Архив рубрики: Психология и воспитание

Нескучные будни многодетной мамы: «Знакомьтесь, это зубы!»

Как приучить ребенка ухаживать за своими зубами? С помощью увлекательной игры!
 

Нескучные будни многодетной мамы: «Знакомьтесь, это зубы!»
 

«Зубы, наверное, даны нам в наказание!» — именно так я частенько думаю. А ведь на самом деле: сначала режутся, как минимум, это беспокоит; потом им необходимо обеспечивать хороший уход несколько раз в день; затем они могут начать болеть, и зубы придется лечить; и тут – на тебе – выпадают, режутся снова; и уход нужен, и лечение, а то и вовсе исправление у ортодонта…

К старости новые напасти – вырывать, делать протезы, ставить имплантаты…. Стоп, что-то меня занесло, мы же все-таки о детях, а, значит, рановато думать об этих ужасах… А может — нет? Вдруг у меня получится написать им другой сценарий? Такой, где не будет места лечению, вырыванию и протезам? Итак, сказано – сделано!

Полтора часа мне понадобилось, чтобы на скорую руку организовать тематическое путешествие в зубную жизнь. Дети ждали. Они знают, если мама сказала: «Скоро будем играть», — значит, немного терпения — и они получат нечто увлекательное.

Первый пошел, второй пошел…

Первым делом зубы у человека режутся. Вот такая неприятность. А как оно происходит?

Через десну (красное тесто для лепки) прорезается зуб (тыквенная семечка). Ох, нашему зубику пришлось труднее всех клыков в этом мире, его пропихивали вместе и поочередно три пары активных детских ручек. Пришлось прорезаться несколько раз, чтобы удовлетворить интерес. Сразу прорезали и коренной, который выпихнул молочный «зуб», чтобы уж наверняка.


Нескучные будни многодетной мамы: «Знакомьтесь, это зубы!»
 

Итак, зубки прорезаются у детей в количестве 20 штук – 10+10. И мы засадили нашу одну «десну» тыквенными семечками в нужном количестве, заодно и счет повторяли.

Родион считать не умеет, поэтому он продолжил взращивание «зубов» даже вторым рядом, как у акулы.


Нескучные будни многодетной мамы: «Знакомьтесь, это зубы!»
 

Теперь наша задача зубки беречь, но для этого нужно знать, что же им нравится, а что они совсем не любят. Счастливый зубик получил приятные вещи – витаминную морковку, ржаной хлеб, молоко, зубную щетку, пасту, сыр.

А грустный зубик обзавелся конфетами, соком, шоколадкой, твердыми орехами, газировкой и сушками. Чему тут радоваться?

Хотя Артур готов был угостить веселый зуб всеми этими, на его взгляд, приятными вещами. Оказалось, что зубы их не любят – какая жалость! Все картинки я просто нарисовала на бумаге, можно будет еще не раз повторить игру.

Переходим к водным процедурам

Все знают, что зубы нужно чистить, но не все стараются это делать. Для утверждения необходимости ухода за зубами, я подготовила целых четыре игры. Для начала – пальчиковая гимнастика.

Жили-были зубки, кушать помогали: (складываем ладони вместе, пальчики-«зубки» стучат друг по другу – «жуют»)

Всю они еду тщательно жевали.

Оставалась на них грязь, (одна ладонь – «щетка», очищает (смахивающие движения) другую ладонь)

Щеткой счистим все сейчас.
 

Нескучные будни многодетной мамы: «Знакомьтесь, это зубы!»
 

А потом дети вооружились настоящими зубными щетками (у нас были старые) и чистили зубы, в роли которых выступали половинки картонных контейнеров от яиц. Остатки пищи – пластилин. Занятие, нужно сказать, увлекательное, поэтому зубы обрастали грязью вновь и вновь.

Еще один зубик ждал чистки на маркерной доске, стирали рисунок и щетками и губкой, важно было зубик не повредить.

Чтобы почувствовать, насколько приятна нашим зубкам процедура чистки, я стала на время зубной щеткой, а дети – зубами. И провели небольшой массаж.

Но мы же не всегда можем почистить зубки, вот уж беда! Как же спасаются наши друзья? Оказалось, что во рту есть слюна, которая помогает очищать наши ротики. С помощью язычка мы зубки протерли. А за одно и пополоскали ротики, надувая щеки. Вот такая логопедическая гимнастика получилась.

Юные стоматологи: вместо пломбы пластилин

А потом к нам пришли больные зубки. И дети стали стоматологами. Нарисованные на бумаге, грустные больные были все в дырочках. И пломбировали мы их пластилином.
 

Нескучные будни многодетной мамы: «Знакомьтесь, это зубы!»
 

Но ведь не все так просто в кабинете у врача;  замазать дырку – это еще не все лечение. Кабинет мы оборудовали за две минуты – и набор доктора пригодился, и стеки для лепки. И вот пришел к нам большой и очень больной зуб из соленого теста.

А в нем дырка черная! Осматривали, зачищали, пломбировали, портили зуб снова, и снова лечили. Мама даже чаю попить успела.

Вернулась я и спросила: «А какой «зверь» наши зубы так портит?» Зовут-то его кариес, но вот как выглядит этот вредитель? Но дети-то все знают! Они его рисовали, — каждый в меру сил и представлений. У Эллины получился жучок на зубике, у Артура круглое и волосатое с милой улыбочкой, а у Родиона сплошной полет фантазии и фломастера по листу бумаги.


Нескучные будни многодетной мамы: «Знакомьтесь, это зубы!»
 

Решили мы выстроить защиту зубкам от этого монстра зубной пастой. Прямо из тюбика обводили фигуры вокруг зубов на листе бумаги.

Пока наши друзья под защитой, можно и разобраться, откуда место для зубов берется, ведь 20 молочных выпадают, а вырастают целых 32! И на помощь нам пришел воздушный шарик с шикарной улыбкой.
 

Нескучные будни многодетной мамы: «Знакомьтесь, это зубы!»
 

Надула я его не до конца, лицо нарисовали, а в рот вклеили зубы из малярного скотча, а потом стали надувать шар все больше и больше. Наш рот увеличился, зубы разъехались…. В общем, очень наглядно подрос «человечек».

Осталось понять, как же так получается, что зубик болеть начинает. Для этого ребятишки раскладывали по порядку картинки – что за чем следует – здоровый зуб, грязный, с началом болезни и с сильным кариесом.
 

Нескучные будни многодетной мамы: «Знакомьтесь, это зубы!»
 

Ох, уж этот кариес! Решили бороться. Я его изображала и должна была ловить детей-зубиков, а они вырывались и убегали. Забавно, но самым шустрым и ловким оказался малыш.

Не уходя от темы, повторяли цифры и счет – пересчитывали зубки в ротиках, находили нужную цифру, а на нее крепили прищепку.  Карточки на картоне нарисовала.
 

Нескучные будни многодетной мамы: «Знакомьтесь, это зубы!»
 

Собственно для проверки эффективности зубной пасты мы провели опыт. В чашку с уксусом опустили яйцо, наполовину обработанное пастой. Результат не очень впечатлил, но разницу почувствовали.
 

Нескучные будни многодетной мамы: «Знакомьтесь, это зубы!»
 

Финальным аккордом стало создание зубной челюсти из конструктора. Очень увлекательное занятие. Мы даже зубную щетку сделали, чтобы эту челюсть чистить. Этим же инструментом зубы и повыбивали.

Ну, а теперь, все быстренько чистить «бубы», как говорит Родион.
 

Уважаемые читатели! А ваши дети любят чистить зубы? Как вы приучили детей ухаживать за зубами? Ждем ваших комментариев!

Ребенок с моторчиком: гиперактивный или нормальный?

Новая авторская колонка Марии Столяровой, журналиста, PR-менеджера, бизнес-консультанта о буднях одного очень активного мальчика и его мамы (которая почти сошла с ума).
 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у двухлетки?


СДВГ – самый двигательный в мире Глеб

Моему сыну 2 года и 3 месяца. Его зовут Глеб. Он – непоседа, вертолет, неутомимый исследователь, бесстрашный экспериментатор, шумный и пылкий маленький человечек.

Он не ходит, а бегает. Не сидит на месте, постоянно вертится, не боится новых мест и чужих людей, не стесняется других детей. Каждая лужа во дворе – наша, и пресечь купание можно только волевым устранением орущего тела с улицы.

Его невозможно удержать рядом с собой в магазине, поэтому мы ездим в торговые точки исключительно в коляске с тугими ремнями. В течение дня он рисует, лепит, танцует, возится с водой, с крупой, клеит аппликации, собирает пазлы и мозаику – и все по 15 минут максимум.

И, как любой ребенок в этом возрасте, закатывает истерики по 5 раз на дню. У него плохо развивается речь, но при этом он понимает оттенки цветов и знает более 10 геометрических фигур.

Наш штатный невролог уверен, что у него синдром дефицита внимания и гиперактивности. Я же считаю, что он – обычный мальчишка-сорванец.
 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у двухлетки?


