры. «Ешь! Убери! Не мешай!» – вот и все общение.  Красавица-мама, в молодости подвизавшаяся на сцене,  пренебрежительно называла меня «пацанкой».  И было за что. Платьям и юбкам с «хрюшечками» я предпочитала шорты и смешные штанишки, стянутые внизу резинкой. 

Ссадины и царапины, синяки и шишки были неизменным украшением моих локтей и коленок,  и редкий месяц обходился  без визита к травматологу. После нечаянного купания в пруду на станции «Юных натуралистов» (мне было лет шесть),  где мы с приятелями в ноябре ловили рыбу авоськами, мама решительно «закрутила гайки».

Она решила сделать все, чтобы я стала «похожа на девочку»:  непутевую дщерь нарядили в ненавистные платья, длинные  косы увенчали огромные банты. Меня поволокли сначала на танцы,  потом на фигурное катание. От занятий музыкой –  о,  счастье! –  спасло полное отсутствие музыкального слуха. Скрипя зубами и давясь слезами, я выделывала  ненавистные «па» польки, а душа…

Душа рвалась к подводному плаванию и прыжкам с вышки! Папа попытался было меня «отмазать», но дело кончилось маминой истерикой и воплем: «Ты что – хочешь, чтобы она свернула себе шею?»  Отец не хотел. Пришлось капитулировать. 

«В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни»

(Януш Корчак)

Извините за длинный экскурс в детство. Я хочу, чтобы вы попытались влезть в шкуру  ребенка и представили себе насколько это больно – почти половину сознательной жизни бороться за право быть собой. Бороться  не с  врагами, а с любимыми людьми – с мамой и папой.

…В десятом классе отца вызвала в школу директор – ей стало известно, что я собираюсь поступать в политехнический институт.

– У девочки потрясающее языковое чутье,  –  убеждала она родителя. — Ее сочинения дважды побеждали на республиканских конкурсах. Из нее выйдет отличный журналист. – Отец был непреклонен. — Моя дочь имеет пятерки по математике и физике и станет хорошим инженером. – Журналистика – та же проституция,  только торгуют там не телом, а совестью…

Я проучилась в политехе три с половиной курса, а потом втайне от родителей  забрала документы и уехала в Россию — в тот город, где родилась. Но не потому, что к тому времени поняла, что не выйдет из меня хорошего инженера, а тем паче  ученого.
 

Любовь


Причина была иной – любофф!  Она ударила – как и положено в  девятнадцать лет! –  молнией в сердце и канделябром по голове…

К тому времени, о котором идет речь, я уже два года встречалась со своим будущим мужем и  мы – ну, дети же, дети! —  никого не предупредив, отнесли документы в ЗАГС. Мои родители встали на дыбы. Как?! Мало того, что их своенравная дочь  не собирается после института поступать в аспирантуру, так она еще собралась замуж за парня из рабочей семьи?  Не бывать этому!

К чему я все это пишу? Да вот к чему… Любовь мамы или папы к живописи, занятия йогой и владение современными компьютерными технологиями отнюдь не являются панацей от родительского диктата. Гитлер обожал классическую музыку, хорошо рисовал и был вегетарианцем. Муссолини работал учителем, занимался фехтованием, плаванием, участвовал в регатах и превосходно играл на скрипке.

Я точно знаю, что ни ученая степень, ни знание трех языков, ни систематическое посещение театров не мешают человеку быть деспотом по отношению к своему ребенку.  А вот самому ребенку (даже если ему двадцать или сорок лет) отстаивать свои интересы, воюя с любимыми и уважаемыми родителями, стократ труднее!

Ребенок (любого возраста)  всегда кожей чувствует – родители искренне желают ему добра.  И ему так хочется им верить, и так не хочется их обижать…  И сын или дочь сдаются. Предавая себя и ломая свою судьбу.  В угоду родителям. Ну, а как им не верить? Они же взрослые и умные!

Благими намерениями родителей вымощена дорога в ад их детей

Доверяйте своим детям, разрешайте им жить своей жизнью, а не той, которая кажется вам «единственно верной».  Поверьте, дети ничуть не глупее вас. Просто они другие. И пришли в этот мир на пару-тройку десятков лет позже.

Ольга Макарова

Уважаемые читатели! На ваш взгляд, слепа ли материнская любовь? Как вы думаете, психология любви передается по наследству? Ждем ваших ответов в комментариях!
 

Читайте также:

Детские страхи

Как правильно смотреть мультфильмы?

Обсуждаем на форуме:

Воспитание ребенка

Секс, мат и алкоголь: недетское воспитание

Воспитание детей
 

Вот легко с наркотиками, курением, насилием и нарушением закона – я сама этим всем не балуюсь, а значит, имею полное моральное право запрещать и своим детям. Отныне и всегда, в любом возрасте.

