Архив рубрики: Психология и воспитание

Гиперопека. Часть первая: жизнь под колпаком

Гиперопека


Вы хотите видеть своего ребенка успешным, умеющим добиваться намеченных целей, способным защитить себя и своих близких? Не прилагайте усилия вместо него.

Самое общее определение понимает гиперопеку, или гиперпротекцию, как стиль взаимоотношений в семье, когда поведение ребенка слишком опекают и контролируют. Ключевое слово – слишком. Понятное дело, что детям нужны теплые доверительные отношения, внимание и забота близких. Но в равной степени они нуждаются в пространстве для познания и развития своих возможностей. Проблема возникает тогда, когда вторая часть необходимого психологического минимума родителями постоянно игнорируется.

Как отличить гиперопеку от заботы? Мерила-то у всех разные. Для одного накормить во что бы то ни стало – поддержание жизнедеятельности растущего организма, для другого – перебор по всем статьям. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть.  Диагностировать гиперопеку очень просто – утверждают психологи. В норме, заботясь о человеке, мы исходим из его потребностей. Также и у ребенка любого возраста имеется набор потребностей и желаний. Свой собственный, совершенно уникальный набор. Например, когда мы кормим голодного ребенка – эта забота, а когда мы предлагаем поесть, потому что потом времени не будет – это гиперопека.

Гиперопека может проявляться не только на уровне поведения, когда родители контролируют действия ребенка: куда пошел, как оделся, правильно/ неправильно взял карандаш, оформил домашнее задание и т.д. Она может проявляться и на более тонком, психологическом уровне. В этом случае родители, часто абсолютно неосознанно или, еще хуже, из лучших побуждений, предлагают ребенку готовую матрицу отношений – дружить/ не дружить, что думать, как реагировать.

Таким образом, дети лишаются возможности создать свой собственный мир, видеть жизнь вокруг своими собственными глазами. Зачастую такие отношения становятся для детей удушающими, и здесь есть два выхода – бунт и смирение. Думаю, каждому из нас знакома ситуация, когда ты вроде бы предупреждаешь «каждое его желание, а он еще пуще орет!» И правильно орет, оказывается, сигнализирует, мол, мама, притормози, Я САМ! Я ЛИЧНОСТЬ! Я ЖИВОЙ! (Это не обязательно кризис трех лет.) Возможен и другой вариант — «все для него, а он и не рад особо».

В результате при вступлении во взрослую жизнь человек (или все еще ребенок?) оказывается настолько оплетен паутиной того, что надо, а что не надо, что докопаться до своих истинных потребностей, чувств и желаний оказывается достаточно сложно. Как следствие, выстраивать здоровые отношения с самим собой и с окружающим миром ему будет не под силу. По крайней мере, этот процесс будет существенно затруднен.

Гиперопека

Стремление защитить своего ребенка от всех невзгод понятно и объяснимо – любая мать, осознанно или неосознанно, желает своим детям «только безоблачного неба на головой». Однако гипертрофированные попытки оградить детей от всех (неважно, маленьких или больших) бед на самом деле имеют плачевный результат. Психологи единодушны в том, что предельная забота не дает ребенку возможности развиваться, потому что развитие, как известно, возможно лишь на уровне преодоления. Нельзя научиться кататься на велосипеде, ни разу не упав.

Если не спускать ребенка на пол, он не научится ходить. Психологически в гиперопекающей семье происходит именно это. Ребенок не знает, что он может ходить, он не чувствует силы собственных ног и не может на них стоять. Как говорит Андрей Сорин, известный детский психолог, «ребенок не растение, его нельзя взращивать в парнике, под колпаком собственного влияния».

Так что же, идеальная мать должна быть кукушкой? Понятное дело, в крайности вдаваться не стоит — ни кукушкой, ни наседкой настоящая мама быть не хочет, она стремиться быть «достаточно хорошей матерью». Такое понятие ввел в оборот психоаналитик и врач-педиатр Д. Винникотт. По его словам, дело мамы – создать условия, в которых ребенок постепенно сможет выработать истинное и аутентичное ощущение себя. Эту задачу может выполнить «достаточно хорошая мать», которая в силах удовлетворять потребности ребенка большую часть времени. В те регулярные (не чрезмерные) моменты, когда ребенок не сможет почувствовать заботу о себе, он будет обращаться к собственным ресурсам и развивать способность самому удовлетворять свои потребности.

Людмила Новицкая
 

Уважаемые читатели! Если эта информация не оставила вас равнодушными, оставляйте отзывы под статьей. Нам интересно мнение каждого!

  
Читайте также:

Устами младенца: дети говорят о любви и браке

Правильный ответ на «деликатный» вопрос, или Мама, а откуда я взялся?

Обсуждаем на форуме:

Первый кризис самостоятельности

Мультнастроение. Часть 1

На золотом крыльце сидели:

Микки-Маус, Том и Джерри,

Дональд Дак и три утёнка,

Выходи, ты будешь Понкой!

 

Мультики


Детская считалочка в моём детстве звучала по-другому: на крыльце должны были сидеть царь, царевич, король, королевич… Времена меняются: современные дети мультфильмам про Чебурашку или домовёнка Кузю предпочитают анимационные фильмы с иностранными названиями «Рататуй» или «Мадагаскар».

Ежедневно за просмотром мультфильмов ребятишки проводят по нескольку часов. Речь идёт в первую очередь о детях молодых и неопытных мам и пап, а также родителей, которые с головой погружены в работу. Хорошо, если взрослые оставляют для своего чада на дисках (или кассетах) «проверенные» мультики, а не просто включают детский канал, где проконтролировать сюжет мультипликации невозможно.

«И что в этом такого страшного?» — возможно, удивится кто-то из взрослых. Неограниченный просмотр детского канала может привести к повышенной тревожности ребёнка: он будет плохо засыпать, ему могут сниться кошмары, пропадёт аппетит. Кроме того, плохая анимация и эмоционально бедные сюжеты приводят к тому, что дети не хотят и не умеют фантазировать, не учатся сочувствовать другим.

Вместе с тем хорошие мультики помогают ребятишкам полноценно развиваться: сказочные сюжеты обогащают детскую фантазию, расширяют кругозор, ребёнок учится размышлять, сопереживать, делать выводы. Мультфильмы становятся частью жизни — дети играют в понравившихся персонажей, любят игрушки, изображающие анимационных героев.

Даже взрослея, не стоит отказывать себе в удовольствии посмотреть добрый мультфильм. Хотя бы ради хорошего настроения и возможности пополнить свой словарный запас чудными цитатами: «Это не техника дошла, это я сама к вам на лыжах дошла», «Крылья, ноги… Главное — хвост!», «У нас этого гуталина — завались», «Кажется, дождик начинается…», » Это ж-ж-ж неспроста!», «Умница, дочка» и др.

 


Зачем нужны мультики?

Хороший мультфильм — это кладезь полезной информации, а также добрый советчик, как себя вести в той или иной жизненной ситуации. Причём именно в сказочной форме, которая так понятна ребёнку.

Мультики похожи на сказки — в них, кроме выдуманного сюжета, всегда есть поучительный подтекст. Но чтобы ребёнок смог его понять и осмыслить, мультики лучше смотреть всей семьёй. Часть информации с экрана (а тем более неоднократно повторяемой) запоминается на уровне подсознания. Так закладываются стереотипы внешности и поведения мужчины и женщины.