Почему я не верю в диагноз СДВГ?

Для СДВГ характерны три особенности поведения: расстройство внимания (неусидчивость), импульсивность и двигательная активность. Под это описание подходит минимум половина всех детей до 3 лет в мире.

Бегать, кричать, ломать, стучать, разбирать, не слушаться и доводить маму до седых волос – норма жизни малышей. Потому что так познается мир, его опасности и тайны. И потому что в нас так заложено на генном уровне. И заложено не нашими родителями, а нашими очень и очень дальними предками – примерно теми, что произошли от обезьян.

До школьного возраста дети и должны постоянно крутиться и вертеться, быть надоедливыми и чересчур любопытными.

Считается, что дети с СДВГ – настоящая головная боль для родителей. Они могут выбежать на дорогу, не боясь получить травму, залезть в яму на стройплощадке, забраться на дерево или спрыгнуть с высокой горки в траву. Но разве так ведет себя не половина мальчишек (девчонок чуть меньше, они благоразумней с младенчества) во всем мире?

Дети с СДВГ встревают в разговоры взрослых, не стесняются в выражении своих чувств публично, часто теряют вещи – варежки, ключи, зонтики и так далее. Я бы сказала, что под это описание подходят и некоторые взрослые, а не только все дети в мире без исключения.

У моего сына все классические признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания, если расценивать обычное развитие темпераментного малыша, как психоневрологическое заболевание. И если большинство детей имеет те же признаки – на нашей планете пандемия СДВГ.

Я не оспариваю тонны научной литературы по феномену СДВГ: там ясно описаны диагностированные случаи, выведены аналитические данные на основе наблюдения за детьми с минимальной дисфункцией мозга и даны рецепты лечения.

Но не верю в этот диагноз, с легкостью выставляемый нашими неврологами (не всеми) детям 2-3 лет, когда СДВГ во всем мире диагностируется не ранее 5-6 лет.

Особо одаренные (неврологи) могут записать в медкарту «синдром гипердинамии» шестимесячному карапузу, который активно пытается ползти, когда по канонам детской неврологии должен только сесть.
 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у двухлетки?


Если вашему активному двухлетнему исследователю записали в карточку СДВГ, основываясь только на том, что он не притих, оказавшись в незнакомом помещении, а без стеснения пошел доставать из шкафа стопки медкарт, смените невролога.

Для диагностики СДВГ проводится серия тестов на внимательность, собирается подробный семейный анамнез, ведется наблюдение за ребенком в повседневном общении, назначается электроэнцефалограмма и МРТ для объективной оценки состояния мозга.

Это длительный и поэтапный процесс совместной работы невролога и семьи ребенка. И только по совокупности всех результатов можно установить диагноз СДВГ. Но никак не «на глазок». Запускать такой процесс исследования рационально с 5-6 лет.

Отличить очень активного ребенка от гиперактивного совсем не просто. И не быстро.

Когда мой бесенок, очухавшись от сильнейшего приступа обструкции в больнице, на вторые сутки бегал по палатам с деревянной шваброй, стыренной где-то в подсобке уборщиц, а заодно подхватывал бесхозные печенки с чужих тумбочек, я была готова уверовать в СДВГ, как никогда. Потому что не было на этаже ребенка беспокойнее и деятельнее.

У меня часто спрашивают, в чем секрет воспитания этого привидения с мотором: как с ним справляться и куда направлять неуемную энергию? И как не сойти с ума от его выкрутасов? Ответ всегда разный и не всегда находится сразу.

Расскажу об этом в следующий раз.


Уважаемые читатели! Вашему малышу ставили диагноз СДВГ? На сколько активен ваш ребенок? Ждем ваши ответы в комментариях!
 

Читайте также:

Дети одни дома: халатность или здравый смысл?

Как утихомирить маленького задиру?

Обсуждаем на форуме:

Воспитание ребенка

Семейный навигатор:

Детские развлекательные центры

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями в социальных сетях! Жми

Важный разговор, или Давайте поговорим об ЭТОМ

Почему-то во многих семьях темы полового созревания считаются постыдными и неприемлемыми, но ведь через это проходят все, и важно чтобы ребенок мог поговорить о странных изменениях своего организма именно с родителями, а не узнавать от друзей мифы и бояться. Ребенок должен быть уверен, что может рассчитывать на вашу поддержку и помощь. 
 

Важный  разговор, или Давайте поговорим об ЭТОМ


О чем важно знать взрослеющему мальчику?

Физиологическое взросление начинается приблизительно с 11 лет. Главное не упустить момент: морально подготовить ребенка и популярно все рассказать.

Лучше всего, если беседу с мальчиком проведет отец. В противном случае это может сделать хороший друг семьи или же мама.

Важно научить ребенка мыть головку члена под крайней плотью. Это приучит его к чистоте и позволит обнаружить фимоз (если он есть), а следовательно, чем быстрее решите эту проблему, тем лучше.

Поллюции — непроизвольное семяизвержение, происходящее во сне, чаще сопровождается снами эротического характера.

У активных сорванцов поллюции могут протекать не столь заметно, чем у спокойного ребенка, так как выброс спермы происходит раньше того, как нужный для этого объем накапливается. Стандартно, через каждые 15-20 дней, мальчик будет просыпается с мокрыми или подсохшими трусами. В таких случаях не плохо бы дать ребенку свободный доступ к нижнему белью, чтоб избежать лишних стеснений.
 

Важный  разговор, или Давайте поговорим об ЭТОМ

Девочка и красный день календаря

Уже с 11 лет можно спокойно начинать говорить с девочкой о менструации, и это будет разумно: дочка должна чувствовать заботу и поддержку матери.

Ребенку стоит знать: «Месячные — это не болезнь». Здесь важно чтобы девочка была готова впервые увидеть кровь на нижнем белье, она должна знать — бояться не стоит. Предметы личной гигиены нужно купить заранее, рассказать, а возможно и показать, как правильно пользоваться прокладками. Пусть девочка держит в сумке или портфеле 1-2 прокладки, ноша эта не тяжелая, а придаст спокойствия вам и вашему ребенку.

Так же необходимо рассказать о гигиене во время критических дней и не забудьте предупредить, что в такие дни лучше не поднимать тяжестей и следует исключить занятия плаваньем.
 

Важный  разговор, или Давайте поговорим об ЭТОМ

Как вести себя во время важного разговора

Разговор не должен быть внезапным для ребенка, убедитесь, что он хочет и готов с вами обсуждать подобную тему.

Чтобы ребенок не воспринимал месячные и поллюции как что-то постыдное, во время разговора следите за своей интонацией. Шепот или же бурные эмоции здесь неуместны. Так же полезным будет заверить ребенка, что он может в любой момент обратиться к вам с вопросами интимного характера, нечего стесняться — что естественно, то не безобразно.

А главное, вы не должны стесняться сами, если боитесь не справится с подобным разговором, посоветуйте ребенку правильную книгу.


Уважаемые читатели! Вы уже задумывались, как ребенку рассказать о половом созревании? Как вы провели разговори на столько деликатную тему? Как отреагировал малыш? Ждем ваших ответов в комментариях!


Читайте также:

Детские «каракули»: в мусор или на стену?

Как правильно воспитывать мальчика?

Обсуждаем на форуме:

Детям о сексе. Пора?

Что положить под елку? Проверенные идеи подарков детям от мамы четверых погодок

Поиск подарков на Новый год может стать головной болью для родителей. Что купить детям под елку? С какими подарками идти в гости в семью, где есть дети? Со списком удачных покупок нам помогла мама четверых погодок и автор блога о материнстве Анна Сармонт.
 

Источник фото: instagram.com

Анна шутит, что, наверное, «не наигралась в детстве». Она с удовольствием следит за новинками в индустрии игрушек, предпочтение отдает вещам, которые развивают память и интеллект детей, а также побуждают больше двигаться.

— Честно признаюсь: у нас море игрушек. Но будь у меня такая возможность, я бы все переиграла и старалась бы покупать универсальные долговечные игрушки, а не одноразовые. И вот какие вещи, на мой взгляд, достойны того, чтобы подарить их в Новый год.

Подарки для малышей от рождения до 2 лет

— Деревянные «прорезыватели».  С ними можно поиграть, а если хочется, и погрызть. Это не резина, не пластик, экологический продукт.

— Фетровые книжки с передвигающимся элементами очень классно развивают моторику и причинно-следственные связи.

— Бизиборд. Это развивающая доска, которая содержат много разных кнопок, замков, прищепок и прочих предметов, надолго увлекающих детей. Сейчас еще стали делать миниатюры, которые напоминают связку ключей — их можно взять с собой в дорогу.
 

Источник фото: bizibordum.ru

— Ортопедический коврик — модное и полезное решение для подарка.

— Тактилики — сенсорные игрушки (мячи) разных фактур, которые можно катать и бросать. Многие родители их недооценивают, но психологи рекомендуют такие игрушки, чтобы развивать тактильные ощущения у малышей.