Хорошо, когда помимо личного примера, можно просто взять и запретить. Можно однозначно и красиво разложить все по полочкам и ответить на все интересующие вопросы. И государство, мораль и нравственность четко на моей стороне в этих вопросах.


Но есть три вещи: секс, алкоголь и мат

Их я в разной степени, но употребляю. И нет четкого ответа, а есть тысячи нюансов. Сколько можно, а как, а с кем, а когда, а что… И свой пример тут… Сложно показать.

  • Секс.

С одной стороны — тут вроде проще всего, книги сейчас волшебные, все рассказывают и объясняют, в картинках и с примерами. С другой — я в разводе, и пункт про папу и маму из книг мне не подходит.
 

Воспитание детей


Это на самом деле нелегко объяснить детям, почему я не сплю с ними, а ухожу в свою кровать к своему парню, и вообще, чего это он меня целует и в принципе кто он такой. А вот с третьей — ситуация развода дарит мне пару вечеров в неделю, когда дети у своего отца, и можно не бояться, что они застанут нас в самый интересный момент.

Что делать, когда дети постоянно находятся с родителями? Честное слово, не знаю, как бы выкручивалась. Мне кажется, это достаточно серьезное испытание для детской психики — увидеть больше объятий и поцелуев. Пожалуй, следила бы, чтобы двери всегда в эти моменты были закрыты.
 

  • Алкоголь.

Ох, сколько на эту тему копий сломано. Существует ли культура пития, или все пьянство все равно, только красивым словом обозванное? Что делать, когда дети просят попробовать спиртное? Как себя вообще вести с детьми, чувствуя себя не совсем трезвой? Может, проще игнорировать эту тему? Или как многие из поколения наших родителей – наливать граммулечку на пробу?
 

Воспитание детей
 

В итоге я для себя стараюсь придерживаться золотой середины – при детях могу выпить, но ооочень мало. Им не даю, говорю что это только для взрослых. Будет ли от этого алкоголь более притягательным и символом взросления? Может быть…

Но кроме спиртного, только когда вырастут, они смогут водить машину, принимать многие решения, тот же секс в конце концов. Короче, много чего интересного, кроме алкоголя, во взрослости. И моя задача – на этих вещах делать больше акцента.
 

  • И мат.

Я много читала мнений и о нормальности, и о категорической вредности матерных слов. И вот тут мое мнение, как мне кажется, достаточно неординарное.
 

Воспитание детей
 

Я решила научить детей употреблять мат правильно (по моему разумению правильно). Иногда мне случается при них выругаться (за рулем, например, прокомментировать дорожную ситуацию). Но я не употребляю мат через слово, и не считаю матерные слова нормальными, обычными.

Они для меня служат для экспрессии, показать крайнюю степень чувств, максимальное усиление. И я объясняю именно эту точку зрения детям. Что редко, только по поводу — можно. И вот что удивительно. Это работает!

Пока старший не пошел в школу, он выругался при мне раз пять за все время, и каждый раз действительно в тему. Потом, приходя из образцовой гимназии, он стал матом просто разговаривать!!! Раз за разом, спокойно, я объясняла, что он неправильно использует слова, что сейчас не та ситуация. Не игнорировала, но и не ругала.

Я объясняю, что есть ситуации, когда эти слова неприемлемы вообще, но я не объясняю, что именно они означают. Я объединила ругательства в один смысл – показать крайнюю степень своей злости, разочарования, обиды.

И вроде сейчас он перестал (по крайней мере, при мне) повторять за одноклассниками все, что слышит. А, как и раньше – только в тему. Например, когда складывает паззл полчаса, а потом нечаянно задевает стол и все рассыпает. Я бы на его месте сказала бы то же самое.

Мне кажется, так удается избежать практики двойных стандартов, которыми так изобиловала жизнь в моем детстве. Вариантов было немного – или самой себе запретить вышеперечисленное, или разрешить детям с учетом возраста.

Про свой выбор я написала. Интересно услышать, а как с этим у вас?


Уважаемые читатели! А вы ругаетесь матом? Как вы отучали своих детей ругаться матом? Каким образом рассказывали про секс? И как и когда объясняете про вред алкоголя? Ждем ваши комментарии!


Читайте также:

Жизнь без телевизора: зачем подсаживать детей на иглу лени?

Ребенок не умеет проигрывать: что делать?

Обсуждаем на форуме:

Воспитание ребенка

Семейный навигатор:

Детские развлекательные центры

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями в социальных сетях! Жми

Колонка редактора: «Мама, ты дура!»

Колонка редактора: «Мама, ты дура!»
 

«Мама, ты дура!» — отлично, дожили! Услышать такое от дочки, да еще при свидетелях!