Во многих современных мультфильмах женский образ слишком уж сексуален, независим и жесток. И на это родители тоже должны обращать внимание — не для того, чтобы своему сыну или дочери запретить просмотр, а чтобы правильно объяснить и скорректировать его восприятие мультфильма.

Ребёнок становится старше и постепенно учится отличать белое от чёрного, полезное для себя от совершенно ненужного. Но чтобы это произошло, необходима длительная и целенаправленная работа обоих родителей.

Смотрим мультики вместе

Памятка для родителей

1. После просмотра мультфильма обязательно обсудите с ребёнком увиденное, проанализируйте поведение и слова героев, последствия, к которым привели их поступки. Вместе дайте оценку — хорошо или плохо (справедливо или нет) поступил персонаж.

Если ребёнок младше 6—7 лет, используйте прямые вопросы: «Что помогло Крошке Еноту подружиться с тем, кто живёт в пруду?», «Хорошо ли поступил Карлсон, когда разломал паровую машину Малыша?» и т.д.

Со школьниками можно обсуждать мультики на более глубоком уровне: «А ты смог бы подружиться с тем, кто живёт в пруду? Есть ли у тебя такой страх, как у Крошки Енота?», «Почему каждый из жителей леса хотел забрать Бабку Ёжку к себе?» и др.
 

Мультики смотрим вместе


2. Говорите о чувствах, которые испытывали персонажи, об их взаимоотношениях — дружбе, соперничестве, любви, ненависти. Правильно называйте эмоции героев — злость, радость, зависть, обида, ехидство, доверие, страх. Такие беседы помогут ребёнку лучше понимать других людей, научат осознавать свои собственные чувства и поступки.

3. Используйте мультфильмы для развития фантазии. Предложите ребёнку:

— придумать продолжение мультяшной истории (например, новые приключения Карлсона или героев Простоквашино);

— рассказать, что случилось бы, если бы… (Бабку Ёжку забрал к себе Кощей или Леший; Крошка Енот не подружился со своим отражением и т.д.);

— нарисовать (слепить из пластилина или солёного теста, сделать из природного материала, сшить вместе с родителями) любимых героев мультфильмов;

— придумать (рассказать или написать) биографию персонажа, додумав то, о чём не рассказывалось в мультике;

— некоторое время поступать так, как… (Кот Матроскин, Чебурашка, Мартышка из м/ф «38 попугаев», Роди из м/ф «Смывайся», попугай Кеша).

4. Подготовьте викторину по мультфильмам и устройте соревнование между детьми. Вопросы могут быть тематическими: например, о котах (собаках, мышах) из мультфильма или по известным песенкам. Ребятишек наверняка заинтересует и задание «угадай цитату».

5. Если у ребёнка возникла какая-нибудь проблема, предложите ему посмотреть мультик, в котором разрешается похожая ситуация, — в такой форме детям проще разобраться самому, а не по подсказке или требованию взрослого.

6. Если вы запрещаете смотреть мультфильм, объясните причину (скажем, пришло время готовиться к урокам, или этот мультик не стоит смотреть на ночь, потому что в нём есть страшные сцены, и т. д.). Аргументированный ответ ребёнок поймёт скорее, чем категоричный отказ без объяснения причин.

 

Старый друг лучше?

Старшему поколению свойственно идеализировать прошлое и считать, что «в его время» цветы были ярче, булочки мягче, кофе ароматнее, мультики добрее… Есть родители, которые считают, что дети должны воспитываться исключительно на советской классике и смотреть мультфильмы про Чебурашку, Простоквашино, дядюшку Ау, Вини-Пуха и других.
 

Чебурашка


Без сомнений, это очень хорошие и качественные фильмы, на которых выросло не одно поколение. Но будет ли правильно лишать ребёнка возможности жить в своём времени и смотреть ту анимацию, которая нравится его сверстникам? Ведь тогда он почувствует себя «лишним» при обсуждении популярных мультперсонажей и может стать объектом насмешек. Некоторых родителей смущают «странные персонажи» современных картин или наличие в них нецензурной лексики, кому-то не нравится нынешняя 3Dанимация…

«Каких-то злобных монстров показывают! В жизни подобных существ не бывает», — вот аргумент таких родителей. Напомню, что Чебурашка, Дюдюка и Мурзилка тоже не существуют в реальности. Но мы настолько к ним привыкли в детстве, что с радостью знакомим с ними своих детей. Да и некоторые «монстры» (например, смешарики — животные-шарики) очень симпатичные создания. А герои «Корпорации монстров» могут напугать разве что самого впечатлительного дошкольника.

Правильно ли делать выбор за ребёнка?

Пока он не ходит в школу, предлагайте ему только качественные и добрые мультфильмы, в которых вы уверены. Когда же он станет школьником, вместе просматривайте новинки (только те, которые вы считаете полезными), в третьем—четвёртом классе предложите своему чаду выбирать самому (исключая мультфильмы со страшными и жестокими сюжетами).

И никогда не забывайте после просмотра обсуждать и задавать вопросы!

Стоит учесть, что дошкольники не могут долго удерживать внимание на чём-то одном. Поэтому им лучше показывать коротенькие мультфильмы — не более 15 минут. Тогда они и героев запомнят, и сюжет поймут. Полнометражные истории будут интересны детям постарше.

Но даже первоклассник не всегда может досмотреть мультик, длящийся полтора часа. А зарубежные фильмы гораздо длиннее старых советских. Вот и получается, что дошколёнку лучше показать «Бобика в гостях у Барбоса», а третьекласснику — «Историю игрушек».

Если вы твёрдо решили, что ваш ребёнок будет смотреть только то, что одобрите лично вы, постарайтесь сделать так, чтобы это стало и его выбором. Но не забывайте, что для полноценного развития нужно иногда смотреть и не самые лучшие образцы мировой мультипликации. Ведь наблюдая «как делать нельзя», дети тоже многому учатся.

Не следует допускать, чтобы ребёнок бесконтрольно просматривал детские каналы.

 

Ольга МОИСЕЕНКО


Читайте также:

Детские страхи

Мультнастроение. Часть 2.

Обсуждаем на форуме:

Воспитание ребенка

Как научить ребенка принимать свое поражение? Тренируемся играя

Как научить ребенка принимать свое поражение? Тренируемся играя
 

Вам знакома ситуация, когда ребенок бросает игру и со слезами на глазах говорит, что не намерен продолжать, потому, что он в очередной раз проиграл? Не будем останавливаться на психологическом аспекте проблемы (а он, несомненно, есть), оставим это для другой статьи, а поговорим о конкретных практических советах.

Горечь поражения знакома многим, чувства проигравшего не назовешь приятными.

А вот победители обычно ликуют! Все! Довольно! Пора меняться ролями.

Вот несколько игр, где заведомо известно, к кому из игроков Госпожа Удача будет благосклонна. Только тс-сссс… Это СТРАШНАЯ ТАЙНА! Никому ни слова, иначе, пиши пропало.


Секретная игра №1. «Хитрая математика»

Количество игроков: 2.
Секрет выигрыша: Выигрывает ВСЕГДА второй игрок.