— Мягкие куклы ручной работы без мелких деталей.

— Деревянные конструкторы с животными, горками, кубиками.

— Музыкальные игрушки. Их никогда не бывает много, малыши их просто обожают. У нас была совушка с колыбельными, дочка даже засыпала с ней.

— Лего дупло (с большим деталями) или аналоги. Знакомим ребенка с первым конструктором.

— Качели, горки. Все, что заставляет детей двигаться, я считаю отличным подарком.

— Сортеры — игрушки, которые учат сортировать предметы по определенному признаку.

— Кинетический песок или домашняя песочница для игры с формочками дома.

— Водный столик. Моему старшему сыну подарили такой набор в 2 года — и до сих пор дети играют с ним с удовольствием. Можно играть в ванной, в коридоре (мы подстилаем непромокаемую пеленку), а летом брать столик с собой на пляж.
 

Источник фото: fastbox.su

— Машинка-каталка, бибикар. Многофункциональная игрушка — с ней можно учиться ходить, катать ее самому или кататься на ней с помощью взрослых. Must have, особенно для мальчиков.

— Музыкальные книги, книги с окошками, интерактивные — книг много не бывает.

— Пирамидки (особенно прекрасны те, что, кружась, скатываются по палке-основанию), блоки и цилиндры, матрешка.

— Фрукты и овощи, которые можно разрезать.

Источник фото: wood-toys.ru

—  Крабик, который распознает движения и убегает от малыша. Отличный подарок для детей, которые не спешат ползать, например.  

Подарки для детей от 2 до 4 лет:

— Детский проектор. У нас, к сожалению, такого нет, но я думаю над покупкой: дети видели такой в гостях, и им он очень понравился.

— Батут с сетками и без сеток, с защитой и без. Это вообще бомба! Отличный способ потратить энергию, кроме того прыжки полезны для координации.

— Все, что можно бросать и ловить. Мячи, теннис, видела даже мячи на веревке, которые подвешивают к потолку — и ребенок отбивает их битой.

— Пальчиковые краски, наборы для творчества, наклейки, многоразовые тетради с заданиями — все это пригодится для занятий с родителями.  

— Первые тематические энциклопедии и вообще любые книги по возрасту.

— Игрушки, куклы. В этом возрасте ролевые игры становятся доминирующими.

— Беговел, самокат, велосипед— все, что развивает ребенка физически. Не забываем про шлем.

— Магнитный конструктор. Одна из самых ходовых игрушек у наших детей. Рекомендую сразу покупать наборы с большим количеством деталей. У нас около 100, и я вижу, что детям не хватает уже этого количества.

Источник фото: toyzi.by

— Любые другие оригинальные конструкторы. Моим детям, например, нравится набор Banchamm с деталями в виде пластиковых трубочек разной длины и цвета.

— Наборы для распознавания эмоций, которые помогают ребенку понять, как называются разные чувства и учат считывать эмоции у других людей.

— Торт или пицца со вставными деталями. Бывают деревянные или пластмассовые. Как правило, торт разделен на 6 частей, и есть дырочки сверху, куда можно вставлять свечи, украшения.

— Мемори — игры (карточки), которые помогают развивать память.

— Интересные сортеры. Я видела деревянные баки с отходами. Хорошая игрушка, которая учит с детства сортировать мусор.

Источник фото: gratwest.ru

— Чудо-лабиринт на развитие двух полушарий. Игрушка состоит из двух одинаковых деревянных лабиринтов, которые «отзеркалены». Передвигая  фишки или деревянные ручки по лабиринту двумя руками одновременно, ребенок подключает оба полушария головного мозга.

— Магнитные червячки, рыбки, шарик в сыре помогают развивать мелкую моторику.

Источник фото: tootoo.com.ua

— «Юный кулинар» на липучках представляет собой поднос, на который с помощью липучек можно крепить продукты. Пригодятся также фрукты-овощи полимерные.

— Башни из деревянных элементов (кубики, фрукты, звери).

— Всевозможные балансиры — детали, которые ставятся друг на друга. Главная задача, чтобы конструкция не разрушилась.

Источник фото: bigl.ua

— Наборы для творчества, краски, пластилин, тесто. У нас очень много разных наборов с пластилином, и они пользуются большой популярностью у детей.

— Домики с мебелью — отличный подарок для девочки.

— Игровой набор «Чистые овощи». Оригинальная вещь — в холодной воде овощи выглядят грязными, а если помыть их горячей водой, становятся чистыми.

— Динозавр, который носит яйца. Смешная игрушка, которая развеселит любого ребенка.

— Ночник — для детей, которые боятся темноты. 

Подарки для детей 4-6 лет:

— Театр теней. Продаются уже готовые наборы, в которых есть сцена, свет, декорации и фигурки-актеры. Интересное занятие для всей семьи.

— Чудо-молоток с гвоздиками. К пробковому полотну можно прибивать гвоздиками разные детали. Играть надо, конечно, под присмотром взрослых.
 

Источник фото: irecommend.ru

— Бибикар, скейт, сноуборд, самокат, велосипед, беговел, сноуборд-самокат, коньки, тюбинг —  все для спорта и развития координации.

Геоборд — деревянное панно с палочками, на которые можно надевать резинки, различные детали и делать из них разные картинки. Вариантов игр много.  
 

Источник фото: livemaster.ru

— Головоломки, тетрисы, танграм (из разных деталей нужно собирать одно полотно).

— Конструкторы из бусин, блоков, палочек, резинок.

Лабиринт, который представляет собой вертикальную горку с отверстиями. Цель — поднять мяч наверх на нитке.

Настольные игры. Нам нравятся «Барабашка»,  «Хитрый лис», «Четыре в ряд», «Фермер», «Монополия», «Uno», «Твистер», «Балансиры», «Летчик Луи», «Скоростные цвета», «Цветовой код», «Доббль», «Коварный лис», «Зверобашня», «Попробуй повтори».

— Балансборд — это неустойчивая доска, которая требует координации и умения балансировать, чтобы удержаться на ней. Детей от этой игрушки не оторвать!
 

Источник фото: Инстаграм

Полет в аэротрубе, сертификат на посещение мастер-класса, игровой комнаты, скалодрома, веревочной городка, батутов. В аэротрубу, которая недавно открылась в Минске, кстати, пускают уже с 3 лет.

— Музыкальные инструменты: раскладное пианино или барабаны, микрофон, наушники, плеер, портативная колонка.

— Смарт-часы — у нас они есть, и на 100% нам и детям нравятся. Телефоны детям я раньше 10 лет покупать не планирую, хочу по максимуму оттянуть этот момент, поэтому умные часы очень выручают.

— 3D ручка, набор для выжигания, набор для рисования, наборы для творчества с бусинами, резинками очень хорошо развивают воображение и моторику и позволяют развивать прикладные навыки.
 

Источник фото: pinterest.com

Проигрыватель пластинок. Ретро-игрушка, которая позволит детям и родителям вернуться в прошлое.

— Танцевальный коврик, прибамбасы к приставкам для имитации игры в теннис, например.

— Копилки, динокопилка. Очень полезный подарок. Можно вместе придумать цель, на которую ребенок будет копить с помощью новой игрушки.
 

Источник фото: toyway.ru

— Гамак. Пригодится и для дома, и для выездов на природу.

— Тамагочи — игрушка из нашего детства, которая до сих пор есть в продаже.

— Магнитные энциклопедии (тело человека, карта мира, космос, пираты). Это книги, к которым прилагается набор магнитов. В такой форме новая информация запоминается гораздо быстрее.  

— Энциклопедии, художественные книги, книги с 3d динозаврами — для тех, кто увлекается этой темой. Открываешь книгу — а внутри появляется объемный динозавр. 

— Набор для выращивания растений — можно начинать учить биологию в увлекательной форме.

Вам понравились эти идеи? Если хотите дополнить список, пишите идеи в комментариях.

Как я провел лето в деревне

Как я провел лето в деревне
 

Если бы мой сын умел писать, и ему нужно было написать школьное сочинение на тему «Как я провел лето», вышло бы примерно следующее:

«Летом я ездил к бабушке в Добруш. В первый день я обнаружил, что у бабушки есть таз с водой на улице, и я в нем искупался в одежде, потому что мне было интересно проверить на себе закон Архимеда, да и просто жарко.

На второй день я упал и разбил лоб, бровь, нос и подбородок, поэтому тетя Света убрала ковровую дорожку с кухни. Жаль, ведь она так замечательно скользила! А вечером я упал лицом в асфальт и прокусил губу, но асфальт так никто и не убрал.

На третий день нашего отдыха мы с мамой ходили на речку, где я нашел большую песочницу, но мама сказала, что это — пляж. Какая разница, что это? Песок там что надо! Особенно на вкус. На следующий день после речки мы с мамой попали в больницу, потому что я не мог дышать.

В больнице мне все не понравилось, кроме швабры и печенек. И еще мама на меня все время злилась, потому что я хотел уйти по лестнице домой, и один раз мне даже удалось уехать в лифте наверх.