Первая реакция – шок и стыд (при свидетелях же). Потом обида. Моя любимая красавица-дочка громогласно такое заявляет! И за что?

А за что, кстати? Разве вспомнить теперь? Что-то не дала, куда-то не пустила, может, пошутила неудачно? В памяти только эта фраза и немая пауза, как в кино. Все смотрят на тебя, ждут реакции, а ты…

Нет, психологов мы, конечно, читали. Знаем, что нужно сказать и сделать. И если бы не жаждущие справедливой расплаты родственники, эмоций было бы меньше, а толку больше.

Сказала бы, наверное, просто: «Не говори мне таких слов» или «Мне неприятно это слышать». Возможно, даже догадалась бы объяснить значение слова «дура». Ребенок-то мог и не знать, что говорит: так, ляпнул в сердцах. Но это если обида не затоптала здравый смысл куда подальше.

Реакция на обиду у каждого своя, и зависит, видимо от темперамента и привычек. Я включаю «умирающую овечку» и демонстративно ухожу страдать в «стойло». Там обычно мозг оживает и черные краски, к удивлению, оказываются серыми, а то и темно-синими.  

И вот постепенно истеричное «что подумают другие» уступает место здравому «как сделать так, чтобы этого не повторилось».

Сначала понять – потом действовать. Вот бы не забывать этот принцип.

А вам доводилось слышать обидное от детей? Что вы при этом чувствовали? Как себя вели?

Людмила:

Менавіта дурай — не было, здаецца. Але злюкай, дрэннай мамай і іншымі дзіцячымі брыдкаслоўямі — бывае. На жаль, часцей яна вяртае тое, што выгаворваю ей я — у тых жа словах і інтанацыях.

Часцей за ўсе я вяду сябе класічна няправільна — саджуся на каня і пускаю аўтарытэт, гавару, што я маці, мяне трэба слухаць і паважаць. Калі гэта не спрацоўвае (а гэта амаль ніколі не спрацоўвае) гавару, што мне крыўдна такое чуць. Але, здаецца, з прычыны ўзросту, ёй  усе гэтыя «дрэнна, добра, крыўдна, плаксіва, раніць, баліць» ды іншыя абстракцыі да фені-фені. Так і жывем.

Елена:

У меня один раз было: сын сказал, что я неуклюжая, как корова. Я сказала, что это обидно, он извинился и больше никогда не обзывал.

У нас был разговор о том, что обида и оскорбление, нанесенное близким человеком – самая больная, самая запоминающаяся, что это хуже всего.

Если я слышу, как ребенок обзывает маму дурой — я даже к маме хуже отнесусь, чем к ребенку. Ибо это продукт воспитания, на мой взгляд: не объяснила, не донесла. У нас в семье обидеть маму – самое страшное преступление.


Колонка редактора: «Мама, ты дура!»
 

Екатерина:

Дурой не называли, но называли каким-то другим словом, типа «а ты баба». Я знаю, откуда корни. Так говорит муж, когда ему что-то не нравится. А дети всегда «начеку»: они пробуют, смотрят реакцию. Сказать, что я обиделась — нет, было чуть-чуть смешно, ведь это была взрослая реакция и интонация.

«Нечего на зеркало пенять», или сами с усами

Чего уж там. Был и у  меня печальный опыт. За что тогда обозвала маму? Помню только, что она погрустнела как-то. Что-то мне говорила… Хотелось провалиться сквозь землю. Слова забылись, осталось только понимание: никогда так больше не сделаю.

Ирина:

До 7 лет точно не обзывала. Я была привязана к маме очень. Потом, когда появился отчим, у меня возникла ревность.

Он занялся моим воспитанием, и было обидно, когда он был не прав, но мама никогда не защищала. Тогда я не обзывала дурой. Я говорила, что ненавижу  и что не нужна ей. Потом как-то все улеглось. Может,  переходный возраст?

Марина:

О, я иногда маме такое говорила! Даже посылала в известном направлении. Слишком долго терпела – накопилось. Мама у меня жесткая, может так сказать, что остается только плакать в подушку, что я регулярно и делала. А потом выплеснула-таки на неё все. Мама просто впала в ступор. Она никак не ожидала такого от меня услышать.

А дальше, как в мужской драке, которая заканчивается «сообразим на троих». Сперва высказали все, что накопилось, потом поплакали, помирились. Теперь мама понимает, что я немного выросла. И обе мы поняли самое главное: чем больше говоришь друг другу слова любви, тем меньше злишься по мелочам.


Колонка редактора: «Мама, ты дура!»

«Мама — лучший тренажер»: комментарий семейного психолога Катерины Ковровой

«Не пытайтесь воспитывать детей. Все равно
они будут похожи на вас, воспитывайте себя»
Английская пословица.