Ход игры:

На доске (на листочке бумаги, мелом на асфальте) написать 10 единиц и 10 двоек. Игроки по очереди стирают (зачеркивают) по две любые цифры. Если выбрали две двойки или две единицы (т.е. одинаковые цифры), пишут «2», а если разные — записывают вместо них «1».

Правила игры:

Если последняя оставшаяся цифра – «1», выигрывает первый игрок, если «2» – то второй.

Почему так происходит?

Каким бы ни был ход, на поле ВСЕГДА остается четное количество «1». Изначально на поле было четное количество единиц (10), поэтому и после последнего хода не может остаться одна единственная «1». То есть первый игрок не выиграет никогда!
 

Как научить ребенка принимать свое поражение? Тренируемся играя


Секретная игра №2. «Шахматный турнир»

Количество игроков: 2.
Секрет выигрыша: Выигрывает ВСЕГДА второй игрок.

Ход игры:

Играя в шахматы только ладьями (вспомните, как ходит ладья!), можно запрограммировать выигрыш. Игроки по очереди делают ходы и ставят ладей на шахматную доску так, чтобы они не били друг друга.

Правила игры:

Проиграет тот, кто не сможет сделать ход.

Почему так происходит?

Ладья может делать ход только по вертикали или горизонтали. Секрет в том, что после каждого хода и количество вертикалей, и количество горизонталей, на которые можно поставить ладей в соответствии с условиями игры (чтобы они не были друг друга), уменьшается на единицу. Поэтому игра будет продолжаться ровно 8 ходов. Последний ход будет сделан вторым игроком. Он и победит.


Секретная игра №3. «Победа со вкусом шоколада»

Количество игроков: 2.
Секрет выигрыша: Выигрывает ВСЕГДА тот, кто начинал игру.

Ход игры:

Игроки по очереди ломают шоколадку 6х8. За ход можно только один раз отломать кусок шоколадки вдоль углубления (по прямой).

Правила игры:

Проигрывает тот, кто не может сделать ход.

Почему так происходит?

После каждого разлома число кусочков шоколадки увеличивается на единицу. Чтобы разломать шоколадку 6×8, нужно сделать 47 ходов (в руках останутся 48 кусочков). Т.е. последний ход (нечетный) сделает тот, кто начинал игру.

*****

Как научить ребенка принимать свое поражение? Тренируемся играя
 

Помните, нервная система ребенка только формируется. Нельзя пускать на самотек ситуацию, когда он остро и болезненно реагирует на проигрыш. Проигрыш в игре может означать для ребенка крушение всех надежд, отчаяние, осознание своей ничтожности, в то время как победа – веру в себя и свои силы.

Но и все время играть в поддавки тоже не стоит, искусственно создавая ситуацию победы. Золотая середина где-то рядом. Вспомните себя и свое «взрослое» отношение к неудачам. Приятного мало, правда?

Но мы сдерживаемся, терпим, не показываем виду… А ведь жизнь порой преподносит свои сюрпризы, не всегда наши притязания соответствуют реальности. Как часто мы впадаем в депрессию, злимся на окружающих, срываемся на родных.

Но мы же взрослые! Детское «Так нечестно!!!» – крик маленькой души, который нельзя оставлять не услышанным.

Побед вам, дорогие читатели! В игре, в жизни… над собой. С вас шоколадка за советы…


Уважаемые читатели! Знаете ли вы игры, где победитель заранее известен? Нужно ли рассказывать ребенку о «секретах» таких игр? Ждем ваши ответы в комментариях!


Читайте также:

С ребенком на прогулке: чистый ребенок или счастливый?

Колонка редактора: А ваши дети умеют просить прощения?

Обсуждаем на форуме:

Воспитание ребенка

Семейный навигатор:

Детские развлекательные центры

Как не мешать развиваться индивидуальности своего ребенка?

 

Развивать индивидуальность ребенка

Воспитание ребенка накладывает определенную ответственность на родителей. Родители чувствуют, что жизнь их ребенка зависит только от них, и поэтому они должны научить его всему самому правильному, самому нужному и самому важному. Некоторые считают, что в этом и есть их основное предназначение, их долг — передать детям весь свой опыт, все свои знания, все самое лучшее; сделать так, чтобы детям жилось лучше, чем жили они сами. За этим хорошим намерением стоит очень большая проблема – это стремление может сделать жизнь ребенка такой, какой ее представляют родители. А это вряд ли сделает ребенка счастливым.
 

Например, ребенок с горящими глазами смотрит  на то, как играют в футбол, Вы — на то, как играют на скрипке. Поэтому  Вы берете ребенка за руку и ведете его в музыкальную школу. Не стоит  ждать, что он достигнет больших  успехов. Вы, скорее, научите его  лишь справляться с тем, что его  желания притесняют. Также возможно, он научится отстаивать свою индивидуальность разными способами: пропускать занятия, болеть, врать, скандалить, не слушаться  и плакать. Возможно, он смирится и  подчинится вашим требованиям. В этом случае Вы все меньше будете видеть в его глазах огонь, желание жить, делать что-то и радоваться. Что в  результате? Не кажется ли, что таким  образом Вы заставляете ребенка  делать то, что нравится Вам? Может  быть, стоит самому научиться играть на скрипке, а ребенок пусть играет в футбол? 

Как развить в ребенке индивидуальность

 Если Вы садовник, и точно знаете, как сделать Ваши цветы самыми замечательными – отлично. Но представьте себе, что в вашем саду растет уникальный, неизвестный цветок, о котором вы ровным счетом ничего не знаете. Не смущает ли Вас, в этом случае, Ваша полная уверенность, из-за которой Вы настойчиво предлагаете для этой уникальности то, что хорошо для других? Или, быть может, то, что Вам хотелось бы самому? 

Если  Вы сможете рассмотреть в ребенке его уникальность, и с уважением будете относиться именно к ней, то процесс его развития будет гармоничным, радостным для Вас и полезным для него. Если же Вы захотите непременно настоять на своем, предлагая своему ребенку выполнять те требования, которые считаете самыми важными и самыми нужными, требуя от него успехов и достижений, которые ценны для Вас, непременно задайте себе вопрос: «Для кого я это делаю? Кому это нужно?». Если все-таки больше Вам, чем ребенку, значит, Вы действуете не в унисон с его внутренней природой, а, скорее, в унисон со своей собственной. Жаль, что, как правило, цели родителей и детей не совпадают. 

Это довольно распространенная ситуация: в таких случаях речь идет об известном противоречии между индивидуальностью и социальностью. Общество, как правило,  не ценит и не принимает индивидуальность, гораздо удобнее «быть как все» и «быть для всех». Поэтому индивидуальность на своем пути встречает куда больше препятствий, чем поведение, которое одобряется большинством. Несмотря на это, люди приходят к себе, учатся распознавать свои внутренние порывы, ищут свое предназначение. Важно понять, что психика – саморазвивающаяся система, и основная цель – это движение к себе, а не к социуму. Подумайте над тем, хотите ли Вы быть еще одним препятствием на пути своего ребенка к самому себе? 

Как развить в ребенке индивидуальность

Проблемные  ситуации также возникают тогда, когда взрослые не понимают, не осознают, или отказываются решать свои внутренние конфликты, сложности и затруднения. Напряжение, которое за счет этого появляется, остается в бессознательном и бессознательно передается ребенку. Оно обладает неимоверной силой и напрямую, путем внушения, воздействует на детей. Это напряжение заставляет детей решать проблемы родителей за них, проживать их непрожитую жизнь. 