Однако никто не собирался отпускать меня домой, и мне пришлось лежать на полу в коридоре, пока мой протест не был услышан. Тогда тетя-врач нас выписала. Это все потому, что я умею убеждать.

Но больше всего этим летом мне запомнился Мотя. Мотя — это хомяк. Мне, конечно, так и не дали подержать его в руках или хотя бы на минуточку достать из клетки, но я успел потыкать ему пальцем в мордочку, сколько хотел. Наверное, Мотя — не очень контактное существо и в итоге он цапнул меня за тот самый палец.

Мама сказала: «Еще только какой-нибудь мотиной инфекции нам не хватало!». Я не понял из этого ни одного слова, но знаю, что мне не хватает фломастеров. Ведь я нашел отличную бумагу — ровную и желтую.

Мама сказала, что она называется обои, и спрятала все карандаши и фломастеры, когда я на них нарисовал Мотю. А потом она пошла извиняться перед тетей Светой и сказала, что может переклеить обои. Но тетя Света сказала, что они и так скоро будут делать ремонт.
 

Как я провел лето в деревне
 

А вообще, знаете, я понял, что люблю растения. Я увидел очень красивый кустик на подоконнике и решил его потрогать. Листья у него оказались толстые и сочные, хорошо рвущиеся на части.

Потом пришлось мыть руки. Но я так и не понял, почему мама расстроилась и сказала «пипец, пойду покупать новую фиалку». Меня Глеб зовут, а кто такой «пипец»?

Потом мне стало плохо. Опять приехала тетя, от которой пахло больницей. Опять мне сделали укол, хотя я очень возмущался. Мама спросила у тети «Почему у него не сбивается температура?» И тетя сказала, что снова кладет нас в больницу. Но я так посмотрел на маму, ну знаете, когда невозможно отказать, и мама решила, что мы останемся дома.

Потом 2 дня я плохо помню, мне было то жарко, то холодно, и очень хотелось пить. И сейчас я вам скажу, что следующие 4 дня были самыми нелюбимыми в моей жизни — мама все время колола мне уколы. Но приехал папа и, наконец, увез нас домой.

А еще я был у брата Жени, и мы там чуть не утопили в ванной маленьких черепашек, но, оказалось, что они хорошо плавают. Бабушка Оля учила меня рисовать красками, а я ей пытался объяснить, что я и так умею рисовать, мне бы лучше ножницы.

Больше всего мне запомнился брат Артем, брат Женя, тетя Аня и тетя Света, дядя Леша и дядя Саша. Дядя Леша учил играть меня на гитаре. В общем, ничего так отдохнули, только мама, мне кажется, очень устала».

Эта история случилась в прошлом году, Глебу тогда был 1 год и 8 месяцев. Запланированный длинный отдых в деревне с долгими вечерами в беседке за чаем, с семейными шашлыками и прыганьем в реку с тарзанки, сорвался из-за обструктивного бронхита. Мы как-то быстро ретировались домой, в Минск, к проверенным врачам и родным стенам.

Но один неудачный отдых ничего не значит. Впереди море! Только в этот раз я возьму аптечку побольше.


Уважаемые читатели! А каким было ваше лето в прошлом году? Что вам запомнилось больше всего? Ждем ваших комментариев!


Читайте также:

Чучело, очкарик и жиртрест: быть изгоем в школе

Из декрета в декрет: Как подготовить ребенка к отсутствию мамы на время родов?

Обсуждаем на форуме:

Дневники пользователей

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями в социальных сетях! Жми

Помните видео, где учитель кричит на ребенка? Спросили у экспертов, откуда столько агрессии в школе

На днях мы рассказали об инциденте в минской школе: пятиклассник взял с учительского стола свой телефон, из-за чего педагог подняла на ребенка руку. После выхода материала в редакцию написали читатели, которые также сталкивались с агрессией педагогов. Почему учителя позволяют себе общаться с детьми в такой манере и можно ли это списать на «выгорание»? Есть ли способы предупредить конфликты и как родителям разговаривать с ребенком, чтобы быть в курсе происходящего в школе? Попросили экспертов поделиться своим мнением.

Источник фото: unsplash.com

Педагог, психолог, специалист по семейному неблагополучию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Наталья Поспелова отработала в системе образования 28 лет. Она считает, что корень подобных конфликтов между учениками и учителем — в профессиональном выгорании педагога:

— Особенно ярко такое состояние проявляется через 2−3 года после начала работы по специальности, на 7-й год и после 15 лет в профессии. Учителя — это доноры. Как бы банально ни звучало, но мы вкладываем в детей или других людей часть себя. На каждого ребенка у нас ласковое слово, взгляд, интерес, к каждому надо найти подход. Да что там — нас даже оценивают по детям, говорят: «Вот она умеет держать класс», «Она может увлечь аудиторию».

Учителя вкладывают в детей свой интеллект, заботу, внимание и происходит не только эмоциональное опустошение, но и профдеформация. Рано или поздно педагоги начинают, по мнению окружающих, «кричать», но мы не кричим: мы так раз-го-ва-ри-ва-ем: громко, четко. Складывается впечатление, что мы либо что-то постоянно скандируем, либо слегка не в себе. Такая речь — это тоже одно из проявлений профдеформации.

Мир учителя за годы работы сужается настолько, что каждый семейный праздник — это «педсовет», а 8 марта и Новый год — не праздники вовсе, ведь учителю надо либо дежурить на дискотеке, либо участвовать в «родительском патруле».

Бывает, что учитель работает на постоянном эмоциональном подъеме — так, что у него нет времени ни поесть, ни кофе выпить, ни в туалет сходить. То есть человек настолько напряжен на работе, что не замечает естественных потребностей тела — это нехорошее состояние.

Как справляться с профессиональным выгоранием? Есть общие рекомендации, но прежде всего надо уметь опереться на самого себя, коллектив или близких людей.

Сам человек должен адекватно воспринимать свои возможности и потребности, давать себе время на отдых. Больше повезло тем, кто не зацикливается лишь на работе и у него есть другие интересы. Учителя ведь обычно тянут на себе все указания свыше. По принципу «Родина сказала надо, комсомол ответил есть!» Тянут, берут не ставку, а полторы-две. И хорошо, если приходит понимание: я устал, нужна подзарядка. Хорошо, если есть возможность и готовность прийти к руководству, попросить о снижении нагрузки. Грамотный директор обязательно подчиненного услышит.

Во-вторых, должна быть поддержка коллектива, руководства. Признание коллег — это та отдушина, которая помогает справляться со стрессом и дает учителю сил. Психологические тренинги для учителей тоже могли бы стать отличным способом снять напряжение, поговорить о своих проблемах и справиться с ними.

Очень важно, чтобы учителя поддерживала семья. Сложно работать, если твои устремления, твой выбор быть педагогом не принимается родными. Но если вас поддерживают — шансы оставаться в профессии надолго увеличиваются.

В то же время выгоранием нельзя оправдать поведение учителя, когда он поднимает руку на ребенка. Дети не обязаны выслушивать агрессивные слова в свой адрес, они — заложники ситуации. Если учитель не владеет самим собой — это его проблема и руководителя, но только не ребенка.

— Когда я слушала учителя из ролика, подумала: она уже одним только криком почти ударила школьника. Вспомнилась аналогия с миром животных и фраза из произведения Виталия Бианки: «Медведица грозно зарычала и нанесла удар». Вот и здесь: своим криком учительница показывала, как же ее все это достало, она — на грани.

Источник фото: Pexels.com

«Ребенок должен знать, что является нормативным поведением, а что неприемлемым»

Нам не удалось поговорить с мамой ребенка, который попал на видео. Факт того, что между инцидентом и оглаской прошла неделя, дает повод предположить: мальчик мог ничего не рассказать родителям или же они посчитали этот инцидент недостаточно серьезным. Почему так происходит, рассуждает семейный психолог, член Белорусской ассоциации психотерапевтов и Европейской ассоциации гештальт-терапевтов Анна Матуляк:

— Ребенок должен отличать, какое поведение является нормальным, а какое — неприемлемым, причем не только со стороны учителей, но и со стороны любого взрослого. Эти знания изначально закладываются в семье. Если родители повышают голос, физически наказывают ребенка, то он, конечно, может стать нечувствительным к этому — будет считать нормой. Однако крик или физическое насилие все равно травмируют.

Важно выстраивать доверительные отношения в семье задолго до того, как у ребенка начнут появляться секреты. Если мама приходит домой с работы и рассказывает, как у нее прошел день, что удалось, а что нет, то и ребенок со временем начнет делиться событиями из своей жизни и будет воспринимать это как семейную традицию.

До определенного возраста (чаще всего речь идет о младшем подростковом) дети рассказывают родителям все. Но со временем общение может свестись к минимуму. Отчасти так происходит, когда родители не подпитывают коммуникацию, а ограничиваются вопросами «Что получил в школе? Как прошла контрольная?» Ребенок начинает замыкаться и утаивать информацию.