Ребенок «зеркалит» наше каждодневное отношение с миром, с близкими, друзьями и малознакомыми людьми. Он улавливает наш стиль общения, когда мы за рулем авто, в магазине, когда по телефону решаем каждодневные проблемы и справляемся с негативными эмоциями.

Искренне для себя ответьте: «Позволяете ли Вы себе оскорбления в адрес других людей? Может ли кто-то из близких грубо обратиться к Вам?» Если ответ утвердительный – начните с себя.

В любом случае, следует понимать, что наши маленькие исследователи находятся в самом начале своего пути, они разными способами познают себя, примеряют и мягкие, и плохие, и жесткие роли, нащупывают границы поведения, начинают осознавать, что можно, а что нельзя, учатся проявлять свои эмоции. 

Еще в раннем возрасте необходимо очень четко дать понять ребенку, что укусы, удары, плевки и грубые слова неприемлемы. Поверьте, гораздо легче проигнорировать, обидеться, наказать или сделать вид, что кроха мал и не знает, что говорит и делает, но при этом есть большая доля вероятности, что подобное  поведение будет повторяться  из раза в раз.

Задача родителей в любой неприятной ситуации постараться вести с ребенком спокойный диалог: отведите малыша в сторону, опуститесь в один уровень с ребенком, посмотрите в глаза и на «доступном» языке приведите примеры того, что он может сделать или сказать по-другому, чтобы выразить свои негативные чувства.

Каждый раз эмоционально поощряйте и одобряйте малыша за проявленную выдержку и умение справиться со сложной для его возраста ситуацией.

Вместо «Итого»: а был ли повод?

Оказалось, что ребенок сказал не «дура», а «дука». Ведь учила же мама, что плохие слова в речи можно заменить другими, если очень хочется поругаться. Не в себе же злость держать? А услышала мама и родственники (надо ж им было уши развесить?) то, что ожидали услышать.

Да и окраску слову можно всякую дорисовать. Почему-то дурой быть обидно, а засранкой – нет. Или шкодливым карапузом. Или раздолбайкой… любимой. Даже дятлом быть не обидно, а вот дурой – больше не хочется.

Екатерина Гринцевич
с пожеланием быть только умницами


Уважаемые читатели! А ваш ребенок обзывал вас когда-нибудь? Вы наказываете своего ребенка за плохие слова? Ждем ваши комментарии!

Так нельзя говорить с детьми. Примеры родительских фраз, которые лучше держать при себе

Часто можно услышать, как родители говорят: «Я тебя такого непослушного не люблю» или «Хорошие девочки так себя не ведут». Такими фразами можно навредить ребенку и запрограммировать его на несчастливое будущее, убеждена психолог Галина Швец. Она приводит примеры формулировок, от которых родителям стоит отказаться или использовать как можно реже. 
 

«У тебя не получится, давай я лучше сама»

Такой фразой родители программируют ребенка на неудачу и отбивают у него желание проявлять инициативу. Он начинает считать, что все, за что ни возьмется, не получится.

Лучше использовать такие выражения как: «Попробуй еще раз!», «Сделай это так… и так….», «Давай ты вот это сделаешь сам, а потом я тебе помогу». Например: «Давай ты выберешь майку сам, а я помогу тебе ее надеть». То есть надо разделить действие на несколько составных частей и упростить задачу для ребенка, чтобы он с ней справился. Или можно разрешить ребенку сделать все самому, если позволяет ситуация. Даже если это у него получится не так хорошо, как это сделала бы мама. 

«Подрастешь — узнаешь!»

Если ребенок будет постоянно слышать такое, то спустя время он просто перестанет задавать вопросы родителям и интересоваться чем-то новым. Это отразится на его любознательности, инициативности и стремлении получать новые знания.

Если ребенок про что-то спрашивает, нужно объяснить ему это максимально простыми словами. Тогда он с удовольствием будет расширять свой кругозор и обращаться именно к вам за ответами на интересующие его вопросы, а не искать их в сети или у сверстников. 

Если вы действительно не знаете, как ответить на вопрос ребенка, можно сказать: «Отличный вопрос! Давай вместе поищем ответ на него в интернете!» или «Дима, я сейчас немного занята, но скоро освобожусь и расскажу тебе». Но обязательно найдите время на поиск ответа, ведь ребенок этого очень ждет.

«Возьми, но только успокойся (не плачь/не кричи/не ной)»

Такой фразой родители транслируют ребенку, что если он будет плакать и кричать, его требование выполнят. Сообразительный ребенок быстро поймет, что именно таким образом можно добиться желаемого. И будет поступать так все чаще и чаще. 
 

Источник фото: pixabay.com

Если ребенок плачет и громко требует желаемого, стоит объяснить ему, что мама не понимает такого тона, нужно просить спокойно и вежливо. Конечно, сами родители должны подавать пример, как правильно формулировать просьбу. 