Например, один из родителей очень ранимый и неуверенный в себе человек, который прячется за маской активности, доминирования, успеха и подчинения других. Отказываясь увидеть в себе слабость и неуверенность, он пытаетесь заставить ребенка быть лидером, быть смелым и активным. Вместо этого ребенок говорит шепотом, боится проявить себя и, соответственно, начинает бояться самого родителя. Очень важно относится к детям со всем вниманием. Дети – это зеркало нас самих. 

Нередко встречаются родители, которые требуют от психолога сделать их детей лидерами, подготовить к школе таким образом, чтобы дети могли доминировать, подавлять окружающих, быть смелыми, высказывать свое мнение, быть «зубастыми». 

Смогут  ли в этой ситуации проявиться задатки  ребенка (если такие есть), когда  ему не дают права принимать решение  даже за себя самого? Если задатков нет, стоит ли заставлять его измениться? Учитывая, что у ребенка могут  быть задатки человека очень мягкого, принимающего, покладистого, миролюбивого, уважающего чужое мнение. Быть может, из него вырастет великий дипломат или специалист по решению конфликтов? 

Это попытка родителей навязать свои правила жизни. Кстати, чаще всего желание заставить других жить по своим правилам возникает из-за того, что мы либо сами не живем по своим правилам, либо недовольны своими правилами.

Очень важно понимать, что есть разные стороны, что индивидуальность ребенка – это ценность, потому что он нужен такой, как он есть, а не такой, каким родители хотят его сделать. Возможно, он появился в жизни родителей и обладает такими качествами характера, для того, чтобы они что-то поняли о себе? 

Елена Дубовик, 
директор Центра успешных отношений,
психолог
 
Читайте также:

Нужен ли ребенку детский сад?

Обсуждаем на форуме:

Нужны ли школы развития?

Обожаю! Обожаю! Обожаю!

Мария Столярова в своей авторской колонке о ценностях взаимопонимания матери и ребенка.


Не каждой матери дано с первым ребенком почувствовать наслаждение
 

«Не каждой матери дано с первым ребенком почувствовать наслаждение»

У пиарщиков есть такой прием: не знаешь, с чего начать текст — вспомни цифру, дату, привяжись к значимому историческому событию – и слова польются рекой. Я уже несколько недель ношу в себе нечто очень важное, новое знание, осознание, и все не могла выразить это в словах. Но, чувствую, распирает!

*****

Цифра – 2,5 года назад я мечтала о том времени, когда отдам сына в сад. Вот оно — счастье! Глеба в сад, мне – больше времени на все: на себя, на проекты, на дом, на отдых.

Как говорится, берите его и дальше ваши проблемы, как вы с ним будете находить общий язык. Сад виделся как спасение, как возможность выдохнуть и, наконец, посмотреть на себя в зеркало в полную силу, заняться собой, своими морщинками, уставшей кожей, своей улыбкой.

Заняться всем тем, на что не хватало времени с рождением ребенка.

И вот свершилось! Идем в сад

Но знаете, что? Я не рада. Я не готова. Да, хотела. Да, мечтала. Да, оббивала порог сада, чтобы взяли в полтора, потом в два. Не взяли. Успокоилась. Но все равно об этом мечтала.

Но в 2,5 что-то такое произошло с нами, со мной. Что-то очень хорошее, внутреннее, радостное. Ребенок стал наслаждением! Я научилась его понимать и принимать таким, какой есть.

Научилась с удовольствием с ним играть: строить башни, загружать и выгружать машины, рисовать, лепить, смеяться аж до икоты, строить рожицы, кривляться, бегать по лужам, печь пирожки в песочнице и т.д. И получать от этого настоящий кайф!

Я и до этого с ним много занималась. Но не так. Занималась по-взрослому, как я считала правильным. Водила в развивающие центры, на природу, пыталась читать ему книжки, учить…. Но сама не испытывала от этого никакого удовольствия. Мне откровенно было скучно сидеть и играть, вымучивать из себя заинтересованность, восхищение.


Не каждой матери дано с первым ребенком почувствовать наслаждение

Но ведь в жизни все случается не случайно

И мне подсказали, профессионально подсказали и достучались до глубин души: если нет интимности в ваших отношениях, нет маленьких секретиков, перешептываний, а главное, нет обоюдного увлечения и удовольствия – все это фальшивка.

И ребенок это чувствует. Страдает. Бесится. Истерит. Потому что видит, что маме приоритетнее сварить суп и выстирать одежду, а не построить домики из Lego. Что детский конструктор – это второстепенно. А для ребенка ведь нет. Для него это на первом месте!

И истерики – это не зло, которое спустилось на вашу несчастную голову с небес, чтобы вас целенаправленно мучить. И детей не бывает умышленно плохих. Они лишь отражение того, как вы себя с ними ведете. Они маленькие и хотят внимания, жаждут искреннего восхищения и полного принятия, не могут жить без настоящей любви.

И я стала сознательно опускаться до его уровня развития, представлять, что мне тоже два с половиной года. А что мне может быть интереснее всего в этом возрасте? Что включается в понятие «весь мой мир»?

Камешки, машинки, звуки, новые люди, позитив, любопытство, энергия, родители, – все важно и нужно, нет незначимых вещей, нет проходных событий. Все колоссально важно!

И случилось какое-то чудо

Мне 33, ему сейчас – 2,9, но мы совершенно равны, в теме друг друга, в одном эмоциональном потоке, в одной плоскости мышления. Мы вместе, нам важны одинаковые вещи.

И вдруг исчезли истерики на пустом, как мне всегда казалось, месте, ушла раздражительность от того, что тебя отвлекают от важного. Опять же, как мне казалось. Появилось чувство бесконечного наслаждения своим ребенком, своим золотым мальчиком.

Обожаю! Обожаю! Обожаю! Хочется восторгаться им каждый день. И восторгаюсь. Правда, и назидательность не ушла. Нет, не подумайте, что у меня съехала крыша, и я забыла, что я взрослая и какая ответственность на мне лежит. Что я вдруг стала все бесконечно разрешать и радоваться художественно выложенной в горшок какашке.

Ушло то, что мешало наслаждаться материнством: раздражение, недовольство, усталость, вымученность, тревоги, сомнения. Пришло светлое и хорошее чувство удовлетворения, радости, даже сладости от того, что у тебя именно такой ребенок, с именно этими заморочками, с именно таким темпераментом.

Именно твой. Родной, уникальный, живой, строптивый, задорный, солнечный.

*****

Написала на одном дыхании. Все же старые пиаровские штучки с цифрами всегда выручают.


Уважаемые читатели! Какие чувства вы испытывали перед тем, как отдать ребенка в детский сад? Вы наслаждаетесь материнством? Ждем ваших комментариев!

Записки нечаянной домохозяйки: «А вы умеете воспитывать детей? А где учились?»