Обычно этому способствует и обесценивание эмоций ребенка: если мама говорит «Ой, подумаешь, какая ерунда, нечего из-за этого переживать», в следующий раз он никогда не скажет маме о произошедшем. Негативные ощущения останутся, но родные об этом не узнают. Нужно быть готовым выслушивать любые жалобы от ребенка, какими бы незначительными они ни казались.

Важный момент: чтобы дети могли защитить себя от кого-то, они должны уметь говорить «нет» любому взрослому, даже родителю. Навык самозащиты формируется так: сначала родители активно защищают ребенка, а потом ребенок учится защищать свои границы самостоятельно, в том числе и через противостояние взрослому. Важно, чтобы родители могли услышать это «нет».

Понаблюдайте за своим ребенком. Если он грустит, но остается работоспособным, спит, ест, учится, не отказывается идти в школу, то все в порядке. Периоды грусти — это нормально, ведь с возрастом у ребенка появляется все больше секретов от родителей (и не обо всех нужно знать), он может переживать свои маленькие проблемы наедине с самим собой. Но если родители все равно встревожены, разговор с классным руководителем или одноклассникам будет нелишним.

Вообще любое изменение в поведении ребенка — это повод поговорить. Если в семье здоровая атмосфера, ребенок будет откликаться на посылы родителей. Обращение может быть таким: «Я вижу, что что-то не так, меня это беспокоит. Я понимаю, что у тебя могут быть секреты, но мне важно убедиться, что тебя никто не обижает».

Составить такой разговор можно даже без доверительных отношений. Честно скажите, что вас беспокоит, предложите пойти к психологу. Диалог при этом постройте так: «Ты можешь не хотеть об этом говорить, но мы можем пойти к психологу, который не будет выдавать твои секреты и поможет тебе разобраться с проблемой».

Касательно ситуации с видео, ребенка надо обязательно защитить. У родителей не должно быть опасений по поводу того, что испортятся отношения с учителем или администрацией школы. Ребенок должен видеть и чувствовать, что враждебное и неуважительное поведение абсолютно неприемлемо.

«Мама, а ты скоро умрешь?» Психолог о том, как отвечать на неловкие вопросы детей

Как только ребенок начинает говорить, он задает родителям тысячи «почему?». На большинство из них взрослые отвечают не задумываясь, но некоторые могут застать врасплох. Мы составили топ таких вопросов, а психолог Галина Швец рассказала, как на них лучше отвечать — чтобы и самим не краснеть, и чтобы ребенок остался довольным.

Источник фото: pexels.com

Важен не только смысл, но и подача

Для начала несколько общих советов. Прежде всего относитесь к любым детским вопросам с пониманием: обязательно нужно выслушать ребенка и подобрать понятное ему разъяснение, а не отмахиваться фразой «потому что». Если удастся придумать хороший ответ, тогда у ребенка будет стимул обращаться к вам снова — чтобы узнать о мире нечто новое.

— Если вы не знаете ответа, вполне можно обратиться к Google. Это не стыдно! Кроме того, вы покажете ребенку, где в будущем можно находить ответы на то, что его интересует, — считает Галина Швец.

Ответы должны быть краткими и понятными. Обязательно учитывайте возраст ребенка, говорите простыми словами и «двигайтесь» от простого к сложному. Тогда малышу будет проще понять сказанное вами. Если вы сами не понимаете, что ребенок имеет в виду, обязательно уточняйте: «А где ты такое узнал? Где услышал? А как ты считаешь?». Так вы сможете понять, как лучше ответить, а заодно натолкнете ребенка на размышления, что намного полезнее, чем готовые ответы родителей.

Всегда будьте честны. Говорите ребенку правду, но подбирайте для объяснения подходящие слова. А если нужно, показывайте, что бывают разные мнения: «Я считаю так, а вот папа этак…».

Если ребенок задал какой-то «недетский» вопрос (например, про секс) ни в коем случае не ругайте и не стыдите его. И тем более не рассказывайте об этом при всех: «Наш сын вчера о таком спросил!» Если вы посмеетесь, да еще и прилюдно, ребенок больше никогда не обратится к вам, а найдет ответы в интернете или у сверстников (но не факт, что информация будет верной).

— Для взрослых секс — это запретная тема, а для детей — это всего лишь одна из возможностей расширения кругозора. Потому относиться к таким вопросам нужно проще и отвечать на них спокойно.

Источник фото: pexels.com

Мы собрали топ неловких вопросов детей, а психолог подготовила примерные ответы на них. Вы можете изменять их, как считаете нужным, учитывая возраст и особенности ребенка, ваши жизненные ценности и устои семьи.

Откуда я появился/как дети появляются на свет?

Отвечая на такие вопросы не стоит врать, что «тебя принес аист» или «мы нашли тебя в капусте». Узнав правду, ребенок просто перестанет вам доверять. Лучше сказать правду, но в упрощенной форме. Например, дошкольникам в возрасте 2−5 лет будет понятен такой вариант:

— Мама с папой очень любят друг друга и ночью крепко обнимаются. И однажды семечко от папы попало к маме. Благодаря этому ты появился на свет. Сначала ты был маленькой клеточкой, но ты рос и становился больше. А потом настолько вырос, что попросился наружу.

Для детей постарше стоит отвечать более детально:

— У мужчин есть мужские клетки — сперматозоиды, у женщин — яйцеклетки. Когда они объединяются, из них появляется ребенок, который начинает расти в специальном органе у женщины — матке. Сначала малыш маленький, как зернышко, но он становится все больше и больше, а потом появляется на свет.

Если вам сложно отвечать на подобные вопросы, то помочь могут современные книги. В них простым языком и с помощью ярких иллюстраций рассказывается о зачатии и рождении детей.

Что такое секс? А вы с папой занимаетесь сексом? Можно ли посмотреть, как вы это делаете?

Впервые услышав по телевизору или узнав от старших детей о сексе, ребенок начинает спрашивать, что это такое. Если он еще маленький, можно ограничиться достаточно простым ответом:

— Секс — это когда муж и жена соприкасаются половыми органами, потому что они очень близки друг с другом. В результате этого на свет могут появиться дети.

Логично, что далее ребенок может задать вопрос о родителях: занимаются ли они сексом и можно ли на это посмотреть. Не стоит стесняться и отрицать, лучше сказать правду, но сразу выстроить границы дозволенного:

— Да, это делают все взрослые. Но посмотреть на это нельзя. Это дело только двух взрослых людей.

Источник фото: unsplash.com

Мама, а ты умрешь? Я тоже умру? Что будет после смерти?

Как и с вопросами о сексе, тут стоит говорить правду. Если бабушка ушла из жизни, не надо говорить ребенку, что «она уехала куда-то надолго». Но для объяснения стоит подбирать фразы в мягкой форме:

— Когда человек становится стареньким или чем-то заболевает, он может умереть: он больше не сможет жить с нами, не сможет кушать и дышать.

И тогда дети часто задают встречный вопрос относительно родителей и себя. Сказать правду, но при этом не напугать ребенка, можно так:

— Да, я тоже умру когда-то. Все люди и животные умирают, мы не можем этим управлять. И ты тоже умрешь, но это произойдет нескоро, когда ты будешь очень стареньким. Впереди у тебя еще много-много веселых и интересных дней. А я все это время буду рядом с тобой. Под моей защитой у тебя все будет хорошо.

Почему ты не любишь бабушку?

Желательно расспросить ребенка, почему он так решил. Возможно, он стал свидетелем ссоры или разговора между родителями. А может, просто неверно понял сложившуюся в семье ситуацию, и ему просто нужно ее объяснить. В качестве универсального ответа можно использовать такой:

— Я люблю каждого человека по-своему: тебя, папу и бабушку, потому с каждым из вас я по-разному строю отношения. Но это не значит, что я кого-то из вас не люблю. Просто я по-разному выражаю свою любовь к вам.

Почему папа с нами больше не живет? Почему ты больше не любишь папу?

Дети сложно переживают ситуацию, когда родители расходятся. Они начинают задавать множество вопросов. И задача взрослых — успокоить ребенка и объяснить, что его жизнь не станет хуже, что мама и папа будут его любить так же сильно, как и прежде:

— Иногда так случается, что отношения между мужчиной и женщиной заканчиваются. Как, например, ты вот дружил с Димой, а потом перестал с ним дружить и подружился с Костей. Это нормально! В жизни взрослых происходит то же самое. Но что бы ни произошло, я всегда буду твоей мамой, а папа — твоим папой. И хоть папа теперь будет жить в другом месте, ты будешь видеться с ним часто: вы будете ходить вместе в парк, играть на улице в футбол, ездить к бабушке на дачу.

Источник фото: pixabay.com

Почему у меня нет папы?