Также важно учить ребенка аргументировать свою просьбу: чтобы он умел рассказать, почему для него это важно, а не просто кричал: «Мне надо!»  Задавайте вопросы ребенку в ходе конфликта, а не просто говорите: «Нет». Только в таком взаимодействии можно найти компромисс в сложной ситуации.

«Еще раз увижу — ты у меня получишь» 

Ребенок начинает думать: если он что-то сделает не так и это увидит мама, обязательно будут негативные последствия. Он начнет всеми правдами и неправдами скрывать свои плохие поступки от родителей. Будет считать, что «можно делать все, что угодно, главное, чтобы мама и папа не видели!».

Вместо запугивания стоит объяснить ребенку, что он сделал неправильно, почему так делать нельзя, а также рассказать о реальных последствиях. Важно не напугать ребенка, а объяснить, почему так поступать запрещено. Если ребенок все равно не слушает родителей и не воспринимает всерьез слова, можно показать свою непреклонность действиями. Например, если ребенок плохо ведет себя в гостях или на прогулке — уйти домой, если бросает вещи — забрать их у него.

«Не расстраивайся из-за ерунды»

Такой фразой родители демонстрируют пренебрежение к чувствам ребенка. Ведь для взрослых это, может быть, и ерунда, а для ребенка — нет. Если ребенок будет постоянно слышать такое, то он просто начнет искать другого человека, с которым можно поделиться своими чувствами и переживаниями.

Если ребенок расстроен, лучше посочувствовать ему и поддержать: «Я вижу, что ты расстроился из-за сломанной игрушки, в следующий раз ты будешь более аккуратным!»

«Хорошие девочки/мальчики так себя не ведут»

Такой фразой родители пытаются донести до ребенка, что его поведение недопустимо. Но у него сразу возникает вопрос: «А как себя ведут нормальные девочки/мальчики?». И в итоге складывается впечатление, что он ненормальный, плохой и неполноценный.
 

Источник фото: pixabay.com

Если вы хотите обратить внимание ребенка на его поведение, то стоит именно об этом и говорить. Причем желательно указывать конкретные моменты, которые вас не устраивают. Выбирайте «я-сообщения», например: «Я расстраиваюсь, когда у тебя пачкается одежда», а не «Ты снова испачкал одежду».

«Мы тебе это не купим, потому что нет денег»

Так часто говорят родители, когда ребенок просит в магазине очередную игрушку. Но так делать не стоит. Во-первых, если говорить про ранний возраст, то ребенку не стоит вникать в финансовые трудности семьи. Во-вторых, ребенок видит, что у родителей деньги есть, но тратят они их на что-то другое. Он расстраивается, поскольку ждет, что ему купят игрушку, а этого не происходит. И тогда он начинает думать, что родители его обманывают.

Лучше говорить ребенку, почему нельзя купить эту игрушку. Например: «Мы не купим ее, потому что у тебя уже такая есть», «Мы не купим эту игрушку, потому что она для детей постарше».

«Мы все для тебя…», «Я из-за тебя…», «Мне пришлось из-за тебя…», «Я столько ради тебя сделала, а ты…»

Ребенку абсолютно не нужно, чтобы родители посвящали ему свою жизнь, жертвовали собой ради него. Для него это непосильная ноша. Особенно, если детям нечем с родителями «расплатиться». В итоге у них возникает чувство вины, которое отравляет жизнь. Ну, и конечно, портятся отношения с родителями.

Не требуйте от ребенка благодарности. Лучше показывайте на своем примере, что совершенно нормально помогать другим людям и делиться с ними чем-то, не требуя ничего взамен.

«Оставь меня в покое», «Не мешай», «Отстань»

Слыша такие фразы, ребенок думает, что он как будто не нужен. У него снижается самооценка. Он начинает подозревать, что все другие для родителей значительно важнее, чем он, его чувства и эмоции. В будущем такой ребенок будет обесценивать себя, свои дела и даже свою жизнь.
 

Источник фото: unsplash.com

Если вы заняты своими делами, а ребенок требует внимания, посоветуйте ему, чем он может заняться. Например: «Нарисуй мне красивую картину, пока я закончу с посудой», «Собери для меня огромную башню, пока я занята».

«Потому что я так сказала»

Такая фраза часто срывается с языка у родителей, когда дети спорят. Но стоит понимать: «потому что» — это не аргумент. Это уход от ответа и нежелание ребенку что-либо объяснять. Такие фразы приводят лишь к обострению конфликта, поскольку взрослый не объясняет свою позицию с помощью аргументов, а пытается показать свое превосходство.

В любой спорной ситуации стоит объяснять, почему вы так решили: «Нельзя, потому что это для тебя опасно». И обязательно предлагайте альтернативы, что ребенок может сделать вместо того, что вы ему запретили.