Разговор за едой с девочкой Д., семи
с половиной лет.
— Ешь! Ешь немедленно!
— Мама, ну я не хочу, я не люблю рисовую кашу
с изююююмооом… ыыыыыыыыыыыы….
— Ешь, кому говорят! Дети в Африке за ложку
такой каши маму родную бы продали!
Пауза минут на пять…
— А кому?
— Что – «кому»???
— Ну кому бы они продали маму родную, если все
поголовно голодают?
Занавес…


Записки нечаянно домохозяйки: «А вы умеете воспитывать детей? А где учились?»
 

***** 

Скажите, а вы умеете воспитывать детей?

Умеете? А где учились? Отправьте меня туда. Пожалуйста…

Есть такая расхожая фраза, что на каждой кухне сидит по президенту страны и по тренеру национальной сборной по футболу.

Мы любим, уставившись в телевизор, покритиковать политику партии и попререкаться с Соловьевым или Веллером. А что, удобно – они тебя не слышат, однако мнение высказывать не мешают, и есть шанс почувствовать себя ну таким умным… таким политически грамотным и экономически подкованным…

Так и с воспитанием. Все мы очень хорошо знаем, как надо воспитывать детей. Особенно чужих. Особенно в песочнице или на танцах. Чье-то чадо обсыпается песком и с криком выхватывает у других детей игрушки?

Ух, я бы его сейчас ремнем, да по заднице, по заднице… а мамаша его стоит и в ус не дует. Невоспитанные оба, сразу видно! Фу, Андрюша, не дружи с таким гадким мальчиком…

Девочка Эвита (Эвита, вы слыхали что-то подобное? Выпендрежники невоспитанные, рукавом нос утирают, а все туда же!) на занятиях танцами не слушает педагога, а носится по залу, не обращая внимания на мамино шипение из щели между дверями и косяком.

Фу, какая нехорошая, непослушная девочка, что за мамаша у нее, не в состоянии ребенка приструнить! Я бы на месте этой мамы (дальше можно подставить что угодно – отлупила, за ухо из зала вывела, объяснила, пресекла…)!
 

Записки нечаянно домохозяйки: «А вы умеете воспитывать детей? А где учились?»


А наши дети всегда идеальны?

Не шумят, не требуют чужую игрушку, не ковыряются в носу и не сбивают с толку остальных детей на занятиях? Да? Ух, как нам повезло-то…

А вот неправда это. Нет идеальных людей и нет идеальных детей. Любого ребенка при взгляде со стороны есть в чем поправить, есть за что наподдать.

Только мы за своими детьми не всегда замечаем эти шероховатости – или же списываем их на возраст, недосып, перевозбужденность, характер… но крайне редко – на воспитание! То есть в других мы недостаток этого воспитания видим, и очень хорошо знаем, как с этим бороться, а у себя как-то не очень…

Наверное, это все рассуждения на тему соломинки в чужом глазу. Но как же это мешает жить на самом-то деле! Мне – мешает.

Я злюсь на себя за то, что мои дети не так хорошо воспитаны, как могли бы – но я оооочень хорошо знаю, как бы замечательно я воспитала и драчливого Андрюшу из песочницы, и неуправляемую Эвиту с танцев. Но свои – это свои. И признать, что все не так хорошо, как могло бы быть – это признать свою некомпетентность в воспитании детей вообще и своих в частности.
 

Записки нечаянно домохозяйки: «А вы умеете воспитывать детей? А где учились?»


Как научиться воспитывать своих детей? Помогут ли нам в этом умные книги, опыт бабушек и мам?

Возможно, кому-то помогут. А кто-то из чувства противоречия не будет следовать маминым советам — да что она понимает, мама, а тем более – бабушка, тогда время другое было!

А сейчас нам столько всего нужно успеть, жизнь такая стремительная… вот и не находим мы минутки, чтобы присесть на корточки перед своим малышом. Поговорить с ним, объяснить, как надо себя вести в песочнице и что драться – некрасиво.

Вместо этого мы боремся со следствием нашего невнимания, одергиваем детей, прикрикиваем на них. А они просто не знают – как надо? Мы им не рассказали, понадеялись на то, что сами сообразят…

Это утрированно. Конечно, мы стараемся предусмотреть и предотвратить какие-то острые моменты, не дать малышу стать совсем уж неуправляемым и непослушным. Но суть воспитания, как мне кажется, не совсем в этом.
 

Записки нечаянно домохозяйки: «А вы умеете воспитывать детей? А где учились?»


Я помню, что меня НЕ воспитывали – со мной разговаривали

Всегда. Что, у моей мамы было больше времени, которое она могла посвятить мне? Она работала на двух работах, до какого-то времени перемещалась по городу на общественном транспорте, зачастую с несколькими пересадками, бегала по магазинам в поисках хоть каких-то продуктов (80-е и 90-е, все помнят?)

Неужели у меня этого времени меньше? А если не времени – чего тогда мне не хватает?

Да, сегодня у нас больше возможностей заниматься детьми – множество школ раннего развития, художественных студий, всевозможных семейных центров, секций и прочего.

Но я ловлю себя на мысли, что мы с легким сердцем сбрасываем с себя ответственность и перепоручаем наших детей кому угодно – тренеру, педагогу, художественному руководителю, няне… тем, кто в нашем сознании ассоциируется с профессиональным воспитателем, человеком, который точно умеет воспитывать!

А оправдываемся тем, что ведь мы молодцы, ребенок не дома перед телевизором киснет, а развивается, занимается, оздоравливается!

А мне кажется – это от неумения общаться с ним. Мы купим ему абонемент в секцию, отвезем, подождем час-полтора под дверями, отвезем домой, где он обложится дорогими игрушками – и как бы наш родительский долг выполнен… А выполнен ли он?

Никаких выводов не будет и быть не может. Это всего лишь рассуждения, мысли вслух на вечную тему – что я делаю, что я могла бы сделать, и чего не делаю. Но мне кажется, что подобные мысли время от времени посещают любую маму…

А самое при всем этом удивительное – что наши дети растут мудрыми и добрыми. Откуда-то они узнают, какими мы хотим их видеть… И стараются не огорчать маму. А если случайно и огорчат – исправятся, повинятся, пообещают больше «никогда-никогда!»

…и девочка Д. рисует портрет мамы сказочной красоты, а не в виде задницы на фоне монитора. А мальчик М. подходит, берет бестолковую маму руками за щеки и тихо-тихо говорит – мамотька, ты плинсеса…
 

Уважаемые читатели! Как вы воспитываете своих детей? Всегда ли они послушные? На ваших детей жалуются соседи, учителя в школе, воспитатели в детском саду? Ждем ваши ответы в комментариях!
 

Читайте также:

Колонка редактора: Научный эксперимент о ненаучном воспитании

Ребенок с моторчиком: гиперактивный или нормальный?

Обсуждаем на форуме:

Воспитание ребенка

Семейный навигатор:

Детские развлекательные центры

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями в социальных сетях! Жми

Все дети как дети, а ты…

Скучающая женщина


Я садовником родился, не на шутку рассердился

«Все дети как дети, а ты…»  Приходилось ли вам в детстве слышать нечто подобное от родителей? Или случайно, из маминых уст, когда она по телефону с подругой разговаривала? А может быть, вы сами уже говорите эти слова своему ребенку?