Представим такую ситуацию: ребенок растет без отца с самого рождения; видит, что у других детей есть папы и просит маму объяснить, почему все именно так, а не иначе. Здесь задача матери заключается в том, чтобы создать положительный образ отца, даже если она плохо к нему относится. По словам психолога, у ребенка формируется целостный образ: раз мама хорошая и папа хороший, то и я — хороший. Если же про отца говорят плохо, ребенок может не принимать какую-то часть себя, думать, что с ним тоже что-то не так. В будущем это обязательно отразится на самооценке.

В упрощенном виде на вопрос об отце можно ответить так:

— У каждого ребенка есть мама и папа, но твой папа сейчас уехал далеко (живет в другом городе). Он тебя по-своему любит, но, к сожалению, не может с тобой видеться.

Если ребенок начнет спрашивать, каким был отец, расскажите о его положительных качествах: чем он был интересен, чем занимался. А главное — объясните ребенку, что благодаря этому человеку он сам появился на свет, и что за это вы очень ему благодарны.

Почему у Пети/Маши между ног по-другому?

С возрастом дети начинают замечать половые различия между мальчиками и девочками. Родителям стоит с особым вниманием отнестись к таким вопросам. Ведь интерес у ребенка никуда не пропадет. И если мама отмахнется, малыш просто найдет ответ в интернете или у старших детей. Но не факт, что полученная информация будет для него самой удачной и приемлемой по возрасту. Потому можно ответить так (идеально, если при этом вы будете показывать детскую книгу с рисунками):

— Есть мальчики, а есть девочки, они устроены по-разному. У мальчиков половые органы находятся снаружи: у них есть половой член, мошонка, яички; у девочек есть матка, яичники, клитор. Этим мальчики и девочки и отличаются друг от друга.

Психолог подчеркивает, что обязательно нужно называть половые органы так, как положено, а не давать им какие-то свои названия. Это не только формирует правильное представление о своем теле, но и может помочь в будущем ребенку, если он попадет в опасную ситуацию: «Есть такая информация, что когда педофилы слышат от ребенка правильные названия половых органов, они понимают, что он осведомлен по этой теме, и зачастую решают, что его лучше не трогать», — объясняет эксперт.

Кого ты больше любишь: меня или брата (сестру, маму, папу)?

Иногда между детьми или другими членами семьи возникает ревность, и тогда ребенок пытается выяснить, кого же мама любит больше. Отвечать на такие вопросы можно следующим образом:

— Я всех вас люблю очень сильно, но разной любовью. Вас нельзя сравнивать, потому что вы — разные, но одинаково важные для меня. Папу я люблю как папу, тебя — как старшего сыночка, а твоего брата — как младшего сыночка. И моей любви хватит на вас всех.

Источник фото: pexels.com

Почему вы с папой (мамой) ругаетесь?

В идеале, конечно, не стоит ругаться при детях, потому что они очень серьезно воспринимают увиденное. Родители для них — это целый мир, и в момент сильной ссоры он буквально рушится на глазах. Если же ребенок стал невольным свидетелем разногласий, не стоит юлить и говорить, что вы не ругались, а ему просто показалось. Лучше честно ответить:

— Да, такое бывает, когда у людей есть разное мнение на счет каких-то вещей. Так иногда случается и у нас с папой, но мы находим именно то решение, которое нравится нам двоим. И у нас снова становится все хорошо.

Кто такой гей/лесбиянка?

Если вы слышите от ребенка какой-то необычный термин, обязательно спросите сначала, где он такое услышал, что он сам об этом знает. И исходя из его ответа, начинайте объяснение. Маленький ребенок может что-то недослышать или неверно понять.

— Например, одна мама рассказывала, что сын однажды спросил ее: «А кто такой гомик?» И если бы она не уточнила, где он такое услышал, могла бы наговорить лишнее. Ребенок же объяснил: «Г.омик вместе с Дедом Морозом разносит детям подарки». Тогда стало понятно, что речь идет о гномиках. Мама выдохнула.

Если же вы убедились, что ребенок действительно спрашивает про людей с нетрадиционной ориентацией, можно ответить так:

— Обычно мужчина и женщина влюбляются друг в друга, как мы с папой, но иногда происходит так, что мужчина любит мужчину, а женщина — женщину. Это личное дело взрослых людей.

Почему этот дядя лысый? А у Кости такая темная кожа? Почему этот взрослый мальчик не ходит, а едет в коляске?

Дети без стеснения задают вопросы, касающиеся внешности людей. И родителям нужно объяснить ребенку, что различия — это нормально:

— Люди не похожи друг на друга. И это хорошо, иначе нам было бы совсем скучно жить. Есть высокие люди, есть низкие, с длинными волосами и короткими. Смотри, вот у меня волосы длинные, а у тебя — короткие. Папа у нас высокий, а я — низкая. Такие различия задуманы природой для каждого отдельного человека.

Еще более неловко становится родителям, когда дети начинают спрашивать о ребенке с особенностями: «Почему он не ходит и не говорит, хотя такой большой?». Можно объяснить это ребенку так:

— Дети, как и взрослые, иногда болеют. И болезни бывают разные. Вот, например, этот мальчик не может ходить и говорить. Но смеяться над этим не нужно, с мальчиком тоже можно поиграть и, если нужно, стоит обязательно ему помочь.

Источник фото: pixabay.com

Почему со мной не хотят дружить?

Чтобы правильно ответить, нужно разобраться в ситуации. Задайте ребенку пару наводящих вопросов: «Кто не хочет дружить? Как это происходит?» Это поможет понять: дело в поведении ребенка, или так сложилась ситуация. Если это связано с приходом в новый коллектив: школу или детский сад, то можно сказать:

— Друзья появляются не сразу. На это нужно время. Чтобы завести друзей, попробуй поиграть с детьми во что-то интересное, помогай и поддерживай одноклассников, тогда в скором времени ты точно заведешь себе друга.

А еще важно просто поддержать ребенка, показать ему, что с ним все в порядке:

— Ты — хороший друг. Ты обязательно встретишь того, кто захочет с тобой дружить, и вы будете вместе весело проводить время.

Существует ли Бог/дьявол?

Ответ на этот вопрос зависит от мировоззрения семьи, объясняет психолог. Верующим подойдет такой вариант:

— Да, Бог существует, и мы находимся под его защитой: он в каждую минуту думает и заботится о нас.

А вот про дьявола лучше отвечать, что он не существует (дабы ребенка не напугать). Можно просто сказать, что это выдуманный герой из кино.

Почему ребенок говорит о себе плохо и что с этим делать?

Кажется, что если ребенок начал себя ругать, то виноваты родители — слишком строги. Но все не так очевидно. Семейный психолог с 25-летним стажем Ольга Никитина рассказала о причинах детской самокритики.

Источник фото: Pexels.com

Привычка говорить о себе плохо может появиться в любом возрасте, отмечает психолог.

— Сыну 2,5 года, и он часто начал повторять «я плохой, мама плохая, папа плохой», — рассказывает мама одного малыша. — Причем если я как-то комментирую его не очень примерное поведение, то акцент делаю всегда именно на том, что он сделал нехорошо, а не на том, что он сам нехороший. Но эти фразы стали слишком часто повторяться, не знаю, что делать.

А вот другая ситуация из реальной жизни:

— Если я делаю своей шестилетней дочке замечание по делу, то сразу начинается: «Я плохая, вы меня не любите», — рассказывает Анна. — Хвалю ее очень часто: отмечаю, что она помогает и рисует красиво. Обнимаю ее, целую, когда мимо пройдет. Но вот за любое незначительное замечание сразу эти фразы.

Ольга Никитина объясняет, что существуют две принципиально разные причины, подталкивающие ребенка к самокритике. Первая — это манипуляция. Вторая — реальная неуверенность в своих силах.

— Когда ребенок ругает себя с целью манипулировать родителями, то он хочет получить обратный эффект. Другими словами, ребенку надо, чтобы родители начали его хвалить. Говорить, какой он хороший, умный, ответственный. Почему выбрана именно такая форма коммуникации? Потому что у ребенка нет возможности получить подтверждения в том, что с ним все хорошо, другим — открытым путем. Бывает так, что критики в адрес сына или дочери очень много, а положительной оценки мало или нет вовсе.

Кстати, много критики — необязательное условие. Если ребенок посчитает, что близкие к нему равнодушны, он тоже будет стараться привлечь их внимание к себе. И очень может быть — с помощью «самобичевания». Обычно это случается с теми детьми, которые не доставляют родителям хлопот (учатся и ведут себя хорошо). Такая примерность воспринимается взрослыми как нечто само собой разумеющееся. А ребенку катастрофически не хватает подтверждения, что его успехи замечены.

Вторая причина, как я уже говорила, — это неверие в собственные силы и возможности. Ее сложнее устранить, чем первую, поскольку здесь ребенок не позирует, а искренне считает себя неудачником, глупым, некрасивым, хуже других. В этом случае ему крайне нужна поддержка. Если родитель хочет ему помочь, придется немало поработать: кропотливо вырабатывать в ребенке чувство уверенности; учить чувствовать себя, ощущать успешным. Проще говоря, надо будет заново поднимать самооценку. ⠀

Особенно роль близких велика, если речь идет о детях до 10-12 лет. В этом возрасте ребенок формирует представление о самом себе, исходя из мнения родных. Поэтому именно родители способны дать ощущение уверенности, которого не хватает.