«Я тебя такого не люблю», «Не будешь слушаться — не буду тебя любить»

Шантаж любовью не убедит ребенка хорошо себя вести. Наоборот, он начнет испытывать страх и растерянность. И его поведение может стать еще более вызывающим. Кроме того, у него снизится самооценка. Он начнет думать, что его невозможно любить, потому что он недостаточно хороший. 
 

Источник фото: pixabay.com

Ребенок должен знать, что вы его любите просто так, а не за хорошие поступки. В противном случае у него сформируется ложное представление, что любовь надо заслужить. Взяв это убеждение за основу, в будущем он своеобразно будет строить отношения с противоположным полом, и они вряд ли получатся счастливыми.

«Мальчики не плачут»

Слезы — это здоровая реакция нервной системы на раздражение, а не признак слабости. При помощи слез люди выражают самые разные эмоции: благодарность, сочувствие, стыд, счастье и даже радость. Каждому человеку можно испытывать весь спектр эмоций и чувств.

Запрещая детям плакать, родители лишают их возможности стать эмоционально зрелой личностью. Подавляя эмоции, ребенок перестает проявлять свои чувства. И в результате может стать пассивным агрессором. Вместо естественного выражения чувства гнева он будет использовать сарказм, демонстративную обиду, неприятные реплики и т.п.

Лучше позволить ребенку выразить свои эмоции. Будьте рядом и поддержите его в трудный момент. Причем важно проговаривать то, что ваш сын чувствует: «Я вижу, что ты расстроился из-за того, что сломалась игрушка», «Ты плачешь, потому что очень сильно ударился!», «Да, очень обидно, когда дети не хотят с тобой играть».

«Слушаться нужно взрослых»

Если постоянно говорить ребенку об этом, он будет думать, что все взрослые — добрые, хорошие и умные, и надо делать то, что они говорят. В итоге ребенок начнет доверять любым незнакомым людям, а это может привести к трагедии.

Лучше в разговоре с ребенком использовать фразу: «Слушать надо родителей». Таким образом, вы разовьете критическое мышление и «здоровое» недоверие к незнакомцам. Это поможет ребенку избежать потенциально опасных ситуаций.

Ребенок с моторчиком: Как увести ребенка с улицы без истерики?

Ребенок с моторчиком: Как увести ребенка с улицы без истерики?


Увести ребенка с улицы, порой, не так уж просто. Маленькие своенравные человечки не готовы безоговорочно считаться с мнением родителей и на уговоры не поддаются.

Дети со спокойным темпераментом худо-бедно уходят с мамой за ручку с игровой площадки. Импульсивные крохи показывают все, на что они способны: фейерверк эмоций, валяние в песке, бегом подальше от мамы, не глядя по сторонам.

Помню, как тащила своего, буквально, животом по земле, до самого подъезда, чтобы завести домой с улицы. С полутора лет мы ни разу не зашли домой спокойно. Однажды я так устала с ним воевать, что решила дать нагуляться вволю, пока не отключится прямо в песочнице.

Через 4 часа бесконечного кружения по площадке и активных игр, мой ребенок сам залез в коляску, и мы спокойно уехали домой. Итого, мы гуляли с 10 утра до 3-х дня.
 

Ребенок с моторчиком: Как увести ребенка с улицы без истерики?


Прекрасно, почему бы не гулять так каждый день, правда? Нагуляется – сам домой пойдет. Захочется же ему есть, пить, спать, в конце концов. И все останутся довольны: ребенок выгулян на 150%, мама сохранила немного нервных клеток. Но есть нюансы: непогода, режим дневного сна, мокрые ноги, усталость и так далее. 

Последнее – одно из самых опасных состояний, на мой взгляд. Есть дети, которые от усталости просто засыпают. Мой ребенок, если устал, переключается в «режим халка».

Однажды после дня в лесу и долгой обратной дороги домой, вопреки всеобщим ожиданиям «он так набегался, что вырубится по пути домой», мой вертолет так и не уснул. До глубокой ночи концертировал.
 

Ребенок с моторчиком: Как увести ребенка с улицы без истерики?