Ну… а что здесь ТАКОГО? Ведь это же чистая правда! Вот Светочка, Танина дочка, какая умница! И младшего братика помогает нянчить, и в магазин ходит, и музыкой занимается, и учится прекрасно… А  Игорь К-ов? На республиканской математической олимпиаде второе место занял, мусор без напоминания выбрасывает и всегда здоровается. Еще и сумку поднести предложит! А мой…  А моя…

«Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример «удачного ребёнка»  и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…» (Я.Корчак).

Пообщавшись несколько лет в сети, я сделала удивительное открытие. Многие из пользователей имеют завышенные требования к кому угодно — к государству, родителям, коллегам, мужу (жене), и заниженные к себе. «Все должны МНЕ, но никому ничего не должен Я» — таково их кредо.  

Необоснованные претензии эти люди часто предъявляют и к своим детям, независимо от того как сами когда-то учились в школе и насколько были благовоспитанными. Нереализованные амбиции и несбывшиеся грезы родителей приходится реализовывать их детям, которые имеют СВОИ мечты и планы.

Папиным кумиром был Диего Марадона, и сына записывают в футбольную секцию. Мама грезила о танцах на льду, так пусть дочка станет фигуристкой. Родители игнорируют или корректируют интересы ребенка, исходя из своих, субъективных, представлений о «правильном» и «неправильном».

Нет, доченька, фехтование – спорт для мальчиков, будешь вся в синяках и ссадинах ходить, это нехорошо. Ну что ты, сынок, зачем тебе кружок плетения из соломки, над тобой все смеяться будут, иди-ка ты  лучше карате занимайся.

Да, все дети разные. У них разные способности, разные характеры, разные темпераменты. Есть дети, которые сами не знают, чего хотят и есть такие, которые – как нам кажется! —  вообще ничего не хотят. Но эти дети чаще всего стали такими именно благодаря нам, взрослым!
 

Мамина любовь


Все здоровые малыши (лет до трех) любят играть. Они любознательны, подвижны и жизнерадостны. К шести годам детей с живым умом и непосредственными реакциями становится меньше – они постепенно «затухают», замордованные бесконечными окриками и замечаниями. Ведь большинству родителей и воспитателей нравятся спокойные и послушные дети — с ними проще!

И взрослые упорно – как английские садовники!  —  стригут цветы жизни под одну гребенку, как траву на газоне. И цветы постепенно превращаются в траву, теряя свою индивидуальность. У них гаснут глаза,  в душе поселяется  СТРАХ. Страх перед недовольством взрослых, которые точно знают, какими им следует быть.

Лучше всего — «как все», то есть никакими…  Роботами, манекенами. Чтоб не бегали, не прыгали, никуда не лазали, ничего не ломали и ничего не пачкали. И – главное! – чтоб не задавали глупых вопросов! К окончанию средней школы «живых» детей с горящими глазами остается процентов тридцать. В лучшем случае. Остальные превращаются в серую массу.

Конечно, в подростковом возрасте кроме прессинга со стороны родителей и учителей есть еще один великий «усреднитель» — среда сверстников! Тинейджеры часто пуще гнева родителей бояться выделится из общей среды хоть чем-то — одеждой, мыслями, любимыми занятиями. Но мне кажется, что это – не что иное, как третий закон Ньютона, который применим и к воспитанию.

Сила действия равна силе противодействия. Подростки сбиваются в стаи подобно тому, как мирные люди, подвергнувшиеся нападению врага, дружно идут в ополчение, чтобы противостоять агрессору. Агрессор в данном случае — семья и школа, партизанский отряд – компания ровесников.
 

Готы


Попробуйте С РАДОСТЬЮ разрешить своему ребенку проколоть ноздрю и сделать тату на бедре! Рискните предложить ему сделать в ноздре не одну дырку, а целых три — для лучшей вентиляции! А на груди посоветуйте написать матерное слово – пусть все видят, какой он «крутяк». Скорее всего, подросток моментально потеряет интерес к пирсингу и тату —  ведь родители по определению не могут одобрить нечто стоящее.

Поймите простую вещь: весь смысл подросткового бунтарства — это желание почти взрослого человека доказать СЕБЕ и окружающим свою продвинутость и прогрессивность, а  родителям —  из чувства противоречия!  —  их  замшелость и консерватизм. Вспомните себя в этом возрасте.

Разве вам до смерти хотелось в десять лет курить, а в тринадцать пить вино или водку? А в шестнадцать заняться сексом? Нет, конечно! Но запретный плод сладок, тем более что «все» уже попробовали. Но это тема отдельной статьи, я отвлеклась.

Итак, воспитательный процесс завершен, безликие «детальки» отшлифованы. Но к счастью не все! Остались хулиганы, «диссиденты» и олухи царя небесного. Как ни странно, но эти, чудом уцелевшие под катком нивелирования, дети точно знают, чего они хотят – у них хорошо развита интуиция, которую не смогли задушить горе-воспитатели. И именно они чаще всего  добиваются чего-то в жизни.

Так получилось и в моем классе. Из отличниц и хорошисток получились среднестатистические недовольные жизнью и мужьями тетки, а из двух хулиганов — троечников – успешные бизнесмены. «Диссидент», отказавшийся в свое время конспектировать великие труды генсека Брежнева и чуть не вылетевший за это из школы – ныне преуспевающий физик, преподающий в Хьюстоне.

«Нет трудных подростков, есть трудные родители. Мы про своих детей ничего не знаем. Не надо их раздражать, не надо их мучить, не надо ничего в них впихивать. Надо их слышать, подсказывать. Это очень сложный процесс. На самом деле самый сложный процесс, который существует — это воспитание детей», —  сказала Марина Голуб.

Я бы добавила от себя: «трудные» родители — это родители ленивые. Душой. И не слишком умные.
 

Семья в разводе


 Мне кажется, что в наших, славянских,  традициях основные принципы воспитания перевернуты с ног на голову. Мы очень строги к детям в мелочах  — не кричи! не трогай! не бегай! —  и весьма лояльны в основополагающих вещах (отношение к старшим, к слабым, к женщине). 

Кроме того, наши мамы при проступках детей привыкли давать оценку самому ребенку, а не его поступку. То есть если наша мама чаще скажет сыну — «ты лентяй, бестолочь, неряха», то еврейская мать в такой же ситуации скажет примерно так — «как мог такой хороший мальчик как ты, сделать такую глупость» или «так насвинячить». Разницу улавливаете?

В первом случае мать «опускает» своего ребенка, понижая его самооценку, во втором – наоборот. Воспитание в еврейских  семьях – это «просторная, свободная комната с жесткими стенами».

Я позволю себе процитировать несколько фраз из эссе о воспитании в еврейских семьях, поскольку лучше автора этой статьи мне не сказать. «В еврейских семьях детишки ходят на головах, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой — не повод укоризненно смотреть на ребенка. Для родителей-евреев свобода ребенка — не специальное «воспитание», а воздух, которым нельзя не дышать… А жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черты недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовых кошек вылить можно, а вот маму на три буквы посылать нельзя. И бабушку бить по голове — тоже нельзя. И если вдруг ребенок этого не понимает, ребенку объяснят все и сразу. Жестко объяснят! И порядок будет наведен.»