Как сделать, чтобы ребенок начал ощущать себя «на высоте»? Правила просты, но их надо не только знать, а и придерживаться их в повседневности.

1. Учитывайте мнение ребенка во всех вопросах, его касающихся. Позволяйте носить ту одежду, которую он хочет; отдавайте его в тот спорт, который нравится ему, а не вам; прежде чем переводить в крутую английскую школу, узнайте, что по этому поводу думает сам ребенок.    

2. Разделяйте поступки и самого ребенка. К поступкам вы можете относиться как считаете нужным, а вот ребенок должен всегда чувствовать, что его любят и принимают, несмотря ни на что.

3. Акцентируйте внимание на позитивном. Посмотрели на коряво выполненную домашнюю работу, увидели хоть одну букву, написанную аккуратно, и — вернули тетрадь, отметив букву, которая удалась.

4. Отмечайте вклад ребенка в общие семейные дела.

5. Будьте на стороне ребенка, когда учитель предъявляет претензии в его адрес.

6. Разбирайте ошибки ребенка с точки зрения «чему я научился и как поступлю в следующий раз».

7. Рассказывайте о своих ошибках. Это вселяет ребенку уверенность в том, что он тоже справится. К тому же мысль «такое случается не только со мной» уже сама по себе добавляет сил.

Десять фраз, про которые родителям лучше забыть навсегда (если вы желаете ребенку добра)

В нашем детстве родители не всегда могли уделить достаточно времени воспитанию и пользовались шаблонными фразами «Не плачь!», «Не кричи!», «Кому я сказала!» И вроде бы время сейчас другое, но такие формулировки все равно в ходу. Тренер по эмоциональному интеллекту, основательница Школы осознанного взросления для детей UpGrade Алиса Плеганская составила список из 10 распространенных фраз, которые нельзя говорить ребенку, если вы желаете ему добра. Эксперт предложила альтернативные варианты в общении. 

Источник фото: Unsplash.com

1. «Не плачь, ты же мальчик» / «Девочки себя так не ведут» / «Нашла из-за чего расстраиваться»

Первое, чему мы учим детей в нашей школе: любые эмоции — это нормально и вы имеете на них право. Мальчики и девочки чувствуют печаль, злость или страх одинаково. Из-за гендерных установок, которые вкладывают детям их же родители, с возрастом мальчикам сложнее почувствовать любовь или признаться, что они чего-то боятся. Таким образом мы формируем навык подавления эмоций — в будущем это может вылиться в повышенную агрессию или, наоборот, пассивность.

Девочки тоже не должны быть постоянно радостными и милыми. Они имеют право быть недовольными, высказывать свое мнение и отстаивать интересы. В будущем девушка, которая была вынуждена прятать эмоции, стремится угодить всем окружающим, подавляет свои истинные желания.

Наш вариант: Не использовать гендерную привязку «ты же мальчик», «ты же девочка». Если ребенок сделал что-то не так, важно объяснить, что такое поведение некорректное, без привязки к полу. Когда ребенок чем-то расстроен или испытывает другие сильные эмоции, первое, о чем его нужно спросить: «Что ты чувствуешь?» Разделите с ребенком важность проблемы: «Я понимаю, что для тебя это важно». И предложите свою помощь: «Как я могу тебе помочь справиться с этим чувством?», «Чем я могу тебе помочь, чтобы тебе стало легче?» В большинстве случаев ребенок даст вам конкретные ответы.

Иногда дети просят, чтобы их не трогали — и это тоже нормально. Только в тех случаях, когда ребенок совсем не знает, как ему помочь, мягко и аккуратно предложите варианты. Благодаря такому общению ребенок будет понимать, что его чувства важны для близких ему людей. Это позволит ему гармонично развиваться, принимать себя и других людей.

2. «Не лезь, не иди, не трогай» / «Давай я сам. Давай я вместо тебя это сделаю»

Недавно смотрела одно видео, где мама приготовила своему ребенку подарок и упаковала его в большое количество коробок. Задача ребенка была распаковать порядка 5−7 коробок. Отличная идея, подумала я! Это хороший прием, который формирует навык исследователя и практикует терпение. Но в какой-то момент у меня начал дергаться глаз, потому что мама постоянно повторяла: «Давай я сама открою. Ой, давай я тебе помогу. Ты не сможешь, давай лучше я». Ребенок получает сообщение, что сам он ничего не может, за него все сделают, а если рядом что-то опасное, лучше держаться подальше.

«Хорошо сейчас — плохо потом». Сейчас ваш ребенок в безопасности и чувствует себя комфортно, но потом, когда ему нужно будет в 30 лет самому «открыть коробку», он будет ждать, когда кто-то сделает это за него.

Наш вариант: Объясните ребенку, какие его ждут последствия, и расскажите, как можно достичь результата по-другому. «Эту коробку, наверное, сложно открыть. Как думаешь, с какой стороны это было бы проще сделать?» Это не значит, что ребенку не нужно ничего запрещать. Можно, но при этом важно объяснять причины запрета и мотивы, которыми вы руководствуетесь.

3. «Потому что я так сказала» / «Я сказала: ешь — это полезно»

Такие фразы помогают вырастить удобного ребенка, но это не учит его думать, задавать вопросы и принимать взвешенные решения. Не формируется критическое мышление — очень важный навык для ребенка и взрослого человека. Именно оно позволяет находить истину и принимать грамотные, взвешенные решения вместо того, чтобы верить людям на слово.

Источник фото: Unsplash.com

Наш вариант: «Эти овощи полезные, потому что в них много витаминов и минералов, которые помогут тебе быстрее проходить ты игры. Ты станешь внимательнее, улучшится реакция. Это то, что тебе нужно на соревнованиях, чтобы победить». Или: «Игрушки важно собирать в коробку, потому что я могу на них наступить и сломать, а может быть, сама упаду и поранюсь».

4. «Мог бы и лучше постараться» / «Почему не 10?»

Когда в школе мы с детьми проходим тему страха и стыда, у каждого второго всплывает страх оценок. Причем не низких оценок, а оценок 7, 8 и даже 9, потому что от них родители ждут 10 баллов. Зачастую мы даем это из лучших побуждений, чтобы ребенок был замотивирован учиться на «отлично». Но вместо этого дети получают убеждение: «Меня любят и уважают только тогда, когда я идеальный и самый лучший». Ребенком движет не желание учиться, а страх.

Задумайтесь, как часто вы что-то делаете на 10 баллов в жизни? Дети, от которых требовали всегда отличных отметок, во взрослой жизни испытывают дикий стресс, когда у них получается не все идеально. Если есть выбор: сделать что-то новое или не сделать, мы часто выбираем бездействие, потому что понимаем: с первого раза идеально не получится.

Наш вариант: «Супер! Ты постарался и получил 8! Я рад этому. Как думаешь, что можно сделать в следующий раз лучше, чтобы было 9?» Таким образом вы показываете ребенку, что он старался, вместо того, чтобы обесценивать его труд. Он видит, что вы рады и поддерживаете его. При этом запускаете в нем самостоятельный поиск решений того, как можно было бы улучшить результат. Ребенок мотивируется не страхом, а желанием учиться.

5. «Красота/деньги/отношения — не главное в жизни»

Позвольте вашему ребенку сформировать свой опыт и самому решить, что для него главное, а что — нет. Несмотря на то, что это ваши дети, важно принять, что они отличаются от вас: по интересам и ценностям. Мы можем им навязать свои взгляды, с которыми они будут жить какое-то время, но потом столкнутся с непониманием того, что важно для них. Такому взрослому будет сложно принимать собственные решения.

Наш вариант: «Для меня деньги в жизни не главное. Но это моя жизнь и мой опыт — твое право принимать его или нет. Возможно, для тебя будут важны другие вещи. Только тебе решать и выбирать». Такой подход поможет вашему ребенку быстрее повзрослеть и научиться самостоятельно нести ответственность за свои решения.

6. «Есть такое слово надо»

Одно из фундаментальных правил, на которое мы опираемся в нашей школе: никогда не заставлять ребенка делать то, что он не хочет. Через интересную форму, объяснение ценности и разговор мы вовлекаем ребенка в различные активности. Для нас важно, чтобы ребенок сам захотел принять участие в том или ном упражнении.

Источник фото: Unsplash.com

Бывает, что ребенок смущается или находится не в настроении. В таком случае мы придумываем что-то другое или просто даем время отдохнуть и прийти в себя.

Почему это важно? Когда мы действуем «через не хочу», у нас формируются нейронные связи, из-за которых в следующий раз эта деятельность будет вызывать сопротивление, гнев, апатию или отвращение. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок что-то сделал или сформировал полезную привычку, не испытывая при этом негативных эмоций, лучше постараться вызвать в нем интерес.