Поэтому выгуливать «до потери пульса», чтобы спокойно уходил с площадки домой, тоже не вариант. Вот небольшие хитрости, которые срабатывают на моем гиперактивном мальчике:

  • «Через 10 минут идем домой», — говорите вы спокойным и уверенным тоном. Да, дети в возрасте 2-3 лет не понимают время. 10 минут для них – это пустой звук. Но они слышат решительный голос мамы и доступное объяснение: идем домой, чтобы покушать, отдохнуть и набраться сил для вечерней прогулки.
    Через 5 минут мама говорит, что осталось еще 5 минут, и спрашивает, успел ли малыш попрощаться со всеми детьми на площадке? «Сейчас Глеб САМ соберет свои игрушки, САМ скажет деткам «Пока» и САМ пойдет домой кушать вкусный супчик».
    Детские психологи уверяют, что главное – сформировать положительный эмоциональный образ у ребенка: он самостоятельный и достаточно взрослый, чтобы все делать без помощи мамы. Ближе к трем «Я — САМ» будет проскакивать лейтмотивом везде. Сразу скажу, у нас этот способ срабатывает один раз из 10-ти. 
  • «Смотри-ка! Самолет! Побежали его догонять» — и пока ребенок увлеченно бежит за самолетом (к тому красному пакету, вон к той кормушке и т.д.), мама быстро собирает все игрушки в пакет и догоняет своего марафонца.
    Самый простой способ переключения внимания. У нас срабатывает один раз из 5-ти. То есть более действенный способ, чем тайминг. Каждая мама обладает огромной фантазией, поэтому всегда можно придумать, за чем именно пробежаться в направлении дома. 
  • «На конфетку!» — самый верный способ увести ребенка с улицы без истерики, дать ему конфетку (печенье, вафлю, булочку и т.д.). У нас срабатывает 10 раз из 10-ти.
    Мы установили такой ритуал: «Хочешь конфетку – идем домой». Безоговорочно. Ребенок всегда выбирает конфетку. И сразу оговорюсь, это – единственное, что поощряется сладостью. Дома всегда есть, чем занять/унять и без конфетки. А вот уйти спокойно с детской площадки, не теряя лицо, конфетка очень помогает. 
     

Ребенок с моторчиком: Как увести ребенка с улицы без истерики?
 

  • «Под мышку и вперед!» — так и хочется добавить, к светлому будущему. Но на самом деле, такой способ увести ребенка с площадки применяется чаще всего. В «доконфетный период» (до 2-х лет) мы пережили сотни истерик на улице.
    Иногда на помощь приходили другие мамы, потому что унять Глеба в одиночку было невозможно. Уговаривали, отвлекали и развлекали, и почти всегда терпели крах в своих попытках.
    У детей периодически бывают истерики ради истерики. И тут «режим халка» включаю я. Молча под мышку, в коляску под ремень и, несмотря на несусветный ор, прямым ходом домой. Дома разберемся, как говорится. 
  • «Мама уходит» — ну и пусть себе идет. У нас почти никогда не работает такой способ, но он есть, и я его изредка применяю, поэтому стоит упоминания. Так вот, когда мама уходит, мой ребенок продолжает носиться по площадке, или сидеть в песочнице, или крутить педали велосипеда в обратном от дома направлении. Несколько раз эта фраза спровоцировала истерику сильнее, чем намечалась. 

И последнее, совершенно точно не работают угрозы, окрики и шлепки по попе. Ребенок только больше расстраивается, а надежда увести домой спокойно и вовсе тает в воздухе.

Но всегда малышу приятна похвала: «Ты такой молодец сегодня! Так быстро собрался домой! Я тобой очень горжусь! Ты повел себя, как взрослый». Детей ведь невозможно перехвалить.

Удачных прогулок (и их завершения)!


Уважаемые читатели! А как ваш ребенок уходит с прогулки? Какие вы еще знаете способы заманить малыша в дом без истерики? Ждем ваши ответы в комментариях!


Читайте также:

Колонка редактора: Научный эксперимент о ненаучном воспитании

Ребенок с моторчиком: гиперактивный или нормальный?

Обсуждаем на форуме:

Воспитание ребенка

Семейный навигатор:

Детские развлекательные центры

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями в социальных сетях! Жми

Топ лучших зимних игр для дома и улицы

Фантазия мам не знает границ, даже если граница есть у зимы и снега. Не верите? Читайте подборку «снежных» игр для дома и улицы от неутомимой многодетной мамы Анны Игнатени.


Топ – 9 зимних игр для дома и улицы
 

Практически все дети любят снег. Они его ждут и радуются каждой снежнике, упавшей на ладонь. Снег – это санки, лыжи, коньки, снежки и снеговики! А если снега мало? Кажется, придумать что-то интересное практически невозможно….

И все же мы попробуем! Слепим маленькую снежную бабу – на лавочке. Снега нужно совсем чуть-чуть, а удовольствия не меньше, чем от большой фигуры. Можно просто лепить снежки и добавлять им носики и глазки из палочек и другого природного материала, проглядывающего сквозь белый снежный покров.


Топ – 9 зимних игр для дома и улицы
 

Оживляем деревья – просто рисуем снежком им лица. Можно даже эмоции изучать, делая веселые деревья, грустные, злые, испуганные и удивленные.

Небольшие снежки – прекрасный метательный материал, а мишенью может стать то же дерево, впрочем, и друг в друга можно побросать.