А еще – это уже из собственного житейского опыта – в еврейских семьях ребенка буквально «просеивают» через сито различных кружков и секций. Где-то что-то непременно «выстрелит». Может быть,  именно поэтому среди евреев так много талантливых людей? Артистов, писателей, музыкантов, художников, педагогов…
 

Любовь родителей


А какое у еврейских родителей трепетное отношение к своим детям, замечали? Их дети всегда самые красивые, самые умные и самые талантливые! Да, еврейские родители искренне уверены в этом.  А поскольку мысли материальны, то их дети такими и вырастают.  А как иначе? Ведь в них с младенчества загружают «программу успеха». А русские — белорусы больше склонны поругивать своих чад. Наверное, чтобы  не сглазить… Ну, привыкли мы так жить, стеная и жалуясь на все и всех,  включая мужа — «козла» и детей — «выродков». Авось кто-нибудь пожалеет. И поможет.

Нет, не пожалеют. И не помогут. Только пальцем у виска покрутят. Ибо спасение утопающих  — дело рук самих утопающих. Поэтому давайте ломать традиции!  И начнем с того, что прямо сейчас похвалим своих детей. Хулиганов, лентяев,  нерях  и олухов.  Самых лучших и самых талантливых детей на белом свете! 

Ольга Макарова

Уважаемые читатели! Вы ругаете своего ребенка? Выстраивая границы дозволенного, вы говорите ему о своей любви? Ваш ребенок подвержен оценочным суждениям старших? Ждем ваших ответов в комментариях!
 

Читайте также:

Как не испортить ребенка бабушкой?

Трудно быть Богом. Родителями Бога — еще труднее

Обсуждаем на форуме:

Воспитание ребенка

 

Оставь себе своих тараканов, или комплексы, которыми нас наделяют родители

Комплексы — специфические багги (ошибки) сознания,
получаемые в процессе развития личности.
Lurkmore

 

Оставь себе своих тараканов, или комплексы, которыми нас наделяют родители

Фотограф Митя Оганесян
 

У вас есть комплексы? Очень просветленные люди могут ответить на этот вопрос отрицательно. Потому что их внутреннее равновесие уже давно вышло за рамки бытовых представлений о проблемах развития личности. Но простые смертные, вроде меня, ответят «Да».


Скажи маме, чтобы расслабилась

По различным причинам некоторые сферы нашей внутренней жизни выведены из равновесия и требуют к себе внимания. Так называемые «больные темы» или «болевые точки», нажатие на которые создает сильное напряжение: мы буквально собираемся для ответного удара, как только слышим что-то из «больного».

Избитая фраза о том, что все проблемы тянутся из детства, на самом деле, верна на 100%. Если девочке с малых лет вбивали в голову, что она во всем должна быть первой, что стремление к идеалу – это главная мотивация в жизни, а мнение окружающих ценно и важно, к 30 годам девочка заработает невроз.

И вот девочке 40: у нее два диплома с отличием, трое детей, муж – дипломат, коттедж в перспективном районе города, по утрам массажист и косметолог, в обед – психотерапевт, вечером – семейный ужин и антидепрессанты на десерт. С чего это, спрашивается, таблетки пить?

Все, что в своей жизни делала девочка, было не достаточно хорошо для ее мамы. Дом в Дроздах? – Могла бы жить и за границей! Два красных диплома? – И зачем было тратить столько времени на учебу! Муж-дипломат? – У Марьи Ивановны дочь вышла замуж за министра!

Что бы в своей жизни не сделала девочка, ее мама всегда будет ей недовольна. Потому что она недовольна собой! Свои неудачи и нереализованные амбиции «добрая» мама проецирует на дочь. А дочь из кожи вон лезет, чтобы получить материнское одобрение и признание. Ведь для каждого из нас важно принятие и внимание близких людей.
 

Оставь себе своих тараканов, или комплексы, которыми нас наделяют родители

Фотограф Митя Оганесян


Папа, я хорош такой, какой есть

А вот мальчик растет. Папа у него сильный, мужественный, КМС по боксу. В представлении папы сын должен быть таким же. Когда сын днями просиживает за книгой и изучает, как скрещиваются жуки, у папы ломается мозг. Его сын не может быть просто ботаником! Папа отказывается принимать реальность.

И папа берется за дело основательно: делать из мальчика мужчину – это вам не жуков рассматривать. Утренние пробежки, изнурительные тренировки в секции, постоянные проверки на реакцию «лови банку!», летний спортивный лагерь и т.д. Лет через 5, убедившись, что сын не рожден для великого спорта, отец перестает им интересоваться, и переключается на соседского мальчика, умело забивающего мячи в кольцо.

В 45 лет мальчик, страдая комплексом неполноценности и огромным чувством вины за неоправданные надежды, так и не смог выбраться из-за книг с жуками и начать нормальную жизнь. Отец навечно посеял в нем страх неудач. «Ты ни на что не годен!», «Тебе надо было родиться девкой!». Наши родители вообще мастаки по заселению нашего внутреннего пространства комплексами.

Комплекс Нарцисса (превосходство), комплекс Мессалины (распущенность), комплекс Квазимодо (постоянное болезненное недовольство своей внешностью), комплекс Алисы (отрицание реальности, жизнь в мечтах), комплекс Питера Пэна (не желание взрослеть), комплекс амазонки (желание доминировать), комплекс жертвы, комплекс целомудрия (преувеличенное чувство собственной непорочности), комплекс неполноценности… Их тысячи! И у каждого из нас есть хоть один.
 

Оставь себе своих тараканов, или комплексы, которыми нас наделяют родители

Фотограф Митя Оганесян


Что делать?

  • Поверить в себя
  • Полюбить себя (в том виде, в котором вы есть)
  • Обращаться к своим положительным сторонам чаще, чем к отрицательным
  • Побороть страх непринятия родителями
  • Проверять вещи и ситуации на реальность (часто многое из того, что мы видим, носит надуманный и преувеличенный характер)
  • Действовать

Освободиться от комплексов, закрепившихся в нас намертво, вовсе не легкое дело. И путь этот часто болезненный, психологически напряженный. Это, как родиться заново, снова проходя через родовые пути.

Но если вы решили, что пришло время что-то менять, приступайте к поиску первопричины. Ответьте себе на вопросы: что мешает вам быть счастливыми, чего вы боитесь и чего на самом деле хотите вы, а не ваши родители?

Запишите ответы и действуйте!

Мама и папа, оставьте себе свои комплексы.


Уважаемые читатели! Расскажите о своих комплексах. Как вы с ними боритесь? Что является причиной их возникновения? Ждем ваших комментариев!


Читайте также:

Чучело, очкарик и жиртрест: быть изгоем в школе

Из декрета в декрет: Как подготовить ребенка к отсутствию мамы на время родов?

Обсуждаем на форуме:

Дневники пользователей

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями в социальных сетях! Жми

Раз-два-три-четыре-пять, будем яблоки считать!

Раз-два-три-четыре-пять, будем яблоки считать!


Сентябрь – урожайная пора. А этот год выдался яблочным. Все знают, что в такой год яблоки при наличии собственного сада девать некуда. И закатано все, и объелись. И вот решила я совместить полезное с полезным: и накормить яблоками, и поучить чему-нибудь детвору. Подготовила тазик фруктов и выставила в центре комнаты.

— Сегодня у нас яблочная математика!


Раз-два-три-четыре-пять, будем яблоки считать!
 