Наш вариант: «Давай придумаем, как можно весело и интересно пылесосить! Что если мы включим музыку? А давай с тобой сыграем в игру «кто быстрее уберется в комнате». Предлагаю устроить конкурс, кто протрет пыль лучше: ты или я». Взрослым тоже нравится превращать неприятный процесс в игру, что уж говорить о детях. В этом случае формируются совершенно другие связи: «Пылесосить — это весело!», «Убирать — приятно и интересно».

7. «Иди с ним поиграй»

Представьте: вы не выспались, пришли на работу и хотите провести этот день в тишине, наедине с собой. Но к вам врывается ваш руководитель и говорит, что нужно все бросить и пойти работать в паре с вашим коллегой, который вам не очень-то и нравится. Что почувствуете? То же самое чувствует ребенок, когда его насильно заставляют общаться и играть с теми, кто не вызывает у него симпатии. Здесь имеют значение несколько вещей: важность эмоций ребенка и соблюдение его границ и желаний.

Ребенок, который вынужден общаться с теми, кто ему неприятен,  во взрослом возрасте игнорирует свое эмоциональное состояние в пользу других людей, а также терпит к себе неподобающее отношение без попыток что-либо изменить.

Наш вариант: «Хочешь с ним поиграть? А почему нет? Он тебе не нравится или ты просто устал?» При таком подходе ребенок будет понимать, что его мнение ценят и уважают и бережно относятся к его эмоциональному состоянию. Когда взрослый умеет выбирать свое окружение — это хорошее качество, согласитесь.

8. «Ты еще маленький. Будет тебе столько, сколько мне — поговорим»

В этот момент мы кладем на весы мнение ребенка и чужой опыт. И чужой опыт, особенно если человек старше, перевешивает. Это удобно для родителя, но в будущем ребенку потребуется очень много времени, чтобы поверить в себя и научиться опираться на свое мнение. В его восприятии он всегда будет «маленьким», даже если получит три высших образования.

Наш вариант: «Расскажи, почему ты так считаешь. Я рада, что ты делишься своим мнением, но ты не учитываешь некоторые моменты…» Бывают случаи, когда в процессе дискуссии родитель понимает, что ребенок, оказывается, прав, но продолжает настаивать на своем, опасаясь потерять авторитет. Ребенок выучит урок, что правда не так важна, важнее авторитет и статус. Если вы не правы, признайте это. Авторитет вы не потеряете, а ребенку это пойдет на пользу.

9. «Чего лежишь? Заняться нечем? Я тебе найду занятие!»

Отдых нужен каждому. И чем старше мы становимся, тем больше понимаем, что наши ресурсы не бесконечны. Дети в этом смысле не исключение, несмотря на то, что энергии у них больше.

Из-за того, что наши родители учили нас по другим учебникам, нам тяжело позволить себе отдохнуть без чувства вины. Как это — «просто лежать» и не делать ничего полезного? В итоге организм не отдыхает, а еще больше истощается. Чтобы у вашего ребенка не было такой проблемы, уважайте его право на отдых.

Источник фото: Unsplash.com

Наш вариант: Если возникает ситуация, когда ребенок решил отдохнуть, а вы хотите, чтобы он что-то сделал, лучше спросить: «Сколько тебе нужно времени, чтобы отдохнуть?», «Сможешь ли ты мне потом помочь?», «Можешь помочь мне сейчас, а потом я тебя до конца дня не буду трогать».

10. «Я возьму твой телефон» / «Я воспользуюсь твоим блокнотом» / «Я забрала твою зарядку»

Своими личными вещами имеет право распоряжаться только ребенок. Вы можете воспользоваться чем-то только с его разрешения. Это правило с самого детства формирует базовое понимание границ. Если родители без разрешения пользуются вещами ребенка, во взрослом возрасте такой человек будет разрешать делать то же самое другим людям. Только вещами это может не ограничиться, а затронет психологические и телесные границы.

Наш вариант: «Можно я возьму твой телефон?», «Прости, я сломала твою зарядку. Я куплю тебе новую», «Можно я на время возьму твой блокнот?».

Подросток не идет на контакт: психолог о главных ошибках родителей

Все взрослые были когда-то подростками, но многие об этом забывают. И в тот момент, когда ребенку особенно нужна помощь, поддержка и принятие родителями, очень часто он этого не получает. Почему подростки отдаляются и не идут на контакт, рассказывает психолог Надежда Архангельская.

Источник фото: Unsplash.com

Предположим, вы потеряли общий язык с подростком. Ответьте сами себе: «Почему это произошло?». Многие взрослые пытаются переложить ответственность на ребенка, дескать, сам захотел и перестал общаться. Однако ответственность родителей за воспитание ребенка равная. И «само» возникнуть не могло. Это означает, что в какой-то момент произошло отчуждение в семье, возможно, этому способствовал семейный кризис или какая-то сложная ситуация.

Главное для себя уяснить, что:

1. Златокудрое, удобное и послушное дитя останется только в вашей памяти;

2. Ребенок растет и его настроение — индикатор микроклимата в семье;

3. Подросток особенно нуждается в добром отношении и любви, безусловной и настоящей.

Гормональные и физиологические процессы в организме влияют на состояние ребенка. Может проявляться плаксивость, чувство страха, болезненные ощущения в различных частях тела. Именно сейчас ему важны принятие и любовь, ибо психика подростка чрезвычайно тонкая.

А теперь пройдемся по списку самых частных причин конфликтов между взрослыми и подростками.

Деньги как метод поощрения

Вопрос денежных отношений в семье требует очень тонкого подхода. Торгово-обменные операции с ребенком (к примеру, если ты сходишь за хлебом, я включу тебе интернет или дам деньги), выглядят нелепо. Некоторые психологи утверждают, что ребенку нужно платить за уборку, помощь по дому, тем не менее, это нарушает этические правила семьи.

Бывают случаи, когда ребенка уже с 14−15 лет устраивают в семейный бизнес и платят зарплату как равноправному члену семьи и бизнеса. Часто средством накопления являются деньги, отложенные ребенком со сдачи в магазине, или так называемые подарочные деньги, которые на день рождения, Новый год дарят родственники — тоже один из вариантов. Но давать деньги за то, чтобы ребенок прибрался в комнате или сходил за хлебом, на мой взгляд, не стоит. Так обесценивается духовно-нравственная опора семьи.

Школа важнее личных отношений

Родители жестко требуют у ребенка выполнения домашних заданий, ограничивая его в эмоциональном душевном контакте, в радости общения и т.д. Тем самым для ребенка школа и выполнение домашних заданий воспринимается как условие любви родителей. Фокусировка родителей только на учебе, в ущерб психологической близости, дезориентирует ребенка, ухудшает его эмоциональное состояние, создает ощущение безысходности и ненужности. («Я им нужен только для учебы», «Если я не выполню задание, меня накажут», «Я ненавижу школу» и т.п.)

Но школа — это лишь часть жизни ребенка. Задайте себе вопросы: «Чего я хочу от ребенка?», «Почему я обращаю внимание только на оценки и учебу?», «Знаю ли я, чем увлекается мой ребенок, какую музыку слушает, какие книги читает и какие его интересы?» Учеба — это ведь не только «выполненные домашние задания», но и новые знания, достижения, общение, гармоничное развитие. И задача родителей — мотивировать ребенка к образовательному процессу, помочь раскрыть его потенциал и таланты.

Интернет как источник споров

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок сидел в интернете (очень распространенная жалоба), выйдите из него сами. Здесь без комментариев. Отложите телефон, хотя бы когда общаетесь с ребенком, когда завтракаете или ужинаете, когда отдыхаете вместе. 

Устройте еженедельный семейный праздник — день без телефонов! Только вы и ваша семья. Общайтесь, готовьте, отдыхайте душой и телом. Уделите внимание спорту и физической активности подростка — это очень ценный ресурс. Поддержание себя в форме, активность, движение увлекают всю семью. Было бы замечательно всем вместе посещать спортзал и бассейн, можно ходить в семейные походы, на йогу. Все эти идеи обязательно согласовывайте с ребенком. Предлагайте ему варианты и спрашивайте его мнение.

Источник фото: Unsplash.com

Разрешите ребенку выбирать

Проблема выбора — один из самых сложных вопросов в воспитании детей. Разумеется, речь не идет о вредных привычках или аддикции. Речь идет о том, чтобы вы дали ребенку почувствовать себя значимым в семье. Предоставьте ему право выбора там, где это вполне реально. Например, выбрать пиццу на семейный ужин, выбрать занятие по интересам (не стоит в ребенке видеть себя, если вы мечтали о художественной школе, вовсе не обязательно, что ваш ребенок должен ходить в «художку»).

Жизнь — это опыт. И подросток, безусловно, открывает для себя жизнь и воспринимает ее во многом благодаря уже имеющимся, унаследованным от вас установкам. Не забывайте о том, что ребенок — не ваша собственность, а отдельная личность со своим внутренним миром, потребностями, идеями и фантазиями. Любите и принимайте своего подростка таким, какой он есть.