Топ – 9 зимних игр для дома и улицы
 

Играем в следопытов. На легком снегу прекрасно видны следы; попробуйте найти птичьи, собачьи, кошачьи. Сравнивайте свои отпечатки и ребенка. Рассмотрите следы, которые оставляет разная обувь. Можно взять игрушечные машинки с разным рисунком колес и покатать их по снежной дорожке. Найдем и следы настоящих машин.


Топ – 9 зимних игр для дома и улицы
 

А еще следы можно создавать. Например, так любимый детьми след трактора, вытоптанный ёлочкой. Рисуем следы собаки и кота, просто пальцами, отметины зайца, а может, и других диких животных. А тут бегал босоногий малыш! Или целый снежный человек, следы которого можно вытоптать вместе с ребенком.


Топ – 9 зимних игр для дома и улицы
 

Если взять палочку, то при небольшом старании получатся простые рисунки. Даже малыши с удовольствием изобразят заборчик и солнышко. Интересно рисовать снежинки с различным рисунком, а потом находить одинаковые.

Обсыпаться снежной крупой так весело! А если снега недостаточно, можно потрясти ветку дерева и устроить тем самым небольшой снегопад.


Топ – 9 зимних игр для дома и улицы
 

Не забываем сходить на горку. Это только кажется, что снега мало, но для хорошего скольжения ледянке много не нужно – они вполне неплохо ездят и по присыпанной белой крупой траве.

А напоследок наберите в ведерко снега и принесите домой. Понаблюдайте за его таянием, отметьте разницу уровней снега и воды. Можно продолжить опыты и заморозить воду, а потом насыпать на лед соль и наблюдать очередное превращение льда в воду. Затем добавим еще больше соли и проверим – вправду ли не замерзнет?

А если со снегом совсем не повезло? Не выпал или растаял… Не беда, ведь можно зиму принести домой! Соответствующее настроение создадут детские зимние песенки, под которые можно кружиться, как снежинки.


Топ – 9 зимних игр для дома и улицы
 

Сделать снег из бумаги очень просто: нарвите ее на мелкие кусочки, заодно и упражнение на развитие мелкой моторики. А потом обсыпайтесь «снегом».


Топ – 9 зимних игр для дома и улицы
 

Бумага вам поможет и в снежки поиграть. Для этого просто скомкайте белые листочки (можно взять использованные). А теперь бросайте друг в друга, цельтесь в мишень. Если в парочке снежков малыш найдет простенький сюрприз – маленькую игрушку или конфетку, то восторг гарантирован.


Топ – 9 зимних игр для дома и улицы
 

Вырежьте снежинки, а потом спрячьте их в доме, так, чтобы ребенок мог их найти и достать. Можно искать снежинки сразу, можно в течение всего дня, подключите папу и устройте соревнование – кто больше найдет. Попробуйте вырезать снежинки с ребенком и украсьте ими дом.


Топ – 9 зимних игр для дома и улицы
 

Вата тоже может стать прекрасным снежком. Например, с ней можно делать аппликации – как простой снегопад, так и снеговиков.

А еще на вату прекрасно дуть. Очень полезное упражнение. Пусть ребенок станет суровым зимним ветром и гонит ватный снег в сугроб.


Топ – 9 зимних игр для дома и улицы
 

Слепить снеговика? Что может быть проще? На помощь придет соленое тесто, которое можно приготовить самостоятельно или купить, подойдет также и белый пластилин. Не забудьте украсить как-нибудь свое творение.


Топ – 9 зимних игр для дома и улицы
 

Устройте метель. Возьмите белую ткань или простыню и кружитесь. Можно крутить ее по полу, а дети пусть перепрыгивают.


Топ – 9 зимних игр для дома и улицы
 

А еще чудесную вьюгу сделает любой малыш зубной пастой на зеркале. Просто выдавите полоски «сугробов» из тюбика на стекло и дайте ребенку старую зубную щетку. Остальное он сделает сам – пусть размазывает. С детками постарше можно даже нарисовать картины, например, через трафареты из бумаги, брызгая разбавленной водой зубной пастой с щетки.


Топ – 9 зимних игр для дома и улицы
 

Сугробы в ванной, наверное, бывают у каждого ребенка, но сегодня особенный повод, ведь вы делаете снег. А еще можно разорить папу на пену для бритья и рисовать ею снеговиков на стене.

А если у вас есть шариковый синтепон, то из него вырастают просто восхитительные сугробы в комнате, в которых можно валяться и зарываться с головой.

Пусть зима радует детей и на улице и дома!


Уважаемые читатели! А ваш малыш любит снег? Во что вы любите играть с ребенком зимой на улице? Возможно, у вас есть, чем пополнить наш список зимних забав? Ждем ваши комментарии!