Взяли мы с мальчишками две машины – большую и маленькую. Первое задание – погрузка. Конечно, в маленький грузовичок много не влезло. А вот в самосвал загрузили все оставшееся и еще свободно. Конечно, большинство мальчиков любят автомобили, поэтому игра их увлекла: машины перевозили груз по всей комнате, разгружались, опять наполнялись яблоками, всегда  с одним результатом – в самосвал помещается много фруктов, в маленький грузовик – мало.

Итак, выводы: маленькая машина – мало яблок, большая – много яблок.

Теперь яблоки нужно доставить заказчикам. Кукла Аля хочет много яблок, а Котик – одно. Разложили в тазик и тарелку. С Артуром заодно и посчитали: сколько это — «много» у нас в тазик поместилось.


Раз-два-три-четыре-пять, будем яблоки считать!
 

И вот, пока мы в маленький тазик и тарелку яблоки перекладывали, случайно обнаружили, что в разную посуду вмещается разное количество фруктов. Интересно, почему? Расставили «тарелки» и сравнили размеры. Вот и с понятием «объем» познакомились. Снова перекладывали краснобокие: в большую все вмещаются, в маленькую  — три с трудом, в среднюю много, да не все.


Раз-два-три-четыре-пять, будем яблоки считать!
 

Родион принес паровоз. И стали наши яблочки вагонами. Строили из них линию прямую и пересчитывали вагончики поезда. Артур решил второй поезд построить. Один получился длиннее, другой короче. Интересно, почему? Стали вагоны считать. И выяснилось, что в Артуркином поезде прицепов больше, чем в Родиошкином.


Раз-два-три-четыре-пять, будем яблоки считать! Раз-два-три-четыре-пять, будем яблоки считать!
 

Раз линии построили, то стоит попробовать собрать и другие фигуры – квадрат, треугольник, круг. Этим дети, конечно, не ограничились, были потом и домик, и солнышко, и машина….


Раз-два-три-четыре-пять, будем яблоки считать!
 

Когда заговорили про круг, то заметили, что яблоко само по себе круглое. Более того оно – шар. Все предметы в форме шара хорошо катаются, проверяем. Решили проверить,  можно ли из яблок башню построить. Выяснили, что башня будет пизанской и требует присутствия атланта, иначе стоять не будет. Вывод: из шаров башня не строится.


Раз-два-три-четыре-пять, будем яблоки считать!
 

Мы организовали магазин. И сразу выстроилась очередь покупателей. Сначала они выдавали простые просьбы: одно яблоко, три…. А потом стали путать продавцов: «Мне нужно два яблока минус одно», — говорил Котик. «А мне, пожалуйста, два яблока плюс два», — делала заказ кукла. Но Артур не запутался.

Переходим к делению! Если у нас есть товарищи,  с которыми нужно поделиться, то это умение просто необходимо. У нас оказалось 3 друга, а в наличии 3 яблока. Здесь Артур справился моментально.


Раз-два-три-четыре-пять, будем яблоки считать!
 

А вот потом появилась задача сложнее: два товарища и всего один фрукт. И мы совершенно верно рассудили, что без ножа никак. Яблоко разрезали пополам и выяснили, что теперь у нас есть две части одного яблока.

Аля и Кот получили по половине. Затем прибежали еще две собачки, пришлось снова резать. На этот раз у нас получились четыре четверти. И все друзья смогли полакомиться сочным фруктом.

Деление очень понравилось мальчикам, настолько, что появилось желание яблочками перекусить. Мы помыли фрукты, поделили их на четвертинки, и детишки с удовольствием умяли половину тазика. Вот такой стимул к витаминному перекусу.


Уважаемые читатели? А вы со своим ребенком занимаетесь математикой? В какой форме обычно это происходит? Ждем ваши комментарии!

Что найдут под елочкой наши детки?

новогодние подарки для детей

Какие подарки приготовить ребенку к Новому году? Давайте разберемся….

От 1 до 2

В этот период жизни кроха развивается, знакомится с окружающим миром и сами собой. В этом возрасте ему интересны логические игрушки, к тому же, дети любят «манипулировать», у них развивается моторика и логическое мышление. Однако, от Нового года дети ждут волшебства, поэтому можно заменить привычную пирамидку «ведерками», которые прячутся одно в другое.

Ваш малыш не играет с юлой? Это потому, что не может сам нажать на рукоятку. Выход – юла с большой кнопкой вместо рукоятки. Карапуз справится с ней сам, а крутиться она будет по-настоящему.

Роскошный конь приведет малыша в восторг. Ничего, что вместо копыт у него колеса или дуги-качалки. А если малыш зверушкам предпочитает папин джип, выбирайте миниатюрное авто, действующее по принципу самоката.

Малыша порадует огромный мяч «с рожками», на котором можно даже скакать верхом, и никто не будет ругаться, потому что он для этого и предназначен.

От 2 до 3

Творческий возраст. Строить и ломать – вот что надо малышу. Для этого подойдут пластмассовые или деревянные кубики. Из них можно построить город!

Активные игры дома – бич родителей. Но энергетическая разрядка нужна малышу. Направить энергию в нужное русло, а заодно научить ловкости помогут кегли или кольцебросы. В отличие от тяжелого мяча, эти предметы не опасны для зеркал и посуды.

Большая пластмассовая сборно-разборная машина – идеальный подарок для мальчиков. Узнать, «что у нее внутри», можно без вреда для игрушки. И опять же, ловкость рук!

подарки детям

От 3 до 5

Возраст тематических игр: в больницу, в магазин, в маму и т.д. Дома малыши с удовольствием играют во «взрослую» жизнь.

Для таких игр подойдут: 

  • кухонная плита с кастрюлями, а также почти настоящий чайник и, конечно, посудка. Не надо покупать все сразу. Любому из этих подарков малышка обрадуется.
  • стиральная машинка и утюг впридачу. Сейчас в продаже есть бытовая техника – практически точная копия взрослой, только без розеток и меньших размеров.
  • набор доктора понравится не только девочкам. Особенно если в стетоскоп будет слышно биение сердца – такой звуковой эффект!


От 5 до 7

Ваше чадо, надев папину фуражку, играет в военного? Или оглушительно свистит, как дядя-милиционер? Значит, пришло время выбора профессии и ролевых игр. Для этого просто необходимы: набор строителя, гонщика, пирата, для мальчиков, учительницы или феи для девочек. В нем не только подходящая маска, но и оружие, издающее похожие звуки. А у феи – воздушные крылышки и волшебные туфельки!

  • Куклы, которые научат девочек по-настоящему заботиться о малыше. У таких пупсов меняется мимика, они просят кушать, плачут, писают в настоящие памперсы!
  • Магнитный конструктор. С ним любой ребенок почувствует себя настоящим строителем. Творческий полет — не ограничен!
  • Железные дороги и треки. Самые желанные — с радиоуправлением!
  • Маленьким спортсменам – боксерские перчатки и грушу, лук с оперенными стрелами и мишень.
  • Но самые новогодние подарки напоминают о том, что на дворе снежная зима – это лыжи, санки, коньки.

Определись? Тогда вперед за новогодними подарками!

 

Кузьмина Наталия

 

Читайте также:

Новогодние украшения своими руками

Новый год для малыша

Обсуждаем на форуме:

Новый год 2013